Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 4 классов на уровне начального общего образования составлена на
основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в
Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты
обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и
творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки
самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности
младших школьников, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно
использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего школьника. Русский язык,
выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций,
истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом
определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека
областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовнонравственных
ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности.
Личностные достижения младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием
связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к
изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личностных результатов —
длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является признание равной значимости работы по
изучению системы языка и работы по совершенствованию речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать
первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и
пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших школьников направлено на решение практической задачи развития всех
видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого
этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным
предметом «Литературное чтение».
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», в 4 классе — 170 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт
выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также
будут востребованы в жизни.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской
Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства
общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как
языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского
литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом;
овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и
синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и
речевого этикета;
развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному
образованию.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сведения о русском языке
Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент,
мини-исследование, проект.
Фонетика и графика
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным параметрам. Звукобуквенный разбор слова.
Орфоэпия
Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с
нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование
орфоэпических словарей русского языка при определении правильного произношения слов.
Лексика
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи).
Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи).
Состав слова (морфемика)
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (повторение
изученного). Основа слова. Состав неизменяемых слов (ознакомление). Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи
(ознакомление).
Морфология
Части речи самостоятельные и служебные. Имя существительное. Склонение имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, ия; на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во множественном числе); собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий; имена существительные 1, 2, 3-го склонения (повторение изученного). Не склоняемые имена существительные (ознакомление). Имя прилагательное.
Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного (повторение). Склонение имён прилагательных во
множественном числе. Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения 1-го и 3-го лица единственного и множественного
числа; склонение личных местоимений. Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение) І и ІІ
спряжение глаголов. Способы определения I и II спряжения глаголов. Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение). Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях. Частица не, её значение
(повторение).
Синтаксис
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и различий; виды предложений по цели высказывания
(повествовательные, вопросительные и побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные);
связь между словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых вопросов); распространённые и нераспространённые
предложения (повторение изученного). Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и. Интонация
перечисления в предложениях с однородными членами. Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения:
сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без называния терминов).
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки; различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль при
проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале). Использование
орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Правила правописания и их применение:
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, а также кроме собственных имён
существительных на -ов, -ин, -ий);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа;
наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;
безударные личные окончания глаголов;
знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов.
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых (наблюдение). Знаки препинания в предложении с прямой речью после
слов автора (наблюдение).
Развитие речи
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная
открытка, объявление и др.); диалог; монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке. Корректирование текстов (заданных и
собственных) с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи. Изложение (подробный устный и письменный
пересказ текста; выборочный устный пересказ текста).
Сочинение как вид письменной работы. Изучающее, ознакомительное чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте
информации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка в 4 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные
новообразования
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и
культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с
художественными произведениями;
—
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
—
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения
своего состояния и чувств;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного
с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского
языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при
поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и
соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
—
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
—
неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из
составляющих целостной научной картины мира);
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный
интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные
универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц
(частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
—
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать
языковые единицы;
— находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать
алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос
на дополнительную информацию;
—
устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
—
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
—
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное
задание;
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом
(классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
—
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
—
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
—
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки
(обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности
при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах
слова);
—
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для
представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
—
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
—
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
—
признавать возможность существования разных точек зрения;
—
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
—
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
—
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
— готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания;
—
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
—
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
—
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
—
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
—
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
—
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
—
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
—
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой)
ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
—
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
—
ответственно выполнять свою часть работы;
—
оценивать свой вклад в общий результат;
—
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в четвёртом классеобучающийся научится:
осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовнонравственных ценностей народа;
объяснять роль языка как основного средства общения; объяснять роль русского языка как государственного языка Российской Федерации
и языка межнационального общения;
осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека;
проводить звукобуквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом);
подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам антонимы;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту;
проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами; составлять схему состава слова; соотносить состав слова с
представленной схемой;
устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических
признаков;
определять грамматические признаки имён существительных: склонение, род, число, падеж; проводить разбор имени существительного
как части речи;
определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в единственном числе), число, падеж; проводить разбор имени
прилагательного как части речи;
устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в
настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе); изменять глаголы в настоящем и будущем
времени по лицам и числам (спрягать); проводить разбор глагола как части речи;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в
единственном числе); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
различать предложение, словосочетание и слово;
классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
различать распространённые и нераспространённые предложения;
распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с однородными членами; использовать предложения с
однородными членами в речи;
разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и
бессоюзные сложные предложения без называния терминов); составлять простые распространённые и сложные предложения, состоящие из
двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов);
производить синтаксический разбор простого предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре
учебника); безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, а также кроме
собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имён прилагательных; мягкий знак после шипящих
на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные
личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов;
правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных правил правописания;
находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила, описки;
осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации
общения;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4—6 предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную
интонацию, нормы речевого взаимодействия;
создавать небольшие устные и письменные тексты (3— 5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма,
поздравительные открытки, объявления и др.);
определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль;
корректировать порядок предложений и частей текста;
составлять план к заданным текстам;
осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;
осуществлять ознакомительное, изучающее чтение, поиск информации; формулировать устно и письменно простые выводы на основе
прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию;
объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия;
уточнять значение слова с помощью толкового словаря (на бумажном и электронном носителе), в Интернете в условиях контролируемого
входа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
Наименование
Дата
Виды,
№
Виды
разделов и тем все контроль практичес изучен
формы
п/п
деятельности
ные
кие
программы
ия
контроля
го
работы
работы
Раздел 1. Сведения о русском языке
Коллективное
обсуждение
фрагмента
Русский язык
статьи
69
Устный
как язык
Укажите Укажите 01.09.2 Конституции
1.1.
