история 7 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«ИСТОРИЯ»
Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным
имировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление
личностимолодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во
времени, ихсоциального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным
ресурсомсамоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи
до уровнясвоей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и
обществавсвязи прошлого, настоящего и будущего.
ЦЕЛИИЗУЧЕНИЯУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«ИСТОРИЯ»
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие
личностишкольника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных
ориентиров наоснове осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в
целом, активно итворчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и
социальнойпрактике.Даннаяцельпредполагаетформированиеуобучающихсяцелостнойкартиныроссий
ской
и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого
еенарода, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование
личностнойпозициипо отношениюкпрошлому и настоящему Отечества.
Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования определяются
Федеральнымигосударственнымиобразовательнымистандартами(всоответствиисФЗ273«Обобразовании»).
Ключевымизадачамиявляются:
— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской,
этнонациональной,социальной, культурной самоовладение знаниями об основных этапах
развития человеческогообщества,приособомвниманиикместуиролиРоссиивовсемирноисторическомпроцессе;
— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству —
многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями
взаимопонимания,согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических
ценностей современногообщества;
— развитиеспособностейучащихсяанализироватьсодержащуюсявразличныхисточникахинф
ормациюособытияхиявленияхпрошлогоинастоящего,рассматриватьсобытия
всоответствииспринципомисторизма,вихдинамике,взаимосвязиивзаимообусловленности;
— формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной
ивнешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном
имногоконфессиональном обществе (Концепция преподавания учебного курса «История России»
вобразовательных организациях Российской Федерации, реализующих
основныеобщеобразовательныепрограммы//Преподаваниеисториииобществознаниявшколе.—
2020.— №8.— С. 7—8).
МЕСТОУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА«ИСТОРИЯ»ВУЧЕБНОМПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный года обучения в 7
классесоставляет68часов.Недельнаянагрузкасоставляет2часа,при34учебныхнеделях.

СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА
ВСЕОБЩАЯИСТОРИЯ.ИСТОРИЯНОВОГОВРЕМЕНИ.КОНЕЦXV—XVIIв.
Введение
Понятие«Новоевремя».ХронологическиерамкиипериодизацияисторииНовоговремени.
Великиегеографическиеоткрытия
Предпосылки Великих географических открытий. Поиски европейцами морских путей в
страныВостока. Экспедиции Колумба. Тордесильясский договор 1494 г. Открытие Васко да Гамой
морскогопутивИндию.КругосветноеплаваниеМагеллана.ПлаванияТасманаиоткрытиеАвстралии.
Завоевания конкистадоров в Центральной и Южной Америке (Ф. Кортес, Ф. Писарро). Европейцы
вСеверной Америке. Поиски северо-восточного морского пути в Китай и Индию.
Политические,экономическиеикультурныепоследствияВеликихгеографическихоткрытийконцаXV
—XVIв.
ИзменениявевропейскомобществевXVI—XVIIвв.
Развитие техники, горного дела, производства металлов. Появление мануфактур.
Возникновениекапиталистических отношений. Распространение наемного труда в деревне.
Расширение внутреннегои мирового рынков. Изменения в сословной структуре общества, появление
новых социальных групп.Повседневнаяжизньобитателей городови деревень.
РеформацияиконтрреформациявЕвропе
Причины Реформации. Начало Реформации в Германии; М. Лютер. Развертывание Реформации
иКрестьянскаявойнавГермании.РаспространениепротестантизмавЕвропе.Кальвинизм.
Религиозные войны. Борьба католической церкви против реформационного
движения.Контрреформация.Инквизиция.
ГосударстваЕвропывXVI—XVIIвв.
Абсолютизмисословноепредставительство.Преодолениераздробленности.Борьбазаколониальныевл
адения.Началоформированияколониальныхимперий.
Испанияподвластьюпотомковкатолическихкоролей.ВнутренняяивнешняяполитикаиспанскихГабсбу
ргов. Нацио- нально-освободительное движение в Нидерландах: цели, участники, формыборьбы.Итоги
и значение Нидерландскойреволюции.
Франция:путькабсолютизму.Королевскаявластьицентрализацияуправлениястраной.Католикии
гугеноты. Религиозные войны. Генрих IV. Нантский эдикт 1598 г. Людовик XIII и
кардиналРишелье.Фронда. Французскийабсолютизм приЛюдовике XIV.
Англия. Развитие капиталистического предпринимательства в городах и деревнях.
Огораживания.УкреплениекоролевскойвластиприТюдорах.ГенрихVIIIикоролевскаяреформация.«Золот
ойвек»ЕлизаветыI.
Английская революция середины XVII в. Причины, участники, этапы революции. Размежевание
вреволюционном лагере. О. Кромвель. Итоги и значение революции. Реставрация Стюартов.
Славнаяреволюция.Становление английскойпарламентской монархии.
СтраныЦентральной,ЮжнойиЮгоВосточнойЕвропы.Вмиреимперийивнеего.Германскиегосударства.Итальянскиеземли.Положениеслав
янскихнародов.ОбразованиеРечиПосполитой.
МеждународныеотношениявXVI—XVIIвв.
Борьба за первенство, военные конфликты между европейскими державами.
Столкновениеинтересов в приобретении колониальных владений и господстве на торговых путях.
Противостояниеосманской экспансии в Европе. Образование державы австрийских Габсбургов.

Тридцатилетняявойна.Вестфальский мир.

ЕвропейскаякультуравраннееНовоевремя
Высокое Возрождение в Италии: художники и их произведения. Северное Возрождение.
Мирчеловека в литературе раннего Нового времени. М. Сервантес. У. Шекспир. Стили
художественнойкультуры(барокко,классицизм).Французскийтеатрэпохиклассицизма.Развитиенауки:п
ереворотвестествознании, возникновение новой картины мира. Выдающиеся ученые и их открытия
(Н.Коперник,И. Ньютон). Утверждение рационализма.
СтраныВостокавXVI—XVIIвв.
Османская империя: на вершине могущества. Сулейман I Великолепный:
завоеватель,законодатель. Управление многонациональной империей. Османская армия. Индия
при ВеликихМоголах.Началопроникновенияевропейцев.ОстИндскиекомпании.КитайвэпохуМин.
Экономическая и социальная политика государства. Утверждение маньчжурской династии
Цин.Япония: борьба знатных кланов за власть, установление сегунатаТокугава,
укреплениецентрализованного государства. «Закрытие» страны для иноземцев. Культура и
искусство странВостокавXVI—XVIIвв.
Обобщение
ИсторическоеикультурноенаследиеРаннегоНовоговремени.
ИСТОРИЯРОССИИ.РОССИЯВXVI—XVIIвв.:ОТВЕЛИКОГОКНЯЖЕСТВАКЦАРСТВУ
РоссиявXVIв.
Завершение объединения русских земель. Княжение Василия III. Завершение объединения
русскихземель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель.
Отмираниеудельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского
княжествав первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и
Казанскимханствами,посольства вевропейские государства.
Органы государственной власти. Приказная система: формирование первых приказных
учреждений.Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая дума». Местничество.
Местноеуправление:наместникииволостели, системакормлений.Государствоицерковь.
Царствование Ивана IV. Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных
князейвеликокняжескойвласти. Унификацияденежной системы.
Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами. Губная
реформа.Московскоевосстание 1547 г. Ереси.
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав
изначение. Появление Земских соборов: дискуссии о характере народного представительства.
Отменакормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа
—формированиеоргановместного самоуправления.
Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о
службе».Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и
НижнегоПоволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Битва при
Молодях.Укрепление южных границ. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация
Ливонского ордена.Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака
Тимофеевича наСибирскоеханство. НачалоприсоединениякРоссии ЗападнойСибири.
Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые люди.
ФормированиеГосударева двора и «служилых городов». Торгово-ремесленное население
городов.
Духовенство.Началозакрепощениякрестьян:Указо«заповедныхлетах».Формированиевольногоказ
ачества.

