вп_merged

Оглавление
РАЗДЕЛ 1 .ЦЕЛЕВОЙ ....................................................................................................................................... 3
1.1

Цель и задачи воспитания обучающихся ............................................................................................. 3

1.2

Целевые ориентиры результатов воспитания ........................................................................................ 5

РАЗДЕЛ2 .СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ................................................................................................................... 10
2.1

Уклад общеобразовательной организации ......................................................................................... 10

2.2

Виды,формы и содержание воспитательной деятельности ................................................................. 12

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ................................................................................................................ 27
3.1

Кадровое обеспечение .......................................................................................................................... 27

3.2

Нормативно-методическое обеспечение .............................................................................................. 29

3.3

Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями .... 30

3.4
Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции
обучающихся .................................................................................................................................................... 30
3.5

Анализ воспитательного процесса ....................................................................................................... 32

Примерный календарный план воспитательной работы ............................................................................... 35

Пояснительнаязаписка
Программа воспитания МБОУ «Каракудукская СОШ Акбулакского района
Оренбургской области»(далее–Программа)разработана в соответствии с Примерной
рабочей программой воспитания для общеобразовательных организаций, одобренной
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию,
протокол от 23июня2022г.№3/22,с учётом Федерального закона от 29.12.2012№273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»,Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025
годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р),
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента
Российской

Федерацииот02.07.2021№

400),федеральных

государственных

образовательных стандартов (далее—ФГОС)начального общего образования (Приказ
Минпросвещения России от31.05.2021№ 286),основного общего образования(Приказ
Минпросвещения

России

от31.05.2021№287),среднего

общего

образования(Приказ

Минобрнауки Россииот17.05.2012№413).
Программа основывается на единстве и преемственности образовательного
процесса всех уровней общего образования. Направлена на

создание условий

гармоничного вхождения обучающихся в социальный мир и налаживание ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы находится
личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных
аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет
приобщение

обучающихся

к

российским

традиционным

духовным

ценностям,включаяценностисвоейэтническойгруппы,правиламинормамповедениявроссий
ском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей;
историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской
идентичности обучающихся. Программа призвана обеспечить достижение учащимися
личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся готовности
к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки социальнозначимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Приложение

—

календарный

план

2023учебныйгод.

2

воспитательной

работы

на

2022-

РАЗДЕЛ1.ЦЕЛЕВОЙ
Участниками образовательных отношений являются педагогические и другие
работники МБОУ «Каракудукская СОШ», обучающиеся, их родители (законные
представители),

представители

иных

организаций,

участвующие

в

реализации

образовательного процесса в соответствии с законодательством Российской Федерации,
локальными

актами

общеобразовательной

организации.

Родители

(законные

представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на
воспитание своих детей. Содержание воспитания обучающихся в общеобразовательной
организации

определяется

содержанием

российских

базовых

(гражданских,

национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской
Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания
обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает
духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в МБОУ «Каракудукская СОШ»,планируется и
осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере
воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации
на

период

до

2025

года

(Распоряжение

Правительства

Российской

Федерацииот29.05.2015№996- р). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере
воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей
российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и
умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества,
готовой к мирному созиданию и защите Родины.

1.1

Цель и задачи воспитания обучающихся

Современный

российский

национальный

воспитательный

идеал—

высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий
судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее
страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской
Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся в МБОУ «Каракудукская
СОШ»,развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к
3

памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в МБОУ «Каракудукская СОШ»,

– Усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые
выработало российское общество (социально значимых знаний);

– Формирование и развитие личностных отношений к этим нормам ,ценностям,
традициям (их освоение, принятие);

– приобретение

соответствующего

этим

нормам,

социокультурного опыта поведения, общения,

ценностям,

традициям

межличностных и

социальных

отношений, применения полученных знаний;

– достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в
соответствии с ФГОС.
Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных программ
включают

осознание

российской

гражданской

идентичности,

сформированность

ценностей самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию,
самостоятельности и личностному самоопределению,
целенаправленной

социально

значимой

наличие

мотивации

деятельности,

к

сформированность

внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе,окружающим
людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в МБОУ «Каракудукская СОШ»,планируется и
осуществляется

на

основе

аксиологического,антропологического,культурно-

исторического,системно-деятельностного,личностно-ориентированного

подходов

и

с

учётом принципов воспитания :гуманистической направленности воспитания,совместной
деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной
жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.

1.2 Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности МБОУ
«Каракудукская СОШ»,по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС:



гражданскоевоспитание—

формированиероссийскойгражданскойидентичности,

принадлежности

к

общности

граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском
государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам,
4

свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;



патриотическое

воспитание — воспитание любви к родному краю,

Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение,
формирование

российского

национального

исторического

сознания

,российской

культурной идентичности;



духовно-нравственное воспитание—воспитание на основе духовно-

нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей ; воспитание честности,
доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к
старшим, к памяти предков;



эстетическое воспитание— формирование эстетической культуры на

основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства;



физическое воспитание, формирование культуры здорового образа

жизни и эмоционального благополучия— развитие физических способностей с учётом
возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и
социальной среде, чрезвычайных ситуациях;



трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся,

результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность,
получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно
достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в
профессиональной деятельности;



экологическое

воспитание—формирование

экологической

культуры,

ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты,восстановления
природы, окружающей среды;



ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и

других людей ,природы и общества, к получению знаний, качественного образования с
учётом личностных интересов и общественных потребностей.

