Каракудук Уч план 9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану
МБОУ «Каракудукская средняя общеобразовательная школа
Акбулакского района Оренбургской области»
основного общего образования 9 класс
в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования
на 2022 - 2023 учебный год
Учебный план МБОУ «Каракудукская СОШ» основного общего образования сформирован в
соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее - 273-ФЗ);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
3117.12.2010 г. № 21197 (далее - ФГОС ООО);
Примерной основной образовательной программой основного общего образования (далее ПООП ООО) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15 в редакции протокола №1/20 от
04.02.2020)
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 (с 01.09.2021);
Порядком зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов
освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики,
дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих
образовательную деятельность, утвержденным приказом Министерства науки и высшего
образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от
30.07.2020 № 845/369;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства науки и
высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской
Федерации от 05.08.2020 №882/391;
письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010 № 03-413
«О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;
письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 26.02.2021 № 03-205 «О
методических рекомендациях» (по обеспечению возможности освоения основных
образовательных программ обучающимися 5-11 классов по индивидуальному учебному плану);
Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021
№ 2 (начало и окончание занятий, продолжительность
учебных занятий, учебная нагрузка при пятидневной и шестидневной учебной неделе,
продолжительность выполнения домашних заданий, шкалы трудности учебных предметов на
уровне начального общего, основного общего, среднего общего образования).
Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ
«Каракудукская СОШ».
Учебный план является частью основной образовательной программы образовательной
организации. Образовательная организация обеспечивают выполнение санитарноэпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований
СанПиН 1.2.3685-21.

Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений, и предусматривает возможность введения учебных курсов,
обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Допускаются интегрированные учебные предметы (курсы) как в рамках одной предметной
области в целом, так и на определенном этапе обучения.
Часть учебного плана обеспечивает реализацию
индивидуальных потребностей
обучающихся и использована на увеличение учебных часов, отводимых на изучение
отдельных учебных предметов обязательной части; введение специально разработанных
учебных курсов, обеспечивающих на основе диагностики интересы и потребности участников
образовательных отношений, в том числе этнокультурные, с учетом региональных
особенностей и специфики образовательного учреждения.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
В учебном плане также отражены формы организации образовательного процесса, формы
промежуточной аттестации в соответствии с методическими системами и образовательными
технологиями, используемыми образовательной организацией.
В учебном плане также отражены формы организации образовательного процесса, формы
промежуточной аттестации.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана образовательной
организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательного процесса, в совокупности не
превышает
величину недельной
образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21.
Продолжительность учебного года: в 9 классе – 34 учебные недели.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели,
при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
для обучающихся 9 класса - не более 7 уроков.
Объем домашних заданий (по всем предметам) такой, что затраты времени на его выполнение
не превышают (в астрономических часах): в 9 классе- до 3,5 ч.
Продолжительность уроков в 9 классе МБОУ «Каракудукская СОШ»- 40 минут. 9 класс
занимается в первую смену.
Продолжительность перемен между уроками составляет 10 минут, после 2 и 3 уроков
установлено две перемены по 20 минут каждая.
Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью составляет не
менее 30 минут.
При реализации образовательных программ с использованием дистанционных
образовательных технологий, электронного обучения расписание занятий составляется с
учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и
трудности учебных предметов. Обучение заканчивается не позднее 18.00 часов.
Продолжительность урока не превышает 40 минут.
Режим работы по пятидневной учебной неделе определяется образовательной организацией в
соответствии с СанПиН 1.2.3685-21.
Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста
обучающихся выделено не менее 3-х учебных занятий физической культурой (в урочной и
внеурочной форме) в неделю, предусмотренных в объеме общей недельной нагрузки.
МБОУ «Каракудукская СОШ» для использования при реализации образовательных
программ основного общего образования выбирает:
учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных

программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ
Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254 с изменениями от 23.12.2020 г.);
учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от
09.06.2016 №699).
На уровне основного общего образования на предметную область «Родной язык и родная
литература» объем часов по классам (годам) обучения выделены часы из части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Учет мнения обучающихся и их родителей (законных представителей) при выборе изучения
родного языка осуществляется на основании письменных заявлений родителей (законных
представителей).
Свободный выбор изучаемого родного языка из числа языков народов Российской Федерации,
включая русский язык как родной язык, осуществляется по заявлениям родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по
имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего
образования.
Также выделены часы изучение основ безопасности жизнедеятельности в целях
формирования современной культуры безопасности жизнедеятельности и убеждения в
необходимости безопасного и здорового образа жизни.
Изучение учебного предмета «История России. Всеобщая история» в 9 классах
осуществляется по линейной модели исторического образования (изучение истории в 9 классе
завершается 1914 годом).
Обязательная часть учебного плана для 9 класса определяет состав обязательных учебных
предметов для реализации основной образовательной программы
основного общего
образования, отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших
целей современного основного образования: формирование гражданской идентичности
школьников, их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным
технологиям, готовность к продолжению образования в старшей школе, формирование
здорового образа жизни, знаний поведения в экстремальных ситуациях, личностного развития
обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
В соответствии с ФГОС ООО определены следующие обязательные предметные области и
учебные предметы, которые должны быть реализованы в урочной деятельности в 9 классе:
русский язык и литература (русский язык, литература);
родной язык и родная литература (родной язык, родная литература);
иностранные языки (иностранный язык, второй иностранный язык);
общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание,
география);
математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);
основы духовно-нравственной культуры народов России;
естественно-научные предметы (физика, биология, химия);
искусство (изобразительное искусство, музыка);
технология (технология);
физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура,
основы безопасности жизнедеятельности).
Количество учебных занятий за 5 лет не составляет не менее 5267 часов и не более 6020
часов.
Учебным планом МБОУ «Каракудукская СОШ» для 9 класса предусмотрено следующее
распределение часов обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений:
Обязательная часть учебного плана школы включает в себя учебные
дисциплины,
позволяющие заложить фундамент знаний по основным предметам, обеспечить уровень,

