ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для обучающихся 8 классов составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г.№ 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС
ООО), а также Примерной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка
и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного
облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в
эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их
миропонимания и национального самосознания. Особенности литературы как школьного предмета
связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено
эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в
художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают
их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся
художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких
нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья.
Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация
возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит
от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и
читательского опыта.
Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учёта преемственности с
курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка,
истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления,
художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его
воплощения в творческих работах различных жанров.
В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от
фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур
народов России и зарубежной литературы.
Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической
или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся
потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных
текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства
причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы
личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и
зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач,
которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной
самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на
основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа,
мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной
классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к
отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей
воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к
диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих
культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего
развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы
на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на
уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта
освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях,
посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим
вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о
литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний,
необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения
воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов
искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи
направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные
особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к
прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания,
реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций;
сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как
между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике
литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска
необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их
критической оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка
на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа,
мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких
образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных
высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть,
владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая
чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является
обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к
предмету«Литературное чтение».
В 8 классе на изучение предмета отводится 2 часа в неделю, суммарно изучение литературы в 8
классе по программе основного общего образования рассчитано на 68 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Древнерусская литература
Житийная литература (одно произведение по выбору). Например, «Житие Сергия
Радонежского»,«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».
Литература XVIII века
Д. И. Фонвизин. Комедия
«Недоросль».
Литература первой половины XIX века
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее двух). Например, «К Чаадаеву», «Анчар» и др.
«Маленькие трагедии» (одна пьеса по выбору). Например, «Моцарт и Сальери», «Каменный
гость». Роман«Капитанская дочка».
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее двух). Например, «Я не хочу, чтоб свет узнал…»,
«Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Нищий» и др. Поэма «Мцыри».
Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель». Комедия «Ревизор».
Литература второй половины XIX века
И. С. Тургенев. Повести (одна по выбору). Например,
«Ася»,«Первая любовь».
Ф. М. Достоевский. «Бедные люди», «Белые ночи» (одно произведение по выбору).
Л. Н. Толстой. Повести и рассказы (одно произведение по выбору). Например, «Отрочество»
(главы).
Литература первой половины XX века
Произведения писателей русского зарубежья (не менее двух по выбору). Например,
произведения И. С. Шмелёва, М. А. Осоргина, В. В. Набокова, Н. Тэффи, А. Т. Аверченко и
др.
Поэзия первой половины ХХ века (не менее трёх стихотворений на тему «Человек и эпоха» по
выбору). Например, стихотворения В. В. Маяковского, М. И. Цветаевой, О. Э. Мандельштама, Б.
Л. Пастернака и др.
М. А. Булгаков (одна повесть по выбору). Например, «Собачье сердце» и др.
Литература второй половины XX века
А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Гармонь», «Два
солдата»,«Поединок» и др.).
М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».
А. И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор».
Произведения отечественных прозаиков второй половины XX—XXI века (не менее двух
произведений). Например, произведения Е. И. Носова, А. Н. и Б. Н. Стругацких, В. Ф. Тендрякова,
Б. П. Екимова и др.
Произведения отечественных и зарубежных прозаиков второй половины XX—XXI века (не
менее двух произведений на тему «Человек в ситуации нравственного выбора»). Например,
произведения В. П. Астафьева, Ю. В. Бондарева, Н. С. Дашевской, Дж. Сэлинджера, К. Патерсон,
Б. Кауфман и др.).
Поэзия второй половины XX — начала XXI века (не менее трёх стихотворений).
Например, стихотворения Н. А. Заболоцкого, М. А. Светлова, М. В. Исаковского, К. М.
Симонова, Р. Г. Гамзатова, Б. Ш. Окуджавы, В. С. Высоцкого, А. А. Вознесенского, Е. А.
Евтушенко, Р. И.
Рождественского, И. А. Бродского, А. С. Кушнера и др.
Зарубежная литература
У. Шекспир. Сонеты (один-два по выбору). Например, № 66 «Измучась всем, я умереть хочу…»,
№130 «Её глаза на звёзды не похожи…» и др. Трагедия «Ромео и Джульетта» (фрагменты по
выбору). Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве» (фрагменты по выбору).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературы в 8 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего
образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего
образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей;
— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных
произведениях;
— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
— представление о способах противодействия коррупции;
— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;
— активное участие в школьном самоуправлении;
— готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям,
нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
— осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения
произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в
художественных произведениях;
— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая
внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой
поведения и поступков персонажей литературных произведений;
— готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
— активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых
литературных произведений;
— осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества;
— стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил
безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного
литературного образования;
— способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели;
— умение принимать себя и других, не осуждая;
— умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из
литературных произведений;
— уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека с оценкой поступков литературных героев.
