окружающий мир 1,4 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и
естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику
психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного
плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому
планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 1 классе
начальной школы. Содержание обучения в 1 классе завершатся перечнем универсальных учебных
действий (УУД) — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно
формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных
особенностей младших школьников. В первом классе предлагается пропедевтический уровень
формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения
только начинается. С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на
интеграции регулятивных (определенные волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление
терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность
вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их
перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность».
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а
также предметные достижения младшего школьника за первый год обучения в начальной школе. В
тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания
обучения 1 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика
деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.
Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 1 класса начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а
также с учётом историко-культурного стандарта.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире,
обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего
школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе
целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение
естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в
содержании данного учебного предмета;
— развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения,
опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в
речевой, изобразительной, художественной деятельности;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей
принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к
истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового

культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся;
— развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии
с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления
культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам,
мнению и индивидуальности
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является
раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и
природа»,«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей
составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует
формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания курса«Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
— раскрытие роли человека в природе и обществе;
— освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и
природа»,«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость»,
«Человек и познание».
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе составляет 66
часов (два часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный коллектив. Друзья,
взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Совместная
деятельность с одноклассниками — учёба, игры, отдых. Рабочее место школьника: удобное
размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила
безопасной работы на учебном месте. Режим труда и отдыха.
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии.
Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес.
Россия — наша Родина. Москва — столица России. Символы России (герб, флаг, гимн). Народы
России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села),
региона. Культурные объекты родного края. Ценность и красота рукотворного мира. Правила
поведения в социуме.
Человек и природа
Природа — среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком. Природные
материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа.
Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды)
по термометру. Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила
нравственного и безопасного поведения в природе.
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание).
Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части растения (называние,
краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя.
Комнатные растения, правила содержания и ухода.
Мир животных Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др. ). Домашние и
дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах.
Правила безопасной жизни
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены.
Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная
разметка, дорожные сигналы).
Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях
контролируемого доступа в Интернет.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Познавательные универсальные учебные действия:
— сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать зависимость изменений в живой
природе от состояния неживой природы;
— приводить примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые, рыбы,
птицы), называть главную особенность представителей одной группы (в пределах изученного);
— приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, устанавливать различия
во внешнем виде.
Работа с информацией:
— понимать, что информация может быть представлена в разной форме — текста, иллюстраций,
видео, таблицы;

— соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять ответы
участников; уважительно от носиться к разным мнениям;
— воспроизводить названия своего населенного пункта, название страны, её столицы;
воспроизводить наизусть слова гимна России;
— соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с принадлежностью народу РФ,
описывать предмет по предложенному плану;
— описывать по предложенному плану время года, передавать в рассказе своё отношение к
природным явлениям;
— сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются.
Регулятивные универсальные учебные действия:
— сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами здорового образа жизни
(выполнение режима, двигательная активность, закаливание, безопасность использования
бытовых электроприборов);
— оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах другими детьми,
выполнять самооценку;
— анализировать предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима дня, организации
учебной работы; нарушения правил дорожного движения, правил пользования электро и
газовыми приборами.
Совместная деятельность:
— соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться, справедливо
распределять работу, определять нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя
устранять возникающие конфликты.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета "Окружающий мир" в 1 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность
обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны
отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к
российскому народу, к своей национальной общности;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему
и другим народам;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
— проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию
их индивидуальности;
— принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности;
— применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться,
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
— понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов;
— использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных
видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);
— приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.

Трудового воспитания:
— осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
— осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения,
бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
— осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том
числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательныеуниверсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
— понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды
обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
— на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и
зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в
пространстве);
— сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
— объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
— находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях
на основе предложенного алгоритма;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма
2) Базовые исследовательские действия:
— проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам,
проводимым под руководством учителя;
— определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное
развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
— моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая
природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его

последствия; коллективный труд и его результаты и др. );
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —
следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
— использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения
информации с учётом учебной задачи;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе
предложенного учителем способа её проверки;
— находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
— читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
иллюстрацию);
— соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в
Интернет (с помощью учителя);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание)
и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления
участников;
— признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно
высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к
собеседнику;
— использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе,
социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и
опытной работы, подкреплять их доказательствами;
— находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и
явлениях природы, событиях социальной жизни;
— готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки,
фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.

Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
— планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению
учебной задачи;
— выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
— находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия
при необходимости (с небольшой помощью учителя);
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
3) Самооценка:
— объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой
учителя;
— оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
— понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных
целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
— коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу
каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
— ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
— называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов своей
семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к семейным ценностям и
традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
— воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны;
— приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и праздников,
традиций и ценностей своей семьи, профессий;
— различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные
материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы
животных(насекомые, рыбы, птицы, звери);

— описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае дикорастущие
и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные явления в разные времена года;
деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
выделять их наиболее существенные признаки;
— применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными;
— проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные
наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), измерения (в
том числе вести счёт времени, измерять температуру воздуха) и опыты под руководством
учителя;
— использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
— оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к природе;
правила поведения в быту, в общественных местах;
— соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во время наблюдений и
опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами;
— соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
— соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
— соблюдать правила безопасного поведения в природе;
— с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным дневником и
электронными ресурсами школы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
всего

контрольные
работы

практические
работы

Виды деятельности
Дата
изучения

Виды, формы
контроля

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Экскурсия по школе, знакомство с помещениями.;
Экскурсия по школе;
знакомство с помещениями. Обсуждение ситуаций по
теме;
например;
«Правила поведения в классе и в школе». Беседа по теме;
например;
«Как содержать рабочее место в порядке»;

Устный опрос;

- Детские электронные
презентации и клипы:
https://viki.rdf.ru

Обсуждение ситуаций по теме «Правила поведения в
классе и в школе».;

Устный опрос;

Раздел 1. Человек и общество.
1.1.

