ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и
естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику
психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного
плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому
планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 1 классе
начальной школы. Содержание обучения в 1 классе завершатся перечнем универсальных учебных
действий (УУД) — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно
формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных
особенностей младших школьников. В первом классе предлагается пропедевтический уровень
формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения
только начинается. С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на
интеграции регулятивных (определенные волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление
терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность
вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их
перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность».
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а
также предметные достижения младшего школьника за первый год обучения в начальной школе. В
тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания
обучения 1 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика
деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.
Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 1 класса начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а
также с учётом историко-культурного стандарта.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире,
обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего
школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе
целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение
естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в
содержании данного учебного предмета;
— развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения,
опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в
речевой, изобразительной, художественной деятельности;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей
принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к
истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового
культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся;
— развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии
с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления
культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам,
мнению и индивидуальности
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является
раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и
природа»,«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей
составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует
формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания курса«Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
— раскрытие роли человека в природе и обществе;
— освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и
природа»,«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость»,
«Человек и познание».
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе составляет 66
часов (два часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный коллектив. Друзья,
взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Совместная
деятельность с одноклассниками — учёба, игры, отдых. Рабочее место школьника: удобное
размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила
безопасной работы на учебном месте. Режим труда и отдыха.
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии.
Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес.
Россия — наша Родина. Москва — столица России. Символы России (герб, флаг, гимн). Народы
России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села),
региона. Культурные объекты родного края. Ценность и красота рукотворного мира. Правила
поведения в социуме.
Человек и природа
Природа — среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком. Природные
материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа.
Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды)
по термометру. Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила
нравственного и безопасного поведения в природе.
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание).
Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части растения (называние,
краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя.
Комнатные растения, правила содержания и ухода.
Мир животных Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др. ). Домашние и
дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах.
Правила безопасной жизни
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены.
Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная
разметка, дорожные сигналы).
Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях
контролируемого доступа в Интернет.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Познавательные универсальные учебные действия:
— сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать зависимость изменений в живой
природе от состояния неживой природы;
— приводить примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые, рыбы,
птицы), называть главную особенность представителей одной группы (в пределах изученного);
— приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, устанавливать различия
во внешнем виде.
Работа с информацией:
— понимать, что информация может быть представлена в разной форме — текста, иллюстраций,
видео, таблицы;
— соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять ответы
участников; уважительно от носиться к разным мнениям;
— воспроизводить названия своего населенного пункта, название страны, её столицы;
воспроизводить наизусть слова гимна России;
— соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с принадлежностью народу РФ,
описывать предмет по предложенному плану;
— описывать по предложенному плану время года, передавать в рассказе своё отношение к
природным явлениям;
— сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются.
Регулятивные универсальные учебные действия:
— сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами здорового образа жизни
(выполнение режима, двигательная активность, закаливание, безопасность использования
бытовых электроприборов);
— оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах другими детьми,
выполнять самооценку;
— анализировать предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима дня, организации
учебной работы; нарушения правил дорожного движения, правил пользования электро и
газовыми приборами.
Совместная деятельность:
— соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться, справедливо
распределять работу, определять нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя
устранять возникающие конфликты.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета "Окружающий мир" в 1 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность
обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны
отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к
российскому народу, к своей национальной общности;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему
и другим народам;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
— проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию
их индивидуальности;
— принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности;
— применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться,
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
— понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов;
— использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных
видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);
— приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
— осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
— осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения,
бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
— осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том
числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательныеуниверсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
— понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды
обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
— на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и
зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в
пространстве);
— сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
— объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
— находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях
на основе предложенного алгоритма;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма
2) Базовые исследовательские действия:
— проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам,
проводимым под руководством учителя;
— определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное
развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
— моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая
природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его
последствия; коллективный труд и его результаты и др. );
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —
следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
— использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения
информации с учётом учебной задачи;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе
предложенного учителем способа её проверки;
— находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
— читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
иллюстрацию);
— соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в
Интернет (с помощью учителя);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание)
и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления
участников;
— признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно
высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к
собеседнику;
— использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе,
социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и
опытной работы, подкреплять их доказательствами;
— находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и
явлениях природы, событиях социальной жизни;
— готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки,
фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
— планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению
учебной задачи;
— выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
— находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия
при необходимости (с небольшой помощью учителя);
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
3) Самооценка:
— объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой
учителя;
— оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
— понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных
целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
— коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу
каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
— ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
— называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов своей
семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к семейным ценностям и
традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
— воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны;
— приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и праздников,
традиций и ценностей своей семьи, профессий;
— различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные
материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы
животных(насекомые, рыбы, птицы, звери);
— описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае дикорастущие
и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные явления в разные времена года;
деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
выделять их наиболее существенные признаки;
— применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными;
— проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные
наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), измерения (в
том числе вести счёт времени, измерять температуру воздуха) и опыты под руководством
учителя;
— использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
— оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к природе;
правила поведения в быту, в общественных местах;
— соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во время наблюдений и
опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами;
— соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
— соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
— соблюдать правила безопасного поведения в природе;
— с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным дневником и
электронными ресурсами школы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
всего
контрольные
работы
практические
работы
Виды деятельности
Дата
изучения
Виды, формы
контроля
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Экскурсия по школе, знакомство с помещениями.;
Экскурсия по школе;
знакомство с помещениями. Обсуждение ситуаций по
теме;
например;
«Правила поведения в классе и в школе». Беседа по теме;
например;
«Как содержать рабочее место в порядке»;
Устный опрос;
- Детские электронные
презентации и клипы:
https://viki.rdf.ru
Обсуждение ситуаций по теме «Правила поведения в
классе и в школе».;
Устный опрос;
Раздел 1. Человек и общество.