МногонациональныйсоставнаселенияРусскогогосударства.Финно-угорскиенароды.Народы

Поволжья после присоединения к России. Служилые татары. Сосуществование религий в
Российскомгосударстве.Русскаяправославнаяцерковь.Мусульманскоедуховенство.
Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и
Пскова.Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость
личности ИванаГрозного.Результаты и цена преобразований.
Россия в конце XVI в. Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении.
ПравлениеБориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со
Швецией:восстановлениепозицийРоссиивПрибалтике.ПротивостояниесКрымскимханством.Строитель
створоссийских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: Указ об
«урочныхлетах».Пресечение царской династииРюриковичей.
СмутавРоссии
Накануне Смуты. Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство
БорисаГодунова. Политика Бориса Годунова в отношении боярства. Голод 1601—1603 гг. и
обострениесоциально-экономическогокризиса.
СмутноевремяначалаXVIIв.Дискуссияоегопричинах.Самозванцыисамозванство.ЛичностьЛжедмитр
ияIиего политика.Восстание 1606 г.и убийствосамозванца.
Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса
вгражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских
отрядов.Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря.
Выборгскийдоговор между Россией и Швецией. Поход войска М.В. Скопина-Шуйского и Я.‑П.
Делагарди ираспад тушинского лагеря. Открытое вступление Речи Посполитой в войну против
России. ОборонаСмоленска.
Свержение Василия Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Договор об избрании
напрестол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву.
Подъемнационально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г.
исожжение города оккупантами. Первое и второе земские ополчения. Захват Новгорода
шведскимивойсками.«Советвсеяземли».Освобождение Москвы в1612 г.
ОкончаниеСмуты.Земскийсобор1613г.иегорольвукреплениигосударственности.Избраниенацарство
Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральнойвласти.
Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны сРечью
Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия
сРечьюПосполитой. Итоги ипоследствияСмутного времени.
РоссиявXVIIв.
Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича.
Восстановлениеэкономическогопотенциаластраны.Продолжениезакрепощениякрестьян.Земскиесобор
ы.РольпатриархаФиларета вуправлении государством.
Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы
вуправлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление
воеводскойвласти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание
деятельностиЗемских соборов. *Правительство Б. И. Морозова и И. Д. Милославского: итоги его
деятельности.Патриарх Никон, его конфликт с царской властью. Раскол в Церкви. Протопоп
Аввакум,формирование религиозной традиции старообрядчества. Царь Федор Алексеевич.
Отменаместничества.Налоговая(податная)реформа.
ЭкономическоеразвитиеРоссиивXVIIв.Первыемануфактуры.Ярмарки.Укреплениевнутреннихторгов
ыхсвязейиразвитиехозяйственнойспециализациирегионовРоссийскогогосударства.
ТорговыйиНовоторговыйуставы.ТорговлясевропейскимистранамииВостоком.

Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город,
духовенство,торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне,
холопы.Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве.
Псковско-Новгородское восстание. Соборное уложение 1649 г. Завершение оформления крепостного
права итерритория его распространения. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян
на Дон ивСибирь. Восстание Степана Разина.
ВнешняяполитикаРоссиивXVIIв.ВозобновлениедипломатическихконтактовсостранамиЕвропы и
Азии после Смуты. Смоленская война.Поляновский мир. Контакты с
православнымнаселениемРечиПосполитой:противодействиеполонизации,распространениюкатоличе
ства.
Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Пере- яславская рада.
Вхождениеземель Войска Запорожского в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой
1654—1667гг.Андрусовскоеперемирие.Русско-шведскаявойна1656—1658гг.иеерезультаты.
Укреплениеюжныхрубежей.Белгородскаязасечнаячерта.КонфликтысОсманскойимперией.
«Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор.
ОтношенияРоссии со странами Западной Европы. Военные столкновения с маньчжурами и
империей Цин(Китаем).
Освоениеновыхтерриторий.НародыРоссиивXVIIв.ЭпохаВеликихгеографическихоткрытийирусски
е географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. ПоходыЕрофея
Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Освоение Поволжья
иСибири.Калмыцкоеханство.Ясачноеналогообложение.Переселениерусскихнановыеземли.
Миссионерствоихристианизация.Межэтническиеотношения.Формированиемногонациональнойэлиты.
КультурноепространствоXVI–XVIIвв.
ИзменениявкартинемирачеловекавXVI—XVIIвв.иповседневнаяжизнь.Жилищеипредметыбыта.
Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Проникновение элементов
европейскойкультурывбытвысших слоевнаселениястраны.
Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль
вархитектуре. Антонио Солари, АлевизФрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву.
Монастырскиеансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Ново-Иерусалимский). Крепости
(Китай-город,Смоленский, Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел.
Деревянноезодчество. Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи.
Парсуннаяживопись.
Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Домострой. Переписка Ивана Грозного
скнязем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала
вроссийской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского
культурноговлияния.Посадскаясатира XVIIв.
Развитиеобразованияинаучныхзнаний.ШколыприАптекарскомиПосольскомприказах.
«Синопсис» Иннокентия Гизеля — первое учебное пособие по
истории.Нашкрай вXVI—XVIIвв.
Обобщение.

ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение истории в 7 классе направлено на достижение обучающимися
личностных,метапредметныхипредметныхрезультатовосвоенияучебногопредмета.
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Кважнейшимличностнымрезультатамизученияисториивосновнойобщеобразовательнойшколе в
соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения икачества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности
вполикультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
родногоязыка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностноеотношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевымподвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России,
государственнымпраздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям
разных народов,проживающихвродной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров
гражданскогослужения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации
его прав;уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни
семьи,образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых
формэкстремизма,дискриминации;неприятиедействий,наносящихущербсоциальнойиприроднойсреде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных
ценностяхнародов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского
общества вситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а
такжеповедение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом
осознанияпоследствийпоступков;активноенеприятие асоциальныхпоступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о
развитиичеловека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих
поколений;овладениенавыкамипознанияиоценкисобытийпрошлогоспозицийисторизма;формировани
е
и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного
сознания;всфереэстетическоговоспитания:представлениеокультурноммногообразиисвоейстраны
и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и
средствакоммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этническихкультурныхтрадицийинародноготворчества;уважениеккультуресвоегоидругихнародов;
в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни
инеобходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление
обидеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах
(вантичноммире, эпоху Возрождения)ивсовременнуюэпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения
трудовойдеятельности людей как источника развития человека и общества; представление о
разнообразиисуществовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и
результатам трудовойдеятельности человека; определение сферы профессиональноориентированных интересов,построениеиндивидуальнойтраектории образованияи
жизненныхпланов;
всфереэкологическоговоспитания:осмыслениеисторическогоопытавзаимодействиялюдей
с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира
инеобходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих
вредокружающейсреде;готовностькучастиювпрактическойдеятельностиэкологической

