Рабочая программа
по информатике в 9 классе к учебнику Босовой «Информатика.
Учебник для 9 класса»
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и
формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В
ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности
школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются
межпредметные связи. В программе предложен авторский подход в части структурирования
учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы
знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике
для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория
знаний»)
Планируемые предметные результаты
освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система
ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому
образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной
школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе
развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой
информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов
ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей
информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития
информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению
обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и
взрослыми
в
процессе
образовательной,
общественно-полезной,
учебноисследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет
знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной
эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких
или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного
1
процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами,
формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и
по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать
правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой
информации, применение методов информационного поиска; структурирование и
визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения
знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственнографическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные
информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы,
графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из
одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации
в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели
моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения,
преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного
информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация
изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических
объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и
использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие;
поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения
учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по
получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в
учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа
мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные
предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной культуры; формирование представления о
компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных
навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация,
информационные процессы, файл;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей —
2
таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих
программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при
работе с компьютерными программами.
Тема «Моделирование и формализация»
Выпускник научится:
понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
«читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые
диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаковосимволической формы в другую, в том числе использовать графическое
представление (визуализацию) числовой информации;
строить простые информационные модели объектов из различных предметных
областей.
выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы);
планировать работу по конструированию сложных графических объектов из
простых;
определять инструменты графического редактора для выполнения базовых
операций по созданию изображений.
Выпускник получит возможность:
сформировать начальные представления о о назначении и области применения моделей; о
моделировании как методе научного познания;
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево)
в соответствии с поставленной задачей;
научиться систематизировать знания об основных возможностях графического интерфейса и
правилах организации индивидуального информационного пространства;
создавать и редактировать
изображения с помощью инструментов
растрового
графического редактора;
создавать и редактировать
изображения с помощью инструментов векторного
графического редактора.
Тема «Алгоритмизация и программирование»
Выпускник научится:
исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.
исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром;
исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки
одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива
с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение
количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов
массива и др.);
Выпускник получит возможность научиться:
исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки
одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива
с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение
3
количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов
массива и др.);
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые
алгоритмические конструкции;
разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы,
содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Тема «Обработка числовой информации»
Выпускник научится:
использовать основные приёмы обработки информации в электронных таблицах;
работать с формулами;
визуализировать соотношения между числовыми величинами.
Выпускник получит возможность:
научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения
компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение
средств информационных технологий;
научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств
электронной таблицы;
Тема «Коммуникационные технологии»
Выпускник научится:
осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
основам организации и функционирования компьютерных сетей;
составлять запросы для поиска информации в Интернете;
Выпускник получит возможность:
расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об
использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и
этических норм, требований информационной безопасности;
научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете,
полученных по тем или иным запросам.
познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности
источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и
ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их
возможностей, технических и экономических ограничений.
Содержание учебного предмета, курса с указанием форм
организации учебных занятий, основных видов деятельности
9 класс (33 часа)
Моделирование и формализация (9 ч)
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта
(предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и
т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных
моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф,
4
дерево, список и др.) и их назначение. Графы, деревья, списки и их применение при
моделировании природных и экономических явлений, при хранении и поиске данных.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при
решении практических задач.
Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления
базами данных.
Алгоритмизация и программирование (10 ч)
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков
программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила
представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание,
ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма –
кодирование – отладка – тестирование.
Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде
программирования.
Обработка числовой информации (8 ч)
Электронные (динамические) таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные
ссылки. Использование формул. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм.
Коммуникационные технологии (6 ч)
Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Взаимодействие на основе
компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Поиск
информации в файловой системе, базе данных, Интернете.
Базовые представления о правовых и этических аспектах использования
компьютерных программ и работы в сети Интернет.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.
