п.Каракудук 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе положений и требований
к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии с
Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом
Примерной программы воспитания (2020 г.). Обществознание играет ведущую роль в выполнении
школой функции интеграции молодёжи в современное общество: учебный предмет позволяет
последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста особенности современного общества,
различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с основными
институтами государства и гражданского общества, регулирующие эти взаимодействия социальные
нормы.
Изучение курса «Обществознание», включающего знания о российском обществе и направлениях
его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и
обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской
идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности национальным ценностям.
Привлечение при изучении курса различных источников социальной информации, включая СМИ и
Интернет, помогает школьникам освоить язык современной культурной, социально-экономической и
политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать
необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их.
Изучение учебного курса «Обществознание» содействует вхождению обучающихся в мир культуры
и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я»,
формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в
обществе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Целями обществоведческого образования в основной школе являются:
— воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной
ответственности, правового самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа;
— развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов,
приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и
законодательстве Российской Федерации;
— развитие личности на исключительно важном этапе её социализации — в подростковом
возрасте, становление её духовно-нравственной, политической и правовой культуры,
социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к
изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному самоопределению,
самореализации, самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой
деятельности;
— формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному
уровню знаний и доступной по содержанию для школьников подросткового возраста; освоение
учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах,
нормах, регулирующих общественные отношения, необходимые для взаимодействия с
социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
— овладение умениями функционально грамотного человека: получать из разнообразных
источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать,
анализировать полученные данные;
— освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
— создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с
различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными
институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся
российском обществе;
— формирование опыта применения полученных знаний и умений для выстраивания отношений
между людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и в семейнобытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными
ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и
средствами защите правопорядка в обществе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный года обучения составляет
34 часа. Недельная нагрузка составляет 1 час.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и его социальное окружение
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия человека и животного.
Потребности человека (биологические, социальные, духовные). Способности человека.
Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни человека и формирование
личности. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста.
Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и социальная позиция.
Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение). Познание человеком мира и
самого себя как вид деятельности.
Право человека на образование. Школьное образование. Права и обязанности учащегося.
Общение. Цели и средства общения. Особенности общения подростков. Общение в современных
условиях.
Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе. Межличностные
отношения (деловые, личные).
Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейные традиции. Семейный досуг.
Свободное время подростка.
Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты в межличностных отношениях.
Общество, в котором мы живём
Что такое общество. Связь общества и природы. Устройство общественной жизни. Основные сферы
жизни общества и их взаимодействие.
Социальные общности и группы. Положение человека в обществе.
Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического развития. Виды
экономической деятельности. Ресурсы и возможности экономики нашей страны.
Политическая жизнь общества. Россия — многонациональное государство. Государственная власть
в нашей стране. Государственный Герб, Государственный Флаг, Государственный Гимн Российской
Федерации. Наша страна в начале XXI века. Место нашей Родины среди современных государств.
Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности российского народа.
Развитие общества. Усиление взаимосвязей стран и народов в условиях современного общества.
Глобальные проблемы современности и возможности их решения усилиями международного
сообщества и международных организаций.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания
обществознания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены по годам
обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей (разделов) и требований к результатам
освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования, а также с учётом Примерной программы
воспитания. Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом,
знания всех основных сфер жизни общества и знание основ российского права. Представленный в
программе вариант распределения модулей (разделов) по годам обучения является одним из
возможных.
Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое распределение
содержания, при котором модуль (раздел) «Основы российского права» замыкает изучение курса в
основной школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовнонравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся
руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных
решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у
обучающихся установки на решение практических задач социальной направленности и опыта
конструктивного социального поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в
том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных
правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к
участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины —
России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение
правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной
организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к
труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для
окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и
знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других,
повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в
том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе
способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции
в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие
примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее — оперировать
понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого
развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и
их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать
ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать
риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть
готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при
изучении обществознания:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению
особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между
собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,
исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и
форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной
форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать
идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия
при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь
обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад
каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в
группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Человек и его социальное окружение
— осваивать и применять знания о социальных свойствах человека, формировании личности,
деятельности человека и её видах, образовании, правах и обязанностях учащихся, общении и его
правилах, особенностях взаимодействия человека с другими людьми;
— характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности на примерах
семьи, семейных традиций; характеризовать основные потребности человека, показывать их
индивидуальный характер; особенности личностного становления и социальной позиции людей с
ограниченными возможностями здоровья; деятельность человека; образование и его значение для
человека и общества;
— приводить примеры деятельности людей, её различных мотивов и особенностей в
современных условиях; малых групп, положения человека в группе; конфликтных ситуаций в
малой группе и конструктивных разрешений конфликтов; проявлений лидерства, соперничества
и сотрудничества людей в группах;
— классифицировать по разным признакам виды деятельности человека, потребности людей;
— сравнивать понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»; свойства человека и
животных; виды деятельности (игра, труд, учение);
— устанавливать и объяснять взаимосвязи людей в малых группах; целей, способов и
результатов деятельности, целей и средств общения;
— использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности общения
как социального явления, познания человеком мира и самого себя как вида деятельности, роли
непрерывного образования, значения личного социального опыта при осуществлении
образовательной деятельности и общения в школе, семье, группе сверстников;
— определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания и личный социальный
опыт своё отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, к различным
способам выражения личной индивидуальности, к различным формам неформального общения
подростков;
— решать познавательные и практические задачи, касающиеся прав и обязанностей учащегося;
отражающие особенности отношений в семье, со сверстниками, старшими и младшими;
— овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, в том числе извлечений
из Закона «Об образовании в Российской Федерации»; составлять на их основе план,
преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;
— искать и извлекать информацию о связи поколений в нашем обществе, об особенностях
подросткового возраста, о правах и обязанностях учащегося из разных адаптированных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в Интернете;
— анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию о человеке
и его социальном окружении из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и
публикаций в СМИ;
— оценивать собственные поступки и поведение других людей в ходе общения, в ситуациях
взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья; оценивать своё отношение
к учёбе как важному виду деятельности;
— приобретать опыт использования полученных знаний в практической деятельности, в
повседневной жизни для выстраивания отношений с представителями старших поколений, со
сверстниками и младшими по возрасту, активного участия в жизни школы и класса;
— приобретать опыт совместной деятельности, включая взаимодействие с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе гуманистических ценностей,
взаимопонимания между людьми разных культур.
Общество, в котором мы живём
— осваивать и применять знания об обществе и природе, положении человека в обществе;
процессах и явлениях в экономической жизни общества; явлениях в политической жизни
общества, о народах России, о государственной власти в Российской Федерации; культуре и
духовной жизни; типах общества, глобальных проблемах;
— характеризовать устройство общества, российское государство, высшие органы
государственной власти в Российской Федерации, традиционные российские духовнонравственные ценности, особенности информационного общества;
— приводить примеры разного положения людей в обществе, видов экономической
деятельности, глобальных проблем;
— классифицировать социальные общности и группы;
— сравнивать социальные общности и группы, положение в обществе различных людей;
