биология 5 класс

Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на
основеТребований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общегообразования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
основногообщегообразования, а такжеПримерной программы воспитания.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Данная программа по биологии основного общего образования разработана в соответствии
стребованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта
основногообщего образования (ФГОС ООО) и с учётом Примерной основной образовательной
программыосновногообщего образования(ПООПООО).
Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся
иорганизацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе учитываются
возможностипредмета в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и
метапредметнымрезультатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественнонаучных учебныхпредметовна уровне основного общего образования.
В программе определяются основные цели изучения биологии на уровне 5 класса основного
общегообразования, планируемые результаты освоения курса биологии: личностные,
метапредметные,предметные.
ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«БИОЛОГИЯ»
Учебный предмет «Биология» развивает представления о познаваемости живой природы и
методахеё познания, он позволяет сформировать систему научных знаний о живых системах, умения
ихполучать,присваиватьи применятьвжизненных ситуациях.
Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных
принциповчеловеческойдеятельностивприроде,закладываетосновыэкологическойкультуры,здорового
образажизни.
ЦЕЛИИЗУЧЕНИЯУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«БИОЛОГИЯ»
Целямиизучениябиологиинауровнеосновногообщегообразованияявляются:
— формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности
биологическихсистемразного уровняорганизации;
— формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности
организмачеловека,условиях сохраненияего здоровья;
— формирование умений применять методы биологической науки для изучения
биологическихсистем,втом числе и организмачеловека;
— формирование умений использовать информацию о современных достижениях в
областибиологии для объяснения процессов и явлений живой природы и
жизнедеятельностисобственногоорганизма;
— формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности
людей,значениебиологическогоразнообразиядлясохранениябиосферы,последствиядеятельно
стичеловекавприроде;
— формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и
охраныокружающейсреды.
ДостижениецелейобеспечиваетсярешениемследующихЗАДАЧ:

— приобретение знаний обучающимися о живой природе, закономерностях
строения,жизнедеятельностиисредообразующейролиорганизмов;человекекакбиосоциальномсущ
естве;ороли биологическойнауки впрактической деятельностилюдей;
— овладение умениями проводить исследования с использованием
биологическогооборудованияинаблюденияза состояниемсобственногоорганизма;
— освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о
современныхдостиженияхвобластибиологии, еёанализи критическоеоценивание;
— воспитаниебиологическииэкологическиграмотнойличности,готовойксохранениюсобс
твенногоздоровьяи охраныокружающей среды.

МЕСТОУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«БИОЛОГИЯ»ВУЧЕБНОМПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС ООО биология является обязательным предметом на уровне
основногообщего образования. Данная программа предусматривает изучение биологии в 5
классе - 1 час внеделю,всего -34 часа.

СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА
1. Биология—наукаоживойприроде
Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и
др.).Объектыживойинеживойприроды,ихсравнение.Живаяинеживаяприрода—единоецелое.
Биология — система наук о живой природе. Основные разделы биологии (ботаника,
зоология,экология, цитология, анатомия, физиология и др.). Профессии, связанные с биологией:
врач,ветеринар, психолог, агроном, животновод и др. (4—5). Связь биологии с другими
науками(математика, география и др.). Роль биологии в познании окружающего мира и
практическойдеятельностисовременного человека.
Кабинет биологии. Правила поведения и работы в кабинете с биологическими приборами
иинструментами.
Биологические термины, понятия, символы. Источники биологических знаний. Поиск информации
сиспользованиемразличныхисточников(научнопопулярнаялитература,справочники,Интернет).
2. Методыизученияживойприроды
Научные методы изучения живой природы: наблюдение, эксперимент, описание,
измерение,классификация. Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа.
Правила работы сувеличительнымиприборами.
Метод описания в биологии (наглядный, словесный, схематический). Метод
измерения(инструменты измерения). Метод классификации организмов, применение
двойных названийорганизмов.Наблюдениеи эксперименткакведущиеметодыбиологии.
Лабораторныеипрактическиеработы
1. Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки Петри, пробирки,
мензурки.Правилаработы с оборудованиемвшкольном кабинете.
2. Ознакомлениесустройствомлупы,световогомикроскопа,правилаработысними.
3. Ознакомление с растительными и животными клетками: томата и арбуза (натуральные
препараты),инфузориитуфелькиигидры(готовыемикропрепараты)спомощьюлупыисветовогомикроск
опа.
Экскурсиииливидеоэкскурсии
Овладениеметодамиизученияживойприроды—наблюдениемиэкспериментом.
3.Организмы—телаживойприроды
Понятиеоборганизме.Доядерныеиядерныеорганизмы.
Клетка и её открытие. Клеточное строение организмов. Цитология — наука о клетке. Клетка —
наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов. Строение клетки под
световыммикроскопом:клеточнаяоболочка, цитоплазма,ядро.
Одноклеточные
и
многоклеточные
организмы.
Клетки,
ткани,
органы,
системы
органов.Жизнедеятельностьорганизмов.Особенностистроенияипроцессовжизнедеятельностиурасте
ний,
животных,бактерийигрибов.
Свойства организмов: питание, дыхание, выделение, движение, размножение,

