1. Пояснительная записка
Нормативно правовые документы, на основе которых разработана данная программа
Федеральный закон от 29.12.12 N273-ФЗ (ред.13.07.2015) 2Об образовании в Российской Федерации»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373»;
письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
типовое положение об общеобразовательном учреждении и устав МБОУ «Каракудукская СОШ» (в соответствии с
основной общеобразовательной программой и Учебным планом МБОУ « Каракудукская СОШ» на 2022/2023учебный
год);
авторская программа под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание 6-9 классы», издательство «Русское слово»,
2015г.
Учебный предмет представлен в учебном плане школы в образовательной области «Обществознание».
Этот курс является составной частью системы изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла. Он строится с учетом
того, что обучающиеся, освоившие определенную сумму исторических, литературных, правовых, географических знаний,
имеющие определенный жизненный и социальный опыт, готовы к восприятию реальной картины современного мира во
всем его многообразии, сложности и противоречивости.
Курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на обучающихся подросткового возраста.
Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для
понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для
реализации гражданских прав и обязанностей.
Изучение обществознания в основной школе направлено на формирование у учащихся следующего опыта познавательной и
практической деятельности:
получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников,
осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их
интерпретации;
наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические,
правовые, социально-политические, культурологические знания;
оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической
рациональности;
участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной
жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
совместная деятельность в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
Цель программы: дать целостное представление об обществе, в котором живем, основных сфер общественной жизни, о
процессе вос приятия социальной (в том числе пра вовой) информации и определения собственной позиции; правовой
культуры, основы политических знаний, способности к самоопределению и саморе ализации.
Задачи программы:
- создание условий для социализации личности;
- формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой и
политической культуры;
- содействие воспитанию гражданственности учащихся на гуманистические и демократические ценности;
- развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях;
- развитие личности в ответственный период социального взрасления, её познавательных интересов, критического
мышления в процессе восприятия социальной (в том числе и правовой) информации и определения собственной позиции;
развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и
самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;
приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации в обществе;
основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно
взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных
отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях,
характерных для подросткового возраста;
- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области гражданско-общественной
деятельности; в межличностных отношениях.
2. Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Обществознание» - рекомендован для изучения в основной школе с 5 по 9 класс. Основой курса являются
научные знания об обществе и человеке. Изучая общественную жизнь в её многогранности, курс объединяет комплекс
следующих наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и
культурологию. Специфичность учебного предмета в его интерактивности и комплексном изучение современных
социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека. Помимо знаний, важным содержательными компонентами
курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые
нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета
«Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками
социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и
мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Современное развитие,
социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и
религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к
преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу
должны стать основой для формирования целостного и ценностного отношения, собственной позиции к явлениям
социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность
обучающимся идентифицировать себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные
роли и собственное место в социуме и культурной среде. А также приобрести опыт социального и культурного
взаимодействия.
Курсы обществознания в 5,6,7 классах являются началом системного изучения учащимися обществоведческих дисциплин.
Данные курсы представляют единство научного, дидактического, методического и воспитательного начала. Они дают
учащимся необходимые знания по всему кругу общественных дисциплин, умения разбираться в определенных жизненных
ситуациях, включают методический аппарат, призванный с помощью заданий и вопросов закрепить пройденный материал,
усвоить понятия и уметь найти решения в конкретных жизненных ситуациях. Преподавание обществознания в 5-7 классах
ориентировано на анализ конкретных вопросов и проблем, с которыми сталкиваются учащиеся в повседневной жизни, на
раскрытие нравственных и правовых основ жизни общества.
В 5–7 классах используются доступные для учащихся формы и приемы работы:
обучение учащихся умению получать социальную информацию из разнообразных источников;
формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
обучение давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.
Исследование явлений и процессов, происходящих в обществе, требует разнообразия используемых источников:
литературные (художественные произведения, которые ученики читают самостоятельно или изучают на уроках литературы);
художественные (картины, фотографии, фильмы и т.д.);
публицистические (соответствующие тексты интернет-,печатных, телевизионных СМИ) и новостные;
научно-теоретические (фрагменты из научных текстов);
опыт самих учащихся, как собственный, так и «снятый», то есть рассказы сверстников и представителей других
референтных групп.
