финансовая грамотность 5-8 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ФИНАНСОВАЯ
ГРАМОТНОСТЬ"
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным
государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на
достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к
познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
 удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной
жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово -грамотного
поведения;
• приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для
решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности
и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой
области;
• воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к
учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет;
• экономические отношения семьи и государства;
• человек и финансовые организации;
• собственный бизнес.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как
математика, история, технология, география, обществознание и литература. Это предполагает конструирование
экономических задач и включение их в курс математики, работу на различных уроках с таблицами, графиками,
диаграммами, содержащими простую финансовую информацию. Эффективным средством формирования
финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги», «Смета подготовки
ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника (школьного, семейного, государственного,
профессионального)» и т. д.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают:
• задачи с элементарными денежными расчётами;
• кейсы по экономике семьи;
• игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией;
• построение графиков и диаграмм;
• мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе.
В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также
навыки поиска, 6 анализа и предоставления информации и публичных выступлений, проектной работы и работы в
малых группах.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–7 классов в
сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 68 часов: 34 часа в 5–6 классах, 34 часа — в 7 классе.
Форма обучения: очная.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Введение в курс «Финансовая грамотность» (4ч.).
Личное финансовое планирование. Личный бюджет. Семейный бюджет. Доходы семейного бюджета. Виды
доходов семейного бюджета. Источники доходов семейного бюджета. Расходы семейного бюджета. Виды расходов
семейного бюджета. Сбережения. Накопления. Дорогие покупки. Бюджетный баланс. Дефицит. Профицит.
Бюджетная дисциплина. Налоговое поведение. Контроль расходов.
Доходы и расходы семьи (15ч.).
Деньги и их виды. Функции денег. Платёжные системы. Национальная платёжная система. Быстрые
платежи. Наличные деньги. Безналичные деньги. Валюты. Российский рубль — национальная валюта. Электронные
деньги. Цифровой рубль. Сущность, причины и виды инфляции. Подушка финансовой безопасности. Благополучие

семьи и финансы. Управление личным временем и финансами. Виды финансовых решений. Альтернативы
финансовых решений. Софинасирование семейных расходов. Стереотипы и потребности. Обмен. Ответственное и
разумное потребление. Осознанное финансовое поведение. Собственность. Имущество и обязательства.
Риски потери денег и имущества, и как человек может от этого защититься (10ч.).
Финансовые риски. Личная ответственность при использовании денег.
Повторение и систематизация учебного материала курса «Финансовой грамотности» 5класса (5 ч.).

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая
грамотность»:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и
участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и
расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование
собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях,
участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных
ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
Познавательные
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах
и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;
• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости
от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;
• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и
расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной
плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне
безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ
обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием; • построение рассуждений-обоснований
(от исходных посылок к суждению и умозаключению);
• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов,
рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам,
проводить расчёты с валютными курсами;
• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое
поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи,
учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные
• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности,
постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в
семье и обществе и существующих возможностей;
• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и
обществе;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для
решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики
семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;
• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.
Коммуникативные
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при
подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении
исследований экономических отношений в семье и обществе;
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной
деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов
сторон;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование,
объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики

семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой
грамотности;
• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических
задач курса «Финансовая грамотность».
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный
бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный
фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и
обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление,
проведение простых финансовых расчётов;
• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников
доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений
инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к
изучению общественных дисциплин.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

1.

2.

Наименование
разделов и тем
программы

Почему важно
развивать свою
финансовую
грамотность.
От чего зависит
благосостояние семьи.

всего

1

Количество часов
контрольные практические
работы
работы

Дата
изучения

Виды
деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Устный и
письменный
контроль

www.7budget.ru

Постановка
учебной
задачи.
Постановка
учебной
задачи.
Постановка
учебной
задачи.

