биология 7 класс

Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на
основеТребований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общегообразования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
основногообщегообразования, а такжеПримерной программы воспитания.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Данная программа по биологии основного общего образования разработана в соответствии
стребованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта
основногообщего образования (ФГОС ООО) и с учётом Примерной основной образовательной
программыосновногообщего образования(ПООПООО).
Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся
иорганизацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе учитываются
возможностипредмета в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и
метапредметнымрезультатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественнонаучных учебныхпредметовна уровне основного общего образования.
В программе определяются основные цели изучения биологии на уровне 8 класса основного
общегообразования, планируемые результаты освоения курса биологии: личностные,
метапредметные,предметные.
ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«БИОЛОГИЯ»
Учебный предмет «Биология» развивает представления о познаваемости живой природы и
методахеё познания, он позволяет сформировать систему научных знаний о живых системах, умения
ихполучать, присваивать и применять в жизненных ситуациях. Биологическая подготовка
обеспечиваетпонимание обучающимися научных принципов человеческой деятельности в природе,
закладываетосновыэкологической культуры, здоровогообраза жизни.
ЦЕЛИИЗУЧЕНИЯУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«БИОЛОГИЯ»
Целямиизучениябиологиинауровнеосновногообщегообразованияявляются:
— формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности
биологическихсистемразного уровняорганизации;
— формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности
организмачеловека,условиях сохраненияего здоровья;
— формирование умений применять методы биологической науки для изучения
биологическихсистем,втом числе и организмачеловека;
— формирование умений использовать информацию о современных достижениях в
областибиологии для объяснения процессов и явлений живой природы и
жизнедеятельностисобственногоорганизма;
— формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности
людей,значениебиологическогоразнообразиядлясохранениябиосферы,последствиядеятельно
стичеловекавприроде;
— формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и
охраныокружающейсреды.

ДостижениецелейобеспечиваетсярешениемследующихЗАДАЧ:
— приобретение знаний обучающимися о живой природе, закономерностях
строения,жизнедеятельностиисредообразующейролиорганизмов;человекекакбиосоциальномсущ
естве;ороли биологическойнауки впрактической деятельностилюдей;
— овладение умениями проводить исследования с использованием
биологическогооборудованияинаблюденияза состояниемсобственногоорганизма;
— освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о
современныхдостиженияхвобластибиологии, еёанализи критическоеоценивание;
— воспитаниебиологическииэкологическиграмотнойличности,готовойксохранениюсобс
твенногоздоровьяи охраныокружающей среды.
МЕСТОУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«БИОЛОГИЯ»ВУЧЕБНОМПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС ООО биология является обязательным предметом на уровне
основногообщего образования. Данная программа предусматривает изучение биологии в 8
классе - 2 часа внеделю,всего -68 часов.

СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА
1. Животныйорганизм
Зоология — наука о животных. Разделы зоологии. Связь зоологии с другими науками и
техникой.Общиепризнакиживотных.Отличияживотныхотрастений.Многообразиеживотногомира.
Одноклеточные и многоклеточные животные. Форма тела животного, симметрия, размеры тела и
др.Животная клетка. Открытие животной клетки (А. Левенгук). Строение животной клетки:
клеточнаямембрана, органоиды передвижения, ядро с ядрышком, цитоплазма (митохондрии,
пищеварительныеисократительныевакуоли,лизосомы,клеточныйцентр).Процессы,происходящиевклет
ке.Деление
клетки. Ткани животных, их разнообразие. Органы и системы органов животных. Организм —
единоецелое.
Лабораторныеипрактическиеработы
Исследованиеподмикроскопомготовыхмикропрепаратовклетокитканейживотных.
2. Строениеижизнедеятельностьорганизмаживотного
Опора и движение животных. Особенности гидростатического, наружного и внутреннего
скелетау животных. Передвижение у одноклеточных (амёбовидное, жгутиковое). Мышечные
движения умногоклеточных: полёт насекомых, птиц; плавание рыб; движение по суше позвоночных
животных(ползание,бег, ходьба и др.).Рычажные конечности.
Питание и пищеварение у животных. Значение питания. Питание и пищеварение у
простейших.Внутриполостноеивнутриклеточноепищеварение,замкнутаяисквознаяпищеварительнаяс
истемаубеспозвоночных.Пищеварительныйтрактупозвоночных,пищеварительныежелезы.Ферменты.
Особенностипищеварительнойсистемыупредставителейотрядовмлекопитающих.
Дыхание животных. Значение дыхания. Газообмен через всю поверхность клетки.
Жаберноедыхание. Наружные и внутренние жабры. Кожное, трахейное, лёгочное дыхание у
обитателей суши.Особенностикожного дыхания. Рольвоздушных мешковуптиц.
Транспорт веществ у животных. Роль транспорта веществ в организме животных. Замкнутая
инезамкнутая кровеносные системы у беспозвоночных. Сердце, кровеносные сосуды. Спинной
ибрюшной сосуды, капилляры, «ложные сердца» у дождевого червя. Особенности
строениянезамкнутой кровеносной системы у моллюсков и насекомых. Круги кровообращения и
особенностистроениясердец упозвоночных, усложнениесистемы кровообращения.
Выделение у животных. Значение выделения конечных продуктов обмена
веществ.Сократительные вакуоли у простейших. Звёздчатые клетки и канальцы у плоских
червей,выделительныетрубочкииворонкиукольчатыхчервей.Мальпигиевысосудыунасекомых.Почки(
туловищные и тазовые), мочеточники, мочевой пузырь у позвоночных животных.
Особенностивыделенияу птиц, связанные с полётом.
Покровы тела у животных. Покровы у беспозвоночных. Усложнение строения кожи
упозвоночных. Кожа как орган выделения. Роль кожи в теплоотдаче. Производные кожи.
Средствапассивнойи активной защиты у животных.
Координация и регуляция жизнедеятельности у животных. Раздражимость у
одноклеточныхживотных. Таксисы (фототаксис, трофотаксис, хемотаксис и др.). Нервная регуляция.
Нервнаясистема, её значение. Нервная система у беспозвоночных: сетчатая (диффузная), стволовая,
узловая.Нервная система у позвоночных (трубчатая): головной и спинной мозг, нервы. Усложнение
головногомозгаотрыбдомлекопитающих.Появлениебольшихполушарий,коры, бороздиизвилин.
Гуморальная регуляция. Роль гормонов в жизни животных. Половые гормоны. Половой
диморфизм.Органы чувств, их значение. Рецепторы. Простые и сложные (фа сеточные) глаза у
насекомых.

Органзренияислухаупозвоночных,ихусложнение.Органыобоняния,вкусаиосязанияубеспозвоночных