0.5
опрос;
межнациональн
часы
часы
022
Российской
ого общения.
Федерации:
«Государство
защищает
культурную
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3654/start/272006/
самобытность
всех народов и
этнических
общностей
Российской
Федерации,
гарантирует
сохранение
этнокультурног
ои
языкового
многообразия»;
Учебный диалог
«Почему
каждому народу
важно
сохранять свой
язык?
Как
общаться
разным
народам,
проживающим в
одной стране?»,
в ходе диалога
формулируются
суждения
о
многообразии
языкового
пространства
России
и
о
значении
русского языка
как
языка
межнациональн
ого
общения;
Работа в парах:
придумать
ситуацию
использования
русского языка
как
языка
межнациональн
ого
общения;
Знакомство с
различными
методами
познания
языка:
наблюдение,
Укажите
1.2. анализ,
0.5
часы
лингвистическ
ий
эксперимент,
миниисследование,
проект
Итого по разделу: 1
Раздел 2. Фонетика и графика
Характеристик
а, сравнение,
классификация
2.1. звуков вне
1
слова и в слове
по заданным
параметрам.
Укажите
часы
Укажите
часы
Укажите
часы
Работа в парах:
придумать
ситуацию
Укажит использования Устный
е
русского языка опрос;
период как
языка
межнациональн
ого
общения;
Учебный диалог
«По
каким
признакам мы
Укажит умеем
Устный
е
характеризовать опрос;
период звуки?»;
Работа в парах:
устная
характеристика
Укажите образовательные ресурсы
Укажите образовательные ресурсы
звуков
заданным
признакам;
Звуко2.2. буквенный
разбор слова
1
Укажите
часы
Укажите
часы
по
Совместный
анализ
предложенного
алгоритма
звукобуквенного
разбора; Устный
Укажит Практическая
опрос;
е
работа:
Письменны Укажите образовательные ресурсы
период проведение
й контроль;
звукобуквенного
разбора
предложенных
слов;
Итого по разделу: 2
Раздел 3. Лексика
Повторение и
продолжение
работы:
наблюдение за
использование
3.1. м в речи
4
синонимов,
антонимов,
устаревших
слов (простые
случаи).
Укажите
часы
Укажите
часы
Комментирован
ное выполнение
задания: выбор
из ряда синонимов
слова,
Укажит
Выберите
которое
е
вид/форму
подходит
для
период
контроля
заполнения
пропуска
в
предложении
текста,
объяснение
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6315/main/45563/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3693/start/203947/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6363/start/203977
/https://foxford.ru/wiki/russkiy-yazyk/arhaizmu-istorizmu
своего выбора;
Работа
в
группах: работа
с
дидактическим
текстом, анализ
уместности
использования
слов
в
предложениях,
нахождение
случаев
неудачного
выбора слова,
корректировка
обнаруженных
ошибок (выбор
наиболее
точного
синонима);
Работа
с
рисунками:
соотнесение
рисунков
с
соответствующи
ми
им
фразеологизмам
и;
Наблюдение за
использование
3.2. м в речи
1
фразеологизмо
в (простые
Укажите
часы
Укажите
часы
Дифференциров Устный
Укажит анное задание: опрос;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4507/start/224818/
е
работа
со Письменны
период словарём
й контроль;
фразеологизмов,
случаи)
выписывание
значений 2—3
фразеологизмов
;
Творческое
задание:
создание
собственных
шуточных
рисунков,
основанных на
буквальном
понимании
значения слов,
входящих
в
состав
фразеологизма;
Итого по разделу: 5
Раздел 4. Состав слова (морфемика)
Повторение:
состав
изменяемых
слов,
выделение в
словах
4.1. с однозначно
выделяемыми
морфемами
окончания,
корня,
приставки,
суффикса.
1
Укажите
часы
Укажите
часы
Учебный диалог
«Что
мы
помним
о
частях слова?»,
в ходе диалога
даётся
устная
Укажит
Устный
характеристика
е
опрос;
частей слова по
период
заданным
признакам
(значение,
способ
выделения,
способ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4548/start/204917/
обозначения);
Упражнение:
проведение по
предложенному
алгоритму
разбора слова
по
составу;
Основа
слова. Состав
неизменяемых
4.2.
2
слов
(ознакомление)
.
Значение
наиболее
употребляемых
4.3. суффиксов
2
изученных
частей речи
(ознакомление)
Укажите
часы
Укажите
часы
Укажите
часы
Укажите
часы
Работа в парах:
поиск ошибок в
разборе слова
по
составу;
Проверочная
работа
с
последующим
Устный
самоанализом,
Укажит
опрос;
отработка
е
Письменны https://resh.edu.ru/subject/lesson/4389/conspect/185870/
умений
период
й контроль;
корректировать
свои действия
для
преодоления
ошибок
в
разборе слов по
составу;
Учебный диалог
«Что
мы
Устный
помним
о
Укажит
опрос;
частях слова?»,
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5301/conspect/185839/
е
Письменны
в ходе диалога
https://www.youtube.com/watch?v=JeUucAU0Y-U
период
й контроль;
даётся
устная
характеристика
частей слова по
заданным
признакам
(значение,
способ
выделения,
способ
обозначения);
Упражнение:
проведение по
предложенному
алгоритму
разбора слова
по
составу;
Итого по разделу: 5
Раздел 5. Морфология
Части
речи
5.1. самостоятельные 4
и служебные.
