МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Оренбургской области
Акбулакского района
МБОУ "Каракудукская СОШ"
РАССМОТРЕНО
методическим объединением
учителей начальных классов
Таусарова А.Б.
Протокол №1
от "29" 08 2022 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Кариева А.Т.
Лаворенко М.В.
Протокол №1
Приказ № 04/04-82
от "29" 08 2022 г.
от "29" 08 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4595479)
учебного предмета
«Русский язык»
для 3 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Таусарова Алия Бисембаевна
учитель начальных классов
Каракудук 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 3 классов на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы
начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приори‐
теты, сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении
во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство
познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных
текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает
значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших школьников, особенно
таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная
грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных
возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных
сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего школьника. Русский
язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и
социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности,
является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории
русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные
языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов,
мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение
русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и
духовнонравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе
речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения
младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной
культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами
являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование
ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личностных результатов —
длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является
признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию
речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные
представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного
языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших
школьников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности,
отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и
правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по
совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное
чтение».
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», в 3 классе — 170 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего
школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на
материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут
востребованы в жизни.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии
языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно‐
нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения;
осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; пони‐
мание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной
и письменной речи как показателя общей культуры человека;
— овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием,
говорением, чтением, письмом;
— овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка:
фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка,
их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
— развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с
изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сведения о русском языке
Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Методы познания языка:
наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.
Фонетика и графика
Звуки русского языка: гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный
твёрдый/мягкий, парный/непарный, согласный глухой/звонкий, парный/непарный; функции
разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия использования на письме разделительных
мягкого и твёрдого знаков (повторение изученного). Соотношение звукового и буквенного состава в
словах с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными. Использование алфавита
при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Орфоэпия
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами
современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в
учебнике). Использование орфоэпического словаря для решения практических задач.
Лексика
Повторение: лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова (ознакомление).
Устаревшие слова (ознакомление).
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова; однокоренные (род ственные) слова; признаки однокоренных
(родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с
омонимичными корнями; выделение в словах кор ня (простые случаи); окончание как изменяемая
часть слова (повторение изученного) Однокоренные слова и формы одного и того же слова Корень,
приставка, суффикс — значимые части слова Нулевое оконча ние (ознакомление)
Морфология
Части речи
Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена существительные
единственного и множественного числа. Имена существительные мужского, женского и среднего
рода. Падеж имён существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя
существительное. Изменение имён существительных по падежам и числам (склонение). Имена
существительные 1, 2, 3-го склонения. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Зависимость формы имени
прилагательного от формы имени существительного. Изменение имён прилагательных по родам,
числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин). Склонение имён прилагательных.
Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи. Использование
личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Настоящее,
будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в
прошедшем времени.
Частица не, её значение.
Синтаксис
Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между
словами в предложении. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Второстепенные
члены предложения (без деления на виды). Предложения распространённые и нераспространённые.
Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Орфография и пунктуация
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической
ошибки, различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в
слове; контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и
применение на новом орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Правила правописания и их применение:
— разделительный твёрдый знак;
— непроизносимые согласные в корне слова;
— мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
— безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на уровне наблюдения);
— безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (на уровне наблюдения);
— раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
— непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
—
раздельное написание частицы не с глаголами.
Развитие речи
Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность,
отказ и др. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и
бытового общения. Речевые средства, помогающие: формулировать и аргументировать собственное
мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности; контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой
работы.
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста,
основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и
абзацев.
План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в
тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но. Ключевые слова в тексте.
Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных
текстов заданного типа.
Жанр письма, объявления.
Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Изучающее, ознакомительное чтение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие личностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение
русского языка, отражающего историю и культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли
русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе
через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из
художественных произведений;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах
межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелатель ности, в том числе с использованием
адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в
искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в
процессе языкового образования;
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из
художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям,
возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность
в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать
основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак,
лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
— объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи,
предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
— находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного
учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми
единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
— устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом,
делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой
ситуации;
— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях.
Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой
информации, для уточнения;
— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в
предложенном источнике: в словарях, справочниках;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете
(информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и
дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии
с речевой ситуацией;
— готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о
результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные
учебные действия.
Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
— соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
— находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
— сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно
оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно
разрешать конфликты;
— ответственно выполнять свою часть работы;
—
—
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
— объяснять значение русского языка как государственного языка Российской Федерации;
— характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным
параметрам;
— производить звукобуквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без транскрибирования);
— определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах; устанавливать
соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я, в словах с
разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными;
— различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова
и слова с омонимичными корнями (без называния термина); различать однокоренные слова и
синонимы;
— находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку,
суффикс;
— выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к
словам разных частей речи;
— распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
— определять значение слова в тексте;
— распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имён
существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе имена существительные с
ударными окончаниями;
— распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки имён
прилагательных: род, число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в
единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имён существительных;
— распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что
сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем
времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени — по родам;
— распознавать личные местоимения (в начальной форме); использовать личные местоимения для
устранения неоправданных повторов в тексте;
— различать предлоги и приставки;
— определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
— находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
— распознавать распространённые и нераспространённые предложения; находить место
орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правопи‐
сания, в том числе непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре
учебника); непроизносимые согласные в корне слова; разделительный твёрдый знак; мягкий знак
после шипящих на конце имён существительных; не с глаголами; раздельное написание предлогов со
словами;
— правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более 70 слов;
— писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных правил
правописания;
— находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
— понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;
— формулировать простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации устно и
письменно (1—2 предложения);
— строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3—5 предложений на
определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
создавать небольшие устные и письменные тексты (2—4 предложения), содержащие приглашение,
просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;
— определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов
и, а, но);
— определять ключевые слова в тексте;
— определять тему текста и основную мысль текста;
— выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их
смысловое содержание;
— составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;
— писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно составленному
плану;
— объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия;
— уточнять значение слова с помощью толкового словаря.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
Дата
изучения
Виды деятельности
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
всего
контрольные
работы
практические
работы
1
0
0
Коллективное прочтение статьи 68 Конституции Российской
Федерации: «1. Государственным языком Российской Федерации на
всей её территории является русский язык как язык
государствообразующего народа, входящего в многонациональный
союз равноправных народов Российской Федерации»;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
h t tp s:// r e s h.e
du.ru
h t tp s://u c h i.ru /
h t tp s:// e du c a t
i o n.y a n d e x.ru
Раздел 1. Сведения о русском языке
1.1.
Русский язык как государственный язык Российской
Федерации. Знакомство с различными методами познания
языка: наблюдение, анализ, лингвистический
эксперимент
Итого по разделу:
1
Раздел 2. Фонетика и графика
2.1.
Повторение: звуки русского языка: гласный/согласный,
гласный ударный/безударный, согласный
твёрдый/мягкий, парный/непарный, согласный
глухой/звонкий, парный/непарный; функции
разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия
использования на письме разделительных мягкого и
твёрдого знаков
0.5
0
0
Упражнение: определить существенный признак для классификации
звуков;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
h t tp s:// r e s h.e
du.ru
h t tp s://u c h i.ru /
h t tp s:// e du c a t
i o n.y a n d e x.ru
2.2.
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с
разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми
согласными
1
0
0
Комментированное выполнение задания, связанного с объяснением
различий в звукобуквенном составе слов с разделительными ь и ъ, в
словах с непроизносимыми согласными;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
h t tp s:// r e s h.e
du.ru
h t tp s://u c h i.ru /
h t tp s:// e du c a t
i o n.y a n d e x.ru
2.3.
Использование алфавита при работе со словарями,
справочниками, каталогами
0.5
0
0
Практическая работа при изучении всех разделов курса, связанная с
применением знания алфавита при работе со словарями,
справочниками;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
h t tp s:// r e s h.e
du.ru
h t tp s://u c h i.ru /
h t tp s:// e du c a t
i o n.y a n d e x.ru
Итого по разделу:
2
Раздел 3. Лексика
3.1.
Повторение: лексическое значение слова.
2
0
0
Рассказ учителя «Способы толкования лексического значения слова»;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
h t tp s:// r e s h.e
du.ru
h t tp s://u c h i.ru /
h t tp s:// e du c a t
i o n.y a n d e x.ru
3.2.
Прямое и переносное значение слова (ознакомление).
2
0
0
Комментированное выполнение заданий, направленных на развитие
умения анализировать употребление в тексте слов в прямом и
переносном значении;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
h t tp s:// r e s h.e
du.ru
h t tp s://u c h i.ru /
h t tp s:// e du c a t
i o n.y a n d e x.ru
3.3.
Устаревшие слова (ознакомление)
Итого по разделу:
1
0
0
Работа в группах: нахождение в тексте устаревших слов и
установление их значения;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
h t tp s:// r e s h.e
du.ru
h t tp s://u c h i.ru /
h t tp s:// e du c a t
i o n.y a n d e x.ru
5
Раздел 4. Состав слова (морфемика)
4.1.
Повторение: корень как обязательная часть слова;
однокоренные (родственные) слова; признаки
однокоренных (родственных) слов; различение
однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и
слов с омонимичными корнями; выделение в словах
корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть
слова.
4
0
0
Комментированный анализ текста: поиск в нём родственных слов;
Работа в парах: обнаружение среди родственных слов слова с
омонимичным корнем;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
h t tp s:// r e s h.e
du.ru
h t tp s://u c h i.ru /
h t tp s:// e du c a t
i o n.y a n d e x.ru
4.2.
Однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Корень, приставка, суффикс — значимые части слова.
Нулевое окончание (ознакомление)
4
0
0
Работа по построению схемы, отражающей различие родственных
слов и форм одного и того же слова с учётом двух позиций: значение
и состав слова (обсудить разные способы передачи на схеме идеи о
полном совпадении значения у форм слова и сходстве основного
значения, но не полной тождественности значения родственных слов;
различие только в окончаниях между формами слов и различия в
составе слова у родственных слов — появление приставок,
суффиксов);
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
h t tp s:// r e s h.e
du.ru
h t tp s://u c h i.ru /
h t tp s:// e du c a t
i o n.y a n d e x.ru
Итого по разделу:
8
Раздел 5. Морфология
5.1.
Части речи.
Имя существительное: общее значение, вопросы,
употребление в речи.
2
0
0
Наблюдение за грамматическими признаками имён существительных,
соотнесение сделанных выводов с информаци ей в учебнике;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
h t tp s:// r e s h.e
du.ru
h t tp s://u c h i.ru /
h t tp s:// e du c a t
i o n.y a n d e x.ru
5.2.
Имена существительные единственного и
множественного числа.
3
0
0
Практическая работа: изменение имён существительных по
указанному признаку;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
h t tp s:// r e s h.e
du.ru
h t tp s://u c h i.ru /
h t tp s:// e du c a t
i o n.y a n d e x.ru
5.3.
Имена существительные мужского, женского и среднего
рода.
3
0
0
Работа в группах: объединение имён существительных в группы по
определённому признаку (например, род или число);
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
h t tp s:// r e s h.e
du.ru
h t tp s://u c h i.ru /
h t tp s:// e du c a t
i o n.y a n d e x.ru
5.4.
Падеж имён существительных. Определение падежа, в
котором употреблено имя существительное. Изменение
имён существительных по падежам и числам (склонение)
5
0
0
Практическая работа: изменение имён существительных по
указанному признаку;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
h t tp s:// r e s h.e
du.ru
h t tp s://u c h i.ru /
h t tp s:// e du c a t
i o n.y a n d e x.ru
5.5.
Имена существительные 1, 2, 3-го склонения.
2
0
0
Работа в группах: объединение имён существительных в группы по
определённому признаку (например, род или число);
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
h t tp s:// r e s h.e
du.ru
h t tp s://u c h i.ru /
h t tp s:// e du c a t
i o n.y a n d e x.ru
5.6.
Имена существительные одушевлённые и
неодушевлённые.
3
0
0
Практическая работа: изменение имён существительных по
указанному признаку;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
h t tp s:// r e s h.e
du.ru
h t tp s://u c h i.ru /
h t tp s:// e du c a t
i o n.y a n d e x.ru
5.7.
Имя прилагательное: общее значение, вопросы,
употребление в речи.
2
0
0
Наблюдение за соотнесением формы имени прилагательного с
формой имени существительного, формулирование вывода по
результатам наблюдения, соотнесение собственных выводов с
информацией в учебнике;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
h t tp s:// r e s h.e
du.ru
h t tp s://u c h i.ru /
h t tp s:// e du c a t
i o n.y a n d e x.ru
5.8.
Зависимость формы имени прилагательного от формы
имени существительного. Изменение имён
прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён
прилагательных на -ий, -ов, -ин).
3
0
0
Наблюдение за соотнесением формы имени прилагательного с
формой имени существительного, формулирование вывода по
результатам наблюдения, соотнесение собственных выводов с
информацией в учебнике;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
h t tp s:// r e s h.e
du.ru
h t tp s://u c h i.ru /
h t tp s:// e du c a t
i o n.y a n d e x.ru
5.9.
Склонение имён прилагательных.
3
0
0
Наблюдение за соотнесением формы имени прилагательного с
формой имени существительного, формулирование вывода по
результатам наблюдения, соотнесение собственных выводов с
информацией в учебнике;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
h t tp s:// r e s h.e
du.ru
h t tp s://u c h i.ru /
h t tp s:// e du c a t
i o n.y a n d e x.ru
5.10.
Местоимение (общее представление).
2
0
0
Наблюдение за ролью местоимений в тексте;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
h t tp s:// r e s h.e
du.ru
h t tp s://u c h i.ru /
h t tp s:// e du c a t
i o n.y a n d e x.ru
5.11.
Личные местоимения, их употребление в речи.
Использование личных местоимений для устранения
неоправданных повторов в тексте.
3
0
0
Работа в группах: определение уместности употребления
местоимений в тексте, обнаружение речевых ошибок, связанных с
неудачным употреблением местоимений;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
h t tp s:// r e s h.e
du.ru
h t tp s://u c h i.ru /
h t tp s:// e du c a t
i o n.y a n d e x.ru
5.12.
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи.
