МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Оренбургской области
Акбулакского района
МБОУ "Каракудукская СОШ"
РАССМОТРЕНО
методическим
объединением учителей
начальных классов
А.Б.
Протокол №1
от "29" 08
2022 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Кариева А.Т.
Таусарова
Лаворенко М.В.
Протокол №1
Приказ №1
от "29" 08
2022 г.
от "29" 08 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4595975)
учебного предмета
«Окружающий мир»
для 3 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Таусарова Алия Бисембаевна
учитель начальных классов
Каракудук 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и
естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику
психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного
плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому
планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 3 классе
начальной школы.
Содержание обучения в 3 классе завершается перечнем универсальных учебных действий —
познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами
учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших
школьников.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а
также предметные достижения младшего школьника за третий год обучения в начальной школе В
тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания
обучения 3 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика
деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.
Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 3 класса начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а
также с учётом историко-культурного стандарта.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире,
обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего
школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе
целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение
естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в
содержании данного учебного предмета;
— развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения,
опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в
речевой, изобразительной, художественной деятельности;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей
принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к
истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового
культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся;
— развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии
с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления
культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам,
мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является
раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и
природа»,«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей
составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует
формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания курса«Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
— раскрытие роли человека в природе и обществе;
— освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и
природа»,«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость»,
«Человек и познание».
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе, составляет 68
часов (два часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом
совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина — Российская Федерация. Уникальные
памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и
своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям
своего народа и других народов, государственным символам России.
Семья — коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи.
Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с
ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в
культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они
находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света. Вещество. Разнообразие веществ в
окружающем мире.
Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие
практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха.
Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её
распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные
ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.
Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы
и хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные
и несъедобные. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий
окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений.
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия,
необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация
изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей
среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных.
Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль
животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных.
Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и
укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека
на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе
наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.
Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов
(опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль
в жизнедеятельности организма. Гигиена отдельных органов и систем органов человека. Измерение
температуры тела человека, частоты пульса.
Правила безопасной жизни
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы),
закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.
Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой
проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных
объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности).
Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила
безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта,
судна; знаки безопасности). Безопасность в Интернете (ориентирование в признаках мошеннических
действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных
группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
Универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
— проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по
предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с
одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
— устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями
жизни животного;
— определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и
отношения между объектами и явлениями;
— моделировать цепи питания в природном сообществе;
— различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое
событие с датой (историческим периодом).
Работа с информацией:
— понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную
информацию о природе нашей планеты;
— находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу
страну, столицу, свой регион;
— читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами;
— находить по предложению учителя информацию в разных источниках — текстах, таблицах,
схемах, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);
— соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой:
— понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет,
памятник культуры);
— понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли,
царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);
— понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного
движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение).
— описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
— на основе сравнения объектов природы описывать схожие, различные, индивидуальные
признаки;
— приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы; —
называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма; —
описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах
изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия:
— планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при
небольшой помощи учителя);
— устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия.
Совместная деятельность:
— участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого;
— справедливо оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на
советы и замечания в свой адрес;
— выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь
собственное суждение, мнение;
— самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета "Окружающий мир" в 3 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность
обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны
отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине - России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к
российскому народу, к своей национальной общности;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему
и другим народам;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
— проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию
их индивидуальности;
— принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности;
— применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться,
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
— понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов;
— использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных
видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);
— приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
— осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
— осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения,
бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
— осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том
числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательныеуниверсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
— понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды
обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
— на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и
зависимости между объектами (часть - целое; причина - следствие; изменения во времени и в
пространстве);
— сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
— объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
— находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях
на основе предложенного алгоритма;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма
2) Базовые исследовательские действия:
— проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам,
проводимым под руководством учителя;
— определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное
развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
— моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая
природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его
последствия; коллективный труд и его результаты и др. );
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —
следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
— использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения
информации с учётом учебной задачи;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе
предложенного учителем способа её проверки;
— находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
— читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
иллюстрацию);
— соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в
Интернет (с помощью учителя);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание)
и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления
участников;
— признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно
высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к
собеседнику;
— использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе,
социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и
опытной работы, подкреплять их доказательствами;
— находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и
явлениях природы, событиях социальной жизни;
— готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки,
фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
— планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению
учебной задачи;
— выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
— находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия
при необходимости (с небольшой помощью учителя);
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
3) Самооценка:
— объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой
учителя;
— оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
— понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных
целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
— коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу
каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
— ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
— различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять
уважение к государственным символам России и своего региона;
— проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других
народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
— приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей
родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров
декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре
народов России;
— показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
— различать расходы и доходы семейного бюджета;
— распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям,
различать их в окружающем мире;
— проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными
объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных
приборов; соблюдать безопасность проведения опытов;
— группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую
классификацию;
— сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы; —
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их
существенные признаки и характерные свойства;
— использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и
извлечения информации, ответов на вопросы;
— использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения
простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
— фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной
деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;
— создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и
обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);
— соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и
авиатранспорта;
— соблюдать периодичность двигательной активности и профилактики заболеваний;
— соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
— соблюдать правила нравственного поведения на природе;
— безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в
Интернет; ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в
мессенджерах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
всего контрольные
работы
практические
работы
Дата
изучения
Виды деятельности
Виды, формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Человек и общество.
