алгебра 7 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. АЛГЕБРА7
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА "АЛГЕБРА"
Рабочая программа по учебному курсу "Алгебра" для обучающихся 7 классов разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом
и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций
российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность
общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В программе учтены идеи
и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В эпоху
цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным
современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит
опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью
становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной
подготовки, в том числе и математической.
Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных с непосредственным
применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в
гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать
значимым предметом, расширяется.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются
фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения от
простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для
развития научных и прикладных идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание
принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация
разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна
повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять
расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приёмами
геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц,
диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятностный характер
случайных событий.
Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более
важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных
навыках. В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышления человека
естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и
синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических
умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений,
способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым
развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в формировании
алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам,
совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач — основой учебной
деятельности на уроках математики — развиваются также творческая и прикладная стороны
мышления.
Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и
информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические
2

средства для выражения суждений и наглядного их представления.
Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство
с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий
от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для
решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой
вклад в формирование общей культуры человека.
Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию
красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению
идеи симметрии.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА "АЛГЕБРА"
Алгебра является одним из опорных курсов основной школы: она обеспечивает изучение других
дисциплин, как естественнонаучного, так и гуманитарного циклов, её освоение необходимо для
продолжения образования и в повседневной жизни. Развитие у обучающихся научных представлений
о происхождении и сущности алгебраических абстракций, способе отражения математической наукой
явлений и процессов в природе и обществе, роли математического моделирования в научном
познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения и качеств мышления,
необходимых для адаптации в современном цифровом обществе. Изучение алгебры естественным
образом обеспечивает развитие умения наблюдать, сравнивать, находить закономерности, требует
критичности мышления, способности аргументированно обосновывать свои действия и выводы,
формулировать утверждения. Освоение курса алгебры обеспечивает развитие логического мышления
обучающихся: они используют дедуктивные и индуктивные рассуждения, обобщение и
конкретизацию, абстрагирование и аналогию. Обучение алгебре предполагает значительный объём
самостоятельной деятельности обучающихся, поэтому самостоятельное решение задач естественным
образом является реализацией деятельностного принципа обучения.
В структуре программы учебного курса «Алгебра» основной школы основное место занимают
содержательно-методические линии: «Числа и вычисления»; «Алгебраические выражения»;
«Уравнения и неравенства»; «Функции». Каждая из этих содержательно-методических линий
развивается на протяжении трёх лет изучения курса, естественным образом переплетаясь и
взаимодействуя с другими его линиями. В ходе изучения курса обучающимся приходится логически
рассуждать, использовать теоретико-множественный язык. В связи с этим целесообразно включить в
программу некоторые основы логики, пронизывающие все основные разделы математического
образования и способствующие овладению обучающимися основ универсального математического
языка. Таким образом, можно утверждать, что содержательной и структурной особенностью курса
«Алгебра» является его интегрированный характер.
Содержание линии «Числа и вычисления» служит основой для дальнейшего изучения математики,
способствует развитию у обучающихся логического мышления, формированию умения пользоваться
алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни.
Развитие понятия о числе в основной школе связано с рациональными и иррациональными числами,
формированием представлений о действительном числе. Завершение освоения числовой линии
отнесено к старшему звену общего образования.
Содержание двух алгебраических линий — «Алгебраические выражения» и «Уравнения и
неравенства» способствует формированию у обучающихся математического аппарата, необходимого
для решения задач математики, смежных предметов и практико-ориентированных задач. В основной
школе учебный материал группируется вокруг рациональных выражений. Алгебра демонстрирует
3

