Пояснительная записка
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5—9 классов л и н и и «Полярная звезда» под редакцией профессора
А. И. Алексеева.
Рабочая программа по географии (Просвещение, 2019 г) составлена на основе:
• фундаментального ядра содержания общего образования;
• требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном
государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
• примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;
• программы развития и формирования универсальных учебных действий;
• программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании
основных видов учебной деятельности обучающихся.
Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География — предмет,
содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного
знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:
- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с
особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных территориальных систем, формирующихся и
развивающихся по определённым законам;умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и
т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
- умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как
основными ценностями географии;
- предпрофильной ориентации.
Учебное содержание курса географии в линии «Полярная звезда» сконструировано по блокам, в которых комплексно изучаются: 5 по 7 класс
география планеты, с 8 по 9 класс — география России. Учебники для 8 и 9 классов посвящены изучению России, поэтому их содержание —
центральное в системе географического образования, выполняющее, наряду с обучающей и воспитывающей, и идеологическую роль. Главная цель
— формирование географического образа своей Родины во всём его многообразии и целостности, и показ взаимосвязи трёх основных компонентов
— природы, населения, хозяйства. В 8 классе даётся общий обзор, а в 9 классе изучаются географические районы.
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения 280 ч, из них по 70 ч в 8 классе –
2 ч в неделю (из них 10 ч - резервное время).
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс
«Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является
пропедевтическим. В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географически х
закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в
системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и
этических принципов и норм поведения. Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного
развития:
1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое
и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края,
общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга
перед Родиной;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также
социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных
предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых воспитательных интересов;
4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособия ми,
книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
5) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
6) освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному
статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном
самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и э кономических особенностей;
7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видах деятельности;
9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
10) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
11) осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
12) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия пародов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные
способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению
учебных и познавательных задач;
3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать,
структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию,
формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
4) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и
действия одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои
возможности достижения цели определённой сложности;
5) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие
цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
6) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств информационнокоммуникационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и
познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространённые инстру менты и
технические средства информационных технологий;
7) умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовом информации, компакт-диски учебного назначения,
ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы
информационной избирательности, этики;
8) умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем,
прогнозирования и др.;
9) умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке
общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию
и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе уч ёта
интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
10) умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина,
ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте
научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны
окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего
места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
4) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в
пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
5) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и
качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
6) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного
общения;
7) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
8) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки
различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории
проживания;
9)
создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как
профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Содержание курса географии, 9 класс
Раздел 8 . Хозяйство России
Особенности хозяйства России. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их
формирования и развития. Экономикогеографическое положение России как фактор развития её хозяйства. Анализ экономических карт для
определения типов территориальной структуры хозяйства.
Производственный капитал. Понятие производственного капитала. Распределение производственного капитала по территории
страны. Общие особенности географии хозяйства России: основная зона хозяйственного освоения и зона Севера, их особенности и проблемы.
Условия и факторы размещения предприятий. Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность:
география основных современных и перспективных районов добычи, систем трубопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их
особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. ТЭК и охрана окружающей среды. Составление характеристики одного
из нефтяных и угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География
важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды. Определение главных районов размещения
отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.
Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Чёрная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий. География
металлургии чёрных, лёгких и тяжёлых цветных металлов: основные районы и центры. Металлургия и охрана окружающей среды.
Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших
отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей:
основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.
Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве,
отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство:
география основных отраслей. Определение по картам и эколого-климатическим показателям основных районов выращивания зерновых и
технических культур, главных районов животноводства.
Сельское хозяйство и охрана окружающей среды. Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы
размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Пищевая промышленность и охрана окружающей
среды. Лёгкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей:
основные районы и центры. Лёгкая промышленность и охрана окружающей среды.
Сфера услуг (инфраструктурный комплекс). Состав, место и значение в хозяйстве. Транспорт и связь. Состав, место и значение в
хозяйстве. География отдельных видов транспорта и связи: основные транспортные пути и линии связи, крупнейшие транспортные уз лы.
Транспорт и охрана окружающей среды. География науки. Состав, место и значение в хозяйстве, основные районы, центры, города науки.
Социальная сфера: географические различия в уровне развития и качестве жизни населения.
Разде л 9 . Регионы России
Природно-хозяйственное районирование России. Принципы и виды природно-хозяйственного районирования страны. Анализ
разных видов районирования России.
Крупные регионы и районы России.
Регионы России: Западный и Восточный.
Районы России: Европейский Север, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь,
Дальний Восток.
Характеристика регионов и районов. Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь
населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города.
Качество жизни населения.Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей
хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических
проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия. Сравнение географического положения регионов и районов, его
влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимодей ствия природы и человека на примере одной из территорий региона.
Раздел 10 . Россия в современном мире
Россия в системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты Всемирного
природного и культурного наследия России.
Учебно-тематический план по географии 9 класс
№ п/п
Наименование разделов
(модулей, блоков, тем)
Тема 1. Хозяйство России
Тема 2.Регионы России
Тема 3. Азиатская Россия
Тема 4. Россия в
современном мире
Готовимся к экзамену
ИТОГО:
1.
2.
3.
4.
5
Всего часов
практические работы
21
28
11
4
4
68
В том числе:
Самостоятельные
работы
1
Контрольные работы (указать
вид контроля)
1 (зачёт)
1
1 (зачёт)
1
1
1
5
3
5
2
10
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№ №
п
/
п
1
уро
ка
в
тем
е
1
Дата
п фа
л
кт
а
н
Тема
урока
Характеристика деятельности обучения
Планируемые результаты
предметные
метапредметные
личностные
Тема 1. Хозяйство России (21 ч)
Развитие
хозяйства
Анализировать схемы отраслевой и функциональной структуры хозяйства России, определять их различия. Формулировать черты сходства и отличия отраслевой и функциональной
структуры хозяйства России от отраслевой и
функциональной структуры хозяйства экономически развитых и развивающихся стран
мира. Выделять типы территориальной структуры хозяйства России на основе анализа экономических карт. Выявлять значение человеческого капитала как основного фактора развития
формирование
представлений и
знаний о природноресурсном,
человеческом и
производственном
капитале, об
отраслевой,
функциональной и
территориальной
структуре
формирование умений: 1)
анализировать схемы и
таблицы учебника, делать
самостоятельные выводы;
2) высказывать своё
мнение и аргументировать
свою позицию; 3) работать
с текстом; 4) включаться в
обсуждение проблем
необходимости развития
хозяйства России.