Трудового воспитания:
— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на
страницах литературных произведений;
— осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого;
— готовность адаптироваться в профессиональной среде;
— уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении
произведений русского фольклора и литературы;
— осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения;
— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими
экологические проблемы;
— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные
произведения;
— овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
— овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики
школьного литературного образования;
— установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной
среды;
— изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
— потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям
других;
— в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в
совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
— в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том
числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
— умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития;
— анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
— оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
— способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;
— воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
— оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
— формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
— быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные учебные познавательные действия:
1) Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных
текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историколитературного процесса);
— устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные
объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения,
определять критерии проводимого анализа;
— с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
литературных фактах и наблюдениях над текстом;
— предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной
задачи;
— выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной
задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;
— делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии;
— формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами
текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
2) Базовые исследовательские действия:
— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном
образовании;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение
— проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
— оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования
(эксперимента);
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, опыта, исследования;
— владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах, в том числе в литературных произведениях.
3) Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и
другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую
информацию различных видов и форм представления;
— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой
информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами,
иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
— эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
1) Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и
целями общения;
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных
произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно
формулировать свои возражения;
— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности
общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого
эксперимента, исследования, проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
— использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы,
обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи;
— принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
— уметь обобщать мнения нескольких людей;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать
организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности,
определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и
координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно
формулировать свои возражения;
— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности
общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого
эксперимента, исследования, проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;
— участниками взаимодействия на литературных занятиях;
— сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта
перед группой.
Универсальные учебные регулятивные действия:
1) Самоорганизация:
— выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации,
изображённые в художественной литературе;
— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
литературном объекте;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном
образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата
цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
— развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями
других;
— выявлять и анализировать причины эмоций;
— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя
примеры из художественной литературы;
— регулировать способ выражения своих эмоций;
4) Принятие себя и других:
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями
литературных героев;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не
осуждая;
— проявлять открытость себе и другим;
— осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Понимать духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в воспитании
патриотизма и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации; 2)
понимать специфику литературы как вида словесного искусства, выявлять отличия
художественного текста от текста научного, делового, публицистического;
3) проводить самостоятельный смысловой и эстетический анализ произведений художественной
литературы; воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом
литературного развития обучающихся), понимать неоднозначность художественных смыслов,
заложенных в литературных произведениях:
— анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и
проблематику произведения, его родовую и жанровую принадлежность; выявлять позицию
героя, повествователя, рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные
особенности произведения и отражённые в нём реалии; характеризовать героев-персонажей,
давать их сравнительные характеристики, оценивать систему образов; выявлять особенности
композиции и основной конфликт произведения; характеризовать авторский пафос; выявлять и
осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с
читателем как адресатом произведения; объяснять своё понимание нравственно-философской,
социально-исторической и эстетической проблематики произведений (с учётом возраста и
литературного развития обучающихся); выявлять языковые особенности художественного
произведения, поэтической и прозаической речи; находить основные изобразительновыразительные средства, характерные для творческой манеры и стиля писателя, определять их
художественные функции;
— овладеть сущностью и пониманием смысловых функций теоретико-литературных понятий и
самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления
собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество;
проза и поэзия; художественный образ, факт, вымысел; роды (лирика, эпос, драма), жанры
(рассказ, повесть, роман, баллада, послание, поэма, песня, сонет, лироэпические (поэма,
баллада)); форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика; пафос
(героический, патриотический, гражданский и др.); сюжет, композиция, эпиграф; стадии
развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; конфликт;
система образов; автор, повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический
герой, речевая характеристика героя; портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, символ;
юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола;
антитеза, аллегория; анафора; звукопись (аллитерация, ассонанс); стихотворный метр (хорей,
ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа; афоризм;
— рассматривать отдельные изученные произведения в рамках историко-литературного
процесса (определять и учитывать при анализе принадлежность произведения к историческому
времени, определённому литературному направлению);
— выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между
ними; определять родо-жанровую специфику изученного художественного произведения;
— сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей, литературные явления и
факты, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры, художественные
приёмы, эпизоды текста, особенности языка;
— сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной
литературы с произведениями других видов искусства (изобразительное искусство, музыка,
театр, балет, кино, фотоискусство, компьютерная графика);
4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 11 поэтических произведений,
не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного
развития, индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать изученное и самостоятельно прочитанное произведение, используя различные
виды пересказов, обстоятельно отвечать на вопросы и самостоятельно формулировать вопросы к
тексту; пересказывать сюжет и вычленять фабулу;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, соотносить собственную позицию с
позицией автора и позициями участников диалога, давать аргументированную оценку прочитанному;
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 200 слов),
писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения; исправлять
и редактировать собственные письменные тексты; собирать материал и обрабатывать информацию,
необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта, аннотации, эссе, отзыва,
литературно-творческой работы на самостоятельно выбранную литературную или публицистическую
тему, применяя различные виды цитирования;
8) интерпретировать и оценивать текстуально изученные и самостоятельно прочитанные
художественные произведения древнерусской, классической русской и зарубежной литературы и
современных авторов с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа;
9)
понимать важность чтения и изучения произведений фольклора и художественной литературы как
способа познания мира и окружающей действительности, источника эмоциональных и
эстетических впечатлений, а также средства собственного развития;
10) самостоятельно планировать своё досуговое чтение, обогащать свой литературный кругозор по
рекомендациям учителя и сверстников, а также проверенных интернет-ресурсов, в том числе за счёт
произведений современной литературы;
11) участвовать в коллективной и индивидуальной проектной и исследовательской деятельности и
публично представлять полученные результаты;
12) самостоятельно использовать энциклопедии, словари и справочники, в том числе в электронной
форме; пользоваться электронными библиотеками и подбирать в Интернете проверенные источники
для выполнения учебных задач; применять ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
Дата
изучения
Виды деятельности
Виды, формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
всего
контрольные
работы
практические
работы
2
0
0
02.09.2022
05.09.2022
Воспринимать и
выразительно читать
произведения древнерусской
литературы;
Выражать личное
читательское отношение к
прочитанному;
Анализировать произведение
с учётом его жанровых
особенностей;
Характеризовать героев
произведения;
Устный опрос;
http://www.schoolrussia.prosv.ru – сайт
издательства
«Просвещение»
Раздел 1. Древнерусская литература
1.1.