различные формы хозяйствования;
— устанавливать взаимодействия общества и природы, человека и общества, деятельности
основных участников экономики;
— использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) влияния природы
на общество и общества на природу сущности и взаимосвязей явлений, процессов социальной
действительности;
— определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной
жизни и личный социальный опыт своё отношение к проблемам взаимодействия человека и
природы, сохранению духовных ценностей российского народа;
— решать познавательные и практические задачи (в том числе задачи, отражающие
возможности юного гражданина внести свой вклад в решение экологической проблемы);
— овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, касающихся
отношений человека и природы, устройства общественной жизни, основных сфер жизни
общества;
— извлекать информацию из разных источников о человеке и обществе, включая информацию о
народах России;
— анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию, включая
экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и
публикаций в СМИ; используя обществоведческие знания, формулировать выводы;
— оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия
духовным традициям общества;
— использовать полученные знания, включая основы финансовой грамотности, в практической
деятельности, направленной на охрану природы; защиту прав потребителя (в том числе
потребителя финансовых услуг), на соблюдение традиций общества, в котором мы живём;
— осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры,
национальной и религиозной принадлежности на основе взаимопонимания между людьми
разных культур; осознавать ценность культуры и традиций народов России.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
всего
контрольные
работы
практические
работы
Дата
изучения
Виды деятельности
Виды, формы
контроля
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
01.09.2022
06.10.2022
Сравнивать свойства человека и животных: отбирать приведённые в тексте описания свойств;
называть особенности, свойственные только человеку;
Характеризовать основные потребности человека; показывать их индивидуальный характер:
описывать ситуации конкретного содержания;
Классифицировать потребности людей: составлять классификационную таблицу на две-три
строки;
Формировать ценностное отношение к окружающим людям;
Выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
Осваивать и применять знания о формировании личности: находить соответствующие
сведения в учебном тексте и сравнительных таблицах;
Сравнивать понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»: различать основные
смыслы понятий и отражаемые ими черты природы человека;
Определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания и личный социальный
опыт своё отношение к различным способам выражения личной индивидуальности:
формулировать суждения на основе информации, предложенной учителем; выражать своё
отношение к поступкам людей в конкретных ситуациях;
Искать и извлекать из разных источников информацию о связи поколений в нашем обществе,
об особенностях подросткового возраста: выявлять соответствующие факты из разных
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с
соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
Приобретать опыт использования полученных знаний в практической деятельности, в
повседневной жизни для выстраивания отношений с представителями старших поколений, со
сверстниками и младшими по возрасту: выполнять проблемные задания, индивидуальные и
групповые проекты. Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции;
Формировать внутреннюю позицию личности как особого ценностного отношения к себе,
окружающим людям и жизни в целом;
Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
Характеризовать особенности личностного становления и социальной позиции людей с
ограниченными возможностями здоровья: описывать проявления воли, настойчивости,
целеустремлённости и других личностных качеств этих людей;
Определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания и личный социальный
опыт своё отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья: формулировать
суждения на основе информации, предложенной учителем; выражать своё отношение к
поступкам людей в конкретных ситуациях;
Оценивать собственные поступки и поведение других людей в ситуациях взаимодействия с
людьми с ограниченными возможностями здоровья: выражать свою точку зрения,
участвовать в дискуссии. Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции
Формировать ценностное отношение к окружающим людям;
Выявлять причинно-следственные связи при изучении факторов формирования личности;
Выбирать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
Тестирование;
УМК Боголюбов Л.Н. издательство
"Просвещение". Поурочные
разработки к учебнику Боголюбова
Л.Н. Примерная рабочая
программа. РЕШ. Интернет
ресурсы. Презентации
Раздел 1. Человек и его социальное окружение
1.1.
Социальное
становление
человека
6
1
1
1.2.
Деятельность
человека.
Учебная
деятельность
школьника
4
0
1
13.10.2022
10.11.2022
Осваивать и применять знания о деятельности человека и её видах: распознавать в
предлагаемых ситуациях цели и результаты деятельности;
Приводить примеры деятельности людей, её различных мотивов и особенностей в
современных условиях: находить соответствующие факты в предоставленных учителем
текстах и иллюстрациях, привлекать собственный опыт;
Классифицировать по разным признакам виды деятельности человека: выделять основание
для классификации и заполнять сравнительную таблицу;
Сравнивать виды деятельности (игра, труд, учение): составлять таблицу, выделяя общие
черты и различия;
Устанавливать и объяснять взаимосвязь целей, способов и результатов деятельности:
описывать результаты деятельности в зависимости от цели и способа её осуществления;
Использовать полученные знания для объяснения (устно- го и письменного) познания
человеком мира и самого себя как вида деятельности, роли непрерывного образования,
значения личного социального опыта при осуществлении образовательной деятельности:
объяснять цели и результаты познавательной деятельности в конкретных жизненных
ситуациях;
Осваивать и применять знания о праве на образование, об образовании и его уровнях в РФ:
находить данные в учебных материалах и предоставленных учителем источниках;
Овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, предложенных
учителем, в том числе извлечений из Закона «Об образовании в Российской Федерации»:
составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему.
