Моё оренбуржье

Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на
основе авторской программы Обуховой Л.А., Махиной Н.С. «Краеведение» (Программа внеурочной
деятельности по курсу «Краеведение» для начальной школы. – Воронеж, 2013. – 46 с.)
Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир
истории и культуры наших предков.
Актуальность и новизна программы - содержательным стержнем программы является
единство интересов личности и общества в воспитании гражданина России. Отличительная черта
программы «Моё Оренбуржье», ее новизна заключается в том, что программа является
разнообразной по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей учащихся
начальной школы, организации целостного воспитательного пространства, организации совместной
деятельности.
Данная программа реализует цели и задачи Основной образовательной программы начального
общего образования (ООП НОО) МАОУ «Бриентская СОШ». Содержание программы соответствует
духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности.
На изучение данной программы предусмотрено 1 год по 34 часа (1 час в неделю), что
соответствует учебному плану школы.
Ведущей идеей программы «Моё Оренбуржье» является формирование ценностных ориентиров
учащихся, воспитание любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле, воспитание
активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.
Общая характеристика программы:
Цели:
- способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического
сознания обучающихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и
культурным ценностям Оренбургской области, воспитанию любви к природе родной земли;
активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.
Содержание предполагает решение следующих задач:
Обучающие:
• формировать у младших школьников представления об историческом прошлом и
настоящем нашего района, края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе,
который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие района, края, страны; о
культуре, обычаях и традициях своего народа;
• прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить
наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его,
осуществлять анализ и самоанализ;
• расширять и углублять знания учащихся по окружающему миру.
Развивающие:
• развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в
группах, способствовать развитию психических процессов:
воображения, памяти, мышления, речи;
• расширять исторический и экологический кругозор учащихся;
• формировать учебную самостоятельность и деловые качества.
Воспитательные:
• воспитывать уважение и любовь к родному краю;
• способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим,
культурным и природным ценностям села, района, области;
• воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и
старшеклассниками;
• содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским
самосознанием.
В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым области, района, с коренными
жителями, их самобытной культурой, традициями, обычаями. Узнают, как шел процесс заселения

2

района. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их
месте в Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся
земляков дети познакомятся со славными страницами родного района.
Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей. Особое место отводится
экскурсиям по историческим местам нашего города, встречам с ветеранами войны, труда, Почетными
гражданами нашего района.
Содержание курса является многоплановым и охватывает вопросы истории, географии,
экологии, культуры и др. дисциплин. В программе учтён возрастной принцип. Для соблюдения
возрастного принципа использован линейно-концентрический подход к распределению учебного
материала по годам обучения. Согласно возрастному принципу строятся методы и формы, а также
отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать различные направления деятельности и формы
занятий с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование
следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов
деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность и даст
определенные результаты.
Использование широкого спектра методических приемов создаст условия для самореализации
учащихся:
- беседа, экскурсии;
- творческие работы;
- работа с картой России, Оренбургской области, Кваркенского района;
- сообщения учащихся на различные темы;
- конкурсы, игры, праздники;
-встречи с интересными людьми;
-проекты;
-компьютерные презентации и др.
В работе со школьниками используются следующие методические приёмы:
• инициирование и поддержание самоуправления в группах;
• организация деятельности на принципах коллективного планирования, коллективной
организации, коллективного осуществления и коллективного анализа;
• организация воспитывающей предметно- эстетической среды, окружающей школьников;
• предъявление себя (своего поведения, своего отношения к окружающей действительности,
своих жизненных принципов) воспитанникам как объекта подражания;
• предъявление школьникам актуальной для них воспитывающей информации, её совместное
обсуждение и выработка по отношению к ней своих позиций;
• проблематизация тех отношений школьников к миру, к людям, к самим себе, которые
педагог считает опасными для их личностного развития;
• организация рефлексии школьниками своих действий, чувств, отношений.
Описание ценностных ориентиров содержания предмета:
Одним из результатов обучения краеведению является осмысление и интериоризация
(присвоение) обучающимися системы ценностей.
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни
общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя
частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания
человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства, воспитание любви и
бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений
литературы.
Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества,
проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений;
приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа,
представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка;
интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