развитие,раздражимость,приспособленность. Организм— единоецелое.
Разнообразие организмов и их классификация (таксоны в биологии: царства, типы (отделы),
классы,отряды (порядки), семейства, роды, виды. Бактерии и вирусы как формы жизни. Значение
бактерий ивирусоввприроде и вжизни человека.
Лабораторныеипрактическиеработы
1. Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом (на примере
самостоятельноприготовленногомикропрепарата).
2. Ознакомлениеспринципамисистематикиорганизмов.

3. Наблюдениезапотреблениемводырастением.
4. Организмыисредаобитания
Понятие о среде обитания. Водная, наземновоздушная, почвенная, внутриорганизменная
средыобитания. Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов.
Приспособленияорганизмовксредеобитания. Сезонные изменениявжизни организмов.
Лабораторныеипрактическиеработы
Выявлениеприспособленийорганизмовксредеобитания(наконкретныхпримерах).
Экскурсиииливидеоэкскурсии
Растительныйиживотныймирродногокрая(краеведение).
5. Природныесообщества
Понятие о природном сообществе. Взаимосвязи организмов в природных сообществах.
Пищевыесвязи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания. Производители, потребители
иразрушители органических веществ в природных сообществах. Примеры природных сообществ
(лес,пруд,озеро и др.).
Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ.
Причинынеустойчивостиискусственныхсообществ.Рольискусственныхсообществвжизничелов
ека.
Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природных зон. Ландшафты: природные
икультурные.
Лабораторныеипрактическиеработы
Изучениеискусственныхсообществиихобитателей(напримереаквариумаидр.).
Экскурсиииливидеоэкскурсии
1. Изучениеприродныхсообществ(напримерелеса,озера,пруда,лугаидр.).
2. Изучениесезонныхявленийвжизниприродныхсообществ.
6.Живаяприродаичеловек
Изменениявприродевсвязисразвитиемсельскогохозяйства,производстваиростомчисленностинаселе
ния. Влияние человека на живую природу в ходе истории. Глобальные экологическиепроблемы.
Загрязнение воздушной и водной оболочек Земли, потери почв, их предотвращение.
Путисохранения биологического разнообразия. Охраняемые территории (заповедники,
заказники,национальные парки, памятники природы). Красная книга РФ. Осознание жизни как
великойценности.
Практическиеработы
Проведение акции по уборке мусора в ближайшем лесу, парке, сквере или на
пришкольнойтерритории.

ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования
должнообеспечивать достижение следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательныхрезультатов:
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическоевоспитание:
— отношениекбиологиикаккважнойсоставляющейкультуры,гордостьзавкладроссийскихисоветс
кихучёных вразвитиемировой биологической науки.
Гражданскоевоспитание:
— готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований
ипроектов,стремление квзаимопониманиюи взаимопомощи.
Духовно-нравственноевоспитание:
— готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и
нормэкологическойкультуры;
— пониманиезначимостинравственногоаспектадеятельностичеловекавмедицинеибиологии.
Эстетическоевоспитание:
— пониманиеролибиологиивформированииэстетическойкультурыличности.
Ценностинаучногопознания:
— ориентация на современную систему научных представлений об основных
биологическихзакономерностях,взаимосвязяхчеловекасприродной исоциальнойсредой;
— пониманиеролибиологическойнаукивформированиинаучногомировоззрения;
— развитие научной любознательности, интереса к биологической науке,
навыковисследовательскойдеятельности.
Формированиекультурыздоровья:
— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровоепитание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий
и отдыха,регулярнаяфизическаяактивность);
— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
наркотиков,курение)и иныхформ вредадляфизическогои психическогоздоровья;

алкоголя,

— соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
природнойсреде;
— сформированностьнавыкарефлексии,управлениесобственнымэмоциональнымсостоянием.
Трудовоевоспитание:
— активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города,
края)биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению
профессий,связанныхс биологией.