1.2.

Школьные традиции и праздники. Классный,
школьный коллектив, совместная деятельность.

Одноклассники, взаимоотношения между ними;
ценность дружбы, взаимной помощи.

3

1

- Единая коллекция ЦОР:
http://school-collection.edu.ru

- Детские электронные
презентации и клипы:
https://viki.rdf.ru
- Единая коллекция ЦОР:
http://school-collection.edu.ru

1.3.

Рабочее место школьника. Правила безопасной
работы на учебном месте, режим труда и отдыха.

1

Беседа по теме «Как содержать рабочее место в порядке».;

Устный опрос;

http://www.nachalka.com/biblioteka

1.4.

Россия Москва — столица России. Народы
России.

2

Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и
других материалов (по выбору) на темы «Москва —
столица России», «Экскурсия по Москве»;

Устный опрос;

https://viki.rdf.ru/
http://www.museum.ru/

1.5.

Первоначальные сведения о родном крае.
Название своего населённого пункта (города,
села), региона.

2

Экскурсии, целевые прогулки, просмотр иллюстраций,
видеофрагментов и других материалов (по вы бору) на
тему «Москва — столица России».;

Устный опрос;

http://school-collection.edu.ru/

1.6.

Культурные объекты родного края. Труд людей.
Ценность и красота рукотворного мира.

1

Беседа по теме «Правила поведения в учреждениях
культуры — в театре, музее, библиотеке».;

Устный опрос;

http://school-collection.edu.ru/
http://www.museum.ru/

1.7.

Правила поведения в социуме.

1

Беседа по теме «Правила поведения в учреждениях
культуры — в театре, музее, библиотеке».;

Устный опрос;

https://viki.rdf.ru/

1.8.

Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и
фамилии членов семьи, их профессии.

2

Работа с иллюстративным материалом: рассматривание
фото, репродукций на тему «Семья».;
Учебный диалог по теме «Что такое семья».;

Практическая
работа;

http://www.nachalka.com/biblioteka

1.9.

Взаимоотношения и взаимопомощь в семье.
Совместный труд и отдых.

2

Рассказы детей по теме «Как наша семья проводит
свободное время».;

Устный опрос;

http://www.nachalka.com/biblioteka

1.10.

Домашний адрес.

1

Работа с иллюстративным материалом: рассматривание
фото, репродукций на тему «Семья».;

Практическая
работа;

Итого по разделу
Раздел 2. Человек и природа.

16

2.1.

Природа и предметы, созданные человеком.
Природные материалы. Бережное отношение к
пред метам, вещам, уход за ними.

2

Учебный диалог по теме «Почему люди должны оберегать
и охранять природу».;
Обсуждение ситуаций по теме «Правила поведения в
природе»;

Устный опрос;

https://viki.rdf.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka

2.2.

Неживая и живая природа.

2

Работа с иллюстративным материалом: «Живая и неживая
природа»;

Устный опрос;

https://viki.rdf.ru/

2.3.

Погода и термометр. Наблюдение за погодой
своего края. Сезонные изменения в природе.

3

Экскурсии по теме «Сезонные изменения в природе,
наблюдение за погодой».;
Практическая работа по теме «Измеряем температуру»;

2.4.

Взаимосвязи между человеком и природой.
Правила нравственного и безопасного поведения
в природе.

1

Работа с иллюстративным материалом: «Живая и неживая
природа»;

Устный опрос;

https://viki.rdf.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka

2.5.

Растения ближайшего окружения (узнавание,
называние, краткое описание).

3

Экскурсия.;
Сравнение внешнего вида деревьев, кустарников, трав.;

Устный опрос;

https://viki.rdf.ru/

2.6.

Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие
и культурные растения.

4

2.7.

Части растения (называние, краткая
характеристика значения для жизни
растения): корень, стебель, лист, цветок, плод,
семя.

3

Практическая работа по теме «Найдите у растений их
части»;
Рассматривание и зарисовка разнообразия частей
растения: разные листья, разные цветки и плоды, разные
корни (по выбору).;

2.8.

Комнатные растения, правила содержания и
ухода.

2

Практическая работа по теме «Учимся ухаживать за
растениями уголка природы».;

2.9.

Разные группы животных (звери, насекомые,
птицы, рыбы и др.).

12

1

Игра-соревнование по теме «Кто больше назовёт
насекомых (птиц, зверей…)»;

https://viki.rdf.ru/
Самооценка с
использованием«
Оценочного
листа»;

2.10.

Домашние и дикие животные (различия в
условиях жизни).

3

1

Наблюдения за поведением животных в естественных
условиях: повадки птиц, движения зверей, условия
обитаний насекомых (во время экскурсий, целевых
прогулок, просмотра видеоматериалов);

Тестирование;

2.11.

