ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе положений и требований
к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии с
Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом
Примерной программы воспитания (2020 г.). Обществознание играет ведущую роль в выполнении
школой функции интеграции молодёжи в современное общество: учебный предмет позволяет
последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста особенности современного общества,
различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с основными
институтами государства и гражданского общества, регулирующие эти взаимодействия социальные
нормы.
Изучение курса «Обществознание», включающего знания о российском обществе и направлениях
его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и
обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской
идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности национальным ценностям.
Привлечение при изучении курса различных источников социальной информации, включая СМИ и
Интернет, помогает школьникам освоить язык современной культурной, социально-экономической и
политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать
необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их.
Изучение учебного курса «Обществознание» содействует вхождению обучающихся в мир культуры
и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я»,
формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в
обществе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Целями обществоведческого образования в основной школе являются:
— воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной
ответственности, правового самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа;
— развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов,
приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и
законодательстве Российской Федерации;развитие личности на исключительно важном этапе её
социализации — в подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной, политической
и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;
развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному
самоопределению, самореализации, самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной,
наукоёмкой трудовой деятельности;
— формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному
уровню знаний и доступной по содержанию для школьников подросткового возраста; освоение
учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах,
нормах, регулирующих общественные отношения, необходимые для взаимодействия с
социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;овладение
умениями функционально грамотного человека: получать из разнообразных источников и
критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать
полученные данные;
— освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
— создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с
различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными
институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся
российском обществе;
— формирование опыта применения полученных знаний и умений для выстраивания отношений
между людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и в семейнобытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными
ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и
средствами защите правопорядка в обществе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный года обучения составляет
34 часа. Недельная нагрузка составляет 1 час.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек в экономических отношениях
Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономический
выбор.
Экономическая система и её функции. Собственность.
Производство — источник экономических благ. Факторы производства. Трудовая деятельность.
Производительность труда. Разделение труда.
Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности.
Обмен. Деньги и их функции. Торговля и её формы.
Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Невидимая рука
рынка. Многообразие рынков.
Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить эффективность
производства.
Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.
Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы, участники
фондового рынка). Услуги финансовых посредников.
Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платёжная карта, денежные
переводы, обмен валюты). Дистанционное банковское обслуживание. Страховые услуги. Защита прав
потребителя финансовых услуг.
Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары
и товары длительного пользования. Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет.
Личный финансовый план. Способы и формы сбережений.
Экономические цели и функции государства. Налоги. Доходы и расходы государства.
Государственный бюджет. Государственная бюджетная и денежно-кредитная политика Российской
Федерации. Государственная политика по развитию конкуренции.
Человек в мире культуры
Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на формирование личности.
Современная молодёжная культура.
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии общества.
Образование. Личностная и общественная значимость образования в современном обществе.
Образование в Российской Федерации. Самообразование.
Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации.
Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и свобода
вероисповедания. Национальные и мировые религии. Религии и религиозные объединения в
Российской Федерации.
Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества.
Роль информации и информационных технологий в современном мире. Информационная культура
и информационная безопасность. Правила безопасного поведения в Интернете.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания
обществознания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены по годам
обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей (разделов) и требований к результатам
освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования, а также с учётом Примерной программы
воспитания. Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом,
знания всех основных сфер жизни общества и знание основ российского права. Представленный в
программе вариант распределения модулей (разделов) по годам обучения является одним из
возможных.
Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое распределение
содержания, при котором модуль (раздел) «Основы российского права» замыкает изучение курса в
основной школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовнонравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся
руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных
решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у
обучающихся установки на решение практических задач социальной направленности и опыта
конструктивного социального поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в
том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных
правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к
участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины —
России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение
правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной
организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к
труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для
окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и
знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других,
повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в
том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе
способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции
в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие
примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее — оперировать
понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого
развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и
их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать
ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать
риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть
готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при
изучении обществознания:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению
особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между
собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,
исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и
форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной
форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать
идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия
при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь
обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад
каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в
группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Человек в экономических отношениях
— осваивать и применять знания об экономической жизни общества, её основных
проявлениях, экономических системах, собственности, механизме рыночного регулирования
экономики, финансовых отношениях, роли государства в экономике, видах налогов, основах
государственной бюджетной и денежно-кредитной политики, о влиянии государственной
политики на развитие конкуренции;
— характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических
системах; объекты спроса и предложения на рынке труда и финансовом рынке; функции денег;
— приводить примеры способов повышения эффективности производства; деятельности и
проявления основных функций различных финансовых посредников; использования способов
повышения эффективности производства;
— классифицировать (в том числе устанавливать существенный признак классификации)
механизмы государственного регулирования экономики;
— сравнивать различные способы хозяйствования;
— устанавливать и объяснять связи политических потрясений и социально-экономических
кризисов в государстве;
— использовать полученные знания для объяснения причин достижения (недостижения)
результатов экономической деятельности; для объяснения основных механизмов
государственного регулирования экономики, государственной политики по развитию
конкуренции, социально-экономической роли и функций предпринимательства, причин и
последствий безработицы, необходимости правомерного налогового поведения;
— определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на
обществоведческие знания, факты общественной жизни своё отношение к предпринимательству
и развитию собственного бизнеса;
— решать познавательные и практические задачи, связанные с осуществлением экономических
действий, на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; с использованием
различных способов повышения эффективности производства; отражающие типичные ситуации
и социальные взаимодействия в сфере экономической деятельности; отражающие процессы;
— овладевать смысловым чтением, преобразовывать текстовую экономическую информацию в
модели (таблица, схема, график и пр.), в том числе о свободных и экономических благах, о видах
и формах предпринимательской деятельности, экономических и социальных последствиях
безработицы;
— извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и Интернета о
тенденциях развития экономики в нашей стране, о борьбе с различными формами финансового
мошенничества;
— анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать
социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников
(в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с личным социальным
опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их
аргументами;
— оценивать собственные поступки и поступки других людей с точки зрения их экономической
рациональности (сложившиеся модели поведения производителей и потребителей; граждан,
защищающих свои экономические интересы; практики осуществления экономических действий
на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; использования различных
способов повышения эффективности производства, распределения семейных ресурсов, для
оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных
практик);
— приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой грамотности, в
практической деятельности и повседневной жизни для анализа потребления домашнего
хозяйства, структуры семейного бюджета; составления личного финансового плана; для выбора
профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; выбора форм
сбережений; для реализации и защиты прав потребителя (в том числе финансовых услуг),
осознанного выполнения гражданских обязанностей, выбора профессии и оценки собственных
перспектив в профессиональной сфере;
— приобретать опыт составления простейших документов (личный финансовый план,
заявление, резюме);
— осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе гуманистических ценностей,
взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек в мире культуры
— осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной жизни общества, о науке
и образовании, системе образования в Российской Федерации, о религии, мировых религиях, об
искусстве и его видах; об информации как важном ресурсе современного общества;
— характеризовать духовно-нравственные ценности (в том числе нормы морали и
нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость) нашего общества, искусство как сферу
деятельности, информационную культуру и информационную безопасность;
— приводить примеры политики российского государства в сфере культуры и образования;
влияния образования на социализацию личности; правил информационной безопасности;
— классифицировать по разным признакам формы и виды культуры;
— сравнивать формы культуры, естественные и социально-гуманитарные науки, виды
искусств;
— устанавливать и объяснять взаимосвязь развития духовной культуры и формирования
личности, взаимовлияние науки и образования;
— использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного образования;
— определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на
обществоведческие знания, факты общественной жизни своё отношение к информационной
культуре и информационной безопасности, правилам безопасного поведения в Интернете;
— решать познавательные и практические задачи, касающиеся форм и многообразия духовной
культуры;
— овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития современной культуры,
составлять план, преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему)
и преобразовывать предложенные модели в текст;
— осуществлять поиск информации об ответственности современных учёных, о религиозных
объединениях в Российской Федерации, о роли искусства в жизни человека и общества, о видах
мошенничества в Интернете в разных источниках информации;
— анализировать, систематизировать, критически оценивать и обобщать социальную
информацию, представленную в разных формах (описательную, графическую,
аудиовизуальную), при изучении культуры, науки и образования;
— оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной сфере жизни общества;
— использовать полученные знания для публичного представления результатов своей
деятельности в сфере духовной культуры в соответствии с особенностями аудитории и
регламентом;
— приобретать опыт осуществления совместной деятельности при изучении особенностей
разных культур, национальных и религиозных ценностей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
всего
контроль
ные
работы
Дата изучения
Виды деятельности
Виды,
формы
контроля
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Экономика — основа жизнедеятельности человека;;
Характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных
экономических
системах: описывать различные способы хозяйствования и формулировать основания
для
сравнения;;
Определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на
Устный опрос;
Письменный;
Российская электронная школа.
https://resh.edu.ru/.