2
0
0
Практическая работа: анализ текста на наличие в нём глаголов,
грамматические характеристики которых даны (из числа изученных);
Устный
опрос;
Практическая
работа;
h t tp s:// r e s h.e
du.ru
h t tp s://u c h i.ru /
h t tp s:// e du c a t
i o n.y a n d e x.ru
5.13.
Неопределённая форма глагола.
2
0
0
Работа в парах: группировка глаголов на основании изученных
грамматических признаков;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
h t tp s:// r e s h.e
du.ru
h t tp s://u c h i.ru /
h t tp s:// e du c a t
i o n.y a n d e x.ru
5.14.
Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов.
3
0
0
Творческая работа: трансформировать текст, изменяя время глагола;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
h t tp s:// r e s h.e
du.ru
h t tp s://u c h i.ru /
h t tp s:// e du c a t
i o n.y a n d e x.ru
5.15.
Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в
прошедшем времени.
3
0
0
Наблюдение за грамматическими признаками глаголов (число, время,
род в прошедшем времени), формулирование выводов по результатам
наблюдений, соотнесение собственных выводов с информацией в
учебнике;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
h t tp s:// r e s h.e
du.ru
h t tp s://u c h i.ru /
h t tp s:// e du c a t
i o n.y a n d e x.ru
5.16.
Частица не, её значение
2
0
0
Обсуждение правильности соотнесения глаголов и грамматических
характеристик (из числа изученных);
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
h t tp s:// r e s h.e
du.ru
h t tp s://u c h i.ru /
h t tp s:// e du c a t
i o n.y a n d e x.ru
Итого по разделу:
43
Раздел 6. Синтаксис
6.1.
Предложение. Установление при помощи смысловых
(синтаксических) вопросов связи между словами в
предложении.
2
0
0
Самостоятельная работа: установление при помощи смысловых
(синтаксических) вопросов связи между словами в предложении;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
h t tp s:// r e s h.e
du.ru
h t tp s://u c h i.ru /
h t tp s:// e du c a t
i o n.y a n d e x.ru
6.2.
Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.
3
0
0
Совместное составление алгоритма нахождения главных членов
предложения;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
h t tp s:// r e s h.e
du.ru
h t tp s://u c h i.ru /
h t tp s:// e du c a t
i o n.y a n d e x.ru
6.3.
Второстепенные члены предложения (без деления на
виды).
2
0
0
Проверочная работа, направленная на проверку ориентации в
изученных понятиях: подлежащее, сказуемое, второстепенные члены
предложения, умения соотносить понятие с его краткой
характеристикой, объяснять своими словами значение изученных
понятий;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
h t tp s:// r e s h.e
du.ru
h t tp s://u c h i.ru /
h t tp s:// e du c a t
i o n.y a n d e x.ru
6.4.
Предложения распространённые и нераспространённые.
3
0
0
Работа в парах: классификация предложений;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
h t tp s:// r e s h.e
du.ru
h t tp s://u c h i.ru /
h t tp s:// e du c a t
i o n.y a n d e x.ru
6.5.
Наблюдение за однородными членами предложения с
союзами и, а, но и без союзов
3
0
0
Объяснение выбора нужного союза в предложении с однородными
членами;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
h t tp s:// r e s h.e
du.ru
h t tp s://u c h i.ru /
h t tp s:// e du c a t
i o n.y a n d e x.ru
Итого по разделу:
Раздел 7. Орфография и пунктуация
13
7.1.
Повторение правил правописания, изученных в 1 и 2
классах.
10
0
0
Учебный диалог «Как планировать свои действия по решению
орфографической задачи?», по результатам диалога актуализация
последовательности действий по проверке изученных орфограмм;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
h t tp s:// r e s h.e
du.ru
h t tp s://u c h i.ru /
h t tp s:// e du c a t
i o n.y a n d e x.ru
7.2.
Формирование орфографической зоркости: осознание
места возможного возникновения орфографической
ошибки, использование различных способов решения
орфографической задачи в зависимости от места
орфограммы в слове. .
13
0
0
Моделирование алгоритмов применения изучаемых в данном классе
орфографических правил, следование составленным алгоритмам;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
h t tp s:// r e s h.e
du.ru
h t tp s://u c h i.ru /
h t tp s:// e du c a t
i o n.y a n d e x.ru
7.3.
Использование орфографического словаря для
определения (уточнения) написания слова. Контроль
и самоконтроль при проверке собственных и
предложенных текстов
13
0
0
Проблемная ситуация, требующая использования дополнительных
источников информации: уточнение написания слов по
орфографическому словарю (в том числе на электронном носителе);
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
h t tp s:// r e s h.e
du.ru
h t tp s://u c h i.ru /
h t tp s:// e du c a t
i o n.y a n d e x.ru
7.4.
