Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на
основеТребований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общегообразования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
основногообщегообразования, а такжеПримерной программы воспитания.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Данная программа по биологии основного общего образования разработана в соответствии
стребованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта
основногообщего образования (ФГОС ООО) и с учётом Примерной основной образовательной
программыосновногообщего образования(ПООПООО).
Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся
иорганизацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе учитываются
возможностипредмета в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и
метапредметнымрезультатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественнонаучных учебныхпредметовна уровне основного общего образования.
В программе определяются основные цели изучения биологии на уровне 8 класса основного
общегообразования, планируемые результаты освоения курса биологии: личностные,
метапредметные,предметные.
ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«БИОЛОГИЯ»
Учебный предмет «Биология» развивает представления о познаваемости живой природы и
методахеё познания, он позволяет сформировать систему научных знаний о живых системах, умения
ихполучать, присваивать и применять в жизненных ситуациях. Биологическая подготовка
обеспечиваетпонимание обучающимися научных принципов человеческой деятельности в природе,
закладываетосновыэкологической культуры, здоровогообраза жизни.
ЦЕЛИИЗУЧЕНИЯУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«БИОЛОГИЯ»
Целямиизучениябиологиинауровнеосновногообщегообразованияявляются:
— формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности
биологическихсистемразного уровняорганизации;
— формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности
организмачеловека,условиях сохраненияего здоровья;
— формирование умений применять методы биологической науки для изучения
биологическихсистем,втом числе и организмачеловека;
— формирование умений использовать информацию о современных достижениях в
областибиологии для объяснения процессов и явлений живой природы и
жизнедеятельностисобственногоорганизма;
— формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности
людей,значениебиологическогоразнообразиядлясохранениябиосферы,последствиядеятельно
стичеловекавприроде;
— формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и
охраныокружающейсреды.
ДостижениецелейобеспечиваетсярешениемследующихЗАДАЧ:
— приобретение знаний обучающимися о живой природе, закономерностях
строения,жизнедеятельностиисредообразующейролиорганизмов;человекекакбиосоциальномсущ
естве;ороли биологическойнауки впрактической деятельностилюдей;
— овладение умениями проводить исследования с использованием
биологическогооборудованияинаблюденияза состояниемсобственногоорганизма;
— освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о
современныхдостиженияхвобластибиологии, еёанализи критическоеоценивание;
— воспитаниебиологическииэкологическиграмотнойличности,готовойксохранениюсобс
твенногоздоровьяи охраныокружающей среды.
МЕСТОУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«БИОЛОГИЯ»ВУЧЕБНОМПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС ООО биология является обязательным предметом на уровне
основногообщего образования. Данная программа предусматривает изучение биологии в 8
классе - 2 часа внеделю,всего -68 часов.
СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА
1. Животныйорганизм
Зоология — наука о животных. Разделы зоологии. Связь зоологии с другими науками и
техникой.Общиепризнакиживотных.Отличияживотныхотрастений.Многообразиеживотногомира.
Одноклеточные и многоклеточные животные. Форма тела животного, симметрия, размеры тела и
др.Животная клетка. Открытие животной клетки (А. Левенгук). Строение животной клетки:
клеточнаямембрана, органоиды передвижения, ядро с ядрышком, цитоплазма (митохондрии,
пищеварительныеисократительныевакуоли,лизосомы,клеточныйцентр).Процессы,происходящиевклет
ке.Деление
клетки. Ткани животных, их разнообразие. Органы и системы органов животных. Организм —
единоецелое.
Лабораторныеипрактическиеработы
Исследованиеподмикроскопомготовыхмикропрепаратовклетокитканейживотных.
2. Строениеижизнедеятельностьорганизмаживотного
Опора и движение животных. Особенности гидростатического, наружного и внутреннего
скелетау животных. Передвижение у одноклеточных (амёбовидное, жгутиковое). Мышечные
движения умногоклеточных: полёт насекомых, птиц; плавание рыб; движение по суше позвоночных
животных(ползание,бег, ходьба и др.).Рычажные конечности.
Питание и пищеварение у животных. Значение питания. Питание и пищеварение у
простейших.Внутриполостноеивнутриклеточноепищеварение,замкнутаяисквознаяпищеварительнаяс
истемаубеспозвоночных.Пищеварительныйтрактупозвоночных,пищеварительныежелезы.Ферменты.
Особенностипищеварительнойсистемыупредставителейотрядовмлекопитающих.
Дыхание животных. Значение дыхания. Газообмен через всю поверхность клетки.
Жаберноедыхание. Наружные и внутренние жабры. Кожное, трахейное, лёгочное дыхание у
обитателей суши.Особенностикожного дыхания. Рольвоздушных мешковуптиц.
Транспорт веществ у животных. Роль транспорта веществ в организме животных. Замкнутая
инезамкнутая кровеносные системы у беспозвоночных. Сердце, кровеносные сосуды. Спинной
ибрюшной сосуды, капилляры, «ложные сердца» у дождевого червя. Особенности
строениянезамкнутой кровеносной системы у моллюсков и насекомых. Круги кровообращения и
особенностистроениясердец упозвоночных, усложнениесистемы кровообращения.
Выделение у животных. Значение выделения конечных продуктов обмена
веществ.Сократительные вакуоли у простейших. Звёздчатые клетки и канальцы у плоских
червей,выделительныетрубочкииворонкиукольчатыхчервей.Мальпигиевысосудыунасекомых.Почки(
туловищные и тазовые), мочеточники, мочевой пузырь у позвоночных животных.
Особенностивыделенияу птиц, связанные с полётом.
Покровы тела у животных. Покровы у беспозвоночных. Усложнение строения кожи
упозвоночных. Кожа как орган выделения. Роль кожи в теплоотдаче. Производные кожи.
Средствапассивнойи активной защиты у животных.
Координация и регуляция жизнедеятельности у животных. Раздражимость у
одноклеточныхживотных. Таксисы (фототаксис, трофотаксис, хемотаксис и др.). Нервная регуляция.
Нервнаясистема, её значение. Нервная система у беспозвоночных: сетчатая (диффузная), стволовая,
узловая.Нервная система у позвоночных (трубчатая): головной и спинной мозг, нервы. Усложнение
головногомозгаотрыбдомлекопитающих.Появлениебольшихполушарий,коры, бороздиизвилин.
Гуморальная регуляция. Роль гормонов в жизни животных. Половые гормоны. Половой
диморфизм.Органы чувств, их значение. Рецепторы. Простые и сложные (фа сеточные) глаза у
насекомых.
Органзренияислухаупозвоночных,ихусложнение.Органыобоняния,вкусаиосязанияубеспозвоночных
ипозвоночныхживотных.Органбоковойлинииурыб.
Поведение животных. Врождённое и приобретённое поведение (инстинкт и научение).
Научение:условные рефлексы, импринтинг (запечатление), инсайт (постижение). Поведение:
пищевое,оборонительное,территориальное,брачное,исследовательское.Стимулыповедения.
Размножение и развитие животных. Бесполое размножение: деление клетки
одноклеточногоорганизма на две, почкование, фрагментация. Половое размножение. Преимущество
половогоразмножения. Половые железы. Яичники и семенники. Половые клетки (гаметы).
Оплодотворение.Зигота. Партеногенез. Зародышевое развитие. Строение яйца птицы.
Внутриутробное развитиемлекопитающих. Зародышевые оболочки. Плацента (детское место).
Пупочный канатик (пуповина).Постэмбриональное развитие: прямое, непрямое. Метаморфоз
(развитие с превращением): полный инеполный.
Лабораторныеипрактическиеработы
1. Ознакомлениесорганамиопорыидвиженияуживотных.