ипозвоночныхживотных.Органбоковойлинииурыб.
Поведение животных. Врождённое и приобретённое поведение (инстинкт и научение).
Научение:условные рефлексы, импринтинг (запечатление), инсайт (постижение). Поведение:
пищевое,оборонительное,территориальное,брачное,исследовательское.Стимулыповедения.
Размножение и развитие животных. Бесполое размножение: деление клетки
одноклеточногоорганизма на две, почкование, фрагментация. Половое размножение. Преимущество
половогоразмножения. Половые железы. Яичники и семенники. Половые клетки (гаметы).
Оплодотворение.Зигота. Партеногенез. Зародышевое развитие. Строение яйца птицы.
Внутриутробное развитиемлекопитающих. Зародышевые оболочки. Плацента (детское место).
Пупочный канатик (пуповина).Постэмбриональное развитие: прямое, непрямое. Метаморфоз
(развитие с превращением): полный инеполный.
Лабораторныеипрактическиеработы
1. Ознакомлениесорганамиопорыидвиженияуживотных.
2. Изучениеспособовпоглощенияпищиуживотных.
3. Изучениеспособовдыханияуживотных.
4. Ознакомлениессистемамиоргановтранспортавеществуживотных.
5. Изучениепокрововтелауживотных.
6. Изучениеоргановчувствуживотных.
7. Формированиеусловныхрефлексовуаквариумныхрыб.
8. Строениеяйцаиразвитиезародышаптицы(курицы).
3.Систематическиегруппыживотных
Основные категории систематики животных. Вид как основная систематическая
категорияживотных. Классификация животных. Система животного мира. Систематические
категорииживотных (царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид), их соподчинение. Бинарная
номенклатура.Отражениесовременныхзнанийопроисхождениииродствеживотныхвклассификациижив
отных.
Одноклеточныеживотные—
простейшие.Строениеижизнедеятельностьпростейших.Местообитаниеиобразжизни.Образован
иецистыпринеблагоприятныхусловияхсреды.
Многообразие простейших. Значение простейших в природе и жизни человека
(образованиеосадочных пород, возбудители заболеваний, симбиотические виды). Пути заражения
человека и мерыпрофилактики,вызываемыеодноклеточнымиживотными(малярийный плазмодий).
Лабораторныеипрактическиеработы
1. Исследование строения инфузории-туфельки и наблюдение за её передвижением.
Изучениехемотаксиса.
2. Многообразиепростейших(наготовыхпрепаратах).
3. Изготовлениемоделиклеткипростейшего(амёбы,инфузории-туфелькиидр.).
Многоклеточные животные. Кишечнополостные. Общая характеристика.
Местообитание.Особенности строения и жизнедеятельности. Эктодерма и энтодерма.
Внутриполостное и клеточноепереваривание пищи. Регенерация. Рефлекс. Бесполое размножение
(почкование). Половоеразмножение. Гермафродитизм. Раздельнополые кишечнополостные.
Многообразиекишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.
Коралловые полипы иихрольврифообразовании.
Лабораторныеипрактическиеработы
1. Исследованиестроенияпресноводнойгидрыиеёпередвижения(школьныйаквариум).
2. Исследованиепитаниягидрыдафниямиициклопами(школьныйаквариум).
3. Изготовлениемоделипресноводнойгидры.

Плоские,круглые,кольчатыечерви.Общаяхарактеристика.Особенностистроенияи

жизнедеятельности плоских, круглых и кольчатых червей. Многообразие червей.
Паразитическиеплоскиеикруглыечерви.Циклыразвитияпечёночногососальщика,бычьегоцепня,челове
ческойаскариды. Черви, их приспособления к паразитизму, вред, наносимый
человеку,сельскохозяйственным растениям и животным. Меры по предупреждению
зараженияпаразитическимичервями. Рольчервей какпочвообразователей.
Лабораторныеипрактическиеработы
1. Исследованиевнешнегостроениядождевогочервя.Наблюдениезареакциейдождевогочервянараздр
ажители.
2. Исследование внутреннего строения дождевого червя (на готовом влажном препарате
имикропрепарате).
3. Изучение приспособлений паразитических червей к паразитизму (на готовых влажных
имикропрепаратах).
Членистоногие.Общаяхарактеристика.Средыжизни.Внешнееивнутреннеестроениечленистон
огих.Многообразиечленистоногих.Представителиклассов.
Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности. Значение ракообразных в природе
ижизничеловека.
Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности в связи с жизнью на суше. Клещи —
вредители культурных растений и меры борьбы с ними. Паразитические клещи — возбудители
ипереносчикиопасныхболезней.Мерызащитыотклещей.Рольклещейвпочвообразовании.
Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности. Размножение насекомых и типы
развития.Отряды насекомых: Прямокрылые, Равнокрылые, Полужесткокрылые, Чешуекрылые,
Жесткокрылые,Перепончатокрылые, Двукрылые и др. Насекомые — переносчики возбудителей и
паразиты человекаидомашнихживотных. Насекомые-вредителисада, огорода,поля, леса.
Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Поведение насекомых,
инстинкты.Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Значение насекомых в
природе и жизничеловека.
Лабораторныеипрактическиеработы
1. Исследование внешнего строения насекомого (на примере майского жука или других
крупныхнасекомых-вредителей).
2. Ознакомлениесразличнымитипамиразвитиянасекомых(напримереколлекций).
Моллюски. Общая характеристика. Местообитание моллюсков. Строение и
процессыжизнедеятельности,характерныедлябрюхоногих,двустворчатых,головоногихмоллюсков.Чер
тыприспособленности моллюсков к среде обитания. Размножение моллюсков.
Многообразиемоллюсков.Значение моллюсковвприроде ижизни человека.
Лабораторныеипрактическиеработы
Исследование внешнего строения раковин пресноводных и морских моллюсков (раковины
беззубки,перловицы,прудовика, катушки и др.).
Хордовые. Общая характеристика. Зародышевое развитие хордовых. Систематические
группыхордовых.ПодтипБесчерепные(ланцетник).ПодтипЧерепные,илиПозвоночные.
Рыбы. Общая характеристика. Местообитание и внешнее строе-ние рыб. Особенности
внутреннегостроения и процессов жизнедеятельности. Приспособленность рыб к условиям обитания.
Отличияхрящевых рыб от костных рыб. Размножение, развитие и миграция рыб в природе.
Многообразие рыб,основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни
человека. Хозяйственноезначениерыб.
Лабораторныеипрактическиеработы
1. Исследованиевнешнегостроенияиособенностейпередвижениярыбы(напримереживойрыбыв

банкесводой).
2. Исследованиевнутреннегостроениярыбы(напримереготовоговлажногопрепарата).
Земноводные. Общая характеристика. Местообитание земноводных. Особенности внешнего
ивнутреннего строения, процессов жизнедеятельности, связанных с выходом земноводных на
сушу.Приспособленностьземноводныхкжизнивводеинасуше.Размножениеиразвитиеземноводных.
Многообразиеземноводныхиихохрана.Значениеземноводныхвприродеижизничеловека.
Пресмыкающиеся.Общаяхарактеристика.Местообитаниепресмыкающихся.Особенностивнеш
негоивнутреннегостроенияпресмыкающихся.Процессыжизнедеятельности.
Приспособленность пресмыкающихся к жизни на суше. Размножение и развитие
пресмыкающихся.Регенерация. Многообразие пресмыкающихся и их охрана. Значение
пресмыкающихся в природе ижизничеловека.
Птицы.Общаяхарактеристика.Особенностивнешнегостроенияптиц.Особенностивнутреннегострое
нияипроцессовжизнедеятельностиптиц.Приспособленияптицкполёту.Поведение.
Размножение и развитие птиц. Забота о потомстве. Сезонные явления в жизни птиц. Миграции
птиц,их изучение. Многообразие птиц. Экологические группы птиц. Приспособленность птиц к
различнымусловиямсреды. Значение птицвприроде и жизничеловека.
Лабораторныеипрактическиеработы
1. Исследование внешнего строения и перьевого покрова птиц (на примере чучела птиц и
набораперьев:контурных, пуховых и пуха).
2. Исследованиеособенностейскелетаптицы.
Млекопитающие. Общая характеристика. Среды жизни млекопитающих. Особенности
внешнегостроения, скелета и мускулатуры, внутреннего строения. Процессы жизнедеятельности.
Усложнениенервнойсистемы.Поведениемлекопитающих.Размножениеиразвитие.Заботаопотомстве.
Первозвери. Однопроходные (яйцекладущие) и Сумчатые (низшие звери).
Плацентарныемлекопитающие. Многообразие млекопитающих. Насекомоядные и
Рукокрылые. Грызуны,Зайцеобразные. Хищные. Ластоногие и Китообразные.
Парнокопытные и
Непарнокопытные.Приматы.СемействаотрядаХищные:собачьи,кошачьи,куньи, медвежьи.
Значение млекопитающих в природе и жизни человека. Млекопитающие —
переносчикивозбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Многообразие
млекопитающихродногокрая.
Лабораторныеипрактическиеработы
1. Исследованиеособенностейскелетамлекопитающих.
2. Исследованиеособенностейзубнойсистемымлекопитающих.
4. РазвитиеживотногомиранаЗемле
Эволюционное развитие животного мира на Земле. Усложнение животных в процессе
эволюции.Доказательства эволюционного развития животного мира. Палеонтология. Ископаемые
остаткиживотных,ихизучение.Методыизученияископаемыхостатков.Реставрациядревнихживотны
х.
«Живыеископаемые»животногомира.
Жизнь животных в воде. Одноклеточные животные. Происхождение многоклеточных
животных.Основные этапы эволюции беспозвоночных. Основные этапы эволюции позвоночных
животных.Вымершиеживотные.
Лабораторныеипрактическиеработы
Исследованиеископаемыхостатковвымершихживотных.
5. Животныевприродныхсообществах
Животные и среда обитания. Влияние света, температуры и влажности на