Экологическоевоспитание:
— ориентациянаприменениебиологическихзнанийприрешениизадачвобластиокружающей

среды;
— осознаниеэкологическихпроблемипутейихрешения;
— готовностькучастиювпрактическойдеятельностиэкологическойнаправленности.
Адаптацияобучающегосякизменяющимсяусловиямсоциальнойиприроднойсреды:
— адекватнаяоценкаизменяющихсяусловий;
— принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на
основаниианализабиологической информации;
— планирование действий в новой ситуации на основании знаний
биологическихзакономерностей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальныепознавательныедействия
Базовыелогическиедействия:
— выявлятьихарактеризоватьсущественныепризнакибиологическихобъектов(явлений);
— устанавливатьсущественныйпризнакклассификациибиологическихобъектов(явлений,пр
оцессов),основаниядляобобщенияисравнения,критериипроводимогоанализа;
— с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия
врассматриваемыхфактахинаблюдениях;предлагатькритериидлявыявлениязакономерностейипро
тиворечий;
— выявлятьдефицитыинформации,данных,необходимыхдлярешенияпоставленнойзадачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и
процессов;делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключенийпоаналогии, формулироватьгипотезы овзаимосвязях;
— самостоятельновыбиратьспособрешенияучебнойбиологическойзадачи(сравниватьнес
колько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельновыделенныхкритериев).
Базовыеисследовательскиедействия:
— использоватьвопросыкакисследовательскийинструментпознания;
— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состояниемситуации,объекта,и самостоятельноустанавливатьискомое иданное;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать
своюпозицию,мнение;
— проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный
биологическийэксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
биологического объекта(процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей
биологических объектовмеждусобой;
— оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения
иэксперимента;

— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённогонаблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводовиобобщений;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их
последствияв аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их
развитии вновыхусловиях и контекстах.
Работасинформацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
биологическойинформацииилиданныхизисточниковсучётомпредложеннойучебнойбиологическ
ойзадачи;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
биологическуюинформациюразличных видовиформ представления;
— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею,версию)вразличных информационных источниках;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрироватьрешаемыезадачинесложнымисхемами,диаграммами,инойграфикойиихкомбинац
иями;
— оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным
учителемилисформулированным самостоятельно;
— запоминатьисистематизироватьбиологическуюинформацию.

Универсальныекоммуникативныедействия
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе
выполненияпрактическихи лабораторных работ;
— выражатьсебя(своюточкузрения)вустныхиписьменныхтекстах;
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать
ираспознаватьпредпосылкиконфликтныхситуацийисмягчатьконфликты,вестипереговоры;
— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и
вкорректнойформе формулироватьсвоивозражения;
— в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
биологическойтемы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и
поддержаниеблагожелательностиобщения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживатьразличиеи сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного биологического опыта
(эксперимента,исследования,проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностейаудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованиемиллюстративныхматериалов.

Совместнаядеятельность(сотрудничество):
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решенииконкретнойбиологической
— проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия
прирешениипоставленной учебной задачи;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению:распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы; уметьобобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения,подчиняться;
— планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтенийи возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды,участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
мозговые штурмы ииные);
— выполнятьсвоючастьработы,достигатькачественногорезультатапосвоемунаправлениюикоорд
инироватьсвои действиясдругими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельносформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с
исходной задачей ивклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности ипроявлятьготовностькпредоставлениюотчёта передгруппой;
— овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая
обеспечиваетсформированностьсоциальныхнавыковиэмоциональногоинтеллектаобучаю
щихся.
Универсальныерегулятивныедействия
Самоорганизация:
— выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях,
используябиологическиезнания;
— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятиерешениявгруппе, принятие решений группой);
— самостоятельносоставлятьалгоритмрешениязадачи(илиегочасть),выбиратьспособрешен
ия учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственныхвозможностей,аргументироватьпредлагаемые вариантырешений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения),корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических
знаний обизучаемомбиологическом объекте;
— делатьвыборибратьответственностьзарешение.