Забота о домашних питомцах.

2

Итого по разделу

1

https://viki.rdf.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka

Тестирование;
Определение названия по внешнему виду дерева.;
Работа с иллюстративным материалом: деление растений на
две группы — дикорастущие и культурные.;
Учебный диалог по теме «Чем различаются дикорастущие и
культурные растения?»;

http://festival.1september.ru/

Устный опрос;

http://festival.1september.ru/

https://viki.rdf.ru/

Рассказы детей по теме «Мой домашний питомец».;

https://viki.rdf.ru/

http://school-collection.edu.ru/

37

Раздел 3. Правила безопасной жизни.
3.1.

Необходимость соблюдения режима дня, правил
здорового питания и личной гигиены.

3

1

Беседа по теме «Что такое режим дня»: обсуждение
режима дня первоклассника.;
Рассказ учителя: «Что такое правильное питание».;

Тестирование;

https://viki.rdf.ru/

3.2.

Правила безопасности в быту: пользование
бытовыми электро приборами, газовыми
плитами.

1

Практическое занятие в кабинете.;
«Правила пользования газовой и электроплитой».
Составление памятки по теме;
;

Устный опрос;

https://uchi.ru/

3.3.

Дорога от дома до школы. Правила безопасного
поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная
разметка, дорожные сигналы).

1

Практическое занятие в кабинете.;
Дидактическая игра по теме;
например;
«Правила поведения на улицах и дорогах;
дорожные знаки»;

Устный опрос;

https://uchi.ru/

3.4.

Безопасность в сети Интернет (электронный
дневник и электронные ресурсы школы) в
условиях контролируемого доступа в Интернет.

2

Практическое занятие в кабинете.;

Устный опрос;

https://uchi.ru/

Итого по разделу

7

Резервное время

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

66

4

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы

1.

Экскурсия по школе.

1

2.

Мы - школьники. Правила
поведения в школе и в
классе.

1

3.

Школьные традиции и
праздники

1

4.

Дорога от дома до школы
Правила безопасной жизни.

1

Дорога от дома до
школы.Правила безопасного
поведения пешехода
5.

Режим дня школьника
Человек и общество.
Школьные традиции и
праздники.

1

6.

Что такое Родина

1

7.

Москва - столица России

1

8.

Твоя малая Родина Человек и 1
общество. Россия. Москва —
столица России. Народы
России.

9.

Природа Человек и природа.
Природа и предметы,
созданные человеком.

10. Природные объекты и
предметы, созданные
человеком Человек и
природа. Природа и
предметы, созданные
человеком. Природные
материалы. Бережное
отношение к предметам,
вещам, уход за ними.
Неживая и живая природа.

1

1

Дата
Виды, формы
изучения контроля

11. Времена года Человек и
природа. Природа и
предметы, созданные
человеком. Природные
материалы. Бережное
отношение к предметам,
вещам, уход за ними.

1

Неживая и живая природа.
12. Признаки осени Человек и
природа. Природа и
предметы, созданные
человеком. Природные
материалы. Бережное
отношение к предметам,
вещам, уход за ними.

1

Неживая и живая природа.
Погода и термометр.
Наблюдение за погодой
своего края.
13. Погода Человек и природа.
Природа и предметы,
созданные человеком.
Природные материалы.
Бережное отношение к
предметам, вещам, уход за
ними. Неживая и живая
природа

1

14. Термометр Человек и
природа. Природа и
предметы, созданные
человеком. Природные
материалы. Бережное
отношение к предметам,
вещам, уход за ними.

1

Неживая и живая природа.
Погода и термометр.
Наблюдение за погодой
своего края. Сезонные
изменения в природе.
Взаимосвязи между
человеком и природой.
Правила нравственного и
безопасного поведения в
природе

15. Жизнь растений Человек и
природа. Растения
ближайшего окружения
(узнавание, называние,
краткое описание).

1

16. Части растений Человек
и природа. Растения
ближайшего окружения
(узнавание, называние,
краткое описание).

1

17. Лиственные и хвойные
растения

1

18. Дикорастущие и
культурные растения

1

19. Комнатные растения Человек 1
и природа. Растения
ближайшего окружения
(узнавание, называние,
краткое описание).
Лиственные и хвойные
растения. Дикорастущие и
куль
20. Почему нужно ухаживать за
комнатными растениями

1

21. Редкие и исчезающие
растения

1

22. Проверочная работа по теме
"Растения"

1

23. Жизнь животных Человек и 1
природа. Разные группы
животных (звери, насекомые,
птицы, рыбы и др.).
Домашние и дикие животные
(различия в условиях
жизни).
24. Насекомые

1

25. Рыбы

1

26. Птицы

1

27. Звери

1

1

Тестирование;

28. Кто живет в зоопарке?
Человек и природа. Разные
группы животных (звери,
насекомые, птицы, рыбы и
др.). Домашние и дикие
животные (различия в
условиях жизни).

1

29. Дикие и домашние животные 1
Человек и природа. Разные
группы животных (звери,
насекомые, птицы, рыбы и
др.). Домашние и дикие
животные (различия в
условиях жизни).
30. Почему домашние животные 1
нуждаются в заботе

31. Признаки зимы. Человек и
природа. Природа и
предметы, созданные
человеком. Природные
материалы. Бережное
отношение к предметам,
вещам, уход за ними.