животных.Приспособленностьживотных кусловиям средыобитания.

Популяции животных, их характеристики. Одиночный и групповой образ жизни.
Взаимосвязиживотных между собой и с другими организмами. Пищевые связи в природном
сообществе. Пищевыеуровни,экологическаяпирамида. Экосистема.
Животный мир природных зон Земли. Основные закономерности распределения животных
напланете.Фауна.
6. Животныеичеловек
Воздействие человека на животных в природе: прямое и косвенное. Промысловые
животные(рыболовство, охота). Ведение промысла животных на основе научного подхода.
Загрязнениеокружающейсреды.
Одомашнивание животных. Селекция, породы, искусственный отбор, дикие предки
домашнихживотных. Значение домашних животных в жизни человека. Животные
сельскохозяйственныхугодий.Методы борьбы с животными-вредителями.
Город как особая искусственная среда, созданная человеком. Синантропные виды
животных.Условия их обитания. Беспозвоночные и позвоночные животные города. Адаптация
животных кновым условиям. Рекреационный пресс на животных диких видов в условиях города.
Безнадзорныедомашние животные. Питомники. Восстановление численности редких видов
животных: особоохраняемые природные территории (ООПТ). Красная книга России. Меры
сохранения животногомира.

ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования
должнообеспечивать достижение следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательныхрезультатов:
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическоевоспитание:
— отношениекбиологиикаккважнойсоставляющейкультуры,гордостьзавкладроссийскихисоветс
кихучёных вразвитиемировой биологической науки.
Гражданскоевоспитание:
— готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований
ипроектов,стремление квзаимопониманиюи взаимопомощи.
Духовно-нравственноевоспитание:
— готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и
нормэкологическойкультуры;
— пониманиезначимостинравственногоаспектадеятельностичеловекавмедицинеибиологии.
Эстетическоевоспитание:
— пониманиеролибиологиивформированииэстетическойкультурыличности.
Ценностинаучногопознания:
— ориентация на современную систему научных представлений об основных
биологическихзакономерностях,взаимосвязяхчеловекасприродной исоциальнойсредой;
— пониманиеролибиологическойнаукивформированиинаучногомировоззрения;
— развитие научной любознательности, интереса к биологической науке,
навыковисследовательскойдеятельности.
Формированиекультурыздоровья:
— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровоепитание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий
и отдыха,регулярнаяфизическаяактивность);
— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
наркотиков,курение)и иныхформ вредадляфизическогои психическогоздоровья;

алкоголя,

— соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
природнойсреде;
— сформированностьнавыкарефлексии,управлениесобственнымэмоциональнымсостоянием.
Трудовоевоспитание:
— активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города,
края)биологическойиэкологическойнаправленности,интерескпрактическомуизучениюпрофессий
,

связанныхсбиологией.
Экологическоевоспитание:
— ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области
окружающейсреды;
— осознаниеэкологическихпроблемипутейихрешения;
— готовностькучастиювпрактическойдеятельностиэкологическойнаправленности.
Адаптацияобучающегосякизменяющимсяусловиямсоциальнойиприроднойсреды:
— адекватнаяоценкаизменяющихсяусловий;
— принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на
основаниианализабиологической информации;
— планирование действий в новой ситуации на основании знаний
биологическихзакономерностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальныепознавательныедействия
Базовыелогическиедействия:
— выявлятьихарактеризоватьсущественныепризнакибиологическихобъектов(явлений);
— устанавливатьсущественныйпризнакклассификациибиологическихобъектов(явлений,пр
оцессов),основаниядляобобщенияисравнения,критериипроводимогоанализа;
— с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия
врассматриваемыхфактахинаблюдениях;предлагатькритериидлявыявлениязакономерностейипро
тиворечий;
— выявлятьдефицитыинформации,данных,необходимыхдлярешенияпоставленнойзадачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и
процессов;делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключенийпоаналогии, формулироватьгипотезы овзаимосвязях;
— самостоятельновыбиратьспособрешенияучебнойбиологическойзадачи(сравниватьнес
колько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельновыделенныхкритериев).
Базовыеисследовательскиедействия:
— использоватьвопросыкакисследовательскийинструментпознания;
— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состояниемситуации,объекта,и самостоятельноустанавливатьискомое иданное;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать
своюпозицию,мнение;
— проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный
биологическийэксперимент,небольшоеисследованиепоустановлениюособенностейбиологическ
огообъекта

(процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических
объектовмеждусобой;
— оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения
иэксперимента;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённогонаблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводовиобобщений;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их
последствияв аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их
развитии вновыхусловиях и контекстах.
Работасинформацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
биологическойинформацииилиданныхизисточниковсучётомпредложеннойучебнойбиологическ
ойзадачи;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
биологическуюинформациюразличных видовиформ представления;
— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею,версию)вразличных информационных источниках;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрироватьрешаемыезадачинесложнымисхемами,диаграммами,инойграфикойиихкомбинац
иями;
— оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным
учителемилисформулированным самостоятельно;
— запоминатьисистематизироватьбиологическуюинформацию.
Универсальныекоммуникативныедействия
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе
выполненияпрактическихи лабораторных работ;
— выражатьсебя(своюточкузрения)вустныхиписьменныхтекстах;
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать
ираспознаватьпредпосылкиконфликтныхситуацийисмягчатьконфликты,вестипереговоры;
— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и
вкорректнойформе формулироватьсвоивозражения;
— в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
биологическойтемы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и
поддержаниеблагожелательностиобщения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживатьразличиеи сходство позиций;

— публичнопредставлятьрезультатывыполненногобиологическогоопыта(эксперимента,

исследования,проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностейаудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованиемиллюстративныхматериалов.
Совместнаядеятельность(сотрудничество):
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решенииконкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения
групповыхформвзаимодействияприрешении поставленнойучебной задачи;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению:распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы; уметьобобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения,подчиняться;
— планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтенийи возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды,участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
мозговые штурмы ииные);
— выполнятьсвоючастьработы,достигатькачественногорезультатапосвоемунаправлениюикоорд
инироватьсвои действиясдругими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельносформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с
исходной задачей ивклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности ипроявлятьготовностькпредоставлениюотчёта передгруппой;
— овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая
обеспечиваетсформированностьсоциальныхнавыковиэмоциональногоинтеллектаобучаю
щихся.
Универсальныерегулятивныедействия
Самоорганизация:
— выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях,
используябиологическиезнания;
— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятиерешениявгруппе, принятие решений группой);
— самостоятельносоставлятьалгоритмрешениязадачи(илиегочасть),выбиратьспособрешен
ия учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственныхвозможностей,аргументироватьпредлагаемые вариантырешений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения),корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических
знаний обизучаемомбиологическом объекте;
— делатьвыборибратьответственностьзарешение.

