1
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 9 класса основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе
следующих документов:
1. Закон Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
3. Примерная программа основного общего образования по русскому языку для 7-9 классов и авторской программы под редакцией
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
5. «Основная образовательная программа основного общего образования (ФГОС ООО; 5-9 класс) на 2021-2022 учебный год»,
Учебник: Русский язык. 9 класс. Авторы: С.Г Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко и др. Учебник для 9 класса
общеобразовательных учреждений. - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2020
Материал комплекта полностью соответствует примерной программе по русскому языку основного общего образования, обязательному
минимуму содержания, рекомендованному Министерством образования РФ.
Цели и задачи изучения предмета «Русский язык» в основной школе
- Воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского
сознания, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры,
осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство
освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию
и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными
учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
- приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать,
анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса,
расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности,
развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в
разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической
ценности родного языка;
2
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений
вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык» 9 класс
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между
разделами курса. Уроки спланировали с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе
реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, авторы выстраивают обучение русскому языку
в 9 классе на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план
выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как форм работы: письменной и
устной, под руководством учителя и самостоятельной. Сочетание коллективной работы синдивидуальной и групповой снижает утомляемость
учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в урок включены сведения из истории русского языка,
прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее
пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале
и в конце года выделяются специальные часы. В 8 классе в разделе «Повторение изученного в 5-7 классах» определено содержание этой работы,
что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Для организации
систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.
Разделы учебника «Русский язык. 9 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым
предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и
другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать
последовательность действий, контролировать).
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над
текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для
его организации.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и
средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности,
самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми
школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей
профессией.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития
исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т.д.
3
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий –
в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических,
творческих, свободных («Проверяю себя») диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа тестов;
итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.
Место предмета «Русский язык» 9 класс в учебном плане
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год. Содержание учебного предмета соответствует требованиям
ФГОС, целям и задачам образовательной программы образовательного учреждения и строится по темам в соответствии с учебно-тематическим
планом рабочей программы.
Распределение учебных часов по разделам программы
Русский язык в современном мире – 1 ч.
Повторение изученного в 5 - 8 классах – 12 ч (из них 1 ч К.Р., 3 Р.Р)
Сложное предложение –5 ч (из них 2 ч Р.Р.)
Сложносочиненное предложение – 8ч (из них 1 К.Р. 1 ч Р. Р.)
Сложноподчиненное предложение – 6 ч (из них 1 ч Р.Р.)
Основные группы сложноподчиненных предложений – 25 ч (из них 2 ч. К.Р., 6 ч Р.Р.)
Бессоюзное сложное предложение – 10 ч. (из них 1 ч. К.Р., 1 ч Р.Р.)
Сложные предложения с различными видами связи –7 ч (из них 1 ч. К.Р., , 3 ч Р.Р.)
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах – 9 часов ( из них 1ч. Р.Р.)
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах – 23 ч (из них2 ч К.Р., 1 ч Р.Р).
Формы и виды контроля знаний, умений и навыков
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий –
в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических,
творческих, свободных («Проверяю себя») диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа тестов;
итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы по русскому (родному) языку в основной школе
Личностные результаты:
1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного
языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения
школьного образования;
2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить
чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3. достаточный объем словарного запаса и усвоения грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
4
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и
дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения,
ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и
отбор;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных
языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать
достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей
действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный,
диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского
литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого
общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность
оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты,
исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных
тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство
получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
5
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какоголибо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и
общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная;
монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык
художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые
типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в
речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в
своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно
ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры,
принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных
средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой
практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕуроков русского языка в 9 классе
Домаш
Корректир
Дата
№
Тема урока
оборудован
нее
проведени овка КТП
Содержание образовательной деятельности
п/п
(занятия)
ие
задани
примечани
я
е
е
Основные понятия
Основные виды УУД
Словарь (орфоэпия)
Общие сведения о языке (1 ч)
6
Литературный язык,
Тема текста, основная
мысль текста; мировые
языки, МАПРЯЛ;
1
Международное
значение
русского языка
Предметные: Научиться понимать
высказывания на лингвистическую тему
Метапредметные: Коммуникативные:
слушать и слышать друг друга, выражать
свои мысли в соответствии с задачами .
Регулятивные :самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель.
Познавательные :объяснять языковые
явления процессы, связи и отношения,
выявляемые в ходе исследования структуры,
содержания и значения слова
Личностные: Формирование знания о
взаимосвязи русского языка с культурой и
историей России и мира ,формирование
сознания того ,что русский язык –важнейший
показатель культуры человека
Учебник,
раздаточны
й материал,
Урок с
применени
ем средств
ИКТ.
Презентаци
я.
§1
Повторение изученного в V – VIII классах (10 ч + 7 ч Р)
2
3
Фонетика.
Орфоэпия.
Орфография
Лексикология и
фразеология
КорЫсть, дефИс,
еретИк, жалюзИ, Иксы,
крАны. инициатива
придАное, призЫв,
прибЫть, прИбыл,
прИбыли, прИбыло,
ПрибылА.принЯть,
прИнял,прИняли, принялА,
прИнятый, отзЫвОтзыв
Личностные УУД. Стремление к речевому
совершенствованию. Способность к
самооценке. Регулятивные УУД.
Целеполагание. Осознание качества и уровня
усвоения материала. Познавательные УУД.
Преобразование информации из одной
формы в другую. Построение рассуждения на
основе сравнения предметов и явлений.
Поиск информации с использованием
ресурсов Интернета. Коммуникативные
УУД. Совершенствование устной речи.
Умение работать в паре, оценка действий
партнёра
Личностные УУД. Способность к
самооценке. Обогащение словарного запаса.
Регулятивные УУД. Осознание качества и
уровня усвоения материала. Личностная
рефлексия. Познавательные УУД.
Свёртывание информации до ключевых слов.
Структурирование текста. Взаимодействие с
электронными поисковыми системами,
словарями. Распознавание объектов.
7
§2
Учебник,
раздаточны
й материал,
Урок с
применени
ем средств
ИКТ.
Презентаци
я.
Учебник,
раздаточны
й материал,
Урок с
применени
ем средств
ИКТ.
Презентаци
§3
Способы компрессии
текста: упрощение,
исключение, обобщение
РР Приёмы
подготовки к
4-5
сжатому
изложению
6
7
Морфемика и
словообразовани
е. Орфография
Морфология и
орфография.
Самостоятельны
е части речи
включЁнный,
отлючЁнный,
низведЁнный, кормЯщий,
молЯщий, кровоточАщий
Построение устного высказывания на
лингвистическую тему. Коммуникативные
УУД. Выступление перед аудиторией
сверстников. Формулирование собственного
мнения.
Предметные: Научиться применять способы
сжатия текста
Метапредметные: Коммуникативные
:управлять своим поведением.
Регулятивные: осознавать самого себя как
движущую силу своего научения, свою
способность к преодолению препятствий и
самокоррекции. Познавательные: объяснять
языковые явления ,процессы, связи и
отношения ,выявляемые в ходе написания
изложения
Личностные: Формирование устойчивой
мотивации к самосовершенствованию
Личностные УУД.Смыслообразование.