2. Изучениеспособовпоглощенияпищиуживотных.
3. Изучениеспособовдыханияуживотных.
4. Ознакомлениессистемамиоргановтранспортавеществуживотных.
5. Изучениепокрововтелауживотных.
6. Изучениеоргановчувствуживотных.
7. Формированиеусловныхрефлексовуаквариумныхрыб.
8. Строениеяйцаиразвитиезародышаптицы(курицы).
3.Систематическиегруппыживотных
Основные категории систематики животных. Вид как основная систематическая
категорияживотных. Классификация животных. Система животного мира. Систематические
категорииживотных (царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид), их соподчинение. Бинарная
номенклатура.Отражениесовременныхзнанийопроисхождениииродствеживотныхвклассификациижив
отных.
Одноклеточныеживотные—
простейшие.Строениеижизнедеятельностьпростейших.Местообитаниеиобразжизни.Образован
иецистыпринеблагоприятныхусловияхсреды.
Многообразие простейших. Значение простейших в природе и жизни человека
(образованиеосадочных пород, возбудители заболеваний, симбиотические виды). Пути заражения
человека и мерыпрофилактики,вызываемыеодноклеточнымиживотными(малярийный плазмодий).
Лабораторныеипрактическиеработы
1. Исследование строения инфузории-туфельки и наблюдение за её передвижением.
Изучениехемотаксиса.
2. Многообразиепростейших(наготовыхпрепаратах).
3. Изготовлениемоделиклеткипростейшего(амёбы,инфузории-туфелькиидр.).
Многоклеточные животные. Кишечнополостные. Общая характеристика.
Местообитание.Особенности строения и жизнедеятельности. Эктодерма и энтодерма.
Внутриполостное и клеточноепереваривание пищи. Регенерация. Рефлекс. Бесполое размножение
(почкование). Половоеразмножение. Гермафродитизм. Раздельнополые кишечнополостные.
Многообразиекишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.
Коралловые полипы иихрольврифообразовании.
Лабораторныеипрактическиеработы
1. Исследованиестроенияпресноводнойгидрыиеёпередвижения(школьныйаквариум).
2. Исследованиепитаниягидрыдафниямиициклопами(школьныйаквариум).
3. Изготовлениемоделипресноводнойгидры.
Плоские,круглые,кольчатыечерви.Общаяхарактеристика.Особенностистроенияи
жизнедеятельности плоских, круглых и кольчатых червей. Многообразие червей.
Паразитическиеплоскиеикруглыечерви.Циклыразвитияпечёночногососальщика,бычьегоцепня,челове
ческойаскариды. Черви, их приспособления к паразитизму, вред, наносимый
человеку,сельскохозяйственным растениям и животным. Меры по предупреждению
зараженияпаразитическимичервями. Рольчервей какпочвообразователей.
Лабораторныеипрактическиеработы
1. Исследованиевнешнегостроениядождевогочервя.Наблюдениезареакциейдождевогочервянараздр
ажители.
2. Исследование внутреннего строения дождевого червя (на готовом влажном препарате
имикропрепарате).
3. Изучение приспособлений паразитических червей к паразитизму (на готовых влажных
имикропрепаратах).
Членистоногие.Общаяхарактеристика.Средыжизни.Внешнееивнутреннеестроениечленистон
огих.Многообразиечленистоногих.Представителиклассов.
Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности. Значение ракообразных в природе
ижизничеловека.
Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности в связи с жизнью на суше. Клещи —
вредители культурных растений и меры борьбы с ними. Паразитические клещи — возбудители
ипереносчикиопасныхболезней.Мерызащитыотклещей.Рольклещейвпочвообразовании.
Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности. Размножение насекомых и типы
развития.Отряды насекомых: Прямокрылые, Равнокрылые, Полужесткокрылые, Чешуекрылые,
Жесткокрылые,Перепончатокрылые, Двукрылые и др. Насекомые — переносчики возбудителей и
паразиты человекаидомашнихживотных. Насекомые-вредителисада, огорода,поля, леса.
Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Поведение насекомых,
инстинкты.Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Значение насекомых в
природе и жизничеловека.
Лабораторныеипрактическиеработы
1. Исследование внешнего строения насекомого (на примере майского жука или других
крупныхнасекомых-вредителей).
2. Ознакомлениесразличнымитипамиразвитиянасекомых(напримереколлекций).
Моллюски. Общая характеристика. Местообитание моллюсков. Строение и
процессыжизнедеятельности,характерныедлябрюхоногих,двустворчатых,головоногихмоллюсков.Чер
тыприспособленности моллюсков к среде обитания. Размножение моллюсков.
Многообразиемоллюсков.Значение моллюсковвприроде ижизни человека.
Лабораторныеипрактическиеработы
Исследование внешнего строения раковин пресноводных и морских моллюсков (раковины
беззубки,перловицы,прудовика, катушки и др.).
Хордовые. Общая характеристика. Зародышевое развитие хордовых. Систематические
группыхордовых.ПодтипБесчерепные(ланцетник).ПодтипЧерепные,илиПозвоночные.
Рыбы. Общая характеристика. Местообитание и внешнее строе-ние рыб. Особенности
внутреннегостроения и процессов жизнедеятельности. Приспособленность рыб к условиям обитания.
Отличияхрящевых рыб от костных рыб. Размножение, развитие и миграция рыб в природе.
Многообразие рыб,основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни
человека. Хозяйственноезначениерыб.
Лабораторныеипрактическиеработы
1. Исследованиевнешнегостроенияиособенностейпередвижениярыбы(напримереживойрыбыв
банкесводой).
2. Исследованиевнутреннегостроениярыбы(напримереготовоговлажногопрепарата).
Земноводные. Общая характеристика. Местообитание земноводных. Особенности внешнего
ивнутреннего строения, процессов жизнедеятельности, связанных с выходом земноводных на
сушу.Приспособленностьземноводныхкжизнивводеинасуше.Размножениеиразвитиеземноводных.
Многообразиеземноводныхиихохрана.Значениеземноводныхвприродеижизничеловека.
Пресмыкающиеся.Общаяхарактеристика.Местообитаниепресмыкающихся.Особенностивнеш
негоивнутреннегостроенияпресмыкающихся.Процессыжизнедеятельности.
Приспособленность пресмыкающихся к жизни на суше. Размножение и развитие
пресмыкающихся.Регенерация. Многообразие пресмыкающихся и их охрана. Значение
пресмыкающихся в природе ижизничеловека.
Птицы.Общаяхарактеристика.Особенностивнешнегостроенияптиц.Особенностивнутреннегострое
нияипроцессовжизнедеятельностиптиц.Приспособленияптицкполёту.Поведение.
Размножение и развитие птиц. Забота о потомстве. Сезонные явления в жизни птиц. Миграции
птиц,их изучение. Многообразие птиц. Экологические группы птиц. Приспособленность птиц к
различнымусловиямсреды. Значение птицвприроде и жизничеловека.
Лабораторныеипрактическиеработы
1. Исследование внешнего строения и перьевого покрова птиц (на примере чучела птиц и
набораперьев:контурных, пуховых и пуха).
2. Исследованиеособенностейскелетаптицы.
Млекопитающие. Общая характеристика. Среды жизни млекопитающих. Особенности
внешнегостроения, скелета и мускулатуры, внутреннего строения. Процессы жизнедеятельности.
Усложнениенервнойсистемы.Поведениемлекопитающих.Размножениеиразвитие.Заботаопотомстве.
Первозвери. Однопроходные (яйцекладущие) и Сумчатые (низшие звери).
Плацентарныемлекопитающие. Многообразие млекопитающих. Насекомоядные и
Рукокрылые. Грызуны,Зайцеобразные. Хищные. Ластоногие и Китообразные.