1

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

1

Тестирование;

1

Неживая и живая природа.
32. Помощь птицам зимой
Человек и природа. Разные
группы животных (звери,
насекомые, птицы, рыбы и
др.).

1

33. Редкие и исчезающие
животные Человек и
природа.

1

34. Проверочная работа по теме
"Животные"

1

35. Твой дом Человек и
общество. Моя семья в
прошлом и настоящем.

1

Имена и фамилии членов
семьи, их
профессии.Взаимоотношения
и взаимопо- мощь в семье.
Совместный труд и отдых.
Домашний адрес
36. Твоя семья Человек и
общество. Моя семья в
прошлом и настоящем.

1

Имена и фамилии членов
семьи, их
профессии.Взаимоотношения
и взаимопо- мощь в семье.
Совместный труд и отдых.
Домашний адрес
37. Все профессии важны!
1
Человек и общество. Моя
семья в прошлом и
настоящем. Имена и
фамилии членов семьи, их
профессии.Взаимоотношения
и взаимопо- мощь в семье.
Совместный труд и отдых.
Домашний адрес
38. Вода в доме

1

39. Электричество в доме
Правила безопасной жизни.

1

Правила безопасности в
быту: пользование бытовыми
электроприборами, газовыми
плитами
40. Компьютер в твоей жизни
Правила безопасной жизни.
Безопасность в сети
Интернет (электронный
дневник и элек- тронные
ресурсы школы) в усло- виях
контролируемого доступа в
Интернет

1

Устный опрос;

41. Правила безопасности в доме 1
Правила безопасной жизни.
Правила безопасности в
быту: пользование бытовыми
электроприборами, газовыми
плитами
42. Кто нас защищает Человек и 1
общество. Моя семья в
прошлом и настоящем.
Имена и фамилии членов
семьи, их
профессии.Взаимоотношения
и взаимопо- мощь в семье.
Совместный труд и отдых.
Домашний адрес
43. Признаки весны Человек и
природа.

1

44. Весенний праздник - 8 Марта 1
Человек и общество.
45. Как меняется человек и
окружающий мир

1

46. Как ты воспринимаешь мир
Правила безопасной жизни.
Необходимость соблюдения
режима дня, правил
здорового питания и личной
гигиены

1

47. Твое настроение Человек и
общество.

1

48. Наблюдаем за небом (звезды, 1
созвездия, Луна, Солнце)
Человек и природа. Природа
и предметы, созданные
человеком. Природные
материалы. Бережное
отношение к предметам,
вещам, уход за ними.
49. Солнце Человек и природа.

1

50. Земля и Луна Человек и
природа.

1

Устный опрос;

51. Человек исследует космос
Человек и природа.

1

52. 12 апреля - День
космонавтики

1

53. Твое тело Правила
безопасной жизни.

1

Необходимость соблюдения
режима дня, правил
здорового питания и личной
гигиены
54. Чем полезны овощи и
фрукты Необходимость
соблюдения режима дня,
правил здорового питания и
личной гигиены

1

55. Твоя одежда Правила
безопасной жизни.

1

Необходимость соблюдения
режима дня, правил
здорового питания и личной
гигиены
56. Твое здоровье Правила
безопасной жизни.

1

Необходимость соблюдения
режима дня, правил
здорового питания и личной
гигиены
57. Какие бывают музеи Человек 1
и общество.
58. Такие разные памятники

1

59. Твои земляки - герои
Отчизны

1

60. Будем вежливыми

1

61. О дружбе Человек и
общество

1

62. Идем в гости. Поведение в
гостях Человек и общество

1

63. Признаки лета. Человек и
природа.

1

Устный опрос;

64. Правила поведения на улице
Правила безопасной жизни.

1

65. Итоговая проверочная работа 1
66. Правила поведения в
лесу Человек и природа

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

66

Письменный
контроль;

1

4

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Окружающий мир (в 2 частях), 1 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
- Учебная платформа Яндекс.Учебник https://education.yandex.ru
- Учебная платформа Учи.ру https://uchi.ru/
- Сайт «Детские радости» ориентирован на дошкольный и младший
школьный возраст детей, для родителей, воспитателей, педагогов: https://detskieradosti.ru
- Детские электронные презентации и клипы: https://viki.rdf.ru
- Единая коллекция ЦОР: http://school-collection.edu.ru
- Библиотека материалов для начальной школы http://www.nachalka.com/biblioteka
- Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru
- Портал «Музеи России» http://www.museum.ru
- Детские электронные презентации и клипы http://viki.rdf.ru/
- Педсовет http://pedsovet.org
Электронные версии журналов.
http://barsuk.lenin.ru - Журнал для детей "Барсук"
http://www.kostyor.ru/archives.html - Журнал для школьников "Костёр"

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и
естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику
психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного
плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому
планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 4 классе
начальной школы.
Содержание обучения в 4 классе завершается перечнем универсальных учебных действий —
познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами
учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших
школьников.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а
также предметные достижения младшего школьника за четвертый год обучения в начальной школе.
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания
обучения 4 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика
деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.
Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 4 класса начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а
также с учётом историко-культурного стандарта.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире,
обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего
школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе
целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение
естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в
содержании данного учебного предмета;
— развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения,
опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в
речевой, изобразительной, художественной деятельности;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей
принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к
истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового
культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся;
— развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии
с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления

культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам,
мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является
раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей
всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности
предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса
«Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
— раскрытие роли человека в природе и обществе;
— освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и
познание».
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе, составляет 68
часов (два часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина
Российской Федерации. Президент Российской Федерации — глава государства. Политикоадминистративная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие
достопримечательности, знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности,
история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения
духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества,
Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного
единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре,
истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и яркие события
общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь,
Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда,
духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся
люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Наиболее значимые объекты
списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и
культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная
ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их
национальности, социального статуса, религиозной принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по
исследованию природных объектов и явлений. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и
тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники
планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение
Земли вокруг Солнца и смена времён года. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы,
овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России.
Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы,
их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и
водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы
и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2—3
объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и
животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон,
охрана природы). Связи в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и
природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и
животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга
(отдельные примеры).
Правила безопасной жизни
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в городе (планирование

маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в
общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения
велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста.
Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации, опознавание государственных
образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа
в Интернет.
Универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия:
— устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека;
— конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде
обитания;
— моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма
поверхности);
— соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне;
— классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией:
— использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать
объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных
ресурсов школы;
— использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари,
справочники, энциклопедии, в том числе и Интернет (в условиях контролируемого выхода);
— на основе дополнительной информации делать сообщения (доклады) на предложенную тему,
подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг,
соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного
природного и культурного наследия;
— характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем
органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма;
— создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма
вредных привычек;
— описывать ситуации проявления нравственных качеств — отзывчивости, доброты,
справедливости и др.;
— составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных
изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей);
— составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»;
— создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках
изученного).

Регулятивные универсальные учебные действия:
— самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и
возможные ошибки;
— контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия
при необходимости;
— адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками;
— находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.
Совместная деятельность:
— выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей — руководитель,
подчинённый, напарник, член большого коллектива;
— ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности,
объективно оценивать свой вклад в общее дело;
— анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования
инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета "Окружающий мир" в 4 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность
обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны
отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к
российскому народу, к своей национальной общности;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему
и другим народам;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
— проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию
их индивидуальности;
— принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности;
— применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться,
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
— понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов;
— использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных
видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе ин
формационной);
— приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.

Трудового воспитания:
— осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
— осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения,
бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
— осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том
числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательныеуниверсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
— понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды
обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
— на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и
зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в
пространстве);
— сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
— объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты;
— находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях
на основе предложенного алгоритма;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма
2) Базовые исследовательские действия:
— проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам,
проводимым под руководством учителя;
— определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное
развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
— моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая
природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его

последствия; коллективный труд и его результаты и др. );
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
— использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения
информации с учётом учебной задачи;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе
предложенного учителем способа её проверки;
— находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
— читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
иллюстрацию);
— соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в
Интернет (с помощью учителя);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание)
и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления
участников;
— признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно
высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к
собеседнику;
— использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе,
социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и
опытной работы, подкреплять их доказательствами;
— находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и
явлениях природы, событиях социальной жизни;
— готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки,
фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:

1) Самоорганизация:
— планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению
учебной задачи;
— выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
— находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия
при необходимости (с не большой помощью учителя);
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
3) Самооценка:
— объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой
учителя;
— оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
— понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных
целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
— коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу
каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
— ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
— проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других
народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в
социуме;
— показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы,
равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);
— показывать на исторической карте места изученных исторических событий;
— находить место изученных событий на «ленте времени»;
— знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;
— соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами
истории России;

— рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории
России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов,
достопримечательностях столицы России и родного края;
— описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные
признаки, в том числе государственную символику России и своего региона;
— проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием
простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам
безопасного труда;
— распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию,
рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
— группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая
признак для группировки; проводить простейшие классификации;
— сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных
характерных свойств;
— использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и
процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в
природе своей местности, причины смены природных зон);
— называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за
рубежом (в пределах изученного);
— называть экологические проблемы и определять пути их решения;
— создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и
обществе;
— использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации,
ответов на вопросы;
— соблюдать правила нравственного поведения на природе;
— осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека;
— соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной
инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах
отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.);
— соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате;
— осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и достоверной информации в
Интернете.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
всего

контрольные
работы

практические
работы

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек и природа.
1.1.

Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и
тепла для всего живого на Земле.

1

0

0

Игра-соревнование по теме «Клуб астрономов»: зададим друг
другу вопросы о Солнечной системе;
Обсуждение выступлений учащихся (дифференцированное
задание) о планетах;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/

1.2.

Характеристика планет Солнечной системы.
Естественные спутники планет.

1

0

0

Осознание целостного взгляда на мир через представление о
Солнечной системе-планеты;

Устный опрос;
Тестирование;

https://infourok.ru/

1.3.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как
причина смены дня и ночи.

1

0

1

Рассматривание и обсуждение схемы: вращение Земли вокруг
своей оси — причина смены дня и ночи;

Устный опрос;
Практическая
работа;

https://infourok.ru/

1.4.

Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.

1

1

0

Рассматривание и обсуждение схемы: вращение Земли вокруг
своей оси — причина смены дня и ночи;

Практическая
работа;

https://infourok.ru/

1.5.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы,
овраги (общее представление, условное обозначение
равнин и гор на карте). Равнины и горы России.

1

0

1

Работа с картой: равнины и горы на территории РФ,
крупнейшие реки и озёра; моря, омывающие Россию;

Практическая
работа;

https://urok.1sept.ru/

1.6.

Особенности поверхности родного края (краткая
характеристика на основе наблюдений).

1

0

0

Описание объектов родного края: название, место
расположения, общая характеристика;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/

1.7.

Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд);
река как водный поток.

1

0

0

Работа с картой: равнины и горы на территории РФ,
крупнейшие реки и озёра; моря, омывающие Россию;

Устный опрос;
Тестирование;

https://resh.edu.ru/

1.8.

Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её
берега, океаны. Использование человеком водоёмов и
рек.

1

0

1

Работа с картой: равнины и горы на территории РФ,
крупнейшие реки и озёра; моря, омывающие Россию;

Устный опрос;
Практическая
работа;

https://infourok.ru/

1.9.

Водоёмы и реки родного края: названия, краткая
характеристика.

1

0

1

Описание объектов родного края: название, место
расположения, общая характеристика;

Устный опрос;
Практическая
работа;

https://uchitelya.com/

1.10.

Наиболее значимые природные объекты списка
Всемирного наследия в России и зарубежом.

1

0

0

Рассказ учителя, работа с иллюстративным материалом:
природные объекты списка Всемирного наследия в России и за
рубежом (в России — озеро Байкал, остров Врангеля, вулканы
Камчатки, Ленские столбы; в мире — остров Пасхи (Чили);
дорога гигантов (Северная Ирландия); бухта Халонг (Вьетнам);
национальный парк Тонгариро (Новая Зеландия));

Устный опрос;

https://infourok.ru/

1.11.

Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных
ископаемых, растительного и животного мира.
Международная Красная книга (3—4 примера).

3

0

2

Обсуждение результатов проектной деятельности по теме
«Объекты Всемирного наследия в России и в мире»;
Рассказ учителя о Международной Красной книге;

Устный опрос;
Практическая
работа;

https://infourok.ru/

1.12.

Правила нравственного поведения в природе.

1

0

0

Работа в группах по теме «Составление памятки «Правила
поведения в природе»;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/

1.13.

Природные зоны России: общее представление об
основных природных зонах России: климат,
растительный и животный мир, особенности труда и
быта людей, охрана природы.

8

1

6

Работа с текстом учебника: особенности разных природных зон;
Учебный диалог по теме «Экологические связи в природной
зоне»;
Моделирование характерных цепей питания в изучаемой
природной зоне;

Устный опрос;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/

1.14.

Связи в природной зоне.

4

0

0

Работа в группах: создание описания одной из природных зон
по самостоятельно составленному плану (с использованием
дополнительной информации, в том числе из Интернета);

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/

Итого по разделу

26

Раздел 2. Правила безопасной жизни.
2.1.

Здоровый образ жизни: профилактика вредных
привычек.

1

0

0

Учебный диалог по теме «Послушаем друг друга: как я
выполняю правила безопасной жизни»;
Работа в группах: составление текста по теме, «Какие
опасности можно встретить на улице, в зонах отдыха, в
общественных местах»;

Устный опрос;

https://nsportal.ru/

2.2.

Безопасность в городе. Планирование безопасных
маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры
города; правила безопасного поведения велосипедиста
(дорожные знаки, дорожная разметка, сигналы и средства
защиты велосипедиста).

2

0

1

Анализ ситуаций по теме «Что может произойти, если…»,
обсуждение результатов работы групп;
Ролевая игра по теме «Знаем ли мы правила езды на велосипеде
(роли: велосипедисты, сотрудники ГИБДД, маленькие дети);

Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

https://infourok.ru/

2.3.

Безопасность в Интернете (поиск достоверной
информации опознание государственных
образовательных ресурсов и детских развлекательных
порталов) в условиях контролируемого доступа в
Интернет.

2

1

0

Рассказ учителя по теме «Чем может быть опасен Интернет.
Как правильно искать информацию в Интернете»;

Устный опрос;
Контрольная
работа;

https://uchitelya.com/

Итого по разделу

5

Раздел 3. Человек и общество.
3.1.

Государственное устройство РФ (общее представление).

1

0

0

Работа с политико-административной картой РФ: определение
местонахождения республик РФ, краёв, крупнейших областей и
городов России;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/

3.2.

Конституция — основной закон Российской
Федерации. Права и обязанности гражданина РФ.

1

0

0

Чтение статей Конституции РФ о правах граждан РФ;
Рассказ учителя по теме «Забота о детстве — главная
особенность нашего государства»;
Чтение и обсуждение текстов учебника, объяснения учителя;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/
https://yandex.ru/

3.3.

Президент РФ — глава государства. Политикоадминистративная карта России. Города России.

1

0

1

Работа с политико-административной картой РФ: определение
местонахождения республик РФ, краёв, крупнейших областей и
городов России;
Чтение и обсуждение текстов учебника, объяснения учителя;

Устный опрос;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/

3.4.

Общая характеристика родного края: природа, главный
город, важнейшие достопримечательности, знаменитые
соотечественники.