1.1.
1.2.
Школьные традиции и праздники. Классный,
школьный коллектив, совместная деятельность.
Одноклассники, взаимоотношения между ними;
ценность дружбы, взаимной помощи.
3
1
- Единая коллекция ЦОР:
http://school-collection.edu.ru
- Детские электронные
презентации и клипы:
https://viki.rdf.ru
- Единая коллекция ЦОР:
http://school-collection.edu.ru
1.3.
Рабочее место школьника. Правила безопасной
работы на учебном месте, режим труда и отдыха.
1
Беседа по теме «Как содержать рабочее место в порядке».;
Устный опрос;
http://www.nachalka.com/biblioteka
1.4.
Россия Москва — столица России. Народы
России.
2
Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и
других материалов (по выбору) на темы «Москва —
столица России», «Экскурсия по Москве»;
Устный опрос;
https://viki.rdf.ru/
http://www.museum.ru/
1.5.
Первоначальные сведения о родном крае.
Название своего населённого пункта (города,
села), региона.
2
Экскурсии, целевые прогулки, просмотр иллюстраций,
видеофрагментов и других материалов (по вы бору) на
тему «Москва — столица России».;
Устный опрос;
http://school-collection.edu.ru/
1.6.
Культурные объекты родного края. Труд людей.
Ценность и красота рукотворного мира.
1
Беседа по теме «Правила поведения в учреждениях
культуры — в театре, музее, библиотеке».;
Устный опрос;
http://school-collection.edu.ru/
http://www.museum.ru/
1.7.
Правила поведения в социуме.
1
Беседа по теме «Правила поведения в учреждениях
культуры — в театре, музее, библиотеке».;
Устный опрос;
https://viki.rdf.ru/
1.8.
Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и
фамилии членов семьи, их профессии.
2
Работа с иллюстративным материалом: рассматривание
фото, репродукций на тему «Семья».;
Учебный диалог по теме «Что такое семья».;
Практическая
работа;
http://www.nachalka.com/biblioteka
1.9.
Взаимоотношения и взаимопомощь в семье.
Совместный труд и отдых.
2
Рассказы детей по теме «Как наша семья проводит
свободное время».;
Устный опрос;
http://www.nachalka.com/biblioteka
1.10.
Домашний адрес.
1
Работа с иллюстративным материалом: рассматривание
фото, репродукций на тему «Семья».;
Практическая
работа;
Итого по разделу
Раздел 2. Человек и природа.
16
2.1.
Природа и предметы, созданные человеком.
Природные материалы. Бережное отношение к
пред метам, вещам, уход за ними.
2
Учебный диалог по теме «Почему люди должны оберегать
и охранять природу».;
Обсуждение ситуаций по теме «Правила поведения в
природе»;
Устный опрос;
https://viki.rdf.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka
2.2.
Неживая и живая природа.
2
Работа с иллюстративным материалом: «Живая и неживая
природа»;
Устный опрос;
https://viki.rdf.ru/
2.3.
Погода и термометр. Наблюдение за погодой
своего края. Сезонные изменения в природе.
3
Экскурсии по теме «Сезонные изменения в природе,
наблюдение за погодой».;
Практическая работа по теме «Измеряем температуру»;
2.4.
Взаимосвязи между человеком и природой.
Правила нравственного и безопасного поведения
в природе.
1
Работа с иллюстративным материалом: «Живая и неживая
природа»;
Устный опрос;
https://viki.rdf.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka
2.5.
Растения ближайшего окружения (узнавание,
называние, краткое описание).
3
Экскурсия.;
Сравнение внешнего вида деревьев, кустарников, трав.;
Устный опрос;
https://viki.rdf.ru/
2.6.
Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие
и культурные растения.
4
2.7.
Части растения (называние, краткая
характеристика значения для жизни
растения): корень, стебель, лист, цветок, плод,
семя.
3
Практическая работа по теме «Найдите у растений их
части»;
Рассматривание и зарисовка разнообразия частей
растения: разные листья, разные цветки и плоды, разные
корни (по выбору).;
2.8.
Комнатные растения, правила содержания и
ухода.
2
Практическая работа по теме «Учимся ухаживать за
растениями уголка природы».;
2.9.
Разные группы животных (звери, насекомые,
птицы, рыбы и др.).
12
1
Игра-соревнование по теме «Кто больше назовёт
насекомых (птиц, зверей…)»;
https://viki.rdf.ru/
Самооценка с
использованием«
Оценочного
листа»;
2.10.
Домашние и дикие животные (различия в
условиях жизни).
3
1
Наблюдения за поведением животных в естественных
условиях: повадки птиц, движения зверей, условия
обитаний насекомых (во время экскурсий, целевых
прогулок, просмотра видеоматериалов);
Тестирование;
2.11.