осознание
необходимости
динамичного
развития
экономики.
общества
2
2
Особенно
сти
экономик
и России
Выделять особенности национальной экономики
России. Выделять особенности, структуру и
циклы в развитии хозяйства своего региона.
Прогнозировать развитие экономики своего края
(региона)
3
3
Учимся с
«Полярно
й
звездой»
(1)
Подбирать и систематизировать информацию по
предложенным темам. Устанавливать причинноследственные связи. Организовывать учебное
сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками: определять цели,
распределять функции и роли участников,
взаимодействие и общие способы работы.
Оценивать результат, подводить итоги.
хозяйства, о
секторах
экономики и
«циклах
Кондратьева».
формирование
представлений и
знаний об уровне
экономического
развития страны,
об особенностях
российской
экономики и этапах
её развития, о перспективах развития
экономики России
формирование
представлений о
российском
наследии
формирование умений: 1)
принимать участие в
дискуссии; 2)
прогнозировать
особенности развития
экономики страны и своего
края; 3) выдвигать
гипотезы и обосновывать
их; 4) работать в группе
формирование умений: 1)
планировать свою
деятельность; 2) подбирать
и систематизировать
информацию по
предложенным темам; 3)
организовывать учебное
сотрудничество и
совместную деятельность с
учителем и сверстниками:
определять цели,
распределять функции и
роли участников,
взаимодействие и общие
способы работы; 4)
формулировать,
аргументировать и
отстаивать своё мнение; 5)
при работе в паре или
группе обмениваться с
партнёром важной
информацией, участвовать
в обсуждении; 6) оценивать
осознание
необходимости
прорыва в развитии
экономики
страны,
собственного
личностного роста и получения
качественного
образования для
будущего
России
формирование
коммуникативно
й компетентности во
взаимодействии
со сверстниками
при создании
собственного
проектного
продукта
4
4
Топливно
энергетич
еский
комплекс.
Угольная
промышл
енность
Выявлять состав топливно-энергетического
комплекса с объяснением функций его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними. Устанавливать экономические следствия концентрации топливных ресурсов на востоке страны, а
основных потребителей — на западе. Высказывать мнение о воздействии ТЭК на состояние
окружающей среды и мерах по её охране.
Проводить сопоставительный анализ величины
добычи угля в основных угольных бассейнах на
основе статистических материалов и карт.
Составлять характеристику одного из угольных
бассейнов по картам и статистическим материалам. Наносить на контурную карту основные
районы добычи угля
5
5
Нефтяная
промышл
енность
Наносить на контурную карту основные месторождения нефти. Сопоставлять карту нефтяной
промышленности с картой плотности населения,
формулировать выводы. Составлять характеристику одного из нефтяных бассейнов
(месторождений) по картам и статистическим
материалам. Систематизировать знания об экологических проблемах нефтяной промышленности в виде таблицы
результат, подводить
итоги; 7) применять
информационные
технологии для создания
доклада
формирование
формирование умений: 1)
знаний о топливно- обсуждать проблемы ТЭК
энергетическом
и угольной
комплексе России и промышленности; 2)
угольной
извлекать информацию из
промышленности
различных источников; 3)
как базовой
прогнозировать пути
отрасли российской развития ТЭК и угольной
экономики
промышленности; 4) создавать схемы; 5)
анализировать таблицы и
рисунки, делать выводы
формирование
знаний о нефтяной
промышленности
как базовой
отрасли экономики
России
формирование умений: 1)
обсуждать проблемы
нефтяной
промышленности; 2)
строить логическое
рассуждение и делать
выводы; 3) составлять таблицы; 4) участвовать в
дискуссии
осознание роли
ТЭК и угольной
промышленности для
развития
экономики
России;
формирование
экологического
мышления на
основе
выявления
влияния
угольной
промышленност
и на состояние
окружающей
среды
осознание
значения
нефтяной
промышленности в
хозяйстве
страны;
формирование
экологического
мышления на
основе
выявления
влияния
нефтяной
промышленност
и на состояние
окружающей
среды
6
6
Газовая
промышл
енность
Наносить на контурную карту основные разрабатываемые месторождения газа. Сопоставлять карту газовой промышленности с картой
плотности населения, формулировать выводы.
Составлять характеристику одного из газовых
месторождений по картам и статистическим
материалам. Систематизировать знания об экологических проблемах газовой промышленности
в таблице.
формирование
знаний о газовой
промышленности
как базовой
отрасли экономики
России
формирование умений: 1)
сопоставлять и
анализировать
информацию; 2) принимать
участие в обсуждении; 3)
работать в группе; 4)
составлять обобщающие
таблицы; 5) работать с
кейсом
7
7
Электроэ
нергетика
Составлять структурные схемы электроэнергетики и типов электростанций. Составлять и
анализировать таблицу «Различия типов электростанций по особенностям эксплуатации (преимущества, недостатки), строительства, воздействию на окружающую среду, стоимости электроэнергии». Выявлять причинно-следственные
связи в размещении гидроэнергетических
ресурсов и географии ГЭС. Высказывать мнение
о существовании или об отсутствии зависимости
величины потребления электроэнергии от
уровня социально-экономического развития
страны. Аргументировать необходимость
экономии электроэнергии. Подготавливать и обсуждать презентации о выборе места для строительства электростанции с учётом факторов,
влияющих на размещение (на примере ГЭС).
Уметь применять схемы для объяснения последовательности процессов и явлений. Искать и
отбирать информацию, использовать средства
информационных технологий.
Чёрная
Сопоставлять по картам географию месторождеметаллург ний железных руд и каменного угля с размещеия
нием крупнейших центров чёрной металлургии.
Формулировать главные факторы размещения
предприятий чёрной металлургии. Приводить
формирование
знаний об
электроэнергетике
как базовой
отрасли экономики
России
формирование умений: 1)
определять понятия; 2)
составлять структурные
схемы; 3) подготавливать и
обсуждать презентации о
выборе места для
строительства
электростанции с учётом
факторов, влияющих на
размещение (на примере
ГЭС); 4) анализировать
диаграммы; 5) искать и
отбирать информацию об
электростанциях; 6)
использовать средства
информационных технологий; 7) участвовать в
дискуссии; 8)
аргументированно
отстаивать своё мнение
8
8
формирование
знаний и
представлений о
чёрной
металлургии и её
формирование умений: 1)
анализировать диаграммы
и схемы; 2) вступать в
диалог, обсуждать
проблемы чёрной
формирование
экологического
мышления на
основе
выявления
влияния газовой
промышленност
и на состояние
окружающей
среды;
осознание
значения газовой
промышленност
и в экономике
России
формирование
экологического
мышления на
основе
выявления
влияния
электроэнергети
ки на состояние
окружающей
среды;
осознание
необходимости
экономии
электроэнергии
формирование
экологического
мышления на
основе
выявления
примеры (с использованием карт атласа) различных вариантов размещения предприятий чёрной
металлургии. Наносить на контурную карту
главные металлургические районы и центры.