значение математики как языка для построения математических моделей, описания процессов и
явлений реального мира. В задачи обучения алгебре входят также дальнейшее развитие
алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, и
овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символьных форм вносит свой
специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству.
Содержание функционально-графической линии нацелено на получение школьниками знаний о
функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разно образных
процессов и явлений в природе и обществе. Изучение этого материала способствует развитию у
обучающихся умения использовать различные выразительные средства языка математики —
словесные, символические, графические, вносит вклад в формирование представлений о роли
математики в развитии цивилизации и культуры.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану в 7 классе изучается учебный курс «Алгебра», который включает
следующие основные разделы содержания: «Числа и вычисления», «Алгебраические выражения»,
«Уравнения и неравенства», «Функции». Учебный план на изучение алгебры в 7 классах отводит 3
учебных часа в неделю, 102 учебных часа в год.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА "АЛГЕБРА"
Числа и вычисления
Рациональные числа.
Дроби обыкновенные и десятичные, переход от одной формы записи дробей к другой. Понятие
рационального числа, запись, сравнение, упорядочивание рациональных чисел. Арифметические
действия с рациональными числами. Решение задач из реальной практики на части, на дроби.
Степень с натуральным показателем: определение, преобразование выражений на основе
определения, запись больших чисел. Проценты, запись процентов в виде дроби и дроби в виде
процентов. Три основные задачи на проценты, решение задач из реальной практики.
Применение признаков делимости, разложение на множители натуральных чисел. Реальные
зависимости, в том числе прямая и обратная пропорциональности.
Алгебраические выражения
Переменные, числовое значение выражения с переменной. Допустимые значения переменных.
Представление зависимости между величинами в виде формулы. Вычисления по формулам.
Преобразование буквенных выражений, тождественно равные выражения, правила преобразования
сумм и произведений, правила раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых.
Свойства степени с натуральным показателем.
Одночлены и многочлены. Степень многочлена. Сложение, вычитание, умножение многочленов.
Формулы сокращённого умножения: квадрат суммы и квадрат разности. Формула разности квадратов.
Разложение многочленов на множители.
Уравнения
Уравнение, корень уравнения, правила преобразования уравнения, равносильность
уравнений. Линейное уравнение с одной переменной, число корней линейного уравнения, решение
линейных уравнений. Составление уравнений по условию задачи. Решение текстовых задач с
помощью уравнений. Линейное уравнение с двумя переменными и его график. Система двух
4

линейных уравнений с двумя переменными. Решение систем уравнений способом подстановки.
Примеры решения текстовых задач с помощью систем уравнений.
Координаты и графики. Функции
Координата точки на прямой. Числовые промежутки. Расстояние между двумя точками
координатной прямой. Прямоугольная система координат, оси Ox и Oy. Абсцисса и ордината точки
на координатной плоскости. Примеры графиков, заданных формулами. Чтение графиков реальных
зависимостей. Понятие функции. График функции. Свойства функций. Линейная функция, её график.
График функции y= IхI. Графическое решение линейных уравнений и систем линейных уравнений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение учебного курса «Алгебры» должно обеспечивать достижение на уровне основного общего
образования следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса «Алгебра» характеризуются:
Патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением
к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих
достижений в других науках и прикладных сферах.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о
математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского
общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с
практическим применением достижений науки, осознанием важности мораль- но-этических
принципов в деятельности учёного.
Трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности,
осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитием необходимых умений;
осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов
с учётом личных интересов и общественных потребностей.
Эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач,
решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.
Ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как
сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации;
овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира;
овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового
образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
5

сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
Экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей
среды;
осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
— готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
— необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
— способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как
вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать
и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы учебного курса «Алгебра» характеризуются
овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными
действиями и универсальными регулятивными действиями.
1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных
процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических,
исследовательских операций, умений работать с информацией).
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий,
отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать
существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа;
— воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и
отрицательные, единичные, частные и общие; условные;
— выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных,
наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
— делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии;
— разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить
самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию,
приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения;
6

— выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы,
фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное,
формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
— проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое
исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов
между собой;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и
обобщений;
— прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его
развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
— выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения
задачи;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
— выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно.
2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных
навыков обучающихся.
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения;
ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать
пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
— в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой
задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с
суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в
корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
— представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории.
Сотрудничество:
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
учебных математических задач;
7

— принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы,
распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать
мнения нескольких людей;
— участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и
др.);
— выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным
участниками взаимодействия.
3) Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и
жизненных навыков личности.
Самоорганизация:
амостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и
корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль:
— владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения
математической задачи;
— предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в
деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
— оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять
причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому
опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение учебного курса «Алгебра» 7 класс должно обеспечивать достижение следующих
предметных образовательных результатов:
Числа и вычисления
Находить значения числовых выражений; применять разнообразные способы и приёмы вычисления
значений дробных выражений, содержащих обыкновенные и десятичные дроби.
Переходить от одной формы записи чисел к другой (преобразовывать десятичную дробь в
обыкновенную, обыкновенную в десятичную, в частности в бесконечную десятичную дробь).
Сравнивать и упорядочивать рациональные числа.
Округлять числа.
Выполнять прикидку и оценку результата вычислений, оценку значений числовых выражений.
Выполнять действия со степенями с натуральными показателями.
Применять признаки делимости, разложение на множители натуральных чисел.
Решать практико-ориентированные задачи, связанные с отношением величин,
пропорциональностью величин, процентами; интерпретировать результаты решения задач с учётом
ограничений, связанных со свойствами рассматриваемых объектов.
8

Алгебраические выражения
Использовать алгебраическую терминологию и символику, применять её в процессе освоения
учебного материала.
Находить значения буквенных выражений при заданных значениях переменных.
Выполнять преобразования целого выражения в многочлен приведением подобных слагаемых,
раскрытием скобок.
Выполнять умножение одночлена на многочлен и многочлена на многочлен, применять формулы
квадрата суммы и квадрата разности.
Осуществлять разложение многочленов на множители с помощью вынесения за скобки общего
множителя, группировки слагаемых, применения формул сокращённого умножения.
Применять преобразования многочленов для решения различных задач из математики, смежных
предметов, из реальной практики.
Использовать свойства степеней с натуральными показателями для преобразования выражений.
Уравнения и неравенства
Решать линейные уравнения с одной переменной, применяя правила перехода от исходного
уравнения к равносильному ему. Проверять, является ли число корнем уравнения.
Применять графические методы при решении линейных уравнений и их систем.
Подбирать примеры пар чисел, являющихся решением линейного уравнения с двумя переменными.
Строить в координатной плоскости график линейного уравнения с двумя переменными; пользуясь
графиком, приводить примеры решения уравнения.
Решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными, в том числе графически.
Составлять и решать линейное уравнение или систему линейных уравнений по условию задачи,
интерпретировать в соответствии с контекстом задачи полученный результат.
Координаты и графики. Функции
Изображать на координатной прямой точки, соответствующие заданным координатам, лучи,
отрезки, интервалы; за писывать числовые промежутки на алгебраическом языке.
Отмечать в координатной плоскости точки по заданным ко ординатам; строить графики линейных
функций. Строить график функции y= I хI.
Описывать с помощью функций известные зависимости между величинами: скорость, время,
расстояние; цена, количество, стоимость; производительность, время, объём работы.
Находить значение функции по значению её аргумента.
Понимать графический способ представления и анализа информации;извлекать и интерпретировать
информацию из графиков реальных процессов и зависимостей.

9

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и
тем программы

Количество часов
всего

контрольные
работы

практические
работы

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Числа и вычисления. Рациональные числа.
1.1.

Понятие рационального
числа

1

0

0

Систематизировать и обогащать знания об обыкновенных и десятичных дробях;

Устный опрос;

http://schoolcollection.edu.ru/

1.2.

Арифметические действия с
рациональными числами.

3

0

0

Применять разнообразные способы и приёмы вычисления значений дробных выражений,
содержащих обыкновенные и десятичные дроби: заменять при необходимости
десятичную дробь обыкновенной и обыкновенную десятичной, приводить выражение к
форме, наиболее удобной для вычислений, преобразовывать дробные выражения на
умножение и деление десятичных дробей к действиям с целыми числами;

Письменный
контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/

1.3.

Сравнение,
упорядочивание
рациональных чисел.