Укажите
часы
Укажите
часы
Работа
с
таблицей
«Части речи»,
анализ
содержания
таблицы,
установление
Устный
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4498/start/272070/
основания для
Укажит
опрос;
https://foxford.ru/wiki/russkiy-yazyk/samostoyt-i-clugeb-chastiсравнения слов,
е
Письменны rechi
относящихся к
период
й контроль;
разным частям
речи;
Упражнение:
группировка
слов
на
основании того,
какой
частью
речи
они
являются;
Дифференциров
анное задание:
классификация
частей речи по
признаку
(самостоятельн
ые и служебные
части
речи);
Имя
существительн
ое.
Повторение:
склонение
имён
5.2.
8
существительн
ых;
имена
существительн
ые
1,
2,
3-го
склонения.
1
Укажите
часы
Комментирован
ное выполнение
задания,
связанного
с
выбором
основания для
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6335/start/125997/
сравнения слов,
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4502/start/225022/
относящихся к
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4502/train/
одной
части
https://foxford.ru/wiki/russkiy-yazyk/sklonenie-pervoe
речи,
но Устный
https://foxford.ru/wiki/russkiy-yazyk/vtoroe-sklonenie
различающихся опрос;
Укажит
https://foxford.ru/wiki/russkiy-yazyk/tretie-sklonenie
грамматическим Письменны
е
https://foxford.ru/wiki/russkiyи признаками; й контроль;
период
yazyk/sklonenieimensushestvitelnix-vo-mn-ch
Работа
в Диктант;
группах:
нахождение
основания для
группировки
слов (в качестве
основания для
группировки
могут
быть
использованы
различные
признаки,
например:
по
частям
речи;
для
имён
существительны
х — по родам,
числам,
склонениям, для
глаголов — по
вопросам,
временам,
спряжениям);
Практическая
работа:
определение
грамматических
признаков имён
существительны
х;
Несклоняемые
имена
существительн
5.3.
2
ые
(ознакомление)
.
Укажите
часы
Укажите
часы
Упражнение:
соотнесение
слов и наборов
их
грамматических
Устный
характеристик;
https://foxford.ru/wiki/russkiy-yazyk/neskloniaemie-imenaУкажит
опрос;
Упражнение:
sushestvitelnie
е
Письменны
нахождение
в
период
й контроль;
тексте
(например,
в
поэтическом)
имён
существительны
х с заданными
грамматическим
и
характеристика
ми;
Имя
прилагательное
. Повторение:
зависимость
формы имени
5.4.
4
прилагательног
о от формы
имени
существительн
ого.
Склонение
имён
5.5. прилагательны 4
х
во
множественном
1
Укажите
часы
Укажите
часы
Укажите
часы
Комментирован
ное выполнение
задания
по
соотнесению
формы
имени
прилагательног
о с формой
имени
существительно
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6349/start/204513/
го;
Устный
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4506/start/204544/
Работа
в опрос;
Укажит
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4551/start/
группах: анализ Письменны
е
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4551/start/225168/
дидактического й контроль;
период
текста,
поиск Диктант;
ошибок
на
согласование
имён
существительны
х
и
имён
прилагательных
,
исправление
найденных
ошибок;
Устный
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3810/start/225280/
Укажит
опрос;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3822/start/124879/
Укажите
вид
е
Самооценка https://resh.edu.ru/subject/lesson/3851/start/126286/
деятельности
период
с
использова
числе.
Местоимение.
Личные
местоимения.
Повторение:
личные
местоимения 1го и 3-го лица
5.6.
4
единственного
и
множественног
о
числа;
склонение
личных
местоимений.
Глагол.
Изменение
глаголов
по
лицам и числам
в настоящем и
будущем
времени
5.7.
8
(спряжение). І
и ІІ спряжение
глаголов.
Способы
определения I и
II
спряжения
глаголов.
Наречие
5.8.
4
(общее
нием
«Оценочног
о
листа»;
Укажите
часы
Укажите
часы
1
Укажите
часы
Укажите
часы
Укажите
часы
Работа
с
таблицей
«Части речи»,
анализ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4516/start/225394/
содержания
Устный
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3875/start/126297/
Укажит таблицы,
опрос;
е
установление
Письменны
период основания для й контроль;
сравнения слов,
относящихся к
разным частям
речи;
Практическая
работа:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4553/start/225425/
определение
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4517/start/204792/
грамматических
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6352/start/204761/
признаков
Устный
https://foxford.ru/wiki/russkiy-yazyk/spryajeniye-glagola
глаголов;
опрос;
Укажит
https://foxford.ru/wiki/russkiy-yazyk/vozvratnye-glagoly
Комментирован Письменны
е
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4545/start/126328/
ное выполнение й контроль;
период
задания:
Диктант;
соотнесение
глаголов и их
грамматических
характеристик;
Укажит Наблюдение за Устный
е
наречиями:
опрос;
https://foxford.ru/wiki/russkiy-yazyk/narechie-kak-chast-rechinach-shk
представление)
.
Значение,
вопросы,
употребление в
речи.
Предлог.
Повторение:
5.9. отличие
2
предлогов от
приставок.
Союз; союзы и,
5.1 а, но в простых
2
0. и
сложных
предложениях.
Частица не, её
5.1
значение
1
1.