Житийная литература (одно произведение по выбору). Например, «Житие Сергия
Радонежского», «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»
Итого по разделу
2
Раздел 2. Литература XVIII века
2.1.
Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»
3
0
0
09.09.2022
16.09.2022
Воспринимать и
выразительно читать
драматическое произведение
(в том числе по ролям);
Выражать личное
читательское отношение к
прочитанному;
Анализировать произведение
с учётом его родо-жанровой
принадлежности;
Устный опрос;
http://www.spbappo.ru–
сайт АППО СПб,
раздел «В помощь
учителю
литературы»
2.2.
Развитие речи
1
1
0
19.09.2022
Выражать на письме личное
читательское восприятие
прочитанного
Контрольная
работа;
http://www.spbappo.ru–
сайт АППО СПб,
раздел «В помощь
учителю
литературы»
Итого по разделу
Раздел 3. Литература первой половины XIX века
4
3.1.
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее двух). Например, «К Чаадаеву», «Анчар» и
др.«Маленькие трагедии» (одна пьеса по выбору). Например,«Моцарт и Сальери»,
«Каменный гость». Роман «Капитанская дочка»
8
0
0
23.09.2022
17.10.2022
Эмоционально воспринимать
и выразительно читать
произведение (в том числе
наизусть);
Характеризовать и
сопоставлять основных
героев романа, выявлять
художественные средства их
создания;
Объяснять историческую
основу и художественный
вымысел в романе с
занесением информации в
таблицу;
Практическая
работа;
http://www.spbappo.ru–
сайт АППО СПб,
раздел «В помощь
учителю
литературы»
3.2.
Развитие речи
1
1
0
21.10.2022
Письменно отвечать на
проблемные вопросы и
аргументировать
Контрольная
работа;
http://www.spbappo.ru–
сайт АППО СПб,
раздел «В помощь
учителю
литературы»
http://www.gramma.ru–
сайт «Культура
письменной речи»
3.3.
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее двух). Например, «Я не хочу, чтоб свет
узнал…»,«Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Нищий» и др. Поэма «Мцыри»
5
0
0
24.10.2022
14.11.2022
Выражать личное
читательское отношение к
прочитанному;
Составлять конспект статьи
учебника;
Участвовать в коллективном
диалоге;
Анализировать тематику,
проблематику,
художественные
особенности лирического
произведения;
Устный опрос;
http://www.spbappo.ru–
сайт АППО СПб,
раздел «В помощь
учителю
литературы»
3.4.
Развитие речи
1
0
1
18.11.2022
Давать письменную
характеристику героям
произведения
Контрольная
работа;
http://www.gramma.ru–
сайт «Культура
письменной речи»
3.5.
Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель»,
Комедия «Ревизор»
6
0
0
21.11.2022
09.12.2022
Формулировать вопросы по
тексту произведения;
Анализировать сюжет,
тематику, проблематику,
идейно-художественное
содержание комедии;
Выявлять способы создания
комического;
Определять этапы развития
сюжета пьесы, представлять
их в виде схемы;
Устный опрос;
http://www.spbappo.ru–
сайт АППО СПб,
раздел «В помощь
учителю
литературы»
3.6.
Развитие речи
1
1
0
12.12.2022
развивать навыки
составления сравнительной
характеристики
Контрольная
работа;
http://www.gramma.ru–
сайт «Культура
письменной речи»
Итого по разделу
22
Раздел 4. Литература второй половины XIX века
4.1.
И. С. Тургенев. Повести (одна по выбору). Например, «Ася»,«Первая любовь»
2
0
0
16.12.2022
19.12.2022
Воспринимать и
выразительно читать
литературное произведение;
Выражать личное
читательское отношение к
прочитанному;
Устно или письменно
отвечать на вопросы (с
использованием
цитирования);
Участвовать в коллективном
диалоге;
Устный опрос;
http://www.spbappo.ru–
сайт АППО СПб,
раздел «В помощь
учителю
литературы»
4.2.