3

1

0

Сравнивать и упорядочивать дроби, преобразовывая при необходимости десятичные
дроби в обыкновенные, обыкновенные в десятичные, в частности в бесконечную
десятичную дробь;

Контрольная
работа;

http://schoolcollection.edu.ru/

1.4.

Степень с натуральным
показателем.

2

1

0

Приводить числовые и буквенные примеры степени с натуральным показателем, объясняя
значения основания степени и показателя степени, находить значения степеней вида an (a
— любое рациональное число, n — натуральное число);

Устный опрос;
Контрольная
работа;

http://schoolcollection.edu.ru/

1.5.

Решение основных задач
на дроби, проценты из
реальной практики.

5

0

0

Решать задачи на части, проценты, пропорции, на нахождение дроби (процента) от
величины и величины по её дроби (проценту), дроби (процента), который составляет одна
величина от другой;

Письменный
контроль;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

http://schoolcollection.edu.ru/

1.6.

Признаки делимости,
разложения на множители
натуральных чисел.

3

0

0

Применять признаки делимости, разложения на множители натуральных чисел;

Устный опрос;
Письменный
контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/

1.7.

Реальные зависимости.

4

0

0

Приводить, разбирать, оценивать различные решения, записи решений текстовых задач;

Устный опрос;
Письменный
контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/

1.8.

Прямая и обратная
пропорциональности

4

1

0

Распознавать и объяснять, опираясь на определения, прямо пропорциональные и обратно
пропорциональные зависимости между величинами; приводить примеры этих
зависимостей из реального мира, из других учебных предметов;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;

http://schoolcollection.edu.ru/

Итого по разделу

25

Раздел 2. Алгебраические выражения.

10

Буквенные выражения.

1

0

0

Овладеть алгебраической терминологией и символикой, применять её в процессе освоения
учебного материала;

Письменный
контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/

2.2.

Переменные.

1

0

0

Овладеть алгебраической терминологией и символикой, применять её в процессе освоения
учебного материала;

Устный опрос;

http://schoolcollection.edu.ru/

2.3.

Допустимые значения
переменных.

1

0

0

Находить значения буквенных выражений при заданных значениях букв; выполнять
вычисления по формулам;

Устный опрос;
Письменный
контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/

2.4.

Формулы.

2

0

0

Находить значения буквенных выражений при заданных значениях букв; выполнять
вычисления по формулам;

Устный опрос;
Письменный
контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/

2.5.

Преобразование
буквенных выражений,
раскрытие скобок и
приведение подобных
слагаемых.

4

1

0

Выполнять преобразования целого выражения в многочлен приведением подобных
слагаемых, раскрытием скобок;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;

http://schoolcollection.edu.ru/

2.6.

Свойства степени с
натуральным показателем.

3

1

0

Выполнять умножение одночлена на многочлен и многочлена на многочлен, применять
формулы квадрата суммы и квадрата разности;

Устный опрос;
Письменный
контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/

2.7.

Многочлены.

2

0

0

Находить значения буквенных выражений при заданных значениях букв; выполнять
вычисления по формулам;

Контрольная
работа;

http://schoolcollection.edu.ru/

2.8.

Сложение, вычитание,
умножение многочленов.

5

1

0

Выполнять умножение одночлена на многочлен и многочлена на многочлен, применять
формулы квадрата суммы и квадрата разности;

Письменный
контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/

2.9.

Формулы сокращённого
умножения.

3

0

0

Осуществлять разложение многочленов на множители путём вынесения за скобки общего
множителя, применения формулы разности квадратов, формул сокращённого умножения;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Тестирование;

http://schoolcollection.edu.ru/

5

1

0

Применять преобразование многочленов для решения различных задач из математики,
смежных предметов, из реальной практики;
Знакомиться с историей развития математики;

Письменный
контроль;
Контрольная
работа;

http://schoolcollection.edu.ru/

0

0

Решать линейное уравнение с одной переменной, применяя правила перехода от
исходного уравнения к равносильному ему более простого вида;

Письменный
контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/

2.1.