Самоконтроль(рефлексия):

— владетьспособамисамоконтроля,самомотивацииирефлексии;
— даватьадекватнуюоценкуситуацииипредлагатьпланеёизменения;
— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебнойбиологическойзадачи,адаптироватьрешениекменяющимсяобстоятельствам;
— объяснятьпричиныдостижения(недостижения)результатовдеятельности,даватьоценкупри
обретённомуопыту,уметьнаходитьпозитивноевпроизошедшей ситуации;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций,установленныхошибок, возникших трудностей;
— оцениватьсоответствиерезультатацелииусловиям.
Эмоциональныйинтеллект:
— различать,называтьиуправлятьсобственнымиэмоциямииэмоциямидругих;
— выявлятьианализироватьпричиныэмоций;
— ставитьсебянаместодругогочеловека,пониматьмотивыинамерениядругого;
— регулироватьспособвыраженияэмоций.
Принятиесебяидругих:
— осознанноотноситьсякдругомучеловеку,егомнению;
— признаватьсвоёправонаошибкуитакоежеправодругого;
— открытостьсебеидругим;
— осознаватьневозможностьконтролироватьвсёвокруг;
— овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая
обеспечиваетформирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности),
и жизненныхнавыковличности(управлениясобой,самодисциплины,устойчивогоповедения).
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
— характеризовать зоологию как биологическую науку, её разделы и связь с другими науками
итехникой;
— характеризовать принципы классификации животных, вид как основную
систематическуюкатегорию, основные систематические группы животных (простейшие,
кишечнополостные,плоские,круглыеикольчатыечерви;членистоногие,моллюски,хордовые);
— приводить примеры вклада российских (в том числе А. О. Ковалевский, К. И. Скрябин)
изарубежных (в том числе А. Левенгук, Ж. Кювье, Э. Геккель) учёных в развитие наук
оживотных;
— применять биологические термины и понятия (в том числе: зоология, экология
животных,этология, палеозоология, систематика, царство, тип, отряд, семейство, род, вид,
животная клетка,животная ткань, орган животного, системы органов животного, животный
организм, питание,дыхание, рост, развитие, кровообращение, выделение, опора, движение,
размножение,партеногенез,раздражимость,рефлекс,органычувств,поведение,средаобитания,прир
одное

сообщество)всоответствииспоставленнойзадачейивконтексте;
— раскрывать общие признаки животных, уровни организации животного организма:
клетки,ткани,органы, системы органов, организм;
— сравниватьживотныетканииорганыживотныхмеждусобой;
— описывать строение и жизнедеятельность животного организма: опору и движение, питание
ипищеварение, дыхание и транспорт веществ, выделение, регуляцию и поведение,
рост,размножениеи развитие;
— характеризовать процессы жизнедеятельности животных изучаемых систематических
групп:движение, питание, дыхание, транспорт веществ, выделение, регуляцию, поведение,
рост,развитие,размножение;
— выявлять причинно-следственные связи между строением, жизнедеятельностью и
средойобитанияживотных изучаемых систематическихгрупп;
— различать и описывать животных изучаемых систематических групп, отдельные органы
исистемы органов по схемам, моделям, муляжам, рельефным таблицам; простейших —
поизображениям;
— выявлять признаки классов членистоногих и хордовых; отрядов насекомых
имлекопитающих;
— выполнять практические и лабораторные работы по морфологии, анатомии, физиологии
иповедению животных, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными)
ивременными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов
иинструментовцифровой лаборатории;
— сравнивать представителей отдельных систематических групп животных и делать выводы
наосновесравнения;
— классифицироватьживотныхнаоснованииособенностейстроения;
— описыватьусложнениеорганизацииживотныхвходеэволюцииживотногомиранаЗемле;
— выявлять черты приспособленности животных к среде обитания, значение
экологическихфакторовдляживотных;
— выявлятьвзаимосвязиживотныхвприродныхсообществах,цепипитания;
— устанавливать взаимосвязи животных с растениями, грибами, лишайниками и бактериями
вприродныхсообществах;
— характеризовать животных природных зон Земли, основные закономерности
распространенияживотныхпо планете;
— раскрыватьрольживотныхвприродныхсообществах;
— раскрывать роль домашних и непродуктивных животных в жизни человека;
рольпромысловых животных в хозяйственной деятельности человека и его повседневной
жизни;объяснятьзначение животныхвприроде ижизни человека;
— пониматьпричиныизнатьмерыохраныживотногомираЗемли;
— демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями
поматематике, физике, химии, географии, технологии, предметов гуманитарного
циклов,различнымивидами искусства;

— использовать методы биологии: проводить наблюдения за животными, описывать
животных,ихорганыисистемыорганов;ставитьпростейшиебиологическиеопытыиэксперименты;
— соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным
оборудованием,химическойпосудойвсоответствиисинструкцияминаурокеивовнеурочнойдеятель
ности;
— владеть приёмами работы с биологической информацией: формулировать основания
дляизвлечения и обобщения информации из нескольких (3—4) источников;
преобразовыватьинформациюизодной знаковой системы вдругую;
— создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный
аппаратизучаемого раздела биологии, сопровождать выступление презентацией с учётом
особенностейаудиториисверстников.

ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименованиеразделовитемпрограммы

1.

2.

Количествочасов

Датаизуч
ения

Видыдеятельности

Виды,фо
рмыконт
роля

Электронные(ци
фровые)образова
тельныересурсы

всего

контрольные
работы

практические
работы

Животныйорганизм

4

0

0

06.09.2022
13.09.2022

;
Раскрытие сущности понятия «зоология» как биологической
науки;Применениебиологическихтерминовипонятий:зоология,экология,этолог
ияживотных,палеозоологияидр.;
Выявление существенных признаков животных (строение,
процессыжизнедеятельности), их сравнение с представителями царства
растений;Обоснованиемногообразияживотногомира;
Определение по готовым микропрепаратам тканей животных и
растений;Описаниеоргановисистеморгановживотных,установлениеихвзаимос
вязи;

Письменный
контроль;Ус
тныйопрос;

РЕШ,edsoo

Опораидвижениеживотных

1

0

0

20.09.2022

;
Применение биологических терминов и понятий: питание, дыхание,
рост,развитие,выделение,опора,движение,размножение,раздражимость,поведен
иеидр.;
Выявлениеобщихпризнаковживотных,уровнейорганизацииживотногоорг
анизма: клетки, ткани, органы, системы органов,
организм;Сравнениеживотныхтканейиоргановживотныхмеждусобой;
Описание строения и жизнедеятельности животного организма: опора
идвижение,питаниеипищеварение,дыханиеитранспортвеществ,выделение,регу
ляцияиповедение,рост,размножениеиразвитие;
Объяснение процессов жизнедеятельности животных: движение,
питание,дыхание,транспортвеществ,выделение,регуляция,поведение,рост,разв
итие,размножение;
Обсуждение причинно-следственных связей между строением
ижизнедеятельностью, строением и средой обитания
животных;Проведениенаблюденийзапроцессамижизнедеятельностижив
отных:
движением,питанием,дыханием,поведением,ростомиразвитиемнапримереодно
клеточных и многоклеточных животных (инфузории-туфельки,
дафнии,дождевогочервя,муравья,рыб,вороныидр.);
Исследование поведения животных (ос, пчёл, муравьёв, рыб,
птиц,млекопитающих)иформулированиевыводововрождённомиприобретённо
мповедении;
Обсуждениеразвитияголовногомозгапозвоночныхживотныхивозникновением
инстинктовзаботыопотомстве;

Письменный
контроль;Ус
тныйопрос;

РЕШ,edsoo

3.