1.2

Целевые ориентиры результатов воспитания

Деятельность педагогического коллектива МБОУ «Каракудукская СОШ», для
выполнения требований ФГОС к личностным результатам освоения обучающимися
образовательных программ начального общего, основного общего направлена на
5

достижение целевых ориентиров результатов в воспитании, развитии личности
обучающихся.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным
содержанием

воспитания

обучающихся

на

основе

российских

базовых

(гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания,
воспитательного пространства.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего
образования.
Целевые ориентиры
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о
Родине—России, её территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного
края ,своей Родины —России, Российского государства.
Понимающийзначениегражданскихсимволов(государственнаясимволикаРоссии,своег
орегиона),праздников,местпочитаниягероевизащитниковОтечества,проявляющий к ним
уважение.
Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в
обществе, гражданских правах и обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в
Доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно- нравственное воспитание
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные
ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и
достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред
другим людям, уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства
России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,
Русского языка ,проявляющий интерес к чтению.

Эстетическое воспитание

6

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,
творчестве людей.
Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной
культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности , искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила
здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующиеей
Психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам
труда, ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние
Людей на природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических
норм.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании ,интерес и уважение к научным знаниям , науке.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных
объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы,
о науке, научном знании.
Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации осмысления
Опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания.

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего
7

образования.
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и много конфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России,
тысячелетней истории российской государственности на основе исторического
просвещения, российского национального исторического сознания.
Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России,
реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных
интересов других людей.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции в обществе.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том
числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой
деятельности.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ,
его традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других
народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих
в родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края,
своего народа ,других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве,
спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников
Отечества в прошлом и современности.
Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно- нравственное воспитание
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа,
ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России,
российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной
,религиозной принадлежности).
Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и
норм с учётом осознания последствий поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям.
Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в у словиях
индивидуального
и
общественного
пространства,
значение
и
ценность
межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий
8

общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным
ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи,
рождения и воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как
части духовной культуры своего народа ,российского общества.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных
Традиций и народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на
поведение людей.
Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей,
традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном
творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилийв
сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасног о
поведения, в том числе в информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдениегигиеническихправил,сбалансированныйрежимзанятийиотдыха,регулярную
физическуюактивность).
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения,употребления алкоголя,
наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для
физического и психического здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других
людей),стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и
Природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в
российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной
направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность.
Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной
9

траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов, потребностей.
Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их
решения, значение экологической культуры человека, общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.
Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для
решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды.
Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной
направленности.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом
Индивидуальных интересов, способностей, достижений.
Ориентированный в деятельности н анаучные знания о природе и обществе,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой.
Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний
о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой
среде).
Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской
деятельности.

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1 Уклад общеобразовательной организации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Каракудукская
средняя общеобразовательная школа Акбулакского района Оренбургской области»
основана в 1933 году.
Основной деятельностью образовательной организации является образовательная
деятельность.

Образовательное

учреждение

реализует

программы

основные

образовательные программы начального общего, основного общего образования.
В школе созданы условия для разностороннего личностного развития детей и
подростков,

раскрытие

гражданственности,

и

обогащения

стимулирования

их

творческого

социальной

потенциала,

активности.

Это

воспитания
достигается

подготовленными педагогическими кадрами. Из 14 педагогов 21% имеют высшую
квалификационную категорию, 79% имеют первую квалификационную категорию.
Школа сотрудничает с предприятиями и учреждениями:
10

- Сельский дом культуры села Каракудук,
- администрация сельского совета села Каракудук,
- КДН и ЗП, ПДН ОМВД Акбулакского района
- предприятия, социальные структуры Акбулакского района.
На1сентября 2022 года в школе обучается 58 человек,7 классов-комплектов.
Ведущая идея функционирования воспитательной системы школы - развитие
личности обучающегося, его интересов и способностей, подготовка к творческому труду в
различных сферах научной и практической деятельности. Поэтому весь воспитательный
процесс направлен на максимальное раскрытие личностного потенциала ученика,
мотивацию к самореализации и к личностным достижениям.
Процесс воспитания в МБОУ «Каракудукская СОШ» основывается на следующих
принципах взаимодействия педагогов и школьников:
неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка
при нахождении в образовательной организации;
ориентир

на

создание

в

образовательной

организации

психологически

комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно
конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
 реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе
детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и 
содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
 организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета
совместной заботы и взрослых, и детей;
 системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его
эффективности.
Основными традициями воспитания в школе являются следующие:
 стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий
педагогов;
 важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная
разработка, коллективное планирование, коллективное проведение, коллективный анализ
их результатов;
11

 в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до
организатора);
 в проведении общешкольных дел отсутствует соперничество между классами,
поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников,
а также их социальная активность;
 педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
 ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий

по

отношению

к

детям

защитную,

личностно

развивающую,

организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

2.2

Виды, формы и содержание воспитательной деятельности

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в
соответствующем модуле.