2.10. Разложение многочленов
на множители

Итого по разделу

27

Раздел 3.Уравнения и неравенства.
3.1.

Уравнение, правила
преобразования
уравнения,
равносильность
уравнений.

2

11

3.2.

Линейное уравнение с
одной переменной,
решение линейных
уравнений.

2

0

0

Решать линейное уравнение с одной переменной, применяя правила перехода от
исходного уравнения к равносильному ему более простого вида;

Письменный
контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/

3.3.

Решение задач с помощью
уравнений.

5

0

0

Составлять и решать уравнение или систему уравнений по условию задачи,
интерпретировать в соответствии с контекстом задачи полученный результат;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Тестирование;

http://schoolcollection.edu.ru/

3.4.

Линейное уравнение с
двумя переменными и его
график.

2

1

0

Подбирать примеры пар чисел, являющихся решением линейного уравнения с двумя
переменными;

Контрольная
работа;

http://schoolcollection.edu.ru/

3.5.

Система двух линейных
уравнений с двумя
переменными.

4

0

0

Находить решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными;

Устный опрос;
Письменный
контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/

3.6.

Решение систем
уравнений способом
подстановки и способом
сложения

5

0

0

Составлять и решать уравнение или систему уравнений по условию задачи,
интерпретировать в соответствии с контекстом задачи полученный результат;

Устный опрос;
Письменный
контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/

Итого по разделу:

20

Раздел 4. Координаты и графики. Функции.
4.1.

Координата точки на
прямой.

1

0

0

Изображать на координатной прямой точки, соответствующие заданным координатам,
лучи отрезки, интервалы; записывать их на алгебраическом языке;

Устный опрос;
Письменный
контроль;

4.2.

Числовые промежутки.

2

0

0

Изображать на координатной прямой точки, соответствующие заданным координатам,
лучи отрезки, интервалы; записывать их на алгебраическом языке;

Устный опрос;
Письменный
контроль;

4.3.

Расстояние между двумя
точками координатной
прямой.

2

0

0

Отмечать в координатной плоскости точки по заданным координатам; строить графики
несложных зависимостей, заданных формулами, в том числе с помощью цифровых
лабораторий;

Письменный
контроль;

4.4.

Прямоугольная система
координат на плоскости.

2

0

0

Применять, изучать преимущества, интерпретировать графический способ представления
и анализа разнообразной жизненной информации;

Устный опрос;
Письменный
контроль;

4.5.

Примеры графиков,
заданных формула ми.

4

0

0

Осваивать понятие функции, овладевать функциональной терминологией;

Устный опрос;
Письменный
контроль;

4.6.

Чтение графиков
реальных зависимостей.

2

0

0

Осваивать понятие функции, овладевать функциональной терминологией;

Устный опрос;
Письменный
контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/

12

4.7.

Понятие функции.

1

0

0

Строить графики линейной функции, функции y = I х I;

Устный опрос;
Письменный
контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/

4.8.

График функции.

1

0

0

Осваивать понятие функции, овладевать функциональной терминологией;

Письменный
контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/

4.9.

Свойства функций.

2

0

0

Осваивать понятие функции, овладевать функциональной терминологией;

Тестирование;

http://schoolcollection.edu.ru/

4.10. Линейная функция.

2

0

0

Распознавать линейную функцию y = kx + b, описывать её свойства в зависимости от
значений коэффициентов k и b;

Письменный
контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/

4.11. Построение графика
линейной функции.

2

0

0

Строить графики линейной функции, функции y = I х I;

Устный опрос;
Письменный
контроль;

http://schoolcollection.edu.ru/

4.12. График функции y = I х I

3

1

0

Строить графики линейной функции, функции y = I х I;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;

http://schoolcollection.edu.ru/

1

0

Выбирать, применять оценивать способы сравнения чисел, вычислений, преобразований
выражений, решения уравнений;
Осуществлять самоконтроль выполняемых действий и самопроверку результата
вычислений, преобразований, построений;
Решать задачи из реальной жизни, применять математические знания для решения задач из
других предметов;
Решать текстовые задачи, сравнивать, выбирать способы решения задачи;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Тестирование;

http://schoolcollection.edu.ru/

10

0

Итого по разделу:

24

Раздел 5.Повторение и обобщение.
5.1.

