Планируемые результаты освоения предмета «Роднаярусскаялитература» в 9 классе
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении
и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
в
Метапредметным результатом изучения курса является сформированность универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае
необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из
предложенных, а также искать их самостоятельно;
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
Выявлять причины и следствия простых явлений;
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для
указанных логических операций;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
3
Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
договариваться друг с другом);
В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения и корректировать его;
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные результаты
Выпускники научатся
выявлять особенности языка и стиля писателя;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и
эстетической проблематики произведений;
анализировать литературные произведения разных жанров;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских
взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем
уровне);
пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом
классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как
инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
выявлять особенности языка и стиля писателя;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и
эстетической проблематики произведений;
анализировать литературные произведения разных жанров;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских
взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем
уровне);
пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом
классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как
инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в
каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии;
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана,
тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературнотворческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под
руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для
организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою
точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты;
произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с
энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
4
пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в
Интернете (в каждом классе – на своем уровне).
воспринимать произведение как художественное целое;
концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский
замысел;
уметь интерпретировать художественный смысл произведения, то есть отвечать на
вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе?
уметь устно или письменно истолковывать художественныефункции поэтики
произведения, рассматриваемого в его целостности;
создавать эссе, научно-исследовательские заметки (статьи), доклады на конференцию,
рецензии, сценарии
Выпускники получат возможность научиться
воспринимать произведение как художественное целое;
концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский
замысел;
уметь интерпретировать художественный смысл произведения, то есть отвечать на
вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе?
уметь устно или письменно истолковывать художественныефункции поэтики
произведения, рассматриваемого в его целостности;
создавать эссе, научно-исследовательские заметки (статьи), доклады на конференцию,
рецензии, сценарии
Содержание программы Родная русская литература 16 ч.
Введение. Литература и её роль в духовной жизни человека. Древнерусская литература
1 часа
Литература ХVIII века. 2 часа.
Классицизм в русском и мировом искусстве.
Сентиментализм в русской литературе.
Из русской литературы ХIХ века. 2 часа.
Образ родной природы в стихах поэтов XIX в.
Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке».
Из русской литературы ХХ века. 11 часов
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Разнообразие видов и жанров прозаических произведений XX века, ведущие прозаики России.
Многообразие направлений жанров лирической поэзии.
Итоговый урок.
Итого:16 часов.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
Наименование раздела с указанием часов,
тема урока
Введение 1 ч
Родная литература. Введение. Литература и её роль в
духовной жизни человека». Особенности развития
древнерусской литературы. «Задонщина». Тема единения
Русской земли.
Литература XVIII века 2 ч
Родная литература. «История государства Российского»
(фрагмент). «Уважение к минувшему» в исторической
хронике Н.М.Карамзина.
Родная литература. Русские баснописцы 18 века. Басня
«Ворона и лиса» В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова.
5
Планируемые
сроки
Фактические
сроки
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Литература XIX века 2 ч
Родная литература. Образ родной природы в стихах поэтов
XIX в.Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит,
тишина ли ночная…». Поэтические традиции XIX века в
творчестве Апухтина А.Н.
Родная литература. Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на
бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и
благородство чувств героя рассказа.
Литература ХХ века 11 ч
Родная литература. И.А.Бунин. Рассказы из цикла «Темные
аллеи». «Холодная осень».
Родная литература.А.Толстой. «Русский характер» своеобразный итог рассуждениям о русском человеке.
Родная литература. Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» –
многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о
проблемах современного общества и о судьбе России.
Родная литература. Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!»
Безнравственность забвения человека человеком. Тема
благодарности воспитавшим нас людям, памяти о них.
Родная литература. Психологизм рассказа Юрия Казакова
«Запах хлеба».
Родная литература. А.Грин. «Зеленая лампа». Что нужно
человеку для счастья.
Родная литература. Глубина философского обобщения в
рассказе А. Платонова «В прекрасном и яростном мире»
Родная литература. Екимов Б.П. «Ночь исцеления».
Родная литература. Толстая Т.Н. «Соня». Мотив времени –
один из основных мотивов рассказа.
Родная литература. Е. Габова. Рассказ
«Не пускайте Рыжую на озеро».
Родная литература. Захар Прилепин. «Белый квадрат». Что
нужно человеку для счастья.
Итоговый урок «Значение литературы для развития
человечества»
6