Основная форма организации учебного занятия: урок
Основные типы учебных занятий:
Урок получения нового знания (виды: лекция, беседа, презентация, экскурсия,
исследование, составление проекта)
Урок закрепления новых знаний (виды: практикум, дискуссия, лабораторная работа,
проект, деловая игра, конкурс, КВН, викторина)
Урок обобщения и систематизации (виды: семинар, собеседование, исследование,
дискуссия, диспут, ролевые и деловые игры, путешествие, конкурсы, викторины)
Урок проверки и оценки знаний (виды: зачеты, тесты, фронтальный опрос, контрольные
работы)
Комбинированный урок.
Основным типом урока является комбинированный.
5
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
по информатике в 9 классе.
6
Тема урока
Кол-во часов
№ урока
1 час в неделю при 33 учебных неделях. Всего 33 часа в год (Учебники: 1. учебник
«Информатика учебник для 9 класса» под ред. Босовой)
Дата
проведения
План
Д/з
Факт
Моделирование и формализация (9 ч)
1
Техника безопасности и организация
рабочего места. Моделирование как
метод познания.
1
§1.1
2
Знаковые модели.
1
§1.2
3
Графические модели.
1
§1.3.
вопросы №1-4,7,11
4
Практическая работа №1 «Построение
графических моделей»
1
§1.3.
вопросы №1-4,7,11
5
Табличные модели.
1
§1.4
вопросы №1-4
6
7
Практическая работа №2 «Построение
табличных моделей»
База данных как модель предметной
области.
1
§1.4
2
вопросы №1-4
§1.5.
8
Тема урока
Кол-во часов
№ урока
вопросы № 1-7
Система управления базами данных.
Решение задач.
Дата
проведения
План
Д/з
Факт
§1.6
7
вопросы №1-4
9
10
Проверочная работа «Моделирование
1
как метод познания»
Алгоритмизация и программирование (10 ч)
Практическая работа №3 «Решение
1
задач на компьютере».
Тест, стр. 51-57
§2.1
11
Одномерные массивы целых чисел.
Описание, заполнение, вывод массива.
1
§2.2
12
Практическая работа №4 «Написание
программ, реализующих алгоритмы
заполнение и вывод одномерных
массивов»
1
§2.2
13
Вычисление суммы элементов массива.
1
§2.2
14
15
16
Последовательный поиск в массиве.
Сортировка массива.
Практическая работа №5 «Написание
программ нахождения суммы и
количества элементов массива»
1
1
1
§2.2
§2.2
§2.2
17
18
19
Процедуры
Функции
Проверочная работа «Алгоритмизация и
программирование».
Обработка числовой информации (8 ч)
Интерфейс электронных таблиц.
Данные в ячейках таблицы. Основные
режимы работы.
Организация вычислений.
Относительные, абсолютные и
смешанные ссылки.
1
1
1
№ урока
21
22
23
Тема урока
1
§3.1
1
§3.2
Кол-во часов
20
Практическая работа №7 «Вычисления
в электронных таблицах»
Встроенные функции. Логические
функции.
8
§2.4 (п. 2.4.1)
§2.4 (п.2.4.2)
Тест, стр. 98-99
Дата
проведения
План
Д/з
Факт
1
§3.2
1
§3.2
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Практическая работа №8
«Использование встроенных функций»
Построение диаграмм и графиков.
Практическая работа №9 «Построение
диаграмм и графиков»
1
§3.2
1
1
§3.3
§3.3
Проверочная работа «Обработка
числовой информации в электронных
таблицах».
Коммуникационные технологии (6 ч)
Компьютерные сети: виды, структура,
принципы функционирования.
Интернет Служба WorldWideWeb.
Способы поиска информации в
Интернете.
1
Тест, стр. 134-138
1
§4.1
1
§4.2
Электронная почта. Сетевое
коллективное взаимодействие. Сетевой
этикет.
Технологии создания сайта.
1
§4.3
1
§4.4
Содержание, структура, оформление
сайта.
Проверочная работа
«Коммуникационные технологии»
1
§4.4
1
Тест, стр. 170-175
9