Реализация

школьными

Урочная деятельность
педагогами воспитательного

потенциала

урока

предполагает следующее:

•

Установление доверительных отношений между учителем и его учениками,

способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;

•
поведения,

побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
правила

общения

со

старшими

(учителями)

и

сверстниками

(школьниками),принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

•

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на

уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией–инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по
ее поводу, выработки своего к ней отношения;

•

использование

воспитательных
12

возможностей

содержания

учебного

предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов
для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

•

применение

на

уроке

интерактивных

форм

интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную

работы

учащихся:

мотивацию школьников;

дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных
постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

•

включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать

мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время
урока;

•

организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их

неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;

•

инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в

рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что
даст

школьникам

возможность

приобрести

навык

самостоятельного

решения

теоретической проблемы , навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного

отношения

к

чужим

идеям,

оформленным

в

работах

других

исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
Воспитание

на

Внеурочная деятельность
занятиях школьных курсов

внеурочной

деятельности

осуществляется преимущественно через:

-

вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность,

которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально
значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально
значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

-

формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых

общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

-

создание в детских объединениях традиций , задающих их членам

определенные социально значимые формы поведения;
13

поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной

-

лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально
значимых традиций;
поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.

-

Реализация

воспитательного

потенциала

курсов

внеурочной

деятельности

происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов:
Направления и цели внеурочной деятельности
Спортивно-оздоровительная деятельность направлена

1.

на

физическое

развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом
соблюдения правил здорового безопасного образа жизни.
Духовно-нравственное

2.

(Проектно-исследовательская

деятельность)

организуется как углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной
деятельности по выполнению проектов.
Социальное

3.

совершенствование

(Коммуникативная

функциональной

деятельность)

коммуникативной

направлена

грамотности,

на

культуры

диалогического общения и словесного творчества.
Общекультурное (Художественно-эстетическая творческая деятельность)

4.
организуется

как

художественного

система

разнообразных

творчества,

способности

творческих
к

мастерских

импровизации,

по

развитию

драматизации,

выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной
деятельности.
Общеинтеллектуальное

5.

(Информационная

культура)

предполагает

учебные курсы в рамках внеурочной деятельности, которые формируют представления
младших школьников о разнообразных современных информационных средствах и
навыки выполнения разных видов работ на компьютере.
Интеллектуальные

6.

марафоны

—

система

интеллектуальных

соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и
эрудицию

обучающегося,

его

познавательные

интересу

и

способности

к

самообразованию.
7.

«Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего

развития, когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности,
возникшие при изучении разных предметов.
Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим
требованиям:
14

—целесообразность использования данной формы для решения поставленных
задач конкретного направления;
—преобладание

практико-ориентированных

форм,

обеспечивающих

непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в том
числе совместной (парной, групповой, коллективной);
—учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или
иное направление внеучебной деятельности;
—использование форм организации, предполагающих использование средств ИКТ.
Формы организации внеурочной деятельности: учебные курсы и факультативы;
художественные, музыкальные студии; соревновательные мероприятия, дискуссионные
клубы, секции, экскурсии, мини-исследования; общественно полезные практики и др. К
участию во внеурочной деятельности будут привлекаться организации и учреждения
дополнительного образования,

культуры и спорта. В этом случае внеурочная

деятельность может проходить не только в помещении образовательной организации, но и
на территории другого учреждения (организации), участвующего во внеурочной
деятельности. Это может быть, например, спортивный комплекс, музей, театр, сельский
дом культуры, сельская библиотека и др.
При организации внеурочной деятельности непосредственно в школе в этой работе
принимают участие педагогические работники данной организации (учителя начальной
школы, учителя-предметники, социальный педагог, библиотекарь и др.).
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в
части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в
художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий
внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании
единых форм организации.
Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет
основной учитель, ведущий класс начальной школы и заместитель директора по учебновоспитательной работе.
Классное руководство
Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель) организует
работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему
класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями
учащихся или их законными представителями.
Работа с классным коллективом:
15

•

инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых

делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;

•

организация интересных и полезных для личностного развития ребенка

совместных дел

с

учащимися

вверенного

ему класса

(познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной,

духовно-

нравственной, творческой, профориентационной направленности),позволяющие с одной
стороны,– вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им
возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить
доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым,
задающим образцы поведения в обществе.

•

Проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного

общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к
личности

ребенка,

поддержки

активной

позиции

каждого

ребенка

в

беседе,

предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по
обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.

•

сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и

командообразование; однодневные походы и экскурсии, организуемые классными
руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие
в

себя

подготовленные

ученическими

микрогруппами

поздравления,

сюрпризы,

творческие подарки и розыгрыши; внутриклассные
«огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии
собственного участия в жизни класса.

•

выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям

освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:

•

изучение особенностей личностного развития учащихся класса через

наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально
создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир
человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным
нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед
классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе
учителями.

•

Поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем

(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии,
16

вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема
трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они
совместно стараются решить.

•

Индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение

ими личных портфолио, в которых дети непросто фиксируют свои учебные, творческие,
спортивные ,личностные достижения, но и входе индивидуальных неформальных бесед с
классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года–вместе
анализируют свои успехи и не удачи.