9
9
1
0
10
1
1
11
Цветная
Сопоставлять по картам географию месторожметаллург дений цветных металлов с размещением крупия
нейших центров цветной металлургии. Выявлять
главную закономерность в размещении
предприятий цветной металлургии тяжёлых металлов. Сопоставлять карты «Цветная металлургия» и «Электроэнергетика», устанавливать
главный фактор размещения крупнейших центров алюминиевого производства. Подготавливать и обсуждать презентации об использовании
цветных металлов в хозяйстве и о причинах
возрастания потребности в них.
Машинос Формулировать причины решающего воздейтроение
ствия машиностроения на общий уровень развития страны. Составлять схему связей
автомобильного завода с другими
предприятиями. Анализировать карту основных
центров автомобилестроения. Выявлять по
картам главные районы размещения отраслей
трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения;
районы, производящие наибольшую часть
машиностроительной продукции; районы с
наиболее высокой долей машиностроения в
промышленности.
Химическ
ая
промышл
енность
Выявлять роль химической промышленности и
её важнейших отраслей в хозяйстве страны.
Приводить примеры изделий химического производства и называть отрасль, её изготовившую.
Определять по карте основные районы и центры
химической промышленности, развивающиеся
на собственном и ввозимом сырье.
Анализировать карту основных центров произ-
значении в
хозяйстве страны,
типах предприятий
чёрной
металлургии
формирование
знаний о цветной
металлургии и её
значении в
хозяйстве страны
металлургии
формирование
знаний о
машиностроении и
его роли в
экономике России
формирование умений: 1)
работать с текстом,
картами и схемами; 2)
проводить сопоставительный анализ учебных
материалов — текста, карт,
схем;
находить необходимую
информацию в СМИ; 4)
участвовать в обсуждении,
высказывать своё мнение
формирование
знаний о
химической промышленности и её
роли в экономике
России
формирование умений: 1)
работать с текстом и
иллюстративным
материалом; 2) создавать
таблицы; 3) анализировать
диаграммы и делать
выводы;
подготавливать эссе и
формирование умений: 1)
подготавливать и
обсуждать презентации об
использовании цветных
металлов в хозяйстве и о
причинах возрастания потребности в них; 2)
работать в группе; 3)
включаться в диалог,
обсуждать проблемы
цветной металлургии
влияния чёрной
металлургии на
состояние
окружающей
среды
формирование
экологического
мышления на
основе
выявления
влияния цветной
металлургии на
состояние
окружающей
среды
развитие
морального
сознания и
компетентности
в решении
проблем
отечественного
машиностроения; осознание
роли
машиностроения
в экономике
страны и
необходимости
его
модернизации
формирование
экологического
мышления
посредством
выявления
влияния
химической
промышлен-
1
2
12
Лесопром
ышленны
й
комплекс
1
3
13
Сельское
хозяйство
.
Растениев
одство
1
4
14
Сельское
хозяйство
.
Животнов
одство
водства минеральных удобрений. Наносить на
контурную карту основные центры химической
промышленности. Приводить примеры негативного влияния на природу и здоровье человека
химических производств.
Выявлять направления использования древесины в хозяйстве, её главных потребителей.
Определять по картам географическое положение основных районов лесозаготовок и
лесопромышленных комплексов с обоснованием
принципов их размещения. Выявлять роль
потребительского и экологического факторов в
размещении предприятий лесной промышленности. Высказывать мнение о проблемах и задачах
развития лесной промышленности. Искать и
отбирать информацию, использовать средства
информационных технологий.
Анализировать схему «Отрасли сельского хозяйства». Проводить сравнительный анализ земельных ресурсов и сельскохозяйственных угодий
России с земельными ресурсами и сельскохозяйственными угодьями других стран (регионов),
комментировать полученные результаты.
Формулировать существенные черты отличия
сельского хозяйства от других отраслей
экономики. Характеризовать отрасль
растениеводства по плану. Определять по
картам и эколого-климатическим показателям
основные районы выращивания зерновых и
технических культур. Выяснять особенности
сельского хозяйства своего региона.
Определять по картам и эколого-климатическим
показателям основные район животноводства.
Наносить на контурную карту основные животноводческие районы. Выяснять специализацию
животноводства своего региона и перспективы
его развития. Сравнивать показатели сельскохозяйственного производства России и некоторых стран мира, формулировать выводы.
сообщения о влиянии
химической
промышленности на
окружающую среду
ности на
окружающую
среду и здоровье
человека
формирование
знаний о
лесопромышленном комплексе
страны как
важнейшей отрасли
экономики
формирование умений: 1)
работать в группе; 2) в
процессе групповой работы
обсуждать с партнёром
проблемы
лесопромышленного
комплекса; 3) работать с
текстом и иллюстрациями
учебника; 4) подготавливать презентации об охране
лесов России
формирование
знаний о сельском
хозяйстве России и
его основных
отраслях
формирование умений: 1)
осуществлять поиск
необходимой учебной
информации; 2) использовать средства
информационных
технологий; 3) работать в
группе; 4) вступать в
диалог, вести дискуссию
формирование
знаний о сельском
хозяйстве России и
его основных
отраслях
формирование умений: 1)
обобщать материал и
делать самостоятельные
выводы; 2) осуществлять
поиск информации в
Интернете; 3)
анализировать и оценивать
информацию для
получения новых знаний и
формирование
экологического
мышления
посредством
выявления
влияния
предприятий
лесопромышленного
комплекса на
окружающую
среду
формирование
экологического
мышления
посредством
выявления
влияния
сельскохозяйств
енного
производства на
окружающую
среду; осознание
роли сельского
хозяйства в
экономике
страны
формирование
экологического
мышления
посредством
выявления
влияния
сельскохозяйств
енного
производства на
умений; 4) создавать
таблицы
1
5
15
Учимся с
«Полярно
й
звездой»
(2)
1
6
16
Транспор
тная
инфрастр
уктура (1)
Планировать последовательность и способ действий. Осуществлять смысловое чтение. Строить
логическое рассуждение и устанавливать связи и
обобщения, используя текст, схемы, карты.
Анализировать схему «Структура АПК».
