ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса составлена на основе авторской программы Львовой С.И
«Уроки словесности», Программы элективных курсов по русскому языку для 7-9 классов,
М.: Мнемозина, 2018 г., рекомендованной Департаментом общего среднего образования
Министерства образования РФ.
Предлагаемая программа представляет основы русской словесности, т.е. главные,
исходные сведения о словесности, основные приёмы словесного выражения содержания.
Теоретические сведения рассматриваются в. определённой системе; сущность этой
системы составляет единство языка, выражающего определённое содержание, и
произведения, содержание которого выражено посредством языка. В программу вошёл ряд
понятий, которые изучаются в школе в соответствии с действующими программами по
литературе и русскому языку. На уроках словесности осуществляется особый подход к
явлениям языка и литературы. Кроме известных учащимся понятий, в программу включён
ряд новых понятий, например понятие о словесности, о различных видах авторского
повествования, о стилизации и др. При этом теоретические сведения служат инструментом
постижения смысла произведений и опыт изучения употребления различных средств языка
в произведениях должен использоваться учениками в их собственных высказываниях.
Программой рассматриваются ресурсы языка, которые позволяют ему служить материалом
словесности, а затем - произведение как результат употребления языка. Поэтому сначала
изучаются свойства языка как материала словесности, а затем речь идёт о произведении
словесности. Каждый раздел программы по словесности включает в себя не только
теоретические сведения, но и перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся при
изучении раздела, и некоторые виды работ над языком произведений. Практически
направленность изучения словесности служит выработке у учащихся умений
самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также
правильно и творчески употреблять язык в собственных высказываниях. В программе
предлагается и создание учащимися собственного произведения - сказки, рассказа, сценки
и др.
Основные цели и задачи изучения словесности
1 .Изучение многообразных выразительных возможностей языка, форм словесного
выражения содержания для овладения языком.
2.Формирование основного читательского умения: воспринимать произведение в единстве
его содержания и словесной формы выражения содержания.
3.Обучение творчеству, творческому чтению произведений, творческому использованию
языка.
4.
Развитие навыков лингвистического анализа художественного текста.
5.
Создание
самостоятельного высказывания с использованием изученных
художественных средств.
В 8 классе ученики осваивают такие важнейшие для словесности понятия, как автор,
рассказчик, разновидности авторского повествования, учатся различать автора,
рассказчика и героя в эпическом произведении, видеть авторское отношение к
изображаемому, выраженное средствами языка, понимать значение средств языкового
выражения содержания в произведениях всех родов. Таким образом, изучение базовых
понятий, основ русской словесности в 8 классе должно помочь формированию умений
учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейнохудожественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные
приёмы словесного выражения содержания. Творческое овладение богатствами родного
языка и освоение духовного опыта человечества помогут развитию личности школьника.
.
Программа реализуется в следующем УМК
Львова С.И. Уроки словесности в 7-9 классах: Программа, планирование, материалы к урокам
/ С.И. Львова.- М., 2000
Программой предусмотрено 34 часа в год (1 час в. неделю).
••
Формы организации учебного процесса как традйционные (лекция, практикум), так и
нетрадиционные (исследование, урок-концерт).
Содержание программы
1. Изобразительные ресурсы русского словообразования (14 ч.)
Морфема и её значение (2 ч.)
Свойства русского словообразования, определяющие его богатство и разнообразие.
Морфемные(с помощью морфем) и неморфемные(неморфологические) способы
словообразования.
''
Морфема как значимая часть слова. Стилистические приёмы, основанные на семантике k
морфем (семантизация морфем, т.е привлечение внимания к значению морфемы). Основные
способы привлечения внимания к значению морфем: графическое выделение, употребление
морфем в качестве самостоятельных слов.
Словообразовательный повтор (4 ч.)
'
''•
Словообразовательный повтор как стилистическое средство. Виду, словообразовательных
повторов: повтор служебных частей слова (приставок, суффиксов), однокоренных сл$в., .
слов, образованных по одной словообразовательной модели. Анафора как разновидность
словообразовательного повтора.
Повтор однокоренных слов как изобразительное средство. Паронимы и паронимическое
противопоставление.
Слова субъективной оценки как изобразительный приём. Внутренняя форма слова (4 ч.)