•

Коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями

или законными представителями, с другими учащимися класса; через предложение взять
на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:

•

Регулярные

консультации

классного

руководителя

с

учителями-

предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов
по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между
учителями и учащимися;

•

проведение

мини-педсоветов,

направленных на

решение

конкретных

проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;

•

привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих

педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной,
отличной от учебной, обстановке;

•

привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для

объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:

•

регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их

детей, о жизни класса в целом;

•

помощь родителям школьников или их законным представителям в

регулировании

отношений

между ними,

администрацией

школы

и

учителями-

предметниками;

•

организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения

наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;

•

создание

и

организация

работы

родительских

комитетов

классов,

участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов
воспитания и обучения их детей;
17

•

привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел

класса;

•

организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,

направленных на сплочение семьи и школы.
Основные школьные дела
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых
принимает участие большая часть школьников и

которые обязательно планируются,

готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Это комплекс
коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих
их вместе с педагогами в единый коллектив.
Для этого в МБОУ «Каракудукская СОШ» используются следующие формы
работы
На внешкольном уровне:

•

социальные проекты–ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые

обучающимися и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической,
патриотической,

трудовой

направленности),

ориентированные

на

преобразование

окружающего школу социума:
-патриотическая акция «Бессмертный полк» (проект запущен по инициативе и при
непосредственном участии школы, с 9 мая 2017 года шествие обучающихся вместе с
родителями с портретами ветеранов Великой Отечественной войны проходит ежегодно);
-патриотическая акция «Вахта памяти;
- открытые дискуссионные площадки

–

комплекс

открытых

дискуссионных площадок.

-

общешкольные

родительские

которые проводятся

и

ученические

собрания,

регулярно, в их рамках обсуждаются

насущные проблемы;
Единый День профилактики правонарушений в школе;

•

Мероприятия организуемые совместно с семьями учащихся спортивные

состязания, праздники, представления, ярмарки которые открывают возможности для
творческой самореализации обучающихся и включают их в деятельную заботу об
окружающих:

-

досугово-развлекательная

деятельность:

праздники,концерты,конкурсные

программы ко Дню матери, 8 Марта, выпускные вечера и т.п. с участием родителей;
На школьном уровне:
18

•

общешкольные

праздники–ежегодно

проводимые

творческие

(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для
детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы:
-День Учителя (поздравление учителей, концертная программа, подготовленная
обучающимися, проводимая в актовом зале);

-

День самоуправления (старшеклассники организуют учебный процесс,

проводят уроки, общешкольную линейку, следят за порядком в школе и т.п.);
-праздники, концерты, конкурсные программы в Новогодние праздники, Осенние
праздники, День матери, 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, выпускные
вечера, День Знаний, «Последний звонок» и др.;
-предметные недели;

•
следующую

Торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на
ступень

образования,

символизирующие

приобретение

ими

новых

социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей:

-

«Посвящение в первоклассники»;

-

«Посвящение в пятиклассники»;

-

День знаний;

-

«Последний звонок»;

•

церемонии награждения (по итогам года) обучающихся и педагогов за

активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях,
олимпиадах, значительный вклад в развитие школы:
-еженедельные общешкольные линейки с вручением грамот и благодарностей;
-награждение на торжественной линейке «Последний звонок» по итогам учебного
года Похвальными листами и грамотами обучающихся.
На уровне классов:

•

выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел,

ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;

•

участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых

дел;

•

проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных

ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных
дел на уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:

•

вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в
19

одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей,
ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за
костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей ит.п.);

•

индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков

подготовки, проведения и анализа ключевых дел;

•

наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и

анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими
школьниками, с педагогами и другими взрослыми;

•

при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с

ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать
хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на
себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
Внешкольные мероприятия
Экскурсии в музеи, в исторические и туристические места нашего села и района
помогают обучающимся расширить свой кругозор, получить новые знания об
окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и
бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в
различных внешкольных ситуациях.
На

экскурсиях

создаются

благоприятные

условия

для

воспитания

уподростковсамостоятельностииответственности,формированияунихнавыковсамообслуж
ивающеготруда,преодоленияихинфантильныхиэгоистическихнаклонностей,обученияраци
ональномуиспользованиюсвоеговремени,

сил,

имущества.

Эти

воспитательные

возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:

•

экскурсиивыходногодня,организуемыевклассахихкласснымируководителями

и родителями школьников;

•

экскурсии в музеи, в картинные галереи, в технопарк, на предприятие, на

природу;

•

турслет с участием команд, сформированных из педагогов и школьников,

включающий в себя соревнование по спортивному ориентированию.
Организация предметно – пространственной среды
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее
грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию
у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает
настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию
ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы
20

работы с предметно-эстетической средой школы как:

•

размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих

работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также
знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля,
знакомящего

обучающимся

с

разнообразием

эстетического

осмысления

мира;

фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых
делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);

•

благоустройство

классных

кабинетов,

осуществляемое

классными

руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить
свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения
классного руководителя со своими детьми;