Забота о домашних питомцах.
2
Итого по разделу
1
https://viki.rdf.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka
Тестирование;
Определение названия по внешнему виду дерева.;
Работа с иллюстративным материалом: деление растений на
две группы — дикорастущие и культурные.;
Учебный диалог по теме «Чем различаются дикорастущие и
культурные растения?»;
http://festival.1september.ru/
Устный опрос;
http://festival.1september.ru/
https://viki.rdf.ru/
Рассказы детей по теме «Мой домашний питомец».;
https://viki.rdf.ru/
http://school-collection.edu.ru/
37
Раздел 3. Правила безопасной жизни.
3.1.
Необходимость соблюдения режима дня, правил
здорового питания и личной гигиены.
3
1
Беседа по теме «Что такое режим дня»: обсуждение
режима дня первоклассника.;
Рассказ учителя: «Что такое правильное питание».;
Тестирование;
https://viki.rdf.ru/
3.2.
Правила безопасности в быту: пользование
бытовыми электро приборами, газовыми
плитами.
1
Практическое занятие в кабинете.;
«Правила пользования газовой и электроплитой».
Составление памятки по теме;
;
Устный опрос;
https://uchi.ru/
3.3.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного
поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная
разметка, дорожные сигналы).
1
Практическое занятие в кабинете.;
Дидактическая игра по теме;
например;
«Правила поведения на улицах и дорогах;
дорожные знаки»;
Устный опрос;
https://uchi.ru/
3.4.
Безопасность в сети Интернет (электронный
дневник и электронные ресурсы школы) в
условиях контролируемого доступа в Интернет.
2
Практическое занятие в кабинете.;
Устный опрос;
https://uchi.ru/
Итого по разделу
7
Резервное время
6
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
66
4
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы
1.
Экскурсия по школе.
1
2.
Мы - школьники. Правила
поведения в школе и в
классе.
1
3.
Школьные традиции и
праздники
1
4.
Дорога от дома до школы
Правила безопасной жизни.
1
Дорога от дома до
школы.Правила безопасного
поведения пешехода
5.
Режим дня школьника
Человек и общество.
Школьные традиции и
праздники.
1
6.
Что такое Родина
1
7.
Москва - столица России
1
8.
Твоя малая Родина Человек и 1
общество. Россия. Москва —
столица России. Народы
России.
9.
Природа Человек и природа.
Природа и предметы,
созданные человеком.
10. Природные объекты и
предметы, созданные
человеком Человек и
природа. Природа и
предметы, созданные
человеком. Природные
материалы. Бережное
отношение к предметам,
вещам, уход за ними.
Неживая и живая природа.
1
1
Дата
Виды, формы
изучения контроля
11. Времена года Человек и
природа. Природа и
предметы, созданные
человеком. Природные
материалы. Бережное
отношение к предметам,
вещам, уход за ними.
1
Неживая и живая природа.
12. Признаки осени Человек и
природа. Природа и
предметы, созданные
человеком. Природные
материалы. Бережное
отношение к предметам,
вещам, уход за ними.
1
Неживая и живая природа.
Погода и термометр.
Наблюдение за погодой
своего края.
13. Погода Человек и природа.
Природа и предметы,
созданные человеком.
Природные материалы.
Бережное отношение к
предметам, вещам, уход за
ними. Неживая и живая
природа
1
14. Термометр Человек и
природа. Природа и
предметы, созданные
человеком. Природные
материалы. Бережное
отношение к предметам,
вещам, уход за ними.
1
Неживая и живая природа.
Погода и термометр.
Наблюдение за погодой
своего края. Сезонные
изменения в природе.
Взаимосвязи между
человеком и природой.
Правила нравственного и
безопасного поведения в
природе
15. Жизнь растений Человек и
природа. Растения
ближайшего окружения
(узнавание, называние,
краткое описание).
1
16. Части растений Человек
и природа. Растения
ближайшего окружения
(узнавание, называние,
краткое описание).
1
17. Лиственные и хвойные
растения
1
18. Дикорастущие и
культурные растения
1
19. Комнатные растения Человек 1
и природа. Растения
ближайшего окружения
(узнавание, называние,
краткое описание).
Лиственные и хвойные
растения. Дикорастущие и
куль
20. Почему нужно ухаживать за
комнатными растениями
1
21. Редкие и исчезающие
растения
1
22. Проверочная работа по теме
"Растения"
1
23. Жизнь животных Человек и 1
природа. Разные группы
животных (звери, насекомые,
птицы, рыбы и др.).
Домашние и дикие животные
(различия в условиях
жизни).
24. Насекомые
1
25. Рыбы
1
26. Птицы
1
27. Звери
1
1
Тестирование;
28. Кто живет в зоопарке?
Человек и природа. Разные
группы животных (звери,
насекомые, птицы, рыбы и
др.). Домашние и дикие
животные (различия в
условиях жизни).
1
29. Дикие и домашние животные 1
Человек и природа. Разные
группы животных (звери,
насекомые, птицы, рыбы и
др.). Домашние и дикие
животные (различия в
условиях жизни).
30. Почему домашние животные 1
нуждаются в заботе
31. Признаки зимы. Человек и
природа. Природа и
предметы, созданные
человеком. Природные
материалы. Бережное
отношение к предметам,
вещам, уход за ними.