В познавательной деятельности на уроках используются современные личностно ориентированные педагогические
технологии. Учащиеся вовлекаются в практические и лабораторные занятия с решением проблемных заданий, с
самостоятельным анализом разнообразных носителей социальной информации, подготовку докладов, сообщений
Курсы 8-9 классов представляют собой относительно завершенную систему знаний. Дают наиболее общие представления о
человеке и обществе, характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и
знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей. Содержание курса 8-9 класса
обеспечивает преемственность между основной и средней школой. Ряд теоретических положений изучается в нём на
пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые иногда заменяются описаниями признаков
рассматриваемых явлений и процессов.
3.
Место предмета, курса у в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов для
обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования, в том числе
в VI, VII, VIII, IX классах 34 часов из расчета 1 учебный час в неделю.
4. Результаты освоения курса
Установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента
государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом
уровне общего образования. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по
обществознанию, являются
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной
жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и
процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его
правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного
единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества
семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей
ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки
результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;
рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели
поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим
нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на
уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления,
оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.),
выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для
корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых
норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию
являются в сфере: познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и
регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории,
политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций
явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных
социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя
основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать,
обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать
оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных
ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности,
их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов
общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка
на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в
современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства
связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать
соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать
собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
5. Содержание тем учебного курса
Тема1. Политика и социальное управление (13ч)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Понятие государства, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции
государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном
мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом
обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие
партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Возможности предмета связанные с практической направленностью по теме «Политика и социальное управление»
проведение игры по теме: «Выборы»
Тема 2. Право (18 часов)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды
нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности.
Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права
ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права
потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство
несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Брак и развод, неполная семья Порядок и условия заключения брака. Права и
обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны.
Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных
конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования. Возможности получения общего и профессионального
образования в Российской Федерации.
Тема 3.Экономика. Повторение (4часа ).
Экономика и ее роль в жизни общества Экономические системы и собственность Рынок и рыночный механизм
«Экономические цели и функции государства
Знать
Уметь
Иметь представление
1.
Основные понятия: политика,
1.
Давать характеристику политическим
1.Об участии граждан на
власть, государство, гражданское
режимам по плану.
выборах.
общество, политическая партия,
2.
Оценивать и приводить примеры
2. О влиянии СМИ на
правовое государство, социальное
политическим партиям.
политическую жизнь
государство, референдум, СМИ.
3.
Различать политические партии и
общества.
2.
Называть: признаки государства,
движения и приводить примеры из жизни.
3. Об условиях становления
признаки правового государства,
4.
Сравнивать и классифицировать
правового государства в РФ.
отличительные черты выборов в
формы правления. Перевод информацию из
4. Об опасности
демократическом государстве.
политического экстремизма.
одной знаковой системы в другую; текст
таблица и наоборот.
5.
Приводить примеры внутренней и
внешней функции государства.
Знать
1.
Основные понятия: Право, закон,
правоотношения, правонарушения, презумпция
невиновности, Конституция РФ.
2.
Признаки правонарушения и виды.
3.
Что такое юридическая ответственность
, какие виды ответственности существуют
4.
Называть принципы конституционного
Уметь
1.
Анализировать состав преступления и
определять, является ли содеянное
преступлением.
2.
Давать характеристику деятельности
правоохранительных органов.
3.
Определять, нормами каких отраслей
права регулируется определенная жизненная
Иметь представление.
1.
Воздействие
международных
документов по правам
человека на
утверждение их в РФ.
2.
О защите
гражданского
строя РФ, основные документы, регулирующие
права человека.
ситуация и куда следует обратиться, чтобы
узнать модель верного поведения участников
правоотношения.
населения в период
вооруженных
конфликтов.
4.
№
Тематическое планирование курса «Обществознание» 9 класс
Тема урока
Кол-во
часов
1
Политика и власть. Роль
политики в жизни общества.
1
2
Государство, его
отличительные признаки.
1
3
Политический режим.
1
4
Правовое государство
1
5
Гражданское общество.
Местное самоуправление
1
6
Участие граждан в
политической жизни.