Ф. М. Достоевский. «Бедные люди», «Белые ночи» (одно произведение по выбору)
2
0
0
23.12.2022
26.12.2022
Анализировать сюжет,
тематику, проблематику,
идейно-художественное
содержание произведения;
Формулировать вопросы по
тексту;
Устный опрос;
http://www.spbappo.ru–
сайт АППО СПб,
раздел «В помощь
учителю
литературы»
4.3.
Л. Н. Толстой. Повести и рассказы (одно произведение по выбору). Например,
«Отрочество»(главы)
2
0
0
13.01.2023
16.01.2023
Характеризовать и
сопоставлять основных
героев произведения,
выявлять художественные
средства их создания;
Анализировать различные
формы выражения авторской
позиции;
Соотносить содержание
произведения с
реалистическими
принципами изображения
жизни и человека;
Самооценка с
использованием«
Оценочного
листа»;
http://www.spbappo.ru–
сайт АППО СПб,
раздел «В помощь
учителю
литературы»
4.4.
Внеклассное чтение
1
0
0
20.01.2023
оставлять аналитические
характеристики персонажей
Устный опрос;
http://www.spbappo.ru–
сайт АППО СПб,
раздел «В помощь
учителю
литературы»
Итого по разделу
Раздел 5. Литература первой половины XX века
7
5.1.
Произведения писателей русского зарубежья (не менее двух по выбору). Например,
произведения И. С. Шмелёва, М. А. Осоргина, В. В. Набокова, Н. Тэффи, А. Т. Аверченко и
др.
2
0
0
23.01.2023
27.01.2023
Выражать личное
читательское отношение к
прочитанному;
Устно или письменно
отвечать на вопросы (с
использованием
цитирования);
Использовать различные
виды пересказа;
Устный опрос;
http://www.spbappo.ru–
сайт АППО СПб,
раздел «В помощь
учителю
литературы»
5.2.
Поэзия первой половины ХХ века (не менее трёх стихотворений на тему «Человек и эпоха» по
выбору). Например, стихотворения В. В. Маяковского, М. И. Цветаевой, О. Э. Мандельштама,
Б. Л. Пастернака и др.
1
0
0
30.01.2023
Эмоционально воспринимать Устный опрос;
и выразительно читать
стихотворение (в том числе по
наизусть);
Характеризовать
лирического героя
стихотворения;
http://www.spbappo.ru–
сайт АППО СПб,
раздел «В помощь
учителю
литературы»
5.3.
М. А. Булгаков (одна повесть по выбору). Например, «Собачье сердце» и др.
3
0
0
03.02.2023
10.02.2023
Воспринимать и
выразительно читать
литературное произведение;
Составлять лексические и
историко-культурные
комментарии;
Обобщать материал о
писателе и истории создания
произведения с
использованием статьи
учебника, справочной
литературы и ресурсов
Интернета;
Устный опрос;
http://www.spbappo.ru–
сайт АППО СПб,
раздел «В помощь
учителю
литературы»
0
0
13.02.2023
20.02.2023
Устно или письменно
отвечать на вопросы (с
использованием
цитирования);
Участвовать в коллективном
диалоге;
Составлять лексические и
историко-культурные
комментарии;
Устный опрос;
http://www.spbappo.ru–
сайт АППО СПб,
раздел «В помощь
учителю
литературы»
Итого по разделу
6
Раздел 6. Литература второй половины XX века
6.1.
А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Гармонь», «Два
солдата», «Поединок» и др.)
3
6.2.
М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
2
0
1
24.02.2023
27.02.2023
Анализировать сюжет поэмы,
тематику, проблематику,
идейно-художественное
содержание;
Формулировать вопросы по
тексту произведения;
Характеризовать и
сопоставлять основных
героев рассказа, выявлять
художественные средства их
создания;
Различать образы
рассказчика и автораповествователя;
Устный опрос;
http://www.spbappo.ru–
сайт АППО СПб,
раздел «В помощь
учителю
литературы»
6.3.
Развитие речи
1
1
0
03.03.2023
Развивать навыки создания
письменных высказываний и
рассуждений
Контрольная
работа;
http://www.gramma.ru–
сайт «Культура
письменной речи»
6.4.
А. И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор»
2
0
1
06.03.2023
10.03.2023
Воспринимать и
выразительно читать
литературное произведение;
Обобщать материал о
писателе и истории создания
произведения с
использованием статьи
учебника, справочной
литературы и ресурсов
Интернета;
Характеризовать и
сопоставлять основных
героев произведения,
выявлять художественные
средства их создания;
Устный опрос;
http://www.spbappo.ru–
сайт АППО СПб,
раздел «В помощь
учителю
литературы»
6.5.
Произведения отечественных прозаиков второй половины XX—XXI века (не менее двух).
Например, произведения Е. И. Носова, А. Н. и Б. Н. Стругацких, В. Ф. Тендрякова, Б. П.
Екимова и др.
2
0
0
13.03.2023
17.03.2023
Выражать личное
читательское отношение к
прочитанному;
Составлять лексические и
историко-культурные
комментарии;
Обобщать материал о
писателе и истории создания
произведения с
использованием статьи
учебника, справочной
литературы и ресурсов
Интернета;
Самооценка с
использованием«
Оценочного
листа»;
http://schoolcollection.edu.ru/about–
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
6.6.