соответствующий федеральному государственному стандарту. Базовый компонент
представлен следующими образовательными областями и предметами в учебном плане
школы.
Обязательная часть
1. В предметную область «Русский язык и литература» входят следующие учебные предметы:
- «Русский язык» 3 часа в неделю;
- «Литература» - 3 часа в неделю.
2. Предметная область «Родной язык и родная литература» представлена учебными
предметами «Родной язык (русский)» и «Родная литература (русская)». Для изучения
выделено по 0,5 часа в неделю в 9 классе
из
части, формируемой участниками
образовательных отношений.
3. В предметную область «Иностранные языки» входят следующие учебные предметы:
- «Иностранный язык (немецкий)» - 3 часа в неделю в 9 классе
4. В предметную область «Математика и информатика» входят следующие учебные
предметы:
-Алгебра» - 3 часа в неделю;
- «Геометрия» - 2 часа в неделю;
- «Информатика» - 1 час в неделю;
5. В предметную область «Общественно – научные предметы» входят учебные предметы:
- «История» – 2 часа в неделю;
- «Обществознание» – 1 час в неделю;
- «География» – 2 часа в неделю.
6. В предметную область «Естественно – научные предметы» входят учебные предметы:
- «Физика» –3 часа в неделю;
- «Химия» – 2 часа в неделю;
- «Биология» –2 часа в неделю.
10. Предметная область «Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности»
представлена предметами:
- «Физическая культура» - 2 часа в неделю;
- «ОБЖ» - 1 час в неделю в 9 классе.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей и запросов обучающихся, а также
используется на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части, введение учебных курсов, обеспечивающих региональные
особенности и потребности участников образовательных отношений.
Учет региональных потребностей в учебном плане строится в соответствии с учетом
специфики социально-экономического развития области.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, сформирована
исходя из потребностей и социального заказа, наличия в школе условий кадрового и
программно-методического обеспечения. Компонент школы представлен предметами в
соответствии с личностными интересами и особенностями школьников и отражает основные
задачи и цели, стоящие перед школой.
Для достижения этих задач учебный план школы в части, формируемой участниками
образовательного процесса, строится на следующих принципах:
- усиление развивающей направленности содержания образования;
- усиление роли естественно-научных предметов, обеспечивающих социализацию личности.
Из части, формируемой участниками образовательных отношений:
- часы выделены на изучение следующих учебных предметных областей:
- на
изучение второго иностранного
языка (английский) предметной области
«Иностранный язык» выделен в 9 классе 1 час в неделю за счет часов части, формируемой
участниками образовательных отношений. .

На изучение учебных предметов «Родной язык (русский)» и «Родная литература (русская)»
предметной области «Родной язык и родная литература» выделено по 0,5 часа в неделю.
В соответствии с внесенными в ФГОС ООО изменениями в части реализации предметной
области «Технология» в целях построения образовательных траекторий и планов в области
профессионального самоопределения часть учебного плана, формируемого участниками
образовательных отношений в 9 классе направлена на реализацию элективного курса «Твоя
профессиональная карьера» для выбора профиля дальнейшего обучения и построения
индивидуального образовательного маршрута.
Обучающиеся 9 классов завершают уровень основного общего образования, в связи с чем
обеспечено выполнение основной образовательной программы в полном объеме по всем
предметным областям учебного плана.
Итоговые отметки по учебным предметам обязательной части учебного плана, включая
обязательные учебные предметы «Родной язык» и «Родная литература», «Второй иностранный
язык» (немецкий), обязательной предметной области «ОДНКНР» выставляются в аттестат об
основном общем образовании.
Учебный план школы и содержание образования ориентированы на формирование целостного
мировоззрения учащихся, способствуют развитию личности школьников, кроме того, введение
данного учебного плана предполагает удовлетворение образовательных потребностей учащихся
и их родителей, повышение качества образовательной подготовки школьников, создание
условий для реализации задач, стоящих перед школой.
Учебный план школы предусматривает различные формы организации учебных занятий,
формы промежуточной аттестации в соответствии с методическими системами и
образовательными технологиями, используемыми школой.
Образовательные программы основного общего образования реализуются образовательной
организацией как самостоятельно наряду с классно-урочной формой, так и посредством
сетевых форм их реализации. Допускается использование дистанционных образовательных
технологий.
Промежуточная аттестация обучающихся 9 класса
Освоение образовательных программ изучаемых учебных предметов в 5-9 классах
сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах и в порядке,
установленными образовательной организацией.
Промежуточная аттестация обучающихся представляет собой процедуру определения степени
соответствия образовательных результатов, продемонстрированных обучающимися в текущем
учебном году требованиям федерального государственного образовательного стандарта уровня
основного общего образования, учебных программ по предметам, курсам, дисциплинам.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится по каждому учебному предмету, курсу,
дисциплине с целью определения качества освоения обучающимися содержания учебных
программ (полнота, прочность, осознанность, системность) по завершении определенного
временного промежутка (год).
Сроки промежуточной аттестации обучающихся определены календарным учебным графиком
МБОУ «Каракудукская СОШ» на 2022 - 2023 учебный год.
Проведение промежуточной аттестации обучающихся регулируется локальной нормативной
базой МБОУ «Каракудукская СОШ»:
- Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Каракудукская СОШ»
Порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся:
1. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме итогового контроля 1 раз в
год в IV четверти (II полугодии) в качестве контроля освоения учебного предмета, курса и (или)
образовательной программы предыдущего уровня;