Повторение основных
понятий и методов курса 7
класса, обобщение знаний

6

Итого по разделу:

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

102

13

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов
всего контрольные
работы

практические
работы

Дата
Виды, формы
изучения контроля

1.

Признаки делимости.
Разложение на
множители натуральных
чисел

1

0

0

01.09.2022 Устный опрос;
п.3.1-3.4;
;
;

2.

Свойства делимости.
НОД, НОК

1

0

0

05.09.2022 Устный опрос;
М-5;
;
п.3.5;
3.6;
;

3.

1
Арифметические
действия с
рациональными числами
(сложение и вычитание)

0

0

07.09.2022 Устный опрос;
М-5;
п. 4.6-4.8;
;
;

4.

1
Арифметические
действия с
рациональными числами
(сложение и вычитание

0

0

08.09.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
ВПР;

5.

1
Арифметические
действия с
рациональными числами
(умножение и деление)

0

0

12.09.2022 М-5;
п. 4.5-4.11;
Тестирование;
;

6.

1
Арифметические
действия с
рациональными числами
(умножение и деление)

0

0.5

14.09.2022 Самостоятельная
работа;;

7.

Десятичные дроби.
Перевод обыкновенных
дробей в десятичные

0

0

15.09.2022 М-6;
п.4.1;
Устный опрос;
;

1

14

8.

Арифметические
действия с десятичными
дробями (сложение и
вычитание)

1

0

0

19.09.2022 М-6;
п.4.3;
Письменный
контроль;
;

9.

Арифметические
действия с десятичными
дробями (умножение и
деление)

1

0

0

21.09.2022 М-6;
п.4.4-4.6;
Письменный
контроль;
;

10.

Арифметические
действия с десятичными
дробями (умножение и
деление)

1

0

0

22.09.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

11.

Сравнение,
упорядочивание
рациональных чисел
Сравнение,
упорядочивание
рациональных чисел

1

0

0

26.09.2022 М-6;
п.2.3;
п.2.3;
4.2;
Устный опрос;
;

12.

Сравнение,
упорядочивание
рациональных чисел
Сравнение,
упорядочивание
рациональных чисел

1

0

0

28.09.2022 Устный опрос;

13.

Степень с натуральным
показателем

1

0

0

29.09.2022 М-5;
п.1.11;
Тестирование;
;

14.

Степень с натуральным
показателем

1

0

0.5

03.10.2022 М-5;
п.1.11;
Самостоятельная
работа;
;

15.

Решение задач на
нахождение дроби от
числа

1

0

0

05.10.2022 М-6 п.14;
Устный опрос;
;

15

16.

Решение задач на
нахождение дроби от
числа

1

06.10.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;

17.

Решение задач на
нахождении числа по её
дроби

1

10.10.2022 М-6 п.18;
;
Письменный
контроль;
;

18.

Решение задач на
нахождении числа по её
дроби

1

12.10.2022 Письменный
контроль;

19.

Решение задач на
проценты

1

13.10.2022 М-6;
п. 1.6;
п. 1.6;
п. 1.6;
4.8;
Письменный
контроль;
;

20.

Решение задач на
проценты

1

17.10.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

21.

Решение задач на
проценты

1

19.10.2022 Письменный
контроль;

22.

Реальные зависимости.
Прямая и обратная
пропорциональности

1

20.10.2022 Тестирование;
1.5;
;

23.

Реальные зависимости.
Прямая и обратная
пропорциональности

1

24.10.2022 Письменный
контроль;

24.

Реальные зависимости.
Прямая и обратная
пропорциональности

1

26.10.2022 Письменный
контроль;

25.

Контрольная работа №1
«Числа и вычисления»

1

1

27.10.2022 Контрольная
работа;

16

26.

1
Анализ контрольной
работы.Буквенные
выражения. Переменные.
Значения буквенных
выражений.