контроль;;
Московская электронная школа
Самооценка с;
использование
м
«Оценочного;
листа»;
;
https://uchebnik.mos.ru/catalogue.
Интернет урок
практи
ческие
работы
Раздел 1. Человек в экономических отношениях
1.1.
Экономика —
основа
жизнедеятельности
человека
5
0
0
обществоведческие знания;
факты общественной жизни;
своё отношение к предпринимательству и развитию собственного бизнеса:
формулировать
суждения на основе информации;
предложенной учителем; выражать своё отношение к решениям людей в конкретных
ситуациях. Основы функциональной грамотности: финансовая грамотность;;
Решать познавательные и практические задачи: анализировать реальные социальные
ситуации для осуществления экономических действий на основе рационального выбора
в
условиях ограниченных ресурсов; исследовать несложные практические ситуации;
связанные с использованием различных способов повышения эффективности
производства.
Основы функциональной грамотности: финансовая грамотность;;
Овладевать смысловым чтением: преобразовывать текстовую экономическую
информацию в
модели (таблица;
схема);;
Приводить примеры организации эффективного производства на основе жизненных
ситуаций:;
иллюстрировать действие факторов;
влияющих на повышение производительности труда;;
Оценивать значение экономически рационального поведения основных участников
обмена:
анализировать сложившиеся практики и модели поведения. Основы функциональной
грамотности: финансовая;
грамотность;;
Использовать полученные знания для объяснения социально-экономической роли
предпринимательства: описывать и раскрывать на примерах функции
предпринимательства;;
Вносить коррективы в моделируемую экономическую деятельность на основе
изменившихся
ситуаций;
;
https://interneturok.ru/.
1.2.
Рыночные
5
1
0
отношения в
экономике
1.3.
Финансовые
отношения в
экономике
5
0
Осваивать и применять знания о рыночном хозяйстве как одном из способов
организации
экономической жизни: формулировать собственное мнение о роли рыночного
механизма и
необходимости развития конкуренции для регулирования экономики;;
Использовать полученные знания для объяснения взаимосвязей рынка и конкуренции:
высказывать обоснованные суждения о влиянии конкуренции на функционирование
рынка;;
Приводить примеры использования способов повышения эффективности производства:
иллюстрировать на основе социальных фактов различные способы повышения его
эффективности;;
Оценивать поведение людей с точки зрения их экономи- ческой рациональности:
анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и
модели поведения производителя; Приобретать опыт использования знаний для выбора
профессий и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере: устанавливать
преимущества профессионализма и его взаимосвязь с жизненным успехом. Извлекать
социальную информацию из адаптированных источников и СМИ о тенденциях развития
современной рыночной экономики: выявлять соответствующие факты;;
Готовность к саморазвитию и личностному самоопределению;;
Искать и отбирать социальную информацию из различных источников в соответствии с
познавательной задачей;
систематизировать;
интерпретировать и оценивать достоверность социальной информации;
в том числе о тенденциях развития современной рыночной экономики;
;
Устный опрос;
Российская электронная школа.
Контрольная
https://resh.edu.ru/.
работа;
Тестирование;
ВПР;
Московская электронная школа
https://uchebnik.mos.ru/catalogue.