2.
Сроки проведения промежуточной аттестации устанавливаются приказом директора не
позднее 1 мая текущего учебного года.
3.
По заявлению родителей (законных представителей) и при наличии уважительной
причины допускается перенос сроков промежуточной аттестации, но не ранее, чем 1 мая
текущего учебного года и не позднее, чем 31 августа текущего учебного года.
4.
В
отношении
обучающихся,
осваивающих
образовательную
программу
соответствующего уровня индивидуально на дому, промежуточная аттестация по предметам
учебного плана соответствующего уровня образования может основываться на результатах
текущего контроля успеваемости, при условии, что по всем учебным предметам, курсам
учебного плана они имеют положительные результаты текущего контроля.
5. В соответствии с решением педагогического совета Учреждения, рекомендациями ПМПк
отдельным обучающимся письменные контрольные работы могут быть заменены на устные
формы.
6.
Промежуточная аттестация обучающихся в МБОУ «Каракудукская СОШ» проводится в
соответствии с расписанием, утвержденным директором МБОУ «Каракудукская СОШ», не
позднее, чем за неделю до ее проведения.
Учебный материал для проведения промежуточной аттестации обучающихся готовится на
методических объединениях педагогов школы, утверждается председателем методического
объединения и сдается на хранение заместителю директора по УВР не позднее, чем за две
недели до промежуточной аттестации. Экзаменационный материал хранится у заместителя
директора по УВР в течение двух недель до промежуточной аттестации, во время ее проведения
и в течение недели после момента завершения учебного года.
Методические объединения имеют право использовать для проведения промежуточной
аттестации учебный материал предоставляемый системой СтатГрад и пр., в т.ч. в форме ОГЭ и
ЕГЭ.
Письменные работы и протоколы устных ответов обучающихся в ходе промежуточной
аттестации хранятся в делах общеобразовательного учреждения в течение одного года.
7.
Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительной причине,
могут:
- быть переведены в следующий класс условно, с последующей сдачей академических
задолженностей;
- пройти промежуточную аттестацию в дополнительные сроки, определяемые графиком
образовательного процесса и предназначенные для пересдачи академических задолженностей.
8
Информация о проведении промежуточной аттестации (перечень учебных предметов,
курсов, форма, сроки и порядок проведения) доводится до обучающихся и их родителей
(законных представителей) не позднее начала IV четверти. Исчерпывающая информация
предоставляется на информационном стенде, на официальном сайте МБОУ «Каракудукская
СОШ», на родительских собраниях, на классных собраниях, через электронный дневник.
9.
Итоги промежуточной аттестации выставляются учителем в журнал и электронный
дневник в течение трех дней с момента проведения промежуточной аттестации (с
соответствующей записью в строке комментариев) и доводятся до сведения родителей
классным руководителем независимо от информации в электронном дневнике.
Получение в период промежуточной аттестации обучающимся неудовлетворительной(ых)
отметки(ок) не лишает его права продолжить промежуточную аттестацию.
10 Обучающийся имеет право подать апелляцию по результатам промежуточной
аттестации в течение двух рабочих дней с момента объявления результатов. Апелляция
рассматривается комиссией в присутствии заместителя директора по УВР или председателя

методического объединения и родителя (законного представителя) ребенка (по желанию в
присутствии самого ребенка).
11 Промежуточная аттестация экстернов проводится в соответствии с порядком,
установленным
Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
12. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной
аттестации.
13. Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности в МБОУ «Каракудукская
СОШ» проводится в соответствии с порядком, установленным Положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся
В 2022- 2023 учебном году промежуточная аттестация проводится в формах:
Формы проведения промежуточной аттестации
Учебные
предметы
Классы
Форма проведения
IX
Русский язык
Литература
Родной язык (русский)
Родная литература (русская)
Иностранный язык
Алгебра
Геометрия
Информатика
История
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
ОБЖ
Физическая культура
Финансовая грамотность
Элективный курс «Твоя профессиональная карьера»
Формы проведения:
Диктант - Д;
Защита проекта – ЗП;
Контрольная работа – КР;
Зачет – ЗЧ;
Тест – Т;
Проверка техники чтения – ТЧ;
Защита творческой работы – ЗТ

КР
КР
КР
КР
КР
КР
КР
Т
Т
Т
Т
Т
КР
Т
Т
Т
Т
ЗП

Учебный план
основного общего образования
МБОУ «Каракудукская средняя общеобразовательная школа
Акбулакского района Оренбургской области»
на 2022 – 2023 учебный год 9 класс (5-дневная неделя)

Предметные области

Учебные
предметы
Классы

Обязательная часть
Русский
язык
и Русский язык
литература
Литература
Родной язык и родная Родной язык (русский)
литература
Родная литература (русская)
Иностранный язык
Иностранный язык (немецкий)

IX

всего

3
3
0,5
0,5

102
102
17
17
102

3
Математика
информатика

и Математика
Алгебра
Геометрия
Информатика
ОбщественноИстория
(История
России.
научные предметы
Всеобщая история)
Обществознание
География
Естественно-научные Физика
предметы
Химия
Биология
Искусство
Музыка
Изобразительное искусство
Технология
Технология
Физическая культура ОБЖ
и
Основы Физическая культура
безопасности
жизнедеятельности
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
Элективный курс «Уроки словесности»
Второй иностранный язык (английский)
Недельная нагрузка
Максимально допустимая недельная нагрузка

3
2
1
2
1
2
3
2
2
1

102
68
34
68
34
68
102
68
68
34
68

2

2
1
1
33
33

34
34

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общие положения
План внеурочной деятельности основного общего образования (ООО) МБОУ «Каракудукская
средняя общеобразовательная школа Акбулакского района Оренбургской области» является
частью образовательной программы, принят Педагогическим советом 30.08.2021 протокол №
1, утвержден 30.08.2021 приказом директора № 01/09-215.
Внеурочная деятельность является обязательной частью учебного плана, формируемой
участниками образовательного процесса