направленности.
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления
обизменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к
новымжизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа
наприродныеи социальные вызовы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в
следующихкачествахи действиях.
Всфереуниверсальныхучебныхпознавательныхдействий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты
(вформе таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать
причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и
различия;формулироватьи обосновыватьвыводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу;
намечатьпуть ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта;
систематизировать ианализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических
событий; соотноситьполученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и
обоснованность полученногорезультата; представлять результаты своей деятельности в различных
формах (сообщение, эссе,презентация,реферат, учебный проекти др.);
работасинформацией:осуществлятьанализучебнойивнеучебнойисторическойинформации(учебник,т
екстыисторическихисточников,научно-популярнаялитература,интернет-ресурсыи
др.)—
извлекатьинформациюизисточника;различатьвидыисточниковисторическойинформации;высказывать
суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям,предложеннымучителем
илисформулированным самостоятельно).
Всфереуниверсальныхучебныхкоммуникативныхдействий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах
исовременном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие
исходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в
устномвысказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного
исследования,проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и
социальномокружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров
значениесовместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей;
планировать иосуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том
числе — нарегиональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать
свои действия
сдругимичленамикоманды;оцениватьполученныерезультатыисвойвкладвобщуюработу.
Всфереуниверсальныхучебныхрегулятивныхдействий:
владениеприемамисамоорганизациисвоейучебнойиобщественнойработы(выявлениепроблемы,требую
щейрешения;составлениепланадействийиопределениеспособарешения);
владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и
самооценкиполученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом
установленныхошибок,возникших трудностей.
Всфереэмоциональногоинтеллекта,пониманиясебяидругих:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между

людьми;ставитьсебянаместодругогочеловека,пониматьмотивыдействийдругого(висторических
ситуацияхиокружающейдействительности);

регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других
участниковобщения.
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
1. Знаниехронологии,работасхронологией:
называть этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени, их хронологические
рамки;локализоватьвовремениключевыесобытияотечественнойивсеобщейисторииXVI—
XVIIвв.;
определятьихпринадлежностькчастивека(половина,треть,четверть);
устанавливатьсинхронностьсобытийотечественнойивсеобщейисторииXVI—XVIIвв.
2. Знаниеисторическихфактов,работасфактами:
указывать(называть)место,обстоятельства,участников,результатыважнейшихсобытийотечественнойи
всеобщей историиXVI—XVIIвв.;
группировать, систематизировать факты по заданному признаку (группировка событий по
ихпринадлежностикисторическим процессам,составлениетаблиц,схем).
3. Работасисторическойкартой:
использовать историческую карту как источник информации о границах России и
другихгосударств,важнейшихисторическихсобытияхипроцессахотечественнойивсеобщейисторииXV
I
—XVIIвв.;
устанавливать на основе карты связи между географическим положением страны и
особенностямиееэкономического, социального иполитического развития.
4. Работасисторическимиисточниками:
различать виды письменных исторических источников (официальные, личные, литературные и
др.);характеризоватьобстоятельстваицельсозданияисточника,раскрыватьегоинформационную
ценность;
проводить поиск информации в тексте письменного источника, визуальных и
вещественныхпамятникахэпохи;
сопоставлятьисистематизироватьинформациюизнесколькиходнотипныхисточников.
5. Историческоеописание(реконструкция):
рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории XVI—XVII вв.,
ихучастниках;
составлятькраткуюхарактеристикуизвестныхперсоналийотечественнойивсеобщейисторииXVI
—XVIIвв.(ключевыефактыбиографии,личныекачества,деятельность);
рассказывать об образе жизни различных групп населения в России и других странах в
раннееНовоевремя;
представлятьописаниепамятниковматериальнойихудожественнойкультурыизучаемойэпохи.
6. Анализ,объяснениеисторическихсобытий,явлений:
раскрывать существенные черты: а) экономического, социального и политического развития
Россиии других стран в XVI—XVII вв.; б) европейской реформации; в) новых веяний в духовной
жизниобщества,культуре;г)революцийXVI—XVIIвв.вевропейскихстранах;
объяснятьсмыслключевыхпонятий,относящихсякданнойэпохеотечественнойивсеобщейистории,ко
нкретизироватьих напримерахисторических событий,ситуаций;
объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVI—
XVIIвв.: а) выявлятьв историческомтексте иизлагать сужденияопричинахи
следствияхсобытий;б)систематизироватьобъяснениепричиниследствийсобытий,представленноевнеск
олькихтекстах;

проводить сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей истории:
а)раскрыватьповторяющиесячертыисторическихситуаций;б)выделятьчертысходстваиразличия.

7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к
наиболеезначимымсобытиями личностямпрошлого:
излагать альтернативные оценки событий и личностей отечественной и всеобщей истории XVI—
XVIIвв.,представленныевучебнойлитературе;объяснять,начемосновываютсяотдельныемнения;
выражатьотношениекдеятельностиисторическихличностейXVI—
XVIIвв.сучетомобстоятельствизучаемойэпохи ивсовременной шкалеценностей.
8. Применениеисторическихзнаний:
раскрывать на примере перехода от средневекового общества к обществу Нового времени,
какменяются со сменой исторических эпох представления людей о мире, системы
общественныхценностей;
объяснять значение памятников истории и культуры России и других стран XVI—XVII вв.
длявремени,когда онипо-явились, идлясовременного общества;
выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории XVI—XVII вв. (в том числе
нарегиональномматериале).

ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование
разделовитем
программы

Количествочасов
всего

контрольные
работы

практические
работы

Введение

1

0

0

Итогопоразделу

1

Датаизуч
ения

Видыдеятельности

Виды,фо
рмыконт
роля

Электронные (цифровые)
образовательныересурсы

02.09.2022

Обозначатьналентевремениобщиехронологическиерамкииосновныепериодыистор
ииНовоговремени;

Устный
опрос;

https://www.youtube.com/watch?v=zJrC0F-

Раздел1.Введение
1.1.

Раздел2.Всеобщаяистория.ИсторияНовоговремени.КонецXV —XVIIв.
2.1.

Великиегеогра
фическиеоткры
тия

2

0

0

06.09.2022
09.09.2022

;
Устныйопро
Объяснять, что способствовало росту интереса европейцев к дальним странам
с;Письменн
вXV в., раскрывать предпосылки Великих географических
ыйконтроль;
открытий;Рассказывать,используякарту,оначалепоисковморскогопутивИндиювX
Vв.;ПодготовитьипредставитьсообщениеобэкспедицияхХ.Колумба,даватьоценку
ихрезультатовизначения;
Объяснять,вчемсостоялиглавныеположенияизначениеТордесильясскогоиСарагосс
когодоговоров;
ПоказыватьнаисторическойкартемаршрутыэкспедицийВаскодаГамы,Ф.Магеллана,
А.Тасмана,называтьихрезультаты;
Раскрыватьсмыслпонятийитерминов:каравелла,конкистадор,доминион,монополия,
плантация;
Объяснять,почемуконкистадорамудалосьотносительнобыстрозавоеватьмогуществе
нныегосударстваЦентральнойиЮжнойАмерики;
Раскрывать,чтоизменилосьвположениинаселенияЦентральнойиЮжнойАмерикисп
риходомевропейскихзавоевателей;
СравниватьначалоосвоенияевропейцамитерриторийвЮжнойАмерикеивСевер
ной Америке (основные занятия европейских колонистов;
положениеместного населения; организация хозяйства), выявлять
различия;Рассказывать,используяисторическуюкарту,опоискахевропейцамисе
веро-восточного пути в страны Дальнего Востока, о том, как устанавливались
ихотношениясроссийскимгосударством;
ХарактеризоватьитогиВеликихгеографическихоткрытийконцаXV —
XVIIв.:а)дляевропейскихстран;б)длянародовНовогосвета;в)длявсеобщейистории;

2.2.