Интернет урок
Приводить примеры деятельности и проявления основных функций различных
финансовых
посредников: описывать ситуации деятельности финансовых посредников и их функции
на
основе предложенных учителем источников;;
Оценивать собственные поступки и поступки других участников финансового рынка с
точки
зрения их экономической рациональности (включая вопросы;
связанные с личными финансами и;
предпринимательской деятельностью;
для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств;
применения недобросовестных практик): формулировать и представлять краткие
выводы о
способах эффективного использования денежных средств. Основы функциональной
грамотности: финансовая грамотность;;
Анализировать;
обобщать;
систематизировать;
критически оценивать социальную информацию;
включая экономико-статистическую;
из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и;
публикаций СМИ;
соотносить её с личным социальным опытом; формулировать выводы;
подкрепляя их аргументами; выполнять задания к предложенным учителем
фрагментам;;
Приобретать опыт использования знаний основ финансовой грамотности для
реализации
защиты прав потребителя финансовых услуг: выражать собственное отношение к
нарушению
прав и недобросовестному поведению участников финансового рынка. Основы
функциональной грамотности: финансовая;
грамотность;;
Выявлять проблемы и выбирать различные подходы (способы) для принятия решений в
жизненных и учебных ситуациях в целях защиты экономических интересов;
Устный опрос;
Российская электронная школа.
Письменный
https://resh.edu.ru/.
контроль;
Тестирование;
Московская электронная школа
https://uchebnik.mos.ru/catalogue.
Диктант;
Интернет урок
https://interneturok.ru/.
https://interneturok.ru/.
;
1.4.
Домашнее
хозяйство
3
1
0
Использовать знания для объяснения взаимосвязей экономических явлений: объяснять
причины;
достижения (недостижения) результатов экономической деятельности;;
Приобретать опыт использования полученных знаний в практической повседневной жизни:
анализировать потребление домашнего хозяйства;
структуру семейного бюджета;
выполнение гражданских обязанностей (в том числе по уплате налогов);
собственные перспективы в профессиональной сфере в целях осознанного выбора профессии;
сопоставлять свои потребности и возможности. Основы функциональной грамотности:
финансовая грамотность;;
Оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их
экономической;
рациональности: давать оценку рациональному распределению семейных ресурсов. Основы;
функциональной грамотности: финансовая грамотность;;
Решать познавательные и практические задачи;
отражающие процессы формирования;
накопления и инвестирования сбережений: формулировать и представлять краткие выводы о
способах эффективного использования денежных средств и различных форм сбережений.
Основы функциональной грамотности: финансовая грамотность;;
Приобретать опыт составления простейших документов: составлять семейный бюджет;
личный;
финансовый план;
заявление;
резюме. Основы функциональной грамотности: финансовая грамотность; Анализировать
практические ситуации;
связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;
;
Устный опрос;
Контрольная
работа;
Тестирование;
Российская электронная школа.
https://resh.edu.ru/.
Московская электронная школа
https://uchebnik.mos.ru/catalogue.
Интернет урок
https://interneturok.ru/.
1.5.
Экономические
цели и функции
государства
2
0
0
Осваивать и применять знания о роли государства в экономике;
об основах государственной бюджетной и денежно-кредитной политики Российской
Федерации: описывать экономические цели и функции государства;;
Классифицировать (в том числе устанавливать существенный признак классификации)
механизмы государственного регулирования экономики: составлять классификационную
таблицу;;
Устанавливать и объяснять связи политических потрясений и социально-экономических
кризисов в государстве: описывать социальные ситуации и факты. Использовать знания для
объяснения основных механизмов государственного регулирования экономики;
в том числе государственной политики по развитию конкуренции: высказывать
обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и
её влиянии на экономическую жизнь общества;;
Выявлять причинно-следственные связи при изучении экономических явлений и процессов;
;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Тестирование;
Российская электронная школа.
https://resh.edu.ru/.
Московская электронная школа
https://uchebnik.mos.ru/catalogue.
Интернет урок
https://interneturok.ru/.
Итого по разделу
20
Раздел 2. Человек в мире культуры
2.1.
Культура, её
многообразие и
формы
1
0
Осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной жизни: различать в
предлагаемых ситуациях формы культуры;
выявлять их описания в тексте;
составлять опорные схемы и планы; Классифицировать по разным признакам формы и виды
культуры: сопоставлять определённые примеры с указанными формами (видами) культуры;
составлять собственные модельные примеры различных видов культуры;;
Сравнивать формы культуры: различать признаки разных форм культуры в предлагаемых
ситуациях и примерах;;
Устанавливать и объяснять взаимосвязь развития духовной культуры и формирования
личности: описывать взаимовлияние различных форм культуры;
современной молодёжной культуры и личностного развития личности;;
Овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития современной культуры:
составлять план;
преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу;
диаграмму;
схему) и преобразовывать предложенные модели в текст;;
Приобретать опыт осуществления совместной деятельности при изучении особенностей
разных культур;
национальных и религиозных ценностей: выявлять дефициты информации;
данных;
необходимых для решения поставленной задачи в процессе совместной работы. Основы
функциональной грамотности: глобальные компетенции;;
Содействовать формированию внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе;
окружающим людям и жизни в целом;
;
Устный опрос;
Российская электронная школа.
https://resh.edu.ru/.