1
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
1
Тестирование;
1
Неживая и живая природа.
32. Помощь птицам зимой
Человек и природа. Разные
группы животных (звери,
насекомые, птицы, рыбы и
др.).
1
33. Редкие и исчезающие
животные Человек и
природа.
1
34. Проверочная работа по теме
"Животные"
1
35. Твой дом Человек и
общество. Моя семья в
прошлом и настоящем.
1
Имена и фамилии членов
семьи, их
профессии.Взаимоотношения
и взаимопо- мощь в семье.
Совместный труд и отдых.
Домашний адрес
36. Твоя семья Человек и
общество. Моя семья в
прошлом и настоящем.
1
Имена и фамилии членов
семьи, их
профессии.Взаимоотношения
и взаимопо- мощь в семье.
Совместный труд и отдых.
Домашний адрес
37. Все профессии важны!
1
Человек и общество. Моя
семья в прошлом и
настоящем. Имена и
фамилии членов семьи, их
профессии.Взаимоотношения
и взаимопо- мощь в семье.
Совместный труд и отдых.
Домашний адрес
38. Вода в доме
1
39. Электричество в доме
Правила безопасной жизни.
1
Правила безопасности в
быту: пользование бытовыми
электроприборами, газовыми
плитами
40. Компьютер в твоей жизни
Правила безопасной жизни.
Безопасность в сети
Интернет (электронный
дневник и элек- тронные
ресурсы школы) в усло- виях
контролируемого доступа в
Интернет
1
Устный опрос;
41. Правила безопасности в доме 1
Правила безопасной жизни.
Правила безопасности в
быту: пользование бытовыми
электроприборами, газовыми
плитами
42. Кто нас защищает Человек и 1
общество. Моя семья в
прошлом и настоящем.
Имена и фамилии членов
семьи, их
профессии.Взаимоотношения
и взаимопо- мощь в семье.
Совместный труд и отдых.
Домашний адрес
43. Признаки весны Человек и
природа.
1
44. Весенний праздник - 8 Марта 1
Человек и общество.
45. Как меняется человек и
окружающий мир
1
46. Как ты воспринимаешь мир
Правила безопасной жизни.
Необходимость соблюдения
режима дня, правил
здорового питания и личной
гигиены
1
47. Твое настроение Человек и
общество.
1
48. Наблюдаем за небом (звезды, 1
созвездия, Луна, Солнце)
Человек и природа. Природа
и предметы, созданные
человеком. Природные
материалы. Бережное
отношение к предметам,
вещам, уход за ними.
49. Солнце Человек и природа.
1
50. Земля и Луна Человек и
природа.
1
Устный опрос;
51. Человек исследует космос
Человек и природа.
1
52. 12 апреля - День
космонавтики
1
53. Твое тело Правила
безопасной жизни.
1
Необходимость соблюдения
режима дня, правил
здорового питания и личной
гигиены
54. Чем полезны овощи и
фрукты Необходимость
соблюдения режима дня,
правил здорового питания и
личной гигиены
1
55. Твоя одежда Правила
безопасной жизни.
1
Необходимость соблюдения
режима дня, правил
здорового питания и личной
гигиены
56. Твое здоровье Правила
безопасной жизни.
1
Необходимость соблюдения
режима дня, правил
здорового питания и личной
гигиены
57. Какие бывают музеи Человек 1
и общество.
58. Такие разные памятники
1
59. Твои земляки - герои
Отчизны
1
60. Будем вежливыми
1
61. О дружбе Человек и
общество
1
62. Идем в гости. Поведение в
гостях Человек и общество
1
63. Признаки лета. Человек и
природа.
1
Устный опрос;
64. Правила поведения на улице
Правила безопасной жизни.
1
65. Итоговая проверочная работа 1
66. Правила поведения в
лесу Человек и природа
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
66
Письменный
контроль;
1
4
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Окружающий мир (в 2 частях), 1 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
- Учебная платформа Яндекс.Учебник https://education.yandex.ru
- Учебная платформа Учи.ру https://uchi.ru/
- Сайт «Детские радости» ориентирован на дошкольный и младший
школьный возраст детей, для родителей, воспитателей, педагогов: https://detskieradosti.ru
- Детские электронные презентации и клипы: https://viki.rdf.ru
- Единая коллекция ЦОР: http://school-collection.edu.ru
- Библиотека материалов для начальной школы http://www.nachalka.com/biblioteka
- Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru
- Портал «Музеи России» http://www.museum.ru
- Детские электронные презентации и клипы http://viki.rdf.ru/
- Педсовет http://pedsovet.org
Электронные версии журналов.
http://barsuk.lenin.ru - Журнал для детей "Барсук"
http://www.kostyor.ru/archives.html - Журнал для школьников "Костёр"
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и
естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику
психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного
плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому
планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 4 классе
начальной школы.
Содержание обучения в 4 классе завершается перечнем универсальных учебных действий —
познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами
учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших
школьников.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а
также предметные достижения младшего школьника за четвертый год обучения в начальной школе.
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания
обучения 4 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика
деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.
Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 4 класса начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а
также с учётом историко-культурного стандарта.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире,
обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего
школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе
целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение
естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в
содержании данного учебного предмета;
— развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения,
опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в
речевой, изобразительной, художественной деятельности;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей
принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к
истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового
культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся;
— развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии
с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления
культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам,
мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является
раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей
всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности
предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса
«Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
— раскрытие роли человека в природе и обществе;
— освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и
познание».