Основы функциональной грамотности: читательская грамотность;
Извлекать информацию о правах и обязанностях учащегося из разных адаптированных
источников (в том числе учебных материалов): заполнять таблицу и составлять план;
Практическая
работа;
УМК Боголюбов Л.Н. издательство
«Просвещение». Поурочные
разработки к учебнику Боголюбова
Л.Н. Примерная рабочая
программа. РЕШ. Интернет
ресурсы. Презентации.
1.3.
Общение и его
роль в жизни
человека
2
0
0
17.11.2022
24.11.2022
Осваивать и применять знания об общении и его прави- лах: находить и извлекать из текстов
разного характера и жанра сведения о необходимости общения, его роли и правилах,
особенностях общения подростков;
Сравнивать цели и средства общения: заполнять таблицу;
Использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности общения
как социального явления, значения личного социального опыта при осуществлении общения
в школе, семье, группе сверстников: объяснять результаты общения в конкретных ситуациях с
учётом особенностей его современных форм. Основы функциональной грамотности:
глобальные компетенции;
Определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания и личный социальный
опыт своё отношение к различным формам неформального общения подростков:
формулировать суждения на основе информации, предложенной учителем; выражать своё
отношение к поступкам людей в конкретных ситуациях;
Оценивать собственные поступки и поведение в ходе общения: выражать свою точку зрения
и делать выводы относительно собственного умения общаться со сверстниками, старшими и
младшими;
Формировать внутреннюю позицию личности как особого ценностного отношения к себе,
окружающим людям и жизни в целом;
Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и
целями общения;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
УМК Боголюбов Л.Н. издательство
«Просвещение». Поурочные
разработки к учебнику Боголюбова
Л.Н. Примерная рабочая
программа. РЕШ. Интернет
ресурсы. Презентации.
1.4.
Человек в
малой группе
Итого по разделу
8
1
20
Раздел 2. Общество, в котором мы живём
1
01.12.2022
26.01.2023
Осваивать и применять знания об особенностях взаимо- действия человека с другими людьми
в малых группах: анализировать текстовую и аудиовизуальную информацию, находить и
извлекать сведения об отношениях в семье и группе сверстников;
Характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности на примерах
семьи, семейных традиций: описывать ситуации проявления, сохранения, развития семейных
традиций;
Приводить примеры малых групп, положения человека в группе, проявлений лидерства,
соперничества и сотрудничества людей в группах: находить соответствующие факты в
предоставленных учителем текстах и контекстных задачах, иллюстрировать с помощью
социальных фактов значимость поддержки сверстников для человека;
Устанавливать и объяснять взаимосвязи людей в малых группах: описывать социальные связи
подростка с членами семьи, одноклассниками, сверстниками, друзьями; Устанавливать и
объяснять взаимосвязи людей в малых группах: описывать социальные связи подростка с
членами семьи, одноклассниками, сверстниками, друзьями;
Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие
особенности отношений в семье, со сверстниками, старшими и младшими: анализировать
позиции участников, определять конструктивные модели поведения. Основы
функциональной грамотности: глобальные компетенции;
Приводить примеры конфликтных ситуаций в малых группах: описывать возможные
варианты поведения в конфликтных ситуациях, находить конструктивное разрешение
конфликта;
Приводить примеры конфликтных ситуаций в малых группах: описывать возможные
варианты поведения в конфликтных ситуациях, находить конструктивное разрешение
конфликта;
Анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию о
человеке и его социальном окружении из адаптированных источников (в том числе учебных
материалов) и публикаций в СМИ: выполнять задания к предложенным учителем
фрагментам;
Приобретать опыт использования полученных знаний в практической деятельности, в
повседневной жизни для активного участия в жизни школы и класса: выполнять проблемные
задания, индивидуальные и групповые проекты;
Тестирование;
УМК Боголюбов Л.Н. издательство
«Просвещение». Поурочные
разработки к учебнику Боголюбова
Л.Н. Примерная рабочая
программа. РЕШ. Интернет
ресурсы. Презентации.
2.1.