Изменения
вевропейскомо
бществеXVI—
XVIвв.

2

1

0

13.09.2022
16.09.2022

;
Устныйопро
Называтьновыеисточникиэнергии,которыесталииспользоватьсявЕвропевXV
с;Письменн
—
ыйконтроль;
XVIIвв.,объяснять,развитиюкакихотраслейпроизводстваэтоспособствовало;Сравни
вать ремесленное и мануфактурное производство, объяснять, в
чемзаключалисьпреимуществамануфактур;
Объяснятьзначениепонятийитерминов:централизованнаяирассеяннаямануфактура,
капиталистическиеотношения,буржуазия;
Раскрывать,вчемвыражалосьикчемувелорасслоениекрестьянствавначалеНовоговре
мени;
Называтьновыегруппынаселения,появившиесявевропейскихстранахвраннееНовоев
ремя;
СоставлятьописаниеевропейскогогородаXVI—
XVIIвв.(«типичныйгород»иликонкретныйгородповыбору);
ХарактеризоватьусловияжизниразныхгруппнаселениявевропейскихгородахXVI—
XVIIвв.;

https://www.youtube.com/watch?
v=rUyansqe31M

2.3.

Реформация
иконтрреформация
вЕвропе

2

0

0

20.09.2022
23.09.2022

ХарактеризоватьпредпосылкиРеформациивГермании;
Устныйопро
РаскрыватьсодержаниеосновныхположенийученияЛютера,объяснять,вчемзаключа с;Письменн
ласьихновизна;
ыйконтроль;
Объяснять значение понятий и терминов: Реформация,
индульгенция,секуляризация, булла, протестантизм, лютеранство,
кальвинизм, гугеноты,пуритане,иезуиты;
Раскрывать,представителикакихгруппгерманскогообществаипочемуподдержали
М.Лютера;
ПредставлятьхарактеристикуКрестьянскойвойнывГермании;
Извлекатьикомментироватьинформациюизисторическихтекстов(фрагментыбогосл
овскихсочиненийидр.);
ПредставлятьхарактеристикиМ.Лютера,Ж.Кальвина;
Объяснять,кемикакимобразомосуществляласьконтрреформация,каковыбылирезуль
татыэтойполитики;
Раскрывать,привлекаяинформациюкарты,чемзавершилиськконцуXVIв.религиозны
евойнымеждукатоликамиипротестантами;

https://arzamas.academy/uni/eastwest/reformation

2.4.

Государства
Европы
в XVI—
XVIIвв.

7

1

0

27.09.2022
18.10.2022

Объяснять значение понятий: абсолютизм, централизованное
Устныйопро
государство,протекционизм;
с;Письменн
ХарактеризоватьполитическоеустройствоиособенностиэкономическогоразвитияИ
ыйконтроль;
спаниивXVI—XVIIвв.;
Раскрывать,начтобыланаправленавнешняяполитикаиспанскихГабсбургов,приводит
ьпримерыконкретныхдействий;
Характеризовать положение Нидерландов под властью
Габсбургов;Рассказывать, привлекая историческую карту, о национальноосвободительномдвижении в Нидерландах, его причинах, целях, участниках,
формах борьбы;Объяснять,вчемсостоялозначениесобытий1566—
1609гг.дляНидерландовидляЕвропыначалаНовоговремени;
Разъяснять,чтосвидетельствовалообусилениикоролевскойвластивоФранциивXVIв.;
ПредставлятьхарактеристикуРелигиозныхвойнвторойполовиныXVIв.воФранции
(хронологические рамки; основные участники; формы
борьбы;ключевыесобытия;итогиипоследствия);
Объяснять,чтостоитзаназванием«Варфоломеевскаяночь»,какоценивалиэтособытие
современники;
Рассказывать,врезультатекакихобстоятельствисобытийГенрихБурбонсталосновате
лемновойкоролевскойдинастиивоФранции;
Объяснять,чтопредусматривалНантскийэдикт1598г.,даватьоценкузначенияэтогодо
кумента;
Представлять характеристику (исторический портрет) Людовика
XIV;Раскрывать,чтосоставлялоосновуэкономическогопроцветанияАнглиивXVIв.;
Объяснять значение понятий и терминов: огораживания, новое
дворянство,королевскаяреформация,монополия,ВеликаяАрмада;
Раскрывать,вчемзаключалосьусилениекоролевскойвластивАнглииприко роляхдинастииТюдоров;
Рассказыватьобособенностяханглийскойреформации,объяснять,почемуееназвали«к
оролевской»;
Представлятьхарактеристику(историческийпортрет)ЕлизаветыI;
Объяснять,чтодавалооснованиеопределятьправлениеЕлизаветыIкак«золотойвек»;
Раскрывать причины Английской революции середины XVII
в.;Объяснять,почемусобытия1642—1648гг.историкиопределяютпонятием
«гражданскаявойна»;
Характеризоватьсоставицелипротивостоявшихдругдругувгражданскойвойнелагере
й;
Объяснятьзначениепонятийитерминов:роялист,пресвитериане,железнобокие,лор
д-протектор;
Раскрыватьпричиныпобедыпарламентскоголагерявборьбепротивкороля;Предс
тавлять характеристику (исторический портрет) Оливера
Кромвеля;Даватьсравнительнуюхарактеристикупартийвиговитори;
Показыватьнаисторическойкартегосударства,находившиесяврассматриваемыйпери
одвЦентральной,ЮжнойиЮго-ВосточнойЕвропе;
Раскрыватьобстоятельствавхожденияразличныхнародоввсоставимперий;

https://www.youtube.com/watch?
v=7ZPYcwx7WSw

2.5.

Международные
отношениявXVI
-XVIIвв.

2

1

0

21.10.2022
25.10.2022

Называтьосновныегруппыпротиворечий,существовавшихвотношенияхмеждувед
ущимиевропейскимигосударствамивXVI—
XVIIвв.,приводитьпримерыихпроявления;
РассказыватьсопоройнаисторическуюкартуобэкспансииОсманскойимпериивЕвро
пе;
РассказыватьопричинахТридцатилетнейвойныисобытиях,ставшихповодомкеера
звязыванию.СистематизироватьинформациюоТридцатилетнейвойне1618
—1648 гг. (хронологические рамки и этапы; основные участники,
блокигосударств и их цели; ключевые события и их последствия;
итоги);Показыватьнакартетерритории,охваченныевоеннымидействиямивгоды
Тридцатилетнейвойны;
Рассказыватьохарактеревоенныхдействийиихпоследствияхдлянаселенияихозяйств
аевропейскихстран;
НазыватьосновныеположенияВестфальскогомира,объяснять,какиегосударстваусил
илисвоипозициипоитогамвойны,акакиебылиослаблены;

Устный
опрос;

2.6.