(повторение)
период установление
Письменны
значения
и й контроль;
особенностей
употребления
наречий в речи;
Укажите
часы
Укажите
часы
Укажите
часы
Укажите
часы
Укажите
часы
Укажите
часы
Комментирован
https://foxford.ru/wiki/russkiy-yazyk/predlog-kak-chast-rechiное выполнение
Устный
nach-shk
задания:
Укажит
опрос;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3922/start/125839/
соотнесение
е
Письменны
глаголов и их
период
й контроль;
грамматических
характеристик;
Дифференциров
анное задание: Устный
Укажит поиск ошибок в опрос;
https://foxford.ru/wiki/russkiy-yazyk/souz-kak-chast-rechi
е
проведении
Письменны
период разбора слова й контроль;
как части речи;
Работа
с
таблицей
«Части речи»,
анализ
содержания
Укажит таблицы,
Устный
е
установление
опрос;
период основания для
сравнения слов,
относящихся к
разным частям
речи;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4518/conspect/125518/
Итого по разделу: 43
Раздел 6. Синтаксис
Повторение:
слово,
сочетание слов
(словосочетани
е) и
предложение,
осознание их
сходства и
различий; виды
предложений
по цели
высказывания
(повествовател
ьные,
вопросительны
еи
6.1.
7
побудительные
); виды
предложений
по
эмоциональной
окраске
(восклицательн
ые и
невосклицатель
ные); связь
между словами
в
словосочетании
и предложении
(при помощи
смысловых
Укажите
часы
Укажите
часы
Учебный
диалог, в ходе
которого
сравниваются
предложение,
словосочетание,
слово,
обосновываются Устный
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6310/start/203636/
Укажит их сходство и опрос;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4481/start/272039/
е
различия;
Письменны
период Работа
в й контроль;
группах:
классификация
предложений по
цели
высказывания и
эмоциональной
окраске;
вопросов);
распространённ
ые и
нераспространё
нные
предложения
Предложения с
однородными
членами: без
союзов, с
союзами а, но,
с одиночным
6.2.
5
союзом и.
Интонация
перечисления в
предложениях
с однородными
членами
Простое и
сложное
предложение
(ознакомление)
. Сложные
предложения:
сложносочинён
6.3.
4
ные с союзами
и, а, но;
бессоюзные
сложные
предложения
(без называния
терминов)
Итого по разделу: 16
Укажите
часы
Укажите
часы
Укажите
часы
Укажите
часы
Наблюдение за
различиями
простых
и
сложных
Устный
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6311/start/203698/
Укажит предложений; опрос;
https://foxford.ru/wiki/russkiy-yazyk/odnorodnie-chleniе
Упражнение:
Письменны predlogenia
период группировка
й контроль;
предложений по
определённому
признаку;
Упражнение:
группировка
предложений по
определённому
признаку;
Устный
Укажит Упражнение:
опрос;
е
нахождение
в Письменны https://resh.edu.ru/subject/lesson/4482/start/289347/
период тексте
й контроль;
предложений с
заданными
характеристика
ми;
Раздел 7. Орфография и пунктуация
Повторение
правил
7.1. правописания, 10
изученных в
1—3 классах
Формирование
орфографическ
ой зоркости:
осознание
места
возможного
возникновения
орфографическ
ой ошибки,
7.2. использование 15
различных
способов
решения
орфографическ
ой задачи в
зависимости от
места
орфограммы в
2
2
Укажите
часы
Укажите
часы
Моделирование Устный
предложений, опрос;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3886/start/126359/
Укажит включающих
Письменны https://resh.edu.ru/subject/lesson/3897/start/204948/
е
слова с непрове- й контроль; https://resh.edu.ru/subject/lesson/6354/start/125808/
период ряемыми
Диктант;
орфограммами; ВПР
Работа
в
группах:
нахождение
ошибок
на
применение
способа
проверки
Устный
орфограммы;
опрос;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4547/start/126600/
Укажит
ошибок
в Письменны https://resh.edu.ru/subject/lesson/3886/start/126359/
е
объяснении
й контроль; https://resh.edu.ru/subject/lesson/3897/start/204948/
период
выбора буквы Диктант;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6354/start/125808/
на
месте
орфограммы;
Работа в парах:
группировка
слов по месту
орфограммы;
слове.
Использование
орфографическ
ого словаря для
7.3. определения
6
(уточнения)
написания
слова.
1
Укажите
часы
Работа в парах:
Устный
группировка
опрос;
Укажит слов по месту
https://foxford.ru/wiki/russkiy-yazyk/slovarnie-slova-orfografia
Письменны
е
орфограммы;
й контроль;
период Работа
в
Диктант;
группах:
группировка
Формирование
действия
контроля при
проверке
собственных и
предложенных
текстов.
Ознакомление
с правилами
правописания и
их применение:
- безударные
падежные
окончания
имён
существительн
ых (кроме
существительн
7.4.
13
ых на -мя, -ий,
-ие, -ия, а
также кроме
собственных
имён
существительн
ых на -ов, -ин, ий);
- безударные
падежные
окончания
слов, написание
которых можно
объяснить
изученными
правилами,
и
слов, написание
которых
изученными
правилами
объяснить
нельзя;
1
Укажите
часы
Работа
в
группах:
группировка
слов, написание
которых можно
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3907/start/148712/
объяснить
https://foxford.ru/wiki/russkiy-yazyk/pravopisanie-padezhnihизученными
okonchanii-syshestvit
правилами,
и
https://foxford.ru/wiki/russkiy-yazyk/pravopisanie-suffiksovслов, написание Устный
glagolov-v-forme-proshedshego-vremeni
которых
опрос;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6342/start/144953/
Укажит
изученными
Письменны https://foxford.ru/wiki/russkiy-yazyk/pravopisanie-suffiksovе
правилами
й контроль; glagolov-v-forme-proshedshego-vremeni
период
объяснить
Диктант;
нельзя;
Моделирование
предложений,
включающих
слова с непроверяемыми
орфограммами;
Оценивание
собственного
имён
прилагательны
х;
- мягкий знак
после шипящих
на конце
глаголов в
форме 2го лица
единственного
числа;
- наличие или
отсутствие
мягкого знака в
глаголах на ться и -тся;
- безударные
личные
окончания
глаголов; знаки
препинания
в предложения
хс
однородными
членами,
соединёнными
союзами и, а,
но, и без
союзов.