Устный и
письменный
контроль
Устный и
письменный
контроль
Устный и
письменный
контроль

www.7budget.ru

Практикум

Устный и
письменный
контроль
Устный и
письменный
контроль
Устный и
письменный
контроль
Устный и
письменный
контроль
Устный и
письменный
контроль
Устный и
письменный
контроль
Устный и
письменный
контроль
Устный и
письменный
контроль
Устный и
письменный
контроль
Устный и
письменный
контроль
Устный и
письменный
контроль

www.rasxodam.net

Введение в курс «Финансовая грамотность» (4ч.)
Мастерская
портфолио.

1

Учимся оценивать
финансовое поведение
людей
4.
Учимся оценивать
свое финансовое
поведение.
Итого по разделу:

1

5.

Деньги: что это такое.

1

6.

Учебные минипроекты «Деньги».

1

7.

Из чего складываются
доходы семьи.

1

1

Практикум

8.

Учимся считать
семейные доходы.

1

1

Практикум

9.

Исследуем доходы
семьи.

1

Мини
–
исследование.

10.

Учебные минипроекты «Доходы
семьи».
Как появляются
расходы семьи.

1

Защита
проектов.

1

1

Практикум

12.

Учимся считать
семейные расходы.

1

1

Практикум

13.

Исследуем расходы
семьи.

1

Мини
–
исследование.

14.

Учебные минипроекты «Расходы
семьи».
Как сформировать
семейный бюджет.

1

Защита
проектов.

3.

11.

15.

1

www.7budget.ru

http://www.iro.yar.ru

4

1

Доходы и расходы семьи (15ч.)
1

Защита
проектов.

1

Практикум

www.rasxodam.net

www.rasxodam.net

www.rasxodam.net

www.rasxodam.net

www.rasxodam.net

www.rasxodam.net

www.rasxodam.net

www.rasxodam.net

www.rasxodam.net

www.7budget.ru

Ролевая игра
1
Игра.
Устный и
«Семейный совет по
письменный
составлению
контроль
бюджета».
17.
Учебные мини –
1
Защита
Устный и
проекты «Семейный
проектов.
письменный
бюджет».
контроль
18.
Обобщение
1
Контроль
Устный и
результатов изучения
знаний.
письменный
модуля «Доходы и
контроль
расходы семьи».
19.
Презентация
1
Выставка
Устный и
портфолио «Доходы и
портфолио.
письменный
расходы семьи».
контроль
Итого по разделу:
15
Риски потери денег и имущества, и как человек может от этого защититься (10ч.)
20.
Почему возникают
1
1
Практикум.
Устный и
риски потери денег и
письменный
имущества, и как от
контроль
этого защититься.
21.
Что такое страхование
1
1
Практикум.
Устный и
и для чего оно
письменный
необходимо.
контроль
22.
Что и как можно
1
1
Практикум.
Устный и
страховать.
письменный
контроль
23.
Ролевая игра
1
Игра.
Устный и
«Страхование».
письменный
контроль
24.
Исследуем, что
1
МиниУстный и
застраховано в семье и
исследование. письменный
сколько это стоит.
контроль
25.
Как определить
1
1
Практикум.
Устный и
надежность страховых
письменный
компаний.
контроль
26.
Как работает
1
Экскурсия
Устный и
страховая компания.
письменный
контроль
27.
Учебные мини –
1
Защита
Устный и
проекты
проектов.
письменный
«Страхование».
контроль
28.
Обобщение
1
Контроль
Устный и
результатов изучения
знаний.
письменный
модуля «Риски
контроль
потери денег и
имущества, и как
человек может от
этого защититься».
29.
Презентация
1
Выставка
Устный и
портфолио «Риски
портфолио.
письменный
потери денег и
контроль
имущества, и как
человек может от
этого защититься».
Итого по разделу:
10
Повторение и систематизация учебного материала курса «Финансовой грамотности» 5класса
30.
Повторение и
1
Решение
Устный и
систематизация
заданий.
письменный
знаний.
контроль
31.
Повторение и
1
Решение
Устный и
систематизация
заданий.
письменный
знаний.
контроль
32.
Повторение и
1
Решение
Устный и
систематизация
заданий.
письменный
знаний.
контроль
33.
Повторение и
1
Решение
Устный и
систематизация
заданий.
письменный
знаний.
контроль
34.
Итоговый
1
Решение
Устный и
урок. Промежуточная
заданий.
письменный
контроль
аттестация.
Итого по разделу:
5
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
34
10
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
16.