Европейская
культура
враннее
Новоевремя

3

0

0

08.11.2022
15.11.2022

;
Устныйопро
НазыватьмастеровитальянскогоВозрождения,творившихвпервойчетвертиXVIв.
с;Письменн
(Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти), и
ыйконтроль;
ихпроизведения, объяснять, почему этот период получил название
ВысокогоВозрождения;
Рассказывать,очемповествовализнаменитыероманыXVI—XVIIвв.,объяснять,чем
они привлекали читателей в ту эпоху и в последовавшие
столетия;Представлятьхарактеристикустилейклассицизмаибарокко,приводитьприм
ерыпроизведений;
Раскрывать, в чем заключались новые взгляды на строение
Вселенной,высказанныеевропейскимимыслителями,ученымивXVI—
XVIIвв.,иобъяснять,почему они вызвали отпор и преследование со стороны
католической церкви;Раскрыть на примере трудов И. Ньютона, что изменяли
исследования в областифизикивовзглядахнамир;

http://mylouvre.su/виртуальный-лувр/

2.7.

СтраныВостокав
XVI—
XVIIвв.

3

0

0

18.11.2022
25.11.2022

Объяснять,привлекаяинформациюисторическойкарты,почемуXVIв.считаетсявреме Устныйопро
немнаибольшегоростаОсманскойдержавы;
с;Письменн
РассказыватьоправлениисултанаСулейманаI,объяснять,почемуонбылпрозванВелик ыйконтроль;
олепным;
Рассказыватьоборганизацииосманскойармии,высказыватьсуждениеопричинахеепо
бед;
ХарактеризоватьосманскуюсистемууправленияобширнымивладениямивАзии,Евро
пе,Африке;
Раскрывать:а)чтоозначалодлянаселенияСевернойИндииустановлениевласти мус
ульманскойдинастииВеликихМоголов;б)какиетрадициинаселенияИндиисохраня
лисьиприновыхправителях;
Объяснять,чтопредставлялисобойОстИндскиекомпании,созданныевевропейскихстранах;
Определять по материалу учебника, какие традиционные черты древних
исредневековыхкитайскихимперийсохранялисьвимперииМин,существовавшейв
XIV—XVIIвв.;
Объяснять,вчемзаключалисьособенностиприходаквластивКитаеипоследующейпол
итикиманьчжурскойдинастииЦин;
РассказыватьобобстоятельствахутвержденияувластивЯпониидинастиисегунов
Токугава;
ХарактеризоватьполитикупервыхсегуновТокугава,еерезультаты;
Объяснять,чембыловызванорешениевластейЯпонии«закрыть»своюстранудляевроп
ейцев;
Распознавать в иллюстрациях учебника и других визуальных
материалаххарактерные черты архитектуры и живописи отдельных стран
Востока;Подготовить сообщение (презентацию) о художественной культуре
одной ихстранВостокавXVI—
XVIIвв.(повыбору),используяиллюстрацииучебникаиинтернет -ресурсы;

https://www.youtube.com/watch?
v=2c1BbERSqak

2.8.

Обобщение

1

1

0

29.11.2022

ОбобщатьисторическоеикультурноенаследиераннегоНовоговремени;

https://www.youtube.com/watch?v=6Qzo6Tt_CM

Итогопоразделу

22

Раздел3.ИсторияРоссии.РоссиявXVI—XVIIвв.:отвеликогокняжествакцарству

Устныйопро
с;Письменн
ыйконтроль;

3.1.

РоссиявXVIв.

13

1

0

02.12.2022
17.01.2023

;
Показывать на исторической карте территорию России в первой трети XVI
в.;называть русские земли, присоединенные к Москве в правление Василия
III;ХарактеризоватьструктуруцентральнойиместнойвластивпервойтретиXVIв.;Сра
внивать вотчину и поместье; раскрывать различия между
ними;ХарактеризоватьвнешнююполитикуРоссиивпервойтретиXVIв.;оцениватьеер
езультаты;
Объяснять смысл понятий и терминов: сословно-представительная
монархия,реформы,Земскийсобор,местничество,опричнина,приказ,стрельцы,запове
дныелета,урочныелета,засечнаячерта;
Раскрывать значение денежной реформы Елены
Глинской;Характеризоватьосновныемероприятияреформ1550-хгг.;
ИзвлекатьинформациюизСудебника1550г.,царскихуказовииспользоватьееврассказ
е о положении различных слоев населения Руси, политике
власти;Раскрыватьзначениесозданиястрелецкоговойска;
ПоказыватьнаисторическойкартеросттерриторииРоссиивцарствованиеИва наIV;ходЛивонскойвойны,маршрутпоходаЕрмака;
Составлять план рассказа о народах Поволжья и Сибири в XVI
в.;Раскрывать последствия Ливонской войны для
России;РассказыватьоботношенияхРоссиисКрымскимханствомвXV
Iв.;
ХарактеризоватьположениеосновныхгруппнаселенияРоссийскогогосударствавXVI
в.;
Показыватьсиспользованиемкарты,какрасширялсянациональныйсоставнаселенияР
усскогогосударства;
Объяснять причины введения, сущность и последствия
опричнины;Составлятьхарактеристику(историческийпортрет)ИванаIVГрозног
о;представлятьиобосновыватьоценкуитоговегоправления;
СистематизироватьввидетаблицыматериалозакрепощениикрестьянвXVIв.;

Устныйопро
с;Письменн
ыйконтроль;
Контрольная
работа;

3.2.

Смута
вРоссии

9

0

0

20.01.2023
24.02.2023

Раскрыватьпротиворечия,существовавшиеврусскомобщественаканунеСмуты;Харак Устныйопро
теризоватьличностьидеятельностьБорисаГодунова;
с;Письменн
РаскрыватьпричиныСмуты;
ыйконтроль;
НазыватьхронологическиерамкиСмутноговремени;
Систематизироватьисторическийматериалвхронологическойтаблице«Основныесоб
ытияСмутноговремени»;
Объяснятьсмыслпонятийитерминов:Смута,самозванство;
Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия I
иЛжедмитрияII,местадействийпольскихишведскихинтервентов,маршрутыдвижени
яотрядовпервогоивторогоополчения;
ВысказыватьсужденияоролиПравославнойцеркви,духовныхлидероввсобытияхСм
утноговремени;
ПредставлятьхарактеристикиучастниковключевыхсобытийСмутноговремени;

https://www.museumrvio.ru/virtualguide/https://www.youtube.com/watch?v=
55dS--a0QLY
https://www.youtube.com/watch?
v=oEouWyIY9MY

https://www.youtube.com/watch?
v=Q6nRPxY9tno

3.3.

Россия
вXVIIв.