3

Результаты освоения программы по внеурочной деятельности:
Программа направлена на формирование обществоведческих (социальных) представлений
младших школьников. Особое внимание уделяется миру семьи. Дети осознают ценности семьи,
особенности взаимоотношений в семье между родственниками, учатся понимать важность семейных
традиций и праздников. В лексикон учащихся вводятся слова поколение, потомки, предки. Особое
внимание уделяется составу семейного коллектива. Дети знакомятся с окружающим их социальным
миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий.Также школьники
приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о памятниках истории и
культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной
групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной
литературе. Они узнают о достопримечательностях родного района, постигают этику поведения в
музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе села. В различных
ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и
уважение к другим членам коллектива. Важным становится развитие ценностных отношений к
малой Родине, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого
Достижение результатов увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой
деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
• формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности
(приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружественной среде (в классе) и в
открытой общественной среде);
• формирования у детей социокультурной (этнической, культурной, гендерной и др.)
идентичности:
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование
универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных),
позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье,
обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
• познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной
задачи;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России,
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
• ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков
окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических
чувств как регуляторов моральных норм;
• эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать
в своей деятельности нормам поведения в природе;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой района и
края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы
следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия
результатов требованиям данной задачи;

4

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
субъектов;
• различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами
социализации;
• оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его
выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием
дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые),
сведениями Интернета;
• осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с
помощью ИКТ;
• выражать речь в устной и письменной форме;
• проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинноследственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети
Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться
на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех
участников;
• точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как
ориентир для построения действий;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;

5

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.
Содержание программы
Программа первого года обучения направлена на формирование понятий о малой родине,
воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живет младший школьник. На
данном этапе происходит накопление детьми социального опыта жизни в своем селе, крае, усвоение
принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры. Оренбургский край
имеет богатую историю и культуру, и необходимо, чтобы воспитанники увидели красоту родного
района, края, преобразования, проходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной.
Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности
города) и людьми, живущими в нашем городе.
содержание курса «Моё Оренбуржье»
1-й год обучения (1 класс)
Раздел 1. Я и моя семья – (5 ч.)
Вводное занятие. Профессии в моей семье. Успехи и достижения моей семьи. Семейный
архив (выставка старых фотографий, открыток).
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа;
практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД).
Виды деятельности обучающихся:Рассказ о своих родителях, родственниках, друзьях.
Рисование на темы: «Моя комната», «Моя любимая игрушка». Коллективная работа: составление
книжки-раскладушки «Игры наших бабушек», «Любимые поговорки нашей семьи», «Любимые
песни нашей семьи».
Раздел 2. Наша школа – (5 ч.)
Экскурсия по школе. Экскурсия «Летопись школы» в школьном музее. Экскурсия
«Пионерские символы» в школьный краеведческий музей.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа;
практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД).
Виды деятельности обучающихся:Рисование на темы: «Моя школа», «Мой класс», «Мой
сосед по парте», «Моя любимый предмет».
Раздел 3. Микрорайон, в котором я живу (5 ч.)
Экскурсия «История посёлка Карачи» в школьном музее. Экскурсия на почту. Экскурсия в
аптеку. Экскурсия в магазин. Экскурсия в библиотеку.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа;
практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД).
Виды деятельности обучающихся:Рисование на темы: «Мой микрорайон», «Любимое место».
Раздел 4. Родной город Оренбург (5ч.)
Символы города Оренбурга. Город - путешественник. Памятники и памятные места в
Оренбурге. Памятник А. С. Пушкину в Бердах. Самолет Ю. Л. Гагарина. Театр кукол.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа;
практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД).
Виды деятельности обучающихся: КТД «Сказки Пушкина». Конкурс рисунков «Памятники и
памятные места в Оренбурге»