Парнокопытные и
Непарнокопытные.Приматы.СемействаотрядаХищные:собачьи,кошачьи,куньи, медвежьи.
Значение млекопитающих в природе и жизни человека. Млекопитающие —
переносчикивозбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Многообразие
млекопитающихродногокрая.
Лабораторныеипрактическиеработы
1. Исследованиеособенностейскелетамлекопитающих.
2. Исследованиеособенностейзубнойсистемымлекопитающих.
4. РазвитиеживотногомиранаЗемле
Эволюционное развитие животного мира на Земле. Усложнение животных в процессе
эволюции.Доказательства эволюционного развития животного мира. Палеонтология. Ископаемые
остаткиживотных,ихизучение.Методыизученияископаемыхостатков.Реставрациядревнихживотны
х.
«Живыеископаемые»животногомира.
Жизнь животных в воде. Одноклеточные животные. Происхождение многоклеточных
животных.Основные этапы эволюции беспозвоночных. Основные этапы эволюции позвоночных
животных.Вымершиеживотные.
Лабораторныеипрактическиеработы
Исследованиеископаемыхостатковвымершихживотных.
5. Животныевприродныхсообществах
Животные и среда обитания. Влияние света, температуры и влажности на
животных.Приспособленностьживотных кусловиям средыобитания.
Популяции животных, их характеристики. Одиночный и групповой образ жизни.
Взаимосвязиживотных между собой и с другими организмами. Пищевые связи в природном
сообществе. Пищевыеуровни,экологическаяпирамида. Экосистема.
Животный мир природных зон Земли. Основные закономерности распределения животных
напланете.Фауна.
6. Животныеичеловек
Воздействие человека на животных в природе: прямое и косвенное. Промысловые
животные(рыболовство, охота). Ведение промысла животных на основе научного подхода.
Загрязнениеокружающейсреды.
Одомашнивание животных. Селекция, породы, искусственный отбор, дикие предки
домашнихживотных. Значение домашних животных в жизни человека. Животные
сельскохозяйственныхугодий.Методы борьбы с животными-вредителями.
Город как особая искусственная среда, созданная человеком. Синантропные виды
животных.Условия их обитания. Беспозвоночные и позвоночные животные города. Адаптация
животных кновым условиям. Рекреационный пресс на животных диких видов в условиях города.
Безнадзорныедомашние животные. Питомники. Восстановление численности редких видов
животных: особоохраняемые природные территории (ООПТ). Красная книга России. Меры
сохранения животногомира.
ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования
должнообеспечивать достижение следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательныхрезультатов:
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическоевоспитание:
— отношениекбиологиикаккважнойсоставляющейкультуры,гордостьзавкладроссийскихисоветс
кихучёных вразвитиемировой биологической науки.
Гражданскоевоспитание:
— готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований
ипроектов,стремление квзаимопониманиюи взаимопомощи.
Духовно-нравственноевоспитание:
— готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и
нормэкологическойкультуры;
— пониманиезначимостинравственногоаспектадеятельностичеловекавмедицинеибиологии.
Эстетическоевоспитание:
— пониманиеролибиологиивформированииэстетическойкультурыличности.
Ценностинаучногопознания:
— ориентация на современную систему научных представлений об основных
биологическихзакономерностях,взаимосвязяхчеловекасприродной исоциальнойсредой;
— пониманиеролибиологическойнаукивформированиинаучногомировоззрения;
— развитие научной любознательности, интереса к биологической науке,
навыковисследовательскойдеятельности.
Формированиекультурыздоровья:
— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровоепитание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий
и отдыха,регулярнаяфизическаяактивность);
— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
наркотиков,курение)и иныхформ вредадляфизическогои психическогоздоровья;
алкоголя,
— соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
природнойсреде;
— сформированностьнавыкарефлексии,управлениесобственнымэмоциональнымсостоянием.
Трудовоевоспитание:
— активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города,
края)биологическойиэкологическойнаправленности,интерескпрактическомуизучениюпрофессий
,
связанныхсбиологией.
Экологическоевоспитание:
— ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области
окружающейсреды;
— осознаниеэкологическихпроблемипутейихрешения;
— готовностькучастиювпрактическойдеятельностиэкологическойнаправленности.
Адаптацияобучающегосякизменяющимсяусловиямсоциальнойиприроднойсреды:
— адекватнаяоценкаизменяющихсяусловий;
— принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на
основаниианализабиологической информации;
— планирование действий в новой ситуации на основании знаний
биологическихзакономерностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальныепознавательныедействия
Базовыелогическиедействия:
— выявлятьихарактеризоватьсущественныепризнакибиологическихобъектов(явлений);
— устанавливатьсущественныйпризнакклассификациибиологическихобъектов(явлений,пр
оцессов),основаниядляобобщенияисравнения,критериипроводимогоанализа;
— с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия
врассматриваемыхфактахинаблюдениях;предлагатькритериидлявыявлениязакономерностейипро
тиворечий;
— выявлятьдефицитыинформации,данных,необходимыхдлярешенияпоставленнойзадачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и
процессов;делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключенийпоаналогии, формулироватьгипотезы овзаимосвязях;
— самостоятельновыбиратьспособрешенияучебнойбиологическойзадачи(сравниватьнес
колько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельновыделенныхкритериев).
Базовыеисследовательскиедействия:
— использоватьвопросыкакисследовательскийинструментпознания;
— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состояниемситуации,объекта,и самостоятельноустанавливатьискомое иданное;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать
своюпозицию,мнение;
— проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный
биологическийэксперимент,небольшоеисследованиепоустановлениюособенностейбиологическ
огообъекта
(процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических
объектовмеждусобой;
— оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения
иэксперимента;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённогонаблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводовиобобщений;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их
последствияв аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их
развитии вновыхусловиях и контекстах.
Работасинформацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
биологическойинформацииилиданныхизисточниковсучётомпредложеннойучебнойбиологическ
ойзадачи;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
биологическуюинформациюразличных видовиформ представления;
— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею,версию)вразличных информационных источниках;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрироватьрешаемыезадачинесложнымисхемами,диаграммами,инойграфикойиихкомбинац
иями;
— оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным
учителемилисформулированным самостоятельно;
— запоминатьисистематизироватьбиологическуюинформацию.
Универсальныекоммуникативныедействия
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе
выполненияпрактическихи лабораторных работ;
— выражатьсебя(своюточкузрения)вустныхиписьменныхтекстах;
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать
ираспознаватьпредпосылкиконфликтныхситуацийисмягчатьконфликты,вестипереговоры;
— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и
вкорректнойформе формулироватьсвоивозражения;
— в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
биологическойтемы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и
поддержаниеблагожелательностиобщения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживатьразличиеи сходство позиций;
— публичнопредставлятьрезультатывыполненногобиологическогоопыта(эксперимента,
исследования,проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностейаудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованиемиллюстративныхматериалов.
Совместнаядеятельность(сотрудничество):
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решенииконкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения
групповыхформвзаимодействияприрешении поставленнойучебной задачи;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению:распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы; уметьобобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения,подчиняться;
— планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтенийи возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды,участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
мозговые штурмы ииные);
— выполнятьсвоючастьработы,достигатькачественногорезультатапосвоемунаправлениюикоорд
инироватьсвои действиясдругими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельносформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с
исходной задачей ивклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности ипроявлятьготовностькпредоставлениюотчёта передгруппой;
— овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая
обеспечиваетсформированностьсоциальныхнавыковиэмоциональногоинтеллектаобучаю
щихся.