1

0

1

Игра-соревнование по теме «Знаем ли мы свой родной край?»;
Рассказ учителя о важнейших страницах истории родного края;

Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/

3.5.

Государственные праздники в жизни российского
общества: Новый год, День защитника Отечества,
Международный женский день, День весны и труда, День
Победы, День России, День народного единства, День
Конституции.

1

0

0

Обсуждение докладов и презентаций учащихся
(дифференцированное задание) по теме «Мой родной край»;
Учебный диалог по теме «Государственные праздники
России»;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/

3.6.

Праздники и памятные даты своего региона.
Характеристика отдельных исторических событий,
связанных с ним.

1

0

0

Рассказ учителя о важнейших страницах истории родного края;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/

3.7.

История Отечества «Лента времени» и историческая
карта.

7

0

1

Практическая работа по теме «Определение по «ленте
времени» времени (века), в котором происходили исторические
события»;
Работа в паре: анализ исторической карты, нахождение мест
важнейших исторических событий в жизни России;

Устный опрос;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/

3.8.

Картины быта, труда; духовно-нравственные и
культурные традиции людей в разные исторические
времена.

5

0

1

Обсуждение рассказов учителя, текста учебника о быте,
традициях, культуре Древней Руси;

Устный опрос;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/

3.9.

Наиболее важные и яркие события общественной и
культурной жизни страны в разные исторические
периоды: государство Русь, Московское государство,
Российская империя, СССР, Российская Федерация.

9

1

1

Учебный диалог по теме «Как выполняли свой долг защиты
Отечества в разные исторические времена граждане России (на
примере Отечественной войны 1812 г., Великой Отечественной
войны (1941—1945 гг. )»;
Просмотр видеофрагментов, иллюстраций, чтение текстов
учебников (по выбору) на тему «Объекты Всемирного
культурного наследия в России и за рубежом»;

Устный опрос;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/
https://yandex.ru

3.10.

Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых
национальных ценностей.

7

0

1

Обсуждение рассказов учителя, текста учебника о быте,
традициях, культуре Древней Руси;
Экскурсия в художественный музей, просмотр
видеофрагментов, иллюстраций и других материалов на темы
«Искусство Древней Руси», «Ремёсла в Древней Руси»,
«Образование от Древней Руси до XIX века», «Московское
государство», «Искусство ХIХ века», «Искусство ХХ века» (по
выбору);

Устный опрос;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/

3.11.

Наиболее значимые объекты списка Всемирного
культурного наследия в России и зарубежом (3—4
объекта). Охрана памятников истории и культуры.

1

0

0

Рассказ учителя о памятниках Всемирного наследия (например,
в России — Московский Кремль, памятники Новгорода, Кижи,
в мире — Великая Китайская стена, Колизей в Риме, Акрополь
в Греции);

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/

3.12.

Посильное участие в охране памятников истории и
культуры своего края.

1

0

0

Рассказ учителя о памятниках Всемирного наследия (например,
в России — Московский Кремль, памятники Новгорода, Кижи,
в мире — Великая Китайская стена, Колизей в Риме, Акрополь
в Греции);

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/

3.13.

Правила нравственного поведения, культурные
традиции людей в разные исторические времена.

1

0

0

Учебный диалог по теме «Как охраняются памятники истории
и культуры»;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/

Итого по разделу

37

Резервное время

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

4

19

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы

Дата
Виды, формы
изучения контроля

1.

Мир глазами астронома.
Солнце

1

0

0

Устный опрос;

2.

Планеты Солнечной
системы.

1

0

0

Устный опрос;

3.

Звёздное небо – великая
книга Природы.
Практическая работа № 1
«Движение Земли вокруг
своей оси и вокруг Солнца»

1

0

1

Практическая
работа;

4.

Смена времен года.

1

0

0

Устный опрос;
Тестирование;

5.

Равнины и горы России.
Практическая работа № 2
«Поиск и показ на
физической карте изучаемых
географических объектов»

1

0

1

Практическая
работа;

6.

Поверхность родного края

1

0

0

Устный опрос;

7.

Моря, озёра и реки России.
Практическая работа № 3
«Поиск на физической карте
морей, озёр и рек России»

1

0

1

Практическая
работа;

8.

Океаны, моря,озёра и реки
России

1

0

0

Устный опрос;

9.

Водоёмы и реки родного края 1

0

1

Практическая
работа;

10. Сокровища Земли под
охраной
человечества.Всемирное
наследие

1

0

0

Устный опрос;

11. Сокровища Земли под
охраной
человечества.Международная
Красная книга.

1

0

1

Устный опрос;
Практическая
работа;

12. Наши подземные богатства.

1

0

0

Устный опрос;

13. Наши проекты. « Красная
книга нашего края», «Охрана
природы нашего края»

1

0

1

Практическая
работа;

14. Правила нравственного
поведения в природе. "Чему
меня научили уроки
экологической этики"

1

0

0

Устный опрос;

15. Природные зоны России.
1
Практическая работа № 4
«Поиск и показ изучаемых
объектов на карте природных
зон России»

0

1

Устный опрос;
Практическая
работа;

16. Зона арктических пустынь.
.Практическая работа №5
«Рассматривание гербарных
экземпляров растений,
выявление признаков их
приспособленности к
условиям жизни в Арктике»

1

0

1

Устный опрос;
Практическая
работа;

17. Тундра. Практическая работа 1
№6 «Рассматривание
гербарных экземпляров
растений, выявление
признаков их
приспособленности к
условиям жизни в тундре»

0

1

Устный опрос;
Практическая
работа;

18. Леса России. Лес и человек

1

0

0

Письменный
контроль;

19. Зона степей. Практическая
работа №7 «Рассматривание
гербарных экземпляров
растений, выявление
признаков их
приспособленности к
условиям жизни в зоне
степей» .