6

Раздел 5. Моё Оренбуржье (5 ч.)
Символы Оренбуржья. Пётр I и Оренбурский край. Памятник Пётр I на Марсовом поле.
Создатель Оренбургской губернии - Иван Неплюев. Памятник И.И. Неплюеву.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа;
практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД);
волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: КТД «Символы Оренбуржья». Выставка рисунков
«Марсово поле в Оренбурге»
Раздел 6. Я поведу тебя в музей (5 ч.)
Экскурсия в музей истории Оренбурга «Обзорная экскурсия по музею».
Экскурсия «Знакомьтесь, Музей!» в ГБУК «Оренбургский губернаторский историкокраеведческий музей».
Формы организации занятий: обзорные экскурсии с показом постоянных экспозиций и
выставочных залов музеев.
Виды деятельности обучающихся:школьники узнают, что такое экспонат, экспозиция и
какие тайны хранят музейные коллекции.
Раздел 7. Туристические маршруты (3 ч.)
Экскурсия «Театр кукол в Оренбурге». Экскурсия «Памятник Пётр I на Марсовом поле».
Экскурсия «Памятник И.И. Неплюеву».
Формы организации занятий: экскурсия.
Виды деятельности обучающихся: Выставка рисунков «Памятные места Оренбуржья».
2-й год обучения (2 класс)
Раздел 1. Я и моя семья – (5 ч.)
Вводное занятие. Семейные будни, праздники. Традиции семьи. Приметы и суеверия,
дошедшие до наших дней (из рассказов бабушек и дедушек).
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа;
практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД).
Виды деятельности обучающихся:Рассказ о своих родителях, родственниках, друзьях.
Рисование на темы: «Моя семья», «Дом, в котором я живу». Создание уголка старых вещей в
школьном музее «Память сердца».
Раздел 2. Наша школа – (5 ч.)
Экскурсия «Ветераны школы» в школьном музее. Письменные принадлежности в школьном
музее. Игры наших мам и пап.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа;
практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД).
Виды деятельности обучающихся:Коллективная работа: составление книжки-раскладушки
«Чем писали наши бабушки?», «Они учились в нашей школе», «Любимые игры наших мам и пап».
Создание уголка школьных вещей в музее.
Раздел 3. Микрорайон, в котором я живу (5 ч.)
Знакомство обучающихся с историей микрорайона. Экскурсия-прогулка «Безопасный путь
домой». История улиц микрорайона. История моей улицы.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа;
практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД).
Виды деятельности обучающихся:Экскурсия по улицам микрорайона. Выставка рисунков
«Моя улица».
Раздел 4. Родной город Оренбург (5ч.)
Символы города Оренбурга. Памятник В. П. Чкалову. Памятник первой учительнице.
Монумент в честь основания города. Музей изобразительных искусств в Оренбурге.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа;
практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД).
Виды деятельности обучающихся: КТД «Наше творчество». Конкурс рисунков «Музей
изобразительных искусств в Оренбурге»

7

Раздел 5. Моё Оренбуржье (5 ч.)
Символы Оренбуржья. Пограничные крепости в Оренбургской области. Воплощение идей
царя Петра... Гостиный двор. Оренбургский Караван-сарай.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа;
практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); экскурсии.
Виды деятельности обучающихся: КТД «Символы Оренбуржья». Выставка рисунков
«Оренбургский Караван-сарай»
Раздел 6. Я поведу тебя в музей (6 ч.)
Экскурсия в музей истории Оренбурга «История основания Оренбурга».
Экскурсия «Ребятам о зверятах!»в ГБУК «Оренбургский губернаторский историкокраеведческий музей».
Формы организации занятий: обзорные экскурсии с показом постоянных экспозиций и
выставочных залов музеев.
Виды деятельности обучающихся:школьники узнают, что такое экспонат, экспозиция и
какие тайны хранят музейные коллекции.
Раздел 7. Туристические маршруты (3 ч.)
Экскурсия «Ипподром в Оренбурге». Экскурсия к памятникам В. П. Чкалову, первой
учительнице, к монументу в честь основания города. Экскурсия «Оренбург - стартовая площадка в
космос»
Формы организации занятий: экскурсия.
Виды деятельности обучающихся: Выставка рисунков «Памятники Оренбурга».
3-й год обучения (3 класс
Раздел 1. Я и моя семья – (5 ч.)
Вводное занятие. Семейные реликвии. Фольклор моей семьи (пословицы, поговорки,
дразнилки, считалки, игры).
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа;
практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД).
Виды деятельности обучающихся:Рисование на темы: «Семейные реликвии». Выпуск
журнала «Пословицы, поговорки, игры моей семьи».
Раздел 2. Наша школа – (5 ч.)
Экскурсия «Наши традиции» в школьном музее. Экологические традиции школы. Символы
школы: флаг, герб, гимн.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа;
практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД).
Виды деятельности обучающихся:Рисование на тему: «Традиции школы».
Раздел 3. Микрорайон, в котором я живу (5 ч.)
Национальный состав населения нашего микрорайона. Обычаи, традиции, праздники,
национальные блюда. Прикладное искусство нашего микрорайона (выставки). Караванный путь по
Зауралью. Меновой двор.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа;
практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД).
Виды деятельности обучающихся:Игра «Карачинский дворик». Выпуск журнала «Творческие
люди посёлка Карачи».
Раздел 4. Родной город Оренбург (5ч.)
Символы города Оренбурга. Памятник «Дети войны». Обелиск в память о погибших в годы
Великой Отечественной войны. Выставочный комплекс «Салют, Победа!».
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа;
практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД).
Виды деятельности обучающихся: КТД «Салют, Победа!». Презентация экскурсии в
выставочном комплексе «Салют, Победа!».
Раздел 5. Моё Оренбуржье (9 ч.)

