Пояснительная записка
В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда бескорыстие, милосердие, доброта,
патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека – это проблема, от
решения которой зависит будущее страны. Назрела необходимость в качестве ведущих аспектов
воспитательной деятельности школы вычленить нравственные нормы и ценности. Поэтому
основная задача образования и воспитания ─ возрождение духовно-патриотического
самосознания, пробуждение интереса к национальной культуре, формирование активной
жизненной позиции подрастающего поколения, приобщении его к нравственным, духовным
ценностям, традициям своего народа, воспитание гражданственности, патриотизма.
Нацеленность на духовно-нравственное, патриотическое воспитание, формирование
гражданственности, потребности творить и самосовершенствоваться продиктована
социальным заказом: обществу нужна личность с богатым духовным,
нравственным потенциалом, способная к творчеству, обладающая
высокой
культурой и гражданской ответственностью, патриот;
ФГОС, предполагающим
достижение
современного национального
воспитательного идеала.
Программа внеурочной деятельности “Я и мое Отечество” по духовно-нравственному
направлению разработана для обучающихся 5-6 классов в соответствии с новыми требованиями
ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Актуальность
программы заключается в усилении внимания на развитие и воспитание личности
обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания
нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил. Новизна
программы состоит в том, что она обеспечивает овладение ключевыми компетенциями
школьников в воспитательном аспекте необходимых для гармоничного развития личности.
Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному
направлению «Я и мое Отечество» разработана в соответствии с:
Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, № 273-ФЗ;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №
1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования»;
Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова.
— М.: Просвещение, 2008;
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина
России. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, М.: Просвещение, 2009.
Конституцией Российской Федерации, статьи 38, 43.
Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ, глава 12.
В школе созданы условия для реализации разработанной программы, обеспечивающей
духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым российским
ценностям, ценностям семьи, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них
идентичности гражданина России. Воспитательно-образовательный процесс в основной школе
направлен на развитие и воспитание ребенка в духе любви к Родине, уважения к культурноисторическому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование
основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Цель программы: социально-педагогическая и социально-культурная поддержка
собственных усилий подростка, связанных со становлением своей гражданской и
индивидуальной личности, духовного наследия и достижения родного народа, народов России и
всего человечества.
Поставленная цель Программы реализуется через решение следующих задач:
1) Создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного
развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося
жизненного опыта;
2) Формирование
толерантности,
подготовка
обучающихся
к
бесконфликтному,
конструктивному взаимодействию с другими людьми;
3) Создание условий для нравственного самовыражения личности.
4) Развитие духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении
учащихся через духовное возрождение народных обычаев, семейных традиций.
В основе программы, позволяющей достичь национального воспитательного идеала, лежит
системно-деятельностный подход, благодаря которому формируются базовые национальные
ценности:
патриотизм, гражданственность,
социальная солидарность,
человечество, семья,
нравственность,
здоровье,
творчество, труд,
экология,
наука, образование,
интеллект, искусство,
традиционные религии России.
Механизм реализации программы
Программа рассчитана на 1 год и реализуется во внеурочной деятельности с обучающимися
5-6 классов.
Программа построена с опорой на системно-деятельностный подход и предполагает
следующие виды деятельности:
игровую,
творческую,
досуговую,
коммуникативную,
проектную,
издательскую,
социально-значимую,
поисковую.
Формы проведения занятий: аудиторные и внеаудиторные занятия.
Игровая деятельность:
Творческая:
Досуговая:
Коммуникативная:
Проектная:
Издательская:
Социально-значимая:
Поисковая:
Деловая игра, ролевая игра, викторина,
инсценировка, соревнование.
Конкурс, турнир, творческая мастерская.
Виртуальная экскурсия, экскурсия в прошлое,
прогулка, праздник
Публичные презентация, аукцион, беседа, устный
журнал, Библиотечный урок
Реализация коллективных и групповых проектов.
Написание статей, фоторепортажи, издание
спецвыпусков
Акции «Ветеран живет рядом», уроки Памяти,
благоустройство и эстетизации окружающей среды,
благотворительная деятельность.
Архивная работа, Музейный урок, экспедиция,
экскурсия.
Данные формы способствуют развитию у обучающихся навыков общения в совместной
деятельности, проявлению их личностных качеств.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Часов в неделю: 1 час.
Часов в год: 34 часа
Место проведения занятий: учебные кабинеты школы, библиотека.
Методическое обеспечение программы
При проведении занятий в рамках данной программы предусматривается использовать
следующие формы организации деятельности: беседы на нравственные темы; чтение отрывков из
художественных произведений с последующим анализом; анализ смыслового содержания
пословиц, поговорок; продолжение тематического рассказа; учебно-игровые упражнения
творческого и подражательного характера; разыгрывание и анализ ситуации; тренинги; игры;
ролевые игры, мини-конкурсы и другие.
Методика работы с обучающимися строится с позиции личностно-ориентированного
взаимодействия. При проведении практикумов акцент делается на самостоятельность, поисковую и
творческую активность.