Внутренняя форма слова как объяснимость производных слов значением составляющих
морфем. Этимологизация как средство выражения иронии, сарказма, детской наивности
восприятия
мира.
1
Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании внутренней формы
слова.
Окказионализмы (4 ч.)
Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка.
Индивидуально-авторские образования (окказионализмы). Использование окказионализмов в
изобразительных целях.
Анализ фонетических, пунктуационных, орфографических, словообразовательных
особенностей художественного текста. 2.Лексическое богатство русского языка (20 ч.)
Слово в художественном тексте (1 ч.)
Лексическое богатство русского языка. Пути обогащения словарного состава языка:
словообразование, изменение значения слов, заимствование.
Лексический повтор и его виды: анафора, эпифора, их функция в тексте. Переносное
значение слова (8 ч.)
Прямое и переносное значение слова. Основные виды тропов: метафора, метонимия,
олицетворение, эпитет, антономасия, гипербола, сравнение, аллегория, синекдоха.
Поэтизмы и слова-символы в поэтической речи. Многозначные слова (2 ч.)
Стилистическое использование многозначных слов. Приём намеренного сталкивания
различных значений многозначных слов. Основные функции этого приёма: создание
комического эффекта; выражение иронии, сарказма; речевая характеристика героя.
Омонимы, синонимы, антонимы (4 ч.)
Виды омонимов, их использование в произведении для усиления изобразительности,
заострения внимания к значению слова, для создания комического эффекта. Каламбур как
словесная игра, основанная на юмористическом использовании многозначных слов и
омонимов.
Стилистическое употребление синонимов и антонимов в речи. Контекстуальные
синонимы и антонимы. Антитеза и оксюморон, языковые средства Их создания.
Лексика ограниченного употребления (2 ч.)
Диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы как средство речевой характеристики
героя.
Основные требования к использованию лексики ограниченного употребления в тексте: .
уместность. Понятность, умеренность.
Приёмы разъяснения значения диалектизмов, профессионализмов: объяснения в сноске, в
скобках.
Устаревшие слова. Виды устаревших слов: архаизмы, историзмы. Особенности
употребления старославянизмов в текстах. Фразеологизмы (3 ч.)
Стилистическое использование фразеологизмов в речи как средства эмоциональной
характеристики персонажей.
Экспрессивное использование пословиц, поговорок, литературных цитат (крылатых слов)
в художественном тексте.
Формы и средства контроля
1.
2.
3.
4.
5.
Создание собственных произведений
Редактирование и совершенствование текста.
Сочинение-рассуждение.
Анализ текста.
Творческий диктант.
Знания и умения
К концу 8 класса обучающиеся должны:
- углубить знания по фонетике, лексике, словообразованию и грамматике языка;
- умело использовать в речи и собственных текстах различные языковые средства;
- приобрести навыки лингвистического анализа текста;
- выразительно читать художественный текст;
- закрепить владение языковым анализом художественного текста;
- создавать творческие работы.
Для учащихся
Перечень учебно-методического пособия
Внешность человека: Словесный портрет: Учебный словарь открытого типа // Е.В.
Михайлова. - Великий Новгород, 2004
Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности /А.И.Горшков. - М., 1995 Граник
Г.Г.Секреты пунктуации / Г.Г.Граник, С.М. Бондаренко. - М,, 1986. Квятковский А.П.
Школьный поэтический словарь / А.П. Квятковский. - М., 1998. Львова С.И.
Словообразование - занимательно о серьёзном: практические задания для учащихся 8 - 1 1
классов / С.И. Львова. - М., 2006. Солганик Г.Я. От слова к тексту / Г.Я. Солганик. - М., 1993
Шанский Н.М. Занимательный русский язык. В 2 ч. /.Шанский Н.М. - М., 1996 Для учителя
Анненков Е.И. Анализ художественного произведения / Е.И. Анненков,- М., 1987. Бобылёв
Б.Г. Теоретические основы филологического анализа художественного текйта / Б.Г.
Бобылёв. - Орёл, 2003.
Купина Н.А. Филологический анализ художественного текста: Практикум / Н.А. Купина. М., 2003.
Львова С.И. Уроки словесности в 7 - 9классах: Программа, планирование, материалы к
урокам / С.И. Львова. - М., 1996.
Львова С.И. Уроки словесности. 5 - 9 классы / С.И. Львова. - М., 1996.