Ознакомление с правилами правописания и их
применение:
- разделительный твёрдый знак;
- непроизносимые согласные в корне слова;
- мягкий знак после шипящих на конце имён
существительных;
- безударные гласные в падежных окончаниях имён
существительных (на уровне наблюдения);
- раздельное написание предлогов с личными
местоимениями;
- непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в
орфографическом словаре учебника);
- раздельное написание частицы не с глаголами
14
0
0
Моделирование алгоритмов применения изучаемых в данном классе
орфографических правил, следование составленным алгоритмам;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
h t tp s:// r e s h.e
du.ru
h t tp s://u c h i.ru /
h t tp s:// e du c a t
i o n.y a n d e x.ru
Итого по разделу:
50
Раздел 8. Развитие речи
8.1.
Нормы речевого этикета: устное и письменное
приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ
и др.
3
0
0
Работа с аудиозаписями диалогов: анализ соблюдения норм речевого
этикета;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
h t tp s:// r e s h.e
du.ru
h t tp s://u c h i.ru /
h t tp s:// e du c a t
i o n.y a n d e x.ru
8.2.
Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических
норм в ситуациях учебного и бытового общения.
3
0
0
Запись собственного выступления с последующим самоанализом;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
h t tp s:// r e s h.e
du.ru
h t tp s://u c h i.ru /
h t tp s:// e du c a t
i o n.y a n d e x.ru
8.3.
Особенности речевого этикета в условиях общения с
людьми, плохо владеющими русским языком.
3
0
0
Творческие работы: создание с использованием норм речевого этикета
небольших устных и письменных текстов, содержащих
приглашение/просьбу/извинение/благодарность/отказ;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
h t tp s:// r e s h.e
du.ru
h t tp s://u c h i.ru /
h t tp s:// e du c a t
i o n.y a n d e x.ru
8.4.
Формулировка и аргументирование собственного мнения
в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и
приходить к общему решению в совместной
деятельности. Умение контролировать (устно
координировать) действия при проведении парной и
групповой работы.
3
0
0
Работа в парах: составление плана предложенного текста;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
h t tp s:// r e s h.e
du.ru
h t tp s://u c h i.ru /
h t tp s:// e du c a t
i o n.y a n d e x.ru
8.5.
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во
2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль
текста, заголовок, корректирование текстов с
нарушенным порядком предложений и абзацев.
3
0
0
Практическая работа: анализ и корректировка текстов с нарушенным
порядком предложений;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
h t tp s:// r e s h.e
du.ru
h t tp s://u c h i.ru /
h t tp s:// e du c a t
i o n.y a n d e x.ru
8.6.
План текста. Составление плана текста, написание текста
по заданному плану. Связь предложений в тексте с
помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а,
но.
3
0
0
Совместное составление плана текста;
Работа в парах: составление плана предложенного текста;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
h t tp s:// r e s h.e
du.ru
h t tp s://u c h i.ru /
h t tp s:// e du c a t
i o n.y a n d e x.ru
8.7.
Ключевые слова в тексте.
Определение типов текстов (повествование, описание,
рассуждение) и создание собственных текстов заданного
типа.
3
0
0
Наблюдение за тремя текстами разного типа (повествование,
описание, рассуждение) на одну тему, формулирование выводов об
особенностях каждого из трёх типов текстов;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
h t tp s:// r e s h.e
du.ru
h t tp s://u c h i.ru /
h t tp s:// e du c a t
i o n.y a n d e x.ru
8.8.
Знакомство с жанром письма, поздравительной открытки,
объявления.
3
0
0
Практическая работа: воспроизведение текста в соответствии с
заданием: подробно, выборочно;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
h t tp s:// r e s h.e
du.ru
h t tp s://u c h i.ru /
h t tp s:// e du c a t
i o n.y a n d e x.ru
8.9.
Изложение текста по коллективно или самостоятельно
составленному плану.
3
0
0
Совместное составление плана текста;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
h t tp s:// r e s h.e
du.ru
h t tp s://u c h i.ru /
h t tp s:// e du c a t
i o n.y a n d e x.ru
8.10
Изучающее, ознакомительное чтение
3
0
0
Учебный диалог «Чем различаются тема текста и основная мысль
текста? Как определить тему текста? Как определить основную мысль
текста?»;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
h t tp s:// r e s h.e
du.ru
h t tp s://u c h i.ru /
h t tp s:// e du c a t
i o n.y a n d e x.ru
0
0
Итого по разделу:
30
Резервное время
18
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
170
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы
Дата
изучения
Виды,
формы
контроля
1.
1
Русский язык как
государственный язык РФ.
Язык и речь. Виды речи и их
назначение. Знакомство с
различными методами
познания языка: наблюдение,
анализ, лингвистический
эксперимент
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
2.
1
Для чего нужен язык?
Красота и выразительность
русского языка. Особенности
речевого этикета в условиях
общения с людьми, плохо
владеющими русским языком
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
3.
Повторение: лексическое
значение слова
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
4.
Слово в тексте: синонимы,
антонимы, омонимы,
устаревшие слова
(ознакомление)
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
5.
Слово в тексте: прямое и
переносное значение слова
(ознакомление)
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
6.