Все занятия, предусмотренные данной программой, содержат познавательный материал,
соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями,
необходимыми для формирования нравственных привычек.
Предполагаемая организация деятельности по программе будет способствовать
достижению обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
В процессе освоения Программы обучающиеся получат знания о характере
взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и
заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия,
толерантности, формирования нравственного сознания школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, школьники будут
осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми,
необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, произведений художественной литературы – все это нацелено на
воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение
«слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального
восприятия.
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных
связей) Программа предусматривает упражнения, способствующие активизации интеллектуальной
деятельности обучающихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным
правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным
основаниям.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и
аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) необходимо
использовать задания, их формирующие. Так, с обучающимися организуются коллективные
обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые
помогают высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т. е. работать
коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения.
Работа на занятиях с художественной литературой помогает обучающимся использовать
различные способы поиска информации.
Формами контроля освоения Программы в течение учебного года будут: выставки
творческих работ, выполнение творческих проектов.
Эффективность реализации программы оценивается посредством мониторинга, отзывов,
следующих методик:
Методика «Недописанный тезис»
Методика «Свиток»
Методика «Измерение художественно-эстетической потребности»
Диагностика. Графический тест Е.П. Ильина «Определение потребности в
активности»
Цветовой тест Люшера (сокращенный вариант).
Методика определения уровня воспитанности Ю.В. Васильева;
Методика изучения уровня развития детского коллектива А.Н. Лутошкина «Какой у нас
коллектив»);
Методика «Определение общественной активности учащихся» Е.Н.Степанова.
Результаты контроля служат основанием для внесения корректировки в содержание и
организацию процесса работы по программе; поощрения успешной деятельности и инициативы в
овладении знаниями и навыками обучающимися.
Техническое оснащение образовательного процесса: наглядные материалы (репродукции
картин, фоторепродукции), аудиозаписи музыкальных произведений, видеозаписи (классической
литературы, живой природы, социальных явлений), аудио/видео аппаратура (музыкальный центр,
телевизор), мультимедийная техника (ноутбук, проектор, колонки).
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной
деятельности
Данная программа внеурочной деятельности способствует формированию у
обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных
действий.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться
внутренняя позиция школьника, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий будет формироваться
способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы
в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся получат
знания об основных категориях и понятиях этики, основных положительных нравственных
качествах человека; освоят общие понятия гражданско-правового сознания.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий будет формиро-ваться
умение учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществ-лять
сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и
передавать информацию, отображать содержание и условия деятельности в сообщениях.
Ученики должны быть:
•
дружны между собой, внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру
и людям;
•
обладать индивидуальными способностями и интересами, уметь работать
творчески, уметь самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций, с
интересом искать и находить их решение;
•
самостоятельны, владеть самоконтролем и самооценкой;
•
способны к изменению самих себя.
Обобщенный результат деятельности основной школы представлен в портрете её
выпускника в соответствии со Стандартом:
•
умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий
пользоваться информационными источниками;
•
обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать
собеседника, высказывать свое мнение);
•
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
•
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной
деятельности;
•
любящий свой край и свою Родину
•
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
•
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и
школой;
•
доброжелательный,
•
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и
окружающих.
с активной жизненной и гражданской позицией;
уважающий историческое прошлое нашего народа;
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной
деятельности обучающихся осуществляется в ходе мониторинга (Приложение).
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — обучающиеся приобретают социальные знания. На первом
уровне обучающиеся получает знания о духовно-нравственных ценностях.
Второй уровень результатов — обучающиеся получают опыт переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества. На втором уровне ценности усваиваться
школьниками в форме отдельных нравственно-ориентированных поступков.
Третий уровень результатов — обучающиеся получают
опыт самостоятельного
общественного действия, у них формируются социально приемлемые модели поведения. На
третьем уровне обучающиеся принимают участие в нравственно-ориентированной социально
значимой деятельности и приобретают элементы опыта духовно-нравственного поведения.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают показатели
эффективной деятельности:
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых
эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной,
этической, социальной, гражданской и социокультурной компетентности.
Содержание курса
Тема занятия
«1 сентября»
Формы организации занятий
«Патриотизм, гражданственность»
1
Игра
«Я живу в Оренбургской области!»
1
Библиотечный урок.
«История школы в лицах и фактах»
1
Урок-презентация
1
Беседа
«Ветеранам великой войны посвящается»
«Национальные символы России»
1
Права и обязанности гражданина России
1
День защитника Отечества в православной традиции
1
Урок мужества «Служить России суждено тебе и мне»
1
Встреча с воинами локальных войн
1
День Победы
1
Социальная солидарность»
Весенняя неделя добра
1
«Ветеран живет рядом»
1
«Человечество, семья»
«Знакомьтесь: Это мы !»
1
Святые заступники Руси
1
Литературный журнал, посвященный Дню Матери «Желаем
1
счастья вам!»
«Семейные ценности»
1
Как стать дисциплинированным?
1
Светла Пасха
1
«Нравственность»
«Что такое милосердие?»