1
7
8
Практическая работа «Школа
молодого избирателя»
Политические партии и
движения, их роль в
общественной жизни
1
9
Средства массовой информации
1
10
Практическая работа «Роль
СМИ в предвыборной борьбе»
1
Характеристика основных видов деятельности
Политика и социальное управление (11 час.)
Репродуктивный уровень:
Особенности политики; роль политики в жизни общества.
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Репродуктивный уровень:
История возникновения гос-ва, признаки гос-ва, формы гос-ва, понятие о гражданстве
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Репродуктивный уровень:
Виды и особенности политических режимов
Продуктивный уровень:
Сходство и отличия в авторитарном и тоталитарном режиме. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы,
высказывать собственную точку зрения
Репродуктивный уровень:
Характеризовать основные понятия. Раскрывать смысл положения «Право выше власти» Признаки правового гос-ва
Продуктивный уровень
Объяснять, с какими явлениями общественной жизни связано возникновение и развитие правового государства
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Репродуктивный уровень:
Государство как основной политический институт. Гражданское общество. Структура гражданского общества. Признаки
гражданского общества. Местное самоуправление
Продуктивный уровень
Причины возникновения гражданского общества, условия возникновения и развития гражданского общества.
Условия формирования гражданского государства. Составить таблицу «Этапы формирования гражданского общества»,
Репродуктивный уровень:
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Продуктивный уровень
Уметь решать практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации.
Репродуктивный уровень:
Общественно-политические движения;
Политические партии, различия партий и движений
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Репродуктивный уровень:
Роль СМИ
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Продуктивный уровень
Давать оценку собственных действий и действия других людей с точки зрения нравственности, права.
Организационн
ые формы
обучения
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная
Групповая
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная
Групповая
11
Самостоятельная работа по
теме «Гражданское общество»
1
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, систематизировать, отвечать на вопросы.
Фронтальная
Групповая
Право (24 час)
12
Право, его роль в жизни
человека, общества и
государства
1
13
Понятие правоотношения.
1
14
Понятие правонарушения .
1
15
Правоохранительные органы
1
16
Конституция - основной закон
РФ
1
17
Основы конституционного
строя РФ
1
18
Практическая работа по теме:
«Конституция РФ»
Права и свободы человека и
гражданина в РФ, их гарантии.
Конституционные обязанности
гражданина.
Права и свободы человека и
гражданина в РФ, их гарантии.
Права ребёнка.
1
Лабораторная работа по теме:
1
19
20
21
1
1
Репродуктивный уровень: понятие права; история развития отечественного права. Основные черты и признаки права.
Мера свободы. Правовая ответственность. Виды юридической ответственности. Правонарушение. Право и закон. Отрасли
права
Продуктивный уровень:
Объяснять отличие права от других социальных норм. Комментировать некоторые определения права. Характеризовать
естественное право. Аргументировать свою точку зрения
Репродуктивный уровень:
Сущность и особенности правоотношений, субъекты правоотношений
Продуктивный уровень
Сходство и отличия правоотношений от других социальных отношений
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Репродуктивный уровень:
Признаки и виды правонарушений; виды юридической ответственности; презумпция невиновности
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Репродуктивный уровень:
Структура правоохранительных органов; принципы правосудия
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Репродуктивный уровень:
Конституция - основной закон государства. Отличие Конституции от остальных законов страны. Классификация прав и
свобод человека. Полномочия президента, судов, Федерального собрания
Продуктивный уровень
Репродуктивный уровень:
Знать, что конституция:
- обладает высшей юридической силой;
- провозглашает основные права и свободы человека и гражданина;
- базируется на ценностях нравственных, демократических, патриотических.
Продуктивный уровень
Уметь объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы. Характеризовать смысл основных
понятий. Анализировать текст. Определять различия между гражданином и обывателем
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Репродуктивный уровень:
Права человека, история развития прав человека; общечеловеческие правовые документы; права ребенка
Продуктивный уровень
Юридические гарантии и система защиты прав человека
Репродуктивный уровень:
Знать основные понятия по теме
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Продуктивный уровень
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная
Групповая
Фронтальная
Фронтальная
Групповая
Фронтальная
22
«Права и свободы граждан»
Гражданские правоотношения
1
23
Право на труд. Трудовые
правоотношения.
1
24
Семейные правоотношения
1
25
Административные
правоотношения
1
26
Основные понятия и институты
уголовного права.