1.1.
Общество — совокупность людей, которые объединены общей
культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью
во имя общей цели.
1
0
0
09.09.2022 Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций на
тему:«Что такое общество»;
Устный опрос;
http://schoolcollection.edu.ru/
1.2.
Наша Родина — Российская Федерация — многонациональная
страна.
1
0
0
12.09.2022 Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и
других материалов (по выбору) на тему: «Жизнь народов
нашей страны»;
Устный опрос;
http://schoolcollection.edu.ru/
1.3.
Особенности жизни, быта, культуры народов РФ.
1
0
0
13.09.2022 Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и
16.09.2022 других материалов (по выбору) на тему: «Жизнь народов
нашей страны»;
Устный опрос;
http://schoolcollection.edu.ru/
1.4.
Уникальные памятники культуры (социальные и природные
объекты) России, родного края.
1
0
0
19.09.2022 Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и
23.09.2022 других материалов (по выбору) по теме «Уникальные
памятники культуры России»;
Практическая
работа;
http://schoolcollection.edu.ru/
1.5.
Города Золотого кольца России.
3
0
0
17.04.2023 Моделирование маршрута по Золотому кольцу с
24.04.2023 использованием фотографий достопримечательностей,
сувениров и т.д.;
Составление сообщения о городах Золотого кольца России с
использованием дополнительных источников
информации (дифференцированное задание);
Устный опрос;
http://schoolcollection.edu.ru/
1.6.
Государственная символика Российской Федерации (гимн,
герб, флаг) и своего региона.
1
0
0
02.09.2022 Повторение. Государственная символика.;
Зачет;
http://schoolcollection.edu.ru/
1.7.
Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и
других народов.
1
0
0
05.09.2022 Ролевая игра по теме «Встречаем гостей из разных
республик РФ»: рассказы гостей об их крае и народах,
рассказы для гостей о родном крае;
Устный опрос;
http://schoolcollection.edu.ru/
1.8.
Семья — коллектив близких, родных людей. Поколения в
семье.
1
0
0
30.01.2023 Учебный диалог по теме «Для чего создаётся
семья»,«Почему семью называют коллективом»;
Работа в группах: коллективный ответ на вопрос «Какие
бывают семьи?»;
Устный опрос;
http://schoolcollection.edu.ru/
1.9.
Взаимоотношения в семье: любовь, доброта, внимание,
поддержка.
1
0
0
14.10.2022 Работа в группах: коллективный ответ на вопрос «Какие
бывают семьи?»;
Самооценка с
использованием«
Оценочного
листа»;
http://schoolcollection.edu.ru/
1
0
1
04.04.2023 Рассказ учителя: «Что такое семейный бюджет»;
Беседа по теме «Доходы и расходы семьи»;
Практическая работа по теме «Моделирование семейного
бюджета» (дифференцированное задание);
Практическая
работа;
http://schoolcollection.edu.ru/
1.10. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи.
1.11. Страны и народы мира на карте.
1.12
Памятники природы и культуры — символы стран, в которых
они находятся.
Итого по разделу
7
1
1
07.10.2022 Практическая работа с картой: страны мира. Работа в
группах: самостоятельное составление описания любой
страны или народа мира (с использованием
дополнительной литературы и Интернета);
Устный опрос;
http://schoolcollection.edu.ru/
1
0
0
25.04.2023 «Путешествие по странам мира» (достопримечательности
отдельных стран мира, по выбору детей): рассматривание
видеоматериалов, слайдов, иллюстраций;
Символы стран, с которыми знакомятся дети;
Устный опрос;
http://schoolcollection.edu.ru/
20
Раздел 2. Человек и природа.