Учебно-познавательный интерес к способам
принятия решения. Интерес к творческой
деятельности. Регулятивные УУД.
Целеполагание. Определение степени
успешности своей работы. Познавательные
УУД. Установление закономерностей. Отбор
и систематизация материалов. Создание
алгоритма. Поиск необходимого материала в
справочной литературе. Коммуникативные
УУД. Обмен знаниями между членами
группы для принятия эффективных
совместных решений. Обоснование
собственного мнения.
Личностные УУД. Саморазвитие.
Мотивационная основа учебной
деятельности. Регулятивные УУД.
Целеполагание. Определение степени
успешности своей работы. Познавательные
УУД. Отбор и систематизация материалов.
Синтез знаний. Переработка информации.
Интерпретация информации в контексте
8
я.
Презентаци
я. Урок с
применени
ем средств
ИКТ
§4
Презентаци
я. Урок с
применени
ем средств
ИКТ
Учебник,
раздаточны
й материал
Урок с
применение
м средств
ИКТ
§5
8
910
11
решаемой задачи. Коммуникативные УУД.
Умение работать в группе.
Совершенствование устной речи.
Выступление перед аудиторией сверстников
Личностные УУД. Осознание значимости
учебной деятельности. Регулятивные УУД.
Целеполагание. Личностная рефлексия.
Познавательные УУД. Синтез знаний.
Обобщение и систематизация наблюдений.
Построение устного высказывания на
лингвистическую 37 тему. Создание
алгоритмов деятельности. Коммуникативные
УУД. Умение работать в группе.
Выступление перед аудиторией сверстников.
Морфология и
орфография.
Служебные
части речи
РР Сочинение
по картине В.
Васнецова
«Баян»
Синтаксис
словосочетания
и простого
предложения
совершенствовать умение
создавать сочинение –
описание картины;
развить способности
учащихся
преобразовывать
визуальную информацию
в словесную, выражать
своё отношение к
изображённому на
картине;
совершенствовать навыки
устного пересказа и
ведения диалога; написать
сочинение, редактировать
его; развить эстетический
вкус учащихся.
виды предложений по
наличию главных членов
(односоставные,
двусоставные), виды
односоставных
предложений, способы
ЦОР, ЭОР,
Учебник,
раздаточны
й материал
Урок с
применение
м средств
ИКТ
ЦОР, ЭОР,
§5
Учебник,
раздаточны
й материал,
Презентаци
я.
§6
Личностные УУД. Учебно-познавательный
интерес к новому учебному материалу.
Развитие аналитических способностей и
эстетического вкуса. Регулятивные УУД.
Планирование действий в соответствии с
поставленной задачей. Самоанализ.
Познавательные УУД. Преобразование
визуальной информации в текст.
Систематизация наблюдений. Извлечение
фактуальной информации из текстов.
Обогащение словарного запаса. Построение
устного высказывания и нахождение
способов его оценки. Коммуникативные
УУД. Свободное изложение мыслей в устной
и письменной форме. Умение вести диалог.
Выступление перед аудиторией сверстников.
Соблюдение норм русского литературного
языка.
Личностные УУД. Учебно-познавательный
интерес к способам принятия решения.
Развитие аналитических способностей и
эстетического вкуса. Регулятивные УУД
Осознание качества и уровня усвоения
материала. Саморегуляция. Коррекция.
9
12
Пунктуация в
простом
предложении
РР. Текст.
13- Изобразительно14 выразительные
средства языка
15
РР. Сочинениевпечатление от
картины
выражения главного члена
в односоставных
предложениях, виды
сказуемого;тире между
подлежащим и сказуемым
повторить основные
признаки текста, средства
связи предложений в
тексте; систематизировать
сведения о средствах
выразительности речи;
развить умение
опознавать
изобразительновыразительные средства
языка, использованные в
художественных и
публицистических
текстах; тропы
Стиль речи; сфера
употребления;Речевая
ситуация. Основные
жанры стилей речи.
колорит
Познавательные УУД. Отбор и
систематизация материалов. Обогащение
словарного запаса. Коммуникативные УУД.
Умение работать в группе.
Совершенствование устной речи.
Выступление перед аудиторией сверстников.
Соблюдение норм русского литературного
языка.
Личностные УУД. Стремление к речевому
совершенствованию. Развитие аналитических
способностей и эстетического вкуса.
Регулятивные УУД. Целеполагание.
Осознание качества и уровня усвоения
материала. Планирование действий в
соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД. Отбор и
систематизация материалов. Обогащение
словарного запаса. Поиск необходимого
материала в справочной литературе.
Интерпретация информации в контексте
решаемой задачи. Коммуникативные УУД.
Умение работать в группе. Обмен знаниями
между членами группы для принятия
эффективных совместных решений.
Совершенствование устной речи.
Личностные УУД. Развитие аналитических
способностей и эстетического вкуса.
Регулятивные УУД. Планирование действий
в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД. Преобразование
визуальной информации в текст. Извлечение
фактуальной информации из текстов.
Построение устного высказывания и
нахождение способов его оценки.
Коммуникативные УУД. Свободное
изложение мыслей в устной и письменной
форме. Умение вести диалог. Выступление
перед аудиторией сверстников. Соблюдение
норм русского литературного языка
10
§6
§6
Учебник,
раздаточны
й материал,
ИКТ
Презентаци
я
Таблица
§
Структура сочинения на
лингвистическую тему;
16
17
18
19
РР. Сочинениерассуждение на
лингвистическу
ю тему
Контрольная
работа по теме
«Повторение
изученного в V –
VIII классах»
Анализ ошибок,
допущенных в
контрольной
работе
Понятие о
сложном
предложении
Уметь применять
полученные знания на
практике;
Личностные УУД. Развитие аналитических
способностей и эстетического вкуса.
Регулятивные УУД. Планирование действий
в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД. Преобразование
визуальной информации в текст. Извлечение
фактуальной информации из текстов.
Построение устного высказывания и
нахождение способов его оценки.
Коммуникативные УУД. Свободное
изложение мыслей в устной и письменной
форме. Умение вести диалог. Выступление
перед аудиторией сверстников. Соблюдение
норм русского литературного языка.
Личностные УУД. Способность к
самооценке. Регулятивные УУД. Контроль за
способами решения. Коррекция.
Познавательные УУД. Анализ объектов.
Коммуникативные УУД. Соблюдение норм
русского литературного языка.
Учебник,
раздаточны
й материал,
презентаци
я.
§
Тетрадь
для
контрольн
ых работ
§
Синтаксис и пунктуация
Сложное предложение
Основные виды сложных предложений (2 ч + 2 ч Р)
Личностные УУД. Интерес к
исследовательской деятельности. Развитие
Союзные и бессоюзные
нестандартного мышления. Регулятивные
сложные предложения;
Учебник,
УУД. Осознание качества и уровня усвоения раздаточны
неполные предложения
материала. Планирование действий в
средства связи в СП
й материал
соответствии с поставленной задачей.