Наблюдение за
знаками
7.5. препинания в 3
сложном
предложении,
результата
выполнения
орфографической задачи,
корректировка с
помощью
учителя своих
действий
для
преодоления
ошибок
при
списывании
текстов
и
записи
под
диктовку;
1
Укажите
часы
Оценивание
Укажит собственного
е
результата
период выполнения
орфографи-
Устный
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3667/main/289827/
опрос;
https://education.yandex.ru/lab/classes/72975/library/russian/th
Письменны eme/20776/problems/
й контроль;
состоящем из
двух простых.
Наблюдение за
знаками
препинания в
7.6. предложении с 3
прямой речью
после слов
автора
ческой задачи,
корректировка с
помощью
учителя своих
действий
для
преодоления
ошибок
при
списывании
текстов
и
записи
под
диктовку;
Укажите
часы
Итого по разделу: 50
Раздел 8. Развитие речи
Повторение и
продолжение
Укажите
8.1.
5
работы,
часы
начатой
Укажите
часы
Укажите
часы
Упражнение на
развитие
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6128/start/123726/
контроля:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3682/train/203891/
установление
при работе с
дидактическим Устный
Укажит текстом
опрос;
е
соответствия
Письменны
период написания слов й контроль;
орфографически
м
нормам,
нахождение
орфографически
х
ошибок;
Работа
в Устный
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3643/main/123702/
Укажит
группах: анализ опрос;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4500/main/121919/
е
текста,
Письменны https://resh.edu.ru/subject/lesson/4480/start/203606/
период
обоснование
й контроль; https://foxford.ru/wiki/russkiy-yazyk/monolog-dialog-polilog
в предыдущих
классах:
ситуации
устного и
письменного
общения
(письмо,
поздравительна
я открытка,
объявление и
др.); диалог;
монолог;
отражение
темы текста
или основной
мысли в
заголовке.
Корректирован
ие текстов
(заданных и
собственных) с
учётом
8.2. точности,
5
правильности,
богатства и
выразительност
и письменной
речи.
целесообразности
выбора
языковых
средств,
соответствующи
х
целии
условиям
общения;
Практическая
работа: выбор
соответствующе
го
заданной
ситуации жанра
и
написание
письма,
поздравительно
й
открытки,
записки;
Укажите
часы
1
https://foxford.ru/wiki/russkiy-yazyk/tipi-textov-sravnenie
Творческие
задания:
создавать
устные
и
письменные
тексты разных Устный
Укажит типов
опрос;
е
(описание,
Письменны Укажите образовательные ресурсы
период рассуждение,
й контроль;
повествование);
Творческое
задание:
составление
текстов разных
типов
(описание,
повествование,
рассуждение) на
одну и ту же
тему;
Изложение
(подробный
устный и
письменный
пересказ
8.3.
текста;
выборочный
устный
пересказ
текста).
7
Сочинение как
вид
8.4.
9
письменной
работы.
Укажите
часы
Укажите
часы
Укажите
часы
Укажите
часы
Анализ
собственных
действий
при
работе
над
изложениями и
сочинениями,
соотнесение
своих действий
с предложенными
алгоритмами;
Укажит
Письменны
Самооценка
е
й контроль; Укажите образовательные ресурсы
правильности
период
выполнения
учебной задачи:
соотнесение
собственного
текста
с
исходным (для
изложений) и с
заданной темой
(для
сочинений);
Творческое
Укажит
Письменны
задание:
е
й контроль; Укажите образовательные ресурсы
составление
период
текстов разных
типов
(описание,
повествование,
рассуждение) на
одну и ту же
тему;
Изучающее,
ознакомительн
ое чтение.
Поиск
8.5.
2
информации,
заданной
в тексте в
явном виде.
Формулирован
ие простых
выводов на
основе
информации,
содержащейся
8.6.
2
в тексте.
Интерпретация
и обобщение
содержащейся
в тексте
информации.
Укажите
часы
Укажите
часы
Укажите
часы
Укажите
часы
Практическая
работа:
Укажит написание
Письменны
е
отзыва
на й контроль; Укажите образовательные ресурсы
период прочитанную
книгу;
Практическое
задание: выбор
источника
получения
информации
(определённый
тип
словаря,
справочников)
Укажит для
решения Устный
е
учебноопрос;
период практической
задачи;
Творческое
задание:
подготовка
небольшого
публичного
выступления;
Укажите образовательные ресурсы
Итого по разделу:
Резервное время
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
30
18
170 10
1
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА, 4 КЛАСС
№
п/п
Тема урока
Количество часов
контрольные
всего
работы
0
1
1.
Русский язык как язык межнационального общения.
2.
Речь: диалогическая и монологическая. Нормы речевого
этикета
1
3.
Ситуации устного и письменного общения (письмо,
поздравительная открытка)
1
4.
Ситуации устного и письменного общения (объявление)
1
5.
Повествование. Изучающее, ознакомительное чтение. Типы
текстов.
1
6.