2.1.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире.
Твёрдые тела, жидкости, газы, их свойства.
1
0
1
30.09.2022 Практические работы (наблюдение и опыты) с
веществами: текучесть, растворимость, окрашиваемость и
др.;
Упражнения: классификация тел и веществ, сравнение
естественных и искусственных тел; классификация
твёрдых, жидких и газообразных веществ;
Практическая
работа;
http://schoolcollection.edu.ru/
2.2.
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение для жизни.
2
0
0
10.10.2022 Упражнения: классификация тел и веществ, сравнение
естественных и искусственных тел; классификация
твёрдых, жидких и газообразных веществ;
Практическая
работа;
http://schoolcollection.edu.ru/
2.3.
Вода. Свойства воды.Состояния воды, её распространение в
природе, значение для жизни. Круговорот воды в природе.
2
0
1
07.11.2022 Практические работы (наблюдение и опыты) с
веществами: текучесть, растворимость, окрашиваемость и
др.;
Практическая
работа;
http://schoolcollection.edu.ru/
2.4.
Охрана воздуха, воды.
1
0
0
17.10.2022 Упражнения: классификация тел и веществ, сравнение
естественных и искусственных тел; классификация
твёрдых, жидких и газообразных веществ;
Тестирование;
http://schoolcollection.edu.ru/
2.5.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их
значение в хозяйстве человека.Полезные ископаемые родного
края.
2
1
1
20.10.2022 Практические работы: горные породы и минералы —
название, сравнение, описание;
Устный опрос;
http://schoolcollection.edu.ru/
2.6.
Почва, её состав, значение для живой природы и
хозяйственной деятельности человека.
1
1
0
24.10.2022 Экскурсия: почвы (виды, состав, значение для жизни
природы и хозяйственной деятельности людей);
Практическая
работа;
http://schoolcollection.edu.ru/
2.7.
Царства природы. Бактерии, общее представление. Грибы:
строение шляпочного гриба; съедобные и несъедобные грибы.
1
0
0
19.12.2022 Рассказ учителя (чтение текста учебника) о бактериях;
Рассматривание и описание особенностей внешнего вида
бактерий;
Работа с иллюстративным материалом по теме «Какие
грибы мы не положим в корзинку»;
Рисование схемы: «Шляпочный гриб»;
Рассказ учителя: «Чем грибы отличаются от растений»;
Устный опрос;
http://schoolcollection.edu.ru/
2.8.
Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла
организмов от условий окружающей среды.
1
0
0
28.10.2022 Работа в группе: классификация растений из списка,
который предложили одноклассники;
Самооценка с
использованием«
Оценочного
листа»;
http://schoolcollection.edu.ru/
Размножение и развитие растений. Особенности питания и
дыхания растений.
1
1
0
14.11.2022 Коллективное создание схемы по теме «Условия жизни
растений»;
Рассказ-рассуждение о жизни растений;
Практическая работа в паре по теме «Размножения
растений (побегом, листом, семе нами)»;
Самооценка с
использованием«
Оценочного
листа»;
http://schoolcollection.edu.ru/
2.10. Роль растений в природе и жизни людей, бережное
отношение человека к растениям.
1
0
0
31.10.2022 Коллективное создание схемы по теме «Условия жизни
растений»;
Устный опрос;
http://schoolcollection.edu.ru/
2.11. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло,
воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация
изменений.
1
0
0
28.10.2023 Работа в группе: классификация растений из списка,
который предложили одноклассники;
Практическая
работа;
http://schoolcollection.edu.ru/
Устный опрос;
http://schoolcollection.edu.ru/
Практическая
работа;
http://schoolcollection.edu.ru/
2.9.
2.12
Растения родного края, названия и краткая характеристика.
Охрана растений.
1
0
0
18.11.2022 Коллективное создание схемы по теме «Условия жизни
растений»;
2.13
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла
организмов от условий окружаю щей среды.
1
0
0
21.11.2022
2.14. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери,
пресмыкающиеся, земноводные).
1
0
0
28.11.2022 Работа в парах: характеристика животных по способу
размножения (на основе справочной литературы),
подготовка презентации;
Устный опрос;
http://schoolcollection.edu.ru/
2.15. Особенности питания животных. Цепи питания. Условия,
необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).
1
0
0
25.11.2022 Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и
других материалов (по выбору) на тему «Охрана
животных»;
Тестирование;
http://schoolcollection.edu.ru/
2.16. Роль животных в природе и жизни людей, бережное
отношение человека к животным. Охрана животных.