Выявлять и объяснять значение каждого звена
АПК, их взаимосвязь. Устанавливать долю
пищевой и лёгкой промышленности в общем
объёме промышленного производства на основе
статистических данных. Высказывать мнение о
причинах недостаточной обеспеченности
населения отечественной продукцией пищевой и
лёгкой промышленности и их
неконкурентоспособности. Выявлять на основе
анализа карт основные районы и центры
развития пищевой и лёгкой промышленности на
окружающую среду.
Анализировать схему инфраструктурного комплекса. Сравнивать различные виды транспорта
по ряду показателей (скорость, себестоимость,
грузооборот, пассажирооборот, зависимость от
погодных условий, степень воздействия на
окружающую среду) на основе анализа статистических данных. Выявлять преимущества и
недостатки железнодорожного и автомобильного транспорта. Устанавливать по картам причины ведущей роли железнодорожного транспорта в России. Определять по статистическим
данным долю железнодорожного и автомобильного транспорта в транспортной работе. Наносить на контурную карту главные железнодорожные магистрали России.
формирование
представлений и
знаний об
агропромышленно
м комплексе (АПК)
страны и проблемах, которые он
решает
формирование умений: 1)
планировать
последовательность и
способ действий; 2)
осуществлять смысловое
чтение; 3) строить
логическое рассуждение и
делать выводы; 4)
устанавливать связи; 5)
работать с текстом,
схемами, картами; 6) при
работе в паре или группе
обмениваться с партнёром
важной информацией,
участвовать в обсуждении
формирование
знаний о
транспортной
инфраструктуре
России, основных
видах транспорта
формирование умений: 1)
определять понятия; 2)
работать с текстом,
схемами; 3) давать
характеристику транспорта
по плану; 4) осуществлять
поиск учебной
информации; 5) вступать в
дискуссию; 6) работать
индивидуально и в группе;
7) использовать средства
информационных
технологий
окружающую
среду; осознание
роли сельского
хозяйства в
экономике
страны
формирование
познавательной
и информационной
культуры в
процессе
самостоятельной
работы
осознание
значения
транспорта для
хозяйства
страны и
жизнедеятельнос
ти человека;
формирование
экологического
мышления
посредством
выявления
влияния
различных видов
транспорта на
состояние
окружающей
среды;
1
7
17
Транспор
тная
инфрастр
уктура (2)
Выявлять преимущества и недостатки речного и
морского транспорта. Устанавливать по картам
роль отдельных речных и морских бассейнов в
работе транспорта. Определять по статистическим данным долю речного и морского
транспорта в транспортной работе. Определять
по материалам учебника преимущества и недостатки авиационного транспорта. Определять по
статистическим данным долю авиационного
транспорта в транспортной работе. Составлять
характеристику одного из видов транспорта (по
выбору)
формирование
знаний о
транспортной
инфраструктуре
России, основных
видах транспорта
1
8
18
Социальн
ая
инфрастр
уктура
Устанавливать долю сферы услуг в экономике
России. Оценивать степень её развития.
Составлять и анализировать таблицу «Состав
сферы услуг». Уметь применять схемы для объяснения последовательности процессов и явлений. Искать и отбирать информацию, использовать средства информационных технологий.
формирование
знаний о
социальной инфраструктуре как
части
инфраструктурного
комплекса, о
составе сферы
услуг и её роли в
жизни общества
1
9
19
Учимся с
«Полярно
й
Планировать последовательность и способ действий. Строить логическое рассуждение и устанавливать связи и обобщения, используя карты.
формирование
знаний о
предприятиях
формирование
правил
поведения на
транспорте
формирование умений: 1)
осознание
работать с текстом,
значения
схемами, кейсом; 2) давать транспорта для
характеристику транспорта хозяйства
по плану; 3) осуществлять
страны и
поиск учебной инжизнедеятельнос
формации; 4) вступать в
ти человека;
дискуссию; 5) работать
формирование
индивидуально и в группе; экологического
6) использовать средства
мышления
информационных
посредством
технологий
выявления
влияния
различных видов
транспорта на
состояние окружающей среды;
формирование
правил
поведения на
транспорте
формирование умений: 1)
освоение
осуществлять поиск и
социальных
отбор учебной
норм, правил поинформации; 2)
ведения в
использовать средства
социальной
информационных
жизни;
технологий; 3) высказывать формирование
свою позицию о развитии
коммуникасферы услуг в России и
тивной
своём регионе; 4) работать компетентности
в группе
в
сотрудничестве
со сверстниками
формирование умений: 1)
формирование
планировать
коммуникативно
последовательность и
й компе-
звездой»
(3)
Оценивать степень доступности сферы услуг
своего района. Систематизировать знания о
сфере услуг своего района в таблицах. Характеризовать особенности размещения и взаимосвязь предприятий сферы услуг своего района. Подготавливать и обсуждать презентации
об особенностях сферы услуг своего района.
Высказывать предложения по улучшению качества обслуживания в своём районе. Искать и
отбирать информацию, использовать средства
информационных технологий.
сферы услуг своего
района и качестве
услуг, ими предоставляемых
2
0
20
Информа
ционная
инфрастр
уктура
Выявлять значение информации и связи в современном мире. Анализировать способы обеспечения информационной безопасности и высказывать мнение об их надёжности. Искать и
отбирать информацию, использовать средства
информационных технологий.
формирование
знаний об
информационной
инфраструктуре и
отраслях, её
образующих; об
информационных
услугах и их видах
2
1
21
Зачёт по
теме
«Хозяйст
во
России»
обобщить и систематизировать сведения по теме
Знать содержание
всей темы
способ действий; 2)
строить логическое
рассуждение и делать
выводы; 3) работать индивидуально и в группах;
4) осуществлять поиск и
отбор учебной
информации; 5) работать с
различными источниками
информации; 6)
использовать средства
информационных
технологий
формирование умений: 1)
планировать
последовательность и
способ действий; 2)
строить логическое
рассуждение и делать
выводы; 3) осуществлять
поиск и отбор учебной
информации; 4) работать с
различными источниками
информации; 5)
использовать средства
информационных
технологий
тентности в
сотрудничестве
с учителем и
сверстниками
осуществлять
констатирующий и
превосходящий контроль
по результату и способу
действия
Адекватно
оценивать свои
возможности для
достижения цели
в
самостоятельной
деятельности
Формированиек
оммуникативной
компетентности
в общении и
сотрудничестве
с учителем и
сверстниками;
определение
роли
информационно
й инфраструктуры в
жизни общества
и каждого
человека
Тема 2. Регионы России (27 ч) Центральная Россия (6 ч)
2
2
1
Простран
ство
Централь
ной
Оценивать и сравнивать положительные и отрицательные стороны географического положения районов. Устанавливать характер влияния
географического положения на природу, жизнь
формирование
знаний о
пространстве
Центральной
формирование умений: 1)
обобщать материал и
делать самостоятельные
выводы; 2) анализировать и
формирование
познавательного
интереса к
изучению
России
людей и хозяйство.