Урок с
Познавательные УУД. Построение
рассуждения на основе сравнения предметов применение
колОсс
и явлений. Поиск необходимого материала в м средств
колоссАльный
ИКТ
справочной литературе. Выявление
гигАнт
существенных признаков предмета. Анализ
гигАнтский
явлений и их сопоставление в форме
эксперимента. Коммуникативные УУД.
11
§
20
21
22
Основные виды
сложных
предложений
РР.Способы
сжатого
изложения
текста. Тезисы
РР. Способы
сжатого
изложения
текста. Конспект
тЕзисы
компрЕссия, конспЕкт,
конспектИровать
Обмен знаниями между членами группы для
принятия эффективных совместных
решений. Взаимодействие со сверстниками и
с преподавателем. Совершенствование
устной речи.
Личностные УУД. Мотивационная основа
учебной деятельности. Регулятивные УУД.
Целеполагание. Саморегуляция.
Познавательная инициатива. Познавательные
УУД. Распознавание объектов. Извлечение
информации из учебного текста. Переработка
информации. Коммуникативные УУД.
Умение работать в паре, оценка действий
партнёра. Совершенствование устной речи
Личностные УУД. Смыслообразование.
Мотивационная основа учебной
деятельности. Регулятивные УУД.
Целеполагание. Саморегуляция.
Планирование действий в соответствии с
поставленной задачей. Познавательные УУД.
Извлечение информации из учебного
пособия и сообщений учителя. Выявление
основной и второстепенной информации.
Преобразование информации из одной
формы в другую. Переработка учебного
материала в форму тезисов.
Коммуникативные УУД. Совместная
деятельность. Совершенствование устной
речи. Умение работать в паре, оценка
действий партнёра
Личностные УУД. Смыслообразование.
Мотивационная основа учебной
деятельности. Регулятивные УУД.
Целеполагание. Саморегуляция.
Планирование действий в соответствии с
поставленной задачей. Познавательные УУД.
Извлечение информации из учебного
пособия и сообщений учителя. Выявление
основной и второстепенной информации.
Преобразование информации из одной
12
Учебник,
раздаточны
й материал
Урок с
применени
ем средств
ИКТ
§7
Учебник,
раздаточны
й материал
Урок с
применени
ем средств
ИКТ
§7
Учебник,
раздаточны
й материал
Урок с
применени
ем средств
ИКТ
§7
23
24
25
Союзные
сложные
предложения.
Сложносочинён
ные
предложения
Основные
группы
сложносочинённ
ых предложений
по значению и
союзам
Пунктуация в
сложносочинённ
ом предложении
формы в другую. Переработка учебного
материала в форму тезисов.
Коммуникативные УУД. Совместная
деятельность. Совершенствование устной
речи. Умение работать в паре, оценка
действий партнёра.
Союзные сложные предложения
Сложносочинённые предложения (8 ч + 4 ч Р)
Личностные УУД. Обогащение словарного
запаса. Способность к самооценке.
Регулятивные УУД. Целеполагание.
Осознание качества и уровня усвоения
материала. Познавательные УУД.
Индуктивное умозаключение. Оценка и
классификация объектов. Вычитывание
информации, представленной в схеме.
Признаки ССП; типы Коммуникативные УУД. Взаимодействие со
союзов
сверстниками и с преподавателем. Умение
сложносочинённого
вести диалог.
предложения;
роль Личностные УУД. Мотивационная основа
учебной деятельности. Регулятивные УУД.
сочинительных союзов;
Целеполагание. Осознание качества и уровня
усвоения материала. Познавательные УУД.
асфАльт
Преобразование информации из одной
формы в другую. Классификация.
Построение устного высказывания на
лингвистическую тему. Коммуникативные
УУД. Взаимодействие со сверстниками и с
преподавателем. Умение вести диалог.
Соблюдение норм русского литературного
язык
Личностные УУД. Развитие нестандартного
Гуманный, человечный,
мышления. Развитие аналитических
способностей. Регулятивные УУД.
Целеполагание. Саморегуляция.
Познавательная инициатива. Познавательные
УУД. Установление закономерностей.
Индуктивное умозаключение. Оценка и
классификация объектов. Построение
устного высказывания на лингвистическую
13
Учебник,
раздаточны
й материал
Урок с
применени
ем средств
ИКТ
§8
Учебник,
раздаточны
й материал
Урок с
применени
ем средств
ИКТ
§8
Учебник,
раздаточны
й материал
Урок с
применени
ем средств
ИКТ
§8
26
27
Пунктуация в
сложносочинённ
ых
предложениях с
общим
второстепенным
членом
Синтаксический
и
пунктуационный
разбор
сложносочинённ
ого предложения
28РР. Изложение
29
общий второстепенный
член, общее вводное слово,
общее придаточное
предложение.
парлАмент,
парлАментский,
маринист
тему. Коммуникативные УУД.
Взаимодействие со сверстниками и с
преподавателем. Формулирование
собственного мнения. Совершенствование
устной речь
Личностные УУД. Формирование интереса к
учебной деятельности. Развитие
аналитических способностей. Регулятивные
УУД. Целеполагание. Личностная рефлексия.
Познавательные УУД. Построение
рассуждения на основе сравнения предметов
и явлений. Извлечение информации из
сообщений учителя. Вычитывание
информации, представленной в схеме.
Коммуникативные УУД. Обмен знаниями
между членами группы для принятия
эффективных совместных решений.
Совершенствование устной речи.
Личностные УУД. Обогащение словарного
запаса. Способность к самооценке.
Регулятивные УУД. Целеполагание.
Осознание качества и уровня усвоения
материала. Коррекция. Познавательные УУД.
Построение устного высказывания на
лингвистическую тему. Анализ и синтез
явлений. Интерпретация информации в
контексте решаемой задачи.
Коммуникативные УУД. Формулирование
собственного мнения. Умение работать в
паре, оценка действий партнёра.
Совершенствование устной речи.
Личностные УУД. Развитие аналитических
способностей и эстетического вкуса.
Регулятивные УУД. Планирование действий
в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД. Преобразование
визуальной информации в текст. Извлечение
фактуальной информации из текстов.
Построение устного высказывания и
нахождение способов его оценки.
14
Учебник,
раздаточны
й материал
Урок с
применени
ем средств
ИКТ
§8
Учебник,
раздаточны
й материал
Урок с
применени
ем средств
ИКТ
§8
Учебник,
раздаточны
й материал
Урок с
применени
ем средств
ИКТ
30РР. Рецензия
31
32
Обобщение и
материала по
теме
«Сложносочинё
нные
предложения»
Рецензия, режиссёр,
оператор; компьЮтер
облегчИть, облегчИт,
повторИт, повторИшь,
углубИть, углубИшь,
Словарный диктант
Контрольная
работа по теме
33- «Сложносочинё
34 нные
предложения» и
её анализ
Интерпретация информации в контексте
решаемой задачи. Коммуникативные УУД.
Свободное изложение мыслей в устной и
письменной форме. Умение вести диалог.
Соблюдение норм русского литературного
языка.
Личностные УУД. Развитие аналитических
способностей и эстетического вкуса.
Регулятивные УУД. Планирование действий
в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД. Построение устного и
письменного высказывания и нахождение
способов его оценки. Коммуникативные
УУД. Свободное изложение мыслей в устной
и письменной форме. Умение вести диалог.
Соблюдение норм русского литературного
языка.