16

1

0

28.02.2023
28.04.2023

;
ХарактеризоватьличностьидеятельностьпервыхРомановых—
МихаилаФедоровичаиАлексеяМихайловича;
Представлятьввидесхемыструктурувысшихоргановгосударственнойвластииуправл
ениявРоссииXVIIв.;
Разъяснять,вчемзаключалисьфункцииотдельныхпредставительныхиадмин
истративных органов в системе управления государством;Объяснять
смысл понятий: самодержавие, раскол,
старообрядчество;Раскрыватьпричиныипоследствияцерковногораскола;
Составлять исторические портреты (характеристики) патриарха
Никона,протопопаАввакума;
ХарактеризоватьэкономическоеразвитиеРоссиивXVIIв.,используяинформациюис
торическойкарты;
Объяснятьзначениепонятийитерминов:Государевдвор,мануфактура,посад,ясак,яр
марка,крепостноеправо;
Сравниватьмануфактуруиремесленнуюмастерскую;объяснять,вчемзаключалисьр
азличия;
Раскрывать значение принятия Новоторгового и Таможенного
уставов;Составлять таблицу «Основные сословия и их положение в России XVII
в.»;ПроводитьпоискинформациивотрывкахизСоборногоуложения1649г.дляхарак
теристики положения отдельных групп населения России,
процессазакрепощениякрестьян;
РаскрыватьпричинысоциальныхдвиженийвРоссииXVIIв.;
Показыватьнаисторическойкартеместагородскихвосстаний;территорию,охваченну
ювосстаниемСтепанаРазина;
Систематизировать(вформетаблицы)материалосоциальныхдвиженияхвРоссии
XVIIв.;
Объяснятьзначениепонятийитерминов:гетман,полкинового(иноземного)строя,
засечнаячерта;
РаскрыватьпричинывосстанияподруководствомБ.Хмельницкого;
ДаватьоценкузначениявхожденияземельВойскаЗапорожскоговсоставРоссии;Харак
теризовать причины и итоги русско-польской (1654—1667) и русскошведской(1656—1658)войн;
ПриводитьпримерыконфликтовРоссиисОсманскойимперией;
Объяснять,вчемзаключалисьрезультатывнешнейполитикиРоссиивXVIIв.;Объяснят
ь, опираясь на знания из курсов всеобщей истории 6 —7 кл.,
какиесобытияполучилиназваниеВеликихгеографическихоткрытий;
Показывать на карте территории расселения народов в Р оссийском
государствеXVII в.; маршруты отрядов первопроходцев в Сибири и на Дальнем
Востоке;Рассказыватьонародах,жившихвРоссиивXVIIв.,привлекаядополнитель
нуюинформацию(втомчислепоисториикрая);
Осуществлятьпоискинформациидляподготовкисообщенияободномизпервопроходц
ев(СеменеДежневе,ВасилииПояркове,ЕрофееХабарове);

Устныйопро
с;Письменн
ыйконтроль;
Контрольная
работа;

https://www.youtube.com/watch?
v=V3iKz0Ej9eA

3.4.

Культурноеп
ространство
XVI-XVIIвв.

5

0

0

02.05.2023
16.05.2023

ИзвлекатьинформациюизДомостроя,изобразительныхматериаловдлярассказаонрав
ахибытероссийскогообществавXVI—XVIIвв.;
Характеризовать новые веяния в отечественной культуре, быту в XVII
в.Объяснять значение понятий и терминов: шатровый стиль,
парсуна;СистематизироватьматериалодостиженияхкультурыXVI—
XVIIвв.(вформетаблицы),раскрыватьихзначение;
СоставлятьописаниеодногоизпамятниковкультурыXVI—
XVIIвв.;оцениватьегохудожественныедостоинства;
ПриводитьпримерыизвестныхархитектурныхсооруженийXVI—
XVIIвв.,выявлятьихназначение;
Объяснять,чтоспособствовалоразвитиюобразованиявРоссииXVIIв.;Называтьо
сновныежанрырусскойлитературыXVI—XVIIвв.;
Осуществлятьпоискианализинформациидляпроектнойработы«Путешествиепору
сскомугородуXVIIв.»;

Устныйопро
с;Письменн
ыйконтроль;

http://tours.kremlin.ru/tour/territory/51/https://w
ww.russia360.travel/things-todo/msk/sight_of_Moscow/moskovskiykreml/https://www.pravmir.ru/reformatorikonopisaniya-simon-ushakov-cherez-reformyi-ktraditsii-1/

3.5.

Обобщение

2

1

0

19.05.2023
23.05.2023

ОбобщатьисторическоеикультурноенаследиеРоссииXVI-XVIIвв.;

Устныйопро
с;Письменн
ыйконтроль;
Контрольная
работа;

https://www.youtube.com/watch?v=_zXXtwIzCo

7

0

Итогопоразделу

45

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВОЧ
АСОВ ПОПРОГРАММЕ

68

Поурочное планирование.
№
п/п

Темаурока

Количествочасов
всего

контрольные практичес
работы

Дата
изучения

Виды,формы
контроля

кие работы

1.

Понятие «Новое время».
1
Хронологическиерамкии периодизация Нового
времени

0

0

02.09.2022 Устныйопрос;

2.

Предпосылки Великих географических
1
открытий. Поиски европейцами морских путей
в страны Востока. Экспедиции
Колумба.Тордесильясский договор 1494 г.
Открытие Васко да Гамой морского пути в
Индию.
Кругосветноеплавание Магеллана.
Плавания Тасмана и открытие Австралии
Завоеваниеконкистадоров в Центральной и
1
Южной Америке (Ф. Кортес, Ф. Писарро).
Европейцы в Северной Америке.
Поискисеверо-восточного морского пути в
Китай и Индию. Политические, экономические
и культурные последствия Великих
географических открытий конца XV —XVI в
Развитиетехники,горного дела, производства
1
металлов. Появление мануфактур.
Возникновение капиталистических отношений.
Распространениенаемного труда в деревне.
Расширениевнутреннегои мирового рынка
Изменениявсословной структуре общества,
1
появление новых социальных групп.
Повседневная жизнь обитателейгородови
деревень
ПричиныРеформации. Начало Реформации
1
в Германии; М. Лютер. Развертывание
Реформации и Крестьянская война в
Германии.
Распространение протестантизмавЕвропе.
Кальвинизм
Религиозныевойны. Контрреформация.
1
Инквизиция
Абсолютизм и сословное
1
представительство.Борьба
заколониальныевладения. Начало формирования
колониальных империй
Испания под властью
1
потомковкатолических королей.
Внутренняя и внешняя политика испанских
Габсбургов
Национально- освободительноедвижение в
1
Нидерландах: цели, участники, формы борьбы.
Итоги и значение Нидерландскойреволюции

0

0

06.09.2022 Устныйопрос;

0

1

09.09.2022 Практическая
работа;

0

0

13.09.2022 Диктант;

1

0

16.09.2022 Контрольная
работа;

0

0

20.09.2022 Устныйопрос;

0

0.5

0

0

23.09.2022 Практическая
работа;
27.09.2022 Зачет;

0

0

30.09.2022 Письменный
контроль;

0

0

04.10.2022 Тестирование;

Королевская власть и
1
централизацияуправления страной. Католики и
гугеноты. Религиозные войны. Генрих IV.
Нантский эдикт 1598 г. ЛюдовикXIIIикардинал
Ришелье. Фронда.Французскийабсолютизм при
Людовике XIV

0

0

07.10.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

3.

4.

5.

6.

7.
8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.
23.
24.