России, о составе
её районов
Выявлять и анализировать условия для развития
хозяйства. Сравнивать на основе анализа
тематических карт природные условия районов
и их влияние на специализацию отраслей
хозяйства. Проводить сопоставительный анализ
различных по содержанию физикогеографических и социально-экономических
тематических карт, устанавливать причинноследственные связи и закономерности
размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений.
Раскрыть этапы хозяйственного освоения и
особенности промышленного развития
Центрального района.
Выявитьпроблемы сельской местности
Центрального района.
работать с контурной картой; принять участие в
дискуссии; дать прогноз развития Центрального
района
формирование
знаний о заселении
территории
Центральной
России, о способах
хозяйствования в
лесной и степной
зонах
Составлять описания и характеристики, схемы,
таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты
сходства и различия в особенностях природы,
населения, хозяйства районов. Анализировать
взаимодействие природы и человека на примере
отдельных территорий. Решать практические и
познавательные задачи, осуществлять проектную деятельность, работать с системой вопросов
и заданий, контурными картами.
формирование
знаний об отраслях
специализации
ЦентральноЧернозёмного
района
2
3
2
Централь
ная
Россия:
освоение
территори
ии
население
2
4
3
Централь
ная
Россия:
хозяйство
(1)
2
5
4
Централь
ная
Россия:
хозяйство
(2)
формирование
знаний о хозяйстве
Центральной
России
оценивать информацию для
получения новых знаний и
умений; 3) давать
характеристику экономикогеографического
положения (ЭГП)
Центральной России по
типовому плану
1) осуществлять смысловое
чтение; 2) владеть устной
речью; 3) строить
логическое рассуждение и
делать самостоятельные
выводы; 4) работать с
текстом и картами; 5)
составлять таблицу
Центральной
России
формирование умений: 1)
планировать
последовательность и
способ действий; 2)
строить логическое
рассуждение и делать
выводы; 3) осуществлять
поиск и отбор учебной
информации; 4) работать с
различными источниками
информации;
1) осуществлять смысловое
чтение; 2) владеть устной
речью; 3) строить
логическое рассуждение и
делать самостоятельные
выводы; 4) работать с
текстом и картами; 5)
составлять таблицу, схемы
формирование
познавательного
интереса к
изучению
хозяйства
Центральной
России
формирование
познавательного
интереса к
изучению
природы,
населения
Центральной
России
формирование
познавательного
интереса к
изучению
хозяйства
Центральной
России
2
6
5
Учимся с
«Полярно
й
звездой»
(4)
анализировать отрывки из художественных,
научных и научно-популярных произведений,
раскрывающие образ Центральной России
формирование
представлений и
знаний о
великороссах
2
7
6
Москва –
столица
России
искать и выделять необходимую информацию;
анализировать текст; включиться в учебное
сотрудничество; выделять проблемы и искать
подходы к их решению; включаться в обсуждение проблем Москвы и Подмосковья.
формирование
представлений и
знаний о Москве
формирование умений: 1)
планировать
последовательность и
способ действий; 2)
строить логическое
рассуждение и делать
выводы; 3) работать индивидуально и в группах;
4) осуществлять поиск и
отбор учебной
информации;
1) осуществлять смысловое
чтение; 2) владеть устной
речью; 3) строить
логическое рассуждение и
делать самостоятельные
выводы; 4) работать с
текстом и картами;
формирование
коммуникативно
й компетентности в
сотрудничестве
с учителем и
сверстниками
формирование
познавательного
интереса к
изучению
столицы России
Европейский Северо-Запад (5 ч)
2
8
1
Пространст вступать в диалог о социокультурной
во Северо- значимости района; анализировать физическую
Запада
и экономическую карты Северо-Западного
района, иллюстрации параграфа; сравнивать
ЭГП Центрального и Северо-Западного районов;
работать с контурной картой.
2
9
2
СевероЗапад:
«окно в
Европу»
работать с текстом; анализировать физическую и
экономическую карты Северо-Западного района;
принимать участие в разрешении проблемной
ситуации.
формирование
знаний о составе и
особенностях
географического
положения СевероЗапада
формирование умений: 1)
строить логическое
рассуждение и делать
выводы; 2) устанавливать
причинно-следственные
связи; 3) находить и
использовать различные
источники географической
информации;
включаться в обсуждение
проблем; 5) составлять
таблицу
формирование
формирование умений: 1)
знаний о изменение строить логическое
роли Новгорода,
рассуждение и делать
макро- и
выводы; 2) устанавливать
микроположения
причинно-следственные
Санкт-Петербурга
связи; 3) находить и
использовать различные
источники географической
информации;
осознание
значения
СевероЗападного
района для
России
понимание
особенностей
как
географическое
положение
Северо- Запада
повлияло на его
место в России
4)составлять таблицу
3
0
3
СевероЗапад:
хозяйство
Составлять описания и характеристики, схемы,
таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты
сходства и различия в особенностях природы,
населения, хозяйства
формирование
знаний о
особенностях
хозяйства СевероЗапада
3
1
4
СанктПетербург
–
культурная
столица
России
Раскрывать роль Санкт-Петербурга в
экономической, политической и культурной
жизни России.
Выяснять, в чем особенности облика СанктПетербурга.
Раскрывать роль Санкт-Петербурга как городамузея.
формирование
знаний о СанктПетербурга как
культурной
столицы России
3
2
5
Центральн
ая Россия
(обобщаю
щий урок)
формирование умений: 1)
работать в группах; 2)
осуществлять
самостоятельный поиск
информации; 3) отстаивать
свою позицию в
обсуждении; 4)
формулировать, обосновывать и излагать
собственное суждение.
формирование умений: 1)
работать с текстом; 2)
осуществить поиск
информации в Интернете,
дополнительной
литературе; 3) давать
оценочные суждения
осознание
значения
влиянияэкономи
ческих связей на
специализацию
района.
формирование умений: 1)
составлять визитную
карточку района; 2)
работать с текстом и
контурной картой; 3)
анализировать физическую
карту Европейского
Севера;
4) работать в группах.
осознание
значенияЕвропе
йского Севера и
его роли в
хозяйственной и
культурной
жизни России
формирование умений: 1)
работать с текстом; 2) на
основе изучения материала
параграфа составить ряд
Осознание
значимости
освоения
территории
Понимание роли
СанктПетербурга в
экономической,
политической и
культурной
жизни России.