Личностные УУД. Мотивационная основа
учебной деятельности. Регулятивные УУД.
Определение степени успешности своей
работы. Самооценка. Познавательные УУД.
Построение устного высказывания на
лингвистическую тему. Коммуникативные
УУД. Совместная деятельность.
Совершенствование устной речи. Оценка
действий партнер
Личностные УУД. Способность к
самооценке. Регулятивные УУД. Контроль за
способами решения. Познавательные УУД.
Анализ объектов. Коммуникативные УУД.
Умение задавать вопросы учителю.
Учебник,
раздаточны
й материал
Урок с
применени
ем средств
ИКТ
Учебник,
раздаточны
й материал
Урок с
применени
ем средств
ИКТ
§8
§8
Тетрадь
для
контрольн
ых работ
Сложноподчинённые предложения (25 ч + 7 ч Р)
35
Строение
сложноподчинён
ного
предложения.
Подчинительные
Признаки СПП;
смысловые отношения
между частями СПП;
главное и придаточное
предложения в СПП;
Личностные УУД. Обогащение словарного
запаса. Учебно-познавательный интерес.
Регулятивные УУД. Целеполагание.
Осознание качества и уровня усвоения
материала. Познавательные УУД.
15
Учебник,
раздаточны
й материал
Урок с
применени
§9
союзы и
союзные слова в
сложноподчинён
ном
предложении
36
37
Указательные
слова в
сложноподчинён
ном
предложении
Место
придаточного
предложения
Различие союзов от
союзных слов; связь
между придаточным и
главным предложениями;
зАнял, зАняли, зАняло,
занялА,
Образ, проОбраз,
предпринЯть,
предпрИнят,
предпрИняли,
предпринялА,
Комментарий,
комментатор,
популярный
Союзы, союзные,
указательные слова.
Указательные слова
наречия, местоимения;
правописание союза
потому и по тому,
оттого и от того
ИнтенсИвный,
Определять место
придаточного в СПП;
правила постановки
знаков препинания в СПП;
удОбрить, удОбренный,
удОбрен, удОбрена,
удОбрено, удОбрены,
гостИная
пЕрспЕктива
понЯть, пОнял, пОняли,
Индуктивное умозаключение. Оценка и
классификация объектов. Использование
алгоритма деятельности. Преобразование
информации из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД. Взаимодействие со
сверстниками и с преподавателем. Умение
работать в мини-группе. Соблюдение норм
русского литературного языка
ем средств
ИКТ
Личностные УУД. Обогащение словарного
запаса. Развитие нестандартного мышления.
Регулятивные УУД. Целеполагание.
Осознание качества и уровня усвоения
материала. Познавательные УУД.
Взаимодействие с электронными
поисковыми системами, словарями.
Индуктивное умозаключение. Переработка
учебного материала в форму таблицы.
Построение схем. Коммуникативные УУД.
Взаимодействие со сверстниками и с
преподавателем. Умение работать в минигруппе.
Личностные УУД. Обогащение словарного
запаса. Развитие нестандартного мышления.
Регулятивные УУД. Целеполагание.
Осознание качества и уровня усвоения
материала. Познавательные УУД.
Индуктивное умозаключение. Обобщение и
систематизация наблюдений. Анализ явлений
и их сопоставление в форме эксперимента.
Построение схем. Коммуникативные УУД.
Формулирование собственного мнения.
Умение работать в паре, оценка действий
Учебник,
раздаточны
й материал
Урок с
применени
ем средств
ИКТ
§9 с.56
Учебник,
раздаточны
й материал
Урок с
применени
ем средств
ИКТ
§9 с.58
16
понялА
38
39
Основные
группы
сложноподчинён
ных
предложений.
Сложноподчинё
нные
предложения с
придаточными
определительны
ми
Сложноподчинё
нные
предложения с
придаточными
определительны
ми
Группы СПП;
Придаточные
определительные;
который
какой, где, куда, откуда,
когда, чей, что.
коММуникация,
аккомпанЕмЕнт,аккомпА
нИровать; аэропОрты, об
аэропОртах, но в
аэропортУ
Активный, деЯтельный.
прОжил, прОжили,
прОжило, прожилА,
прОжитый, прОжит,
прОжито, прОжиты,
прожитА; прототип,
идеология,
идеологический,
терроризм, обепЕчение
Способы компрессии
текста: упрощение,
исключение, обобщение
40
РР. Изложение с
элементами
сочинения
партнёра.
Личностные УУД. Обогащение словарного
запаса. Развитие нестандартного мышления.
Регулятивные УУД. Целеполагание.
Планирование действий в соответствии с
поставленной задачей. Познавательные УУД.
Индуктивное умозаключение. Свёртывание
информации до ключевых слов.
Установление закономерностей. Извлечение
информации из учебного текста. Построение
устного высказывания и нахождение
способов его оценки. Коммуникативные
УУД. Совместная деятельность.
Личностные УУД. Развитие аналитических
способностей и эстетического вкуса.
Регулятивные УУД. Целеполагание.
Коррекция. Познавательные УУД.
Извлечение информации из учебного
пособия и сообщений учителя. Построение
устного высказывания на лингвистическую
тему. Познавательная инициатива.
Установление аналогий. Вычитывание
информации, представленной в схеме.
Распознавание объектов. Создание
алгоритмов. Коммуникативные УУД.
Совместная деятельность. Умение работать в
группе.
Личностные УУД. Смыслообразование.
Интерес к творческой деятельности.
Регулятивные УУД. Планирование действий
в соответствии с поставленной задачей.
Коррекция. Познавательные УУД.
Извлечение фактуальной информации из
текстов. Построение рассуждения на основе
сравнения предметов и явлений. Поиск
информации с использованием ресурсов
Интернета. Коммуникативные УУД.
Свободное изложение мыслей в устной и
17
Учебник,
раздаточны
й материал
Урок с
применени
ем средств
ИКТ
§10
с.61
Учебник,
раздаточны
й материал
Урок с
применени
ем средств
ИКТ
§10
с.61
Учебник,
раздаточны
й материал
Урок с
применени
ем средств
ИКТ
Сложноподчинё
нные
41- предложения с
42 придаточными
изъяснительным
и
43
44
Обобщение
материала и
проверочная
работа по теме
«Сложноподчин
ённые
предложения с
придаточными
определительны
ми и
изъяснительным
и»
Сложноподчинё
нные
предложения с
придаточными
обстоятельствен
ными
Группы СПП;
Придаточныеизъяснитель
ные; что, как, будто, как
будто, чтобы, ли, кто,
что, который, где, где,
куда, когда, как, сколько,
зачем, почему
мозАика, фарфОр,
рЕзультат, эФФект,
оптимИст, пессимИст,
рЕфЕрЕндум,
презентАция
Группы СПП;
Придаточные
обстоятельственные,
группы; союзы и союзные
слова: едва, пока, когда,
перед тем как, до тех пор
пока, с тех пор как, как
только, в то время как.
письменной форме. Осознанное
использование речевых средств для
выражения чувств и мыслей
Личностные УУД. Обогащение словарного
запаса. Развитие нестандартного мышления.
Регулятивные УУД. Целеполагание.
Планирование действий в соответствии с
поставленной задачей. Познавательные УУД.