Фразеологизмы. Значение и
роль в речи
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
7.
Работаем со словарём.
Составляем толковый
словарик
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
8.
Повторение: звуки русского 1
языка: гласный — согласный,
гласный ударный —
безударный, согласный
твердый — мягкий, парный
— непарный, согласный
глухой — звонкий, парный —
непарный (в объеме
изученного)
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
9.
Слог. Гласные звуки и буквы
для их обозначения
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
10.
Повторяем правила
обозначения гласных после
шипящих. Использование
алфавита при работе со
словарями, справочниками,
каталогами
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
11.
Звукобуквенный разбор слова 1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
12.
Учимся выполнять
фонетический разбор
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
13.
Фонетический разбор слова
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
14.
Обобщение знаний по
фонетике. Проверочный
диктант по теме "Звуки и
буквы"
1
0
0
Диктант;
15.
Работаем со словарём.
Составляем орфоэпический
словарик. Использование
орфоэпического словаря для
решения практических задач
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
16.
Повторение: корень как
обязательная часть слова.
Выделение в словах корня
(простые случаи)
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
17.
Однокоренные (родственные) 1
слова. Признаки родственных
слов
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
18.
Однокоренные слова и
формы одного и того же
слова. Нулевое окончание
(ознакомление)
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
19.
Однокоренные слова и
синонимы. Однокоренные
слова и слова с
омонимичными корнями
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
20.
Корень, приставка, суффикс – 1
значимые части слова.
Выделение в словах корня
(простые случаи)
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
21.
Образование слов с помощью 1
приставок и суффиксов
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
22.
Повторяем словообразование 1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
23.
Учимся разбирать слово по
составу
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
24.
Разбор слова по составу и
словообразование.
Проверочный диктант по
теме "Состав слова"
1
0
0
Диктант;
25.
Повторение правил
правописание, изученных в 1
и 2 классх: правописании
слов с изученными
орфограммами в корне
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
26.
Работаем со словарём.
Составляем
орфографический словарик.
Использование
орфографического словаря
для определения (уточнения)
написания слова
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
27.
Повторение и продолжение
работы с текстом, начатой во
2 классе: признаки текста
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
28.
Повторение и продолжение
работы с текстом, начатой во
2 классе: умение
контролировать (устно
координировать) действия
при проведении парной и
групповой работы
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
29.
Повторение и продолжение
работы с текстом, начатой во
2 классе: заголовок и тема
текста
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
30.
Определение типов текстов
(повествование, описание,
рассуждение)
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
31.
Повторение и продолжение
работы с текстом, начатой во
2 классе: план текста
1
1
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Диктант за 1 четверть.
32.
Составление плана
повествовательного текста
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
33.
Предложение и его смысл.
Установление при помощи
смысловых (синтаксических)
вопросов связи между
словами в предложении
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
34.
Виды предложений по цели
высказывания и интонации
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
35.
Повторение и продолжение
работы с текстом, начатой во
2 классе: корректирование
текстов с нарушенным
порядком предложений и
абзацев
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
36.
Деление текста на абзацы.
Формулирование и
аргументирование
собственного мнения в
диалоге и дискуссии
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
37.
Главные члены предложения. 1
Грамматическая основа
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
38.
1
Повторение правил
правописания, изученных в 1
и 2 классах: повторяем
правописание
разделительного твёрдого и
разделительного мягкого
знаков
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
39.
1
Повторение правил
правописания, изученных в 1
и 2 классах: учимся находить
орфограммы разделительного
твёрдого и разделительного
мягкого знаков в слове
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
40.
Грамматическая основа
предложения: подлежащее и
сказуемое
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
41.
Грамматическая основа
предложения
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
42.
Учимся находить
грамматическую основу
предложения
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
43.
Подлежащее
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
44.
Сказуемое
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
45.
Учимся находить
подлежащее и сказуемое
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
46.
Составляем план текста
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
47.
1
Учимся писать письма.
Знакомство с жанром письма:
адресат
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
48.
Второстепенные члены
предложения (без деления на
виды)
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
49.
Второстепенные члены
предложения.
Обстоятельство
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
50.
Обстоятельство
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
51.
Второстепенные члены
предложения. Определение
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
52.
Определение
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
53.
Повторяем изученные
орфограммы
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
54.
Закрепляем изученные
орфограммы.
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
55.
1
Формирование
орфографической зоркости:
осознание места
возникновения
орфографической ошибки,
использование различных
способов решения
офрфографической задачи в
зависимости от места
орфограммы в слове: учимся
писать слова с двумя корнями
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
56.
Написание текста по
заданному плану
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
57.
Дополнение
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
58.
Второстепенные члены
предложения. Дополнение
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
59.
1
Формирование
орфографической зоркости:
осознание места
возникновения
орфографической ошибки,
использование различных
способов решения
офрфографической задачи в
зависимости от места
орфограммы в слове: правило
написания букв о, ё после
шипящих в корне слова
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
60.