Развитие капиталистического
предпринимательствав городах и деревнях.
Укреплениекоролевской власти при
Тюдорах. ГенрихVIIIикоролевская
реформация. «Золотой век» Елизаветы I
Причины,участники, этапы революции.
Размежевание в революционномлагере.О.
Кромвель. Итоги и значение революции.
РеставрацияСтюартов. Славная революция.
Становление английской
парламентскоймонархии
Вмиреимперийивнеего. Германские
государства. Итальянские земли.
Положениеславянских народов.
Образование Речи Посполитой

1

0

0

11.10.2022 Диктант;

1

0

0

14.10.2022 Устныйопрос;

1

1

0

18.10.2022 Тестирование;

Столкновениеинтересовв приобретении
1
колониальных владений и господстве на
торговых путях. Противостояние османской
экспансии в Европе
Политические и религиозныепротиворечия
1
начала XVII в. Образование державы
австрийскихГабсбургов. Тридцатилетняя война.
Вестфальский мир
Высокое
Возрождение
в
1
Италии:художникииих
произведения.
Северное Возрождение
Мирчеловекавлитературе раннего Нового
1
времени. М.Сервантес.У.Шекспир. Стили
художественной культуры (барокко,
классицизм). Французский театр эпохи
классицизма
Развитиенауки:переворот в естествознании,
1
возникновение новой картины мира.
Выдающиеся ученые и их
открытия(Н.Коперник,И. Ньютон). Утверждение
рационализма
Османская империя: на вершине могущества.
1
Сулейман IВеликолепный:
завоеватель,законодатель. Управление
многонациональной империей. Османская
армия
Индия при Великих Моголах. Начало
1
проникновения европейцев. Ост-Индские
компании. Китай в эпоху Мин. Экономическая
и социальная политика
государства.Утверждение маньчжурской
династии Цин. Япония: борьба знатных кланов
за власть, установление сегунатаТокугава,
укрепление централизованного государства.
«Закрытие» страны для иноземцев

0

0

21.10.2022 Зачет;

1

0

25.10.2022 Устныйопрос;

0

0

08.11.2022 Устныйопрос;

0

0

11.11.2022 Диктант;

0

0.5

15.11.2022 Практическая
работа;

0

0

18.11.2022 Тестирование;

0

0

22.11.2022 Письменный
контроль;

Культура и искусство странВостокавXVI—
1
XVIIвв
Историческое и культурное наследие
1
раннегоНовоговремени
Княжение Василия III. ПрисоединениекМоскве 1
Псковской, Смоленской, Рязанской земель.
Отмирание удельной системы. Укрепление
великокняжескойвласти

0

0

25.11.2022 Устныйопрос;

1

0

0

0

29.11.2022 Контрольная
работа;
02.12.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»;

25.

Война Московского княжества с Великим
1
княжеством Литовским, отношениясКрымскими
Казанским ханствами, посольствавевропейские
государства

0

0

06.12.2022 Тестирование;

26.

Боярская дума, ее роль в
1
управлениигосударством. Органы
государственной власти. Приказная система:
формирование первых приказных учреждений.
Местничество. Местное
управление:наместникии волостели, система
кормлений.Государствои церковь
Регентство Елены Глинской.Сопротивление
1
удельных князей великокняжеской власти.
Унификация денежной системы. Период
боярского правления. Борьбазавластьмежду
боярскими кланами. Губнаяреформа

0

0

09.12.2022 Письменный
контроль;

0

0

13.12.2022 Устныйопрос;

28.

ПринятиеИваномIV царского титула.
«Избраннаярада»:ее состав и значение.
Появление Земских соборов. Отмена
кормлений.Система налогообложения.
Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская
реформа – формирование органов местного
самоуправления.Создание стрелецких полков
и«Уложениео службе»

1

0

0

16.12.2022 Зачет;

29.

Присоединение Казанского и Астраханского
ханств. Значение включения Среднего и
Нижнего Поволжья в состав
Российскогогосударства. Войны с Крымским
ханством. Битва при Молодях. Укрепление
южных границ
Ливонскаявойна:причины и характер.
Ликвидация Ливонского ордена.
Причиныирезультаты поражения России в
Ливонской войне
Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское
ханство. Начало присоединения к
РоссииЗападнойСибири
Социальная структура российского
общества. Дворянство.Служилые люди.
Торгово- ремесленноенаселение городов.
Духовенство. Начало закрепощения
крестьян: Указ о «заповедных летах».
Формированиевольного казачества
Многонациональный составнаселенияРусского
государства.
Сосуществованиерелигий
вРоссийскомгосударстве. Народы Поволжья
после присоединения к России. Русская
Православная церковь. Мусульманское
духовенство
Опричнина:дискуссияоее
причинах
и
характере.
Опричныйтеррор.Разгром
Новгорода и Пскова.
Московскиеказни1570г.
Результатыипоследствия опричнины
Результаты и цена преобразований.
Противоречивость личностиИванаГрозного

1

0

0

20.12.2022 Тестирование;

1

0

0

23.12.2022 Зачет;

1

0

0

27.12.2022 Устныйопрос;

1

0

0

10.01.2023 Устныйопрос;

1

0

0

13.01.2023 Устныйопрос;

1

0

0

17.01.2023 Диктант;

1

0

0

20.01.2023 Тестирование;

27.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

1

1

0

24.01.2023 Письменный
контроль;

1

0

0

27.01.2023 Диктант;

Дискуссия о причинах, сущности и основных
1
этапахСмутноговремени. Самозванцы и
самозванство. Личность Лжедмитрия I и его
политика
ЦарьВасилийШуйский. Восстание Ивана
1
Болотникова. Перерастаниевнутреннего кризиса
в гражданскую войну
ЛжедмитрийII.Вторжение на территорию
1
России польско-литовских отрядов.
Тушинскийлагерь самозванца под Москвой.
Оборона Троице-Сергиева монастыря.
Выборгский договор между Россией и
Швецией. Открытое вступлениеввойнупротив
России Речи Посполитой. Оборона Смоленска

0

0

31.01.2023 Устныйопрос;

0

0

03.02.2023 Устныйопрос;

0

0

07.02.2023 Зачет;

Свержение Василия Шуйского и переход
1
властик«семибоярщине». Договор об избрании
на престолпольскогопринца Владислава и
вступление польско-литовского гарнизона в
Москву
Подъем национально- освободительного
1
движения. Патриарх Гермоген. Московское
восстание 1611 г. и сожжение города
оккупантами. Первое и
второеземскиеополчения. Захват Новгорода
шведскими войсками
«Совет всея земли». ОсвобождениеМосквыв
1
1612 г

0

0

10.02.2023 Тестирование;

0

0

14.02.2023 Устныйопрос;

0

0

17.02.2023 Самооценка с

44.

Земскийсобор1613г.и его роль в укреплении
государственности.
Избрание на царство Михаила Федоровича
Романова. Борьба с казачьимивыступлениями
против центральной власти

1

0

0

21.02.2023 Зачет;

45.

Столбовский мир со Швецией:утратавыходак
1
Балтийскому морю. Продолжениевойныс Речью
Посполитой. ЗаключениеДеулинского
перемирия с Речью Посполитой. Итоги и
последствия Смутного времени
ЦарствованиеМихаила Федоровича.
1
Восстановление экономического
потенциала страны. Продолжение
закрепощениякрестьян
Земские соборы. Роль патриарха Филарета в
1
управлениигосударством

0

1

24.02.2023 Практическая
работа;

0

0

28.02.2023 Диктант;

0

0

03.03.2023 Тестирование;

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

46.

47.

ЦарьФедорИванович. Борьба за власть в
боярском окружении. Правление Бориса
Годунова.Учреждение патриаршества.
Противостояние с Крымским ханством.
Строительство российских
крепостейизасечныхчерт. Продолжение
закрепощения крестьянства: Указ об «урочных
летах». Пресечение царской
династииРюриковичей
Династический кризис. Земскийсобор1598г.и
избрание на царство Бориса Годунова.
ПолитикаБорисаГодунова в отношении
боярства. Голод 1601-1603 гг. и обострение
социально- экономическогокризиса

использованием
«Оценочного листа»;

48.