Осознание
уникальности
города
Контроль знаний
Европейский Север (4 ч)
3
3
1
Пространств
о
Европейског
о Севера
использовать физическую карту как источник
информации о составе и особенности
географического положения Европейского
Севера
3
4
2
Европейски
й Север:
освоение
территории
использовать физическую карту как источник
информации о городах Европейского Севера;
Проводить сопоставительный анализ различных
по содержанию физико-географических и
формирование
знаний о составе и
географическом
положении
Европейского
Севера, природных
условий и природных ресурсах, о
роли моря в
развитии района
формирование
знаний озаселении
территории Европейского Севера,
и население
социально-экономических тематических карт
его населения и
городов
Европейского
Севера
таблиц; 3) выполнить
задания тренажера и
учебника по данной теме;
4) подготовить сообщение
и принять участие в
обсуждении сообщений
одноклассников
формирование умений: 1)
работать с текстом и
экономической картой
Европейского Севера; 2)
составлять схему; 3)
принимать участие в
обсуждении проблем
развития района; 4)
анализировать космические
снимки
формирование умений: 1)
анализировать различные
источники информации; 2)
изучать текст параграфа; 3)
составлять таблицу 4) с
помощью контурной карты
(или компьютера)
моделировать картосхему
3
5
3
Европейски
й Север:
хозяйство и
проблемы
Выявлять и анализировать условия для развития
хозяйства. Сравнивать на основе анализа
тематических карт природные условия района и
их влияние на специализацию отраслей
хозяйства; выявлять основные проблемы района
и намечать пути их решения
формирование
знаний об отраслях
специализации
Европейского
Севера;
3
6
4
Учимся с
«Полярной
звездой» (5)
Выполнять самостоятельную работу с
различными источниками знаний — основой
получения нового познавательного «продукта»
формирование
знаний о
картосхеме
Европейского
Севера для
России; этнического
многообразия
народов
Европейского
Севера; уникальность объектов
Всемирного
природного и
культурного наследия
осознание
Европейского
Севера как
целостно
развивающегося
региона
формирование
коммуникативно
й компетентности в
сотрудничестве
с учителем и
сверстниками
Европейский Юг (4 ч)
3
7
1
Пространств
о
Европейског
о Юга
Оценивать и сравнивать положительные и отрицательные стороны географического
положения района. Сопоставлять физическую
карту и карту природных зон России. Давать
оценку природных условий и ресурсов
Европейского Юга. Наносить на контурную
карту месторождения полезных ископаемых,
столицы республик и административные центры
формирование
знаний
осоставерайона, его
положении и
особенностях
природных условий
и ресурсов Кавказа
формирование умений: 1)
работать с текстом и
картами; 2) создавать образ
Кавказа в процессе
групповой работы;3)
принимать участие в
обсуждении уникальности
Кавказа; высказывать свои
Осознание
значимостиКавк
аза для России в
наши дни.
Проблемы и
перспективы
развития
Кавказа
краёв и области.
3
8
2
Европейски
й Юг:
население
использовать физическую карту как источник
информации о городах Европейского Юга;
Проводить сопоставительный анализ различных
по содержанию физико-географических и
социально-экономических тематических карт
3
9
3
Европейски
й Юг:
освоение
территории
и хозяйство
Выявлять и анализировать условия для развития
хозяйства. Сравнивать на основе анализа
тематических карт природные условия района и
их влияние на специализацию отраслей
хозяйства; выявлять основные проблемы района
и намечать пути их решения
4
0
4
Учимся с
«Полярной
звездой» (6)
4
1
1
Пространст оценивать географическое положение района.
во
Сопоставлять «АдминистративноПоволжья
территориальное деление России» с картой
«Районы России». Давать оценку природных
условий и ресурсов Поволжья.
4
2
2
Поволжье:
освоение
территории
и
население
суждения.
формирование
знаний обосвоении
территории и
населении
Европейского Юга,
быта, традиций,
занятий населения,
особенности
городов.
формирование
знаний о отраслях
специализации и
особенностях
агропромышленног
о комплекса района
формирование умений:
1)анализировать материал,
карту народов России,
физическую и экономическую карты Кавказа; 2) готовить доклад (реферат);
3) выполнять задания
тренажера
формирование умений:
1)работать с текстом; 2)
анализировать
экономическую карту
Европейский Юга; 3)
составлять таблицу «Этапы
хозяйственного освоения
территории».
Выполнять самостоятельную работу с
формирование
формирование умений: 1)
различными источниками знаний — основой
знаний какполучать анализировать различные
получения нового познавательного «продукта»
новую
источники информации
информацию на
(карты, текст учебника,
основе проектной
дополнительную
деятельности
литературу); 2)
использовать SWOT-анализ; 3) создавать проект
Поволжье (4 ч)
использовать физическую карту как источник
информации о городах Поволжья; Проводить
сопоставительный анализ различных по
содержанию физико-географических и
социально-экономических тематических карт
формирование
знаний о составе,
географическом
положении,
природных
условиях, зонах и
ресурсах
Поволжья.
формирование
знаний о этапах
освоения
территории;
особенности
формирование умений: 1)
создавать образ района; 2)
работать с текстом,
контурной картой и
тренажером; 3) выполнять
самостоятельную работу;
4) принимать участие в
обсуждении
формирование умений:
1)анализировать текст,
дополнительные источники
информации; 2) работать в
группах; 3)
понимание
особенностей
многообразия
культурных
миров; уважение
к традициям и
обычаям народов Европейский
Юга
Осознание
значимости
стратегического
и
геополитическог
о
значениярайона
формирование
коммуникативно
й компетентности в
сотрудничестве
с учителем и
сверстниками
Осознание
значимости Поволжья и реки
Волги для
России
Осознание
значимости
Волги —
артерии земли
Русской;
народов,
населяющих
Поволжье;
крупнейших
городов Поволжья.
характеризовать народы
Поволжья; 4) выполнять
задания тренажер
4
3
3
Поволжье:
хозяйство
и
проблемы
Выявлять и анализировать условия для развития
хозяйства. Сравнивать на основе анализа
тематических карт природные условия района и
их влияние на специализацию отраслей
хозяйства; выявлять основные проблемы района
и намечать пути их решения
формирование
знаний о влиянии
природных условий
на сельское
хозяйство
Поволжья.
Отраслях
специализации
Поволжья.
4
4
4
Учимся с
«Полярной
звездой»
(7)
Планировать последовательность и способ действий. Строить логическое рассуждение и устанавливать связи и обобщения, используя карты.