Формирование
орфографической зоркости:
осознание места
возникновения
орфографической ошибки,
использование различных
способов решения
офрфографической задачи в
зависимости от места
орфограммы в слове: учимся
писать буквы о, ё после
шипящих в корне слова
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
61.
Предложения
распространённые и
нераспространённые
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
62.
Наблюдение за однородными 1
членами предложения
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
63.
Предложения с однородными 1
членами с союзами и, а, но и
без союзов
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
64.
1
Учимся писать письма.
Знакомство с жанром письма:
адрес
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
65.
Нормы речевого этикета:
устное и письменное
приглашение, просьба,
извинение, благодарность,
отказ и др.
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
66.
Создание собственных
текстов заданного типа
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
67.
1
Учимся ставить знаки
препинания в предложениях с
однородными членами, не
соединёнными союзами
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
68.
Предложения с однородными 1
членами. Значение и
использование в тексте
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
69.
Предложения с однородными 1
членами в тексте
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
70.
1
Знаки препинания в
предложениях с
однородными членами,
соединёнными
повторяющимися союзами И,
ИЛИ
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
71.
1
Учимся ставить знаки
препинания в предложениях с
однородными членами
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
72.
Обобщение знаний о
предложениях с
однородными членами
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
73.
1
Закрепление знаний о
предложении.
Предупредительный
(объяснительный) диктант по
теме "Предложение"
1
0
Диктант;
74.
Части речи. Распознавание
частей речи по изученным
признакам
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
75.
Самостоятельные части речи
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
76.
Служебные части речи
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
77.
Самостоятельные части речи. 1
Имя существительное: общее
значение, вопросы,
употребление в речи
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
78.
Закрепляем написание
безударных гласных в корне
слова
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
79.
Повторение и продолжение
работы с текстом, начатой во
2 классе: основная мысль
текста
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
80.
Учимся писать изложение
текста по коллективно или
самостоятельно
составленному плану
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
81.
Имена существительные
мужского, женского и
среднего рода
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
82.
Род неизменяемых имён
существительных
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
83.
Имена существительные
единственного и
множественного числа
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
84.
Правило написания мягкого 1
знака после шипящих на
конце имён существительных
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
85.
Правописание мягкого знака
после шипящих на конце
имён существительных
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
86.
Закрепление правописания
орфограммы "Мягкий знак
после шипящих на конце
имён существительных"
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
87.
Имена существительные,
которые употребляются
только в форме
единственного числа или
множественного числа
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
88.
Падеж имён
существительных
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
89.
Определение падежа, в
котором употреблено имя
существительное:
именительный и
винительный падежи
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
90.
1
Функция предлогов.
Образование падежных форм
имён существительных
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
91.
Формирование
орфографической зоркости,
осознание места возможного
возникновения
орфографической ошибки:
учим слова с удвоенными
согласными в корне
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
92.
Определение падежа, в
котором употреблено имя
существительное:
родительный падеж имён
существительных
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
93.
1
Формирование
орфографической зоркости,
осознание места возможного
возникновения
орфографической ошибки,
использование различных
способов решения
орфографической задачи в
зависимости от места
орфограммы в слове: правило
написания суффикса -ок- в
именах существительных
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
94.
1
Формирование
орфографической зоркости,
осознание места возможного
возникновения
орфографической ошибки,
использование различных
способов решения
орфографической задачи в
зависимости от места
орфограммы в слове: учимся
писать суффикс -ок- в именах
существительных
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
95.
1
Определение падежа, в
котором употреблено имя
существительное: дательный
падеж имён существительных
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
96.
Определение падежа, в
котором употреблено имя
существительное:
творительный падеж имён
существительных
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
97.
Определение падежа, в
котором употреблено имя
существительное:
предложный падеж имён
существительных
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
98.
1
Изменение имён
существительных по падежам
и числам. Склонение имён
существительных: 1, 2 и 3
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
100. Правило написания
безударных окончаний имён
существительных 1-го
склонения
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
101. Правописание безударных
окончаний имён
существительных 1-го
склонения
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
102. Имена существительные
одушевлённые и
неодушевлённые
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
103. Правописание безударных
окончаний имён
существительных 2-го
склонения
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
104. Учимся писать безударные
окончания имён
существительных 2-го
склонения
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
105. Имена существительные
собственные и
нарицательные
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
106. Способы образования имён
существительных
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
107. Безударные окончания имён
существительных 3-го
склонения
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
108. Учимся писать безударные
окончания имён
существительных 3-го
склонения
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
99.
Учимся определять
склонение имён
существительных
109. Правописание безударных
окончаний имён
существительных 1, 2 и 3-го
склонения
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
110. Повторяем правописание
безударных окончаний имён
существительных 1, 2 и 3-го
склонения
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
111. Правописание слов с
непроизносимыми
согласными в корне слова
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
112. Учимся писать слова с
непроизносимыми
согласными в слове.