8

Оренбуржье в годы Великой Отечественной войны. Оренбургские страницы в произведениях
известных писателей. Привези мне цветочек аленький... Роль Оренбуржья в творчестве И. А.
Крылова.Игра «Единство многообразия».
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа;
практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); экскурсии.
Виды деятельности обучающихся: участие в областном дистанционном туре по этнографии
«Родник чистой души», в областной детской этнографической экспедиции «Радуга».
Раздел 6. Я поведу тебя в музей (2 ч.)
Экскурсия в музей истории Оренбурга «Древнейшее прошлое Оренбуржья». Экскурсия
«Жили-были сказки» в ГБУК «Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей».
Формы организации занятий: тематическая интерактивная экскурсия по залу «Поляна
сказок» в экспозиции «Природа Оренбургского края».
Виды деятельности обучающихся:
Раздел 7. Туристические маршруты (3 ч.)
Экскурсия в выставочный комплекс«Салют, Победа!». Экскурсия на проспект Победы в
Оренбурге. Виртуальный тур по музею-заповеднику писателя С.Т. Аксакова.
Формы организации занятий: экскурсия.
Виды деятельности обучающихся: Выставка рисунков «Памятные места Оренбуржья»,
виртуальная экскурсия в музей изобразительного искусства http://omizo.ru/about/tour-aksakov.html
4-й год обучения (4 класс)
Раздел 1. Я и моя семья – (5 ч.)
Вводное занятие. Листая страницы истории семьи. Герб рода.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа;
практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД).
Виды деятельности обучающихся:Рисование на темы: «Герб рода». Совместная презентация
«Листая страницы истории семьи».
Раздел 2. Наша школа – (5 ч.)
Экскурсия «Гордость школы» в школьном музее. Письма ученикам 2000 года (из архива
школьного музея). Выпускники школы № 35.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа;
практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД).
Виды деятельности обучающихся:Выпуск журнала «Они учились в нашей школе!»
Раздел 3. Микрорайон, в котором я живу (5 ч.)
Рассказы о людях, прославивших наш микрорайон. Старожилы и ветераны труда посёлка
Карачи. Передовики производства посёлка Карачи. Спортсмены посёлка Карачи. Учёные посёлка
Карачи.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа;
практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД).
Виды деятельности обучающихся:Игра «Карачинский дворик». Выпуск журнала «Гордость
нашего микрорайона!».
Раздел 4. Родной город Оренбург (5ч.)
Символы города Оренбурга. Памятник оренбургскому казачеству. Поселок Берды.
Памятник А.С. Пушкину и В.И. Далю - одна из достопримечательностей Оренбурга. Доска Почета
муниципального образования город Оренбург.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа;
практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД).
Виды деятельности обучающихся: участие в городском конкурсе «Гербом и флагом России
горжусь!». Презентация экскурсии в выставочном комплексе «Салют, Победа!».
Раздел 5. Моё Оренбуржье (5 ч.)
Символы Оренбуржья. Народно-прикладное творчество в Оренбуржье. Оренбургский
пуховый платок. Народы Оренбургского края. Игра «Единство многообразия».