План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы
функционирования образовательного учреждения в сфере внеурочной деятельности и может
включать в себя:
- план внеурочной деятельности по учебным предметам образовательной программы
(предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады по
предметам программы основной школы);
- план работы по организации педагогической поддержки обучающихся (проектирование
индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов);
Содержание плана внеурочной деятельности.
Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет обучения на
этапе основной школы не более 1750 часов, в год – не более 350 часов.
Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через
внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на
освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов. Для недопущения перегрузки
обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную
деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2 количества часов. Внеурочная деятельность
в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с
дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных
детских центров, в походах, поездках и т. д.).
При этом расходы времени на отдельные направления плана внеурочной деятельности могут
отличаться:
‒
на деятельность ученических сообществ и воспитательные мероприятия
целесообразно еженедельно предусмотреть от 2 до 3 часов, при этом при подготовке и
проведении коллективных дел масштаба ученического коллектива или общешкольных
мероприятий за 1–2 недели может быть использовано до 20 часов (бюджет времени,
отведенного на реализацию плана внеурочной деятельности);
‒
на внеурочную деятельность по учебным предметам еженедельно – от 1 до 2 часов,
‒
на организационное обеспечение учебной деятельности еженедельно – до 1 часа,
‒
на осуществление педагогической поддержки социализации обучающихся
еженедельно от 1 до 2 часов,
‒
на обеспечение благополучия школьника еженедельно – от 1 до 2 часов.
По решению педагогического коллектива, родительской общественности, с учетом интересов
и запросов детей и родителей в школе реализуется модель плана внеурочной деятельности с
преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется
внеурочной деятельности по учебным предметам и организационному обеспечению учебной
деятельности.
Внеурочная деятельность обучающихся осуществляется в соответствии с Концепцией
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программой
воспитания и социализации, Программой по духовно-нравственному развитию и
воспитанию обучающихся, рабочей программой воспитания МБОУ «Каракудукская средняя
общеобразовательная школа Акбулакского района Оренбургской области».
Программы внеурочной деятельности ООО реализуются в соответствии с особенностями
МБОУ «Каракудукская средняя общеобразовательная школа Акбулакского района
Оренбургской области», с учетом влияния следующих факторов:

традиции и возможности школы;

запросы школьников и родителей (законных представителей) МБОУ
«Каракудукская средняя общеобразовательная школа Акбулакского района
Оренбургской области» в реализации общеобразовательных программ начального
общего образования.
Нормативно-правовая база

План внеурочной деятельности МБОУ «Каракудукская средняя общеобразовательная
школа
Акбулакского
района
Оренбургской
области»
реализует
основные
общеобразовательные программы начального общего образования и формируется в
соответствии с:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС ООО);
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 22.03.2021 № 115;
Письмом Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении Методических
рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках
реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности»;
Рекомендациями по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий (Приложение № 1 к письму Минпросвещения
России от 7 мая 2020 года № ВБ-976/04)
Санитарными правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 (образовательная недельная нагрузка, требования к
организации обучения в 1 классе);
Санитарными правила и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021
№
2
(начало
и
окончание
занятий,
продолжительность учебных занятий, учебная нагрузка при пятидневной и шестидневной
учебной неделе, продолжительность выполнения домашних заданий, шкалы трудности
учебных предметов на уровне начального общего, основного общего, среднего общего
образования).
приказом министерства образования Оренбургской области от 15.07.2021 № 01-21/1170 «О
формировании учебных планов и корректировке основных образовательных программ в
2021/2022 учебном году»,
ООП ООО МБОУ «Каракудукская средняя общеобразовательная школа Акбулакского
района Оренбургской области»
Уставом МБОУ «Каракудукская средняя общеобразовательная школа Акбулакского района
Оренбургской области»
Положением об организации внеурочной деятельности обучающихся.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования внеурочная деятельность, как и учебная деятельность на уроке,
направлена на решение задач воспитания и социализации учащихся.

Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах,
отличных от классно-урочной, и направленная на достижение школьниками личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Внеурочная деятельность направлена на:
1)
создание условий для развития личности ребёнка, развитие его мотивации к познанию и
творчеству;
2)
приобщение обучающихся к общечеловеческим и национальным ценностям и традициям
(включая региональные социально-культурные особенности);
3)
профилактику асоциального поведения;
4)
создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения,
творческой самореализации школьника, его интеграции в систему отечественной и мировой
культуры;
5)
обеспечение целостности процесса психического и физического, умственного и
духовного развития личности обучающегося;
6)
развитие взаимодействия педагогов с семьями обучающихся.
Цель организации внеурочной деятельности – обеспечение достижения планируемых
результатов Стандарта: создание условий для становления и развития личности обучающихся,
формирования их общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального,
интеллектуального развития, самосовершенствования, обеспечивающего их социальную
успешность, развития творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья. Таким
образом, основной целью организации внеурочной деятельности школы является
формирование ключевых компетенций учащихся: информационной, коммуникативной,
проблемной, кооперативной или компетенции по работе в сотрудничестве.
Результат внеурочной деятельности - развитие - на основе освоения универсальных
учебных действий, познания и освоения мира – личности обучающегося, его активной учебнопознавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному
образованию.
Направления и формы организации внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

духовно- нравственное

общеинтеллектуальное

общекультурное

социальное

спортивно-оздоровительное.
РАЗДЕЛ 1. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
(ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ)
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивнооздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)
на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
Количество занятий внеурочной деятельности для каждого обучающегося определяется его
родителями (законными представителями) с учетом занятости обучающегося во второй
половине дня в заявительном порядке. Обучающимся предоставляется возможность посещать
занятия в музыкальных и художественных школах, спортивных секциях, кружках в
учреждениях и отделениях дополнительного образования, другие дополнительные занятия по
выбору родителей (законных представителей) обучающихся.
Требование обязательного посещения обучающимися максимального количества занятий
внеурочной деятельности не допускается. На одного обучающегося может приходиться от 1 до
5 занятий. Количество человек в группах – не менее 8 человек.
Продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет 35 минут.

Формы организации: экскурсии, кружки, клубы, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования,
общественно-полезные практики, социальное проектирование, проектно- исследовательская
работа.
Реализуется программа за счет курсов внеурочной деятельности. На их изучение установлено
определенное количество часов в неделю в соответствии с рабочей программой учителя.
Преподавательский состав имеет педагогическое образование и курсы повышения
квалификации по ФГОС.
Администрация осуществляет контроль за реализацией образовательной программы ООО, в
том числе и внеурочной деятельности.