•

событийный дизайн– оформление пространства проведения конкретных

школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров,
выставок, собраний, конференций и т.п.);

•

акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-

эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях
школы, ее традициях, правилах.
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Работа с родителями или законными представителями обучающихся
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с
родителями или законными представителями обучающимся осуществляется в рамках
следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:

•

Общешкольный совет родительской общественности, родительские

комитеты участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов
воспитания и социализации их детей;

•

общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме

обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
На индивидуальном уровне:

•

работа специалистов по запросу родителей для решения острых

конфликтных ситуаций;

•

помощь

со

стороны

родителей

в

подготовке

и

проведении

общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
21

•

индивидуальное

консультирование

c

целью

координации

воспитательных усилий педагогов и родителей.
Самоуправление
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в
детях

инициативность,

самостоятельность,

ответственность,

трудолюбие,

чувство

собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для
самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом. На уровне
школы:

•

через деятельность выборного школьного ученического Совета, создаваемого

для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и
принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;

•

через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и

организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований,
конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.);
На уровне классов:

•

через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся

класса лидеров, представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных
координировать его работу с работой школьного ученического совета и классных
руководителей;

•

через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за

различные направления работы класса;
На индивидуальном уровне:

•

через вовлечение обучающихся в планирование, организацию, проведение и

анализ общешкольных и внутри классных дел;

•

через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую роль,

функций по выполнению своих обязанностей в соответствии с занимаемой должностью в
активе класса.
Профилактика и безопасность
Совместная деятельность педагогов, обучающихся, родителей по направлению
«Профилактика и безопасность» включает в себя развитие творческих способностей и
коммуникативных навыков детей, формирование здорового образа жизни, воспитание
культуры поведения. Создание условий для формирования желаний учащихся приносить
пользу обществу, уважение к правам и свободам человека, позитивного отношения к
жизни, стрессоустойчивости, воспитанию законопослушного поведения реализуется через
22

следующие направления:

•

Программа по профилактике и безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних

и

пропаганде

здорового

образа

жизни,

направленная

на

профилактику потребления несовершеннолетними наркотических, токсических и других
психоактивных веществ (ПАВ), алкогольной продукции, табакокурения;

•

Обеспечение психологической безопасности для благополучного и

безопасного детства, формирование жизнестойкости несовершеннолетних.

Общей

причиной подросткового суицида является социально-психологическая дезадаптация,
возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций;

•
жестокого

приоритетным направлением деятельности по защите детей от
обращения

является

первичная

профилактика

–

предупреждение

возникновения факторов риска проявления жестокого обращения, выявление и коррекция
проблем в семейных отношениях на ранней стадии, обеспечение условий для
эффективного выполнения функций семьей (репродуктивной, педагогической, функции
социализации и т.д.);

•

межведомственная профилактическая акция «Подросток», направлена

на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организацию
отдыха и занятости в летний период детей и подростков, состоящих в социально-опасном
положении,

состоящих

на

профилактическом

учете

в

органах

внутренних

и

образовательном учреждении;

•

привлечение обучающихся к проблеме межэтнических отношений,

через организацию классных часов, круглых столов, мастер-классов;

•

мониторинг ежедневной занятости обучающихся, состоящих на всех

видах профилактического учета;

•

заседание Совета профилактики;

•

коллективные

и

индивидуальные

профилактические

беседы

с

учащимися инспектором ОПДН, наркологом, представителями духовенства;

•

спортивно-массовые

мероприятия,

направленные

на

пропаганду

занятий спортом и здорового образа жизни.
Социальное партнёрство
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства школы при
соблюдении требований законодательства Российской Федерации предусматривает:

-

участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии

с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей
23

программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых
дверей,

государственные,

региональные,

школьные

праздники,

торжественные

мероприятия и т.п.);

-

участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных

уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической
направленности;

-

проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий,

внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;

-

открытые

дискуссионные

площадки

(детские,

педагогические,

родительские, совместные), куда приглашаются представители организаций партнёров, на
которых обсуждаются актуальные проблемы, касающиеся жизни школы, муниципального
образования,региона,страны;

-

социальные

обучающимися,

проекты,

педагогами

с

совместно

организациями

разрабатываемые
-

партнёрами

и

реализуемые

благотворительной,

экологической, патриотической, трудовой и т.д. направленности, ориентированные на
воспитание

обучающихся,

преобразование

окружающего

социума,

позитивное

воздействие на социальное окружение.
Профориентация
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация»
школьников;

включает

диагностику

в
и

себя

профессиональное просвещение

консультирование

по

проблемам профориентации, организацию профессиональных
проб обучающихся. Задача совместной деятельности педагога и ребенка–подготовить
школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.
Создавая профориентационнозначимые проблемные ситуации, формирующие готовность
школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение,
позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только
профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта
работа осуществляется через:

•

циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку

обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;

•

профориентационные игры: деловые игры, квесты, решение кейсов,

расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о
достоинствах и недостатках той или иной интересной обучающимся профессиональной
24

деятельности;

•

посещение дней открытых дверей в средних специальных учебных

заведениях;

•

совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбор у

профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение
онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;

•

участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в

сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в
мастерклассах, посещение открытых уроков («Билетвбудущее», «Большая перемена»);