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе, составляет 68
часов (два часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина
Российской Федерации. Президент Российской Федерации — глава государства. Политикоадминистративная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие
достопримечательности, знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности,
история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения
духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества,
Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного
единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре,
истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и яркие события
общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь,
Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда,
духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся
люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Наиболее значимые объекты
списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и
культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная
ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их
национальности, социального статуса, религиозной принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по
исследованию природных объектов и явлений. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и
тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники
планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение
Земли вокруг Солнца и смена времён года. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы,
овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России.
Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы,
их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и
водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы
и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2—3
объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и
животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон,
охрана природы). Связи в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и
природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и
животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга
(отдельные примеры).
Правила безопасной жизни
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в городе (планирование
маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в
общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения
велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста.
Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации, опознавание государственных
образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа
в Интернет.
Универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия:
— устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека;
— конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде
обитания;
— моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма
поверхности);
— соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне;
— классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией:
— использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать
объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных
ресурсов школы;
— использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари,
справочники, энциклопедии, в том числе и Интернет (в условиях контролируемого выхода);
— на основе дополнительной информации делать сообщения (доклады) на предложенную тему,
подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг,
соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного
природного и культурного наследия;
— характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем
органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма;
— создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма
вредных привычек;
— описывать ситуации проявления нравственных качеств — отзывчивости, доброты,
справедливости и др.;
— составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных
изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей);
— составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»;
— создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках
изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия:
— самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и
возможные ошибки;
— контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия
при необходимости;
— адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками;
— находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.
Совместная деятельность:
— выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей — руководитель,
подчинённый, напарник, член большого коллектива;
— ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности,
объективно оценивать свой вклад в общее дело;
— анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования
инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета "Окружающий мир" в 4 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность
обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны
отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к
российскому народу, к своей национальной общности;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему
и другим народам;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
— проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию
их индивидуальности;
— принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности;
— применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться,
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
— понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов;
— использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных
видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе ин
формационной);
— приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
— осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
— осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения,
бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
— осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том
числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательныеуниверсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
— понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды
обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
— на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и
зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в
пространстве);
— сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
— объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты;
— находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях
на основе предложенного алгоритма;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма
2) Базовые исследовательские действия:
— проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам,
проводимым под руководством учителя;
— определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное
развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
— моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая
природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его
последствия; коллективный труд и его результаты и др. );
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
— использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения
информации с учётом учебной задачи;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе
предложенного учителем способа её проверки;
— находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
— читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
иллюстрацию);
— соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в
Интернет (с помощью учителя);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание)
и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления
участников;
— признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно
высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к
собеседнику;
— использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе,
социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и
опытной работы, подкреплять их доказательствами;
— находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и
явлениях природы, событиях социальной жизни;
— готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки,
фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
— планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению
учебной задачи;
— выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
— находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия
при необходимости (с не большой помощью учителя);
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
3) Самооценка:
— объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой
учителя;
— оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
— понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных
целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
— коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу
каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
— ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
— проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других
народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в
социуме;
— показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы,
равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);
— показывать на исторической карте места изученных исторических событий;
— находить место изученных событий на «ленте времени»;
— знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;
— соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами
истории России;
— рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории
России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов,
достопримечательностях столицы России и родного края;
— описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные
признаки, в том числе государственную символику России и своего региона;
— проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием
простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам
безопасного труда;
— распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию,
рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
— группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая
признак для группировки; проводить простейшие классификации;
— сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных
характерных свойств;
— использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и
процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в
природе своей местности, причины смены природных зон);
— называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за
рубежом (в пределах изученного);
— называть экологические проблемы и определять пути их решения;
— создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и
обществе;
— использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации,
ответов на вопросы;
— соблюдать правила нравственного поведения на природе;
— осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека;
— соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной
инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах
отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.);
— соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате;
— осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и достоверной информации в
Интернете.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
всего
контрольные
работы
практические
работы
Дата
изучения
Виды деятельности
Виды, формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Человек и природа.
1.1.
Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и
тепла для всего живого на Земле.
1
0
0
Игра-соревнование по теме «Клуб астрономов»: зададим друг
другу вопросы о Солнечной системе;
Обсуждение выступлений учащихся (дифференцированное
задание) о планетах;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/
1.2.
Характеристика планет Солнечной системы.
Естественные спутники планет.
1
0
0
Осознание целостного взгляда на мир через представление о
Солнечной системе-планеты;
Устный опрос;
Тестирование;
https://infourok.ru/
1.3.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как
причина смены дня и ночи.
1
0
1
Рассматривание и обсуждение схемы: вращение Земли вокруг
своей оси — причина смены дня и ночи;
Устный опрос;
Практическая
работа;
https://infourok.ru/
1.4.
Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.