РАЗДЕЛ 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА МБОУ «Каракудукская средняя
общеобразовательная школа Акбулакского района Оренбургской области»
Цели и задачи внеурочной деятельности

Основная образовательная программа основного общего образования реализуется
МБОУ «Каракудукская средняя общеобразовательная школа Акбулакского района
Оренбургской области» через организацию урочной и внеурочной деятельности с
соблюдением
требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов.
Внеурочная деятельность реализуется с учетом и в единстве с Программой воспитания.
Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС основного общего образования
понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и
направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования.
Цель внеурочной деятельности – создание условий для реализации детьми своих
потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной,
культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных
занятий и в рамках основных образовательных дисциплин
Задачи внеурочной деятельности:
расширение общекультурного кругозора;
формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного
освоения его содержания;
включение в личностно значимые творческие виды деятельности;
формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
участие в общественно значимых делах;
помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности
(художественной, спортивной, технической и др.) и содействие в их реализации
в творческих объединениях дополнительного образования;
создание пространства для межличностного общения.
План внеурочной деятельности МБОУ «Каракудукская средняя общеобразовательная школа
Акбулакского района Оренбургской области» обеспечивает введение в действие и реализацию
требований Федерального государственного образовательного стандарта и определяет общий и
максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и
структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам.
План внеурочной деятельности является основным организационным механизмом
реализации основной образовательной программы.
Внеурочная деятельность может осуществляться:

непосредственно МБОУ «Каракудукская средняя общеобразовательная школа
Акбулакского района Оренбургской области»;

совместно с организациями и учреждениями дополнительного образования детей,


спортивными объектами, учреждениями культуры;

в сотрудничестве с другими организациями и с участием педагогов школы
При организации внеурочной деятельности используются программы курсов внеурочной
деятельности (на их изучение установлено определенное количество часов в неделю в
соответствии с рабочей программой учителя).
В МБОУ «Каракудукская средняя общеобразовательная школа Акбулакского района
Оренбургской области» реализуются все 5 направлений внеурочной деятельности.
Контроль за реализацией образовательной программы в соответствии с ФГОС начального
общего образования, в том числе за организацией внеурочной деятельности, осуществляется
заместителем руководителя.
Характеристика рабочих программ внеурочной деятельности
Программы курсов реализуются при использовании таких форм внеурочной деятельности как
художественные, культурологические, спортивные, интеллектуальные, исследовательские.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с
учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется
посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, олимпиады,
конкурсы, соревнования, социальное проектирование.
Духовно-нравственное направление реализуется в соответствии с программой духовнонравственного воспитания учащихся. Направлено на духовно-нравственное развитие и
воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, предусматривающее принятие ими
моральных норм, нравственных установок и национальных ценностей;
на раскрытие
способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном
конкурентном мире.
Целесообразность направления заключается в обеспечении духовно-нравственного развития
обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной
педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Основные задачи:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в
учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе
нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и
универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных
традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости
определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и
зле, должном и недопустимом;
укрепление у школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного
оптимизма;
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности
младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять
нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать
нравственную оценку своим и чужим поступкам;
принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
формирование основ российской гражданской идентичности;
пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;

развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками,
родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
По итогам работы в данном направлении проводятся коллективные творческие дела,
конкурсы.
Общеинтеллектуальное направление предполагает организацию познавательной деятельности,
направленной на самостоятельное приобретение обучающимися нового знания или нового
алгоритма приобретения знаний,
творческих подходов к организации познавательной
деятельности. Цель работы в этом направлении. - формирование целостного, осознанного
отношения к знаниям, к самому процессу познания.
Целесообразность направления заключается в обеспечении достижения планируемых
результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Основными задачами являются:

формирование навыков научно-интеллектуального труда;

развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;

формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;

овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на уровне
основного общего образования.
По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, защита проектов.
Общекультурное (художественно-эстетическое) предполагает развитие эмоциональнообразного и художественно-творческого мышления во внеурочной деятельности, что позволяет
учащимся ощущать свою принадлежность к национальной культуре, повышает чувство личной
самодостаточности.
Цель- формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических
идеалах и ценностях.
Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному
развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций,
развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры,
духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями
многонационального народа России и народов других стран.
Основными задачами являются:

формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;

становление активной жизненной позиции;

воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.
По итогам работы в данном направлении проводятся концерты, конкурсы, выставки.
Социальное направление (социально-преобразующее творчество) - создание условий для
перевода обучающегося в позицию активного члена гражданского общества, способного
самоопределяться на основе общепринятых ценностей, а также вырабатывать собственное
понимание заданных извне целей, разрабатывать проекты преобразования общества,
реализовывать данные проекты.
Целесообразность направления заключается в активизации внутренних резервов
обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на уровне
основного общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и
конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в
социуме.
Основными задачами являются:
формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;

формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в
социуме;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование основы культуры межэтнического общения;
формирование отношения к семье как к основе российского общества;
воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого
отношения к старшему поколению.
По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, выставки, защиты
проектов. Спортивно-оздоровительная деятельность строится с опорой на Программу
формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок,
личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление
физического, психологического и социального здоровья учащихся как одной из ценностных
составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка,
достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Основные задачи:
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных,
психологических и иных особенностей;
- развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.
По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, соревнования, показательные
выступления, дни здоровья.
Формы организации образовательной деятельности, чередование учебной и внеурочной
деятельности в рамках реализации основных образовательных программ основного общего
образования определяет образовательная организация.
Чередование учебной и внеурочной деятельности устанавливается календарным учебным
графиком образовательной организации. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не
учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
В плане внеурочной деятельности реализуются как линейные (занятия проводятся по
расписанию один-два раза в неделю), так и нелинейные (экскурсии, игры, социальные
практики) курсы.
Внеурочная деятельность организуется в таких формах как художественные,
культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные
спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения,
экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики
и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников
образовательных отношений.
Традиционные формы организации деятельности: кружки, факультативы, научные общества
учащихся, а также экскурсии, походы, познавательные игры и беседы, разнообразные учебные
и учебно-исследовательские проекты. Разнообразные
конкурсы рисунков, рассказов,
сочинений. К формам внеурочной деятельности относят и внешкольные акции познавательной
направленности (олимпиады, конференции, интеллектуальные марафоны). Возможны
дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные
научные исследования, практикумы и т. д., проводимые в формах, отличных от урочной
(классно-урочной).

Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни,
предусматривают разные формы организации занятий: секции, конкурсы, спортивные
праздники, викторины, экскурсии, Дни здоровья.
Количество занятий внеурочной деятельности для каждого обучающегося определяется его
родителями (законными представителями) с учетом занятости обучающегося во второй
половине дня.
План внеурочной деятельности МБОУ «Каракудукская СОШ Акбулакского района
Оренбургской области»
обеспечивает введение в действие и реализацию требований
Федерального государственного образовательного, основного общего образования и определяет
общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности,
состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам.
Аннотация рабочих программ
Таблица 1. Перечень программ по ВД, принятых к реализации
Аннотация рабочих программ
Таблица 1. Перечень программ по ВД, принятых к реализации
Направление
Объединение
Классы
Духовнонравственное

Я и мое
Отечество

Обще
интеллектуальное

Библиотечный
час

9
1

игрыпутешествия,
экскурсии
дискуссионный
клуб

1

Ритмика

1

Общекультурное

В мире
профессий

1

Социальное

Разговоры о
важном

1

Спортивноздоровительное

Форма
проведения

студия
ритмики и
пластики
Дискуссионный
клуб
дискуссионный
клуб

Расчетные показатели плана
Направление
развития
личности
Духовнонравственное
Общеинтеллектуальн
ое

Название
программы
по ВД
Я и мое Отечество

Количество часов по
программе
9
34

Библиотечный час

34

Всего
часов по
программе
34
34

Общекультурное
Социальное

В мире профессий
Разговоры о важном

34
34

34
34

Спортивнооздоровительное
Итого:

Ритмика

34

34

5

Максимально допустимая
нагрузка в год на ученика
Фактическая нагрузка
по ОУ на одного ученика

9 класс

Всего

340

1700

170

850

9 класс
Максимально допустимая
340
нагрузка в год на ученика
Фактическая нагрузка
170
по ОУ на одного ученика
Общее количество часов в текущем учебном году

Всего
1700
850

*Количество часов в неделю определяется по выбору учащихся и родителей (законных
представителей), но не более 10 часов.
План реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволяя
обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы.
Занятия групп проводятся на базе школы в учебных кабинетах, в компьютерных классах,
кабинете музыки, в спортивном зале, читальном зале библиотеки. Занятия по внеурочной
деятельности проводятся учителям, педагогами дополнительного образования, преподавателеморганизатором ОБЖ.
Таким образом, план внеурочной деятельности на 2022/2023 учебный год создаёт условия для
повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся, способствует
самоопределению учащихся в выборе профиля обучения с учетом возможностей
педагогического коллектива.
Кадровое обеспечение и финансово-экономические условия
организации внеурочной деятельности
Финансово-экономические условия реализации основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС основного общего образования обеспечивают реализацию
образовательной программы, в том числе в части внеурочной деятельности.
При расчете нормативов финансового обеспечения реализации государственных услуг
образовательной организацией в соответствии с ФГОС основного общего образования в
норматив включены затраты рабочего времени педагогических работников МБОУ
«Каракудукская средняя общеобразовательная школа Акбулакского района Оренбургской
области»
на внеурочную деятельность. В МБОУ «Каракудукская СОШ» нормативное
финансирование внеурочной деятельности, включающее в себя финансирование:
внутришкольного дополнительного образования (программы внеурочной деятельности,
ориентированные на планируемые результаты освоения основной образовательной программы
начального общего образования)
дополнительного образования Дома детского творчества
деятельности классных руководителей (экскурсии, круглые столы, соревнования,
общественно полезные практики и т.д.);

деятельности иных педагогических работников (педагога-организатора, инспектора по защите
и охране прав детства, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями на
основе квалификационных характеристик должностей работников образования.
Кадровое обеспечение
При организации внеурочной деятельности обучающихся используются собственные ресурсы
(учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования, учитель физической
культуры, библиотекарь, учитель информатики, педагоги –совместители СДК, социальный
педагог).
Совершенствование уровня кадрового обеспечения
Задачи
Мероприятия
Подготовка педагогических кадров к
Индивидуальные собеседования с преподавателямиработе с учащимися по внеурочной
предметниками и руководителями кружков, готовыми
деятельности
к деятельности в данном направлении.
Повышение методического уровня
Повышение квалификации работников на курсах по
всех участников воспитательного
вопросам внедрения ФГОС.
процесса
Семинары с психологом, социальными и
медицинскими работниками, специалистами
внешкольных учреждений.
Семинары-практикумы в методических
объединениях с целью обмена передовым опытом,
накопленным в школе.
Проведение семинаров по реализуемым программам.
Обеспечение комфортных условий
Материальное стимулирование руководителей
для работы педагогов
кружков, клубов, спортивных секций, воспитателя
группы продленного дня.
Активизация вовлеченности
Организация и проведение
работников культуры в систему
общешкольных мероприятий.
общешкольных мероприятий
Годовое планирование воспитательной работы с
учетом возможностей педагогов.
Информационное обеспечение
В информационное обеспечение реализации внеурочной деятельности может быть включено:
проведение мониторинга профессионально-общественного мнения среди педагогов
образовательного учреждения, обучающихся и родительской общественности;
информационно-коммуникационные
технологии
для
организации
взаимодействия
образовательного учреждения с родительской общественностью, социальными партнерами,
другими образовательными учреждениями, органами, осуществляющими управление в сфере
образования;
создание и ведение различных баз данных (нормативно-правовой, методической и других);
информационно-коммуникационные технологии, обеспечивающие процессы планирования,
мотивации, контроля реализации внеурочной деятельности.
Значительную роль в информационной поддержке реализации внеурочной деятельности
отведена Интернет-сайту образовательного учреждения, не только обеспечивающего
взаимодействие с социальными партнерами и открытость государственно-общественного
управления, но и расширяющего многообразие форм поощрений, усиливающего публичное
признание достижений всех участников образовательного процесса. Именно информационно-