•

освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов по

выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках
курсов дополнительного образования.
Детские общественные объединения
Действующее

на

базе

школы

детское

общественное

объединение

–

этодобровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное

по

инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для
реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой
основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред.от20.12.2017)"Об общественных
объединениях"(ст.5).Воспитание в детском общественном объединении осуществляется
через:

•

организацию общественнополезных дел, дающих обучающимся возможность

получить важный для их личностного развития опыт деятельности,направленной на
помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как
забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других
(организация праздничных концертов и встреч, изготовление открыток и сувениров
учащимися школы пожилым людям; участие школьников в работе на прилегающей к
школе территории (работа в школьном дворе, уход за деревьями и кустарниками,
благоустройство клумб) и другие;

•

клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского

общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением,
планирования дел в школе, празднования знаменательных для членов объединения
событий;

•

рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею

популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него
25

новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);

•

поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов,

формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство
причастности к тому, что происходит в объединении (РДШ, Юнармия, ДОО
«Эверест»);

•

участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях,

деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом.

26

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1 Кадровое обеспечение
Для кадрового потенциала МБОУ «Каракудукская СОШ» характерны наличие
большей части педагогов — специалистов с большим опытом педагогической
деятельности способствует организации работы в системе подготовки и повышения
квалификации, а также в выборе новых подходов к преподаванию и воспитанию. Это
обеспечивает выбор наиболее приемлемых методик и технологий воспитания. С одной
стороны, такое положение гарантирует высокий качественный воспитательный потенциал
коллектива.

С

другой

стороны,

в

последние

годы

наблюдается

омоложение

педагогических кадров.
Деятельность

школы

по

развитию

кадрового

потенциала:

в

условияхмодернизацииобразовательногопроцессарешающуюрольвдостиженииглавного
результата

–

качественного

образования

и

воспитания

школьников

играет

профессионализм педагогических и управленческих кадров.
В соответствии с этим важнейшими направлениями кадровой политики в области
образования являются:
Совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения

-

уровня квалификации и профессионализма педагогических и руководящих работников;
Работа по удовлетворению потребностей образовательного учреждения в

-

высококвалифицированных и творческих кадрах; повышение престижа педагогической
профессии. В данном направлении в образовательном учреждении проводятся следующие
мероприятия:

-

Создание комфортных условий для привлечения молодых специалистов;
Обеспечение

возможности

прохождения

педагогами

переквалификации;

-

Создание условий

самоподготовки педагогов для успешности в

прохождении аттестации на более высокую квалификационную категорию;

-

Разработка индивидуальных маршрутов сопровождения педагогов;

-

Оснащение материально-технической базы;

-

Использование рациональных педагогических нагрузок;

-

Помощь педагогу в выборе темы самообразования;

-

сопровождение

педагогов

кадрового потенциала.
27

по

теме

самообразования. Развитие

В школе запланированы и проводятся мероприятия, направленные на повышение
квалификации

работников

образовательного

учреждения

в

области

воспитания,

организация научно-методической поддержки и сопровождения педагогов с учетом
планируемых потребностей образовательной системы ОУ и имеющихся у самих
педагогов интересов.
Ведется планомерная работа по пропаганде положений теории воспитательных
систем среди педагогического коллектива:

-

через регулярное проведение и участие в семинарах;

-

через научно-методические пособия;

-

через знакомство с передовыми научными разработками и российским

опытом.
В ходе работы к личности воспитателя, классного руководителя предъявлялись
следующие требования:

-

умение анализировать имеющиеся воспитательные ресурсы;

-

умение проектировать, распределять цели;

-

умение организовать и анализировать деятельность;

-

умение осваивать свой опыт через рефлексию и выражать его в

технологической форме;

-

умение перестроить устаревшие технологические формы и методы;

-

способность к самовыражению.

При планировании работы с кадрами мы учитываем:

-

нормативные

документы

Министерства

образования

Российской

Федерации, определяющие главные направления воспитательной работы;

-

проблемы воспитания,стоящие в центре внимания;

-

основные направления воспитательной работы, сложившиеся в школе, в том

числе проблемы,над которыми работает школа;

-

реальное состояние воспитательной работы в школе и уровень развития

личности воспитанников;

-

возрастные особенности

воспитанников

и

специфические

проблемы

воспитания школьников, возникающие на каждом этапе формирования личности;

-

уровень педагогического мастерства, квалификацию и опыт воспитателей

и классных руководителей, их готовность к решению предстоящих воспитательных задач
(на основе диагностики),определившиеся интересы в области теории и методики
28

воспитания, а также реальные возможности для внедрения в практику рекомендаций
педагогической теории и передового опыта.
В работе классных руководителей проходит изучение:

-

нормативных документов;
научных

разработок

по

вопросам

повышения

квалификации

педагогических кадров;

-

изучение организации содержания учебно-воспитательного процесса;

-

глубокий и всесторонний анализ состояния и результатов воспитательной

работы в школе;

-

знание важнейших тенденций развития учебно-воспитательного процесса и

качества подготовки учащихся.
Кадровое обеспечение воспитательного процесса в МБОУ «Каракудукская СОШ»:

1.

Директор школы

2.