Произведения отечественных и зарубежных прозаиков второй половины XX—XXI века (не
менее двух произведений на тему «Человек в ситуации нравственного выбора»). Например,
произведения В. П. Астафьева, Ю. В. Бондарева, Н. С. Дашевской, Дж. Сэлинджера, К.
Патерсон, Б. Кауфман и др.).
2
0
0
20.03.2023
24.03.2023
Выражать личное
читательское отношение к
прочитанному;
Устно или письменно
отвечать на вопросы (с
использованием
цитирования);
Использовать различные
виды пересказа;
Устный опрос;
http://schoolcollection.edu.ru/about–
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
6.7.
Поэзия второй половины XX — начала XXI века (не менее трёх стихотворений). Например,
стихотворения Н. А. Заболоцкого, М. А. Светлова, М. В. Исаковского, К. М. Симонова, Р. Г.
Гамзатова, Б. Ш. Окуджавы, В. С. Высоцкого, А. А. Вознесенского, Е. А. Евтушенко, Р. И.
Рождественского, И. А. Бродского, А. С. Кушнера и др.
1
0
0
07.04.2023
Эмоционально воспринимать Устный опрос;
и выразительно читать
стихотворение (в том числе по
наизусть);
Характеризовать
лирического героя
стихотворения;
http://schoolcollection.edu.ru/about–
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
6.8.
Внеклассное чтение
1
0
1
10.04.2023
Аргументировать свой выбор
художественных
произведений
Устный опрос;
http://schoolcollection.edu.ru/about–
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
0
1
14.04.2023
28.04.2023
Воспринимать и
выразительно читать
произведения с учётом их
родо-жанровой специфики;
Составлять характеристики
персонажей, в том числе
сравнительные, используя
схему и таблицу;
Анализировать ключевые
эпизоды драматических
произведений;
Устный опрос;
http://schoolcollection.edu.ru/about–
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
1
0
05.05.2023
12.05.2023
Выявление уровня зун
Контрольная
работа;
http://schoolcollection.edu.ru/about–
Единая коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
5
5
Итого по разделу
14
Раздел 7. Зарубежная литература
7.1.
У. Шекспир. Сонеты (один-два по выбору). Например, № 66 «Измучась всем, я умереть
хочу…», № 130 «Её глаза на звёзды не похожи…» и др. Трагедия «Ромео и
Джульетта»(фрагменты по выбору). Ж.Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве»
(фрагменты по выбору)
Итого по разделу
5
5
Раздел 8. Итоговый контроль
8.1.
Итоговые контрольные работы
2
Итого по разделу
2
Резервное время
6
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы
Дата
Виды, формы
изучения контроля
1.
Художественный мир
житийной литературы
1
0
0
02.09.2022 Устный опрос;
2.
«Житие Сергия
Радонежского»(
фрагменты)
1
0
0
05.09.2022 Устный опрос;
3.
Д. И. Фонвизин.
Комедия«Недоросль»:
социальная и
нравственная
проблематика ;
особенности конфликта
Д. И. Фонвизин.
Комедия«Недоросль»:
образ Митрофанушки;
речевые характеристики
персонажей как средство
создания комической
ситуации
1
0
0
09.09.2022 Устный опрос;
1
0
0
12.09.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
5.
Д. И. Фонвизин.
Комедия«Недоросль»:
cмысл финала
1
0
0
16.09.2022 Практическая
работа;
6.
Контрольная работа № 1.
Развитие речи. Сочинение
по комедии Д. И.
1
1
0
19.09.2022 Контрольная
работа;
1
0
0
23.09.2022 Устный опрос;
4.
7.
Фонвизина
«Недоросль»по одной из
тем: 1)
«Веселая» семейка. 2)
Смешное и печальное в
Митрофане. 3) Жизнь
Стародума. 4) Учителя
Митрофана.
Лирика А. С. Пушкина
(стихотворения «К
Чаадаеву»,«Анчар»)
1
0
1
26.09.2022 Устный опрос;
А. С. Пушкин.
Роман«Капитанская
дочка»: образ
главного героя
10. А. С. Пушкин. Роман
«Капитанская дочка»:
женские образы, система
образов в романе
1
0
0
30.09.2022 Устный опрос;
1
0
0
03.10.2022 Устный опрос;
11. А. С. Пушкин. Роман
«Капитанская дочка»:
образ Емельяна Пугачёва
в романе.
1
0
1
07.10.2022 Практическая
работа;
12. А. С. Пушкин.
1
Роман«Капитанская
дочка»: сюжет и
композиция
13. А. С. Пушкин. Роман
1
«Капитанская дочка»:
особенности содержания и
структуры романа
0
0
10.10.2022 Устный опрос;
0
0
14.10.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
14. А. С. Пушкин. Роман
1
«Капитанская дочка»:
историческая правда и
художественный вымысел,
выражение авторской
позиции в романе
0
0
17.10.2022 Устный опрос;
15. Итоговый урок по
1
творчеству А. С. Пушкина.
Резервный урок
0
0
21.10.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
16. Сочинение по роману А. С. 1
Пушкина «Капитанская
дочка».
1
0
24.10.2022 Контрольная
работа;
17. М.Ю.Лермонтов. "Мцыри" 1
как романтическая поэма.