коммуникационные технологии дают сегодня возможность, несмотря на территориальную
удаленность, участвовать всем субъектам образовательного процесса не только в региональных
или всероссийских, но и в международных конкурсах, расширяя тем самым пространство для
их творческой самореализации, в том числе и во внеурочной деятельности.
Научно-методическое обеспечение
Внеурочная деятельность призвана в относительно новом для основной образовательной
программы основного общего образования пространстве гибко и оперативно реагировать на
изменение социального заказа, обеспечивая возможность свободного выбора курсов и
дисциплин.
Решение такого рода проблем связано с необходимостью научно-методического
сопровождения на всех уровнях образовательной системы.
Для образовательного учреждения это означает интеграцию в открытое научно-методическое
пространство, обновление подходов к повышению профессиональной компетентности
педагогов, в том числе через:
- освоение новых форм и сфер деятельности методической работы в образовательном
учреждении;
- диссеминацию передового педагогического опыта на основе новых информационнокоммуникационных технологий;
- внедрение новых моделей повышения квалификации, в том числе на основе дистанционных
образовательных технологий.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации апробации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в
школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену, имеется
столовая, имеется медицинская комната.
Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со
спортивным инвентарем для школьников, музыкальной техникой, библиотекой, музейной
комнатой, спортивной площадкой, игровой площадкой
Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенными к
локальной сети Интернет. В кабинете информатики имеются 6 компьютеров, ноутбуки,
проектор, экран. Кабинеты оснащены ноутбуком, проектором.
Оценивание результатов курсов внеурочной деятельности
Для
организации
внеурочной
деятельности
МБОУ
«Каракудукская
средняя
общеобразовательная школа Акбулакского района Оренбургской области». самостоятельно
разрабатывает и утверждает рабочие программы курсов внеурочной деятельности.
Реализация курсов внеурочной деятельности проводится без бального оценивания результатов
освоения курса. Оценивание происходит по итогам периода обучения (четверть, учебный год);
может быть реализовано через проведение творческих вечеров, постановку спектаклей,
организацию тематических мероприятий и выставок, а также работу с портфолио
обучающегося, что позволяет решать задачи воспитания, выявление и развитие
индивидуальных творческих способностей ребенка, ведет к повышению самооценки ученика,
максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию
дальнейшего творческого роста.
Мониторинг эффективности внеурочной деятельности
Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора,
обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации
внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:

рост социальной активности обучающихся;


рост мотивации к активной познавательной деятельности;

уровень
достижения обучающимися
таких
образовательных
результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских
компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных
навыков;

качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и
нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к
окружающему миру (уровень воспитанности);

удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.
Объекты мониторинга:
1. Оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;
2. Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;
3. Анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления
удовлетворённости воспитательными мероприятиями;
4. Анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля.
5. Вовлечённость обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе
школы, так и вне ОУ;
6. Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений;
7. Результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах
различного уровня.
Риски, трудности и проблемы в реализации программы
Среди основных факторов, способных повлиять на результаты апробации ФГОС можно
выделить следующие:
Фактор риска
Возможные пути разрешения
отсутствие достаточного финансирования
привлечение средств из дополнительного
фонда
низкая мотивация педагогов из-за отсутствия
мониторинговое изучение мотивов
материальной поддержки
деятельности педагогов и активное
использование нематериальных стимулов
отсутствие или недостаточное количество в
привлечение специалистов дополнительного
школе необходимых специалистов
образования
дефицит учебно-методических пособий
Использование ресурсов Интернетпространства
недостаточная методическая подготовка
проведение методических занятий, участие в
педагогов
форуме апробации ФГОС, связи с другими
участниками апробации, прохождение
курсовой подготовки
Внешние связи и партнерство
К работе в рамках апробации механизма реализации внеурочной деятельности привлекаются
родители, ДЮСШ, ДТР, районный и школьный музеи, библиотека, СДК.
Диагностика эффективности внеурочной деятельности
Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды
внеурочной деятельности, которыми занят школьник.
Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников

Личность самого воспитанника
Детский коллектив
Профессиональная позиция педагога
Методы и методики мониторинга изучения детского коллектива
Цели и задачи
Создавать
условия для
формирования
детского
коллектива как
средства развития
личности

Ожидаемые результаты
•Сформированность
детского коллектива
(благоприятный
психологический
микроклимат, сплоченность
коллектива, высокий уровень
развития коллективных
взаимоотношений, развитость
самоуправления, наличие
традиций и т.п.)
•Сформированность
мотивации воспитанников к
участию в общественно
полезной деятельности
коллектива
•Сформированность
коммуникативной культуры
учащихся

Методы и методики мониторинга
• Методика выявления организаторских
и коммуникативных склонностей (по В.В.
Синявскому и Б. А. Федоришину)
• Методика-тест «Тактика
взаимодействия» (по А. Криулиной)
• Методика «Мы - коллектив? Мы коллектив... Мы - коллектив!» (стадии
развития коллектива)
• Методика «Какой у нас
коллектив?» (по А.Н. Лутошкину)
• Методика «Наши отношения»
• Методика «Творческие задания»
• Игра «Лидер»
• Методика «Выявление мотивов
участия учащихся в делах классного и
общественного коллективов»
. Социометрия
• Методика «Психологическая
атмосфера в коллективе»
• Методика «Сочинения учащихся»
• Игровая методика «Мишень»
• Методика определения лидера
• Методики: «Психологический климат
коллектива», «Индекс групповой
сплоченности»
• Методика «Эмоциональнопсихологический климат»
• Характеристика психологического
климата коллектива
. Методика изучения мотивации
межличностных выборов
• Методика «Лесенка»
• Методика диагностики
организованности коллектива
• Игровая методика «Лидер»
• Методика «Творческий коллектив»
• Методика определения уровня
развития самоуправления
• Цветопись (по А.Н. Лутошкину)
• Методика «Определение уровня

развития классной группы» (по А.Н.
Лутошкину)
• Методика «Ребячья мозаика»
• Комплекс методик и методов
диагностирования воспитанности детей

Мониторинг деятельности педагога дополнительного образования
Мониторинг эффективности внеурочной деятельности.
Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора,
обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации
внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Задача диагностики - выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды
внеурочной деятельности, которыми занят школьник.
Объекты мониторинга:
1.
Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников (оценка
востребованности форм и мероприятий внеклассной работы; сохранность контингента всех
направлений внеурочной работы; анкетирование школьников и родителей по итогам года с
целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями).
2.
Личность самого воспитанника (вовлеченность обучающихся во внеурочную
образовательную деятельность, как на базе школы, так и вне образовательной организации).
3.
Детский коллектив (развитие и сплочение ученического коллектива, характер
межличностных отношений).
Мониторинг осуществляется 1 раз в год (в конце учебного года):
1.
Проводится анкетирование на выявление предпочтений, интересов внеурочных
занятий.
2.
Анализ востребованности занятий по критериям: массовость посещения; расширение
спектра интересов учащихся; активность участия в проектной деятельности; динамика участия
в выставках, школьных конкурсах, мероприятиях и т.п.