Универсальныерегулятивныедействия
Самоорганизация:
— выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях,
используябиологическиезнания;
— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятиерешениявгруппе, принятие решений группой);
— самостоятельносоставлятьалгоритмрешениязадачи(илиегочасть),выбиратьспособрешен
ия учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственныхвозможностей,аргументироватьпредлагаемые вариантырешений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения),корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических
знаний обизучаемомбиологическом объекте;
— делатьвыборибратьответственностьзарешение.
Самоконтроль(рефлексия):
— владетьспособамисамоконтроля,самомотивацииирефлексии;
— даватьадекватнуюоценкуситуацииипредлагатьпланеёизменения;
— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебнойбиологическойзадачи,адаптироватьрешениекменяющимсяобстоятельствам;
— объяснятьпричиныдостижения(недостижения)результатовдеятельности,даватьоценкупри
обретённомуопыту,уметьнаходитьпозитивноевпроизошедшей ситуации;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций,установленныхошибок, возникших трудностей;
— оцениватьсоответствиерезультатацелииусловиям.
Эмоциональныйинтеллект:
— различать,называтьиуправлятьсобственнымиэмоциямииэмоциямидругих;
— выявлятьианализироватьпричиныэмоций;
— ставитьсебянаместодругогочеловека,пониматьмотивыинамерениядругого;
— регулироватьспособвыраженияэмоций.
Принятиесебяидругих:
— осознанноотноситьсякдругомучеловеку,егомнению;
— признаватьсвоёправонаошибкуитакоежеправодругого;
— открытостьсебеидругим;
— осознаватьневозможностьконтролироватьвсёвокруг;
— овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая
обеспечиваетформирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности),
и жизненныхнавыковличности(управлениясобой,самодисциплины,устойчивогоповедения).
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
— характеризовать зоологию как биологическую науку, её разделы и связь с другими науками
итехникой;
— характеризовать принципы классификации животных, вид как основную
систематическуюкатегорию, основные систематические группы животных (простейшие,
кишечнополостные,плоские,круглыеикольчатыечерви;членистоногие,моллюски,хордовые);
— приводить примеры вклада российских (в том числе А. О. Ковалевский, К. И. Скрябин)
изарубежных (в том числе А. Левенгук, Ж. Кювье, Э. Геккель) учёных в развитие наук
оживотных;
— применять биологические термины и понятия (в том числе: зоология, экология
животных,этология, палеозоология, систематика, царство, тип, отряд, семейство, род, вид,
животная клетка,животная ткань, орган животного, системы органов животного, животный
организм, питание,дыхание, рост, развитие, кровообращение, выделение, опора, движение,
размножение,партеногенез,раздражимость,рефлекс,органычувств,поведение,средаобитания,прир
одное
сообщество)всоответствииспоставленнойзадачейивконтексте;
— раскрывать общие признаки животных, уровни организации животного организма:
клетки,ткани,органы, системы органов, организм;
— сравниватьживотныетканииорганыживотныхмеждусобой;
— описывать строение и жизнедеятельность животного организма: опору и движение, питание
ипищеварение, дыхание и транспорт веществ, выделение, регуляцию и поведение,
рост,размножениеи развитие;
— характеризовать процессы жизнедеятельности животных изучаемых систематических
групп:движение, питание, дыхание, транспорт веществ, выделение, регуляцию, поведение,
рост,развитие,размножение;
— выявлять причинно-следственные связи между строением, жизнедеятельностью и
средойобитанияживотных изучаемых систематическихгрупп;
— различать и описывать животных изучаемых систематических групп, отдельные органы
исистемы органов по схемам, моделям, муляжам, рельефным таблицам; простейших —
поизображениям;
— выявлять признаки классов членистоногих и хордовых; отрядов насекомых
имлекопитающих;
— выполнять практические и лабораторные работы по морфологии, анатомии, физиологии
иповедению животных, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными)
ивременными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов
иинструментовцифровой лаборатории;
— сравнивать представителей отдельных систематических групп животных и делать выводы
наосновесравнения;
— классифицироватьживотныхнаоснованииособенностейстроения;
— описыватьусложнениеорганизацииживотныхвходеэволюцииживотногомиранаЗемле;
— выявлять черты приспособленности животных к среде обитания, значение
экологическихфакторовдляживотных;
— выявлятьвзаимосвязиживотныхвприродныхсообществах,цепипитания;
— устанавливать взаимосвязи животных с растениями, грибами, лишайниками и бактериями
вприродныхсообществах;
— характеризовать животных природных зон Земли, основные закономерности
распространенияживотныхпо планете;
— раскрыватьрольживотныхвприродныхсообществах;
— раскрывать роль домашних и непродуктивных животных в жизни человека;
рольпромысловых животных в хозяйственной деятельности человека и его повседневной
жизни;объяснятьзначение животныхвприроде ижизни человека;
— пониматьпричиныизнатьмерыохраныживотногомираЗемли;
— демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями
поматематике, физике, химии, географии, технологии, предметов гуманитарного
циклов,различнымивидами искусства;
— использовать методы биологии: проводить наблюдения за животными, описывать
животных,ихорганыисистемыорганов;ставитьпростейшиебиологическиеопытыиэксперименты;
— соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным
оборудованием,химическойпосудойвсоответствиисинструкцияминаурокеивовнеурочнойдеятель
ности;
— владеть приёмами работы с биологической информацией: формулировать основания
дляизвлечения и обобщения информации из нескольких (3—4) источников;
преобразовыватьинформациюизодной знаковой системы вдругую;
— создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный
аппаратизучаемого раздела биологии, сопровождать выступление презентацией с учётом
особенностейаудиториисверстников.
ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименованиеразделовитемпрограммы
1.
2.
Количествочасов
Датаизуч
ения
Видыдеятельности
Виды,фо
рмыконт
роля
Электронные(ци
фровые)образова
тельныересурсы
всего
контрольные
работы
практические
работы
Животныйорганизм
4
0
0
06.09.2022
13.09.2022
;
Раскрытие сущности понятия «зоология» как биологической
науки;Применениебиологическихтерминовипонятий:зоология,экология,этолог
ияживотных,палеозоологияидр.;
Выявление существенных признаков животных (строение,
процессыжизнедеятельности), их сравнение с представителями царства
растений;Обоснованиемногообразияживотногомира;
Определение по готовым микропрепаратам тканей животных и
растений;Описаниеоргановисистеморгановживотных,установлениеихвзаимос
вязи;
Письменный
контроль;Ус
тныйопрос;
РЕШ,edsoo
Опораидвижениеживотных
1
0
0
20.09.2022
;
Применение биологических терминов и понятий: питание, дыхание,
рост,развитие,выделение,опора,движение,размножение,раздражимость,поведен
иеидр.;
Выявлениеобщихпризнаковживотных,уровнейорганизацииживотногоорг
анизма: клетки, ткани, органы, системы органов,
организм;Сравнениеживотныхтканейиоргановживотныхмеждусобой;
Описание строения и жизнедеятельности животного организма: опора
идвижение,питаниеипищеварение,дыханиеитранспортвеществ,выделение,регу
ляцияиповедение,рост,размножениеиразвитие;
Объяснение процессов жизнедеятельности животных: движение,
питание,дыхание,транспортвеществ,выделение,регуляция,поведение,рост,разв
итие,размножение;
Обсуждение причинно-следственных связей между строением
ижизнедеятельностью, строением и средой обитания
животных;Проведениенаблюденийзапроцессамижизнедеятельностижив
отных:
движением,питанием,дыханием,поведением,ростомиразвитиемнапримереодно
клеточных и многоклеточных животных (инфузории-туфельки,
дафнии,дождевогочервя,муравья,рыб,вороныидр.);
Исследование поведения животных (ос, пчёл, муравьёв, рыб,
птиц,млекопитающих)иформулированиевыводововрождённомиприобретённо
мповедении;
Обсуждениеразвитияголовногомозгапозвоночныхживотныхивозникновением
инстинктовзаботыопотомстве;
Письменный
контроль;Ус
тныйопрос;
РЕШ,edsoo
3.