07.11.2022 А-7;
п.4.1;
п.4.1;
п.5.2;
5.7-5.9;
Устный опрос;
;

27.

Целые и дробные
выражения. Допустимые
значения переменных

1

09.11.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
ВПР;

28.

Формулы. Вычисления
по формуле

1

10.11.2022 А-7;
п.11;
Самостоятельная
работа;
;

29.

Понятие одночлена.
Стандартный вид
одночлена

1

14.11.2022 А-7;
п.4.3;
Устный опрос;
;

30.

Произведение
одночленов.

1

16.11.2022 А-7;
п.4.4;
Письменный
контроль;
;

31.

Подобные одночлены

1

17.11.2022 А-7;
п.4.5;
Письменный
контроль;
;

32.

Преобразование
буквенных выражений,
раскрытие скобок и
приведение подобных
слагаемых

1

21.11.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

33.

Преобразование
буквенных выражений,
раскрытие скобок и
приведение подобных
слагаемых

1

23.11.2022 Письменный
контроль;

17

34.

Свойства степени с
натуральным
показателем

1

24.11.2022 Письменный
контроль;

35.

Свойства степени с
натуральным
показателем

1

28.11.2022 Устный опрос;
Тестирование;

36.

Контрольная работа №2 1
«Буквенные выражения»

37.

Анализ контрольной
работы. .Многочлены.
Стандартный вид
многочлена

1

01.12.2022 А-7;
п.5.1-5.3;
Устный опрос;
;

38.

Сумма и разность
многочленов

1

05.12.2022 А-7;
п.5.4;
;
Письменный
контроль;
;

39.

Сумма и разность
многочленов

1

07.12.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

40.

Произведение одночлена 1
и многочлена

08.12.2022 Тестирование;

41.

Произведение одночлена 1
и многочлена

12.12.2022 п.5.5;
;
Письменный
контроль;
;

42.

Произведение
многочленов

1

14.12.2022 Письменный
контроль;

43.

Произведение
многочленов

1

15.12.2022 Письменный
контроль;

44.

Квадрат суммы и
квадрат разности

1

19.12.2022 Письменный
контроль;

45.

Квадрат суммы и квадрат 1
разности

1

30.11.2022 Контрольная
работа;

21.12.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;

18

46.

Разность квадратов

1

22.12.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;

47.

Разность квадратов

1

26.12.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;

48.

Разложение многочлена
на множители путём
вынесения за скобки
общего множителя

1

28.12.2022 Письменный
контроль;

49.

Разложение многочлена
на множители путём
вынесения за скобки
общего множителя

1

29.12.2022 Письменный
контроль;
Тестирование;

50.

Разложение многочлена 1
на множители способом
группировки

11.01.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;

51.

Разложение многочлена 1
на множители способом
группировки

12.01.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;

52.

Контрольная работа №3
«Многочлены»

1

53.

Анализ контрольной
работы Уравнение,
правила преобразования
уравнения,
равносильность
уравнений

1

18.01.2023 А-7;
п.9.1;
Устный опрос;;

54.

Уравнение, правила
преобразования
уравнения,
равносильность
уравнений

1

19.01.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

55.

Линейное уравнение с
одной переменной,
решение линейных
уравнений

1

23.01.2023 А-7;
п.9.2;
Литература;
;
Устный опрос;
;

1

16.01.2023 Контрольная
работа;

19

56.

Линейное уравнение с
одной переменной,
решение линейных
уравнений

1

25.01.2023 Письменный
контроль;

57.

Решение задач с
помощью уравнений

1

26.01.2023 Устный опрос;

58.

Решение задач с
помощью уравнений

1

30.01.2023 Письменный
контроль;

59.

Линейное уравнение с
двумя переменными и
его график

1

01.02.2023 Письменный
контроль;

60.

Линейное уравнение с
двумя переменными и
его график

1

02.02.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

61.

Контрольная работа №4
«Линейные уравнения»

1

62.

Анализ контрольной
работы. Система двух
линейных уравнений с
двумя переменными.

1

08.02.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;

63.

Решение систем
линейных уравнений
способом подстановки

1

09.02.2023 Письменный
контроль;

64.