Индуктивное умозаключение. Свёртывание
информации до ключевых слов.
Установление закономерностей. Извлечение
информации из учебного текста. Построение
устного высказывания и нахождение
способов его оценки. Коммуникативные
УУД. Совместная деятельность.
Личностные УУД. Мотивационная основа
учебной деятельности. Способность к
самооценке. Регулятивные УУД. Контроль за
способами решения. Самооценка.
Познавательные УУД. Анализ и
классификация объектов. Коммуникативные
УУД. Развитие основных видов речевой
деятельности
Личностные УУД. Мотивационная основа
учебной деятельности. Интерес к творческой
деятельности. Регулятивные УУД.
Целеполагание. Планирование действий в
соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД. Построение
рассуждения на основе сравнения предметов
и явлений. Переработка информации.
Извлечение информации из учебного текста
и сообщения учителя. Анализ явлений и их
сопоставление в форме эксперимента.
Коммуникативные УУД. Умение работать в
18
Учебник,
раздаточны
й материал
Урок с
применени
ем средств
ИКТ
§11
с.70
Учебник,
раздаточны
й материал
Урок с
применени
ем средств
ИКТ
Учебник, §12с.78
раздаточны
-80
й материал
Урок с
применени
ем средств
ИКТ
команде.
Сложноподчинё
нные
45- предложения с
46 придаточными
образа действия
и степени
47
Сложноподчинё
нные
предложения с
придаточными
места
донЕльзя, дОверху.
дОнизу. зАсветло,
зАтемно; традиция,
чествовать, залИтый,
залИт, залИты, залИта,
зАнятый, занятА;
Ожил, Ожило, Ожили,
ожилА, ожИвший,
жИться, жилОсь.
оранжерЕя
Группы СПП; принЯть
прИнял
прИняли
принЯло, принялА
Сложноподчинё
нные
48предложения с
49
придаточными
времени
в то время как, между
тем как, по мере того
как, прежде чем, раньше
чем, с тех пор как, после
того как, перед тем как..
Балет, опера, экология,
экологический, канонада,
президент
50- РР. Изложение
51 «Средняя полоса
Способы компрессии
текста: упрощение,
Личностные УУД. Развитие морального
сознания. Развитие аналитических
способностей и эстетического вкуса.
Регулятивные УУД. Целеполагание.
Личностная рефлексия. Познавательные
УУД. Индуктивное умозаключение.
Переработка информации. Извлечение
информации из учебного текста и сообщения
учителя. Выявление существенных
признаков предмета. Сопоставление явлений.
Коммуникативные УУД. Формулирование
собственного мнения. Умение работать в
команде. Соблюдение норм русского
литературного языка.
Личностные УУД. Саморазвитие. Развитие
аналитических способностей. Регулятивные
УУД. Целеполагание. Выявление степени
усвоения знаний. Познавательные УУД.
Построение рассуждения на основе
сравнения предметов и явлений. Создание
алгоритмов деятельности. Построение схем.
Коммуникативные УУД. Постановка
вопросов. Соблюдение норм русского
литературного языка.
Личностные УУД. Учебно-познавательный
интерес к новому учебному материалу.
Саморазвитие. Развитие морального
сознания. Регулятивные УУД.
Целеполагание. Познавательная инициатива.
Познавательные УУД. Установление
закономерностей. Индуктивное
умозаключение. Построение доказательства.
Интерпретация информации в контексте
решаемой задачи. Коммуникативные УУД.
Совместная деятельность.
Личностные УУД. Развитие аналитических
способностей и эстетического вкуса.
Регулятивные УУД. Планирование действий
19
Учебник, §12с.81
раздаточны
й материал
Урок с
применени
ем средств
ИКТ
Учебник,
раздаточны
й материал
Урок с
применени
ем средств
ИКТ
§12
с.85
Учебник,
раздаточны
й материал
Урок с
применени
ем средств
ИКТ
§12
с.86-92
России»
Сочинение52- рассуждение о
53 природе родного
края
54
исключение, обобщение
Типы речи; структура
сочинения-рассуждения
Сложноподчинё
нные
предложения с
придаточными
условными
55
Сложноподчинё
нные
предложения с
придаточными
причины
56
Сложноподчинё
нные
предложения с
придаточными
цели
знАчимость, срЕдства,
экспЕрт, освЕдомиться.
начАв, начАвшись, отдАв,
поднЯв, понЯв, прибЫв
Значение
обусловленности;
сложные составные
союзы;
резЕрвы, ресУрсы,
в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД. Извлечение
фактуальной информации из текстов.
Коммуникативные УУД. Свободное
изложение мыслей в устной и письменной
форме. Соблюдение норм русского
литературного языка
Личностные УУД. Саморазвитие.
Регулятивные УУД. Планирование действий.
Коррекция. Познавательные УУД. Отбор и
систематизация материалов. Анализ,
сравнение, группировка. Устное и
письменное рассуждение. Коммуникативные
УУД. Умение выражать свою точку зрения.
Личностные УУД. Саморазвитие. Развитие
морального сознания. Регулятивные УУД.
Целеполагание. Познавательная инициатива.
Личностная рефлексия. Познавательные
УУД. Установление закономерностей.
Индуктивное умозаключение. Построение
доказательства. Коммуникативные УУД.
Совместная деятельность.
Личностные УУД. Стремление к речевому
совершенствованию. Развитие морального
сознания. Регулятивные УУД.
Целеполагание. Осознание качества и уровня
усвоения материала. Познавательные УУД.
Установление закономерностей.
Индуктивное умозаключение. Построение
устного высказывания на лингвистическую
тему. Построение схем. Коммуникативные
УУД. Совместная деятельность.
Формулирование собственного мнения.
Умение работать в паре
Личностные УУД. Стремление к речевому
совершенствованию. Развитие
нестандартного мышления. Регулятивные
УУД. Целеполагание. Осознание качества и
уровня усвоения материала. Познавательные
УУД. Установление закономерностей.
20
Учебник,
раздаточны
й материал
Урок с
применени
ем средств
ИКТ
§12
с.92
Учебник,
раздаточны
й материал
Урок с
применени
ем средств
ИКТ
§12
с.93
Учебник,
раздаточны
й материал
Урок с
применени
§12
с.95
радиофикация,
электрификация,
газификация
Сложноподчинё
нные
57предложения с
58
придаточными
сравнительными
Сложноподчинё
нные
59предложения с
60
придаточными
уступительными
61
Сложноподчинё
нные
предложения с
придаточными
следствия
Что, чтобы, как, будто,
как будто, словно
союзные слова как
насколько; так-что,
такой-что, до того-что,
настолько-что;
подлиННик, рЕпродукция,
копИя
орИгИнальный, доклал
как, будто, словно,
точно, как бы, будто бы,
подобно тому как
Многочленные
предложения; виды
подчинительной связи:
соподчинение,
последовательное
подчинение;
Индуктивное умозаключение. Построение
устного высказывания на лингвистическую
тему. Построение схем. Коммуникативные
УУД. Совершенствование устной речи.
Развитие основных видов речевой
деятельности.
Личностные УУД. Развитие аналитических
способностей и эстетического вкуса.
Регулятивные УУД. Целеполагание.
Саморегуляция. Познавательные УУД.