Питаниеипищеварениеуживотных
2
0
0
21.09.2022
27.09.2022
;
Применение биологических терминов и понятий: питание, дыхание,
рост,развитие,выделение,опора,движение,размножение,раздражимость,поведен
иеидр.;
Выявлениеобщихпризнаковживотных,уровнейорганизацииживотногоорг
анизма: клетки, ткани, органы, системы органов,
организм;Сравнениеживотныхтканейиоргановживотныхмеждусобой;
Описание строения и жизнедеятельности животного организма: опора
идвижение,питаниеипищеварение,дыханиеитранспортвеществ,выделение,регу
ляцияиповедение,рост,размножениеиразвитие;
Объяснение процессов жизнедеятельности животных: движение,
питание,дыхание,транспортвеществ,выделение,регуляция,поведение,рост,разв
итие,размножение;
Обсуждение причинно-следственных связей между строением
ижизнедеятельностью, строением и средой обитания
животных;Проведениенаблюденийзапроцессамижизнедеятельностижив
отных:
движением,питанием,дыханием,поведением,ростомиразвитиемнапримереодно
клеточных и многоклеточных животных (инфузории-туфельки,
дафнии,дождевогочервя,муравья,рыб,вороныидр.);
Исследование поведения животных (ос, пчёл, муравьёв, рыб,
птиц,млекопитающих)иформулированиевыводововрождённомиприобретённо
мповедении;
Обсуждениеразвитияголовногомозгапозвоночныхживотныхивозникновением
инстинктовзаботыопотомстве;
Письменный
контроль;Ус
тныйопрос;
РЕШ,edsoo
4.
Дыханиеживотных
1
0
0
28.09.2022
;
Применение биологических терминов и понятий: питание, дыхание,
рост,развитие,выделение,опора,движение,размножение,раздражимость,поведен
иеидр.;
Выявлениеобщихпризнаковживотных,уровнейорганизацииживотногоорг
анизма: клетки, ткани, органы, системы органов,
организм;Сравнениеживотныхтканейиоргановживотныхмеждусобой;
Описание строения и жизнедеятельности животного организма: опора
идвижение,питаниеипищеварение,дыханиеитранспортвеществ,выделение,регу
ляцияиповедение,рост,размножениеиразвитие;
Объяснение процессов жизнедеятельности животных: движение,
питание,дыхание,транспортвеществ,выделение,регуляция,поведение,рост,разв
итие,размножение;
Обсуждение причинно-следственных связей между строением
ижизнедеятельностью, строением и средой обитания
животных;Проведениенаблюденийзапроцессамижизнедеятельностижив
отных:
движением,питанием,дыханием,поведением,ростомиразвитиемнапримереодно
клеточных и многоклеточных животных (инфузории-туфельки,
дафнии,дождевогочервя,муравья,рыб,вороныидр.);
Исследование поведения животных (ос, пчёл, муравьёв, рыб,
птиц,млекопитающих)иформулированиевыводововрождённомиприобретённо
мповедении;
Обсуждениеразвитияголовногомозгапозвоночныхживотныхивозникновением
инстинктовзаботыопотомстве;
Письменный
контроль;Ус
тныйопрос;
РЕШ,edsoo
5.
Транспортвеществуживотных
2
0
0
29.09.2022
04.10.2022
;
Применение биологических терминов и понятий: питание, дыхание,
рост,развитие,выделение,опора,движение,размножение,раздражимость,поведен
иеидр.;
Выявлениеобщихпризнаковживотных,уровнейорганизацииживотногоорг
анизма: клетки, ткани, органы, системы органов,
организм;Сравнениеживотныхтканейиоргановживотныхмеждусобой;
Описание строения и жизнедеятельности животного организма: опора
идвижение,питаниеипищеварение,дыханиеитранспортвеществ,выделение,регу
ляцияиповедение,рост,размножениеиразвитие;
Объяснение процессов жизнедеятельности животных: движение,
питание,дыхание,транспортвеществ,выделение,регуляция,поведение,рост,разв
итие,размножение;
Обсуждение причинно-следственных связей между строением
ижизнедеятельностью, строением и средой обитания
животных;Проведениенаблюденийзапроцессамижизнедеятельностижив
отных:
движением,питанием,дыханием,поведением,ростомиразвитиемнапримереодно
клеточных и многоклеточных животных (инфузории-туфельки,
дафнии,дождевогочервя,муравья,рыб,вороныидр.);
Исследование поведения животных (ос, пчёл, муравьёв, рыб,
птиц,млекопитающих)иформулированиевыводововрождённомиприобретённо
мповедении;
Обсуждениеразвитияголовногомозгапозвоночныхживотныхивозникновением
инстинктовзаботыопотомстве;
Письменный
контроль;Ус
тныйопрос;
РЕШ,edsoo
6.
Выделениеуживотных
1
0
0
05.10.2022
;
Применение биологических терминов и понятий: питание, дыхание,
рост,развитие,выделение,опора,движение,размножение,раздражимость,поведен
иеидр.;
Выявлениеобщихпризнаковживотных,уровнейорганизацииживотногоорг
анизма: клетки, ткани, органы, системы органов,
организм;Сравнениеживотныхтканейиоргановживотныхмеждусобой;
Описание строения и жизнедеятельности животного организма: опора
идвижение,питаниеипищеварение,дыханиеитранспортвеществ,выделение,регу
ляцияиповедение,рост,размножениеиразвитие;
Объяснение процессов жизнедеятельности животных: движение,
питание,дыхание,транспортвеществ,выделение,регуляция,поведение,рост,разв
итие,размножение;
Обсуждение причинно-следственных связей между строением
ижизнедеятельностью, строением и средой обитания
животных;Проведениенаблюденийзапроцессамижизнедеятельностижив
отных:
движением,питанием,дыханием,поведением,ростомиразвитиемнапримереодно
клеточных и многоклеточных животных (инфузории-туфельки,
дафнии,дождевогочервя,муравья,рыб,вороныидр.);
Исследование поведения животных (ос, пчёл, муравьёв, рыб,
птиц,млекопитающих)иформулированиевыводововрождённомиприобретённо
мповедении;
Обсуждениеразвитияголовногомозгапозвоночныхживотныхивозникновением
инстинктовзаботыопотомстве;
Письменный
контроль;Ус
тныйопрос;
РЕШ,edsoo
7.
Покровытелауживотных
1
0
0
11.10.2022
;
Применение биологических терминов и понятий: питание, дыхание,
рост,развитие,выделение,опора,движение,размножение,раздражимость,поведен
иеидр.;
Выявлениеобщихпризнаковживотных,уровнейорганизацииживотногоорг
анизма: клетки, ткани, органы, системы органов,
организм;Сравнениеживотныхтканейиорг ановживотныхмеждусобой;
Описание строения и жизнедеятельности животного организма: опора
идвижение,питаниеипищеварение,дыханиеитранспортвеществ,выделение,регу
ляцияиповедение,рост,размножениеиразвитие;
Объяснение процессов жизнедеятельности животных: движение,
питание,дыхание,транспортвеществ,выделение,регуляция,поведение,рост,разв
итие,размножение;
Обсуждение причинно-следственных связей между строением
ижизнедеятельностью, строением и средой обитания
животных;Проведениенаблюденийзапроцессамижизнедеятельностижив
отных:
движением,питанием,дыханием,поведением,ростомиразвитиемнапримереодно
клеточных и многоклеточных животных (инфузории-туфельки,
дафнии,дождевогочервя,муравья,рыб,вороныидр.);
Исследование поведения животных (ос, пчёл, муравьёв, рыб,
птиц,млекопитающих)иформулированиевыводововрождённомиприобретённо
мповедении;
Обсуждениеразвитияголовногомозгапозвоночныхживотныхивозникновением
инстинктовзаботыопотомстве;
Письменный
контроль;Ус
тныйопрос;
РЕШ,edsoo
8.