Заместитель директора по УВР

3.

Заместитель директора по ВР

4.

Старшая вожатая

5.

Педагог-библиотекарь

6.

Классные руководители.

3.2

Нормативно – методическое обеспечение

Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания
осуществляется на основании следующих локальных актов:

-

Основная общеобразовательная программа образования;

-

Учебный план;

-

Рабочая программа воспитания как часть основной образовательной

программы;

-

Должностные инструкции

специалистов, отвечающих

заорганизацию

воспитательной деятельности;

расписание,

Документы, регламентирующие воспитательную деятельность (штатное
обеспечивающее

кадровый

деятельность в образовательном учреждении).
29

состав,

реализующий

воспитательную

3.3. Требования к условиям

работы

с

обучающимися

с

особыми образовательными потребностями
В школе созданы особые условия воспитания для категорий обучающихся,
имеющих особые образовательные потребности: дети с инвалидностью, с ОВЗ, одарённые
дети, дети с отклоняющимся поведением. Особыми задачами воспитания обучающихся с
особыми образовательными потребностями являются:

-

налаживание

эмоционально-положительного

взаимодействия

детей

с

окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в школе;

-

формирование доброжелательного отношения к детям и их семьям со

стороны всех участников образовательных отношений;

-

построение

воспитательной

деятельности

с

учётом

индивидуальных

особенностей и возможностей каждого обучающегося;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся,

-

содействие повышению уровня их педагогической, психологической,медико-социальной
компетентности.
При организации воспитания детей с особыми образовательными потребностями
необходимо ориентироваться на:

–

на

формирование

личности

ребенка

с особыми образовательными

потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или)
психическому состоянию методов воспитания;

–

наличностно-ориентированный подход в организации всех видов детской

деятельности.
Система поощрения социальной успешности и проявлений активной

3.4

жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции социальной
успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся
ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать
их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной
жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на
принципах:



публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о

награждении,

проведение

награждений

обучающихся);
30

в

присутствии

значительного

числа



соответствия

общеобразовательной

артефактов

организации,

и

процедур

качеству

награждения

воспитывающей

среды,

укладу
символике

общеобразовательной организации;



прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях,

неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение
справедливости при выдвижении кандидатур);



регулирования

частоты

награждений

(недопущение

избыточности

в

поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и т.п.);



сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование

индивидуальных
индивидуальную

и
и

коллективных
коллективную

наград

даёт

активность

возможность
обучающихся,

стимулировать
преодолевать

межличностные противоречия между обучающимися, получившими и неполучившими
награды);



привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей

(законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества,
самих

обучающихся,

их

представителей

(с

учётом

наличия

ученического

самоуправления), сторонних организаций, их статусных представителей;



дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград

позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и
социальной

успешности:

индивидуальные

и

групповые

портфолио,

рейтинги,

благотворительная поддержка.
Ведение портфолио
регулярном

поощрении

—деятельность обучающихся
классными

при её организации и

руководителями,

поддержке

родителями(законнымипредставителями)пособиранию(накоплению)артефактов,фиксирую
щих и символизирующих достижения обучающегося.
Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений,
достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма,
фотографии призов, фото изделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т. д.).Кроме
индивидуального портфолио, возможно ведение портфолио класса.
Рейтинги — размещение имен (фамилий) обучающихся или названий(номеров)
групп обучающихся, классов в последовательности, определяемой их успешностью,
достижениями в чём-либо.

31

Анализ воспитательного процесса

3.5

Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми
ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на
уровнях

начального

общего, основного

общего,

среднего общего

образования,

установленными соответствующими ФГОС.
Основным методом анализа воспитательного процесса в общеобразовательной
организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления
основных проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости)
внешних экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план
воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:



Взаимное уважение всех участников образовательных отношений;



приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на

изучение прежде всего неколичественных, а качественных показателей, таких как
сохранение уклада общеобразовательной организации, качество воспитывающей среды,
содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогами,
обучающимися и родителями;



развивающий

характер

осуществляемого

анализа

ориентирует

на

использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности
педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания,
умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и
содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными
партнёрами);



распределённая ответственность за результаты личностного развития

обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие—это результат
как

организованного

социального

воспитания,

в

котором

общеобразовательная

организация участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной
социализации, и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса:

1.

Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся в каждом классе. Анализ проводится классными
руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной работе с
32

последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных
руководителей или педагогическом совете.
Основным

способом

получения

информации

о

результатах

воспитания,

социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредоточивается на вопросах: какие проблемы, затруднения в
личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; какие
проблемы, затруднения решить не удалось и почему; какие новые проблемы, трудности
появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу.

2.

Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие
интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности
обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе, классными
руководителями

с

привлечением

актива

родителей

(законных

представителей)

обучающихся, совета обучающихся. Способами получения информации о состоянии
организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут
быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками, представителями совета обучающихся.
Результаты

обсуждаются

на

заседании

методических

объединений

классных

руководителей или педагогическом совете. Внимание сосредоточивается на вопросах,
связанных с качеством:



Реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;



Организуемой внеурочной деятельности обучающихся;



Деятельности классных руководителей и их классов;



Проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;



Внешкольных мероприятий;



Создания и поддержки предметно-пространственной среды;



Взаимодействия с родительским сообществом;



Деятельности ученического самоуправления;



Деятельности по профилактике и безопасности;



Реализации потенциала социального партнёрства;



Деятельности по профориентации обучающихся;

Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением
33

которых предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого заместителем
директора по воспитательной работе (совместно со старшей вожатой) в конце учебного
года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом или иным коллегиальным
органом управления в общеобразовательной организации.