Отражение темы текста или основной мысли в заголовке
1
7.
Предложение как единица речи. Виды предложений по цели
высказывания.
1
практические
работы
0
Дата
Виды, формы контроля
изучения
Устный
опрос;
опрос;
0
0
Устный
0
0
Устный
Письменный
0
0
Устный
опрос;
Самооценка
с
использованием
«Оценочного
листа»;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
Письменный
опрос;
контроль;
опрос;
контроль;
8.
9.
Виды предложений по эмоциональной окраске.
Связь между словами в словосочетании и предложении.
1
1
11. Главные и второстепенные члены предложений
1
12. Что такое словосочетание?
1
13. Изложение текста по вопросам.
1
Работа над ошибками. Словосочетание и предложение, их
сходство и различие.
1
15. Входная мониторинговая работа
1
16. Работа над ошибками. Предложения с однородными членами.
1
17. Предложения с однородными членами без союзов.
1
18.
Предложения с однородными членами с союзамиа, но, с
одиночным союзом и.
19. Предложения с однородными членами с союзами а, но, и.
20.
Интонация перечисления в предложениях с однородными
членами
0
Устный
0
0
Устный
Письменный
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Письменный
0
0
Устный
0
Диктант;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
Письменный
опрос;
контроль;
0
0
Устный
Письменный
опрос;
контроль;
0
0
Устный
1
10. Распространенные нераспространенные предложения.
14.
0
1
1
1
1
опрос;
опрос;
контроль;
контроль;
опрос;
опрос;
21.
Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая
осень».
22. Работа над ошибками. Простое и сложное предложение.
1
1
Как отличить сложное предложение от простого предложения
23.
с однородными членами?
1
24. Изложение текста по самостоятельно составленному плану.
1
25.
Работа над ошибками. Сложносочиненные предложения с
союзами и, а, но.
1
26. Бессоюзные сложные предложения.
1
27. Контрольный диктант по теме «Предложение»
1
28. Слово и его лексическое значение
1
29. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.
1
30. Заимствованные слова. Устаревшие слова.
1
31. Синонимы, антонимы, омонимы
1
32.
Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах
слов
1
33. Состав слова. Распознавание значимых частей слова
1
34. Состав слова. Распознавание значимых частей слова
1
0
0
Письменный
0
0
Устный
0
0
Устный
Письменный
опрос;
контроль;
0
0
Письменный
контроль;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
Диктант;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
Письменный
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
Письменный
1
контроль;
опрос;
опрос;
контроль;
опрос;
контроль;
35. Состав слова. Распознавание значимых частей слова
1
36. Работа с текстом. Деление на части, определение темы.
1
37.
Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных
частей речи.
1
Повторяем правила правописания разделительного твёрдого и
38.
мягкого знаков
1
39. Состав неизменяемых слов (ознакомление)
1
40. Изложение текста по самостоятельно составленному плану.
1
41. Части речи. Морфологические признаки частей речи
1
42. Грамматические признаки частей речи
1
43. Наречие как часть речи
1
44. Значение. Вопросы, употребление наречий в речи.
1
45.
Сочинение-отзыв о картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на
Сером волке».
46. Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»
47.
Работа над ошибками.
существительных
Распознавание
падежей
1
1
имен
1
0
0
Устный
Письменный
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
Письменный
0
0
Устный
0
0
Письменный
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Письменный
0
Диктант;
0
Устный
1
0
опрос;
контроль;
опрос;
контроль;
опрос;
контроль;
контроль;
опрос;
Различение
неодушевленных
имён
существительных,
48. употреблённых в именительном, родительном, винительном
падежах.
Упражнение
в
распознавании
одушевлённых
имён
49. существительных в родительном и винительном падежах, в
дательном падеже.
1
Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания.
Несклоняемые имена существительные
1
52. Три склонения имен существительных. 1-е склонение
1
53.
Упражнение в распознавании имён существительных 1-го
склонения
1
54.
Сочинение по репродукции картины А. А. Пластова «Первый
снег»
1
55. Работа над ошибками. 2-е склонение имён существительных.
56.
Упражнение в распознавании имен существительных 2-го
склонения
57. 3-е склонение имен существительных
1
Устный
0
0
Устный
Письменный
опрос;
контроль;
0
0
Устный
Письменный
опрос;
контроль;
0
0
Устный
Письменный
опрос;
контроль;
0
0
Устный
0
0
Устный
Письменный
опрос;
контроль;
0
0
Письменный
контроль;
0
0
Устный
0
0
Устный
Письменный
0
0
Устный
0
0
Устный
Письменный
0
0
Устный
1
1
Упражнение в распознавании имен существительных 3-го
58.
склонения
1
Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени
существительного.
1
59.
0
1
Упражнение в распознавании имён существительных в
50.
творительном и предложном падежах
51.
0
1
опрос;
опрос;
опрос;
опрос;
контроль;
опрос;
опрос;
контроль;
опрос;
60. Изложение текста по самостоятельно составленному плану.
1
Работа над ошибками. Падежные окончания имён
существительных 1, 2 и 3-го склонения единственного числа.
61.
Способы проверки безударных падежных окончаний имён
существительных
1
62. Именительный и винительный падежи
1
63.
Правописание
безударных
падежных
существительных в родительном падеже
окончаний
Именительный, родительный и винительный
64.
одушевлённых имён существительных.
65.
падежи
Правописание падежных окончаний имен существительных в
дательном падеже
66. Составление рассказа по пословице.
67.
Правописание падежных окончаний имён существительных в
родительном и дательном падежах
Правописание
окончаний
творительном падеже
имён
существительных
Упражнение в правописании окончаний
70.