Общество —
совместная
жизнь людей
2
0
0
02.02.2023
09.02.2023
Осваивать и применять знания об обществе и природе, устройстве общественной жизни:
определять на основе текстовой и аудиовизуальной информации объекты при - роды и
объекты общества;
Характеризовать устройство общества и сферы его жизни: опираясь на учебные материалы и
предоставленные учителем источники, описывать явления, процессы и объекты, относящиеся
к экономической, политической, социальной и духовной жизни;
Приводить примеры взаимосвязи между природой и обществом: иллюстрировать влияние
природы на общество и общества на природу фактами из курса истории;
Использовать полученные знания для объяснения влияния природы на общество и общества
на природу: описывать отношение общества к природе на разных этапах истории общества;
Определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной
жизни и личный социальный опыт своё отношение к проблемам взаимодействия человека и
природы: формулировать суждения и аргументы, на основе информации, предложенной
учителем. Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции;
Овладевать смысловым чтением текстов об устройстве общественной жизни: составлять на
основе учебных текстов план. Основы функциональной грамотности: читательская
грамотность;
Использовать полученные знания в практической деятельности, направленной на охрану
природы: выполнять проектные задания;
Формировать ценностное отношение к окружающим людям и обществу в целом;
Выявлять причинно-следственные связи при изучении сфер общества и их
взаимообусловленности;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
УМК Боголюбов Л.Н. издательство
«Просвещение». Поурочные
разработки к учебнику Боголюбова
Л.Н. Примерная рабочая
программа. РЕШ. Интернет
ресурсы. Презентации.
2.2.
Положение
человека
в обществе
1
0
0
16.02.2023
Осваивать и применять знания о положении человека в обществе: читать и интерпретировать
информацию, представленную в разных формах;
Приводить примеры разного положения людей в обществе: моделировать ситуации,
отражающие различное положение в обществе различных людей;
Классифицировать социальные общности и группы: составлять классификационную таблицу
(схему);
Сравнивать социальные общности и группы, положение в обществе различных людей:
заполнять сравнительную таблицу, устанавливать основания для сравнения;
Использовать полученные знания в практической деятельности: выполнять проектные
задания (индивидуально и в группе) по поиску и изучению примеров реализованных
возможностей изменения людьми своего социального положения;
Формировать ценностное отношение к окружающим людям и обществу в целом;
Выявлять причинно-следственные связи при изучении возможностей изменения человеком
своего положения в обществе;
Выбирать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
УМК Боголюбов Л.Н. издательство
«Просвещение». Поурочные
разработки к учебнику Боголюбова
Л.Н. Примерная рабочая
программа. РЕШ. Интернет
ресурсы. Презентации.
2.3.
Роль
экономики в
жизни
общества.
Основные
участники
экономики
1
0
0
23.02.2023
;
Осваивать и применять знания о процессах и явлениях в экономической жизни общества:
читать и интерпретировать информацию, представленную в разных источниках;
Сравнивать различные формы хозяйствования: преобразовывать текстовую информацию в
таблицу;
Приводить примеры видов экономической деятельности: отбирать соответствующие
ситуации на основе иллюстраций и описаний;
Устанавливать взаимосвязи деятельности основных участников экономики: описывать их
взаимодействие на основе предоставленных учителем источников;
Анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию, включая
экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных
материалов) и публикаций в СМИ: выполнять задание к предложенному учителем фрагменту;
Использовать основы финансовой грамотности в практической деятельности, в повседневной
жизни для защиты прав потребителя финансовых услуг: выполнять проблемные задания,
индивидуальные и групповые проекты. Основы функциональной грамотности: финансовая
грамотность;
Формировать мотивацию к целенаправленной социально значимой деятельности;
Выявлять и характеризовать существенные признаки экономической деятельности,
устанавливая основания для сравнения;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
УМК Боголюбов Л.Н. издательство
«Просвещение». Поурочные
разработки к учебнику Боголюбова
Л.Н. Примерная рабочая
программа. РЕШ. Интернет
ресурсы. Презентации.
2.4.