Самоконтроль(рефлексия):
— владетьспособамисамоконтроля,самомотивацииирефлексии;
— даватьадекватнуюоценкуситуацииипредлагатьпланеёизменения;
— учитыватьконтекстипредвидетьтрудности,которыемогутвозникнутьприрешенииучебной

биологическойзадачи,адаптироватьрешениекменяющимсяобстоятельствам;
— объяснятьпричиныдостижения(недостижения)результатовдеятельности,даватьоценкупри
обретённомуопыту,уметьнаходитьпозитивноевпроизошедшей ситуации;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций,установленныхошибок, возникших трудностей;
— оцениватьсоответствиерезультатацелииусловиям.

Эмоциональныйинтеллект:
— различать,называтьиуправлятьсобственнымиэмоциямииэмоциямидругих;
— выявлятьианализироватьпричиныэмоций;
— ставитьсебянаместодругогочеловека,пониматьмотивыинамерениядругого;
— регулироватьспособвыраженияэмоций.

Принятиесебяидругих:
— осознанноотноситьсякдругомучеловеку,егомнению;
— признаватьсвоёправонаошибкуитакоежеправодругого;
— открытостьсебеидругим;
— осознаватьневозможностьконтролироватьвсёвокруг;
— овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая
обеспечиваетформирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности),
и жизненныхнавыковличности(управлениясобой,самодисциплины,устойчивогоповедения).

ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
— характеризовать биологию как науку о живой природе; называть признаки
живого,сравниватьобъекты живой и неживойприроды;
— перечислятьисточникибиологическихзнаний;характеризоватьзначениебиологическихзна
нийдлясовременногочеловека;профессии,связанныесбиологией (4—5);
— приводитьпримерывкладароссийских(втомчислеВ.И.Вернадский,А.Л.Чижевский)изарубе
жных(втомчислеАристотель,Теофраст,Гиппократ)учёныхвразвитиебиологии;
— иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях: питание,
дыхание,транспортвеществ,раздражимость,рост,развитие,движение,размножение;
— применять биологические термины и понятия (в том числе: живые тела, биология,
экология,цитология, анатомия, физиология, биологическая систематика, клетка, ткань, орган,
системаорганов, организм, вирус, движение, питание, фотосинтез, дыхание, выделение,
раздражимость,рост, размножение, развитие, среда обитания, природное сообщество,
искусственное сообщество)всоответствии с поставленнойзадачей и вконтексте;
— различать по внешнему виду (изображениям), схемам и описаниям доядерные и

ядерныеорганизмы; различные биологические объекты: растения, животных, грибы,
лишайники,бактерии;природныеиискусственныесообщества,взаимосвязиорганизмоввприро
дноми

искусственном сообществах; представителей флоры и фауны природных зон Земли;
ландшафтыприродныеи культурные;
— проводить описание организма (растения, животного) по заданному плану;
выделятьсущественные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов,
характеризоватьорганизмы как тела живой природы, перечислять особенности растений,
животных, грибов,лишайников,бактерий и вирусов;
— раскрывать понятие о среде обитания (водной, наземно-воздушной,
почвенной,внутриорганизменной),условиях среды обитания;
— приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов к среде
обитания,взаимосвязиорганизмоввсообществах;
— выделятьотличительныепризнакиприродныхиискусственныхсообществ;
— аргументировать основные правила поведения человека в природе и объяснять
значениеприродоохраннойдеятельностичеловека;анализироватьглобальныеэкологическиепроб
лемы;
— раскрыватьрольбиологиивпрактическойдеятельностичеловека;
— демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями
поматематике,предметовгуманитарногоцикла,различнымивидамиискусства;
— выполнять практические работы (поиск информации с использованием
различныхисточников; описание организма по заданному плану) и лабораторные работы
(работа
смикроскопом;знакомствосразличнымиспособамиизмеренияисравненияживыхобъектов);
— применять методы биологии (наблюдение, описание, классификация,
измерение,эксперимент): проводить наблюдения за организмами, описывать биологические
объекты,процессыиявления;выполнятьбиологическийрисунокиизмерениебиологическихобъек
тов;
— владеть приёмами работы с лупой, световым и цифровым микроскопами при
рассматриваниибиологическихобъектов;
— соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным
оборудованием,химическойпосудойвсоответствиисинструкцияминауроке,вовнеурочнойдеятельн
ости;
— использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу по
биологии,справочныематериалы, ресурсы Интернета;
— создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный
аппаратизучаемогораздела биологии.

ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименованиеразделовитемп
рограммы

Количествочасов

Датаизуч Видыдеятельности
ения

Виды,фо
рмыконт
роля

Электронные(ци
фровые)образова
тельныересурсы

всего

контрольные
работы

практические
работы

1.

Биология—наукаоживойприроде

4

1

0

Ознакомлениесобъектамиизучениябиологии,еёразделами;
Применениебиологическихтерминовипонятий:живыетела,биология,экология,цитология,анато
мия,физиологияидр.;
Раскрытиеролибиологиивпрактическойдеятельностилюдей,значенияразличныхорга
низмоввжизничеловека;
Обсуждениепризнаковживого;
Сравнениеобъектовживойинеживойприроды;
Ознакомлениесправиламиработысбиологическимоборудованиемвкабинете;Обосно
ваниеправилповедениявприроде;

Устныйопрос;
Тестирование;

РЕШ,edsoo

2.

Методыизученияживойприроды

6

0

4

Ознакомлениесметодамибиологическойнауки:наблюдение,эксперимент,классификация,измере Практическая
ниеиописывание;
работа;Экску
Ознакомлениесправиламиработысувеличительнымиприборами;
рсия.;
Проведениеэлементарныхэкспериментовинаблюденийнапримерахрастений(гелиотропизми
геотропизм) и одноклеточных животных (фототаксис и хемотаксис) и др. с
описаниемцелей,выдвижениемгипотез(предположений),полученияновыхфактов;
Описаниеиинтерпретацияданныхсцельюобоснованиявыводов;

РЕШ,edsoo

3.

Организмы—телаживойприроды

7

0

3

Определениеповнешнемувиду(изображениям),схемамиописаниедоядерныхиядерныхорганизм Устныйопрос
ов;
;Практическа
Установлениевзаимосвязеймеждуособенностямистроенияифункциямиклетокитканей,органови яработа;
системорганов;
Аргументированиедоводовоклеткекакединицестроенияижизнедеятельностиорганизмов;Выявл
ение сущности жизненно важных процессов у организмов разных царств:
питание,дыхание,выделение,ихсравнение;
Обоснованиеролираздражимостиклеток;
Сравнениесвойстворганизмов:движения,размножения,развития;Анализп
ричинразнообразияорганизмов;
Классифицированиеорганизмов;
Выявление существенных признаков вирусов: паразитизм, большая
репродуктивнаяспособность,изменчивость;
Исследованиеисравнениерастительных,животныхклетокитканей;

РЕШ,edsoo

4.

Организмыисредаобитания

5

0

2

Раскрытиесущноститерминов:средажизни,факторысреды;
Выявлениесущественныхпризнаковсредобитания:водной,наземновоздушной,почвенной,организменной;
Установлениевзаимосвязеймеждураспространениеморганизмоввразныхсредахобитанияиприсп
особленностьюкним;
Объяснение появления приспособлений к среде обитания: обтекаем ая форма тела,
наличиечешуииплавниковурыб,крепкийкрючковидныйклювиострые,загнутыекогтиухищныхп
тицидр.;
Сравнениевнешнеговидаорганизмовнанатуральныхобъектах,потаблицам,схемам,описаниям;

РЕШ,edsoo

Устныйопрос
;Практическа
яработа;Экск
урсия;

5.

Природныесообщества

7

1

3

Раскрытиесущноститерминов:природноеиискусственноесообщество,цепиисетипитания;Анали Устныйоп
з групп организмов в природных сообществах: производители,
рос;Экскур
потребители,разрушителиорганическихвеществ;
сия;
Выявлениесущественныхпризнаковприродныхсообществорганизмов(лес,пруд,озероит.д.);
Анализискусственногоиприродногосообществ,выявлениеихотличительныхпризнаков;Исследо
вание жизни организмов по сезонам, зависимость сезонных явлений от
факторовнеживойприроды;

РЕШ,edsoo

6.