ствительных в творительном падеже.
имён
в
суще-
Правописание
окончаний имён существительных в
предложном падеже
Упражнение в правописании окончаний имён суще72.
ствительных в предложном падеже.
71.
0
0
0
1
1
1
Устный
опрос;
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
Письменный
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
Письменный
0
0
Устный
0
0
Устный
Письменный
0
0
Устный
0
0
Устный
Письменный
1
1
контроль;
0
1
1
Письменный
0
1
1
Правописание падежных окончаний имён существительных в
68.
родительном и дательном падежах
69.
1
0
опрос;
контроль;
опрос;
контроль;
опрос;
опрос;
контроль;
опрос;
опрос;
контроль;
73.
Правописание безударных окончаний имён существительных
во всех падежах
74. Правописание падежных окончаний существительных
1
75. Склонение имен существительных во множественном числе
1
76. Контрольный диктант за первое полугодие.
1
Работа над ошибками. Правописание гласных и согласных в
корнях слов
Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных
78.
согласных в словах
77.
1
1
79. Правописание приставок и суффиксов
1
80. Сочинение-отзыв о картине В. А. Тропинина «Кружевница».
1
Работа над ошибками. Именительный падеж имен
существительных множественного числа
Родительный падеж имен существительных множественного
82.
числа
Правописание
окончаний
имён
существительных
множественного числа в родительном падеже. Родительный и
83.
винительный падежи имён существительных множественного
числа
81.
84.
Дательный, творительный, предложный
существительных множественного числа
падежи
имён
0
0
Устный
Письменный
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
Диктант;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
Устный
Письменный
опрос;
контроль;
0
0
Письменный
контроль;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
1
1
1
1
0
1
0
1
0
Устный
Письменный
опрос;
контроль;
опрос;
контроль;
Изложение повествовательного текста по самостоятельно
составленному плану
Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний
86. имён существительных в единственном и множественном
числе
85.
1
0
Письменный
0
Устный
опрос;
0
Устный
опрос;
0
Устный
опрос;
0
Устный
Письменный
0
Устный
опрос;
0
Устный
опрос;
0
0
Письменный
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
Письменный
0
0
Устный
опрос;
0
0
Устный
опрос;
0
1
0
1
0
88. Имя прилагательное как часть речи
1
0
89. Род и число прилагательных
1
0
1
0
1
0
87.
90.
91.
92.
93.
94.
Создание текстов
сочинение
по
предложенной
теме:
Новогоднее
Создание текстов по предложенной теме: Моя любимая
игрушка
Работа над ошибками. Склонение имен прилагательных
единственного числа
Сочинение-рассуждение по репродукции картины В. Серова
«Мика Морозов»
Работа над ошибками. Склонение имен прилагательных
единственного числа мужского и среднего рода.
Правописание окончаний имен прилагательных мужского и
среднего рода в именительном падеже
Правописание окончаний имен прилагательных мужского и
95.
среднего рода в родительном падеже
Правописание окончаний имен прилагательных мужского и
среднего рода в дательном падеже
Склонение
имён
прилагательных.
Именительный,
97.
родительный и винительный падежи.
96.
1
1
1
1
1
1
контроль;
опрос;
контроль;
контроль;
опрос;
контроль;
98.
Правописание окончаний имен прилагательных мужского и
среднего рода в творительном и предложном падежах
1
99.
Правописание и проверка
мужского и среднего рода
1
окончаний
прилагательных
100. Выборочное изложение описательного текста.
Работа над ошибками. Склонение имен прилагательных
женского рода
Склонение, правописание и проверка прилагательных
102. единственного числа женского рода в именительном и
винительном падежах
Склонение, правописание и проверка прилагательных
103. единственного числа женского рода в родительном,
дательном, творительном и предложном падежах
Склонение, правописание и проверка прилагательных
104. единственного числа женского рода в винительном и
творительном падежах
101.
105.
Упражнение в правописании падежных окончаний имен
прилагательных
106. Изложение описательного текста
107.
Работа над ошибками. Склонение имен прилагательных
множественного числа
108. Сочинение-отзыв о картине Н. К. Рериха «Заморские гости»
Работа над ошибками. Именительный и винительный падежи
имен прилагательных во множественном числе
Родительный и предложный падежи имен прилагательных во
110.
множественном числе
109.
0
0
Устный
Письменный
0
0
Устный
0
Письменный
0
Устный
опрос;
0
Устный
опрос;
0
Устный
Письменный
0
Устный
0
Устный
Письменный
опрос;
контроль;
0
Письменный
контроль;
0
Устный
0
Письменный
0
Устный
опрос;
0
Устный
опрос;
1
0
1
0
1
0
1
0
1
0
1
0
1
0
1
0
1
0
1
0
1
0
опрос;
контроль;
опрос;
контроль;
опрос;
контроль;
опрос;
опрос;
контроль;
111.
Дательный и творительный падежи имен прилагательных во
множественном числе
1
0
1
0
1
0
1
1
1
0
116. Работа над ошибками. Местоимение как часть речи
1
0
117. Личные местоимения
1
0
118. Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам
1
0
112. Изложение повествовательного текста
113.
Работа над ошибками.
прилагательное»
Обобщение
по
теме
«Имя
114. Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
115.
Сочинение по репродукции
"Февральская лазурь"
картины
И.Э.
Грабаря
119. Склонение личных местоимений 3-го лица по падежам
1
0
120. Склонение личных местоимений по падежам
1
0
121. Составление рассказа по рисунку.