1
27
28
Социальные права
Практическая работа по теме:
«Социальные права»
1
1
29
Международно-правовая
защита жертв вооруженных
конфликтов.
Практическая работа по теме:
«Международная правовая
защита»
Правовое регулирование
отношений в сфере
образования.
Лабораторная работа «Закон об
Образовании»
1
33
Контрольная работа
1
34
Самостоятельная работа
1
30
31
32
Итого 34 часа
1
1
1
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Репродуктивный уровень:
Сущность гражданского права, виды договоров и гражданская дееспособность несовершеннолетних, защита прав
потребителя
Продуктивный уровень
Особенности гражданских правоотношений; Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Репродуктивный уровень:
Роль труда в жизни человека. Трудовые правоотношения. Трудовой договор. Работник и работодатель.
Продуктивный уровень
Решать практические задачи по трудовым правоотношениям ( работа с трудовым кодексом)
Репродуктивный уровень:
Потребность человека в семье. Правовые основы семейно-брачных отношений. Принципы счастливого детства. Права и
обязанности супругов. Имущественные отношения супругов
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Репродуктивный уровень:
Основные черты административного права, административные правонарушения и наказания
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Репродуктивный уровень:
Особенности уголовного права, преступление, уголовное наказание для несовершеннолетних
Продуктивный уровень
Различать основания для привлечения к уголовной ответственности. Решать учебные ситуационные задачи. Анкета по
отношению к коррупции в РФ.
Репродуктивный уровень:
Социальные права. Конституция РФ. Право на социальное обеспечение.
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять свою точку зрения
Репродуктивный уровень:
Основные положения Международного гуманитарного права. Источники международного гуманитарного права.
Женевские конвенции. Международный комитет Красного Креста. История создания и функции ООН.
Продуктивный уровень
Особенности и значение международного права
Групповая
Фронтальная
Репродуктивный уровень:
Закон РФ «Об образовании», Конституция РФ о праве на образование.
Как гос-во гарантирует право на образование
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. Умение работать с
текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал
Продуктивный уровень
Знать смысл основных понятий и терминов.
Продуктивный уровень
Знать смысл основных понятий. Анализировать тексты.
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная
Групповая
Фронтальная
Групповая
Фронтальная
Групповая
Календарно-тематическое планирование курса «Обществознание» 9 класс
№
Тема урока
Кол
-во
час
Политика и
власть. Роль
политики в
жизни общества.
Государство, его
отличительные
признаки.
1
3
Политический
режим.
1
4
Правовое
государство
1
5
Гражданское
общество.
Местное
самоуправление
Участие граждан
в политической
жизни.
1
1
2
6
7
Практическая
1
1
Д.З.
Результаты освоения
Тип урока
Политика и социальное управление (11 час)
Предметные
Урок
Рассказать о науках, изучающих общество, их особенностях и связях. «открытия»
Рассказать о существующих формах проявления влияния в обществе. нового
Дать понятие политической системе общества, рассказать о роли
знания
государства в ней.
Урок
Дать понятие формам правления и
«открытия»
дифференцировать понятия государства
нового
по формам правления.
знания
выявлять особенности и признаки
объектов, приводят примеры
в качестве
доказательства выдвигаемых положений.
Урок
Метапредметные
«открытия»
принимать и сохранять учебную
нового
задачу, взаимодействовать в ходе работы, вести диалог, участвовать в знания
дискуссии,
принимать другое мнение и позицию,
допускать существование различных
точек зрения.
Личностные
сохранять мотивацию к учебной
деятельности, проявлять интерес к новому учебному материалу,
выражать положительное отношение к процессу
познания.
Предметные
Урок
Дать понятия основным положениям, раскрывающим данную тему.
«открытия»
Научиться устанавливать причинно
нового
-следственные связи и зависимости между объектами, анализировать
знания
вопросы
Урок
Проследить уровень усвоения знаний по изученному разделу.
«открытия»
Выявить и предупредить ошибки.
нового
знания
Метапредметные
Урок
принимать и сохранять учебную
«открытия»
задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
нового
планировать цели и способы
знания
взаимодействия, обмениваться мнениями, слушать друг друга,
Урок
Основные виды
деятельности
Работа с текстом
учебника .Рубрика «В
классе и дома»,
анализ документов
Работа с текстом
учебника . Работа с
текстом учебника.