34

Приложение
Примерный календарный план воспитательной работы
на 2022-2023 учебный год
Перечень основных государственных и народных, праздников,
памятных дат в календарном плане воспитательной работы.
2022год-Год народного искусства и нематериального культурного
наследия России;
2022 год – 350 лет со дня рождения ПетраI;
2023год-Год педагога и наставника

Дата
1сентября
3сентября
7сентября
8сентября
17сентября
27сентября
1октября
5октября
16октября
25октября
4ноября
8ноября
20ноября
27ноября
30ноября
3 декабря
5 декабря
8 декабря
9 декабря

Наименование
День знаний
День окончания Второй мировой войны
День солидарности в борьбе с терроризмом
210 лет со дня Бородинского сражения
Международный день распространения грамотности
165 лет со дня рождения русского ученого,
писателя Константина Эдуардовича Циолковского
(1857-1935)
День работника дошкольного образования
Международный день пожилых людей
Международный день музыки
День учителя
День отцав России
Международный день школьных библиотек
День народного единства
День памяти погибших при исполнении служебных
обязанностей сотрудников органов внутренних дел
России
День начала Нюрнбергского процесса
День матери в России
День Государственного герба Российской Федерации
День неизвестного солдата
Международный день инвалидов
День добровольца(волонтера) в России
Международный день художника
День Героев Отечества
35

12 декабря

День Конституции Российской Федерации
День принятия Федеральных конституционных законов
25 декабря
о
Государственных символах Российской Федерации
25января
День российского студенчества
День полного освобождения Ленинграда от фашистской
27января
блокады.
День освобождения Красной армией крупнейшего"
лагеря
смерти" Аушвиц - Биркенау (Освенцима) - День памяти
жертв Холокоста

2февраля
8февраля
15февраля
21февраля
23февраля
3марта
8марта
18марта
27марта
12апреля
19апреля
22апреля
27апреля
1мая
9мая
19мая
24мая
1июня
6июня
12июня
22июня

80 лет со дня победы Вооруженных сил СССР над
армиейгитлеровской Германиив 1943 году в
Сталинградской битве
День российской науки
День памяти о россиянах, исполнявших служебный
долг за
пределами Отечества
Международный день родного языка
День защитника Отечества
200 лет со дня рождения Константина Дмитриевича
Ушинского
Международный женский день
День воссоединения Крыма с Россией
Всемирный день театра
День космонавтики, 65 лет со дня запуска СССР
первого
искусственного спутника Земли
День памяти о геноциде советского народа нацистами и
их
Пособниками в годы Великой Отечественной войны
Всемирный день Земли
День российского парламентаризма
Праздник Весны и Труда
День Победы
День детских общественных организаций России
День славянской письменности и культуры
День защиты детей
День русского языка
День России
День памяти и скорби
36

27июня
8июля
30июля
12августа

День молодежи
День семьи, любви и верности
День Военно-морского флота
День физкультурника

22августа

День Государственного флага Российской Федерации

23августа

80 лет со дня победы советских войск над немецкой
армией в битве под Курскомв1943 году

27августа

День российского кино

Юбилейные даты со дня рождения писателей, музыкантов,
художников и других деятелей

5сентября
8октября
26октября

3ноября
6ноября
27 декабря

13марта

28марта

205лет со дня рождения писателя Алексея
Константиновича Толстого
(1817-1875)
130 лет со дня рождения поэтессы, прозаика, драматурга
Марины Ивановны Цветаевой
(1892-1941)
180 лет со дня рождения Василия Васильевича
Верещагина
(1842-1904)
135лет со дня рождения поэта, драматурга, переводчика
Самуила Яковлевича Маршака (1887 -1964)
170 лет со дня рождения писателя, драматурга Дмитрия
Наркисовича Мамина Сибиряка(1852 -1912)
190 лет со дня рождения основателя Третьяковской
галереи Павла Михайловича Третьякова
(1832-1898)
110 лет со дня рождения писателя и поэта, автора слов
гимнов
Российской Федерации и СССР Сергея Владимировича
Михалкова
(1913-2009)
155 лет со дня рождения писателя Максима
Горького (1968 -1936)

37

1апреля

12апреля
13мая
18мая
6июня
14июля

19июля

150 лет со дня рождения композитора и пианиста Сергея
Васильевича Рахманинова
(1873-1943)
200 лет со дня рождения российского классика и
драматурга Александра Николаевича Островского
(1823-1886)
240 лет со дня основания Черноморского флота
320 лет со дня основания Балтийского флота
120 лет со дня рождения композитора, педагога,
дирижера Арама Хачатуряна
(1903-1978)
280 лет со дня рождения поэта Гавриила Романовича
Державина(1743-1816)
130 лет со дня рождения поэта Владимира
Владимировича Маяковского
(1893-1930)

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 07.09.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(35335)3-81-12

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».