Раздел I.
Пояснительная записка . «Я в мире, мир во мне»
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Преподавание кружка «Я в мире, мир во мне» в 2022-2023 учебном году осуществляется
в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
1. Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
3. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от
17.07.2015).
4. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального
государственного образовательного стандарта общего образования».
5. Письмо Минобразования России от 18.08.2017 №09-1672 «Методические рекомендации
по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности основных
общеобразовательных программ, в том числе проектной деятельности».
Главная цель изучения курса – создание условий для нравственного совершенствования
личности обучающихся, формирования социального опыта школьников, включение в
проектную деятельность.
Данная программа включают в себя теоретические и практические занятия, а также
разнообразные творческие задания. На занятиях дети знакомятся с основными правами
человека и современной терминологией. При проведении теоретических занятий
используются видеоматериалы и мультимедийные обучающие программы. Программа
описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной
программы школы.
Программа рассчитана на 34 часов. Программа рассчитана на учащихся 7-9 классов.
Раздел II. Планируемые результаты изучения курса
Установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — определение того, «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;
построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов
поведения;
реализация образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку;
нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных
норм. Построение планов во временной перспективе.
. владение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебнойдеятельности, а
также находить средства ее осуществления;
. формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; . определить наиболее
эффективные способы достижения результата;
. вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом
характера ошибок;
. понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение
цели, способов взаимодействия;
контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью
к сверстникам и взрослым;
формирование умения коллективного взаимодействия.
. способность решать творческие задачи,
. представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе,
презентация, реферат и др.);
. умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
. готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
Метапредметныеуниверсальные учебные действия:
• Регулятивныеуниверсальные учебные действия:
Обучающий научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ
реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей
и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки
для создания нового, более совершенного результата;
• Познавательныеуниверсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
• Коммуникативныеуниверсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра
в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
Личностные универсальные учебные действия:
У обучающихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так
и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Предметные результаты:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам
и обязанностям человека:
• ценностное отношение к России, своему народу, отечественному культурноисторическому наследию, государственной символике, законам Российской
Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему
поколению;
• опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической
позиции;
• начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина,
семьянина, товарища.
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного
поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между
поколениями;
• нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и
младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными
нормами;
• неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку,
находящемуся в трудной ситуации;
• способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском
обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих
поступков и поступков других людей;
• уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим,
заботливое отношение к младшим;
• знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним.
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и
личностно значимой деятельности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и
наиболее привлекательных для ребѐнка видах творческой деятельности;
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу
жизни:
• элементарные представления о взаимной обусловленности физического,
нравственного, и психического здоровья человека, о важности морали и
нравственности в сохранении здоровья человека.
5) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое
воспитание):
• первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении,
поступках людей;
• первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических
объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру исамому
себе.
Раздел III. Содержание курса «Я в мире, мир во мне»
Культура общения.
Самовоспитание.
Общечеловеческие нормы нравственности.
Великая отечественная война.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая,
индивидуальная.
Методы изучения:
речевая деятельность, дискуссия, круглый стол, просмотр фильмов с обсуждением
Форма контроля:проект
Раздел IV. Календарно-тематическое планирование
внеурочной деятельности «Я в мире, мир во мне»
№п/п
Количество
часов
Раздел 1.Культура общения.
Диагностика духовно1
нравственного развития.
1
Этикет. Приглашение. Как
дарить и принимать подарки.
Мой дом принимает гостей. Я
иду в гости.
Дата проведения
план
факт
Этика приветствия и знакомства.
Этика временных отношений
(поезд, кино, театр)
Привилегии и обязанности
мужчин. Положение и поведение
женщины.
Этикет. Культура речи. Этика
эпистолярного общения. Этика
телефонных разговоров.
1
20.09
1
27.09
1
04.10
6
1
Мы в цифровом мире. Капсула
времени. Информация в
Интернете: возможности и риски.
Безопасный Интернет.
11.10
7
Друзья, или френды.
1
18.10
8
Агрессия в Интернете. Троллинг.
Гипербуллинг.
1
25.10
9
Самопрезентация. Социальные
сети.
1
08.11
10
Раздел 2. Самовоспитание.
1
Дружбой умейте дорожить. «Не
бросай одного его».
1
2
3
4
5
11
12
13
14
15
16
Тема занятия
06.09
13.09
15.11
О подлости и предательстве
1
22.11
Киноклуб. Просмотр фильма
1
29.11
«Чучело».
Киноклуб. Просмотр фильма
1
06.12
«Чучело».
Киноклуб. Анализ и обсуждение 1
13.12
фильма «Чучело».
Киноклуб. Эссе и обсуждение
1
20.12
фильма «Чучело».
Жестокость – сестра трусости.
1
27.12
Раздел 2. Общечеловеческие нормы нравственности.
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Моя любимая книга
1
10.01
Жизнь человека как книга
1
17.01
Тайны книг
1
24.01
Значение слова ответственность. 1
31.01
Ответственность за поступки.
«Досадно мне, что слово честь
1
07.02
забыто»
Пять секретов настоящего
1
14.02
мужчины
Честь имею! Или кодекс
1
21.02
настоящего мужчины.
Преданность и привязанность.
1
28.02
Верность. Любовь к человеку.
Материнская любовь. Без
1
07.03
родителей – сирота
Раздел 4. Великая Отечественная война
1
14.03
Дети в годы Великой
Отечественной войны (вводное
занятие)
Киноклуб. Просмотр фильма
1
21.030
«Иди и смотри»
Киноклуб. Просмотр фильма
1
4.04
«Иди и смотри»
Киноклуб. Анализ и обсуждение 1
11.04
фильма «Иди и смотри»
Киноклуб. Эссе и обсуждение
1
18.04
«Иди и смотри»
Детство, опаленное войной
1
25.04
Дети – труженики тыла
1
02.05
Дети блокадного города
1
16.05
Зачет. Проект «Мой внутренний 1
23.05
мир»