0
0
28.10.2022 Устный опрос;
8.
А. С. Пушкин. Роман
«Капитанская дочка». А.
С. Пушкин. «История
Пугачёва»(отрывки).
«Капитанская дочка» А. С.
Пушкина как
реалистический
исторический роман
9.
18. М. Ю. Лермонтов.
Поэма«Мцыри»: сюжет и
композиция .
1
0
1
07.11.2022 Практическая
работа;
19. М. Ю. Лермонтов.
1
Поэма«Мцыри». Сюжет и
композиция литературного
произведения форма и
содержание литературного
произведения. Тема, идея и
проблематика
литературного
произведения образ
главного героя в поэме
0
0
11.11.2022 Устный опрос;
20. М. Ю. Лермонтов.
Поэма«Мцыри» в русской
критике
1
0
0
14.11.2022 Устный опрос;
21. Стихи М.Ю.Лермонтова.
1
0
0
18.11.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
22. Итоговый урок по
творчеству М. Ю.
1
0
0
21.11.2022 Практическая
работа;
1
1
0
25.11.2022 Контрольная
работа;
24. Н. В. Гоголь.
1
Комедия«Ревизор»: сюжет
и композиция комедии
0
0
28.11.2022 Устный опрос;
25. Н. В. Гоголь.
Комедия«Ревизор»:
образ
Хлестакова; система
образов
26. Н. В. Гоголь. Комедия
«Ревизор»: смысл финала
комедии
1
0
0
02.12.2022 Устный опрос;
1
0
0
05.12.2022 Устный опрос;
27. Н. В. Гоголь. Комедия
1
«Ревизор» как сатира на
чиновничью Россию. Урок
развития речи
1
0
09.12.2022 Контрольная
работа;
Лермонтова. Резервный
урок
23. Сочинение по поэме
М.Ю.Лермонтова
"Мцыри".
28. Н. В. Гоголь. Комедия
«Ревизор»: смысл финала
комедии
1
0
0
12.12.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
29. Н. В. Гоголь.
Комедия«Ревизор»:
художественные
особенности комедии.
1
0
0
16.12.2022 Устный опрос;
30. Н. В. Гоголь. Повесть
«Шинель»: тема
«маленького человека» в
повести
1
0
0
19.12.2022 Устный опрос;
31. Н. В. Гоголь.
Повесть«Шинель» как
типично«петербургская
история»
1
0
0
23.12.2022 Устный опрос;
32. Сочинение по творчеству
Н.В.Гоголя.
1
1
0
26.12.2022 Контрольная
работа;
33. И. С. Тургенев. Повести
(одна по выбору).
1
0
0
13.01.2023 Устный опрос;
1
0
0
16.01.2023 Устный опрос;
1
0
0
20.01.2023 Устный опрос;
Резервный урок
Например, «Ася»,«Первая
любовь». И. С. Тургенев.
«Ася»: тема, идея,
проблематика повести
34. И. С. Тургенев. Повести
(одна по выбору).
Например, «Ася»,«Первая
любовь». И. С.Тургенев.
«Ася»: система образов
35. Л. Н. Толстой. Повести и
рассказы (одно
произведение по выбору).
Например,
«Отрочество»(главы). Л.
Н. Толстой.
«Хаджи Мурат»: тема,
идея, проблематика
повести
1
0
0
23.01.2023 Устный опрос;
1
0
0
27.01.2023 Устный опрос;
1
0
0
30.01.2023 Устный опрос;
39. Внеклассное чтение по
литературе второй
половины 19 века. (по
выбору)
1
0
1
03.02.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
40. Произведения писателей
русского зарубежья (не
менее двух по выбору).
1
0
0
06.02.2023 Устный опрос;
36. Л. Н. Толстой. Повести и
рассказы (одно
произведение по выбору).
Например,
«Отрочество»(главы). Л.
Н. Толстой.
«Хаджи Мурат»: тема,
идея, проблематика
повести
37. Ф. М. Достоевский.
«Бедные люди», «Белые
ночи» (одно произведение
по выбору). Ф. М.
Достоевский. «Белые
ночи»: образ главного
героя
38. Ф. М. Достоевский.
«Бедные люди», «Белые
ночи» (одно произведение
по выбору). Ф. М.
Достоевский. «Белые
ночи»: образ Настеньки
Например, произведения
И. С. Шмелёва, М. А.
Осоргина, В. В. Набокова,
Н. Тэффи, А. Т. Аверченко
и др. И. А.
Бунин.«Подснежник». Н.
Тэффи. «Жизнь и
воротник». Резервный
урок
41. Произведения писателей
русского зарубежья (не
менее двух по выбору).
1
0
0
10.02.2023 Устный опрос;
1
0
0
13.02.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
1
0
0
17.02.2023 Устный опрос;
1
0
0
20.02.2023 Устный опрос;
1
0
1
24.02.2023 Практическая
работа;
1
0
0
27.02.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Например, произведения
И. С. Шмелёва, М. А.
Осоргина, В. В. Набокова,
Н. Тэффи, А. Т. Аверченко
и др. М. А. Осоргин.
«Пенсне»
42. Произведения писателей
русского зарубежья (не
менее двух по выбору).