Координацияирегуляцияжизнедеятельностиужив 2
отных
0
0
12.10.2022
18.10.2022
;
Применение биологических терминов и понятий: питание, дыхание,
рост,развитие,выделение,опора,движение,размножение,раздражимость,поведен
иеидр.;
Выявлениеобщихпризнаковживотных,уровнейорганизацииживотногоорг
анизма: клетки, ткани, органы, системы органов,
организм;Сравнениеживотныхтканейиоргановживотныхмеждусобой;
Описание строения и жизнедеятельности животного организма: опора
идвижение,питаниеипищеварение,дыханиеитранспортвеществ,выделение,регу
ляцияиповедение,рост,размножениеиразвитие;
Объяснение процессов жизнедеятельности животных: движение,
питание,дыхание,транспортвеществ,выделение,регуляция,поведение,рост,разв
итие,размножение;
Обсуждение причинно-следственных связей между строением
ижизнедеятельностью, строением и средой обитания
животных;Проведениенаблюденийзапроцессамижизнедеятельностижив
отных:
движением,питанием,дыханием,поведением,ростомиразвитиемнапримереодно
клеточных и многоклеточных животных (инфузории-туфельки,
дафнии,дождевогочервя,муравья,рыб,вороныидр.);
Исследование поведения животных (ос, пчёл, муравьёв, рыб,
птиц,млекопитающих)иформулированиевыводововрождённомиприобретённо
мповедении;
Обсуждениеразвитияголовногомозгапозвоночныхживотныхивозникновением
инстинктовзаботыопотомстве;
Письменный
контроль;Ус
тныйопрос;
РЕШ,edsoo
9.
Поведениеживотных
1
0
0
19.10.2022
;
Применение биологических терминов и понятий: питание, дыхание,
рост,развитие,выделение,опора,движение,размножение,раздражимость,поведен
иеидр.;
Выявлениеобщихпризнаковживотных,уровнейорганизацииживотногоорг
анизма: клетки, ткани, органы, системы органов,
организм;Сравнениеживотныхтканейиоргановживотныхмеждусобой;
Описание строения и жизнедеятельности животного организма: опора
идвижение,питаниеипищеварение,дыханиеитранспортвеществ,выделение,регу
ляцияиповедение,рост,размножениеиразвитие;
Объяснение процессов жизнедеятельности животных: движение,
питание,дыхание,транспортвеществ,выделение,регуляция,поведение,рост,разв
итие,размножение;
Обсуждение причинно-следственных связей между строением
ижизнедеятельностью, строением и средой обитания
животных;Проведениенаблюденийзапроцессамижизнедеятельностижив
отных:
движением,питанием,дыханием,поведением,ростомиразвитиемнапримереодно
клеточных и многоклеточных животных (инфузории-туфельки,
дафнии,дождевогочервя,муравья,рыб,вороныидр.);
Исследование поведения животных (ос, пчёл, муравьёв, рыб,
птиц,млекопитающих)иформулированиевыводововрождённомиприобретённо
мповедении;
Обсуждениеразвитияголовногомозгапозвоночныхживотныхивозникновением
инстинктовзаботыопотомстве;
Письменный
контроль;Ус
тныйопрос;
РЕШ,edsoo
10.
Размножениеиразвитиеживотных
1
0
0
25.10.2022
;
Применение биологических терминов и понятий: питание, дыхание,
рост,развитие,выделение,опора,движение,размножение,раздражимость,поведен
иеидр.;
Выявлениеобщихпризнаковживотных,уровнейорганизацииживотногоорг
анизма: клетки, ткани, органы, системы органов,
организм;Сравнениеживотныхтканейиоргановживотныхмеждусобой;
Описание строения и жизнедеятельности животного организма: опора
идвижение,питаниеипищеварение,дыханиеитранспортвеществ,выделение,регу
ляцияиповедение,рост,размножениеиразвитие;
Объяснение процессов жизнедеятельности животных: движение,
питание,дыхание,транспортвеществ,выделение,регуляция,поведение,рост,разв
итие,размножение;
Обсуждение причинно-следственных связей между строением
ижизнедеятельностью, строением и средой обитания
животных;Проведениенаблюденийзапроцессамижизнедеятельностижив
отных:
движением,питанием,дыханием,поведением,ростомиразвитиемнапримереодно
клеточных и многоклеточных животных (инфузории-туфельки,
дафнии,дождевогочервя,муравья,рыб,вороныидр.);
Исследование поведения животных (ос, пчёл, муравьёв, рыб,
птиц,млекопитающих)иформулированиевыводововрождённомиприобретённо
мповедении;
Обсуждениеразвитияголовногомозгапозвоночныхживотныхивозникновением
инстинктовзаботыопотомстве;
;
Письменный
контроль;Ус
тныйопрос;
РЕШ,edsoo
11.
Основныекатегориисистематикиживотных
1
0
0
26.10.2022
Классифицированиеживотныхнаосновеихпринадлежностикопределённойсисте
матическойгруппе;
Описаниесистематическихгрупп;
Письменный
контроль;Ус
тныйопрос;
РЕШ,edsoo
12.
Одноклеточныеживотные—простейшие
2
0
1
08.11.2022
;
Выделение существенных признаков одноклеточных
животных;Объяснениестроенияифункцийодноклеточныхживотных,спос
обовихпередвижения;
Наблюдение передвижения в воде инфузории-туфельки и
интерпретацияданных;
Анализиоцениваниеспособоввыделенияизбыткаводыивредныхконечныхпроду
ктов обмена веществ у простейших, обитающих в пресных и
солёныхводоёмах;
Изготовлениемоделиклеткипростейшего;
Аргументированиепринциповздоровогообразажизнивсвязиспопаданиемворга
низм человека паразитических простейших (малярийный
плазмодий,дизентерийнаяамёба,лямблия,сальмонеллаидр.);
Практическая
работа;
РЕШ,edsoo
13.
Многоклеточныеживотные.Кишечнополостные
2
0
1
09.11.2022
15.11.2022
;
Выявлениехарактерныхпризнаковкишечнополостныхживотных:способностькрег
енерации, появление нервной сети и в связи с этим рефлекторного
поведенияидр.;
Устанавливание взаимосвязи между особенностями строения клеток
телакишечнополостных (покровно-мускульные, стрекательные,
промежуточные идр.)иихфункциями;
Раскрытиеролибеспологоиполовогоразмножениявжизникишечнополостныхорг
анизмов;
Объяснениезначениякишечнополостныхвприродеижизничеловека;
;
Письменный
контроль;Ус
тныйопрос;
Контрольная
работа;
РЕШ,edsoo
14.
Плоские,круглые,кольчатыечерви
4
1
0
16.11.2022
29.11.2022
Классифицирование червей по типам (плоские, круглые,
кольчатые);Определениеповнешнемувиду,схемамиописаниямпредставителейс
вободноживущихипаразитическихчервейразныхтипов;
Исследованиепризнаковприспособленностиксредеобитанияупаразитическихчер
вей,аргументированиезначенияприспособленности;
Анализиоцениваниевлиянияфактороврисканаздоровьечеловека,пред
упреждение заражения паразитическими
червями;Исследованиерефлексовдождевогочервя;
Обоснованиеролидождевыхчервейвпочвообразовании;
Письменный
контроль;Уст
ныйопрос;Пр
актическаяра
бота;
РЕШ,edsoo
15.