www.7budget.ru

www.rasxodam.net

http://www.iro.yar.ru

вашифинансы.рф

www.ostrahovanie.ru

www.ostrahovanie.ru
www.ostrahovanie.ru
www.ostrahovanie.ru
www.ostrahovanie.ru
www.ostrahovanie.ru
www.ostrahovanie.ru
www.ostrahovanie.ru
http://www.iro.yar.ru

вашифинансы.рф

www.finagram.com

www.finagram.com

www.finagram.com

www.finagram.com

http://www.iro.yar.ru

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение учебного предмета в 6 классе «Финансовая грамотность» направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
предмета.
Личностные результаты
К личностным результатам изучения учебного предмета «Финансовая грамотность» в
основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021)
относятся следующие убеждения и качества:
- сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, школы, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых
форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни
человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию
и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в
гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней). осознание
ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий
и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт
и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать
эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным
состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека. - в сфере трудового воспитания: установка на активное участие в
решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание
важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных
интересов и потребностей.
- в сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической
культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной
сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. в сфере
формирования ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему
научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской
культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской
деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

- в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: освоение
обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей
деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной
среды; способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость
опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределенности, повышать
уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний,
в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том
числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей,
планировать свое развитие; умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным
признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами
понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при
решении задач (далее - оперировать понятиями), а также оперировать терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития; умение анализировать и выявлять
взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учетом влияния
на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий; способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов,
требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты изучения учебного предмета «Финансовая грамотность» в
основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
- владение базовыми логическими действиями: выявлять и характеризовать существенные
признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания
для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учетом предложенной задачи
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты
информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинноследственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием
дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно
выделенных критериев);
владение
базовыми
исследовательскими
действиями: использовать
вопросы
как
исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между
реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое
и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану
опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта
изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на
применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения,
опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах;

- работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске
и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и
заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы
(подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и
систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
1)общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных
текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать
вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других
участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять
результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно
выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в
соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных
материалов;
2)осуществление совместной деятельности: понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь
обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
"мозговые штурмы" и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата
по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать
качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным
участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой. Овладение системой универсальных учебных
коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и
эмоционального интеллекта обучающихся.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
1)владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы: выявлять
проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных
подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации

намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения
новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение;
2)владение приемами самоконтроля: владеть способами самоконтроля, самомотивации и
рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать
контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи,
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения
(недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых
обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
В сфере эмоционального интеллекта: различать, называть и управлять собственными
эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место
другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения
эмоций;
В сфере принятия себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных
навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты
- определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать способы их
достижения;
- осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми (учителем,
членами своей семьи) и сверстниками для достижения целей развития собственной финансовой
грамотности; - выдвигать версии решения проблем экономики семьи, экономических отношений
семьи и общества, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; находить
актуальную финансовую информацию в сети Интернет;
- обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;
- приводить примеры неграмотного финансового поведения и моделировать иные варианты
поведения в аналогичных ситуациях;
- актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой грамотности;
- объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека;
- понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том числе от
уровня образования, профессии, грамотного применения имеющихся финансовых знаний и
навыков;
- обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;
- описывать обязательные знания и умения, необходимые для приобретения финансовой
грамотности.
- поддерживать устойчивый интерес к развитию собственной финансовой грамотности;
- самостоятельно определять цели и способы развития собственной финансовой грамотности в
конкретных жизненных ситуациях;
- оценивать (с участием взрослых) финансовое благосостояние своей семьи;
- оценивать как своѐ финансовое поведение, так и финансовое поведение других людей в решении
повседневных финансовых задач;
- самостоятельно планировать дальнейшее развитие своей финансовой грамотности.
Доходы и расходы семьи
- называть основные источники доходов семьи;
- составлять задачи, требующие денежных расчѐтов;
- считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его сбалансированности;

- объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена;
- описывать свойства предмета, играющего роль денег;
- объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения;
- называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой страны;
- называть регулярные и нерегулярные источники дохода, направления расходов семьи, указывать
их примерную величину с учѐтом региона проживания;
- объяснять, как формируется семейный бюджет; подсчитывать доли расходов на разные товары и
услуги (товары и услуги первой необходимости, товары длительного пользования, товары
текущего потребления);
- подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи;
- объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы семейного
бюджета.
- анализировать и оценивать финансовые последствия для семьи принятых финансовых решений
о расходах;
- понимать, при каких условиях можно одалживать деньги.
Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься
- анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи; - соотносить
вид страхования и его цель;
- рассчитывать стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни, здоровья с помощью
калькулятора на сайте страховой компании;
- находить актуальную информацию о страховых компаниях и их услугах;
- в сфере достижения предметных результатов описывать особые жизненные ситуации, которые
могут приводить к снижению благосостояния семьи;
- объяснять, как сбережение и страхование могут смягчить последствия особых жизненных
ситуаций;
- объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо;
- описывать виды страхования;
- приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость страховки;
- высчитывать долю годовых страховочных выплат в семейном бюджете.
- устанавливать и понимать причинно-следственные связи между особыми жизненными
ситуациями и изменением благосостояния семьи;
- оценивать финансовые преимущества использования страхования для сокращения финансовых
потерь.
№
п/
п

1

1

2

Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности
Сроки проведения урока
Тема урока
Форма
ЭОР
(занятия)
проведени
я
планов скорректированн
ые
ые
2
3
4
5
6
Раздел 1. Введение в курс «Финансовая грамотность» (4 ч.)
Почему
важно
развивать
свою
финансовую
грамотность
От чего
зависит
благосостоян

беседа

Электронный учебник
https://школа.вашифинансы.рф/ind
ex.php

беседа

Электронный учебник
https://школа.вашифинансы.рф/ind
ex.php

3

4

ие семьи
Учимся
деловая
Электронный учебник
оценивать
игра
https://школа.вашифинансы.рф/ind
финансовое
ex.php
поведение
людей
Учимся
деловая
Электронный учебник
оценивать
игра
https://школа.вашифинансы.рф/ind
своѐ
ex.php
финансовое
поведение
Раздел 2. Доходы и расходы семьи (18 ч.)

5

Деньги: что
это такое

беседа

6

Учебные
минипроекты
«Деньги»
Учебные
минипроекты
«Деньги»
Контрольная
работа
Из чего
складываютс
я доходы
семьи
Учимся
считать
семейные
доходы
Исследуем
доходы
семьи
Учебные
минипроекты
«Доходы
семьи»
Учебные
минипроекты
«Доходы
семьи»
Как
появляются
расходы
семьи
Учимся
считать

беседа

7

8

9

10

11

12

13

14

Электронный учебник
https://школа.вашифинансы.рф/ind
ex.php
Электронный учебник
https://школа.вашифинансы.рф/ind
ex.php

беседа

Электронный учебник
https://школа.вашифинансы.рф/ind
ex.php

беседа

Электронный учебник
https://школа.вашифинансы.рф/ind
ex.php

деловая
игра

Электронный учебник
https://школа.вашифинансы.рф/ind
ex.php

деловая
игра

Электронный учебник
https://школа.вашифинансы.рф/ind
ex.php
Электронный учебник
https://школа.вашифинансы.рф/ind
ex.php