1

0

1

Устный опрос;
Практическая
работа;

20. Пустыни. Практическая
работа №8 «Рассматривание
гербарных экземпляров
растений, выявление
признаков их
приспособленности к
условиям жизни в зоне
пустынь»

1

0

1

Практическая
работа;

У Черного моря.
Практическая работа №9
«Рассматривание гербарных
экземпляров растений,
выявление признаков их
приспособленности к
условиям жизни в зоне
субтропиков»

1

0

1

Практическая
работа;
Тестирование;

22. Обобщение по разделу
«Природа России».
Проверочная работа № 2 «
Природа России».

1

1

0

Контрольная
работа;

23. Земля – кормилица

1

0

0

Устный опрос;

24. Жизнь леса

1

0

0

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

25. Жизнь луга.

1

0

0

Устный опрос;

26. Жизнь в пресных водах

1

0

0

Устный опрос;

27. Здоровый образ жизни:
профилактика вредных
привычек.

1

0

0

Устный опрос;

28. Безопасность в городе.
Дорожные знаки и дорожная
разметка

1

0

0

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

29. Правила безопасного
поведения велосипедиста

1

0

1

Практическая
работа;

30. Правила безопасности
школьников в сети интернет

1

0

0

Устный опрос;

31. Проверочная работа № 3 по 1
разделу "Правила безопасной
жизни"

1

0

Контрольная
работа;

21.

32. Государственное устройство
РФ

1

0

0

Устный опрос;

33. Конституция — основной
закон Российской
Федерации. Права и
обязанности гражданина РФ.

1

0

0

Устный опрос;

34. Президент РФ — глава
государства. Политикоадминистративная карта
России. Города России.

1

0

1

Практическая
работа;

35. Наш край. Практическая
работа №10 «Знакомство с
картой родного края»

1

0

1

Практическая
работа;

36. Такие разные праздники

1

0

0

Устный опрос;

37. Сталинградская битва

1

0

0

Устный опрос;

38. Мир глазами историка

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

39. Когда и где? Практическая
работа №11 «Знакомство с
историческими картами»

1

0

1

Практическая
работа;

40. Начало истории
человечества.

1

0

0

Устный опрос;

41. Мир древности: далёкий и
близкий

1

0

0

Устный опрос;

42. Средние века: время рыцарей 1
и замков.

0

0

Устный опрос;

43. Новое время: встреча Европы 1
и Америки.

0

0

Устный опрос;

44. Новейшее время: история
продолжается сегодня.

1

0

0

Устный опрос;

45. Жизнь древних славян

1

0

0

Устный опрос;

46. Во времена Древней Руси

1

0

0

Устный опрос;

47. Страна городов

1

0

0

Устный опрос;

48. Страна городов.
1
Практическая работа № 12
«Найти и показать изучаемые
объекты на исторических
картах.

0

1

Практическая
работа;

49. Из книжной сокровищницы
Древней Руси.

1

0

0

Устный опрос;

50. Трудные времена на Русской
земле.

1

0

0

Устный опрос;

51. Русь расправляет крылья.

1

0

0

Устный опрос;

52. Куликовская битва.

1

0

0

Устный опрос;

53. Иван Третий.

1

0

0

Устный опрос;

54. Мастера печатных дел

1

0

0

Устный опрос;

55. Патриоты России

1

0

0

Устный опрос;

56. Пётр Великий

1

0

0

Зачет;

57. Михаил Васильевич
Ломоносов.

1

0

0

Практическая
работа;

58. Екатерина Великая

1

0

0

Устный опрос;

59. Отечественная война 1812
года.

1

1

0

Контрольная
работа;

60. Страницы истории XIX века.

1

0

0

Устный опрос;

61. Россия вступает в XX век.

1

0

0

Устный опрос;

62. Страницы истории 1920 –
1930-х годов.

1

0

0

Устный опрос;

63. Великая Отечественная
война и Великая Победа.
Проект «Наш край в годы
Великой Отечественной
войны»

1

0

1

Устный опрос;
Практическая
работа;

64. Проверочная работа № 4 по
разделу "Человек и
общество"

1

1

0

Контрольная
работа;

65. Страна, открывшая путь в
космос. Проект «Новые
имена советской эпохи»

1

0

1

Практическая
работа;

66. Объекты всемирного
наследия

1

0

0

Устный опрос;

67. Посильное участие в охране
памятников истории и
культуры своего края.

1

0

0

Устный опрос;

68. Правила нравственного
поведения, культурные
традиции людей в разные
исторические времена.

1

0

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

68

4

19

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 частях. Ч. 1.- М.: Просвещение, 2018;
Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 частях. Ч. 2.- М.: Просвещение, 2018.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы
«Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков.
— М.: Просвещение, 2018
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://yandex.ru/video/
https://uchi.ru/teachers/hometasks
https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/
https://uchitelya.com/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная приставка
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 07.09.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(35335)3-81-12

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».