Членистоногие
5
1
0
30.11.2022
14.12.2022
;
Выявление характерных признаков представителей типа
Членистоногие;Описание представителей классов (Ракообразные,
Паукообразные, Насекомые)посхемам,изображениям,коллекциям;
Исследованиевнешнегостроениямайскогожука,описаниеособенностейегострое
ниякакпредставителяклассанасекомых;
Обсуждение разных типов развития насекомых с
использованиемколлекционногоматериаланапримерахбабочкикапустницы,рыже
готараканаидр.,выявлениепризнаковсходстваиразличия;
Обсуждениезависимостиздоровьячеловекаотчленистоногих—
переносчиковинфекционных (клещевой энцефалит, малярия и др.) и
паразитарных(чесоточный зудень и др.) заболеваний, а также от отравления
ядовитымивеществами(тарантул,каракуртидр.);
Объяснениезначениячленистоногихвприродеижизничеловека;Овладени
е приёмами работы с биологической информацией и еёпреобразование;
Письменный
контроль;Уст
ныйопрос;Пр
актическаяра
бота;
РЕШ,edsoo
16.
Моллюски
2
0
0
20.12.2022
21.12.2022
;
Описаниевнешнегоивнутреннегостроениямоллюсков;
Установлениевзаимосвязистроенияиобразажизнисусловиямиобитаниянаприм
ерепредставителейтипаМоллюски;
Наблюдениезапитаниембрюхоногихидвустворчатыхмоллюсковвшкольномаквар
иуме,определениетиповпитания;
Исследованиераковинбеззубки,перловицы,прудовика,катушки,рапаныикласси
фицированиераковинпоклассаммоллюсков;
Установление взаимосвязи между расселением и образом жизни
моллюсков;Обоснованиеролимоллюсковвприродеихозяйственнойдеятельност
илюдей;
Письменный
контроль;Ус
тныйопрос;
РЕШ,edsoo
17.
Хордовые
1
0
0
27.10.2022
;
ВыявлениехарактерныхпризнаковтипаХордовые,подтиповБесчерепныеиЧереп
ные(Позвоночные);
Описаниепризнаковстроенияижизнедеятельностиланцетника;
Письменный
контроль;Ус
тныйопрос;
РЕШ,edsoo
18.
Рыбы
4
1
0
10.01.2023
18.01.2023
;
ВыделениеотличительныхпризнаковпредставителейклассаХрящевыерыбыиклас
саКостныерыбы;
Исследование внешнего строения рыб на примере живых
объектов;Установлениевзаимосвязивнешнегостроенияисредыобитаниярыб(об
текаемаяформатела,наличиеслизиидр.);
Исследование внутреннего строения рыб на влажных
препаратах;Описаниеплавательногопузырярыбкакгидростатическогоор
гана;Объяснениемеханизмапогруженияиподнятиярыбвводнойсреде;Об
основаниеролирыбвприродеижизничеловека;
Аргументированиеосновныхправилповедениявприродеприловлерыбы(время,
местоидр.);
Письменный
контроль;Уст
ныйопрос;Пр
актическаяра
бота;
РЕШ,edsoo
19.
Земноводные
3
0
0
24.01.2023
31.01.2023
;
Выявление характерных признаков у представителей класса
Земноводные;Выявлениечертприспособленностиземноводныхкаккназемновоздушной,такикводнойсредеобитания;
Описание представителей класса по внешнему
виду;Обоснованиеролиземноводныхвприродеижизничеловека;
Письменный
контроль;Ус
тныйопрос;
РЕШ,edsoo
20.
Пресмыкающиеся
4
0
0
01.02.2023
14.02.2023
;
ВыявлениехарактерныхпризнаковупредставителейклассаПресмыкающиеся;Вы
явление черт приспособленности пресмыкающихся к воздушноназемнойсреде(сухая,покрытаячешуйкамикожа,ячеистыелёгкиеидр.);
Сравнениеземноводныхипресмыкающихсяповнешнимивнутреннимпризнакам;
Описаниепредставителейкласса;
Обоснование ограниченности распространения земноводных и
пресмыкающихсявприроде;
Определениеролипресмыкающихсявприродеижизничеловека;Овладени
е приёмами работы с биологической информацией и еёпреобразование;
Письменный
контроль;Ус
тныйопрос;
РЕШ,edsoo
21.
Птицы
5
2
0
15.02.2023
01.03.2023
;
Описаниевнешнегоивнутреннегостроенияптиц;
Исследованиевнешнегостроенияптицнараздаточномматериале(перья:контурн
ые,пуховые,пух);
Обсуждениечертприспособленностиптицкполёту;Обоснованиес
езонногоповеденияптиц;
Сопоставлениесистеморгановпресмыкающихсяиптиц,выявлениеобщихчертстро
ения;
Выявлениечертприспособленностиптицпорисункам,таблицам,фрагментамфил
ьмовксредеобитания(экологическиегруппыптиц);
Обоснованиеролиптицвприродеижизничеловека;
Письменный
контроль;Уст
ныйопрос;Пр
актическаяра
бота;
РЕШ,edsoo
22.
Млекопитающие
7
1
1
07.03.2023
04.04.2023
;
Выявлениехарактерныхпризнаковклассамлекопитающих;
Установлениевзаимосвязеймеждуразвитиемголовногомозгамлекопитающихиихп
оведением;
Классифицированиемлекопитающихпоотрядам(грызуны,хищные,китообразны
еидр.);
Выявлениечертприспособленностимлекопитающихксредамобитания;Обсужде
ниеролимлекопитающихвприродеижизничеловека;
Описаниеролидомашнихживотныхвхозяйственнойдеятельностилюдей;
Письменный
контроль;Уст
ныйопрос;Пр
актическаяра
бота;
РЕШ,edsoo
23.
РазвитиеживотногомиранаЗемле
4
0
0
18.04.2023
26.04.2023
Объяснение усложнения организации животных в ходе
эволюции;Обсуждениепричинэволюционногоразвитияорганическо
гомира;Выявление черт приспособленности животных к средам
обитания;Описаниепорисункам,схемамиостанкамвымершихживот
ных;
Обсуждениепричинсохранениянапротяжениимиллионовлетвнеизменномвиде«
живыхископаемых»;
Овладениеприёмамиработысбиологическойинформациейиеёпреобразование;
Письменный
контроль;Ус
тныйопрос;
РЕШ,edsoo
24.
Животныевприродныхсообществах
3
0
0
02.05.2023
10.05.2023
;
Описаниесредобитания,занимаемыхживотными,выявлениечертприспособленн
остиживотныхксредеобитания;
Выявлениевзаимосвязиживотныхвприродныхсообществах,цепиисетипитания;
Установлениевзаимосвязиживотныхсрастениями,грибами,лишайникамиибакте
риямивприродныхсообществах;
ОписаниеживотныхприродныхзонЗемли;
Выявление основных закономерностей распространения животных по
планете;Обоснованиеролиживотныхвприродныхсообществах;
Обсуждение роли науки о животных в практической деятельности
людей;Аргументированиеосновныхправилповедениявприродевсвязисбережн
ымотношениемкживотномумиру;
Письменный
контроль;Ус
тныйопрос;
РЕШ,edsoo
25.