Живаяприродаичеловек

4

0

1

Анализ и оценивание влияния хозяйственной деятельности людей на
природу;Аргументированиевведениярациональногоприродопользованияиприменениебезотход
ныхтехнологий(утилизацияотходовпроизводстваибытовогомусора);
Определениероличеловекавприроде,зависимостиегоздоровьяотсостоянияокружающейсреды;
Обоснованиеправилповедениячеловекавприроде;

РЕШ,edsoo

2

13

Резервноевремя

1

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВПОП
РОГРАММЕ

34

Устныйопрос
;Практическа
яработа;

ПОУРОЧНОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№ Темаурока
п/п

Количествочасов

Датаизуч Виды,фо
ения
рмыконт
всего контрольные практические
роля
работы
работы

1.

1
Понятиеожизни.Признакиж
ивого
(клеточноестроение,питани
е,дыхание,выделение,рости
др.).
Объекты живой и
неживойприроды,ихсравнение
.Живаяи неживая природаединоецелое.

0

0

Устный
опрос;

2.

1
Биология- система наук
оживой природе.
Основныеразделы биологии(
ботаника,зоология,экология,ц
итология,
анатомия,физиологияидр.).Пр
офессии,связанные с
биологией:врач,ветеринар,
психолог,агроном,животновод
идр.
Связь биологии с
другиминауками(
математика,география и
др). Рольбиологии в
познанииокружающего
мира ипрактической
деятельностисовременного
человека.

1

0

Тестирование;

3.

Кабинет биологии.
Правилаповедения и работы
вкабинете с
биологическимиприборамии
инструментами.

0

0

Устный
опрос;

1

4.

1
Биологические
термины,понятия,символы.Ис
точникибиологических
знаний:наблюдение,
эксперимент итеория.Поиск
информации
сиспользованием
различныхисточников(научно
популярнаялитература,
справочники,Интернет).

0

0

Устный
опрос;

5.

Научные методы
изученияживойприроды:набл
юдение,эксперимент,
описание,измерение,классиф
икация.
Лаб. работа №1
"Изучениелабораторногообор
удования:термометры, весы,
чашкиПетри, мензурки,
пробирки.Правила работы
соборудованием в
школьномкабинете.

1

0

1

Лабораторная
работа;

6.

1
Устройство
увеличительныхприборов:луп
ыимикроскопа.Правила
работы сувеличительными
приборамиЛабработа№2"Озна
комление с устройствомлупы,
светового
микроскопа,правилаработысн
ими.

0

1

Лабораторная
работа;

7.

1
Наблюдение и
эксперименткак ведущие
методыбиологии. Лаб работа
№3 "Ознакомление
срастительными и
животнымиклетками томата
иарбуза(натуральныепрепарат
ы), ифузориитуфельки и
гидры(
готовыемикропрепараты) с
помощьюлупыисветовогомик
роскопа.

0

1

Лабораторная
работа;

8.

Метод описания в
биологии(наглядный,
словесный,схематический).
Экскурсиииливидеоэкскурс
ии:"Овладениеметодами
изучения живойприродынаблюдением
иэкспериментом.

1

0

1

Устныйоп
рос;Экскур
сия;

9.

Методизмерения(инструме
нтыизмерения)

1

0

0

Устный
опрос;

10. Метод
классификацииорганизм
ов,применениедвойных
названийорганизмов.

1

0

0

Устный
опрос;

11. Понятие
о
организме.Доядерны
е
и
ядерныеорганизмы.

1

0

0

Устный
опрос;

12. Клетка и её
открытие.Цитология- наука
о клетке.Лаб. работа №4"
Изучениеклеток кожицы
чешуи
лукаподлупойимикроскопом
(напримере
самостоятельноприготовлен
ногомикропрепарата).

1

0

1

Лабораторная
работа;

13. Клетканаименьшаяединицастроени
я. Строение клеткипод
световым
микроскопом:клеточная
оболочка,цитоплазма, ядро
ижизнедеятельностьорганиз
мов.

1

0

0

Устный
опрос;

14. Одноклеточные
имногоклеточныеорганиз
мы.Клетки,ткани,органы,
системыорганов.