Например, произведения
И. С. Шмелёва, М. А.
Осоргина, В. В. Набокова,
Н. Тэффи, А. Т. Аверченко
и др. Шмелёв. «Лето
Господне» (фрагмент)
43. М. А. Булгаков (одна
повесть по выбору).
Например, «Собачье
сердце» и др. М. А.
Булгаков. "Собачье
сердце": тема, идея, сюжет.
44.
М. А. Булгаков (одна
повесть по выбору).
Например, «Собачье
сердце» и др. М. А.
Булгаков. "Собачье
сердце": система образов
45. М. А. Булгаков (одна
повесть по выбору).
Например, «Собачье
сердце» и др. М. А.
Булгаков. "Собачье
сердце": сатирическая
повесть
46. А. Т.
Твардовский.«Васи
лий Теркин»:
человек и война
47. А. Т. Твардовский.
«Василий Теркин»: образ
главного героя поэмы
1
0
0
03.03.2023 Устный опрос;
48. А. Т. Твардовский.
1
«Василий Теркин»:
особенности композиции и
язык поэмы
0
1
06.03.2023 Устный опрос;
49. М. А. Шолохов. «Судьба
1
человека»: проблематика и
образы
0
0
10.03.2023 Устный опрос;
50. М. А. Шолохов. «Судьба
человека»: автор и
рассказчик, сказовая
манера повествования.
1
0
1
13.03.2023 Практическая
работа;
1
0
0
17.03.2023 Устный опрос;
Смысл названия рассказа
51. Поэзия первой половины
ХХ века (не менее трёх
стихо- творений на
тему«Человек и эпоха»
по
выбору).Например,
стихотворения В. В.
Маяковского, М. И.
Цветаевой, О. Э.
Мандельштама, Б. Л.
Пастернака и др. М. И.
Цветаева. «Дон», «Ох,
грибок ты мой, грибочек,
белый груздь!...», М. А.
Светлов. «Гренада» О. Э.
Мандельштам.
«Ленинград», А. А.
Ахматова «Постучись
кулачком – я открою…»,
Н. А. Заболоцкий. «Где-то
в поле возле Магадана».
Урок развития речи
1
0
0
20.03.2023 Устный опрос;
1
1
0
24.03.2023 Письменный
контроль;
54. А. И. Солженицын.
«Матрёнин двор»:
проблематика, образ
рассказчика
1
0
0
07.04.2023 Устный опрос;
55. А. И. Солженицын.
«Матрёнин двор»: образ
Матрёны, особенности
жанра рассказа-притчи
1
0
0
10.04.2023 Устный опрос;
52. Поэзия второй половины
XX— начала XXI века (не
менее трёх
стихотворений).
Например, стихотворения
Н. А. Заболоцко- го, М. А.
Светлова, М. В. Исаковского, К. М. Симонова,
Р. Г. Гамзатова, Б. Ш.
Окуджавы, В. С.
Высоцкого, А. А.
Вознесенского, Е. А.
Евтушенко, Р. И.
Рождественского, И. А.
Бродского, А. С. Кушнера и
др. Стихи и песни о
Великой Отечественной
войне 1941–1945 годов (М.
В. Исаковский. «Враги
сожгли родную
хату…»,«Катюша», Б.
Ш.
Окуджава «Здесь птицы не
поют», «Песенка о
пехоте», Л. И. Ошанин.
«Дороги», А. И.
Фатьянов«Соловьи», К.
М.
Симонов. «Жди меня», А.
А. Сурков. «Бьётся в
тесной печурке огонь...»)
53. Обобщаюший
урок по
Развитие речи Резерв.
теме«Произведения о
Великой Отечественной
войне 1941–1945 годов».
Резервный урок
56. В. П. Астафьев.
«Фотография, на которой
меня нет». как отражение
жизни поколения
предвоенного времени
1
0
0
14.04.2023 Устный опрос;
57. В. П. Астафьев.
«Фотография, на которой
меня нет». Картины
военного детства, образ
главного героя. Урок
развития речи
1
0
0
17.04.2023 Письменный
контроль;
58. Е. И. Носов.
«Кукла»,«Живое
пламя»
59. Е. И. Носов.
«Кукла»,«Живое
пламя»
60. А. В. Жвалевский, Е. Б.
Пастернак. «Шекспиру и
не снилось» (фрагмент).
1
0
0
21.04.2023 Устный опрос;
1
0
0
24.04.2023 Устный опрос;
1
0
0
28.04.2023 Устный опрос;
1
0
0
05.05.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Внеклассное чтение
61. У. Шекспир. Сонеты
(один-два по выбору).
Например, №66 «Измучась
всем, я умереть хочу…»,№
130 «Её глаза на звёзды не
похожи…» и др.
Трагедия «Ромео и
Джульетта». Ж.-Б. Мольер.
Комедия «Мещанин во
дворянстве». У. Шекспир.
Сонеты: № 66 «Измучась
всем, я умереть
хочу…»,№130 «Её глаза
на звёзды не похожи…»
1
0
0
08.05.2023 Устный опрос;
1
0
0
12.05.2023 Устный опрос;
64. Итоговая контрольная
работа
1
1
0
19.05.2023 Контрольная
работа;
65. Произведения
отечественных прозаиков
второй половины XX—
XXI века (не менее двух).