Показатели
1.

Сроки контроля

Методы
Кто проводит
контроля
Эффективность работы кружков, секций, клубных объединений

1.1 Результаты промежуточной Май
аттестации учащихся (итоги
учебного года)
1.2Результаты итоговой
Май
аттестации

Анализ

1.3. Проектная деятельность
учащихся

В течение учебного
года

Анализ

1.4.Сотрудничество с другими В течение учебного
учреждениями ДТ, культуры
года

Анализ

Анализ

Педагоги
дополнительного
образования
Педагоги
дополнительного
образования
Педагоги
дополнительного
образования
Педагоги
дополнительного
образования

1.5 Участие учащихся в
выставках, конкурсах, проектах,
соревнованиях и т.п. вне школы
1.6. Количество учащихся,
участвующих в выставках,
конкурсах, проектах и т.п. вне
школы
1.7 Количество учащихся,
задействованных в
общешкольных мероприятиях
1.8. Проведение различных
мероприятий

В течение учебного
года

Анализ

В течение учебного
года

Анализ

В течение учебного
года

Анализ

В течение учебного
года

Анализ

1.9 Проведение экскурсий,
походов

В течение учебного
года

Анализ

1.10 Вовлеченность учащихся В течение учебного
в акцию милосердия
года

Анализ

1.11 Кол-во учащихся,
В течение учебного
принимающих участие в
года
экскурсиях, походах.
1.12 Посещаемость кружков и В течение учебного
секций
года

Анализ

1.13 Количество учащихся, с
которыми произошел случай
травматизма во время
образовательного процесса

Анализ

В течение учебного
года

Анализ

Педагоги
дополнительного
образования
Педагоги доп.
образования

Педагоги
дополнительного
образования
Педагоги
дополнительного
образования
Педагоги
дополнительного
образования
Педагоги
дополнительного
образования
Педагоги
дополнительного
образования
Педагоги
дополнительного
образования
Педагоги
дополнительного
образования

2. Организация ученического самоуправления
Количество детей,
В течение учебного
задействованных в ученическом года
самоуправлении
3. Анализ состояния работы с родителями

Анализ

Педагоги
дополнительного
образования

3.1. Проведение родительских В течение учебного
собраний
года

Анализ

Педагоги
дополнительного
образования
Педагоги
дополнительного
образования
Педагоги
дополнительного
образования

3.2 Посещение родителями В течение
обучающихся
родительских года
собраний
3.3
Процент
родителей В течение
обучающихся,
посетивших года
родительские
собрания
в

учебного Анализ

учебного Анализ

предыдущем учебном году
3.4 Участие родителей в В течение учебного Анализ
Педагоги
мероприятиях на основании года
дополнительного
данных,
зафиксированных
образования
педагогом
в
специальном
журнале (тетради)
3.5.
Процент
родителей, Май
Анализ
Педагоги
принявших
участие
в
дополнительного
мероприятиях в предыдущем
образования
учебном году (на основании
данных
протоколов
родительских
собраний
и
анализа деятельности педагога)
4. Удовлетворенность организацией образовательного и воспитательного процесса
4.1. Удовлетворенность
IV четверть
учащихся жизнью в творческом
объединении
4.2. Удовлетворенность
IV четверть
родителей деятельностью
педагога
4.3.Наличие благодарностей,
В течение учебного
грамот, портфолио
года

Педагоги
дополнительного
образования
Педагоги
дополнительного
образования
Педагоги
дополнительного
образования
5. Проектирование и прогнозирование образовательного и воспитательного процесса

5.1.Наличие рабочей
программы и ее соответствие
предъявляемым требованиям

Сентябрь

5.2.Планирование
воспитательной работы на год

Сентябрь

5.3.Ведение аналитической
В течение учебного
деятельности своей работы
года
(отслеживание результатов,
коррекция своей деятельности)
5.4.Ведение журнала
Сентябрь - май

Анкетирование
учащихся и
родителей
Анкетирование
учащихся и
родителей
Анализ

Анализ

Составление
плана
Анализ

Проверка
журналов

Педагоги ДО, зам.
директора по УВР
Педагоги
дополнительного
образования
Педагоги
дополнительного
образования
Зам. директора по
УВР

6. Использование новых воспитательных технологий
6.1.Применение современных В течение учебного
технологий, обеспечивающих года
индивидуализацию обучения

Анализ

Педагоги
дополнительного
образования

7. Профессиональный рост педагога дополнительного образования
7.1.Прохождение курсов
повышения квалификации

В течение учебного
года

Анализ

7.2.Участие в работе
конференций, семинаров и т.д.

В течение учебного
года

Анализ

7.3. Работа над методической
В течение учебного
темой
года

Анализ

Педагоги
дополнительного
образования
Педагоги
дополнительного
образования
Педагоги
дополнительного
образования

8. Обобщение и распространение опыта
8.1.Презентация опыта на
различных уровнях

В течение учебного
года

Анализ

8.2.Наличие научноВ течение учебного
педагогических и методических года
публикаций

Анализ

Педагоги
дополнительного
образования
Педагоги
дополнительного
образования

Результаты внеурочной деятельности
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовнонравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или
иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего
образования строго ориентированы на воспитательные результаты.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 07.09.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(35335)3-81-12

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».