Анализ ситуаций
Дата
план
§1, стр. 4-8,
вопросы,
Работа с текстом
учебника.
§2, вопросы. Эссе
«Ты должен
посвятить
отечеству свой
век, коль хочешь
навсегда быть
честный человек»
§3, анализировать
документ с.25
Работа с текстом
учебника .Рубрика
«В классе и дома»
§4, ответить на
вопросы «В классе
и дома»
Рубрика
«В классе и дома»
Рубрика «Проверь
себя», словарь.
Работа с текстом
учебника .Рубрика
«В классе и дома»
§5, выучить
основные понятия
Деловая игра
Стр.58, задание №
§6, с.58, ответить
на вопросы
факт
работа «Школа
молодого
избирателя»
Политические
партии и
движения, их
роль в
общественной
жизни
Средства
массовой
информации
1
10
Практическая
работа «Роль
СМИ в
предвыборной
борьбе»
1
11
Самостоятельная
работа по теме
«Гражданское
общество»
1
8
9
1
понимать позицию
партнера, в т.ч и отличную от своей,
согласовывать действия с партнером.
Личностные
проявлять заинтересованность не
только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий,
выражать положительное отношение к
процессу познания; применять правила делового сотрудничества,
сравнивать разные точки зрения, оценивать собственную учебную
деятельность, выражать положительное отношение к процессу
познания.
отработки
умений и
рефлексии
9.
Урок
«открытия»
нового
знания
Работа с текстом
учебника .Рубрика
«Проверь себя»,
словарь.
§7, с.64, «В классе
и дома»,
подготовить
реферат
Урок
«открытия»
нового
знания
Урок
отработки
умений и
рефлексии
Работа с текстом
учебника Анализ
ситуаций и задач
§1, стр. 8-10,
подготовиться к
игре.
Работа с доп.
материалами
Урок
развивающ
его
контроля
Работа с текстом
учебника
Составить
бюллетень
кандидата в
председатели
Совета
старшеклассников
Повторить
термины
Урок
«открытия»
нового
знания
Урок
«открытия»
нового
знания
Работа с текстом
учебника
§8, ответить на
вопросы «В классе
и дома»
Работа с текстом
учебника . Рубрика
«Проверь себя»,
словарь.
§9, с.78, написать
эссе
Урок
«открытия»
нового
знания
Рубрика «Проверь
себя», Работа с
текстом учебника
§10с. 84, изучить
рубрику «Говорят
мудрые»
Право (24 час)
12
13
14
Право, его роль в
жизни человека,
общества и
государства
Понятие
правоотношения.
1
Понятие
правонарушения
.
1
1
Предметные
Рассказать что представляют из себя социальные нормы и каково их
видовое разнообразие.
Дать понятие гражданскому обществу. Раскрыть понятия: институт
гражданства, а также кто такие граждане и каков их правовой статус.
Научить самостоятельно выделять и
формулировать цели, анализировать
вопросы, формулировать ответы.
Проследить уровень усвоения знаний по изученному разделу.
Выявить и предупредить ошибки.
Метапредметные
принимать и сохранять учебную
задачу, самостоятельно выделять и
формулировать цель, составлять план и
последовательность действий.
участвовать в коллективном обсуждении
проблем, обмениваться мнениями,
понимают позицию партнера
Личностные
применять правила делового
15
Правоохранител
ьные органы
1
16
Конституция основной закон
РФ
1
17
Основы
конституционног
о строя РФ
1
18
Практическая
работа по теме:
«Конституция
РФ»
1
19
Права и свободы
человека и
гражданина в
РФ, их гарантии.
Конституционны
е обязанности
гражданина.
Права и свободы
человека и
гражданина в
РФ, их гарантии.
Права ребёнка.
Лабораторная
работа по теме:
«Права и
свободы
граждан»
Гражданские
правоотношения
1
20
21
22
1
1
1
сотрудничества, сравнивать разные точки
зрения, оценивать собственную учебную
деятельность, выражать положительное
отношение к процессу познания
Предметные
Дать понятие Конституции РФ. Рассказать о ее структуре и
особенностях. О способах реализации своих прав и исполнения
обязанностей в конкретных жизненных ситуациях.
Сохранять мотивацию к учебной
деятельности
Проследить уровень усвоения знаний по изученному разделу.