Московская электронная школа
https://uchebnik.mos.ru/catalogue.
Интернет урок
https://interneturok.ru/.
2.2.
Наука и
образование в
Российской
Федерации
4
2.3.
Роль религии в
жизни общества
2
0
0
Осваивать и применять знания о науке и образовании;
о системе образования в Российской Федерации: отбирать с заданных позиций приведённые в
тексте описания;;
Сравнивать естественные и социально-гуманитарные науки: находить их сходства и различия
в;
предлагаемых примерах;;
Решать познавательные и практические задачи;
касающиеся форм и многообразия духовной культуры: анализировать жизненные ситуации и
принимать решения относительно осуществления конкретных действий в области науки;
образования;
самообразования. Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции;;
Осуществлять поиск информации об ответственности со- временных учёных в разных
источниках: сопоставлять и Осуществлять поиск информации об ответственности
современных учёных в разных источниках: сопоставлять и обобщать информацию;
представленную в разных формах (описательную;
графическую;
аудиовизуальную);;
Приводить примеры политики Российского государства в сфере культуры и образования:
отбирать соответствующие ситуации из учебных текстов и СМИ;;
Использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного образования:
выполнять;
индивидуальные и групповые проекты;;
Формировать мотивацию к целенаправленной социально значимой деятельности (получению
образования); Выявлять причинно-следственные связи;
доказывая значение образования в условиях усложнения технологий в современном
обществе;;
Выявлять причинно-следственные связи;
доказывая значение образования в условиях усложнения технологий в современном
обществе;
;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Тестирование;
Российская электронная школа.
https://resh.edu.ru/.
Московская электронная школа
https://uchebnik.mos.ru/catalogue.
Интернет урок
https://interneturok.ru/.
Осваивать и применять знания о религии;
мировых религиях: различать в предлагаемых ситуациях мировые религии;
особенности религии как социального института;;
Сравнивать мировые и национальные религии: составлять сравнительную таблицу;;
Осуществлять поиск информации о религиозных объединениях в Российской Федерации в
разных источниках информации: сопоставлять и обобщать информацию;
представленную в разных формах (описательную;
графическую;
аудиовизуальную);
Оценивать собственные поступки;
поведение людей в духовной сфере жизни общества: выражать свою точку зрения;
участвовать в дискуссии. Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции;
Овладевать навыками работы с информацией: воспринимать и создавать информационные
тексты в различных форматах;
в том числе цифровых;
;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Тестирование;
Российская электронная школа.
https://resh.edu.ru/.
Московская электронная школа
https://uchebnik.mos.ru/catalogue.
Интернет урок
https://interneturok.ru/.
2.4.
Роль искусства в
жизни человека
2
2.5.
Роль информации
в современном
мире
1
Итого по разделу
10
Раздел 3. Итоговое повторение
0
0
Осваивать и применять знания об искусстве и его видах: различать в предлагаемых ситуациях
объекты;
относящиеся к разным видам искусства;;
Характеризовать искусство: отбирать в тексте значимые признаки для его характеристики;;
Сравнивать виды искусств: составлять сравнительные таблицы;;
Осуществлять поиск информации о роли искусства в жизни человека и общества в разных
источниках информации: сопоставлять и обобщать информацию;
представленную в разных формах (описательную;
графическую;
аудио- визуальную);;
Формировать готовность обучающихся к саморазвитию;
самостоятельности в определении своего отношения к искусству как форме общественного
сознания;;
Овладевать навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных
текстов в различных форматах;
в том числе цифровых;
;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Тестирование;
Российская электронная школа.
https://resh.edu.ru/.
Московская электронная школа
https://uchebnik.mos.ru/catalogue.
Интернет урок
https://interneturok.ru/.