9

Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа;
практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); экскурсии.
Виды деятельности обучающихся: участие в областном дистанционном туре по этнографии
«Родник чистой души», в областной детской этнографической экспедиции «Радуга».
Раздел 6. Я поведу тебя в музей (6 ч.)
Экскурсия в музей истории Оренбурга «Оренбург в первой половине XIX века». Экскурсия
«Историческая мозаика»в ГБУК «Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей».
Экскурсия «Советская сквозь столетия» в Оренбургском областном музее изобразительных искусств.
Формы организации занятий: тематическая экскурсия по залам музея изобразительных
искусств.
Виды деятельности обучающихся:экскурсия по улице Советской.
Раздел 7. Туристические маршруты (3 ч.)
Экскурсия «Пушкин в Оренбурге». Виртуальный тур по галерее «Оренбургский пуховый
платок» в Оренбургский областной музей изобразительных искусств. Посещение музея-квартиры
Гагариных в Оренбурге.
Формы организации занятий: экскурсия.
Виды деятельности обучающихся: составление совместной презентации «Узоры
Оренбуржья»,
виртуальная
экскурсия
в
музей
изобразительного
искусства
http://omizo.ru/about/orenpuh.html .

Календарно-тематическое планирование
1-й год обучения (1 класс)
№
Тема занятия
Количество часов
п/п
Всего Теория Практика
Раздел 1. Я и моя семья – (5 ч.)
Вводное
занятие. Основные понятия
1
курса «Моё Оренбуржья»
1
1
Профессии
в моей семье
1
1
2
Успехи
и достижения моей семьи
1
1
3
Семейный
архив (выставка старых
2
1
1
4
фотографий, открыток)
Раздел 2. Наша школа (3 ч.)
Экскурсия
по школе
1
1
5
Экскурсия
«Летопись школы» в
1
1
6
школьном музее
Экскурсия
«Пионерские символы» в
1
1
7
школьный краеведческий музей
Раздел 3. Микрорайон, в котором я живу (5 ч.)
Экскурсия
«История посёлка Карачи» в
1
1
8
школьном музее
Экскурсия
на почту
1
1
9
Экскурсия
в аптеку
1
1
10
Экскурсия
в магазин
1
1
11
Экскурсия
в библиотеку
1
1
12
Раздел 4. Родной город Оренбург (8 ч.)
Символ
города Оренбурга: гимн
1
13
Символ
города Оренбурга: герб
1
14
Символ
города Оренбурга: флаг
1
15
Город
1
1
16 - путешественник
Памятники
и памятные места в
1
1
17

10

Дата Дата
по
по
плану факту

Оренбурге
Памятник
А. С. Пушкину в Бердах
1
1
18
Самолет
Ю. А. Гагарина
1
1
19
Театр
1
1
20 кукол
Раздел 5. Моё Оренбуржье (7 ч.)
Символы
Оренбуржья.
3
1
21
Пётр
1
1
22 I и Оренбурский край.
Памятник
Пётр
I
на
Марсовом
поле.
1
1
23
Создатель
Оренбургской губернии - Иван
1
1
24
Неплюев.
Памятник
И.И. Неплюеву.
1
1
25
Раздел 6. Я поведу тебя в музей (2 ч.)
Экскурсия
в музей истории Оренбурга
1
26
«Обзорная экскурсия по музею».
Экскурсия
«Знакомьтесь, Музей!» в
1
27
ГБУК «Оренбургский губернаторский
историко-краеведческий музей».
Раздел 7. Туристические маршруты (3 ч.)
Экскурсия
«Театр кукол в Оренбурге».
1
1
28
Экскурсия
«Памятник Пётр I на
1
1
29
Марсовом поле».
Экскурсия
«Памятник И.И. Неплюеву».
30

2

1
1

1
1

ИТОГО: 33 ч.

№
п/п

Тема занятия

2-й год обучения (2 класс)
Количество часов

Дата Дата
по
по
Всего Теория Практика
плану факту
Раздел 1. Я и моя семья (6 ч.)