деловая
игра

деловая
игра

Электронный учебник
https://школа.вашифинансы.рф/ind
ex.php

презентац
ия

Электронный учебник
https://школа.вашифинансы.рф/ind
ex.php

беседа

Электронный учебник
https://школа.вашифинансы.рф/ind

семейные
ex.php
расходы.
Контрольная
работа
15
Исследуем
беседа
Электронный учебник
расходы
https://школа.вашифинансы.рф/ind
семьи
ex.php
16
Учебные
презентац Электронный учебник
миниия
https://школа.вашифинансы.рф/ind
проекты
ex.php
«Расходы
семьи»
17
Как
беседа
Электронный учебник
сформироват
https://школа.вашифинансы.рф/ind
ь семейный
ex.php
бюджет
18
Ролевая игра
беседа
Электронный учебник
«Семейный
https://школа.вашифинансы.рф/ind
совет по
ex.php
составлению
бюджета»
19
Учебные
презентац Электронный учебник
миниия
https://школа.вашифинансы.рф/ind
проекты
ex.php
«Семейный
бюджет»
20
Учебные
беседа
Электронный учебник
миниhttps://школа.вашифинансы.рф/ind
проекты
ex.php
«Семейный
бюджет»
21
Обобщение
презентац Электронный учебник
результатов
ия
https://школа.вашифинансы.рф/ind
изучения
ex.php
Раздела 2.
Контрольная
работа
22
Презентация беседа
Электронный учебник
портфолио
https://школа.вашифинансы.рф/ind
«Доходы и
ex.php
расходы
семьи»
Раздел 3. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (12 ч.)
23

24

Почему
беседа
возникают
риски потери
денег и
имущества и
как от этого
защититься
Что такое
беседа
страхование

Электронный учебник
https://школа.вашифинансы.рф/ind
ex.php

Электронный учебник
https://школа.вашифинансы.рф/ind

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

и для чего
оно
необходимо
Что и как
можно
страховать
Ролевая игра
«Страховани
е»
Исследуем,
что
застраховано
в семье и
сколько это
стоит
Как
определить
надѐжность
страховых
компаний
Как работает
страховая
компания
Учебные
минипроекты
«Страховани
е»
Учебные
минипроекты
«Страховани
е»
Контрольная
работа по
материалам
Раздела 3.
Обобщение
результатов
изучения
Раздела 3.
Презентация
портфолио
«Риски
потери денег
и имущества
и как человек
может от
этого
защититься»

ex.php
презентац
ия
беседа
беседа

Электронный учебник
https://школа.вашифинансы.рф/ind
ex.php
Электронный учебник
https://школа.вашифинансы.рф/ind
ex.php
Электронный учебник
https://школа.вашифинансы.рф/ind
ex.php

беседа

Электронный учебник
https://школа.вашифинансы.рф/ind
ex.php

беседа

Электронный учебник
https://школа.вашифинансы.рф/ind
ex.php
Электронный учебник
https://школа.вашифинансы.рф/ind
ex.php

беседа

беседа

Электронный учебник
https://школа.вашифинансы.рф/ind
ex.php

беседа

Электронный учебник
https://школа.вашифинансы.рф/ind
ex.php

беседа

Электронный учебник
https://школа.вашифинансы.рф/ind
ex.php

презентац
ия

Электронный учебник
https://школа.вашифинансы.рф/ind
ex.php

№ п/п

Тематическое планирование
7 класс (34 часа)

Название темы
Название раздела (количество часов)
Модуль 1. Доходы и расходы семьи (19 часов)
Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?»
От чего зависит благосостояние семьи
Учимся оценивать финансовое поведение людей
Учимся оценивать свое финансовое поведение
«Деньги: что это такое?». Урок - презентация
Мини – проекты «Деньги».
Из чего складываются доходы семьи.
Учимся считать доходы семьи. Практическая работа.
Исследуем доходы семьи.
Учебные мини-проекты «Доходы семьи».
Как появляются расходы семьи.
Учимся считать семейные расходы. Практическая работа.
Исследуем расходы семьи
Учебные мини-проекты «Расходы семьи»
Как сформировать семейный бюджет. Практическая работа.
Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета»
Учебные мини-проекты «Семейный бюджет»
Обобщение результатов модуля «Доходы и расходы семьи»
Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи»
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься
(9 часов)
Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься. Практическая работа.
Что такое страхование и для чего оно необходимо
Что и как можно страховать.
Ролевая игра «Страхование».
Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит.
Как определить надежность страховых компаний
Как работает страховая компания
Учебные мини-проекты «Страхование»
Обобщение результатов модуля «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититьс
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют(5 часов)
Могут ли люди быть финансово независимыми от государства.
Что такое налоги и почему их надо платить
Какие бывают социальные пособия.
Обобщение результатов модуля «Семья и государство: как они взаимодействуют».
Презентация портфолио «Семья и государство: как они взаимодействуют».