Выявить и предупредить ошибки.
Метапредметные
планировать цели и способы
взаимодействия, обмениваться мнениями,
участвовать в коллективном решении
проблем, распределять обязанности,
проявлять способность к взаимодействию
учитывать ориентиры, данные учителем
при изучении материала
Личностные
Владеть целостными представлениями о качествах личности
Предметные
Рассказать что собой представляют права, свободы и обязанности
человека. Познакомить с разделами конституции.
Правоотношения в различных сферах жизни , каким должно быть
поведение их участников.
Объяснить чем отличаются трудовые правоотношения от других
видов общественных отношений, предполагающих трудовую
деятельность людей.
Дифференцировать понятия: право, семья, ребенок. Выделить их
спецификацию и взаимосвязь.
Научить овладевать целостными
представлениями о качествах личности
человека, привлекать информацию,
полученную ранее, для решения
проблемной задачи.
Проследить уровень усвоения знаний по изученному разделу.
Выявить и предупредить ошибки.
Метапредметные
учитывать ориентиры, данные
учителем, при освоении нового учебного
материала
планироватьт цели и способы
взаимодействия, обмениваются мнениями,
участвовать в коллективном обсуждении
Урок
«открытия»
нового
знания
Урок
«открытия»
нового
знания
Урок
«открытия»
нового
знания
Рубрика
«В классе и дома»
§11, ответить на
вопросы с. 101 «В
классе и дома»
Работа с текстом
учебника .Анализ
документа
§12-13, стр. 103110, заполнить
таблицу
Работа с текстом
учебника .Анализ
документа
§12-13, стр. 110117,составить
план, работа с
документами
Урок
отработки
умений и
рефлексии
Работа в тетради
Написать эссе
«Наша
Конституция»
Урок
«открытия»
нового
знания
Работа с текстом
учебника. Рубрика
«В классе и дома»
§14-15, стр.120132, выписать
цитаты.
Урок
«открытия»
нового
знания
Работа с текстом
учебника .Анализ
документа
§ 14-15, стр.132134, заполнить
таблицу.
Урок
отработки
умений и
рефлексии
Работа в тетради
Работа с
материалами СМИ
Урок
«открытия»
Работа с текстом
учебника .Рубрика
§16, составить
презентацию
проблем, распределять обязанности,
проявлять способность к взаимодействию
Личностные
сравнивать разные точки зрения
, оценивать собственную учебную
деятельность, сохранять мотивацию к
учебной деятельности
нового
знания
Урок
«открытия»
нового
знания
Урок
«открытия»
нового
знания
Урок
«открытия»
нового
знания
Урок
«открытия»
нового
знания
«Проверь себя»,
словарь.
Работа с текстом
учебника .Рубрика
«В классе и дома»
Работа с текстом
учебника .Рубрика
«Проверь себя»,
словарь.
Работа с текстом
учебника . Вопросы и
задания для
практикума
Работа с текстом
учебника .Рубрика
«Проверь себя»,
словарь.
§18, выучить
определения,
работа с
документами
$ 19, составить
кластер.
Подобрать
материал из газет
§20, работать с
первоисточником
Урок
«открытия»
нового
знания
Урок
отработки
умений и
рефлексии
Работа с текстом
учебника .Рубрика
«В классе и дома»
§21, составить
план, подобрать
материал из газет
Работа с текстом для
анализа
Написать реферат
Урок
«открытия»
нового
знания
Работа с текстом
учебника . Рубрика
«В классе и дома»
§22, отвечать на
вопросы, работать
с документацией
23
Право на труд.
Трудовые
правоотношения.
1
24
Семейные
правоотношения
1
25
Административн
ые
правоотношения
1
26
Основные
понятия и
институты
уголовного
права.
Социальные
права
1
28
Практическая
работа по теме:
«Социальные
права»
1
29
Международноправовая защита
жертв
вооруженных
конфликтов.
Практическая
работа по теме:
«Международна
я правовая
защита»
1
1
Урок
отработки
умений и
рефлексии
Тест. Работа в тетради
Работа в сети
Интернет
Правовое
регулирование
отношений в
сфере
образования.
Лабораторная
работа «Закон об
1
Урок
«открытия»
нового
знания
Работа с текстом
учебника .Рубрика
«Проверь себя»,
словарь.
§23, вопросы.