Питаниеипищеварениеуживотных

2

0

0

21.09.2022
27.09.2022

;
Применение биологических терминов и понятий: питание, дыхание,
рост,развитие,выделение,опора,движение,размножение,раздражимость,поведен
иеидр.;
Выявлениеобщихпризнаковживотных,уровнейорганизацииживотногоорг
анизма: клетки, ткани, органы, системы органов,
организм;Сравнениеживотныхтканейиоргановживотныхмеждусобой;
Описание строения и жизнедеятельности животного организма: опора
идвижение,питаниеипищеварение,дыханиеитранспортвеществ,выделение,регу
ляцияиповедение,рост,размножениеиразвитие;
Объяснение процессов жизнедеятельности животных: движение,
питание,дыхание,транспортвеществ,выделение,регуляция,поведение,рост,разв
итие,размножение;
Обсуждение причинно-следственных связей между строением
ижизнедеятельностью, строением и средой обитания
животных;Проведениенаблюденийзапроцессамижизнедеятельностижив
отных:
движением,питанием,дыханием,поведением,ростомиразвитиемнапримереодно
клеточных и многоклеточных животных (инфузории-туфельки,
дафнии,дождевогочервя,муравья,рыб,вороныидр.);
Исследование поведения животных (ос, пчёл, муравьёв, рыб,
птиц,млекопитающих)иформулированиевыводововрождённомиприобретённо
мповедении;
Обсуждениеразвитияголовногомозгапозвоночныхживотныхивозникновением
инстинктовзаботыопотомстве;

Письменный
контроль;Ус
тныйопрос;

РЕШ,edsoo

4.

Дыханиеживотных

1

0

0

28.09.2022

;
Применение биологических терминов и понятий: питание, дыхание,
рост,развитие,выделение,опора,движение,размножение,раздражимость,поведен
иеидр.;
Выявлениеобщихпризнаковживотных,уровнейорганизацииживотногоорг
анизма: клетки, ткани, органы, системы органов,
организм;Сравнениеживотныхтканейиоргановживотныхмеждусобой;
Описание строения и жизнедеятельности животного организма: опора
идвижение,питаниеипищеварение,дыханиеитранспортвеществ,выделение,регу
ляцияиповедение,рост,размножениеиразвитие;
Объяснение процессов жизнедеятельности животных: движение,
питание,дыхание,транспортвеществ,выделение,регуляция,поведение,рост,разв
итие,размножение;
Обсуждение причинно-следственных связей между строением
ижизнедеятельностью, строением и средой обитания
животных;Проведениенаблюденийзапроцессамижизнедеятельностижив
отных:
движением,питанием,дыханием,поведением,ростомиразвитиемнапримереодно
клеточных и многоклеточных животных (инфузории-туфельки,
дафнии,дождевогочервя,муравья,рыб,вороныидр.);
Исследование поведения животных (ос, пчёл, муравьёв, рыб,
птиц,млекопитающих)иформулированиевыводововрождённомиприобретённо
мповедении;
Обсуждениеразвитияголовногомозгапозвоночныхживотныхивозникновением
инстинктовзаботыопотомстве;

Письменный
контроль;Ус
тныйопрос;

РЕШ,edsoo

5.

Транспортвеществуживотных

2

0

0

29.09.2022
04.10.2022

;
Применение биологических терминов и понятий: питание, дыхание,
рост,развитие,выделение,опора,движение,размножение,раздражимость,поведен
иеидр.;
Выявлениеобщихпризнаковживотных,уровнейорганизацииживотногоорг
анизма: клетки, ткани, органы, системы органов,
организм;Сравнениеживотныхтканейиоргановживотныхмеждусобой;
Описание строения и жизнедеятельности животного организма: опора
идвижение,питаниеипищеварение,дыханиеитранспортвеществ,выделение,регу
ляцияиповедение,рост,размножениеиразвитие;
Объяснение процессов жизнедеятельности животных: движение,
питание,дыхание,транспортвеществ,выделение,регуляция,поведение,рост,разв
итие,размножение;
Обсуждение причинно-следственных связей между строением
ижизнедеятельностью, строением и средой обитания
животных;Проведениенаблюденийзапроцессамижизнедеятельностижив
отных:
движением,питанием,дыханием,поведением,ростомиразвитиемнапримереодно
клеточных и многоклеточных животных (инфузории-туфельки,
дафнии,дождевогочервя,муравья,рыб,вороныидр.);
Исследование поведения животных (ос, пчёл, муравьёв, рыб,
птиц,млекопитающих)иформулированиевыводововрождённомиприобретённо
мповедении;
Обсуждениеразвитияголовногомозгапозвоночныхживотныхивозникновением
инстинктовзаботыопотомстве;

Письменный
контроль;Ус
тныйопрос;

РЕШ,edsoo

6.

Выделениеуживотных

1

0

0

05.10.2022

;
Применение биологических терминов и понятий: питание, дыхание,
рост,развитие,выделение,опора,движение,размножение,раздражимость,поведен
иеидр.;
Выявлениеобщихпризнаковживотных,уровнейорганизацииживотногоорг
анизма: клетки, ткани, органы, системы органов,
организм;Сравнениеживотныхтканейиоргановживотныхмеждусобой;
Описание строения и жизнедеятельности животного организма: опора
идвижение,питаниеипищеварение,дыханиеитранспортвеществ,выделение,регу
ляцияиповедение,рост,размножениеиразвитие;
Объяснение процессов жизнедеятельности животных: движение,
питание,дыхание,транспортвеществ,выделение,регуляция,поведение,рост,разв
итие,размножение;
Обсуждение причинно-следственных связей между строением
ижизнедеятельностью, строением и средой обитания
животных;Проведениенаблюденийзапроцессамижизнедеятельностижив
отных:
движением,питанием,дыханием,поведением,ростомиразвитиемнапримереодно
клеточных и многоклеточных животных (инфузории-туфельки,
дафнии,дождевогочервя,муравья,рыб,вороныидр.);
Исследование поведения животных (ос, пчёл, муравьёв, рыб,
птиц,млекопитающих)иформулированиевыводововрождённомиприобретённо
мповедении;
Обсуждениеразвитияголовногомозгапозвоночныхживотныхивозникновением
инстинктовзаботыопотомстве;

Письменный
контроль;Ус
тныйопрос;

РЕШ,edsoo

7.

Покровытелауживотных

1

0

0

11.10.2022

;
Применение биологических терминов и понятий: питание, дыхание,
рост,развитие,выделение,опора,движение,размножение,раздражимость,поведен
иеидр.;
Выявлениеобщихпризнаковживотных,уровнейорганизацииживотногоорг
анизма: клетки, ткани, органы, системы органов,
организм;Сравнениеживотныхтканейиорг ановживотныхмеждусобой;
Описание строения и жизнедеятельности животного организма: опора
идвижение,питаниеипищеварение,дыханиеитранспортвеществ,выделение,регу
ляцияиповедение,рост,размножениеиразвитие;
Объяснение процессов жизнедеятельности животных: движение,
питание,дыхание,транспортвеществ,выделение,регуляция,поведение,рост,разв
итие,размножение;
Обсуждение причинно-следственных связей между строением
ижизнедеятельностью, строением и средой обитания
животных;Проведениенаблюденийзапроцессамижизнедеятельностижив
отных:
движением,питанием,дыханием,поведением,ростомиразвитиемнапримереодно
клеточных и многоклеточных животных (инфузории-туфельки,
дафнии,дождевогочервя,муравья,рыб,вороныидр.);
Исследование поведения животных (ос, пчёл, муравьёв, рыб,
птиц,млекопитающих)иформулированиевыводововрождённомиприобретённо
мповедении;
Обсуждениеразвитияголовногомозгапозвоночныхживотныхивозникновением
инстинктовзаботыопотомстве;

Письменный
контроль;Ус
тныйопрос;

РЕШ,edsoo

8.