49.

50.
51.

52.

53.
54.

55.
56.

Царствование Алексея Михайловича.
Укрепление самодержавия.Ослабление роли
Боярской думы в управлении государством.
Развитие приказногостроя. Усиление
воеводскойвластивуездах и постепенная
ликвидация земского самоуправления.
Затухание деятельности Земских соборов
Патриарх Никон, его конфликт с царской
властью.РасколвЦеркви. Протопоп Аввакум,
формирование религиозной традиции
старообрядчества
ЦарьФедорАлексеевич. Отмена местничества.
Налоговая(податная) реформа
Экономическое развитие России в XVII в.
Первые мануфактуры Ярмарки. Укрепление
внутренних торговых связей и развитие
хозяйственной специализации регионов
Российского государства.
ТорговыйиНовоторговый уставы. Торговля с
европейскими странами и Востоком

1

0

0

07.03.2023 Устныйопрос;

1

0

0

10.03.2023 Устныйопрос;

1

0

0

14.03.2023 Устныйопрос;

1

0

0

17.03.2023 Письменный
контроль;

Государевдвор,служилый город, духовенство, 1
торговые люди, посадское население, стрельцы,
служилые иноземцы, казаки,крестьяне,холопы.
Русская деревня в XVII в
СолянойбунтвМоскве.
Псковско1
Новгородское восстание
Соборноеуложение1649г. Завершение
1
оформления крепостного права и территория его
распространения

0

0

21.03.2023 Устныйопрос;

0

0

0

0

24.03.2023 Практическая
работа;
04.04.2023 Устныйопрос;

Денежнаяреформа1654г. Медный бунт. Побеги 1
крестьян на Дон и в Сибирь
ВосстаниеСтепанаРазина
1

0

0

07.04.2023 Диктант;

0

0

11.04.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»;

57.

58.

59.

60.

Возобновление дипломатических контактов со
странами Европы и Азии после
Смуты.Смоленскаявойна. Поляновский мир
ВосстаниеБогдана Хмельницкого.
Переяславская рада. ВхождениеземельВойска
Запорожского в состав России. Война между
Россией и Речью Посполитой 1654—1667 гг.
Андрусовскоеперемирие
Русско-шведская война 1656 –1658 гг. и ее
результаты.Отношения России со странами
Западной Европы

1

0

0

14.04.2023 Диктант;

1

0

0

18.04.2023 Тестирование;

1

0

0

21.04.2023 Устныйопрос;

Укрепление южных рубежей. Белгородская
засечная черта. КонфликтысОсманской
империей. «Азовское осадное сидение».
«Чигиринская война» и
Бахчисарайскиймирный договор

1

0

0

25.04.2023 Устныйопрос;

61.

62.

63.

Народы России в XVII в. Эпоха Великих
1
географическихоткрытий
ирусскиегеографические открытия. Плавание
СеменаДежнева.Выходк Тихому океану.
Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова
и исследование бассейна реки Амур. Освоение
Поволжья и Сибири.
Ясачноеналогообложение. Переселение
русских на новые земли.
Межэтнические отношения.Формирование
многонациональнойэлиты
Изменениявкартинемира человека в XVI—XVII 1
вв. Повседневная жизнь.
Семья и семейные отношения.Жилищеи
предметы быта.
Проникновениеэлементов европейской
культуры в быт высших слоев населения
Архитектура. Дворцово- храмовый ансамбль
1
Соборной площади в Москве.Шатровыйстильв
архитектуре. Собор Покрова на Рву.
Монастырские ансамбли (КириллоБелозерский, Соловецкий, НовоИерусалимский).Крепости (Китайгород,Смоленский, Астраханский, Ростовский
кремли). Федор Конь.
Деревянноезодчество

1

0

28.04.2023 Контрольная
работа;

0

0

02.05.2023 Устныйопрос;

0

0

05.05.2023 Устныйопрос;

Симон Ушаков. Ярославская школа
иконописи.Парсуннаяживопись
Летописание и начало
книгопечатания.Лицевой свод. Домострой.
ПерепискаИванаГрозного с князем Андреем
Курбским. Публицистика Смутного времени
Усилениесветскогоначала в российской
культуре.
Симеон Полоцкий. Развитие образования и
научныхзнаний.Школы при Аптекарском и
Посольском приказах

1

0

0

1

0

0

09.05.2023 Письменный
контроль;
12.05.2023 Устныйопрос;
Практическая
работа;

1

0

1

16.05.2023 Контрольная
работа;

67.

РоссиявXVIв

1

0

0

19.05.2023 Письменный
контроль;

68.

СмутавРоссии.Россияв XVII в

1

1

0

64.
65.

66.

23.05.2023

Зачет;

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧЕНИКА
ЮдовскаяА.Я.,БарановП.А.,ВанюшкинаЛ.М.;подредакциейИскендероваА.А.Всеобщаяистория. История Нового
времени. 7 кл. Издательство «Просвещение»;
1. УчебникАрсентьевН.М.,ДаниловА.А.,КурукинИ.В.идругие;подредакциейТоркуноваА.В. История
России (в 2 ч.) 7 кл. Издательство "Просвещение"
2. КадневскийВ.М.ИсторияРоссиисдревнейшихвремендоконцаXVIIIвека:Тесты.6-7кл.,10кл.– М.: Дрофа
3. ЖуковаЛ.В.Контрольныеипроверочныеработыпоистории.5-9кл.–М.: Дрофа
4. Картиныпорусскойистории(изизданияИ.Кнебеля.Москва.1908–1913).–М.:Изобразительное искусство
5. Диафильмдлядетей«ПодвигМининаи Пожарского».
ЗлобинС.П.СтепанРазин(открытки).–М.:Изобразительноеискусство 6.Настенные
исторические карты.
7.Видеофильм«ПервыйимператорРоссии»,производствоТПО«ПИМЕН-ТВ».
МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯ
1. Программыобщеобразовательныхучреждений.История.Обществознание.5–11классы.–М.: Просвещение
.
2. Новаяисторияподред.ЮдовскойА.Я.,ВанюшкинойЛ.М.
3. ПрограммапоисторииРоссии6–11кл.Н.М.Арсентьев,А.А.Даниловидр.–М.:Просвещение 4.Пособие к
учебнику Арсентьева Н.М., Данилова А.А. и др. (М: Просвещение), составленные в соответствии с
требованиями ФГОС
ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ
1/http://schoolcollection.
2/edu.ru/catalog/ 3/uchi.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕОБОРУДОВАНИЕ
1. Учебныекарты
2. Печатные пособия раздаточные

3.Печатныедемонстрационныепособия
4.DVD-фильмы
5.Компакт-диски
6.Интерактивныепособия
7.Комплекты карт
8.Общееивспомогательноеоборудованиедлякабинета

ОБОРУДОВАНИЕДЛЯПРОВЕДЕНИЯПРАКТИЧЕСКИХРАБОТ
1. Класснаямагнитнаядоска.
2. Настеннаядоскасприспособлениемдлякреплениякартинок.

3.Колонки
4.Компьютер


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 07.09.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(35335)3-81-12

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».