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения курса основ финансовой грамотности в 8классе
включают в себя:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:


сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
 готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:


сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и
государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
 владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их
оценки;
 владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;
 сформированность умения устанавливать причинно – следственные связи между
социальными и финансовыми явлениями и процессами;
 умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать
свои поступки;
 вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать
предлагаемые идеи;
 анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:




владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег,
человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного
бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс – мажор,
страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
владение знанием: структуры денежной массы, структуры доходов населения страны и способов её определения, зависимости уровня благосостояния от структуры
источников доходов семьи, статей семейного и личного бюджета и способов их
корреляции, основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для
физических лиц, возможных норм сбережения, способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации, видов страхования,
видов финансовых рисков, способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач, способов определения курса валют и мест обмена,
способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.

Содержание учебного предмета
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи
Происхождение денег, источники денежных средств семьи, контроль семейных расходов,
построение семейного бюджета. Знать о происхождении денег, источниках денежных
средств семьи. Уметь контролировать семейные расходы. Знать построение семейного
бюджета. Уметь пользоваться дебетовой картой. Определять причины роста инфляции.
Развивать критическое мышление.
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния
Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций, финансовое планирование как способ повышения благосостояния. Знать финансовые
организации. Понимать принцип хранения денег на банковском счёте. Знать способы увеличения семейных доходов. Уметь планировать свои расходы и приумножать свои доходы. Уметь рассчитывать реальный банковский процент, Уметь отличать инвестиции от
сбережений. Уметь анализировать договоры. Искать необходимую информацию на сайтах
банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений.
Раздел 3. Риски в мире денег
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться, риски в мире денег. Знать, как
справляться с особыми жизненными ситуациями с финансовой точки зрения. Уметь
предугадывать риски в мире денег и справляться с ними. Уметь читать договор страхования. Уметь рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию. Уметь пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем
Банки и их роль в жизни семьи. Собственный бизнес. Валюта в современном мире. Понимать устройство банковой системы. Понимать ответственность и рискованность занятия
бизнесом. Уметь читать договор с банком. Уметь рассчитывать банковский процент и
сумму выплат по вкладам. Находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвященных созданию малого бизнеса. Рассчитывать издержки, доход, прибыль. Переводить одну валюту в другую.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют
Налоги и их роль в жизни семьи, пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в
старости. Понимать неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и негативное влияние штрафов на семейный бюджет. Уметь находить актуальную информацию о
пенсионной системе и накоплениях в сети Интернет. Планировать расходы на уплату
налогов.

Тематическое планирование
№
п/п
1.

2.
3.
4.

Раздел

Деньги: что это такое?
Раздел 1.
Управление
денежными
средствами
семьи
(7 часов)
Что может происходить с деньгами и как это влияет
на финансы нашей семьи
Какие бывают источники доходов
От чего зависят личные и семейные доходы

5.
6.
7.
8.
9.

Раздел 3.
Риски в
мире денег
(6 часов)

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

Тема урока

Раздел 4.
Семья и
финансовые организации:
как сотрудничать без
проблем.
(7 часов)

Раздел 5.

Количество часов
1

1
1
1

Как контролировать семейные расходы и зачем это
делать
Что такое семейный бюджет и как его построить
Как оптимизировать семейный бюджет
Проектная работа
Для чего нужны финансовые организации

1

Как увеличить семейные расходы с использованием
финансовых организаций
Для чего нужно осуществлять финансовое планирование
Как осуществлять финансовое планирование на
разных жизненных этапах
Проектная работа
Контрольная работа
ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца
ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы

1

Чем поможет страхование
Какие бывают финансовые риски
Что такое финансовые пирамиды
Проектная работа
Контрольная работа
Что такое банк и чем он может быть вам полезен
Польза и риски банковских карт
Что такое бизнес

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

Человек и
государство: как
они взаимодействуют
(10 часов)
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Как создать свое дело
Что такое валютный рынок и как он устроен
Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте
Проектная работа
Контрольная работа
Что такое налоги и зачем их платить
Какие налоги мы платим
Что такое пенсия и как сделать ее достойной
Контрольная работа
Проектная работа

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 07.09.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(35335)3-81-12

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».