Координацияирегуляцияжизнедеятельностиужив 2
отных

0

0

12.10.2022
18.10.2022

;
Применение биологических терминов и понятий: питание, дыхание,
рост,развитие,выделение,опора,движение,размножение,раздражимость,поведен
иеидр.;
Выявлениеобщихпризнаковживотных,уровнейорганизацииживотногоорг
анизма: клетки, ткани, органы, системы органов,
организм;Сравнениеживотныхтканейиоргановживотныхмеждусобой;
Описание строения и жизнедеятельности животного организма: опора
идвижение,питаниеипищеварение,дыханиеитранспортвеществ,выделение,регу
ляцияиповедение,рост,размножениеиразвитие;
Объяснение процессов жизнедеятельности животных: движение,
питание,дыхание,транспортвеществ,выделение,регуляция,поведение,рост,разв
итие,размножение;
Обсуждение причинно-следственных связей между строением
ижизнедеятельностью, строением и средой обитания
животных;Проведениенаблюденийзапроцессамижизнедеятельностижив
отных:
движением,питанием,дыханием,поведением,ростомиразвитиемнапримереодно
клеточных и многоклеточных животных (инфузории-туфельки,
дафнии,дождевогочервя,муравья,рыб,вороныидр.);
Исследование поведения животных (ос, пчёл, муравьёв, рыб,
птиц,млекопитающих)иформулированиевыводововрождённомиприобретённо
мповедении;
Обсуждениеразвитияголовногомозгапозвоночныхживотныхивозникновением
инстинктовзаботыопотомстве;

Письменный
контроль;Ус
тныйопрос;

РЕШ,edsoo

9.

Поведениеживотных

1

0

0

19.10.2022

;
Применение биологических терминов и понятий: питание, дыхание,
рост,развитие,выделение,опора,движение,размножение,раздражимость,поведен
иеидр.;
Выявлениеобщихпризнаковживотных,уровнейорганизацииживотногоорг
анизма: клетки, ткани, органы, системы органов,
организм;Сравнениеживотныхтканейиоргановживотныхмеждусобой;
Описание строения и жизнедеятельности животного организма: опора
идвижение,питаниеипищеварение,дыханиеитранспортвеществ,выделение,регу
ляцияиповедение,рост,размножениеиразвитие;
Объяснение процессов жизнедеятельности животных: движение,
питание,дыхание,транспортвеществ,выделение,регуляция,поведение,рост,разв
итие,размножение;
Обсуждение причинно-следственных связей между строением
ижизнедеятельностью, строением и средой обитания
животных;Проведениенаблюденийзапроцессамижизнедеятельностижив
отных:
движением,питанием,дыханием,поведением,ростомиразвитиемнапримереодно
клеточных и многоклеточных животных (инфузории-туфельки,
дафнии,дождевогочервя,муравья,рыб,вороныидр.);
Исследование поведения животных (ос, пчёл, муравьёв, рыб,
птиц,млекопитающих)иформулированиевыводововрождённомиприобретённо
мповедении;
Обсуждениеразвитияголовногомозгапозвоночныхживотныхивозникновением
инстинктовзаботыопотомстве;

Письменный
контроль;Ус
тныйопрос;

РЕШ,edsoo

10.

Размножениеиразвитиеживотных

1

0

0

25.10.2022

;
Применение биологических терминов и понятий: питание, дыхание,
рост,развитие,выделение,опора,движение,размножение,раздражимость,поведен
иеидр.;
Выявлениеобщихпризнаковживотных,уровнейорганизацииживотногоорг
анизма: клетки, ткани, органы, системы органов,
организм;Сравнениеживотныхтканейиоргановживотныхмеждусобой;
Описание строения и жизнедеятельности животного организма: опора
идвижение,питаниеипищеварение,дыханиеитранспортвеществ,выделение,регу
ляцияиповедение,рост,размножениеиразвитие;
Объяснение процессов жизнедеятельности животных: движение,
питание,дыхание,транспортвеществ,выделение,регуляция,поведение,рост,разв
итие,размножение;
Обсуждение причинно-следственных связей между строением
ижизнедеятельностью, строением и средой обитания
животных;Проведениенаблюденийзапроцессамижизнедеятельностижив
отных:
движением,питанием,дыханием,поведением,ростомиразвитиемнапримереодно
клеточных и многоклеточных животных (инфузории-туфельки,
дафнии,дождевогочервя,муравья,рыб,вороныидр.);
Исследование поведения животных (ос, пчёл, муравьёв, рыб,
птиц,млекопитающих)иформулированиевыводововрождённомиприобретённо
мповедении;
Обсуждениеразвитияголовногомозгапозвоночныхживотныхивозникновением
инстинктовзаботыопотомстве;

;
Письменный
контроль;Ус
тныйопрос;

РЕШ,edsoo

11.

Основныекатегориисистематикиживотных

1

0

0

26.10.2022

Классифицированиеживотныхнаосновеихпринадлежностикопределённойсисте
матическойгруппе;
Описаниесистематическихгрупп;

Письменный
контроль;Ус
тныйопрос;

РЕШ,edsoo

12.

Одноклеточныеживотные—простейшие

2

0

1

08.11.2022

;
Выделение существенных признаков одноклеточных
животных;Объяснениестроенияифункцийодноклеточныхживотных,спос
обовихпередвижения;
Наблюдение передвижения в воде инфузории-туфельки и
интерпретацияданных;
Анализиоцениваниеспособоввыделенияизбыткаводыивредныхконечныхпроду
ктов обмена веществ у простейших, обитающих в пресных и
солёныхводоёмах;
Изготовлениемоделиклеткипростейшего;
Аргументированиепринциповздоровогообразажизнивсвязиспопаданиемворга
низм человека паразитических простейших (малярийный
плазмодий,дизентерийнаяамёба,лямблия,сальмонеллаидр.);

Практическая
работа;

РЕШ,edsoo

13.

Многоклеточныеживотные.Кишечнополостные

2

0

1

09.11.2022
15.11.2022

;
Выявлениехарактерныхпризнаковкишечнополостныхживотных:способностькрег
енерации, появление нервной сети и в связи с этим рефлекторного
поведенияидр.;
Устанавливание взаимосвязи между особенностями строения клеток
телакишечнополостных (покровно-мускульные, стрекательные,
промежуточные идр.)иихфункциями;
Раскрытиеролибеспологоиполовогоразмножениявжизникишечнополостныхорг
анизмов;
Объяснениезначениякишечнополостныхвприродеижизничеловека;

;
Письменный
контроль;Ус
тныйопрос;
Контрольная
работа;

РЕШ,edsoo

14.

Плоские,круглые,кольчатыечерви

4

1

0

16.11.2022
29.11.2022

Классифицирование червей по типам (плоские, круглые,
кольчатые);Определениеповнешнемувиду,схемамиописаниямпредставителейс
вободноживущихипаразитическихчервейразныхтипов;
Исследованиепризнаковприспособленностиксредеобитанияупаразитическихчер
вей,аргументированиезначенияприспособленности;
Анализиоцениваниевлиянияфактороврисканаздоровьечеловека,пред
упреждение заражения паразитическими
червями;Исследованиерефлексовдождевогочервя;
Обоснованиеролидождевыхчервейвпочвообразовании;

Письменный
контроль;Уст
ныйопрос;Пр
актическаяра
бота;

РЕШ,edsoo

15.

