2
Планируемые результаты освоения предмета «Родной русский язык» в 9 классе
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другомучеловеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции); развитие мотивации к
овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми
системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Метапредметным результатом изучения курса является сформированность
универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае
необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из
предложенных, а также искать их самостоятельно;
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта);
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии
оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
Выявлять причины и следствия простых явлений;
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для
указанных логических операций;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик
объекта;
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
4
Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, договариваться друг с другом);
В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения и корректировать его;
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
позиций.
Предметные результаты.
Выпускники научатся:
1)взаимодействовать с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использовать коммуникативно-эстетические возможности родного языка;
4)проводить различные виды анализа слова (фонетического, морфемного,
словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
5) использовать в речевой практике при создании устных и письменных высказываний
стилистические ресурсы лексики и фразеологии родного языка, основные нормы родного
языка
(орфоэпические,
лексические,
грамматические,
орфографические,
пунктуационные),
нормы
речевого
этикета
и
стремиться
к
речевому
самосовершенствованию;
6)осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира
и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
7) воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
8) осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе
изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой
культуры;
Обучающийся получит возможность научиться:
1) систематизировать научные знания о родном языке; осознавать взаимосвязь его
уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и
грамматических категорий родного языка;
2) использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи
грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке
адекватно ситуации и стилю общения;
3) ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
4) аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно
планировать свое досуговое чтение;
5) понимать литературные художественные произведения, отражающие разные
этнокультурные традиции;
6) овладеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового,
публицистического и т.п., уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и
5
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную
в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления.
Содержание программы «Родной русскийязык» 18 ч.
Содержание
Разделы
Язык и культура (2 ч)
Взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и
духовной культуры русского народа;национально-культурная
специфика русского языка; овладение нормами русского
речевого этикета в различных сферах общения, выявление
общего и специфического в языках и культурах русского
народа России, овладение культурой межнационального
общения.
Культура речи (5 ч)
Использование русского языка во всех сферах жизни,
повышение речевой культуры, практическое овладение
культурой речи: навыками сознательного и произвольного
использования норм русского литературного языка для
создания правильной речи и конструирования речевых
высказываний в устной и письменной форме с учётом
требований уместности, точности, логичности, чистоты,
богатства и выразительности; понимание вариантов норм;
развитие потребности обращаться к нормативным словарям
современного
русского
литературного
языка
и
совершенствование умений пользоваться ими.
Речь. Речевая
деятельность. Текст
(11 ч)
Виды речевой деятельности в их взаимосвязи устной и
письменной речи, развитие базовых умений и навыков
использования языка в жизненно важных для школьников
ситуациях общения: умений определять цели коммуникации,
оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные
намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии
коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты
разных
функционально-смысловых
типов,
жанров,
стилистической принадлежности.
Календарно-тематическое планирование
№
урока
Наименование раздела
с указанием часов, тема урока
Язык и культура (2 ч)
Отражение в русском языке культуры и истории
1
русского народа. Роль старославянизмов в развитии
русского литературного языка. Исконно русская лексика.
2
Русский язык как развивающееся явление. Связь
исторического развития языка с историей общества.
Культура речи (5 ч)
Словообразовательные неологизмы и архаизмы в
3
современном русском языке. Иноязычная лексика в
разговорной речи, дисплейных текстах, современной
6
Планируемые
сроки
прохождения
темы
Корректировка
публицистике.
4
Нормы современного русского литературного языка
5
Основные
орфоэпические,
грамматические нормы
6
Речевой этикет в деловом общении. Правила сетевого
этикета
7
Невербальный (несловесный) этикет общения.
лексические
и
Речь. Речевая деятельность. Текст (11 ч)
8
Основные методы, способы и средства получения,
переработки
информации.Эффективные
приёмы
слушания и говорения.
9
Основные методы, способы и средства получения,
переработки
информации.Эффективные
приёмы
слушания и говорения.
10
Основные признаки текста:
информативность, связность.
смысловая
цельность,
11
Основные признаки текста:
информативность, связность.
смысловая
цельность,
12
Функциональные разновидности
речь. Беседа. Спор
языка.
13
Структура
аргументации:
Доказательство и его структура.
тезис,
14
Структура
аргументации:
тезис,
аргумент.
Доказательство и его структура.
Научно-публицистический стиль и его жанры. Научное
сообщение.
Научно-публицистический стиль и его жанры. Научное
сообщение.
Публицистический стиль и его жанры. Эссе.
Публицистический стиль и его жанры. Эссе.
15
16
17
18
7
Разговорная
аргумент.