1
1
0
Рассматривание и обсуждение схемы: вращение Земли вокруг
своей оси — причина смены дня и ночи;
Практическая
работа;
https://infourok.ru/
1.5.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы,
овраги (общее представление, условное обозначение
равнин и гор на карте). Равнины и горы России.
1
0
1
Работа с картой: равнины и горы на территории РФ,
крупнейшие реки и озёра; моря, омывающие Россию;
Практическая
работа;
https://urok.1sept.ru/
1.6.
Особенности поверхности родного края (краткая
характеристика на основе наблюдений).
1
0
0
Описание объектов родного края: название, место
расположения, общая характеристика;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/
1.7.
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд);
река как водный поток.
1
0
0
Работа с картой: равнины и горы на территории РФ,
крупнейшие реки и озёра; моря, омывающие Россию;
Устный опрос;
Тестирование;
https://resh.edu.ru/
1.8.
Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её
берега, океаны. Использование человеком водоёмов и
рек.
1
0
1
Работа с картой: равнины и горы на территории РФ,
крупнейшие реки и озёра; моря, омывающие Россию;
Устный опрос;
Практическая
работа;
https://infourok.ru/
1.9.
Водоёмы и реки родного края: названия, краткая
характеристика.
1
0
1
Описание объектов родного края: название, место
расположения, общая характеристика;
Устный опрос;
Практическая
работа;
https://uchitelya.com/
1.10.
Наиболее значимые природные объекты списка
Всемирного наследия в России и зарубежом.
1
0
0
Рассказ учителя, работа с иллюстративным материалом:
природные объекты списка Всемирного наследия в России и за
рубежом (в России — озеро Байкал, остров Врангеля, вулканы
Камчатки, Ленские столбы; в мире — остров Пасхи (Чили);
дорога гигантов (Северная Ирландия); бухта Халонг (Вьетнам);
национальный парк Тонгариро (Новая Зеландия));
Устный опрос;
https://infourok.ru/
1.11.
Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных
ископаемых, растительного и животного мира.
Международная Красная книга (3—4 примера).
3
0
2
Обсуждение результатов проектной деятельности по теме
«Объекты Всемирного наследия в России и в мире»;
Рассказ учителя о Международной Красной книге;
Устный опрос;
Практическая
работа;
https://infourok.ru/
1.12.
Правила нравственного поведения в природе.
1
0
0
Работа в группах по теме «Составление памятки «Правила
поведения в природе»;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/
1.13.
Природные зоны России: общее представление об
основных природных зонах России: климат,
растительный и животный мир, особенности труда и
быта людей, охрана природы.
8
1
6
Работа с текстом учебника: особенности разных природных зон;
Учебный диалог по теме «Экологические связи в природной
зоне»;
Моделирование характерных цепей питания в изучаемой
природной зоне;
Устный опрос;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/
1.14.
Связи в природной зоне.
4
0
0
Работа в группах: создание описания одной из природных зон
по самостоятельно составленному плану (с использованием
дополнительной информации, в том числе из Интернета);
Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/
Итого по разделу
26
Раздел 2. Правила безопасной жизни.
2.1.
Здоровый образ жизни: профилактика вредных
привычек.
1
0
0
Учебный диалог по теме «Послушаем друг друга: как я
выполняю правила безопасной жизни»;
Работа в группах: составление текста по теме, «Какие
опасности можно встретить на улице, в зонах отдыха, в
общественных местах»;
Устный опрос;
https://nsportal.ru/
2.2.
Безопасность в городе. Планирование безопасных
маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры
города; правила безопасного поведения велосипедиста
(дорожные знаки, дорожная разметка, сигналы и средства
защиты велосипедиста).
2
0
1
Анализ ситуаций по теме «Что может произойти, если…»,
обсуждение результатов работы групп;
Ролевая игра по теме «Знаем ли мы правила езды на велосипеде
(роли: велосипедисты, сотрудники ГИБДД, маленькие дети);
Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
https://infourok.ru/
2.3.
Безопасность в Интернете (поиск достоверной
информации опознание государственных
образовательных ресурсов и детских развлекательных
порталов) в условиях контролируемого доступа в
Интернет.
2
1
0
Рассказ учителя по теме «Чем может быть опасен Интернет.
Как правильно искать информацию в Интернете»;
Устный опрос;
Контрольная
работа;
https://uchitelya.com/
Итого по разделу
5
Раздел 3. Человек и общество.
3.1.
Государственное устройство РФ (общее представление).
1
0
0
Работа с политико-административной картой РФ: определение
местонахождения республик РФ, краёв, крупнейших областей и
городов России;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/
3.2.
Конституция — основной закон Российской
Федерации. Права и обязанности гражданина РФ.
1
0
0
Чтение статей Конституции РФ о правах граждан РФ;
Рассказ учителя по теме «Забота о детстве — главная
особенность нашего государства»;
Чтение и обсуждение текстов учебника, объяснения учителя;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/
https://yandex.ru/
3.3.
Президент РФ — глава государства. Политикоадминистративная карта России. Города России.
1
0
1
Работа с политико-административной картой РФ: определение
местонахождения республик РФ, краёв, крупнейших областей и
городов России;
Чтение и обсуждение текстов учебника, объяснения учителя;
Устный опрос;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/
3.4.
Общая характеристика родного края: природа, главный
город, важнейшие достопримечательности, знаменитые
соотечественники.