Решение систем
линейных уравнений
способом подстановки

1

13.02.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;

65.

Решение систем
линейных уравнений
способом подстановки

1

15.02.2023 Письменный
контроль;

66.

Решение систем
линейных уравнений
способом сложения

1

16.02.2023 Письменный
контроль;

67.

Решение систем
линейных уравнений
способом сложения

1

20.02.2023 Письменный
контроль;

1

06.02.2023 Контрольная
работа;

20

68.

Решение систем
линейных уравнений
способом сложения

1

22.02.2023 Письменный
контроль;

69.

Решение задач с
помощью систем
уравнений

1

27.02.2023 Письменный
контроль;

70.

Решение задач с
помощью систем
уравнений

1

01.03.2023 Письменный
контроль;

71.

Решение задач с
помощью систем
уравнений

1

02.03.2023 Письменный
контроль;

72.

Контрольная работа №5
«Системы линейных
уравнений»

1

73.

1
Анализ контрольной
работыКоордината точки
на прямой

09.03.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;

74.

Числовые промежутки

1

13.03.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;

75.

Числовые промежутки

1

15.03.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;

76.

Расстояние между двумя
точками координатной
прямой

1

16.03.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;

77.

Прямоугольная система
координат на плоскости.

1

20.03.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

78.

Прямоугольная система
координат на плоскости.

1

22.03.2023 Письменный
контроль;

79.

Примеры графиков,
заданных формулами

1

23.03.2023 А-8;
п.2.1;
п.2.1;
2.5;
Устный опрос;
;

1

06.03.2023 Контрольная
работа;

21

80.

Примеры графиков,
заданных формулами

1

05.04.2023 Письменный
контроль;

81.

Чтение графиков
реальных зависимостей

1

06.04.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;

82.

Чтение графиков
реальных зависимостей

1

10.04.2023 Тестирование;

83.

Понятие функции.
График функции

1

12.04.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;

84.

Понятие функции.
График функции

1

13.04.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;

85.

Свойства функций

1

17.04.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;

86.

Свойства функций

1

19.04.2023 Письменный
контроль;

87.

Свойства функций

1

20.04.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;

88.

Линейная функция и её
график

1

24.04.2023 Письменный
контроль;

89.

Линейная функция и её
график

1

26.04.2023 Письменный
контроль;

90.

Линейная функция и её
график

1

27.04.2023 Письменный
контроль;

91.

Линейная функция и её
график

1

03.05.2023 Письменный
контроль;

92.

Функция у = |x| и её
график

1

04.05.2023 Письменный
контроль;

93.

Функция у = |x| и её
график

1

08.05.2023 Письменный
контроль;

94.

Решение задач

1

10.05.2023 Письменный
контроль;

95.

Решение задач

1

11.05.2023 Письменный
контроль;
22

96.

Контрольная работа №6
«Координаты и графики.
Функции»

1

97.

Анализ контрольной
работы. Числа и
вычисления.
Рациональные числа

1

17.05.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;

98.

Алгебраические
выражения

1

18.05.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;

99.

Уравнения и
неравенства

1

22.05.2023 Письменный
контроль;

100. Системы уравнений

1

24.05.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;

101. Промежуточная
аттестация. Итоговая
контрольная работа

1

102. Итоговый урок

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

102

15.05.2023 Контрольная
работа;

1

25.05.2023 Контрольная
работа;

1

29.05.2023 Устный опрос;
7

1

23

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и другие, Алгебра, 7 класс, Акционерное общество
"Издательство "Просвещение";
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Алгебра: 7 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных
учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2017.
2. Алгебра: 7 класс: методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. —
М.: Вента¬на-Граф, 2018.
3. Примерная программа общеобразовательных учреждений по математике
4. Стандарт основного общего образования по математике
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал.
2. www.school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
4. www.mathvaz.ru - docье школьного учителя математики Документация, рабочие материалы для
учителя математики
5. www.it-n.ru"Сеть творческих учителей"

24

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

25

26

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 07.09.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(35335)3-81-12

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».