Членистоногие

5

1

0

30.11.2022
14.12.2022

;
Выявление характерных признаков представителей типа
Членистоногие;Описание представителей классов (Ракообразные,
Паукообразные, Насекомые)посхемам,изображениям,коллекциям;
Исследованиевнешнегостроениямайскогожука,описаниеособенностейегострое
ниякакпредставителяклассанасекомых;
Обсуждение разных типов развития насекомых с
использованиемколлекционногоматериаланапримерахбабочкикапустницы,рыже
готараканаидр.,выявлениепризнаковсходстваиразличия;
Обсуждениезависимостиздоровьячеловекаотчленистоногих—
переносчиковинфекционных (клещевой энцефалит, малярия и др.) и
паразитарных(чесоточный зудень и др.) заболеваний, а также от отравления
ядовитымивеществами(тарантул,каракуртидр.);
Объяснениезначениячленистоногихвприродеижизничеловека;Овладени
е приёмами работы с биологической информацией и еёпреобразование;

Письменный
контроль;Уст
ныйопрос;Пр
актическаяра
бота;

РЕШ,edsoo

16.

Моллюски

2

0

0

20.12.2022
21.12.2022

;
Описаниевнешнегоивнутреннегостроениямоллюсков;
Установлениевзаимосвязистроенияиобразажизнисусловиямиобитаниянаприм
ерепредставителейтипаМоллюски;
Наблюдениезапитаниембрюхоногихидвустворчатыхмоллюсковвшкольномаквар
иуме,определениетиповпитания;
Исследованиераковинбеззубки,перловицы,прудовика,катушки,рапаныикласси
фицированиераковинпоклассаммоллюсков;
Установление взаимосвязи между расселением и образом жизни
моллюсков;Обоснованиеролимоллюсковвприродеихозяйственнойдеятельност
илюдей;

Письменный
контроль;Ус
тныйопрос;

РЕШ,edsoo

17.

Хордовые

1

0

0

27.10.2022

;
ВыявлениехарактерныхпризнаковтипаХордовые,подтиповБесчерепныеиЧереп
ные(Позвоночные);
Описаниепризнаковстроенияижизнедеятельностиланцетника;

Письменный
контроль;Ус
тныйопрос;

РЕШ,edsoo

18.

Рыбы

4

1

0

10.01.2023
18.01.2023

;
ВыделениеотличительныхпризнаковпредставителейклассаХрящевыерыбыиклас
саКостныерыбы;
Исследование внешнего строения рыб на примере живых
объектов;Установлениевзаимосвязивнешнегостроенияисредыобитаниярыб(об
текаемаяформатела,наличиеслизиидр.);
Исследование внутреннего строения рыб на влажных
препаратах;Описаниеплавательногопузырярыбкакгидростатическогоор
гана;Объяснениемеханизмапогруженияиподнятиярыбвводнойсреде;Об
основаниеролирыбвприродеижизничеловека;
Аргументированиеосновныхправилповедениявприродеприловлерыбы(время,
местоидр.);

Письменный
контроль;Уст
ныйопрос;Пр
актическаяра
бота;

РЕШ,edsoo

19.

Земноводные

3

0

0

24.01.2023
31.01.2023

;
Выявление характерных признаков у представителей класса
Земноводные;Выявлениечертприспособленностиземноводныхкаккназемновоздушной,такикводнойсредеобитания;
Описание представителей класса по внешнему
виду;Обоснованиеролиземноводныхвприродеижизничеловека;

Письменный
контроль;Ус
тныйопрос;

РЕШ,edsoo

20.

Пресмыкающиеся

4

0

0

01.02.2023
14.02.2023

;
ВыявлениехарактерныхпризнаковупредставителейклассаПресмыкающиеся;Вы
явление черт приспособленности пресмыкающихся к воздушноназемнойсреде(сухая,покрытаячешуйкамикожа,ячеистыелёгкиеидр.);
Сравнениеземноводныхипресмыкающихсяповнешнимивнутреннимпризнакам;
Описаниепредставителейкласса;
Обоснование ограниченности распространения земноводных и
пресмыкающихсявприроде;
Определениеролипресмыкающихсявприродеижизничеловека;Овладени
е приёмами работы с биологической информацией и еёпреобразование;

Письменный
контроль;Ус
тныйопрос;

РЕШ,edsoo

21.

Птицы

5

2

0

15.02.2023
01.03.2023

;
Описаниевнешнегоивнутреннегостроенияптиц;
Исследованиевнешнегостроенияптицнараздаточномматериале(перья:контурн
ые,пуховые,пух);
Обсуждениечертприспособленностиптицкполёту;Обоснованиес
езонногоповеденияптиц;
Сопоставлениесистеморгановпресмыкающихсяиптиц,выявлениеобщихчертстро
ения;
Выявлениечертприспособленностиптицпорисункам,таблицам,фрагментамфил
ьмовксредеобитания(экологическиегруппыптиц);
Обоснованиеролиптицвприродеижизничеловека;

Письменный
контроль;Уст
ныйопрос;Пр
актическаяра
бота;

РЕШ,edsoo

22.

Млекопитающие

7

1

1

07.03.2023
04.04.2023

;
Выявлениехарактерныхпризнаковклассамлекопитающих;
Установлениевзаимосвязеймеждуразвитиемголовногомозгамлекопитающихиихп
оведением;
Классифицированиемлекопитающихпоотрядам(грызуны,хищные,китообразны
еидр.);
Выявлениечертприспособленностимлекопитающихксредамобитания;Обсужде
ниеролимлекопитающихвприродеижизничеловека;
Описаниеролидомашнихживотныхвхозяйственнойдеятельностилюдей;

Письменный
контроль;Уст
ныйопрос;Пр
актическаяра
бота;

РЕШ,edsoo

23.

РазвитиеживотногомиранаЗемле

4

0

0

18.04.2023
26.04.2023

Объяснение усложнения организации животных в ходе
эволюции;Обсуждениепричинэволюционногоразвитияорганическо
гомира;Выявление черт приспособленности животных к средам
обитания;Описаниепорисункам,схемамиостанкамвымершихживот
ных;
Обсуждениепричинсохранениянапротяжениимиллионовлетвнеизменномвиде«
живыхископаемых»;
Овладениеприёмамиработысбиологическойинформациейиеёпреобразование;

Письменный
контроль;Ус
тныйопрос;

РЕШ,edsoo

24.

Животныевприродныхсообществах

3

0

0

02.05.2023
10.05.2023

;
Описаниесредобитания,занимаемыхживотными,выявлениечертприспособленн
остиживотныхксредеобитания;
Выявлениевзаимосвязиживотныхвприродныхсообществах,цепиисетипитания;
Установлениевзаимосвязиживотныхсрастениями,грибами,лишайникамиибакте
риямивприродныхсообществах;
ОписаниеживотныхприродныхзонЗемли;
Выявление основных закономерностей распространения животных по
планете;Обоснованиеролиживотныхвприродныхсообществах;
Обсуждение роли науки о животных в практической деятельности
людей;Аргументированиеосновныхправилповедениявприродевсвязисбережн
ымотношениемкживотномумиру;

Письменный
контроль;Ус
тныйопрос;

РЕШ,edsoo

25.