1

0

0

Устный
опрос;

15. Жизнедеятельностьорганизмо 1
в. Особенностистроения и
процессовжизнедеятельности
урастений,животных,бактерий
и грибов. Лаб работа
№5"Наблюдение за
потреблениемводырастением"

0

1

Лабораторная
работа;

16. Свойства
организмов:питание,дыхание
,выделение,движение,размно
жение,развитие,
раздражимость,приспособле
нность.
Организм-единоецелое.

0

0

Устный
опрос;

1

17. Разнообразиеорганизмовиихк
лассификация(таксоны
вбиологии:
царства,типы(отделы),
классы,отряды( порядки),
семейства,роды,виды.Бактери
иивирусыкакформыжизни.
Значениебактерийивирусоввп
риродеидлячеловека.Лаб.рабо
та №6"Ознакомление
спринципами
систематикиорганизмов".

1

0

1

Лабораторная
работа;

18. Понятие о среде
1
обитания.Водная, наземновоздушная,почвенная,внутрио
рганизменная
средаобитания.Представители
средобитания. Особенности
средобитанияорганизмов.

0

0

Устный
опрос;

19. Понятие о среде
1
обитания.Водная, наземновоздушная,почвенная,внутрио
рганизменная
средаобитания.Представителис
редобитания. Особенности
средобитанияорганизмов.

0

0

Устный
опрос;

20. Понятие о среде
1
обитания.Водная, наземновоздушная,почвенная,внутрио
рганизменная
средаобитания.Представители
средобитания. Особенности
средобитанияорганизмов.

0

0

Устный
опрос;

21. Приспособлениеорганизмовкс 1
редеобитания.Лаб.работа
№7"Выявлениеприспособлен
ийорганизмовкокружающей
средеобитания(на
конкретныхпримерах).

0

1

Лабораторная
работа;

22. Сезонные изменения в
1
жизниорганизмов. Экскурсии
иливидеоэкскурсии"Раститель
ныйи животный мир
родногокрая(краеведение).

0

1

Экскурсия;

23. Понятие о природном сообществе. 1

0

0

Устный опрос

24.

1

0

1

Экскурсия;

1

0

0

Устный опрос

1

0

1

Экскурсия;

1

0

0

Устный опрос

1

0

0

Устный опрос

1

0

0

Устный опрос

1

0

0

Устный опрос

1

1

0

тестирование

1

0

1

Практическая
работа

1

0

0

Устный опрос

1

0

0

Устный опрос

25.
26.

27.

28.
29.
30.

31.

32.

33.

34.

Взаимосвязи организмов в
природных сообществах
Пищевые связи в
сообществах.Пищевые звенья,
цепи и сети питания. Экскурсия
или видеоэкскурсия «Изучение
природных сообществ»
Производители, потребители и
разрушители органических
веществ в природных сообществах
Примеры природных
сообществ(лес, пруд, озеро и др.)
Экскурсия или видеоэкскурсия
«Изучение сезонных явлений и
жизни природных сообществ»
Искусственные сообщества, их
отличительные признаки от
природных сообществ. Причины
неустойчивости искусственных
сообществ. Роль искусственных
сообществ в жизни человека. Лаб
работа ;8 «Изучение
искусственных сообществ и их
обитателей»
Природные зоны Земли, их
обитатели. Флора и фауна
природных зон
Ландшафты: природные и
культурные
Изменение в природе в связи с
развитием сельского хозяйства,
производства и ростом
численности населения
Влияние человека на живую
природу с ходом истории.
Глобальные экономические
проблемы
Загрязнение водной и воздушной
оболочек Земли, потери почв, их
предотвращение. Практическая
работа «Проведение акции по
уборке мусора в ближайшем
парке, сквере или пришкольной
территории».
Пути сокращения биологического
разнообразия. Охраняемые
территории (заповедники,
заказники, национальные парки,
памятники природы)
Красная книга РФ. Осознание
жизни как великой ценности

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧАСОВ
ПОПРОГРАММЕ

34

2

13

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧЕНИКА
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.; под редакцией Пономаревой И.Н. Биология,
5класс/ Общество с ограниченной ответственностью «Издательский центр ВЕНТАНАГРАФ»;Акционерноеобщество «ИздательствоПросвещение»;
Введитесвойвариант:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 07.09.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(35335)3-81-12

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».