Вводное
занятие
1
1
1
1
1

1
1
1
1

Семейные
будни, праздники
2
Традиции
семьи
3
Приметы
и суеверия, дошедшие до
4
наших дней (из рассказов бабушек и
дедушек)
Приметы
и суеверия, дошедшие до
1
1
5
наших дней (из рассказов бабушек и
дедушек)
Раздел 2. Наша школа (4 ч.)
Экскурсия
«Ветераны школы» в
1
1
6
школьном музее
Письменные
принадлежности в
1
1
7
школьном музее
Игры
1
1
8 наших мам и пап
Игры
1
1
9 наших мам и пап
Игры
1
1
10 наших мам и пап
Раздел 3. Микрорайон, в котором я живу (5 ч.)
Знакомство
обучающихся с историей
1
1
11
микрорайона.
Знакомство
обучающихся с историей
1
1
12

11

микрорайона
Экскурсия-прогулка
«Безопасный путь
1
13
домой»
История
улиц микрорайона
1
1
14
История
моей улицы
1
1
15
Раздел 4. Родной город Оренбург (8 ч.)
Символ
города Оренбурга: гимн
1
16
Символ
города Оренбурга: герб
1
17
Символ
города Оренбурга: флаг
1
18
Памятник
В.
П.
Чкалову.
1
1
19
Памятник
первой учительнице.
1
1
20
Монумент
в честь основания города.
1
1
21
Музей
1
1
22 изобразительных искусств в
Оренбурге
Раздел 5. Моё Оренбуржье (7 ч.)
Символы
Оренбуржья
1
1
23
Символы
Оренбуржья
1
24
Символы
Оренбуржья
1
25
Пограничные
крепости в Оренбургской
1
1
26
области
Воплощение
идей царя Петра...
1
1
27
Гостиный
двор
1
1
28
Оренбургский
Караван-сарай
1
1
29
Раздел 6. Я поведу тебя в музей (2 ч.)
Экскурсия
в музей истории Оренбурга
1
30
«История основания Оренбурга»
Экскурсия
«Ребятам о зверятах!» в ГБУК
1
31
«Оренбургский губернаторский
историко-краеведческий музей»
Раздел 7. Туристические маршруты (3 ч.)
Экскурсия
«Ипподром в Оренбурге»
1
32
Экскурсия
к памятникам В. П. Чкалову,
1
33
первой учительнице, к монументу в
честь основания города
Экскурсия
«Оренбург - стартовая
1
34
площадка в космос»
ИТОГО: 34ч.

№
п/п

1

Тема занятия

1

1
1
1

1
1

1
1

1
1

1

3-й год обучения (3 класс)
Количество часов

Дата Дата
по
по
Всего Теория Практика
плану факту
Раздел 1. Я и моя семья (5 ч.)

Вводное занятие
1
1
1
1

1
1

Семейные
реликвии
2
Семейные
реликвии
3
Фольклор
моей семьи (пословицы,
1
4
поговорки, дразнилки, считалки, игры)
Фольклор
моей семьи (пословицы,
1
5
поговорки, дразнилки, считалки, игры)
Раздел 2. Наша школа (6 ч.)