1
0
1
Игра-соревнование по теме «Знаем ли мы свой родной край?»;
Рассказ учителя о важнейших страницах истории родного края;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/
3.5.
Государственные праздники в жизни российского
общества: Новый год, День защитника Отечества,
Международный женский день, День весны и труда, День
Победы, День России, День народного единства, День
Конституции.
1
0
0
Обсуждение докладов и презентаций учащихся
(дифференцированное задание) по теме «Мой родной край»;
Учебный диалог по теме «Государственные праздники
России»;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/
3.6.
Праздники и памятные даты своего региона.
Характеристика отдельных исторических событий,
связанных с ним.
1
0
0
Рассказ учителя о важнейших страницах истории родного края;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/
3.7.
История Отечества «Лента времени» и историческая
карта.
7
0
1
Практическая работа по теме «Определение по «ленте
времени» времени (века), в котором происходили исторические
события»;
Работа в паре: анализ исторической карты, нахождение мест
важнейших исторических событий в жизни России;
Устный опрос;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/
3.8.
Картины быта, труда; духовно-нравственные и
культурные традиции людей в разные исторические
времена.
5
0
1
Обсуждение рассказов учителя, текста учебника о быте,
традициях, культуре Древней Руси;
Устный опрос;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/
3.9.
Наиболее важные и яркие события общественной и
культурной жизни страны в разные исторические
периоды: государство Русь, Московское государство,
Российская империя, СССР, Российская Федерация.
9
1
1
Учебный диалог по теме «Как выполняли свой долг защиты
Отечества в разные исторические времена граждане России (на
примере Отечественной войны 1812 г., Великой Отечественной
войны (1941—1945 гг. )»;
Просмотр видеофрагментов, иллюстраций, чтение текстов
учебников (по выбору) на тему «Объекты Всемирного
культурного наследия в России и за рубежом»;
Устный опрос;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/
https://yandex.ru
3.10.
Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых
национальных ценностей.
7
0
1
Обсуждение рассказов учителя, текста учебника о быте,
традициях, культуре Древней Руси;
Экскурсия в художественный музей, просмотр
видеофрагментов, иллюстраций и других материалов на темы
«Искусство Древней Руси», «Ремёсла в Древней Руси»,
«Образование от Древней Руси до XIX века», «Московское
государство», «Искусство ХIХ века», «Искусство ХХ века» (по
выбору);
Устный опрос;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/
3.11.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного
культурного наследия в России и зарубежом (3—4
объекта). Охрана памятников истории и культуры.
1
0
0
Рассказ учителя о памятниках Всемирного наследия (например,
в России — Московский Кремль, памятники Новгорода, Кижи,
в мире — Великая Китайская стена, Колизей в Риме, Акрополь
в Греции);
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/
3.12.
Посильное участие в охране памятников истории и
культуры своего края.
1
0
0
Рассказ учителя о памятниках Всемирного наследия (например,
в России — Московский Кремль, памятники Новгорода, Кижи,
в мире — Великая Китайская стена, Колизей в Риме, Акрополь
в Греции);
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/
3.13.
Правила нравственного поведения, культурные
традиции людей в разные исторические времена.
1
0
0
Учебный диалог по теме «Как охраняются памятники истории
и культуры»;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/
Итого по разделу
37
Резервное время
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
4
19
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы
Дата
Виды, формы
изучения контроля
1.
Мир глазами астронома.
Солнце
1
0
0
Устный опрос;
2.
Планеты Солнечной
системы.
1
0
0
Устный опрос;
3.
Звёздное небо – великая
книга Природы.
Практическая работа № 1
«Движение Земли вокруг
своей оси и вокруг Солнца»
1
0
1
Практическая
работа;
4.
Смена времен года.
1
0
0
Устный опрос;
Тестирование;
5.
Равнины и горы России.
Практическая работа № 2
«Поиск и показ на
физической карте изучаемых
географических объектов»
1
0
1
Практическая
работа;
6.
Поверхность родного края
1
0
0
Устный опрос;
7.
Моря, озёра и реки России.
Практическая работа № 3
«Поиск на физической карте
морей, озёр и рек России»
1
0
1
Практическая
работа;
8.
Океаны, моря,озёра и реки
России
1
0
0
Устный опрос;
9.
Водоёмы и реки родного края 1
0
1
Практическая
работа;
10. Сокровища Земли под
охраной
человечества.Всемирное
наследие
1
0
0
Устный опрос;
11. Сокровища Земли под
охраной
человечества.Международная
Красная книга.
1
0
1
Устный опрос;
Практическая
работа;
12. Наши подземные богатства.
1
0
0
Устный опрос;
13. Наши проекты. « Красная
книга нашего края», «Охрана
природы нашего края»
1
0
1
Практическая
работа;
14. Правила нравственного
поведения в природе. "Чему
меня научили уроки
экологической этики"
1
0
0
Устный опрос;
15. Природные зоны России.
1
Практическая работа № 4
«Поиск и показ изучаемых
объектов на карте природных
зон России»
0
1
Устный опрос;
Практическая
работа;
16. Зона арктических пустынь.