Установление закономерностей.
Индуктивное умозаключение. Построение
рассуждения на основе сравнения предметов
и явлений. Построение схем. Создание
алгоритмов деятельности. Коммуникативные
УУД. Совершенствование устной речи.
Развитие основных видов речевой
деятельности.
Личностные УУД. Формирование интереса к
учебной деятельности. Регулятивные УУД.
Целеполагание. Саморегуляция.
Познавательные УУД. Установление
закономерностей. Дедуктивное
умозаключение. Извлечение информации из
учебного текста. Построение схем.
Интерпретация информации в контексте
решаемой задачи. Коммуникативные УУД.
Выступление перед аудиторией сверстников.
Совместная деятельность.
Совершенствование устной речи.
Личностные УУД. Учебно-познавательный
интерес к новому учебному материалу.
Саморазвитие. Регулятивные УУД.
Целеполагание. Самоанализ. Осознание
качества и уровня усвоения материала.
Познавательные УУД. Переработка
информации. Индуктивное умозаключение.
Построение рассуждения на основе
сравнения предметов и явлений. Построение
схем. Коммуникативные УУД.
21
ем средств
ИКТ
Учебник,
раздаточны
й материал
Урок с
применени
ем средств
ИКТ
§12
с.97
Учебник,
раздаточны
й материал
Урок с
применени
ем средств
ИКТ
§12
с.101
Учебник,
раздаточны
й материал
Урок с
применени
ем средств
ИКТ
§12 с
104
62
Сложноподчинё
нные
предложения с
придаточными
присоединитель
ными
63
Обобщение
материала по
теме
«Сложноподчин
ённые
предложения»
64
Урок-зачёт по
теме
«Сложноподчин
ённые
предложения»
РР. Сочинение65- сообщение на
66 лингвистическу
ю тему
Поделиться с кем, чем
(НЕ о чём)
, сожалеть о ком (НЕ в
чём), уверять кого в чём
(НЕ о чём), будущее,
комментировать что (НЕ
о чём), консультировать
кого-что, по чему;
этимология,
этимологический
придАть, придАл,
придАлипридалА;
кООператив
электрИфИкация,
продАть, прОдал,
продалА; отнЯть, Отнял,
отнЯл, Отняли,отнЯли,
отнялА
Уметь применять
полученные знания на
практике;
Типы речи; структура
сочинения-рассуждения
Совершенствование устной речи. Умение
работать в паре, оценка действий партнёра.
Личностные УУД. Смыслообразование.
Развитие нестандартного мышления.
Регулятивные УУД. Целеполагание.
Личностная рефлексия. Познавательные
УУД. Свёртывание информации до
ключевых слов. Установление
закономерностей. Построение устного
высказывания на лингвистическую тему.
Коммуникативные УУД. Совершенствование
устной речи. Умение вести диалог.
Взаимодействие со сверстниками и с
преподавателем.
Личностные УУД. Мотивационная основа
учебной деятельности. Регулятивные УУД.
Определение степени успешности своей
работы. Самооценка. Познавательные УУД.
Построение устного высказывания на
лингвистическую тему. Коммуникативные
УУД. Совместная деятельность.
Совершенствование устной речи. Оценка
действий партнера.
Личностные УУД. Мотивационная основа
учебной деятельности. Способность к
самооценке. Регулятивные УУД. Контроль за
способами решения. Самооценка.
Познавательные УУД. Анализ и
классификация объектов. Коммуникативные
УУД. Развитие основных видов речевой
деятельности.
Личностные УУД. Развитие аналитических
способностей и эстетического вкуса.
Регулятивные УУД. Планирование действий
в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД. Преобразование
визуальной информации в текст. Извлечение
фактуальной информации из текстов.
Построение устного высказывания и
нахождение способов его 201 оценки.
22
Учебник,
раздаточны
й материал
Урок с
применени
ем средств
ИКТ
§13
с.105106
Учебник,
раздаточны
й материал
Урок с
применени
ем средств
ИКТ
§9-13
Учебник,
раздаточны
й материал
Урок с
применени
ем средств
ИКТ
Коммуникативные УУД. Свободное
изложение мыслей в устной и письменной
форме. Умение вести диалог. Выступление
перед аудиторией сверстников. Соблюдение
норм русского литературного языка.
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными (5 ч + 1 ч Р)
67
68
69
Сложноподчинё
нные
предложения с
несколькими
придаточными
Пунктуация в
сложноподчинён
ных
предложениях с
несколькими
придаточными
Синтаксический
и
пунктуационный
разборы
сложноподчинён
ного
предложения
Многочленные
предложения; виды
подчинительной связи:
соподчинение,
последовательное
подчинение;
Личностные УУД. Учебно-познавательный
интерес к новому учебному материалу.
Саморазвитие. Регулятивные УУД.
Целеполагание. Личностная рефлексия.
Познавательные УУД. Индуктивное
умозаключение. Установление
закономерностей. Распознавание объектов.
Извлечение информации из учебного текста.
Коммуникативные УУД. Взаимодействие со
сверстниками и с преподавателем. Умение
работать в мини-группе.
Личностные УУД. Способность к
самооценке. Мотивационная основа учебной
деятельности. Регулятивные УУД.
Целеполагание. Определение степени
успешности своей работы. Познавательные
УУД. Дедуктивное умозаключение.
Выделение главной информации.
Установление закономерностей. Извлечение
информации из учебного текста.
Коммуникативные УУД. Совместная
деятельность. Умение работать в паре,
оценка действий партнёра.
Личностные УУД. Развитие аналитических
способностей и эстетического вкуса.
Регулятивные УУД. Соотнесение целей и
результатов своей деятельности.
Определение степени успешности своей
работы. Познавательные УУД. Извлечение
фактуальной информации из текстов. Синтез
знаний. Построение устного высказывания на
лингвистическую тему. Коммуникативные
УУД. Совместная деятельность. Умение
23
Учебник,
раздаточны
й материал
Урок с
применени
ем средств
ИКТ
§14
с.112
С.114
Учебник,
раздаточны
й материал
Урок с
применени
ем средств
ИКТ
С.114
Учебник,
раздаточны
й материал
Урок с
применени
ем средств
ИКТ
работать в паре, оценка действий партнёра.
70
71
Обобщение и
повторение
материала по
теме
«Сложноподчин
ённые
предложения с
одним и
несколькими
придаточными»
Контрольная
работа по теме
«Сложноподчин
ённые
предложения»
72- РР. Деловые
73 бумаги
Личностные УУД. Мотивационная основа
учебной деятельности. Регулятивные УУД.
Определение степени успешности своей
работы. Самооценка. Познавательные УУД.
Построение устного высказывания на
лингвистическую тему. Интерпретация
информации в контексте решаемой задачи.
Коммуникативные УУД. Совместная
деятельность. Совершенствование устной
речи. Оценка действий партнера
Ориентир,
ориентироваться
Договорённость,
докумЕнт, граждАнство,
тамОжня, освЕдомить,
освЕдомишься, Заявление,
Автобиография,Стандар
т, клише, экспрессия,
экспрессивность
Личностные УУД. Способность к
самооценке. Регулятивные УУД. Контроль за
способами решения. Познавательные УУД.
Анализ объектов. Коммуникативные УУД.