Проверочный диктант
"Правописание слов с
непроизносимыми
согласными звуками"
1
1
0
Диктант;
113. Закрепляем правописание
орфограммы
"Непроизносимые согласные
в корне слова"
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
114. Вспоминаем правописание
мягкого знака после
шипящих на конце
существительных
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
115. Правописание окончаний
имён существительных
множественного числа
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
116. Обобщение знаний об имени
существительном
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
117. Самостоятельные части речи. 1
Имя прилагательное: общее
значение, вопросы,
употребление в речи
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
118. Повторяем правописание
безударных окончаний имён
существительных
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
119. Различение имён
прилагательных женского,
мужского, среднего рода
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
120. Изменение прилагательного
по родам и числам
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
121. Зависимость формы имени
прилагательного от формы
имени существительного.
Проверочный диктант по
теме "Имя существительное"
1
1
0
Диктант;
122. Правописание окончаний
имён прилагательных на -ий,
-ия, -ие
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
123. Изменение имён
прилагательных по родам,
числам и падежам (кроме
имён прилагательных на -ий,
-ов, -ин).
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
124. Учимся писать изложение с
элементами сочинения
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
125. Правило правописания
безударных гласных в
падежных окончаниях имён
прилагательных (на уровне
наблюдений)
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
126. Изложение с элементами
сочинения
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
127. Правописание окончаний
имён прилагательных
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
128. Склонение имён
прилагательных
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
129. Учимся писать окончания
имён прилагательных
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
130. Учимся писать сочинение
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
131. Учимся писать безударные
окончания имён
прилагательных
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
132. Виды прилагательных
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
133. Как образуются
прилагательные
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
134. Знакомство с жанром
поздравительной открытки,
объявления
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
135. Соблюдение норм речевого
этикета и орфоэпических
норм в ситуациях учебного и
бытового общения
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
136. Создание с использованием
норм речевого этикета
небольших устных и
письменных текстов
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
137. Обобщение знаний об имени
прилагательном
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
138. Закрепление знаний об имени 1
прилагательном.
Проверочный диктант по
теме "Имя прилагательное"
0
0
Диктант;
139. Самостоятельные части речи. 1
Местоимение (общее
представление)
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
140. Работаем с текстом:
1
ключевые слова в тексте.
Изучающее, ознакомительное
чтение
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
141. Личные местоимения, их
употребление в речи
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
142. Лицо и число личных
местоимений
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
143. Род местоимений 3-го лица
единственного числа
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
144. Как изменяется местоимение
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
145. Связь предложений в тексте с 1
помощью личных
местоимений, синонимов ,
союзов и, а, но
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
146. Использование личных
местоимений для устранения
неоправданных повторов в
тексте
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
1
147. Раздельное написание
предлогов с личными
местоимениями
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
148. Жанр письма
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
149. Учимся писать письма.
Умение договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
деятельности
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
150. Самостоятельные части речи. 1
Глагол: общее значение,
вопросы, употребление в
речи
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
151. Учимся подбирать к глаголам 1
синонимы и антонимы
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
152. Неопределённая форма
глагола
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
153. Единственное и
множественное число
глаголов
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
154. Изменение глаголов по
числам
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
155. Времена глаголов
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
156. Настоящее время глагола
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
157. Прошедшее время глагола
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
158. Будущее время глагола
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
159. Написание окончаний -ишь, - 1
ешь глаголов (на уровне
наблюдений)
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
160. Правописание окончаний ишь, -ешь глаголов
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
161. Создание созданного
собственных текстов
заданного типа
(повествование, описание,
рассуждение)
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
162. Изменение глаголов по
временам, числам
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
163. Род глаголов в прошедшем
времени
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
164. Время и число глаголов.
Проверочный диктант по
теме "Глагол"
1
0
0
Диктант;
165. Частица не, её значение
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
166. Раздельное написание
частицы не с глаголами
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
167. Итоговый диктант
1
1
0
Диктант;
Письменный
контроль;
168. Творческая работа: создание 1
собственного текста с
использование норм речевого
этикета
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
169. Повторение орфограмм,
изученных в 3 классе
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
170. Контроль и самоконтроль
при проверке собственных и
предложенных текстов
1
0
0
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
170
5
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык (в 2 частях). Учебник. 3 класс. Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Русский язык В.П.Канакина, Москва «Просвещение», 2018г
Русский язык. Методические рекомендации. В.П.Канакина, Москва «Просвещение», 2018г.
Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ
1- 4 классы. В.П.Канакина, Москва «Просвещение», 2018г.
Технологические карты уроков «Русский язык» 3 класс Москва «Просвещение» 2021г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
h t tp s:// r e s h.e du.ru
h t tp s://u c h i.ru /
h t tp s:// e du c a t i o n.y a n d e x.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Ноутбук.
Мультимедийный проектор.
Магнитная доска.
Экран.
Музыкальные колонки.
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв).
Касса букв и сочетаний.
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального
образования по русскому языку.
Словари по русскому языку
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
нет