1
0
122. Изложение повествовательного текста
1
0
123. Работа над ошибками. Обобщение по теме «Местоимение»
1
0
0
Устный
Письменный
опрос;
контроль;
0
Письменный
контроль;
0
Устный
0
Диктант;
0
Письменный
0
Устный
опрос;
0
Устный
опрос;
0
Устный
опрос;
0
Устный
Письменный
0
Устный
0
Устный
Письменный
опрос;
контроль;
0
Письменный
контроль;
0
Устный
опрос;
контроль;
опрос;
контроль;
опрос;
опрос;
124. Контрольный диктант по теме «Местоимение»
1
1
125. Роль глаголов в языке
1
0
126. Изменение глаголов по временам
1
0
127. Неопределенная форма глагола
1
0
128. Неопределенная форма глагола
1
0
129. Повторяем правила правописания мягкого знака в словах
1
0
130. Изложение по самостоятельно составленному плану.
1
0
131. Работа над ошибками. Спряжение глаголов
1
0
1
0
132.
2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в
единственном числе
Правописание личных окончаний глаголов 2-го
133.
настоящего и будущего времени в единственном числе
лица
134. Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»
Работа над ошибками. I и II спряжение глаголов в настоящем и
будущем времени
Правописание безударных личных окончаний глаголов в
136.
настоящем и будущем времени
135.
1
0
1
0
1
0
1
0
0
Диктант;
0
Устный
0
Устный
Письменный
0
Устный
0
Устный
Письменный
опрос;
контроль;
0
Устный
Письменный
опрос;
контроль;
0
Письменный
контроль;
0
Устный
опрос;
0
Устный
опрос;
0
Устный
Письменный
опрос;
контроль;
0
Письменный
контроль;
0
Устный
опрос;
0
Устный
опрос;
опрос;
опрос;
контроль;
опрос;
Правописание безударных личных окончаний глаголов
настоящем и будущем времени
в
Правописание безударных личных окончаний глаголов
138.
настоящем и будущем времени
в
Правописание безударных личных окончаний глаголов
настоящем и будущем времени
в
137.
1
0
1
0
1
0
140. Возвратные глаголы
1
0
141. Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах
1
0
142. Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах
1
0
143. Составление рассказа по серии картинок
1
0
144. Правописание глаголов в прошедшем времени
1
0
1
0
1
0
139.
Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем
времени
Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего
146.
времени
145.
Различение глаголов, отвечающих на вопросы "что делать?" и
147.
"что сделать?". Начальная форма глагола
1
0
148. Изложение по самостоятельно составленному плану.
1
0
149. Работа над ошибками. Повторение изученного
1
0
0
Устный
опрос;
0
Устный
Письменный
0
Устный
опрос;
0
Устный
опрос;
0
Устный
опрос;
0
Устный
Письменный
0
Устный
опрос;
0
Устный
опрос;
0
Устный
опрос;
0
Устный
опрос;
0
Устный
Письменный
опрос;
контроль;
0
Письменный
контроль;
0
Устный
опрос;
контроль;
опрос;
контроль;
опрос;
150. Обобщение по теме «Глагол»
1
0
151. Обобщение по теме «Глагол»
1
0
152. Контрольный диктант по теме «Глагол»
1
1
153. Составление текста-описания.
1
0
1
0
1
0
1
0
157. Орфографический словарь русского языка.
1
0
158. Всероссийская проверочная работа
1
1
159. Предлог. Повторение; отличие предлогов от приставок.
1
0
160. Союз. Союзы и, а, но в простых и сложных предложениях.
1
0
161. Частица не, ее значение (повторение)
1
0
162. Сочинение-отзыв о картине И. И. Шишкина «Рожь»
1
0
163. Работа над ошибками. Состав слова
1
0
Знаки препинания в предложениях с однородными членами,
соединенными союзами и, а, но, и без союзов
Наблюдение за знаками препинания в сложном предложении,
155.
состоящем из двух простых
154.
156.
Наблюдение за знаками препинания в предложении с прямой
речью после слов автора
0
Устный
опрос;
0
Устный
опрос;
0
Диктант;
0
Письменный
0
Устный
опрос;
0
Устный
опрос;
0
Устный
Письменный
0
Устный
0
ВПР;
0
Устный
опрос;
Устный
опрос;
0
Устный
опрос;
0
Письменный
0
Устный
0
контроль;
опрос;
контроль;
опрос;
контроль;
опрос;
164. Части речи. Имя числительное (общее представление)
1
0
165. Итоговая контрольная работа
1
1
166. Работа над ошибками. Правописание числительных
1
0
167. Изложение по самостоятельно составленному плану.
1
0
168. Работа над ошибками. Прямая речь (ознакомление)
1
0
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и
1 1
в слове по заданным параметрам
Обобщение знаний о фонетике и графике. Звуко-буквенный
170.
1 0
разбор слова
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
170 10
169.
0
Устный
0
Контрольная
0
Устный
0
Письменный
0
0
0
опрос;
работа;
опрос;
контроль;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
0
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Обязательные учебные материалы для ученика
Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык (в 2 частях). Учебник. 4 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
Методические материалы для учителя
Русский язык. Рабочие программы:. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: учеб.пособие для общеобразоват.
организаций / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В.
Бойкина и др. — М.: Просвещение, 2021
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет
Цифровые ресурсы МЭШ
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru/
Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com
Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебное оборудование
Таблицы по русскому языку для 4 класса
Компьютер
Интерактивная доска, экран
Проектор
Электронное приложение к учебнику "Русский язык. 4 класс"
Оборудование для проведения практических работ
Укажите оборудование для проведения практических работ