Животныеичеловек
3
0
1
16.05.2023
23.05.2023
;
Применениебиологическихтерминовипонятий:одомашнивание,селекция,пород
а,искусственныйотбор,синантропныевиды;
Объяснениезначениядомашнихживотныхвприродеижизничеловека;Обоснован
иеметодовборьбысживотными-вредителями;
Описание синантропных видов беспозвоночных и позвоночных
животных;Выявлениечертадаптациисинантропныхвидовкгородскимусловиям
жизни;Обсуждение вопросов создания питомников для бездомных
животных,восстановлениячисленностиредкихживотныхнаохраняемыхтеррито
риях;
Письменный
контроль;Ус
тныйопрос;
Контрольная
работа;
РЕШ,edsoo
Резервноевремя
2
ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ
68
6
4
ПОУРОЧНОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Темаурока
Количествочасов
всего
контрольные практичес
работы
Дата
изучения
Виды,формы
контроля
кие работы
1.
Зоология - наука о животных
1
0
0
06.09
Устный опрос
2.
Животные и окружающая среда
1
0
0
07.09
3.
1
0
0
13.09
4.
Классификация животных и основные
систематические группы
Влияние человека на животных
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос
1
0
0
14.09
5.
Краткая история развития зоологии
1
0
0
20.09
6.
Урок – обобщение по теме: «Общие сведения о 1
мире животных».
0
0
21.09
Устный опрос;
Письменный
контроль;
7.
Клетка
1
0
0
27.09
Устный опрос
8.
Ткани, органы и системы органов
1
0
0
28.09
Устный опрос;
Письменный
контроль;
9.
Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Саркодовые 1
0
1
04.10
Лабораторная
работа
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Лабораторная работа № 1. «Изучение
одноклеточных животных».
10.
Тип Саркодовые и жгутиконосцы.
Жгутиконосцы
1
0
0
05.10
11.
Тип Инфузории
1
0
0
11.10
12.
Значение простейших
1
0
0
12.10
13.
Строение и жизнедеятельность
кишечнополостных
1
0
0
18.10
14.
Разнообразие кишечнополостных
1
0
0
19.10
15.
Тип плоские черви
1
0
0
25.10
16.
Разнообразие плоских червей: сосальщики и
цепни
1
0
0
26.10
17.
Тип круглые черви
0
0
08.11
18.
Тип кольчатые черви. Класс
Многощетинковые черви
1
0
0
09.11
19.
1
Тип кольчатые черви. Класс
Малощетинковые черви
Лабораторная работа № 2. «Изучение
внешнего строения дождевого
червя,наблюдение за егопередвижением и
реакциями на раздражения».
0
1
15.11
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос
Лабораторная
работа
20.
Урок – обобщение по теме: «Типы Плоские 1
черви, Круглые черви, Кольчатые черви».
0
0
16.11
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Общая характеристика моллюсков
Лабораторная работа № 3. «Изучения
строения моллюсков по влажным
препаратам».
22. Класс брюхоногие моллюски
1
0
1
22.11
Лабораторная
работа
1
0
0
23.11
23.
Класс Двустворчатые моллюски
1
0
0
29.11
24.
Класс Головоногие моллюски
1
0
0
30.11
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
1
0
1
06.12
Лабораторная
работа
1
0
0
07.12
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
21.
Класс Ракообразные.
Лабораторная работа № 4. «Изучение
многообразия членистоногих по
коллекциям».
26. Класс Паукообразные
25.
27.
Класс Насекомые
1
0
0
13.12
28.
Типы развития насекомых
1
0
0
14.12
29.
Общественные насекомые – пчелы и
муравьи
1
0
0
20.12
30.
Насекомые- вредители культурных растений 1
и переносчики заболеваний человека
0
0
21.12
Урок – обобщение по теме: «Тип
Членистоногие»
Экскурсия № 1. «Разнообразие и роль
членистоногих в природе».
32. Бесчерепные
1
0
1
27.12
Экскурсия
1
0
0
10.01
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Черепные, или позвоночные. Внешнее
строение рыб
Лабораторная работа № 5. «Изучение
строения рыб».
34. Внутреннее строение рыб
1
1
11.01
Лабораторная
работа
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
31.
33.
1
0
0
17.01.
35.
Особенности размножения рыб
1
0
0
18.01
36.
Основные систематические группы рыб
1
0
0
24.01
37.
Промысловые рыбы. Их использование и
охрана
1
0
0
25.01
38.
Среда обитания и строение тела
земноводных
1
0
0
31.01
39.
Строение и функции внутренних органов
земноводных
1
0
0
01.02
40.
Годовой жизненный цикл и происхождение 1
земноводных
0
0
07.02
41.
Разнообразие и значение земноводных
1
0
0
08.02
42.
Внешнее строение и скелет
пресмыкающихся
1
43.
Внутреннее строение и жизнедеятельность 1
пресмыкающихся
0
0
15.02
44.
Разнообразие пресмыкающихся
1
0
0
21.02
45.
Значение и происхождение
пресмыкающихся
1
0
0
22.02
46.
Внешнее строение птиц
Лабораторная работа № 6.
«Изучениестроенияптиц».
1
0
1
28.02
Лабораторная
работа
47.
Опорно-двигательная система птиц
1
0
0
01.03
48.
Внутреннее строение птиц
1
0
0
07.03
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
49.
Размножение и развитие птиц
Лабораторная работа № 7.
«Изучениестроениякуриногояйца».
1
1
08.03
Лабораторная
работа
50.
Годовой жизненный цикл и сезонные
явления в жизни птиц
1
0
0
14.03
51.
Разнообразие птиц
1
0
0
15.03
52.
Значение и охрана птиц
1
0
0
21.03
53.
Происхождение птиц
1
0
0
22.03
54.
Урок – обобщение по теме:
Птицы».
1
0
0
04.04
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
1
0
1
05.04
Лабораторная
работа
1
0
0
11.04
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
«Класс
Внешнее строение млекопитающих
Лабораторная работа № 8.
«Изучениестроениямлекопитающих»
56. Внутреннее строение млекопитающих
55.
14.02
57.
Размножение и развитие млекопитающих.
1
0
0
12.04
58.
Происхождение и разнообразие
млекопитающих
1
0
0
18.08
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
1
Высшие, или плацентарные, звери:
насекомоядные и рукокрылые, грызуны и
зайцеобразные, хищные
60. Высшие, или плацентарные, звери:
1
ластоногие и китообразные, парнокопытные
и непарнокопытные, хоботные
61. Высшие, или плацентарные, звери:
1
приматы
0
0
19.04
Устный опрос;
Письменный
контроль;
0
0
25.04
Устный опрос;
Письменный
контроль;
0
0
26.04
62.
Экологические группы млекопитающих
1
0
0
Устный опрос;
Письменный
контроль;
02.50 Устный опрос;
Письменный
контроль;
63
Значение млекопитающих для человека
Экскурсия № 2. «Разнообразиептиц и
млекопитающих».
1
0
1
03.05 Экскурсия
64
Урок – обобщение по теме:
«Класс
Млекопитающие, или Звери».
1
0
0
09.05 Устный опрос;
65
Доказательства эволюции животного мира
1
0
0
10.05
66
Развитие животного мира на Земле
1
0
0
16.05
67
Современный животный мир
1
0
0
17.05
68
Урок – обобщение по теме:
животного мира на Земле».
1
0
0
23.05
68
0
8
59.
«Развитие
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВПОПРОГРАММЕ
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧЕНИКА
В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко; под редакцией В.Г.Бабенко, . Биология, 7класс/
Общество с ограниченной ответственностью «Издательский центр ВЕНТАНАГРАФ»;Акционерноеобщество «ИздательствоПросвещение»;
Введитесвойвариант:
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕДЛЯПРОВЕДЕНИЯЛАБОРАТОРНЫХ,ПРАКТИЧЕСКИХРАБОТ,ДЕ
МОНСТРАЦИЙ