Животныеичеловек

3

0

1

16.05.2023
23.05.2023

;
Применениебиологическихтерминовипонятий:одомашнивание,селекция,пород
а,искусственныйотбор,синантропныевиды;
Объяснениезначениядомашнихживотныхвприродеижизничеловека;Обоснован
иеметодовборьбысживотными-вредителями;
Описание синантропных видов беспозвоночных и позвоночных
животных;Выявлениечертадаптациисинантропныхвидовкгородскимусловиям
жизни;Обсуждение вопросов создания питомников для бездомных
животных,восстановлениячисленностиредкихживотныхнаохраняемыхтеррито
риях;

Письменный
контроль;Ус
тныйопрос;
Контрольная
работа;

РЕШ,edsoo

Резервноевремя

2

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОПРОГРАММЕ

68

6

4

ПОУРОЧНОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Темаурока

Количествочасов
всего

контрольные практичес
работы

Дата
изучения

Виды,формы
контроля

кие работы

1.

Зоология - наука о животных

1

0

0

06.09

Устный опрос

2.

Животные и окружающая среда

1

0

0

07.09

3.

1

0

0

13.09

4.

Классификация животных и основные
систематические группы
Влияние человека на животных

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос

1

0

0

14.09

5.

Краткая история развития зоологии

1

0

0

20.09

6.

Урок – обобщение по теме: «Общие сведения о 1
мире животных».

0

0

21.09

Устный опрос;
Письменный
контроль;

7.

Клетка

1

0

0

27.09

Устный опрос

8.

Ткани, органы и системы органов

1

0

0

28.09

Устный опрос;
Письменный
контроль;

9.

Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Саркодовые 1

0

1

04.10

Лабораторная
работа
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;

Лабораторная работа № 1. «Изучение
одноклеточных животных».

10.

Тип Саркодовые и жгутиконосцы.
Жгутиконосцы

1

0

0

05.10

11.

Тип Инфузории

1

0

0

11.10

12.

Значение простейших

1

0

0

12.10

13.

Строение и жизнедеятельность
кишечнополостных

1

0

0

18.10

14.

Разнообразие кишечнополостных

1

0

0

19.10

15.

Тип плоские черви

1

0

0

25.10

16.

Разнообразие плоских червей: сосальщики и
цепни

1

0

0

26.10

17.

Тип круглые черви

0

0

08.11

18.

Тип кольчатые черви. Класс
Многощетинковые черви

1

0

0

09.11

19.

1
Тип кольчатые черви. Класс
Малощетинковые черви
Лабораторная работа № 2. «Изучение
внешнего строения дождевого
червя,наблюдение за егопередвижением и
реакциями на раздражения».

0

1

15.11

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос

Лабораторная
работа

20.

Урок – обобщение по теме: «Типы Плоские 1
черви, Круглые черви, Кольчатые черви».

0

0

16.11

Устный опрос;
Письменный
контроль;

Общая характеристика моллюсков
Лабораторная работа № 3. «Изучения
строения моллюсков по влажным
препаратам».
22. Класс брюхоногие моллюски

1

0

1

22.11

Лабораторная
работа

1

0

0

23.11

23.

Класс Двустворчатые моллюски

1

0

0

29.11

24.

Класс Головоногие моллюски

1

0

0

30.11

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;

1

0

1

06.12

Лабораторная
работа

1

0

0

07.12

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;

21.

Класс Ракообразные.
Лабораторная работа № 4. «Изучение
многообразия членистоногих по
коллекциям».
26. Класс Паукообразные
25.

27.

Класс Насекомые

1

0

0

13.12

28.

Типы развития насекомых

1

0

0

14.12

29.

Общественные насекомые – пчелы и
муравьи

1

0

0

20.12

30.

Насекомые- вредители культурных растений 1
и переносчики заболеваний человека

0

0

21.12

Урок – обобщение по теме: «Тип
Членистоногие»
Экскурсия № 1. «Разнообразие и роль
членистоногих в природе».
32. Бесчерепные

1

0

1

27.12

Экскурсия

1

0

0

10.01

Устный опрос;
Письменный
контроль;

Черепные, или позвоночные. Внешнее
строение рыб
Лабораторная работа № 5. «Изучение
строения рыб».
34. Внутреннее строение рыб

1

1

11.01

Лабораторная
работа

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;

31.

33.

1

0

0

17.01.

35.

Особенности размножения рыб

1

0

0

18.01

36.

Основные систематические группы рыб

1

0

0

24.01

37.

Промысловые рыбы. Их использование и
охрана

1

0

0

25.01

38.

Среда обитания и строение тела
земноводных

1

0

0

31.01

39.

Строение и функции внутренних органов
земноводных

1

0

0

01.02

40.

Годовой жизненный цикл и происхождение 1
земноводных

0

0

07.02

41.

Разнообразие и значение земноводных

1

0

0

08.02

42.

Внешнее строение и скелет
пресмыкающихся

1

43.

Внутреннее строение и жизнедеятельность 1
пресмыкающихся

0

0

15.02

44.

Разнообразие пресмыкающихся

1

0

0

21.02

45.

Значение и происхождение
пресмыкающихся

1

0

0

22.02

46.

Внешнее строение птиц
Лабораторная работа № 6.
«Изучениестроенияптиц».

1

0

1

28.02

Лабораторная
работа

47.

Опорно-двигательная система птиц

1

0

0

01.03

48.

Внутреннее строение птиц

1

0

0

07.03

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;

49.

Размножение и развитие птиц
Лабораторная работа № 7.
«Изучениестроениякуриногояйца».

1

1

08.03

Лабораторная
работа

50.

Годовой жизненный цикл и сезонные
явления в жизни птиц

1

0

0

14.03

51.

Разнообразие птиц

1

0

0

15.03

52.

Значение и охрана птиц

1

0

0

21.03

53.

Происхождение птиц

1

0

0

22.03

54.

Урок – обобщение по теме:
Птицы».

1

0

0

04.04

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;

1

0

1

05.04

Лабораторная
работа

1

0

0

11.04

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;

«Класс

Внешнее строение млекопитающих
Лабораторная работа № 8.
«Изучениестроениямлекопитающих»
56. Внутреннее строение млекопитающих
55.

14.02

57.

Размножение и развитие млекопитающих.

1

0

0

12.04

58.

Происхождение и разнообразие
млекопитающих

1

0

0

18.08

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;

1
Высшие, или плацентарные, звери:
насекомоядные и рукокрылые, грызуны и
зайцеобразные, хищные
60. Высшие, или плацентарные, звери:
1
ластоногие и китообразные, парнокопытные
и непарнокопытные, хоботные
61. Высшие, или плацентарные, звери:
1
приматы

0

0

19.04

Устный опрос;
Письменный
контроль;

0

0

25.04

Устный опрос;
Письменный
контроль;

0

0

26.04

62.

Экологические группы млекопитающих

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;
02.50 Устный опрос;
Письменный
контроль;

63

Значение млекопитающих для человека
Экскурсия № 2. «Разнообразиептиц и
млекопитающих».

1

0

1

03.05 Экскурсия

64

Урок – обобщение по теме:
«Класс
Млекопитающие, или Звери».

1

0

0

09.05 Устный опрос;

65

Доказательства эволюции животного мира

1

0

0

10.05

66

Развитие животного мира на Земле

1

0

0

16.05

67

Современный животный мир

1

0

0

17.05

68

Урок – обобщение по теме:
животного мира на Земле».

1

0

0

23.05

68

0

8

59.

«Развитие

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВПОПРОГРАММЕ

Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Устный опрос;
Письменный
контроль;

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧЕНИКА
В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко; под редакцией В.Г.Бабенко, . Биология, 7класс/
Общество с ограниченной ответственностью «Издательский центр ВЕНТАНАГРАФ»;Акционерноеобщество «ИздательствоПросвещение»;
Введитесвойвариант:

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕДЛЯПРОВЕДЕНИЯЛАБОРАТОРНЫХ,ПРАКТИЧЕСКИХРАБОТ,ДЕ
МОНСТРАЦИЙ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 07.09.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(35335)3-81-12

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».