Например, произведения
Е. И. Носова, А. Н. и Б. Н.
Стругацких, В. Ф.
1
0
0
22.05.2023 Устный опрос;
62. У. Шекспир. Сонеты
(один-два по выбору).
Например, №66 «Измучась
всем, я умереть хочу…»,№
130 «Её глаза на звёзды не
похожи…» и др.
Трагедия «Ромео и
Джульетта». Ж.-Б. Мольер.
Комедия «Мещанин во
дворянстве». У. Шекспир.
Жизнь и творчество.
«Ромео и Джульетта»:
сюжет и персонажи
63. У. Шекспир. Сонеты
(один-два по выбору).
Например, №66 «Измучась
всем, я умереть хочу…»,№
130 «Её глаза на звёзды не
похожи…» и др.
Трагедия «Ромео и
Джульетта». Ж.-Б. Мольер.
Комедия «Мещанин во
дворянстве». У. Шекспир.
«Ромео и Джульетта»:
проблематика. Урок
развития речи
Тендрякова, Б. П. Екимова
и др. М. Парр. «Вафельное
сердце». Внеклассное
чтение
1
0
0
26.05.2023 Устный опрос;
1
0
0
29.05.2023 Устный опрос;
68. Обобщение по творчеству 1
зарубежных прозаиков 2021 веков.
0
0
31.05.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
7
7
66. Произведения
отечественных и
зарубежных прозаиков
второй половины XX—
XXI века (не менее двух
произведений на тему
«Человек в ситуации
нравственного выбора»).
Например, произведения
В. П. Астафьева, Ю. В.
Бондарева, Н. С.
Дашевской, Дж.
Сэлинджера, К. Патерсон,
Б. Кауфман и др.). Дж. Д.
Сэлинджер. «Над
пропастью во ржи»
(отрывок из романа):
нравственно-этическая
проблематика романа
67. Произведения
отечественных и
зарубежных прозаиков
второй половины XX—
XXI века (не менее двух
произведений на тему
«Человек в ситуации
нравственного выбора»).
Например, произведения
В. П. Астафьева, Ю. В.
Бондарева, Н. С.
Дашевской, Дж.
Сэлинджера, К. Патерсон,
Б. Кауфман и др.). Дж. Д.
Сэлинджер. «Над
пропастью во ржи»
(отрывок из романа): образ
героя-подростка в романе.
Резерв
68
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Литература (в 2 частях), 8 класс /Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.; АО
«Издательство«Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. – М.: Дрофа, 2007.
2. Барабаш Н.И. Литература. Методика и практика преподавания. Книга для учителя. Ростов-на-Дону:
Феникс, 2003.
3. Беленький Г.И. Литература. 8 класс. – М.: Просвещение», 2005.
4. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. – М.: Вербум-М, 2004.
5. Грушко Б.А., Медведев Ю.М. Русские легенды и предания. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 672 с. 6.
Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа,
2006.
7. Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. М.: «Вако», 2006.
8. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 8 класс.- Москва, «Вако», 2012.
9. Золотарёва И.В., Т.А. Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. М.: «Вако», 2006.
10. Иванова Э.И., Николаева С.А. Изучение зарубежной литературы в школе. 5-9 кл.:
Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001. – 384 с.
11. Ильина И.Д. Предметная неделя литературы в школе.- Ростов н/Д.: Феникс, 200: в 2-х частях.
М.Просвещение 2012.
12. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 8 класс: дидактические
материалы по литературе. — М.: Просвещение, 2012.
13. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические советы. —
М.:Просвещение, 2008.
14. Коршунова Н.Н., Е.Ю. Липина Е.Ю. Тесты. Литература 5-8 классы. М: Дрофа, 1998.
15. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник. – М.: Дрофа,
2006. – 717 с.
16. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Авторысоставители: Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. – М: Просвещение, 2012.
17. Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В.
Г.,Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. – М.: Сов. Энцикл., 1981. – 746 с.
18. Меркин Г.С., Зыбина Т.М. и др. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи:
пособие для учителя – М.: Русское слово, 2008.
19. Мещеряков В.П. «Дела давно минувших дней...»: Историко-бытовой комментарий к
произведениям русской классики XVII-XIX веков / В.П. Мещеряков, М.Н. Сербул. – М.: Дрофа,
2003.– 384 с.
20. Романова Г.И. Золотые строки. Стихи и проза для заучивания наизусть. 5-11 классы. – М: УниверПресс, 2004.
21. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы. – М: Дрофа, 1998
22. Словарь литературных персонажей в 8 т.- составитель и редактор Мещеряков В.П. М.:
Московский лицей, 1997.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
CD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008
http://www.school-russia.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»
http://www.spbappo.ru – сайт АППО СПб, раздел «В помощь учителю литературы»
http://school-collection.edu.ru/about – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.slovari.ru – электронные словари онлайн
http://www.gramma.ru – сайт «Культура письменной речи»
http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор
http://www.pogovorka.com – Пословицы и поговорки
http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература
http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ПОРТРЕТЫ ПИСАТЕЛЕЙ, ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
КОМПЬЮТЕР, ПРОЕКТОР