Политическая
жизнь
2
0
1
02.03.2023
09.03.2023
Осваивать и применять знания о явлениях в политической жизни общества, о народах России,
о государственной власти в Российской Федерации: описывать политические события,
государственные символы России;
Характеризовать государство: называть основные признаки и задачи государства;
Извлекать из разных источников информацию о народах России: проводить поиск и отбор
социальной информации о народах России из адаптированных источников, предоставленных
учителем;
Овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: преобразовывать
статистическую и визуальную информацию о достижениях России в текст;
Основы функциональной грамотности: читательская грамотность;
Использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности,
взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности: формулировать выводы,
подкрепляя их аргументами, о роли России в современном мире;
Осознавать российскую гражданскую идентичность, осваивать традиционные российские
социокультурные и духовно-нравственные ценности;
Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
Выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
Практическая
работа;
УМК Боголюбов Л.Н. издательство
«Просвещение». Поурочные
разработки к учебнику Боголюбова
Л.Н. Примерная рабочая
программа. РЕШ. Интернет
ресурсы. Презентации.
2.5.
Культурная
жизнь
3
1
1
16.03.2023
06.04.2023
Осваивать и применять знания о культуре и духовной жизни: извлекать и интерпретировать
информацию из разных источников;
Характеризовать традиционные российские духовно-нрав- ственные ценности: описывать
духовные ценности и со- бытия культурной жизни народов России на основе
предоставленных учителем материалов, ситуации проявления милосердия, справедливости и
др.;
Оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия
духовным традициям общества: давать высокую оценку следования традициям и
возрождения традиций, заслуживающего одобрения; отношения к культуре и традициям
народов России как к ценности;
Использовать полученные знания в практической деятельности, направленной на соблюдение
традиций общества, в котором мы живём: выполнять проектные задания;
Осуществлять совместную деятельность, включая взаимо- действие с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе взаимопонимания между
людьми разных культур: выполнять учебные задания в парах и группах. Основы
функциональной грамотности: глобальные компетенции;
Формировать внутреннюю позицию личности как особого ценностного отношения к себе,
окружающим людям и жизни в целом;
Прогнозировать возможное дальнейшее развитие культуры в условиях современного
общества;
Проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование роли традиций
в обществе;
Тестирование;
УМК Боголюбов Л.Н. издательство
«Просвещение». Поурочные
разработки к учебнику Боголюбова
Л.Н. Примерная рабочая
программа. РЕШ. Интернет
ресурсы. Презентации.
2.6.
Развитие
общества
1
0
0
13.04.2023
Осваивать и применять знания о типах общества: распознавать в тексте описания разных
типов обществ;
Характеризовать информационное общество: отбирать значимые признаки для его
характеристики;
Приводить примеры глобальных проблем: отбирать факты в источниках (учебный текст,
Интернет). Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции;
Осваивать и применять знания о глобальных проблемах: находить и извлекать сведения о
причинах и последствиях глобальных проблем. Основы функциональной грамотности:
глобальные компетенции;
Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие
возможности юного гражданина внести свой вклад в решение экологической проблемы:
подбирать ситуации, требующие решения локальных вопросов, формулировать задания и
выполнять их в парах или командах;
Овладевать смысловым чтением: отбирать информацию о возможностях решения глобальных
проблем усилиями международного сообщества и международных организаций (ООН и
Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца и др.). Основы
функциональной грамотности: читательская грамотность;
Быть мотивированным на целенаправленную социально значимую деятельность (участие в
экологических акциях);
Выявлять причинно-следственные связи при изучении глобальных проблем; делать выводы о
важности бережного отношения человека к природе;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
УМК Боголюбов Л.Н. издательство
«Просвещение». Поурочные
разработки к учебнику Боголюбова
Л.Н. Примерная рабочая
программа. РЕШ. Интернет
ресурсы. Презентации.
4
20.04.2023
11.05.2023
Защита проектов;
Практическая
работа;
УМК Боголюбов Л.Н. издательство
«Просвещение». Поурочные
разработки к учебнику Боголюбова
Л.Н. Примерная рабочая
программа. РЕШ. Интернет
ресурсы. Презентации.
Итого по разделу
10
Раздел 3. Итоговое повторение
3.1.
Защита
проектов
4
0
Итого по разделу
4
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
3
9
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы
Дата
Виды, формы
изучения контроля
1.
Биологическое и
социальное в
человеке.Сходство и
различие человека и
животного
1
0
0
01.09.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
2.