Осваивать и применять знания об информации как важном ресурсе современного общества:
различать в предлагаемых ситуациях объекты;
относящиеся к разным видам информации;;
Характеризовать информационную культуру и информационную безопасность: отбирать в
тексте признаки информационной культуры;
особенности информационной безопасности;;
Приводить конкретные примеры правил информационной безопасности: моделировать
ситуации;
отражающие их действие и значение;;
Определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на
обществоведческие знания факты общественной жизни;
своё отношение к информационной культуре и информационной безопасности;
пра- вилам безопасного поведения в Интернете: формулировать суждения на основе
информации;
предложенной учителем; выражать своё отношение к поступкам людей в конкретных
ситуациях;;
Осуществлять поиск информации о видах мошенничества в Интернете: составлять алгоритм
безопасного поведения в Интернете;
сопоставляя и обобщая информацию;
представленную в разных формах;
(описательную;
графическую;
аудиовизуальную);;
Содействовать формированию готовности обучающихся к саморазвитию;
самостоятельности и;
личностному самоопределению;;
Овладевать навыками работы с информацией: выявлять дефициты информации;
данных;
необходимых для решения поставленной задачи;
;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Тестирование;
Российская электронная школа.
https://resh.edu.ru/.
Московская электронная школа
https://uchebnik.mos.ru/catalogue.
Интернет урок
https://interneturok.ru/.
3.1.
Защита проектов
4
Итого по разделу
4
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
1
0
3
0
Защита проектов;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
всего контрольные
работы
практические
работы
Дата
изучения
Виды, формы контроля
1.
Экономика и её роль в
жизни общества
1
2.
Экономическая системаи
её функции
1
3.
Производство - основа
экономики
Предпринимательская
деятельность
1
5.
Рыночная экономика
1
6.
ВПР
1
7.
Многообразие рынков
1
Письменный контроль;
8.
Предприятие в
экономике
1
Устный опрос;
Письменный контроль;
Тестирование;
9.
Инфляция. Занятость и
безработица
1
Письменный контроль;
10. Рыночные отношения в
экономике
11. Финансовый рынок и
посредники
12. Ценные бумаги
1
Устный опрос;
1
Тестирование;
1
Письменный контроль;
13. Банковские услуги
1
Устный опрос;
14. Страховые услуги
1
Самооценка с использованием
«Оценочноголиста»;
15. Защита прав
потребителя
финансовых услуг.
1
Письменный контроль;
4.
Устный опрос; Самооценка с;
использованием«Оценочного;
листа»;
Устный опрос;
Письменный контроль;
Тестирование;
Письменный контроль;
Устный опрос;
Тестирование;
Самооценка с использованием
«Оценочноголиста»;
Устный опрос;
1
1
ВПР;
16. Экономические функции
домохозяйств.Семейный
бюджет
1
17. ВПР
1
18. Личный финансовый
план
1
Устный опрос;
19. Экономические цели и
функции государства.
Государственный
бюджет
1
Письменный контроль;
20. Обобщение по теме
Экономика
1
Тестирование;
21. Культура, её
многообразие и формы
22. Наука
1
Устный опрос;
1
Самооценка с использованием
«Оценочноголиста»;
23. Образование
1
Устный опрос;
24. Политика в сфере
культуры и образованияв
Российской Федерации.
1
Практическая работа;
Наука и образование в
Российской Федерации
26. Роль религии в жизни
человека и общества
27. Религии и религиозные
объединения в
Российской Федерации
1
Письменный контроль;
1
Устный опрос;
1
Тестирование;
28. Искусство
1
Письменный контроль;
29. Роль искусства в жизни
человека и общества
1
Тестирование;
30. Роль информации в
современном мире
31. Выбор проектов
1
Устный опрос;
1
Устный опрос;
32. Разработка проектов
1
Письменный контроль;
33. Итоговая контрольная
работа в рамках
промежуточной
аттестации
34. Защита проектов
1
25.
Тестирование;
1
1
Контрольная работа;
Зачет;
1
Общее количество часов по 34
программе
ВПР;
3
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Городецкая Н.И. и другие. Обществознание. 8 кл. Издательство
«Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Таблицы, схемы, презентации, КИМы
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/.
Московская электронная школа https://uchebnik.mos.ru/catalogue.
Интернет урок https://interneturok.ru/.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Таблицы, схемы, презентации, КИМы
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Ноутбук
Экран
Проектор
Колонки