1
1
0
02.12.2022 Упражнения: опиши животное, узнай животное, найди
ошибку в классификации животных;
Тестирование;
http://schoolcollection.edu.ru/
2.17. Животные родного края, их названия.
1
0
0
23.12.2022 Дидактическая игра по теме «Каких животных мы знаем»;
Коллективное составление схемы по теме «Разнообразие
животных»;
Практическая
работа;
http://schoolcollection.edu.ru/
2.18. Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в
природном сообществе.
2
0
0
15.11.2022 Работа со словарём: определение значения
слова«сообщество»;
Рассказ учителя по теме «Что такое природное
сообщество» ;
Учебный диалог по теме «Особенности леса (луга,
водоёма) как сообщества»;
Практическая
работа;
http://schoolcollection.edu.ru/
2.19. Создание человеком природных сообществ для хозяйственной
деятельности, получения продуктов питания (поле, сад,
огород).
1
0
0
03.03.2023 ;
Работа со словарём: определение значения
слова«сообщество»;
Рассказ учителя по теме «Что такое природное
сообщество» ;
Устный опрос;
http://schoolcollection.edu.ru/
2.20. Природные сообщества родного края.
1
0
0
13.03.2023 Беседа по теме «Для чего человек создает новые
сообщества?»;
Устный опрос;
http://schoolcollection.edu.ru/
2.21. Правила поведения в лесу, на водоёме, на лугу.
1
0
0
20.02.2023 Учебный диалог по теме «Особенности леса (луга,
водоёма) как сообщества»;
Тестирование;
http://schoolcollection.edu.ru/
2.22. Человек — часть природы. Общее представление о строении
тела человека.
1
1
0
26.12.2022 Обсуждение текстов учебника, объяснения
учителя:«Строение тела человека»;
Устный опрос;
http://schoolcollection.edu.ru/
Дидактическая игра по теме «Каких животных мы знаем»;
2.23. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная,
дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль
в жизнедеятельности организма.
7
0
0
16.01.2023 Рассматривание схемы строения тела человека: называние,
описание функций разных систем органов;
Тестирование;
http://schoolcollection.edu.ru/
2.24. Гигиена отдельных органов и систем органов человека.
1
0
0
27.01.2023 Рассматривание схемы строения тела человека: называние,
описание функций разных систем органов;
Тестирование;
http://schoolcollection.edu.ru/
2.25. Измерение температуры тела человека, частоты пульса.
1
0
1
03.02.2023 Практическая работа по теме «Измерение температуры
тела и частоты пульса»;
Практическая
работа;
http://schoolcollection.edu.ru/
Итого по разделу
35
Устный опрос;
http://schoolcollection.edu.ru/
Устный опрос;
http://schoolcollection.edu.ru/
Раздел 3. Правила безопасной жизни.
3.1.
Здоровый образ жизни; забота о здоровье и безопасности
окружающих людей.
2
1
1
06.03.2023
3.2.
Безопасность во дворе жилого дома (внимание к зонам
электрических, газовых, тепловых подстанций и других
опасных объектов; предупреждающие знаки безопасности).
2
0
0
17.02.2023
3.3.
Транспортная безопасность пассажира разных видов
транспорта, правила поведения на вокзалах, в аэропортах, на
борту самолёта, судна.
2
0
0
10.02.2023 Рассказ учителя по теме «Правила поведения в транспорте,
на вокзалах, в аэропортах, на борту самолета, судна»;
Устный опрос;
http://schoolcollection.edu.ru/
3.4.
Безопасность в Интернете (ориентировка в признаках
мошенничества в сети; защита персональной информации) в
условиях контролируемого доступа в Интернет.
1
0
0
27.02.2023 Учебный диалог по теме «Как обеспечить безопасность
при работе в Интернете»;
Устный опрос;
http://schoolcollection.edu.ru/
7
7
Итого по разделу
7
Резервное время
6
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
Обсуждение результатов проектной деятельности по
теме«Что такое здоровый образ жизни и как его
Анализ ситуаций по теме «Что может произойти, если…»;
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы
Дата
изучения
Виды, формы
контроля
1.
Вводный урок. Как
устроен мир
1
0
0
Устный опрос;
2.
Природа.
1
0
0
Устный опрос;
3.
Общество
1
0
0
Устный опрос;
4.
Российская Федерация
1
0
0
Устный опрос;
5.
О чем расскажет план
1
0
0
Устный опрос;
6.
Что такое экология
1
0
0
Устный опрос;
7.
Проверь себя по
разделу «Как устроен
мир»
1
1
0
Письменный
контроль;
8.
Звездное небо – Великая
книга Природы
1
0
0
Устный опрос;
9.
Тела, вещества, частицы.