Потребности
человека(биологические,
социальные, духовные)
1
0
0
08.09.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
3.
Способности человека
1
0
0
15.09.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
4.
Практическая работа
"Человек в социальном
измерении"
1
0
1
22.09.2022 Практическая
работа;
5.
Индивид,
индивидуальность.
Межличностные
отношения
1
0
0
29.09.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
6.
Тестирование по теме
"Социальное становление
человека
1
1
0
06.10.2022 Тестирование;
7.
Деятельность человека.
Учебная деятельность
школьника
1
0
0
13.10.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
8.
Виды деятельности. Игра,
труд, учение.Познание
человеком мира и самого
себя.
1
0
0
20.10.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
9.
Право человека на
образование. Школьное
образование.Права и
обязанности учащегося
1
0
0
27.10.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
10. Практическая работа "На
пути к жизненному
успеху"
1
0
1
10.11.2022 Практическая
работа;
11. Общение. Цели и средства 1
общения
0
0
17.11.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
12. Особенности общения
подростков. Особенности
современного общения
1
0
0
24.11.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
13. Отношения в малых
1
группах.Групповые нормы
и правила.Лидерство в
группе.
0
0
01.12.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
14. Межличностные
отношения.Деловые и
личные отношения
1
0
0
08.12.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
15. Отношения в семье.Роль
семьи в жизни человека и
общества
1
0
0
15.12.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
16. Семейные традиции.
Семейный досуг.
1
0
0
22.12.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
17. Практическая работа по
1
теме"Семейные традиции"
0
1
05.01.2023 Практическая
работа;
18. Отношения с друзьями и
сверстниками
1
0
0
12.01.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
19. Конфликты в
межличностных
отношениях
1
0
0
19.01.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
20. Тестирование по теме
"Человек в малой группе"
1
1
0
26.01.2023 Тестирование;
21. Что такое общество. Связь 1
общества и природы.
0
0
02.02.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
22. Устройство общественной 1
жизни.Основные сферы
жизни общества
0
0
09.02.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
23. Социальные группы.
Положение челова в
обществе
1
0
0
16.02.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
24. Что такое экономика.Виды 1
экономической
деятельности.Ресурсы и
экономические
возможности нашей
страны.
0
0
23.02.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
25. Государственная власть в
нашей
стране.Государственный
Герб, Госудаственный
Гимн, Государственный
Флаг Российской
Федерации.
1
0
0
02.03.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
26. Практическая
работа"Место России
среди современных
государств.
1
0
1
09.03.2023 Практическая
работа;
27. Культурная жизнь нашей
страны. Особенности.
1
0
0
16.03.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
28. Практическая
работа"Духовные
ценности и традиции
российского народа"
1
0
1
23.03.2023 Практическая
работа;
29. Тестирование по теме
"Культурная жизнь"
1
1
0
06.04.2023 Тестирование;
30. Развитие
1
общества.Усиление
взаимосвязей стран и
народов в условиях
информационного
общества.Глобальные
проблемы современности
и возможности их решения
усилиями международного
сообщества и
международных
организаций.
0
0
13.04.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
31. Проектная работа.
Итоговое повторене
1
0
1
20.04.2023 Практическая
работа;
32. Проектная работа.
Итоговое повторение.
1
0
1
27.04.2023 Практическая
работа;
33. Проектная работа.
Итоговое повторение
1
0
1
04.05.2023 Практическая
работа;
34. Проектная работа.
Итоговое повторение.
1
0
1
11.05.2023 Практическая
работа;
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
3
9
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и другие. Обществознание, 6 класс.
Издательство «Просвещение» Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Обществознание. Шпаргалка. Учебное пособие/ П.И.Черникин Обществознание. Обязательные
понятия, термины школьного курса/Воробей Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы к
линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://school-collection.edu.ru- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
https://minobrnauki.gov.ru-Официальный сайт Министерства образования и науки РФ.
https://elibrary.ru › defaultx- Научная электронная библиотека
http://www.azbukafinansov.ru-Азбука финансов
http://psychology.net.ru- Мир психологии
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Компьютер, проектор
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Компьютер, проектор.