1
«Протяни руку помощи»
1
«Здоровье»
«Вредные привычки. Их влияние на здоровье»
1
Викторина по ПДД
1
«Уроки доктора Айболита»
1
«Слагаемые здоровья»
1
Конкурс рисунков «Я и мое здоровье»
1
Устный журнал
Беседа
Библиотечный урок
Урок мужества
Встреча
Возложение цветов
Акция
Музейный урок
Круглый стол совместно с родителями
Библиотечный урок
Литературный журнал
Конкурс
Беседа
Беседа
Беседа
Урок благотворительности
Устный журнал
Викторина
Поход в медкабинет
Урок-презентация
Конкурс
День здоровья и спорта
1
Соревнование
«Экология»
Брейн ринг «Природа Оренбургского края»
1
«Планета - наш дом, сбереги ее!»
1
День птиц
1
«Интеллект, искусство»
КТД «Новогодний праздник»
1
Выпуск новогодней газеты
1
Внеклассное мероприятие «Зажги свечу на Рождество»
1
«А ну-ка, парни!»
1
Проводы зимы
1
«Прекрасное рядом»
1
ВСЕГО ЧАСОВ
34
Брейн ринг
Презентация проектов
Акция
Праздник
Издательская деятельность
Инсценировка
Соревнования
Праздник
Тематическое планирование
Тема занятия
«Здравствуй школа
«Знакомьтесь: Это мы! »
Страна книг (экскурсия в библиотеку)
«Москва- столица нашей Родины»
«Московский кремль»
«Семь я» Русские писатели о семье
«Пусть царит на земле доброта»
Святые заступники Руси
Викторина по ПДД
Литературный журнал,
посвященный Дню Матери «Желаем счастья вам!»
11. Уроки доктора Айболита
12. Семейные ценности
13. Национальные символы России
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Всего
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
план
факт
06.09
13.09
20.09
27.09
04.10
11.10
18.10
08.11
15.11
22.11
1
1
1
29.11
06.12
13.12
14. Права и обязанности гражданина России
1
20.12
15. КТД «Новогодний праздник»
16. Выпуск новогодней газеты
1
1
27.12
10.01
17. Внеклассное мероприятие «Зажги свечу на
Рождество»
18. «Слагаемые здоровья»
19. «Это высокое звание – Человек!»
1
17.01
1
1
24.01
31.01
20. День защитника Отечества в православной традиции
1
07.02
21. Урок мужества «Служить России суждено тебе и
мне»
22. Встреча с воинами локальных войн
1
14.02
1
21.02
23. «А ну-ка, парни!»
24. Проводы зимы
1
1
28.02
07.03
25. Прекрасное рядом
1
14.03
26. Как стать дисциплинированным?
1
21.03
27. Брейн ринг «Природа Оренбургского края»
1
04.04
28. «Планета – наш дом, сбереги ее»
1
11.04
29. День птиц
30. Светлая Пасха
1
1
18.04
25.04
31. Весенняя неделя добра
1
02.05
32. День Победы
33. «Ветеран живет рядом»
1
1
09.05
16.05
34. День здоровья и спорта
1
23.05
ВСЕГО ЧАСОВ
34
Список литературных источников
Литература для учителя
1. Внеурочная деятельность в школе [Электронный ресурс] – Режим доступа: konf //
www.ipkps.bsu.edu.ru
2. Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
3. Андреев А.А Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,2010.
4. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э. Козлов, В. Петрова, И. Хомякова
//Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
5. Курочкина, И.Н. Как научить поступать нравственно / И.Н. Курочкина. -3-е изд. - М.: Флинта,
2003. -128 с.
6. Степанов
Е.Н. «Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного
учреждения». Москва, 2009
7. Тисленкова, И.А. Духовно-нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и
классных руководителей / И.А. Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. – 108 с.
8. Шемшурина, А.И. Нравственное воспитание школьников: методические рекомендации ./ А.И.
Шемшурина // Этическое воспитание.-2005-№1.
9. Шемшурина, А.И. Программа духовно-нравственного воспитания школьников в работе классного
руководителя [Текст]./ А.И. Шемшурина // Этическое воспитание.-2006-№2.
10. Щуркова, Н.Е. Диагностика воспитанности [Текст] / Н.Е. Щуркова. - М.,2007. – 107 с.
11. Шилова М.И.,Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 2005
Литература для обучающихся
1. Кабрера, А. Феи рассказывают о благодарности [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
2. Кабрера, А. Феи рассказывают о самоуважении [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
3. Кабрера, А. Феи рассказывают о скромности [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
4. Кабрера, А. Феи рассказывают о солидарности [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
5. Кабрера, А. Феи рассказывают о сочувствии [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
6. Кабрера, А. Феи рассказывают о храбрости [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
7. Кабрера, А. Феи рассказывают о щедрости [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
8. Кабрера, А. Феи рассказывают об ответственности [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
9. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена [Текст] / М.: Астрель, 2000. – 240 с.
10. Яровицкий, В. Мой первый учебник по психологии. Книга для подростка [Текст] / В. Яровицкий. –
М.: Феникс, 2011. – 256 с.