.Практическая работа №5
«Рассматривание гербарных
экземпляров растений,
выявление признаков их
приспособленности к
условиям жизни в Арктике»
1
0
1
Устный опрос;
Практическая
работа;
17. Тундра. Практическая работа 1
№6 «Рассматривание
гербарных экземпляров
растений, выявление
признаков их
приспособленности к
условиям жизни в тундре»
0
1
Устный опрос;
Практическая
работа;
18. Леса России. Лес и человек
1
0
0
Письменный
контроль;
19. Зона степей. Практическая
работа №7 «Рассматривание
гербарных экземпляров
растений, выявление
признаков их
приспособленности к
условиям жизни в зоне
степей» .
1
0
1
Устный опрос;
Практическая
работа;
20. Пустыни. Практическая
работа №8 «Рассматривание
гербарных экземпляров
растений, выявление
признаков их
приспособленности к
условиям жизни в зоне
пустынь»
1
0
1
Практическая
работа;
У Черного моря.
Практическая работа №9
«Рассматривание гербарных
экземпляров растений,
выявление признаков их
приспособленности к
условиям жизни в зоне
субтропиков»
1
0
1
Практическая
работа;
Тестирование;
22. Обобщение по разделу
«Природа России».
Проверочная работа № 2 «
Природа России».
1
1
0
Контрольная
работа;
23. Земля – кормилица
1
0
0
Устный опрос;
24. Жизнь леса
1
0
0
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
25. Жизнь луга.
1
0
0
Устный опрос;
26. Жизнь в пресных водах
1
0
0
Устный опрос;
27. Здоровый образ жизни:
профилактика вредных
привычек.
1
0
0
Устный опрос;
28. Безопасность в городе.
Дорожные знаки и дорожная
разметка
1
0
0
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
29. Правила безопасного
поведения велосипедиста
1
0
1
Практическая
работа;
30. Правила безопасности
школьников в сети интернет
1
0
0
Устный опрос;
31. Проверочная работа № 3 по 1
разделу "Правила безопасной
жизни"
1
0
Контрольная
работа;
21.
32. Государственное устройство
РФ
1
0
0
Устный опрос;
33. Конституция — основной
закон Российской
Федерации. Права и
обязанности гражданина РФ.
1
0
0
Устный опрос;
34. Президент РФ — глава
государства. Политикоадминистративная карта
России. Города России.
1
0
1
Практическая
работа;
35. Наш край. Практическая
работа №10 «Знакомство с
картой родного края»
1
0
1
Практическая
работа;
36. Такие разные праздники
1
0
0
Устный опрос;
37. Сталинградская битва
1
0
0
Устный опрос;
38. Мир глазами историка
1
0
0
Устный опрос;
Письменный
контроль;
39. Когда и где? Практическая
работа №11 «Знакомство с
историческими картами»
1
0
1
Практическая
работа;
40. Начало истории
человечества.
1
0
0
Устный опрос;
41. Мир древности: далёкий и
близкий
1
0
0
Устный опрос;
42. Средние века: время рыцарей 1
и замков.
0
0
Устный опрос;
43. Новое время: встреча Европы 1
и Америки.
0
0
Устный опрос;
44. Новейшее время: история
продолжается сегодня.
1
0
0
Устный опрос;
45. Жизнь древних славян
1
0
0
Устный опрос;
46. Во времена Древней Руси
1
0
0
Устный опрос;
47. Страна городов
1
0
0
Устный опрос;
48. Страна городов.
1
Практическая работа № 12
«Найти и показать изучаемые
объекты на исторических
картах.
0
1
Практическая
работа;
49. Из книжной сокровищницы
Древней Руси.
1
0
0
Устный опрос;
50. Трудные времена на Русской
земле.
1
0
0
Устный опрос;
51. Русь расправляет крылья.
1
0
0
Устный опрос;
52. Куликовская битва.
1
0
0
Устный опрос;
53. Иван Третий.
1
0
0
Устный опрос;
54. Мастера печатных дел
1
0
0
Устный опрос;
55. Патриоты России
1
0
0
Устный опрос;
56. Пётр Великий
1
0
0
Зачет;
57. Михаил Васильевич
Ломоносов.
1
0
0
Практическая
работа;
58. Екатерина Великая
1
0
0
Устный опрос;
59. Отечественная война 1812
года.
1
1
0
Контрольная
работа;
60. Страницы истории XIX века.
1
0
0
Устный опрос;
61. Россия вступает в XX век.
1
0
0
Устный опрос;
62. Страницы истории 1920 –
1930-х годов.
1
0
0
Устный опрос;
63. Великая Отечественная
война и Великая Победа.
Проект «Наш край в годы
Великой Отечественной
войны»
1
0
1
Устный опрос;
Практическая
работа;
64. Проверочная работа № 4 по
разделу "Человек и
общество"
1
1
0
Контрольная
работа;
65. Страна, открывшая путь в
космос. Проект «Новые
имена советской эпохи»
1
0
1
Практическая
работа;
66. Объекты всемирного
наследия
1
0
0
Устный опрос;
67. Посильное участие в охране
памятников истории и
культуры своего края.
1
0
0
Устный опрос;
68. Правила нравственного
поведения, культурные
традиции людей в разные
исторические времена.
1
0
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
68
4
19
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 частях. Ч. 1.- М.: Просвещение, 2018;
Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 частях. Ч. 2.- М.: Просвещение, 2018.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы
«Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков.
— М.: Просвещение, 2018
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://yandex.ru/video/
https://uchi.ru/teachers/hometasks
https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/
https://uchitelya.com/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная приставка
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