1
0
1
Устный опрос;
10. Разнообразие веществ
1
0
1
Устный опрос;
11. Воздух и его охрана
1
0
0
Устный опрос;
12. Вода.
1
0
1
Практическая
работа;
13. Превращения. Круговорот
воды в природе
1
0
0
Устный опрос;
Письменный
контроль;
14. Берегите воду!
1
0
0
Устный опрос;
15. Как разрушаются камни
1
0
0
Устный опрос;
16. Что такое почва.
1
0
1
Практическая
работа;
17. Разнообразие растений.
1
0
0
Устный опрос;
18. Солнце, растения и мы с
вами.
1
0
0
Устный опрос;
19. Размножение и развитие
растений.
1
0
0
Устный опрос;
20. Охрана растений.
1
0
0
Устный опрос;
1
0
0
Устный опрос;
21.
Разнообразие животных.
22. Кто что ест.
1
0
0
Устный опрос;
23. Размножение и развитие
животных.
1
0
0
Устный опрос;
24. Охрана животных.
1
0
0
Устный опрос;
25. В царстве грибов.
1
0
0
Устный опрос;
26. Проверь себя по разделу
«Эта удивительная
природа».
1
1
0
Письменный
контроль;
27. Организм человека.
1
0
0
Устный опрос;
28. Органы чувств
1
0
0
Устный опрос;
29. Надёжная защита
организма.
1
0
0
Устный опрос;
1
0
0
Устный опрос;
31. Наше питание
1
0
0
Устный опрос;
32. Дыхание и
кровообращение
1
0
0
Устный опрос;
33. Умей предупреждать
болезни.
1
0
0
Устный опрос;
34. Здоровый образ жизни.
1
0
1
Практическая
работа;
35. Проверь себя по
разделу«Мы и наше
здоровье»
1
1
0
Практическая
работа;
36. Огонь, вода и газ.
1
0
0
Устный опрос;
37. Чтобы путь был
счастливым
1
0
0
Устный опрос;
38. Дорожные знаки.
1
0
0
Тестирование;
39. Опасные места.
1
0
0
Устный опрос;
40. Природа и наша
безопасность.
1
0
0
Устный опрос;
41. Экологическая
безопасность
1
0
0
Устный опрос;
42. Проверь себя по
разделу «Наша
безопасность»
1
1
0
Письменный
контроль;
43. Для чего нужна
экономика.
1
0
0
Устный опрос;
30.
Опора тела и движение.
1
0
0
Устный опрос;
45. Полезные ископаемые
1
0
1
Практическая
работа;
46. Растениеводство
1
0
0
Устный опрос;
47. Животноводство.
1
0
0
Устный опрос;
48. Какая бывает
промышленность.
1
0
0
Устный опрос;
49. Что такое деньги.
1
0
0
Устный опрос;
50. Государственный бюджет. 1
0
0
Устный опрос;
51. Семейный бюджет.
1
0
1
Практическая
работа;
52. Экономика и экология
1
0
0
Устный опрос;
53. Проверь себя по
разделу«Чему учит
экономика»
1
1
0
Письменный
контроль;
54. Золотое кольцо России.
1
0
0
Устный опрос;
55. Золотое кольцо России.
1
0
0
Устный опрос;
56. Золотое кольцо России.
1
0
0
Устный опрос;
57. Наши ближайшие соседи.
1
0
0
Устный опрос;
58. На севере Европы.
1
0
0
Устный опрос;
59. Что такое Бенилюкс
1
0
0
Устный опрос;
60. В центре Европы.
1
0
0
Устный опрос;
61. По Франции и
Великобритании.
1
0
0
Устный опрос;
62. По Франции и
Великобритании.
1
0
0
Устный опрос;
63. На юге Европы.
1
0
0
Устный опрос;
64. Всемирное наследие
1
0
0
Устный опрос;
65. Проверь себя по
разделу«Путешествие по
городам и странам».
1
1
0
Письменный
контроль;
66. По знаменитым местам
мира
1
0
0
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
44.
Природные богатства и
труд людей – основа
экономики.
67.
1
Презентация проектов
«Богатства,отданные
людям», «Разнообразие
природы родного
края», «Кто
нас
защищает»,
«Экономика родного края»
68. Презентация
1
проектов«Богатства,
отданные
людям», «
Разнообразие природы
родного
края», «Кто
нас
защищает»,
«Экономика родного края»
68
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
0
0
Зачет;
1
0
Зачет;
7
7
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Окружающий мир (в 2 частях), 3 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество
«Издательство«Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
http://school-collection.edu.ru/catalog/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://school-collection.edu.ru/catalog/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ гербарий