Урок
отработки
Работа с документом
Письменная работа в
Написать эссе на
тему «Плюсы и
27
30
31
32
1
1
Предметные
Объяснить социальные права гражданина.
Дать понятие «административное правонарушение». Объяснить его
структуру и нормы, подтверждающие различные формы
преступления.
самостоятельно выделять и
формулировать цели; анализировать вопросы, формулировать ответы.
Проследить уровень усвоения знаний по изученному разделу.
Выявить и предупредить ошибки.
Метапредметные
ставить учебную задачу на основе
соотнесения того, что уже известно и
усвоено, и того, что ещё не известно
участвовать в коллективном решении
проблем; обмениваться мнениям
и, понимать позицию партнёра
Личностные
оценивать собственную учебную
деятельность, свои достижения;
анализировать и характеризовать
эмоциональное состояние и чувства
окружающих, строить свои
взаимоотношения с их учётом
Предметные
Раскрыть понятие образования как института общества. Рассказать о
§17, читать СМИ,
с.153, «В классе и
дома»
Образовании»
33
Контрольная
работа
1
34
Самостоятельная
работа по теме:
«Право»
1
науке, ее функциях, об учреждениях науки, о высшей школе, видах
высших учебных заведений РФ.
Научиться выполнять контрольные
задания по обществознанию, получить
возможность научиться преобразовывать
полученную информацию в соответствии с
заданием (выделять главное, сравнивать)
Проследить уровень усвоения знаний по изученному разделу.
Выявить и предупредить ошибки.
Метапредметные
адекватно использовать речевые средства
для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач, осознанно и
произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в т.ч.
творческого и
исследовательского характера
Личностные
выражать адекватное понимание
причин успешности/неуспешности
учебной деятельности, устойчивую
учебно-познавательную мотивацию учения
Итого 34 часа
умений и
рефлексии
тетради
минусы ЕГЭ»
Урок
развивающ
его
контроля
Урок
отработки
умений и
рефлексии
Письменная работа в
тетради
Подготовить
презентацию
Словарная работа
Тест.
Составить
тезисный план
5.
Учебно-методические и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.
И. Матвеева ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2010.
Обществознание. 9 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – М. :
Просвещение, 2010.
Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов
[и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. – М. : Просвещение, 2010.
Дополнительная литература для учителя:
Вакуленко, В. А. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. – Изд. 2-е / В. А.
Вакуленко, Е. С. Королькова, И. Е. Уколова. – М. : Новый учебник, 2004.
Гордеева, В. В. Правовое воспитание : 9–11 классы : разработки организационно-деятельностных игр / В. В. Гордеева. –
Волгоград : Учитель, 2007.
Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод. пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю.
Лазебникова. – М. : Школа-Пресс, 2000.
Мавлютова, Е. А. Основы правовых знаний. 8–11 классы. Интерактивные методы преподавания права / Е. А. Мавлютова. –
Волгоград : Учитель, 2009.
Путь подростка в правовом лабиринте / сост. Е. Н. Сорокина. – М. : Экстремум, 2007.
Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи… : метод. разработки социально-психолог. тренингов / А. С. Прутченков. – М.
: Новая школа, 1996.
Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и
старшеклассников / А. С. Прутченков. – М. : Российское педагогическое агентство, 1996.
Прутченков, А. С. Школа жизни : метод. разработки социально-психолог. тренинга / А. С. Прутченков. – М. :
Международная Педагогическая Академия, 1998.
Кравченко, А. И. Введение в социологию : учеб. пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Кравченко. – М. :
Просвещение, 1996.
Кацубо, С. П. Изучаем право : практическое пособие для классных руководителей, социальных педагогов, учителей школ /
С. П. Кацубо, Н. А. Сивицкая. – М. : Издательство деловой и учебной литературы, 2006.
Суворова, Н. Г. Основы правовых знаний : 8–9 классы. Ч. 2. Методическое пособие для учителя. – Изд. 3-е, перераб. / Н. Г.
Суворова. – М. : Новый учебник, 2007.
Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию : Федеральный компонент
государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М. : Дрофа, 2008.
Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5–9 классы. – М. : Просвещение, 2010.
Правовое воспитание школьников : 5–9 классы : конспекты занятий / сост. О. В. Летнева. – Волгоград : Учитель, 2006.