12

1

1

Экскурсия
«Наши традиции» в школьном
1
1
6
музее
Экологические
традиции школы
1
1
7
Экологические
традиции школы
1
1
8
Символы
школы: флаг, герб, гимн
1
1
9
Символы
школы: флаг, герб, гимн
1
1
10
Символы
школы: флаг, герб, гимн
1
1
11
Раздел 3. Микрорайон, в котором я живу (6 ч.)
Национальный
состав населения нашего
1
1
12
микрорайона
Национальный
состав населения нашего
1
1
13
микрорайона
Обычаи,
традиции, праздники,
1
1
14
национальные блюда
Прикладное
искусство нашего
1
1
15
микрорайона (выставки)
Караванный
путь по Зауралью
1
1
16
Меновой
двор в истории нашего посёлка
1
1
17
Раздел 4. Родной город Оренбург (5 ч.)
Символы
города Оренбурга
1
1
18
Символы
города Оренбурга
1
1
19
Памятник
«Дети войны»
1
1
20
Обелиск
в память о погибших в годы
1
1
21
Великой Отечественной войны
Выставочный
комплекс «Салют,
1
1
22
Победа!»
Раздел 5. Моё Оренбуржье (7 ч.)
Оренбуржье
в годы Великой
1
1
23
Отечественной войны
Оренбуржье
в годы Великой
1
1
24
Отечественной войны
Оренбуржье
в годы Великой
1
1
25
Отечественной войны
Оренбургские
страницы в произведениях
1
1
26
известных писателей
Привези
мне цветочек аленький...
1
1
27
Роль
1
1
28 Оренбуржья в творчестве И. А.
Крылова
Игра
1
1
1
29 «Единство многообразия»
Раздел 6. Я поведу тебя в музей (2 ч.)
Экскурсия
в музей истории Оренбурга
1
1
30
«Древнейшее прошлое Оренбуржья»
Экскурсия
«Жили-были сказки» в ГБУК
1
1
31
«Оренбургский губернаторский
историко-краеведческий музей»
Раздел 7. Туристические маршруты (3 ч.)
Экскурсия
в выставочный комплекс
1
1
32
«Салют, Победа!»
Экскурсия
на проспект Победы в
1
1
33
Оренбурге
Виртуальный
тур по музею-заповеднику
1
1
34
писателя С.Т. Аксакова

13

ИТОГО: 34ч.

№
п/п

1

Тема занятия

4-й год обучения (4 класс)
Количество часов

Дата Дата
по
по
Всего Теория Практика
плану факту
Раздел 1. Я и моя семья (5 ч.)

Вводное занятие
1
1
Листая
страницы истории семьи
1
1
2
Листая
страницы истории семьи
1
1
3
Герб
1
1
4 рода
Герб
1
1
5 рода
Раздел 2. Наша школа (5 ч.)
Экскурсия
«Гордость школы» в
1
1
6
школьном музее
Письма
ученикам 2000 года (из архива
1
1
7
школьного музея)
Письма
ученикам 2000 года (из архива
1
1
8
школьного музея)
Выпускники
школы № 35
1
1
9
Выпускники
школы № 35
1
1
10
1
1
11
Раздел 3. Микрорайон, в котором я живу (5 ч.)
Рассказы
о людях, прославивших наш
1
1
12
микрорайон
Старожилы
и ветераны труда посёлка
1
1
13
Карачи
Передовики
производства посёлка Карачи
1
1
14
Спортсмены
посёлка Карачи
1
1
15
Учёные
посёлка Карачи
1
1
16
Раздел 4. Родной город Оренбург (5 ч.)
Символы
города Оренбурга
1
1
17
Символы
города Оренбурга
1
1
18
Памятник
оренбургскому казачеству
1
1
19
Поселок
Берды
1
1
20
Памятник
А.С.
Пушкину
и
В.И.
Далю
1
1
21
одна из
достопримечательностей Оренбурга
Доска
1
1
22 Почета муниципального
образования город Оренбург
Раздел 5. Моё Оренбуржье (5 ч.)
Символы
Оренбуржья
1
1
23
Символы
Оренбуржья
1
1
24
Народно-прикладное
творчество в
1
1
25
Оренбуржье
Оренбургский
пуховый платок
1
1
26
Народы
Оренбургского края
1
1
27
Игра
1
1
28 «Единство многообразия»
Раздел 6. Я поведу тебя в музей (2 ч.)
Экскурсия
в музей истории Оренбурга
1
1
29
«Оренбург в первой половине XIX века»

14

1
Экскурсия
30
«Историческая мозаика»в
ГБУК «Оренбургский губернаторский
историко-краеведческий музей»
Экскурсия
«Советская сквозь столетия» в
31
Оренбургском областном музее
изобразительных искусств
Раздел 7. Туристические маршруты (3 ч.)
Экскурсия
«Пушкин в Оренбурге»
1
32
Виртуальный
тур
по
галерее
1
33
«Оренбургский пуховый платок» в
Оренбургский областной музей
изобразительных искусств
Посещение
музея-квартиры Гагариных в
1
34
Оренбурге
ИТОГО: 34ч.

15

1

1
1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 07.09.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(35335)3-81-12

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».