Систематизировать знания
формирование
знаний
огеографической
исследовательской
практике (как
готовиться к
дискуссии
«Экологические
проблемы
Поволжья»)
формирование умений:
1)работать с текстом и
дополнительными
материалами; 2) выполнять
самостоятельную работу;
3) выявлять причинноследственные связи; 4)
принимать участие в
дебатах; 5) составлять
схему; 6) выявлять
сущность и пути решения
проблем; обосновывать
свою позицию
формирование умений:
1)искать пути решения
проблемы в диалоге; 2)
отстаивать свою позицию в
ходе коллективного
обсуждения проблемы; 3)
вступать в ценностный
обмен мнениями с
одноклассниками; 4)
работать в группах
формирование
знаний о составе и
географическом
положении
Уральского района;
природных условий
и ресурсов Урала
формирование умений:
1)создавать образ Урала; 2)
анализировать тексти
карты; 3) выполнять
самостоятельную работу;
4) сравнивать экономикогеографическое положение
уважение к
многонациональ
ному населению
— ценности
района;
осознание
уникальности
волжских
городов
Понимание
значимости
Поволжья в
хозяйстве
России
обогащение ценностными
идеями,
эмоциональным
и
переживаниями
Урал (5 ч)
4
5
1
Пространст оценивать географическое положение района.
во Урала
Сопоставлять «Административнотерриториальное деление России» с картой
«Районы России». Давать оценку природных
условий и ресурсов Урала
Осознание
значимости
Урала как
«жемчужины
минерального
царства»;
понимать
Урала и Поволжья; 5)
готовить эссе
4
6
2
Урал:
население
и города
использовать физическую карту как источник
информации о городах Урала; проводить
сопоставительный анализ различных по
содержанию физико-географических и
социально-экономических тематических карт
формирование
знаний о
национальном
составе населения
Урала; городов
Урала и их
особенностях
формирование
знаний об отраслях
специализации и
особенностях
становлении
металлургической
промышленности
района
формирование умений: 1)
составлять диаграмму
«Национальный состав
населения Урала»; 2)
работать в группах; 3)
принимать участие в
создании газеты
формирование умений:
1)анализировать текст; 2)
выполнять задания,
предложенные учителем,
составлять таблицу; 3)
обсуждать проблемы
хозяйства Урала
4
7
3
Урал:
освоение
территории
и
хозяйство
Выявлять и анализировать условия для развития
хозяйства. Сравнивать на основе анализа
тематических карт природные условия района и
их влияние на специализацию отраслей
хозяйства; выявлять основные проблемы района
и намечать пути их решения
4
8
4
Учимся с
«Полярной
звездой»
(8)
Планировать последовательность и способ действий. Строить логическое рассуждение и устанавливать связи и обобщения, используя карты.
Систематизировать знания. Разрабатывать
декларации.
формирование
знаний
огеографической
исследовательской
практике (анализ
ситуации)
обобщить, закрепить, систематизировать
сведения об экологических районах европейской
части России
Знать содержание
материала по
Западной зоне
формирование умений:
1)анализировать текст; 2)
выявлять специфику
проблем Урала; 3)
принимать участие в
обсуждении проблем
Урала; 4) предлагать пути
решения проблем; работать
в группах; 5) выполнить
задания тренажера по
данной теме
осуществлять
констатирующий и
превосходящий контроль
по результату и способу
действия
4
9
5
«Западная
зона»
(обобщаю
щий урок)
уникальность
Урала как
района;
значимости
Урала для
России
понимание роли
человека и его
деятельности в
создании
материальных и
духовных
ценностей
Осознание
значимости
Урала в
экономике
России; роли
труда уральцев в
развитии экономики нашей
страны.
понимание
значимости
охраны и
сохранения
окружающей
среды Урала для
государства
Адекватно
оценивать свои
возможности для
достижения цели
в
самостоятельной
деятельности
Тема 3. Азиатская Россия (11 ч)
5
0
1
Пространст Оценивать и сравнивать положительные и отво Сибири рицательные стороны географического
положения районов. Устанавливать характер
влияния географического положения на
природу, жизнь людей и хозяйство.
5
1
2
Сибирь:
освоение
территории
, население
и
хозяйство
5
2
3
Западная
Сибирь
5
3
4
Восточная
Сибирь
Выявлять и анализировать условия для
развития хозяйства. Сравнивать на основе
анализа тематических карт природные условия
районов и их влияние на специализацию
отраслей хозяйства. Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию
физико-географических и социально-экономических тематических карт, устанавливать
причинно-следственные связи и
закономерности размещения географических
объектов, проявления географических процессов
и явлений. Анализировать схемы и
статистические материалы, формулировать
самостоятельные выводы
Составлять описания и характеристики, схемы,
таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты
сходства и различия в особенностях природы,
населения, хозяйства регионов. Анализировать
взаимодействие природы и человека на примере
отдельных территорий. Решать практические и
познавательные задачи, осуществлять проектную деятельность, работать с системой вопросов
и заданий, контурными картами
Составлять описания и характеристики, схемы,
таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. Определять черты
сходства и различия в особенностях природы,
населения, хозяйства регионов. Анализировать
взаимодействие природы и человека на примере
отдельных территорий. Решать практические и
Сибирь (5 ч)
формирование
знаний оприродных
условиях и
ресурсах Сибири;
объекта
Всемирного
природного
наследия
формирование
знаний оэтапах
освоения и
заселения
территории Сибири; особенностях
расселения
населения;
хозяйственного
освоения; отраслях
специализации
формирование умений: 1)
анализировать текст; 2)
работать с внетекстовыми
компонентами учебника;
понимание
значимости
Сибири в
хозяйстве и
культуре России
формирование умений:
1)проанализировать текст;
2) выполнять задания,
предложенные учителем; 3)
принимать участие в
обсуждении проблем
населения и развития
хозяйства Сибири; 4)
составлять таблицы;
понимание
значимости
населения в
освоении
территории
Сибири;
осознание
значимости
Сибири для
хозяйства
России
формирование
знаний осоставе и
географическом
положении
Западной Сибири;
главных отраслях
специализации,
крупных городах и
проблемах
Западной Сибири
формирование
знаний осоставе и
особенностях
географического
положения
Восточной Сибири;
отрасляхспециализ
формирование умений: 1)
работать с текстом,
физической и
экономической картами
Сибири, контурной картой;
2) работать в группах; 3)
формулировать проблемы
Западной Сибири и
намечать пути их решения.