Правоведение: 9 класс. Международное гуманитарное право. Человек имеет право. Система конспектов занятий с
нетрадиционными формами контроля : элективные курсы / авт.-сост. Н. И. Чеботарева. – Волгоград. : Учитель, 2007.
Обществознание. Право. Экономика : сб. материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта
общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области / авт.-сост. Е. И. Колусева, Т. А. Корнева.
– Волгоград : Учитель, 2006. – 123 с.
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. – М. :
Айрис-Пресс, 2010.
Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений : в 2 ч. /
Л. С. Бахмутова. – М. : Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.
Бекешев, К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. – М. : Проспект, 2010.
Ибрагимов, Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии : для средн. профессион. образования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.].
– Ростов н/Д. : Феникс, 2005.
Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы ; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг.
– М. : Рольф Айрис-Пресс, 2010.
Политика и право. Школьный практикум. 10–11 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений / авт.-сост. М. И.
Шилобод, В. Ф. Кривошеев. – М. : Дрофа, 1997.
Сычев, А. А. Обществознание : учеб. пособие / А. А. Сычев. – М. : Альфа-М, ИНФРА-М, 2010.
Сидельникова, Т. Т. Политология : комментарии, схемы, афоризмы : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т.
Т. Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарагин. – М. : Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 1999.
Тюляева, Т. И. Обществознание : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. – М. : Астрель, 2010.
Дополнительная литература для учащихся:
Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
Дыдко, С. Н. Обществознание. 8–11 классы : справ. материалы /
С. Н. Дыдко. – М. : АСТ : Астрель : ПолиграфИздат, 2010.
Иоффе, А. Н. Обществознание. 9 класс : справ. материалы / А. Н. Иоффе, О. В. Кишенкова. – М. : АСТ : Хорвест : Астрель,
2006.
Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. – М. : Виктория Плюс, 2007.
Обществознание. 9 класс : тесты и тренировочные упражнения / авт.-сост. О. А. Северина. – Волгоград : Учитель, 2008.
Лопухов, А. М. Словарь терминов и понятий по обществознанию / А. М. Лопухов. – М. : Айрис-Пресс, 2010.
Чернышева, О. А. Обществознание. 9 класс. Подготовка к ГИА-2010 / О. А. Чернышева, Р. В. Пазин. – М. : Легион, 2009.
6.
Планируемые результаты освоения учебного курса
В результате изучения обществознания обучающиеся должны:
знать/понимать:
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия
между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и
понятиями;
• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие
человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи
подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
• извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и
обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных
норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам;
• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным
социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными
институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным
положением.
Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и
общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
Приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых
различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в
различных сферах деятельности человека;
Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного
текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
Самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для
обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Инструментарий для оценивания результатов
Для оценивания результатов достижений учащихся использую письменный и устный опрос (как фронтальный, так и
индивидуальный), тестирование, работа с таблицей, составление конспекта текста, проекты, доклады, рефераты.
Задачи школьной отметки:
Отметка выступает средством диагностики образовательной деятельности.
Отметка является связующим звеном между учителем, учащимся и родителем.
Принципы выставления школьной отметки:
Справедливость и объективность - это единые критерии оценивания ЗУНов учащихся, известные ученикам заранее;
Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
Гласность и прозрачность - это доступность и понятность информации об учебных достижениях учащихся,
возможность любого заинтересованного лица проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы;
Незыблемость - выставленная учителем отметка может подвергаться сомнению каждой из сторон, но даже в случае
конфликтной ситуации и создания конфликтной экзаменационной комиссии, экзаменатор замене не подлежит.
Своевременность – оценка выставляется в течение 3 дней после проведения контроля, если иное не определено в
предметном приложении.
Критерии оценивания устного и письменного ответа по истории:
Отметку "5" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном
объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания
(правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную
тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения,
применяет знания на практике, приводит собственные примеры).
Отметку "4" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её
результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания
(правильный, но не совсем точный ответ).
Отметку "3" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её
результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и
негрубых ошибок и недочётов. Учащийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный
ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и
доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал
непоследовательно).
Отметку "2" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её
результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки,
объем ЗУНов учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ).
Тестирование
80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»
60-80 % - оценка «4»
40-60 % - оценка «3»
0-40 % - оценка «2»