Соблюдение норм русского литературного
языка.
Личностные УУД. Смыслообразование.
Развитие аналитических способностей.
Регулятивные УУД. Целеполагание.
Планирование действий в соответствии с
поставленной задачей. Познавательные УУД.
Установление закономерностей. Извлечение
фактуальной информации из текстов. Работа
со словарями. Оценка и классификация
объектов. Обогащение словарного запаса.
Коммуникативные УУД. Совместная
деятельность. Совершенствование устной
речи. Соблюдение норм русского
литературного языка
Учебник,
раздаточны
й материал
Урок с
применени
ем средств
ИКТ
к/
вопрос
ы с.121
Тетрадь
для
контрольн
ых работ
С.119
Бессоюзные сложные предложения (8 ч + 2 ч Р)
74
Понятие о
бессоюзном
сложном
предложении
Углублённый, Углублён,
УглублёнО
УглублёнА
УглубИть(ся)
УглубИшь(ся)
Личностные УУД. Смыслообразование.
Развитие нестандартного мышления.
Регулятивные УУД. Целеполагание.
Планирование действий в соответствии с
поставленной задачей. Познавательные УУД.
Выделение главной информации. Анализ
24
Учебник,
раздаточны
й материал,
презентаци
я. Урок с
С.122
Запятая и точка
с запятой в
75бессоюзном
76
сложном
предложении
Двоеточие в
77- бессоюзном
78 сложном
предложении
Тире в
79- бессоюзном
80 сложном
предложении
81
Обобщение
материала по
обострИть, ободрИть,
ободрИться, ободрИшься
Который час? В котором
часу?, с часу на час, с часа
на час.
Амфитеатр
палисадник
Фельетон,
Индикатор, диафрагма
Уметь применять
полученные знания на
явлений и их сопоставление в форме
эксперимента. Коммуникативные УУД.
Умение работать в паре, оценка действий
партнёра.
Личностные УУД. Учебно-познавательный
интерес к новому учебному материалу.
Саморазвитие. Регулятивные УУД.
Целеполагание. Планирование действий в
соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД. Индуктивное
умозаключение. Извлечение информации из
учебного текста. Построение схем.
Коммуникативные УУД. Совместная работа.
Умение работать в паре, оценка действий
партнёра
Личностные УУД. Учебно-познавательный
интерес к новому учебному материалу.
Саморазвитие. Регулятивные УУД.
Целеполагание. Планирование действий в
соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД. Индуктивное
умозаключение. Извлечение информации из
учебного текста. Построение схем.
Коммуникативные УУД. Совместная работа.
Умение работать в паре, оценка действий
партнёра
Личностные УУД. Учебно-познавательный
интерес к способам принятия решения.
Регулятивные УУД. Целеполагание.
Познавательная инициатива. Познавательные
УУД. Построение доказательства. Выделение
главной информации. Переработка учебного
материала в форму таблицы. Синтез знаний.
Обобщение и систематизация наблюдений.
Построение схем. Коммуникативные УУД.
Совместная работа. Умение работать в паре,
оценка действий партнёра.
Личностные УУД. Мотивационная основа
учебной деятельности.развитие
нестандартного мышления. Регулятивные
25
применени
ем средств
ИКТ
Учебник,
раздаточны
й материал,
презентаци
я. Урок с
применени
ем средств
ИКТ
§15
с.123124
Учебник,
раздаточны
й материал,
презентаци
я. Урок с
применени
ем средств
ИКТ
§16
с.126
Учебник,
раздаточны
й материал,
презентаци
я. Урок с
применени
ем средств
ИКТ
§17
с.113
Тетрадь
для
§17
с.113
теме
«Бессоюзные
сложные
предложения»
82РР. Реферат
83
практике;
реферат
УУД. Определение степени успешности
своей работы. Самооценка. Познавательные
УУД. Построение устного высказывания на
лингвистическую тему. Интерпретация
информации в контексте решаемой задачи.
Коммуникативные УУД. Совместная
деятельность. Совершенствование устной
речи. Соблюдение норм русского
литературного языка.
Личностные УУД. Смыслообразование.
Мотивационная основа учебной
деятельности. Регулятивные УУД.
Целеполагание. Саморегуляция.
Планирование действий в соответствии с
поставленной задачей. Познавательные УУД.
Извлечение информации из учебного
пособия и сообщений учителя. Выявление
основной и второстепенной информации.
Преобразование информации из одной
формы в другую. Переработка учебного
материала в форму тезисов.
Коммуникативные УУД. Совместная
деятельность. Совершенствование устной
речи. Умение работать в паре, оценка
действий партнёра
контрольн
ых работ
С.136
Сложные предложения с различными видами связи (5 ч + 5 ч Р)
84
Сложные
предложения с
различными
видами союзной
и бессоюзной
связи
85- РР. Сочинение86 рассуждение на
СилуЭт, систематически,
регулярно, планомерно,
Типы речи; структура
сочинения-рассуждения
Личностные УУД. Учебно-познавательный
интерес к новому учебному материалу.
Регулятивные УУД. Целеполагание.
Прогнозирование результата.
Познавательные УУД. Извлечение
фактуальной информации из текстов.
Построение рассуждений. Переработка
учебного материала в форму плана. Синтез
знаний. Построение схем. Коммуникативные
УУД. Умение отстаивать свою точку зрения.
Личностные УУД. Развитие аналитических
способностей. Регулятивные УУД.
Планирование действий в соответствии с
26
Учебник,
раздаточны
й материал,
презентаци
я. Урок с
применени
ем средств
ИКТ
Тетрадь
для
§18
с.140141
нравственную
тему
87
Пунктуация в
сложных
предложениях с
различными
видами союзной
и бессоюзной
связи
88
Синтаксический
и
пунктуационный
разборы
сложных
предложений с
различными
видами союзной
и бессоюзной
связи
89
Авторские знаки
препинания
сиротА, сирОты, стАтуя
Прогноз, прогнозирование
поставленной задачей. Познавательные УУД.
Извлечение фактуальной информации из
текстов. Коммуникативные УУД. Свободное
изложение мыслей в письменной форме.
Соблюдение норм русского литературного
языка.
Личностные УУД. Способность к
самооценке. Регулятивные УУД.
Целеполагание. Коррекция. Познавательные
УУД. Построение доказательства.
Построение рассуждения на основе
сравнения предметов и явлений.
Индуктивное умозаключение. Извлечение
информации из учебного текста.
Интерпретация информации в контексте
решаемой задачи. Коммуникативные УУД.
Совместная работа.
Личностные УУД. Способность к
самооценке. Регулятивные УУД.
Целеполагание. Коррекция. Познавательные
УУД. Построение рассуждения на
лингвистическую тему. Обобщение и
систематизация наблюдений. Распознавание
объектов. Переработка информации.
Интерпретация информации в контексте
решаемой задачи. Коммуникативные УУД.
Взаимодействие со сверстниками и с
преподавателем. Умение работать в
минигруппе.
Личностные УУД. Способность к
самооценке. Развитие эстетического вкуса.
Регулятивные УУД. Целеполагание.
Коррекция. Познавательные УУД.
Дедуктивное умозаключение. Извлечение
информации из учебного пособия.
Обобщение и систематизация наблюдений.