понимание роли
Западная Сибирь
как основного
нефтегазоносног
о района России;
понимание
значения Западной Сибири в
хозяйстве
России
осознаниеуникал
ьности Восточной Сибири;
Байкала —
жемчужины
России и
Восточной
формирование умений: 1)
проанализировать текст,
экономическую карту
Сибири; 2) работать с контурной картой; 3)
принимать участие в
обсуждении проблем
5
4
5
Учимся с
«Полярной
звездой»
(9)
познавательные задачи, осуществлять проектную деятельность, работать с системой вопросов
и заданий, контурными картами
ации, крупных
городов и проблем
Восточной Сибири
Планировать последовательность и способ действий. Строить логическое рассуждение и устанавливать связи и обобщения, используя карты.
Систематизировать знания. Разрабатывать
проект «Путешествие по Транссибирской
железной дороге»
формирование
знаний
огеографической
исследовательской
практике (анализ
ситуации)
Байкала в ходе круглого
стола; 4) выполнять
задания тренажера,
предложенные учителем.
формирование умений: 1)
анализировать параграф; 2)
работать в группах; 3)
выбирать вид
проектировочной
деятельности; 4) создавать
проект и проводить его
презентацию; 5) отстаивать
свои позиции.
Сибири
осознаниезначи
мости Дальнего
Востока для
хозяйства
России; уникальности
территории с
уникальными
ресурсами;
формирование
познавательного
интереса к
изучению
история побед
русских
землепроходцев
и
исследователей,
их мужества и
стойкости;
осознание
вклада
путешественник
ов, ученых в
освоение
территории
понимание учащимися
созидательной
деятельности;
ценности
совместной
работы по
созданию
«продукта»
Дальний Восток (6 ч)
5
5
1
Пространст
во
Дальнего
Востока
использовать физическую карту как источник
информации о составе и особенности
географического положения Дальнего
Востока;устанавливать характер влияния
географического положения на природу,
жизнь людей и хозяйство.
формирование
знаний осоставе и
географическом
положении района;
особенности природы: сейсмичность,
вулканизм;
формирование умений: 1)
создавать образ района;
работать с текстом,
географическими картами,
контурной картой; 3)
работать в группах; 4)
разрабатывать проект
5
6
2
Дальний
Восток:
освоение
территории
и
население
использовать физическую карту как источник
информации о городах Дальнего Востока;
проводить сопоставительный анализ различных
по содержанию физико-географических и
социально-экономических тематических карт
формирование
знаний озаселении
территории
Дальнего Востока;
этапах освоения
территории;
национальном
составе населения
Дальнего Востока
формирование умений: 1)
работать с текстом; 2)
принимать участие в
обсуждении вопросов,
вынесенных на семинар; 3)
выполнять задания,
предложенные учителем
5
7
3
Дальний
Восток:
хозяйство
Выявлять и анализировать условия для развития
хозяйства. Сравнивать на основе анализа
тематических карт природные условия района и
их влияние на специализацию отраслей
хозяйства; выявлять основные проблемы района
и намечать пути их решения
5
8
4
Дальний
Восток:
хозяйство
и
перспектив
ы
5
9
5
Учимся с
«Полярной
звездой»
(10)
Анализировать взаимодействие природы и
человека на примере отдельных территорий.
Решать практические и познавательные задачи,
осуществлять проектную деятельность, работать
с системой вопросов и заданий, контурными
картами, оценивать роль морского транспорта в
осуществлении связей между севером и югом
района
Планировать последовательность и способ действий. Строить логическое рассуждение и устанавливать связи и обобщения, используя карты.
Систематизировать знания. Разрабатывать
проект «Развитие Дальнего Востока в первой
половине XXI века»
6
0
6
Зачёт по
курсу
«Экономич
еская
география
России»
обобщить и систематизировать сведения по
курсу; определить уровень знаний
6
1
6
14
Россия в
мире
Оценивать по статистическим данным и
тематическим картам место и роль России в
системе международного разделения труда.
Подготавливать и обсуждать презентации о
формирование
знаний оприродных
особенностях
Дальнего Востока
для жизни человека
и хозяйственной
деятельности
формирование
знаний оботраслях
специализации
района и функции
городов Дальнего
Востока
формирование умений: 1)
анализировать текст; 2)
работать в группах; 3)
выполнять задания, предложенные учителем; 4)
принимать участие в
обсуждении проблем
формирование умений: 1)
анализировать текст; 2)
работать в группах; 3)
выполнять задания, предложенные учителем; 4)
принимать участие в
обсуждении проблем
Понимание
значения
Дальнего
Востока в
экономике
России
формирование
знаний
огеографической
исследовательской
практике (анализ
ситуации)
формирование умений: 1)
анализировать текст и
дополнительные источники
информации; 2) работать в
группах; 3) использовать
при разработке проекта
SWOT-анализ;4)
принимать участие в
обсуждении результатов
работы; 5) подготавливать
презентацию проекта
осуществлять
констатирующий и
превосходящий контроль
по результату и способу
действия
выделение
приоритетных
ценностей;
умение работать
в команде;
самооценка
деятельности.
формирование умений: 1)
анализировать текст,
политическую карту мира;
2) принимать участие в
Понимание
особенности
соседства
России с
Проверка
знанийпонятий,
терминов,
отличительных
черт районов,
макрорегионов,
принципов
размещения
предприятий.
Тема 4. Россия в современном мире (4 ч)
формирование
знаний
оэкономикогеографическомпол
Видение
перспектив
развития Дальнего Востока.
Адекватно
оценивать свои
возможности для
достижения цели
в
самостоятельной
деятельности
сотрудничестве (взаимоотношениях, связях)
России с отдельными странами мира. Выявлять
особенности геополитического и экономического влияния России в разные исторические периоды. Оценивать современное геополитическое и экономическое влияние России в
мире. Определять структуру внешнейторговли
России. Определять по статистическим
материалам соотношение экспорта и импорта
России в мировой торговле. Составлять реферат
по плану.
4
ожении; политикогеографическом
положении
России;многообраз
ии культурных миров
обсуждении спорных
вопросов; 3) осуществлять
диалог с одноклассниками
по обсуждаемым
проблемам
другими
странами;
осознание
добрососедских
отношений как
важного
ценностного
фактора и залога
успешного
развития
территории.
Готовимся к экзамену (4 ч)
6568
1-4
Экспрессконтроль
обобщить и
систематизировать сведения
по курсу; определить уровень
знаний
контроль
знанийпонятий,
терминов,
материала курса
осуществлять
констатирующий
и превосходящий
контроль по
результату и
способу действия
Адекватно оценивать свои
возможности для
достижения цели в
самостоятельной
деятельности