Коммуникативные УУД. Взаимодействие со
сверстниками и с преподавателем.
Совершенствование устной речи.
27
контрольн
ых работ
Учебник,
раздаточны
й материал,
презентаци
я. Урок с
применени
ем средств
ИКТ
§18
с.140141
Учебник,
раздаточны
й материал,
презентаци
я. Урок с
применени
ем средств
ИКТ
Учебник,
раздаточны
й материал,
презентаци
я. Урок с
применени
ем средств
ИКТ
§19
с.148
90
Р. Изложение
или сочинениерассуждение на
нравственную
тему
91
Контрольная
работа по теме
«Сложные
предложения с
разными видами
связи»
РР. Сочинение92рассуждение в
93
формате ОГЭ 9.2
Способы компрессии
текста: упрощение,
исключение, обобщение
Личностные УУД. Развитие аналитических
способностей. Регулятивные УУД.
Планирование действий в соответствии с
поставленной задачей. Познавательные УУД.
Извлечение фактуальной информации из
текстов. Коммуникативные УУД. Свободное
изложение мыслей в письменной форме.
Соблюдение норм русского литературного
языка.
Тетрадь
для
контрольн
ых работ
Уметь применять
полученные знания на
практике;
Личностные УУД. Способность к
самооценке. Регулятивные УУД. Контроль за
способами решения. Познавательные УУД.
Анализ объектов. Коммуникативные УУД.
Умение задавать вопросы учителю
Тетрадь
для
контрольн
ых работ
§18-19
Тетрадь
для
контрольн
ых работ
Типы речи; структура
сочинения-рассуждения
Общие сведения о языке (4 ч)
94
95
Роль языка в
жизни общества
Язык как
исторически
развивающееся
явление
Индовропейский,
восточнославянский
Просветитель,
философия, Кирилл и
Мефодий,
равноапостольный,
апостол
Личностные УУД. Развитие морального
сознания. Регулятивные УУД.
Целеполагание. Познавательная инициатива.
Познавательные УУД. Выделение главной
информации. Свёртывание информации до
ключевых слов. Переработка информации в
форму тезисного плана. Построение
рассуждения. Коммуникативные УУД.
Совершенствование устной речи. Обмен
знаниями между членами группы.
Взаимодействие со сверстниками и с
преподавателем
28
Учебник,
раздаточны
й материал,
презентаци
я. Урок с
применени
ем средств
ИКТ
Учебник,
раздаточны
й материал,
презентаци
я. Урок с
применени
ем средств
ИКТ
§20
.150153
§20
.150153
96
97
Русский
литературный
язык
Русский
литературный
язык и культура
речи
Функциональные стили
языка,
трагедия, комедия, фарс,
фиаско
Личностные УУД. Развитие аналитических
способностей и эстетического вкуса.
Регулятивные УУД. Планирование действий
в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД. Выделение главной
информации. Свёртывание информации до
ключевых слов. Построение рассуждения.
Коммуникативные УУД. Совершенствование
устной речи. Взаимодействие со
сверстниками и с преподавателем.
Личностные УУД. Развитие аналитических
способностей и эстетического вкуса.
Регулятивные УУД. Определение степени
успешности своей работы. Личностная
рефлексия. Познавательные УУД.
Построение устного высказывания на
лингвистическую тему. Извлечение
фактуальной информации из текстов и
сообщений учащихся. Коммуникативные
УУД. Совершенствование устной речи.
Взаимодействие со сверстниками и с
преподавателем. Соблюдение норм русского
литературного языка
Учебник,
раздаточны
й материал,
презентаци
я. Урок с
применени
ем средств
ИКТ
§21
с.159162
Учебник,
раздаточны
й материал,
презентаци
я. Урок с
применени
ем средств
ИКТ
§21
с.159162
Повторение и систематизация изученного (7 ч + 1 ч Р)
98
Фонетика.
Графика.
Орфография
Уметь применять
полученные знания на
практике;
99
Лексикология.
Фразеология.
Орфография
Схоластика, шаблон,
гравюра, оппозиция
10
0
Морфемика.
Словообразован
ие. Орфография
Уметь применять
полученные знания на
практике;
Предметные: Овладевают основными
стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии русского языка
Метапредметные: Коммуникативные: текст
как продукт речевой деятельности.
Регулятивные: соблюдение основных
орфографических норм.
Познавательные: отражение в языке культуры
и истории народа
Личностные: Проявляют стремление к
речевому самосовершенствованию
Предметные: Проводят многоаспектный
анализ текста
Метапредметные:Коммуникативные:
осуществляют коммуникативно
29
С.167
Учебник,
раздаточны
й материал,
презентаци
я. Урок с
применени
ем средств
ИКТ
Учебник,
раздаточны
й материал,
С.181
СНГ объявило, МВД
предложило, МИД заявил;
обличать, обличительный
Уметь применять
полученные знания на
практике;
10
1
Морфология.
Орфография
10
2
Синтаксис.
Пунктуация.
Употребление
знаков
препинания
10
3
Р. Изложение
или сочинение
на нравственную
тему
Систематизировать,
упорядочить
Уметь применять
полученные знания на
практике;
интеллигентный,
интеллигентность.анали
тический
Уметь применять
полученные знания на
практике;
целесообразное взаимодействие с
окружающими людьми в процессе речевого
общения.
Регулятивные: проявляют способность
оценивать достигнутые результаты.
Познавательные: проявляют способность
извлекать информацию из различных
источников.
Личностные: Осознают эстетическую
ценность русского языка
Предметные: Проводят многоаспектный
анализ текста
Метапредметные:Коммуникативные:
осуществляют коммуникативно
целесообразное взаимодействие с
окружающими людьми в процессе речевого
общения.
Регулятивные: проявляют способность
оценивать достигнутые результаты.
Познавательные: проявляют способность
извлекать информацию из различных
источников.
Личностные: Осознают эстетическую
ценность русского языка
Предметные: Произвести синтаксический
анализ словосочетания и предложения
Метапредметные Коммуникативные
:владеть всеми видами речевой деятельности.
Регулятивные: проектировать маршрут
преодоления затруднений в обучении.
Познавательные :объяснять языковые явления,
процессы, связи и отношения :
Личностные: Проявлять способность к
самооценке на основе наблюдения над
собственной речью
Предметные: структуру сочинения на
морально-этическую тему
Метапредметные: умение осознанно
использовать речевые средства в соответствии
с коммуникативной задачей, планирования и
30
презентаци
я. Урок с
применени
ем средств
ИКТ
С.186204
Учебник,
раздаточны
й материал,
презентаци
я. Урок с
применени
ем средств
ИКТ
Учебник,
раздаточны
й материал,
презентаци
я. Урок с
применени
ем средств
ИКТ
С.205
10
410
5
Итоговая
контрольная
работа
Уметь применять
полученные знания на
практике;
регуляции своей деятельности, владение
устной и письменной речью.
Личностные: воспитание гражданской
идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, семье, друзьям;
Личностные УУД. Способность к
самооценке. Регулятивные УУД. Контроль за
способами решения. Познавательные УУД.
Анализ объектов. Коммуникативные УУД.
Умение задавать вопросы учителю
31
Тетрадь
для
контрольн
ых работ